Интерпол и его международные отношения с Российской Федерацией
Интерпол и его международные отношения с Российской Федерацией
2
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
по теме: ИНТЕРПОЛ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ЕГО МЕЖДУНАРОНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
Работа выполнена студентом
4 курса, группы № 56
заочной формы обучения
Волковой Мариной Геннадиевной
Преподаватель:
Жамкочьян Сергей Сергеевич
Санкт-Петербург
2006 год
ПЛАН РАБОТЫ
Страницы
1.
Введение
3
2.
История возникновения и развития Интерпола
4 - 5
3.
Основные цели и структура Интерпола
6 - 10
4.
Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола
11 - 14
5.
Основные направления деятельности Интерпола
15 - 21
6.
Россия и Интерпол. Россия и Европол
22 - 25
7.
Заключение
26 - 27
8.
Список использованной литературы
28 - 29
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью курсовой работы является проведение на основе изучения и анализа нормативно-правовых актов РФ, международных нормативно-правовых актов, юридической литературы исследования правового положения Интерпола и возникающих в связи с этим правоотношениях данной организации, сотрудничества с Российской Федерацией и международными организациями.
Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения следующих задач: изучение места и роли Интерпола; порядок формирования, развития, компетенция и т.д.
Объектом работы выступили нормативно закрепленное положение Интерпола в современном российском обществе и на международной арене.
Предметом являются нормы действующего российского и междуна-родного законодательства.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРПОЛА
Интерпол - сокращенное название Международной организации уголовной полиции(МОУП). Это единственная международная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью.
Формально Интерпол был создан в 1923 году на Международном полицейском конгрессе в Вене. Первая попытка была предпринята на первом Конгрессе криминальной полиции, который состоялся в Монако в 1914 году. Говорят, что проведение конгресса было инициировано князем Монако Альбертом Первым. Как-то князь познакомился с красивой молодой немкой, на которой собрался жениться и которая, как потом выяснилось, оказалась наводчицей в воровской шайке. Лишившись фамильных драгоценностей, незадачливый жених призвал лучших сыщиков мира и объявил сбор первым международным съездом сотрудников уголовной полиции. На призыв потрясенного женским коварством князя откликнулись 188 человек из 24 стран, в том числе три дамы. Они договорились создать единый банк данных и разработать процедуру ускоренной выдачи преступников странам-участницам. Следующую встречу - через два года в Бухаресте - отменила Первая мировая война.
К идее князя Альберта вернулись в 1923 году. 3 сентября в Вене состоялся первый полицейский конгресс, на котором и было принято решение создать Международную комиссию криминальной полиции. Ее телеграфный адрес звучал как «Интерпол». Так организацию стали именовать в обиходе. Поскольку Австрия была хозяйкой первого полицейского конгресса, шеф австрийской полиции автоматически возглавил новую организацию. Большую часть секретариата также составили австрийцы. Австрия почти стопроцентно осуществляла финансирование Интерпола.
До Второй Мировой войны Интерпол функционировал как форум для обмена информацией и идеями. Сотрудничество полицейских служб было неофициальным. Бывший генеральный секретарь Интерпола Андрэ Боссар сказал как-то: «Долгое время мы работали как некий клуб по интересам». В марте 1938 года Австрия была присоединена к нацистской Германии. Буквально в час вступления немецких войск в Вену рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер сместил президента Интерпола доктора Михаэля Шкубля и заменил его на нациста Отто Штайнхаузля. На обложке журнала Интерпола «The International Criminal Police Review» за 10 июля 1938 года Штайнхаузль был изображен в форме штандартенфюрера СС. В руки нацистов попала вся база данных Интерпола, которой они в полной мере воспользовались. С 1940 года президентом Интерпола стал глава службы безопасности нацистской Германии Райнхард Гейдрих. Штаб-квартира переехала в Берлин. Гейдрих оставался на этой должности до самой своей смерти в результате покушения в июне 1942 года. Место Гейдриха занял эсэсовец Артур Небе. Затем президентом международной полиции стал печально известный Эрнст Кальтенбруннер.
После крушения нацистского режима Кальтенбруннер был осужден Нюрнбергским трибуналом и казнен. После войны Интерпол пришлось, по сути, создавать заново. В конце 1946 года представители шестнадцати государств, входивших в Интерпол, встретились в Бельгии и попытались воссоздать организацию. По некоторым данным, среди них были люди, которые в годы войны сотрудничали с нацистами.
С 1946 года по 1989 год штаб-квартира Интерпола располагалась в Париже. Затем она переехала в Лион. Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). Организация
В 1956 году Интерпол получил свое нынешнее название (Международная криминальная полиция) и новый устав - конституцию.
С 1982г. Интерпол получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации.
Ее членами являются более 150 государств, бывший СССР вступил в нее с 1990 г.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ИНТЕРПОЛА
1. Цель Организации B соответствии со ст. 2 из Конституции Организации, Цели ИНТЕРПОЛА Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол: « (a), гарантировать и продвинуть самую широкую взаимную помощь между всеми правоохранительными органами , в соответствии с законами, существующими в различных странах и в духе Универсальной Декларации Прав человека. (B), устанавливать и развить все учреждения, которые могут внести свой вклад в предотвращение и подавлению преступлений. « Пределы действия установлены в статье 3: « Это строго запрещает для Организации предпринять любое вмешательство или действия политического, военного, религиозного или расового характера(знака). « Согласно интерпретации, данной статьи 3, политическое нарушение - то, которое, как рассматривается, является преобладающе политического характера(природы) из-за обстоятельств окружения и основных поводов, даже если нарушение непосредственно закрыто(охвачено) в соответствии с законом уголовного преступника в стране, в которой это было совершено(передано). Эта интерпретация, основанная на преобладающих аспектах нарушения, реализована в решении, принятом Генеральной Ассамблеей ИНТЕРПОЛА в 1951. Кроме того, решение, принятое в 1984 заявляет, что, вообще, нарушения, как рассматривается, не являются политическими, когда они совершены(переданы) вне зоны конфликта и, когда жертвы не связаны с целями, преследуемыми нарушителями.
2. Члены - претендующие на членство - статья 4 государства: « Любая страна может делегировать как Член к Организации любой официальный полицейский орган, чей функции прибывают в пределах структуры действий Организации. Просьба о членстве должна быть представлена Генеральному секретарю соответствующей правительственной организацией. Членство должно быть одобрено двумя третями большинства Генеральной Ассамблеи».
3. Принципы Сотрудничества Международное полицейское сотрудничество в пределах ИНТЕРПОЛА всегда проводились в соответствии с руководящими принципами, внесенными в список ниже: Уважение национальный суверенитета Сотрудничество основано на действиях, принятых полицейскими силами в различных Государствах - членах, работающих в пределах их собственных национальных границ и В соответствии с их собственными национальными законами. Осуществление закона уголовного преступника (Статьи 2 и 3 из Конституции) область Организации деятельности ограничено предотвращением преступления и законным осуществлением в связи с нарушениями уголовного преступника. Это - единственное основание, на котором может иметься соглашение между всеми Государствами - членами. Универсальность Любое Государство - член может сотрудничать с любой другой, - действие и Компании, нельзя препятствовать географическими или лингвистическими факторами. Равенство всех Государств - членов Все Государства - члены обеспечиваются теми же самыми услугами и имеют те же самые права, независимо от размера их финансовых вкладов в Организацию. Сотрудничество с другими агентствами Сотрудничество расширено(продлено) через Национальное Центральное Бюро к любому правительственному агентству, заинтересованному(обеспокоенному) сража-ющимися нарушениями уголовного преступника. Гибкость рабочих методов Хотя управляется принципами, разработанными(предназначенными), чтобы гарантировать регулярность и непрерывность, рабочие методы достаточно гибка, чтобы принять во внимание широкое разнообразие структур и ситуаций в различных странах. Уважение(отношение) за эти принципы означает, что ИНТЕРПОЛ не может иметь бригады детективов с наднациональными полномочиями, кто путешествуют расследуя случаи в различных странах. Международное полицейское сотрудничество должно зависеть от скоординированного действия со стороны полицейских сил Государств - членов, все из которых могут снабжать или запрашивать информацию или услуги в различных ситуациях.
Высшим пленарным органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, в период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом - Исполнительный комитет во главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением. Замыкают систему органов управления советники, исполняющие исключительно консультативные функции.
В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7). В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.
Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при голосовании имеет один голос. Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи: определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество; принимать новых членов; рассматривать и утверждать план работы и бюджет на предстоящий год, избирать должностных лиц организации и решать финансовые вопросы. Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью
несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств - рекомендательными.
Кроме названных сессий, представители государств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции по проблемам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решениям, согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространен-ными в данном регионе.
Исполнительный комитет выполняет функции Генеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девяти делегатов.
Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам. В 1988г. Президентом Интерпола был избран француз Иван Барбо - генеральный директор национальной полиции Министерства внутренних дел Франции, под началом которого находились все департаменты французской полиции
и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих.
Заседания Исполнительного комитета проводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола, а не как представители своих стран (ст. 21 Устава).
Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центры, обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовит необходи-мые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с Президентом и т.п.
Возглавляет секретариат Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. По состоянию на январь 1997 г. в штате Секретариата насчитывалось около 280 сотрудников, из которых 16 работают по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать или придерживаться инструкции какого-либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии (ст. 30 Устава).
С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения чисто региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества госу-дарств в Европе. В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службу Генерального секретариата, специальное отделение для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составе секретариата действуют 4 отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела, который координирует сотрудничество полицейских органов - членов в борьбе с преступностью. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием, международным терроризмом. В другом подотделе обрабатыва-ется информация об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных чеков, облигаций, акций и других фактах фальшивомонетничества Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.)
. Здесь работает своя экспертная лабора-тория для исследования поддельных ценных бумаг, готовится и издается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество и подделки», подписчи-ками которого являются более 15 тыс. банков и эмиссионных учреждений всего мира.
Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. В него входят служба руководителя подотдела со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящаяся в Бангкоке (Таиланд), группа по проведению операций и группа разведки. Большую помощь в работе оказывают региональные органы по борьбе с этими преступлениями. Руководит работой подотдела высший чиновник из Управления по делам о наркотических средствах министерства юстиции США. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.)
Национальные центральные бюро (НЦБ) создаются в структуре полицейской службы каждого государства-члена Интерпола. Они являются центрами международного сотрудничества государств по Борь-бе с преступностью, опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено, в конкретном государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола. Одновременно оно является полицей-ским органом этого государства, наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в одной международной организации. Будучи опорными пунктами международного полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с судом, прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне - с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ИНТЕРПОЛА
Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои документы грифом «Интерпол», поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомс-тво. Руководитель НЦБ без промедления, в приказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.
В «Доктрине НЦБ», принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.
Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов (ст. 34 Устава). В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических и психотропных средс-тв, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыск огнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники в полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной области знаний, работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультан-тов от должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи.
Свои исследования и другие функции консультанты-советники могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола, так и по месту постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено право посещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей, а по приглашению президента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.
Отношения с другими международными организациями
Организация Объединенных Наций:
ИНТЕРПОЛ всегда работал близко с Организацией Объединенных Наций по международным экономическим и социальным вопросам, особенно с Центром Прав Человека и Предотвращения Преступления и отделения Уголовного Правосудия. Это сотрудничество, которое развилось устойчиво за эти годы, было формально признано в 1971 с подписью «Специальная Договоренность» между Экономическим и Социальным Советом организации Объединенных Наций и ИНТЕРПОЛом. Как окончательное политическое признание важной роли, ИНТЕРПОЛ был удостоен в 1996 статуса «Постоянного Наблюдателя» в Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Другой орган Организации Объединенных Наций Международная Программа Контроля за Наркотиками - делится информацией с Подразделением Наркотиков Генерального Секретариата и участвует в программах Генерального секретариата по обучению сотрудничеству.
Специализированные агентства Организации Объединенных Наций и связанные учреждения:
ИНТЕРПОЛ сотрудничает главным образом со следующими организациями:
* Международной Организацией Гражданской Авиации (ICAO), по обеспечению безопасности воздушного транспорта и по предотвращении и борьбе с незаконным вмешательством в международную гражданскую авиацию;
* Международным Союзом Телекоммуникации(ITU), по вопросам, связанными с сетью телекоммуникаций ИНТЕРПОЛА;
* ЮНЕСКО, по защите национальной культурной собственности и предотвращения кражи произведения искусства Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.)
5 Устав(Конституция)Всемирной Организации Здравоохранения(Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.)
;
* Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (WIPO), в связи с нарушениями прав интеллектуальной собственности и авторского права;
* Всемирной Организацией Здравоохранения(WHO), по вопросам, касающихся злоупотребления психотропными веществами.
Другие межправительственные организации:
* Всемирная Таможенная Организация: ИНТЕРПОЛ поддерживает контакт с этой организацией, чтобы гарантировать, что полицейские и таможенные офицеры могут работать вместе в сферах, где такое сотрудничество необходимо, например, по борьбе с незаконным движением наркотиков;
* Совет Европы: соглашение было подписано двумя организациями в 1959, с тех пор, когда ИНТЕРПОЛ сотрудничал по вопросам преступности и по подготовке Европейских конвенций по борьбе с преступностью. Фактически, многие из Европейских соглашений, заключенных под эгидой Совета Европы содержат условия, содержащие, что Стороны-Государства могут использовать каналы ИНТЕРПОЛА, чтобы ускорить отправление судебных документов;
* Секретариат по Конвенциям Международной Торговли исчезаю-щими разновидностями флоры и фауны (CITES): Так как многие из Государств - членов ИНТЕРПОЛА стараются защищать их флору и фауну, Генеральный Секретариат сотрудничает с CITES, чтобы бороться с движе-нием исчезающих разновидностей флоры и фауны.
ИНТЕРПОЛ также сотрудничает с множеством других межправитель-ственных организаций на вопросах взаимного интереса.
Неправительственные организации
ИНТЕРПОЛ иногда посылает представителей на встречи, которые проводятся неправительственными организациями, когда предметы интереса полиции обсуждаются этими организациями. Организации включают Международную Ассоциацию Воздушного транспорта, Международное Общество Криминологии, Международную Ассоциацию Уголовного Права, Международное Общество Социальной Защиты, Международную Организацию Банковской Безопасности, и Международную Федерацию Аболюционистов.
2. Отношения со страной штаб-квартиры
Штаб-квартира Интерпола находится во Франции. Отношения между Интерполом и Французским Правительством регулируются в соответствии с Соглашением Штаб-квартиры, которое предоставляет Интерполу привилегии и иммунитеты которые существуют у межправительственных организаций.
Текущее Соглашение Штаб-квартиры вступило в силу 14 февраля 1984. Оно было одобрено Генеральной Ассамблеей Интерпола на 51-ой сессии (Torremolinos, 1982), и было ратифицировано французским Парламентом в 1983. Это Соглашение заменяет Соглашение Штаб-квартиры 1972г. и расширяет привилегии Организации и ее иммунитеты так, чтобы они лучше подходили для сегодняшних потребностей, которые изменились в результате достижений в действиях в течение последнего десятилетия.
3. Связи с общественностью
Действия Интерпола никоим образом не таинственны или секретны. Организация работает в пределах которые установлены его Конституцией, и главная цель состоит в том, чтобы служить интересам правосудия.
Следовательно, не имеется никакой причины, почему широкая публика не может быть информированной относительно работы Интерпола.
Журналисты из газет и периодических изданий, радио и телевизионные репортеры часто посещают Генеральный Секретариат и НЦБ, и им дается, такое количество информации относительно международного полицейского сотрудничества насколько это возможно правилами профессионального усмотрения.
Таким же образом, много полицейских офицеров, академиков и людей, выполняющих исследование относительно криминологических или юриди-ческих тем также прибывают в Генеральный Секретариат, чтобы ознако-миться с материалами ссылок.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРПОЛА
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
- Во-первых, это уголовная регистрация. Будучи общепризнанным и наиболее эффективным средством раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников, она
организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации, как преступников, так и некоторых преступлений. Основными идентификационными признаками являются демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления («модус операнди»), особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др. Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный элемент. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки. Кним относятся:
1) алфавитная картотека всех известных международных преступников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности, в которой на специальной карточке изложены все демографические и другие сведения, включая преступную «профессию» (на конец 1996г., например, в ней значилось более 4 млн. преступников, из них более З00 тыс. активно действующих, на которых дополнительно ведется персональное «досье» с данными об их судимостях, переездах и связях);
2) картотека словесного портрета преступников, где изложены сведения о внешности преступников по 177 показателям (НЦБ) государств-членов организации заполняют специальную карточку на каждого международного преступника и отправляют ее в Генеральный секретариат, получив запрос со словесным портретом разыскиваемого, опытные служащие находят соответствующую карточку, снимают с нее ксерокопию и направляют адресату;
3) картотека документов и названий, состоящая из двух разделов. В первом учитываются по номерам, сериям и другим реквизитам паспорта, удостоверения личности, удостоверения на право владения самолетом, автомобилем, огнестрельным оружием, кинокамерой и другие документы, которыми пользовались международные преступники. Второй раздел содержит карточки с названиями морских судов, летательных аппаратов, автомашин, на которых перевозились наркотики, драгоценности и т.п., а также названия фирм или организаций, замешан-ных в международных преступлениях);
4) картотека преступлений и способов их совершения, которая состоит из нескольких картотек с описанием названия и способов совершения однородных групп или отдельных видов преступлений: незаконного распространения наркотиков, фальшивомонетничества, контрабанды оружием, захвата и угона самолетов и т.п.;
5) дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации, карточки в которой располагаются в соответствии с формулой, известной в криминалистике как «формула Гальтона и Генри». Здесь собрано более 300 тыс. карточек. Ежегодно картотека пополняется примерно на 10 тыс. штук. С ее помощью идентифицируют преступников;
6) картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица (фотографии и рисунки здесь располагаются по видам преступных «профессий»: торговец наркотиками, гостиничный вор, фальшивомонетчик и т.п. В фототеке находится более 10 тыс. фотографий наиболее опасных преступников).
В Интерполе ведутся и другие картотеки, содержащие сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и др. ценностях; о лицах, пропавших без вести; о неопознанных трупах; картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира и др.
Пополнение картотек - обязанность каждого государства-члена Интерпола. Однако, большинство государств проявляют пассивность в этом важном деле. В свою очередь Генеральный секретариат снабжает НЦБ государств свежей информацией из своих картотек, не дожидаясь специаль-ных запросов. Например, при появлении сведений о преступной активности лица Генеральный секретариат рассылает в страны-члены организации международный «зеленый циркуляр» (специальный бланк с зеленой эмблемой Интерпола в правом верхнем углу) с просьбой держать это лицо под наблюдением и сообщать о его перемещениях и всех обстоятельствах, имеющих отношение к его преступной деятельности.
- Во-вторых, это международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций. Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран, но и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.
В случае успеха задерживают и водворяют преступника под стражу, после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.
В практике Интерпола различают три вида розыска: обычный, срочный и смешанный. Обычный розыск включает в себя целый ряд стадий - собранные документы орган расследования или суд направляет в НЦБ своей страны с просьбой о розыске бежавшего за границу преступника. Здесь просьба проверяется, запрашиваются дополнительные сведения, составляется «красный циркуляр» (специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Генеральный секретариат после соответствующей проверки рассылает его в НЦБ всех или некоторых стран-членов. Получив этот документ, каждое НЦБ дает полицейским органам команду о начале розыска. «Красный циркуляр» обязывает полицию действовать без промедления и служит своеобразным международным приказом об аресте разыскиваемого лица. В случае задержания и ареста НЦБ немедленно уведомляет Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска. Последнее в свою очередь сообщает о задержании преступника в заинтересованные органы своей страны. О прекращении розыска извещаются заинтересованные органы.
Срочный розыск организуется, как правило, по «горячим следам». Он отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный секретариат и направляются НЦБ через специальную радиосеть Интерпола в НЦБ соседних или других государств, куда бежал или может бежать преступник. Просьба о розыске, задержании и аресте бежавшего в другую страну преступника может быть направлена по телеграфу или другим оперативным способом. Если срочный розыск не принес успеха в течение трех месяцев со дня его объявления, то он заменяется на обычный, составляется и рассылается «красный циркуляр». Ежегодно в рамках Интерпола задерживается около тысячи международных преступников, при этом большинство - с помощью срочного розыска.
В случаях, когда у полиции нет достаточных оснований для ареста или нет с данным государством договора о выдаче преступников, целью международного розыска является установление за ним и негласного полицейского наблюдения и контроль за их перемещениями. Такое же наблюдение устанавливается за так называемыми «привычными международными преступниками», которых в превентивных целях нельзя упускать из вида. В подобных случаях в Генеральном секретариате заполняется «зеленый циркуляр», в котором кроме обычных реквизитов содержится обращение к полиции: «В случае его появления взять под наблюдение».
Смешанный розыск связан с тем, что далеко не все государства заключают двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам и выдаче преступников. Поэтому при смешанном розыске секретариат Интерпола рассылает два скрепленных вместе циркуляра: «красный» с пометкой такого, например, содержания: «При обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту в целях выдачи» («красный циркуляр» рассылается в страны, имеющие соответствующий договор о выдаче преступников); «зеленый» с пометкой: «В других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат» («зеленый циркуляр» рассылается в страны, не имеющие с таким государством договора о выдаче).
- В третьих, международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства-инициатора розыска. На разыскиваемого в Генеральном секретариате заполняется «синий циркуляр» (специальный бланк с синей эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Кроме обычных сведений здесь приводится фотография разыскиваемого, описание внешности и указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат собирает документы о его розыске. Розыск пропавших без вести чаще всего производится в «интересах семьи» и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся сведения о неопознанных трупах иностранцев. При этом Генеральный секретариат извещает членов организации об обнаружении неопознанного трупа путем направления «черного циркуляра» (специальный бланк с черной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу), в котором изложены обстоятельства обнаружения трупа, его фотография или другое изображение, отпечатки пальцев и др.
- И, в-четвертых, международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п. Рассмотрим кратко деятельность Интерпола на примере розыска похищенных произведений искусства. Эта работа строится на тесном сотрудничестве не только с государствами-членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права
собственности на культурные ценности (1970 г.) и Конвенции об охране всемирного, культурного и природного наследия (1972 г.). При этом государства взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли - продажи, а на таможнях требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны. Интерпол принимает участие в организации их розыска, а также на конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых международными организациями по вопросам борьбы с хищениями и контрабандой произведений искусства.
Для облегчения розыска похищенного Интерпол рекомендует странам-участницам организации провести полный учет и составить каталоги произведений искусства и других художественных ценностей с их фотографиями, (это затруднит продажу и вывоз похищенного за границу), ужесточить условия купли-продажи и ввести сертификаты на покупку картин и других произведений искусства. Генеральный секретариат ведет учет всех хищений таких ценностей (классифицирует их «модус операнди»), лиц, принимавших участие в совершении таких преступлений, и объявляет международный розыск похищенного. Для эффективности розыска Интерпол издает специальные бюллетени, где изложены перечень разыскиваемых произведений и их фотографии, которые рассылаются в страны-участницы. НЦБ по рекомендации Интерпол организует наблюдение за лицами, занимающимися приобретением и продажей объектов розыска. Организуются специальные службы по розыску произведений искусства в структуре полицейских и таможенных служб, а также составляются картотеки похищенных ценностей. На их основе Интерпол ведет фотокартотеку украденных и разыскиваемых в странах произведений живописи, скульптуры, уникальных ювелирных изделий, а также предметов, имеющих большую художественную или историческую ценность. Все сведения о хищениях и похищенном введены в ЭВМ в штаб-квартире Интерпола в Лионе.
Имея такой запас фактических сведений, специалисты могут прогнозировать маршруты перемещения похищенного, места сокрытия, купли-продажи, государственные или частные коллекции, в которые могут попасть эти ценности. Классическим примером организации розыска похищенного в рамках Интерпола служит дело о краже семи ценнейших картин Рафаэля и других авторов из выставочных залов Национального музея изобразительных искусств г. Будапешта, стоимость которых составила около 35 млн. долларов. Раскрытие этого «преступления века» и розыск похищенных картин заняли в конце 1983 г. 81 день. За это время только венгерское НЦБ Интерпола направило в разные страны 286 телексных сообщений, провело 104 телефонных разговора о поруче-ниях и запросах НЦБ других стран, получило и отправило не менее 650 различных документов по линии Интерпола. В результате успешных оперативно-розыскных мероприятий на территории Венгрии, Италии и других стран была задержана и обезврежена группа расхитителей. Похищенные картины были изъяты в Греции и Венгрии. По этому поводу выпущен специальный почтовый блок с репродукцией похищенных картин, которые возвращены в музей и заняли свое достойное место.
Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Устав наделяет Генеральный секретариат Интерпола полномочиями технического и информационного центра всей организации. В основе этой деятельности лежит сбор информации по вопросам борьбы с уголовной преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати.
После терактов 11 сентября в штаб-квартире Интерпола в Лионе был создан командно-координационный центр, который с тех пор занимается сбором сведений о террористических организациях и группах. Генеральный секретариат Интерпола разрабатывает ряд аналитических программ, нацеленных на выявление террористов и информирование правоохранительных органов других стран как о самих фигурантах, так и об их деятельности. Были созданы и постоянно обновляются списки международных террористов и террористических групп. При Ноубле стала создаваться база образцов краденых и поддельных паспортов и других документов, которыми охотно пользуются террористы. Как ни странно, раньше ее в Интерполе не было. Адаптация Интерпола к нынешним условиям идет достаточно сложно. Основная тяжесть этой работы лежит на плечах Генерального секретаря Рональда Ноубла. До его вступления в должность Интерпол работал как банк - с девяти утра до пяти вечера пять дней в неделю. Получить информацию в субботу или воскресенье было невозможно. Все сотрудники отдыхали. Ночью - та же картина. Шокированный Ноубл настоял на создании и внедрении системы I-24/7. С 2002 года штаб-квартира функционирует круглосуточно. Работают постоянно обновляемые, защищенные от доступа посторонних вебсайты, где можно получить всю необходимую информацию.
Ноубл разрешил сотрудникам пользоваться электронной почтой для рассылки информации. Прежние руководители экономили на этом. Теперь же в течение двадцати четырех часов информация переводится на принятые в Интерполе языки (английский, французский, испанский, арабский) и рассылается по всему миру.
Ранее ее подготовка и рассылка занимала месяцы. Тем не менее, в восьмидесяти странах НЦБ не имеют необходимого оборудования и вынуждены пользоваться обычной или экспресс-почтой. Бедные страны не могут платить взносы в бюджет Интерпола и, таким образом, лишаются многих привилегий и преимуществ. Это сказывается на деятельности организации в целом. Ноубл призывает богатые страны не скупиться и помогать бедным - закупать для их НЦБ компьютеры и другое оборудование. «Лучше купить телефон бедному соседу, чтобы он вызвал полицию, когда будут грабить ваш дом», - говорит Ноубл. Есть проблемы и чисто политического свойства. Например, многие американцы убеждены, что демократической стране не место в организации, в которую входят представители «оси зла» - Иран, Ливия или Куба. При этом мало кто знает, что впервые «бюллетень с красным углом» (международный ордер на арест) в отношении Осамы бен Ладена был выдан отнюдь не Соединенными Штатами, а Ливией. Она сделала это в 1998 году. Бен Ладен был объявлен ливийскими властями в международный розыск за убийство двух граждан Германии. По слухам, сотрудники Интерпола принимали участие в операции по поимке знаменитого террориста Ильича Рамиреса Санчеса по прозвищу «Шакал». В 1994 году Шакал был арестован в Судане и передан Франции. Сейчас он отбывает пожизненное заключение. Интерпол не опровергает и не подтверждает эту информацию. Руководство Интерпола мечтает о тех временах, когда любой офицер полиции или таможенник будет иметь моментальный доступ в его базу данных и сможет сразу получать информацию о подозреваемых. В аэропорту. На границе. Везде. «Мы имеем дело с людьми, которых границы не останавливают, - говорит Рональд Ноубл. - Без сотрудничества мы не сможем победить. Чем раньше это поймут все, тем лучше».
Сотрудники Интерпола не выполняют сугубо полицейских функций. Они подразделяются на две категории: офицерский корпус от лейтенанта до майора, (выполнит оперативно-аналитические функции при обработке поступающей информации о преступлениях, и исполнит просьбы о предоставлении информации из своих картотек) и обслуживающий персонал - секретари, машинистки, телефонистки, операторы картотек, фотографы, переводчики, библиотечные работники и др.
Главная задача всех этих «канцелярских работников» - обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции различных стран, снабдить их необходимой информацией в целях своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
РОССИЯ И ИНТЕРПОЛ
РОССИЯ И ЕВРОПОЛ
Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола"
7 Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола"
. На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ), принято Положение о НЦБ РФ, Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы. НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органа-ми других государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.
Решение о создании Европола было принято странами Евросоюза 14 лет назад: Маахстрихтское соглашение о Европейском союзе от 8 февраля 1992 г. предусматривало создание в своей структуре Европола, однако с 1994 по 1999 г. Европол, по сути, осуществлял только функции отдела по борьбе с наркотиками.
В полном объеме выполнять свои функции новая организация начала в июле 1999 г. после того, как в 1998 г. все страны-члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле и приняли ряд общеевропейских законодательных актов.
Сегодня управление деятельностью Европола осуществляет Совет министров юстиции и внутренних дел стран-участниц ЕС. Совет назначает директора Европола, его заместителей и утверждает бюджет. К примеру, бюджет 2006 года составил 63,4 млн. евро, и сформирован за счет взносов стран-членов ЕС в соответствии с их ВНП. Штаб-квартира Европола располагается в Гааге.
Европол осуществляет свою деятельность только на территории Европейского Союза, финансируется за счет взносов стран-членов, с третьими странами, т.е. не входящими в ЕС, сотрудничает только на основании соответствующих договоров.
Европол на сегодняшний день подписал договоры о сотрудничестве со следующими международными организациями и странами: Всемирная Таможенная Организация (WCO), Европейский центр контроля за наркотиками и наркоманией (EMCCDA), Европейский центральный банк, Европейская Комиссия, Евроюст, Болгария, Интерпол, Исландия, Канада, Колумбия, Норвегия, Россия, Румыния, США, Турция, Швейцария.
История развития отношений России и Европола началась в 2003 г. Именно тогда на саммите "Россия - ЕС" было подписано Соглашение о сотрудничестве (так называемое стратегическое соглашение), в котором были определены российские компетентные органы, ответственные за его реализацию, и предусматривался обмен стратегической и технической информацией о состоянии и развитии преступности, новых формах противодействия ей, методах проведения полицейских расследований и криминалистических экспертиз, каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем и др.
В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизма взаимодействия.
Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией (Европолом) является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.
Основными задачами РНКП являются:
- Обеспечение обмена информацией между компетентными органами Российской Федерации, определенными Соглашением, и Европолом.
- Участие в пределах своей компетенции в выработке мер, направленных на совершенствование механизма сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Европола.
Основными функциями РНКП являются:
- Обеспечение приема, обработки и направления в подразделения МВД России запросов, ответов на запросы компетентных органов Российской Федерации и иной информации, поступающих из Европола.
- Направление запросов, ответов на запросы Европола, иной информации, полученных в установленном порядке от компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России, в Европол.
- Обеспечение соблюдения установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в поступающих из Европола и компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России документах; принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена.
- Формирование в установленном порядке документальных и информационно-справочных массивов, в том числе собственных баз данных, по вопросам, касающимся сотрудничества с Европолом.
- Осуществление консультативно-методической помощи компетентным органам Российской Федерации, подразделениям МВД России по вопросам сотрудничества с Европолом.
- Анализ в пределах своей компетенции практики осуществления сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Европола.
- Участие в установленном порядке в разработке предложений по совершенствованию взаимодействия компетентных органов Российской Федерации и Европола по вопросам, отнесенным к компетенции РНКП.
- Участие в установленном порядке и в пределах своей компетенции в разработке международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам сотрудничества с Европолом.
- Выполнение иных функций и полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
РНКП для осуществления своих задач и функций имеет право:
- Запрашивать в установленном порядке из соответствующих подразделений органов внутренних дел документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполнения задач в установленной области деятельности.
- Пользоваться в установленном порядке базами данных подразделений системы МВД России.
- Использовать в своей деятельности информационное, материально-техническое, кадровое и иное обеспечение НЦБ Интерпола при МВД России.
К РНКП на правах офицеров связи могут быть прикомандированы сотрудники российских и зарубежных компетентных органов для обеспечения их взаимодействия с Европолом.
Кроме розыскной деятельности НЦБ РФ анализирует и обобщает практику исполнения в РФ запросов международных правоохранительных органов и способствует устранению недостатков; формирует банк данных о лицах, организациях, событиях и документах, связанных с преступлении-ями международного характера; составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии и структуре преступности в России, о лицах входящих в организованные преступные группы; о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, фальшивомонетничес-твом, посягательствами на исторические и культурные ценности и др. преступления, включенные в международную уголовную статистику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вступление нашей страны в Интерпол в 1990 году, ставшее началом пути, явилось событием действительно исторического значения.
Растущие транснациональные связи преступных групп разных стран требуют самого тесного международного сотрудничества правоохранитель-ных органов. Деятельность Бюро Интерпола важна для МВД России не только с точки зрения эффективности сегодняшней деятельности, но и с точки зрения перспектив развития. Качество работы Бюро - один из важнейших факторов международного авторитета органов внутренних дел России.
Несмотря на относительно короткий период деятельности, Национальное Центральное Бюро Интерпола проявило себя с самой лучшей стороны. Высококвалифицированный и ответственный личный состав, грамотное руководство, умение наладить рабочие отношения с зарубежными коллегами, полномасштабное использование технических возможностей, - все это способствовало успешной работе Бюро. С первых же дней оно проявило себя как дееспособная структура МВД, которая постоянно наращивает свои усилия. Все более активный обмен оперативной информацией в рамках Интерпола сопровождался и оптимизацией этого процесса с нашей стороны. Не случайно уже в 2001 году российское подразделение было признано одним из лучших в Европе.
Качественная и своевременная информация, которую предоставляло наше подразделение зарубежным коллегам, способствовала достижению максимальной результативности совместных действий. Эффективность российского Бюро подтвердила положительная динамика количества лиц, выданных в Россию из-за рубежа. За прошлый год оно ощутимо возросло. Помимо вопросов задержания преступников и подозреваемых, обмен информацией не раз позволял, например, снимать с иностранных аукционов произведения искусства, незаконно вывезенные из России. Эти достижения заслуженно получили широкое общественное внимание.
В последнее время все большее значение приобретает совместная антитеррористическая работа правоохранительных органов разных стран. Россия, осознавшая угрозу международного терроризма раньше, чем другие государства, входит в число самых активных участников этой борьбы. Взаимодействие с зарубежными коллегами по линии Интерпола позволяет существенно повысить эффективность пресечения каналов финансирования и иной поддержки террористических формирований, по розыску исполнителей и организаторов терактов.
Однако в работе данной структуры существует ряд проблем, об одной из которых Глава Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России Тимур Лахонин заявил в одном из интервью - это необходимость принятия ряда нормативных документов для сокращения ненужной документации в работе Бюро.
Как отметил в ходе совещания руководителей НЦБ Интерпола стран-участниц СНГ в Геленджике Т.Лахонин, ежегодно документооборот российского Бюро Интерпола возрастает на 20%, в связи с этим, по его словам, появилась необходимость принятия ряда нормативных документов для сокращения ненужной документации. "Это позволит значительно улучшить качество и оперативность работы российского Бюро Интерпола", - сказал Т.Лахонин. Он также сообщил журналистам, что лидерами по взаимодействию с Россией по линии Интерпола являются страны СНГ.
В свою очередь, руководитель исполнительного директората оператив-ного обеспечения полиции Генерального секретариата Интерпола Жан-Мишель Лабутан в ходе этого совещания отметил, что в последнее время идет увеличение количества документов, фиксирующих кражи антиквариата и культурных ценностей. "При этом отмечено значительное снижение терроризма и фальшивомонетчества" - сказал Жан-Мишель Лабутан. "В настоящее время нет границ для криминальных структур. Как только происходит важное событие, преступники пребывают в регион проведения мероприятия из разных регионов мира. В этих ситуациях, если не будет взаимодействия между странами, арестовать их будет невозможно. Поэтому так важно говорить сегодня о подключении всех стран, на чьих территориях действует Интерпол, к обмену информации по системе I-24/7. Это оперативная помощь 24 часа в сутки", - сказал Лабутан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
из справочной системы «Гарант»
1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
2. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголов-ной полиции - Интерпола"
3. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" с изм. от 29.05.2006 г.
МВД РФ от 9 марта 1997 г. N 137 "О подчинении НЦБ Интерпола по вопросам межведомственного сотрудничества"
5. Приказ МВД РФ от 8 мая 1997 г. N 280 "Об организационно-штатных вопросах НЦБ Интерпола"
6. Приказ МВД РФ от 3 июня 1997 г. N 333 "О дополнительных мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190" (с изм. и доп. от 10 октября 1997 г., 28 февраля 2000 г.)
7. Приказ МВД РФ от 7 декабря 1999 г. N 998 "Об объявлении Дня создания НЦБ Интерпола"
8. Письмо Госналогслужбы РФ от 13 сентября 1994 г. N ВГ-6-14/347 "О порядке получения налоговыми органами информации в странах - членах Интерпола"
9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. и доп. от 28 марта 1997 г.)
10. Приказ Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2003 г. N 1039 "Об утверждении Положения о филиале НЦБ Интерпола ГУВД". Приложение N 1. Положение о филиале (на правах отдела) НЦБ Интерпола ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Международные нормативно-правовые акты
из справочной системы «Гарант»
11. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)
12. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.)
13.Устав(Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.)
13. Европейская Конвенция о выдаче (Страсбург, 13 декабря 1957 г.)
14. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголов-ным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)
15. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.)
16. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.)
17. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Женева, 25 марта 1972 г.)
18. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.)
19. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 15 октября 1975 г.)
20. Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г.
21. Второй дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 17 марта 1978 г.)
22. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.)
23. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.)
24. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.)