Рефераты

Исполнение наказаний

помощью осужденных государство решало свои экономические проблемы. Труд осужденных использовался при строительстве всех крупных объектов: Беломорканала, Днепрогресса, Байкало-амурской магистрали и многих других строек, причём здоровью и санитарно-бытовому обеспечению осужденных должного внимания не уделялось. «Где уж тут исправлять, воспитывать - труд исправит, ведь он сотворил из обезьяны человека. Да и когда исправлять - нужны сводки, отчёты о досрочном выполнении, перевыполнении. А тут «дешёвая» рабочая сила: платить не надо, кормить минимально, подохнет - других нагонят. А что они за люди, почему стали «преступниками» - не столь важно». Лаптев С.А. Указ. соч. - С. 93.

С распадом СССР и принятием Конституции России 1993 года, советский период истории отечественного права завершается. В теории права появились идеи преобразования исправительно-трудового законодательства в уголовно-исполнительное, что и закреплено в ст. 71 Конституция Российской Федерации. - М., 1995. - С. 28. действующей Конституции России. Дальнейшее развитие уголовно-исполнительного права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности.

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛНЕНИЯНАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Теория и практика исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества

Провозглашая себя демократическим, светским и правовым государством, Россия объявила высшими социальными ценностями его, права и свободы, законные интересы человека. В РФ нормативной базой уголовной, в том числе и пенитенциарной, политики стал УК РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 года, и закрепивший наряду с лишением свободы целый ряд наказаний не связанных с изоляцией осужденного от общества. Несмотря на существование наказаний не связанных с изоляцией от общества ещё в Уголовном кодексе РСФСР 1961 года, именно принятие в 1996 году нового Уголовного кодекса и начало его работы в 1997 году можно считать тем рубежом, с которого начался реальный этап либеральных либерализации и гуманизации национальной системы правосудия. Баталин Д.Е. Перспективы альтернативных мер наказания в Российской уголовной юстиции как вектор имплементации традиций гуманизма / Д.Е. Баталин // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики». М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. С. 57.

Так, в ст. 44 УК РФ были закреплены наказания, не связанные с лишением свободы осужденного, к ним относятся:

а) штраф;

б) лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы:

д) ограничения по военной службе;

е) ограничение свободы.

Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных и исправительных работ, а также контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания, возложено на уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ). В соответствии со ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации инспекции являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

В 2006 году должен был быть введен в действие новый вид наказания -ограничение свободы (до настоящего времени не исполняется из-за финансовых затруднений). Данное наказание будет исполняться инспекциями и заключаться в осуществлении надзора за осужденными по месту их жительства.

Для повышения управленческого влияния на уголовно-исполнительные инспекции и аппараты по их руководству территориальных органов УИС в 2005 г, в структуре ФСИН России образовано управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. О порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: инструкция, утв. Приказом Минюста России от 12. 04. 2005 г. № 38 (с изменениями на 17 августа 2005г.).

В два раза увеличена численность сотрудников УИИ - с 4801 до 9949 единиц. Это позволило в 2005 г. дополнительно создать 355 уголовно-исполнительных инспекций в административно-территориальных образованиях, где их ранее не было, и снизить нагрузку на сотрудников с 162 до 88 осужденных. На данный момент общее количество уголовно-исполнительных инспекций составляет 2441, из которых 395 - межрайонные со статусом юридического лица.

В 2005 г. по учетам УИИ прошло более одного миллиона человек. Основная часть состоящих на учёте (997 тысяч или 90 %) - это условно осужденные, в том числе 96 тысяч несовершеннолетних, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 18 тысяч, осужденных к обязательным работам - 17 тысяч (1,5 %), к исправительным работам - 86 тысяч (7,6 %), женщин с отсрочкой исполнения наказания - 6 тысяч. Никитина Т.Н. Практика исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества / Т.Н. Никитина // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2006 г. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - С. 53.

Наказание в виде лишения нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью и исполняется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства (работы) осужденного. Этот вид наказания может назначаться как в качестве основного, так и в дополнение к основным видам наказаний. На 1 января 2006 г. на учете инспекций состояло 1346 осужденных, отбывающих данный вид наказания в качестве основной меры.

В случае злостного неисполнения администрацией организации, в которой работает осужденный, требований приговора суда должностные лица этой организации несут ответственность в соответствии со ст. 315 УК РФ. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течении которого осужденный занимал запрещённые для него должности либо занимался запрещённой для него деятельностью.

Обязательные работы введены в действие Федеральным Законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Суть данного наказания заключается в выполнении осужденными в свободное от основной работы или учёбы время общественно-полезных работ, вид и объём которых определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В 2005 г. в каждом регионе органами местного самоуправления определён и согласован с УИИ перечень предприятий для отбывания обязательных работ. Большинство осужденных добросовестно отнеслись к выполнению установленных для них работ и были сняты с учёта по отбытии данного вида наказания. Там же. - С. 54.

Повторные преступления совершили всего 10 осужденных данной категории, или 0,1 %, что в четыре раза ниже, чем повторная преступность среди осужденных к исправительным работам. В места лишения свободы за уклонение от отбывания наказания было направлено 1452 человека или 8,4%.

Необходимо отметить, что обязательные работы пока ещё не получили должного развития. Менее 10 осужденных данной категории прошли по учётам УИИ Чеченской республики, Чукотского автономного округа, Республики Ингушетия, Магаданской области, Республик: Калмыкия, Северная Осетия и Чувашской республики.

Наиболее широкое применение данный вид наказания получил в Свердловской области, где обязательные работы отбывали более 2-х тысяч осужденных. В Краснодарском крае, Республике Башкортостан - более 700 человек, в Белгородской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Тюменской областях - более 500 человек. Никитина Т.Н. Указ. соч. - С. 54.

На практике исполнение обязательных работ осуществляется в основном на муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, подведомственных органам местного самоуправления. Осужденные заняты на различных видах работ: уборка скверов и улиц, покраска и ремонт, мойка окон и другие неквалифицированные операции. Таким образом труд осужденных к обязательным работам по благоустройству населённых пунктов способствует улучшению внешнего облика административных образований.

Вместе с тем, в ходе исполнения данного вида наказания возникает ряд проблем, связанных с определением объекта их отбывания, т. к. ст. 25 УИК РФ предусматривает, что обязательные работы исполняются на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, что не соответствует ч. 1 ст. 49 УК РФ. Кроме того, в настоящее время такими предприятиями являются только службы жилищно-коммунального хозяйства, которые с 2006 г. акционируются. В связи с этим определить осужденного на работу для отбывания наказаний стало проблематично. В настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в действующее законодательство с целью приведения в соответствие ст. 25 УИК РФ со ст. 49 УК РФ.

Исправительные работы до 2003 г. отбывались по основному месту работы осужденного. Федеральным Законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ внесены изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, в соответствии с которым этот вид наказания применяется только к лицам, не имеющим основного места работы на момент вынесения приговора, и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Ежегодно инспекции совместно с органами местного самоуправления определяют и обновляют перечни предприятий, на которых осужденные отбывают исправительные работы. Никитина Т.Н. Указ. соч.- C. 55.

В сравнении с 2004 г. количество осужденных к исправительным работам увеличилось на 721 единицу. Число лиц данной категории, состоящих на 1 января 2006 г., превысило аналогичный показатель 2005 г. на 2152 чел. (5,7 %) и составило 40054 чел. Из них - 500 несовершеннолетних.

Уровень повторной преступности среди данной категории осужденных составил 0,4 %, что на 0,1 % больше, чем в 2004 г. (более 50 % осуждены по ст. 158 УК), В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, инспекциями направляются материалы в суд для решения вопроса о замене наказания на лишение свободы. Всего в 2005 г, в места лишения свободы было направлено более 18 тысяч осужденных, или 21,7 % от числа прошедших по учетам УИИ, что на 7,3 % выше, чем в 2004 г.

Уровень привлечения осужденных к исправительным работам к труду составил 98,4 % (2004 г. - 97,9 %). Там же.

Практика исполнения данного вида наказания выявила ряд проблем, связанных с трудоустройством осужденных этой категории. Как правило, это лица, относящиеся к социально неблагополучной части населения, часто не имеющие трудовых навыков, документов, а подчас - и постоянного места жительства.

На наш взгляд, следует расширить действие этой статьи и на работающих лиц, с исполнением наказания но месту работы. Таким образом, осужденный не утратит социально полезные связи, будет находиться под контролем не только УИИ, но также администрации и трудового коллектива. В этом случае эффект исправления осужденного может быть значительным.

Кроме того, на законодательном уровне предусмотреть в отношении несовершеннолетних осужденных к исправительным работам за злостное уклонение от отбывания наказания возможность замены исправительных работ на лишение свободы.

В ходе исполнения мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, также возникает рад проблем, для решения которых необходимо внести изменения в ст. 73 УК РФ, предусмотрев, что суд, назначая условное осуждение, в обязательном порядке возлагает на условно осужденного исполнение определенных обязанностей.

Требует сокращения срок отсрочки отбывания наказания осужденным женщинам, который не должен превышать срока неотбытой части наказания.

Указанные проблемы и меры по улучшению деятельности УИИ рассмотрены в апреле 2006 года на первом Всероссийском совещании начальников аппаратов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих данное направление деятельности.

Принято решение, направленное на повышение эффективности наказаний без изоляции от общества и укрепление уголовно-исполнительных инспекций. О порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: инструкция, утв. Приказом Минюста России от 12. 04. 2005 г. № 38 (с изменениями на 17 августа 2005г.).

Обеспечение прав граждан, содержащихся в местах лишении свободы, стало главенствующим направлением в деятельности пенитенциарных учреждений. Хотелось бы отметить, что конституционный принцип лежит в основе всей деятельности уголовно-исполнительной системы.

При освещении либеральных процессов, происходящих в уголовно-исполнительной системе России, необходимо осознавать, что расширение системы альтернативных наказаний - базисная составляющая уголовной и уголовно-исполнительной политики любого демократического общества.

Формы и методы реализации уголовной ответственности, должны, с одной стороны, обеспечивать эффективное достижение целей социальной справедливости, исправления осужденного, общей и социальной превенции, а с другой стороны - не разрывать у осужденного связи с обществом, не ломать его психику, уберечь от губительного влияния криминальной субкультуры.

Современные государства в большинстве своём не стремятся во что бы то ни стало покарать преступника, причинить ему страдания, сделать его изгоем. Более того, эти последствия нежелательны. Гораздо важнее компенсировать ущерб, причинённый преступлением, и уж, во всяком случае, не нести дополнительных расходов на исполнение наказания, во много раз превышающих указанный ущерб.

В соответствии с перечисленными соображениями, альтернативы лишению свободы в качестве механизма воздействия на осужденного включают либо труд, либо исполнение им определённых условий, либо материальное возмещение ущерба.

Наши оппоненты могут заявить о якобы неоправданной мягкости подобной уголовной политики, ведущей к безнаказанности, и, как следствие, росту преступности. По нашему глубокому убеждению, предупреждение преступлений должно быть основано не на страхе, который лишь обусловливает ожесточение и враждебное отношение к государству со стороны лиц, совершивших преступления. Основу превентивной политики должно составить глубокое исследование факторов и индивидуальных причин, провоцирующих преступность и на основе его результатов - реализация широкого комплекса социальных, экономических, правовых и организационных мер. Кроме того, альтернативы лишению свободы, при всей их кажущейся мягкости, создают гораздо большее ощущение ответственности, поскольку предполагают реальную компенсацию причинённого ущерба, что для многих представителей криминалитета гораздо страшнее, нежели попадание в давно привычную среду за «колючей проволокой».

2.2 Теория и практика исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества

В настоящее время УК РФ предусмотрено четыре уголовных наказания, связанных с изоляцией от общества:

а) арест;

б) содержание в дисциплинарной воинской части;

в) лишение свободы на определённый срок;

г) пожизненное лишение свободы.

Наказания в виде лишения свободы исполняют учреждения и органы, входящие в различные федеральные структуры исполнительной власти. В составе Министерства обороны РФ наказания в отношении военнослужащих исполняют: командование гарнизонных и корабельных гауптвахт - в отношении лиц осужденных к аресту, и командование дисциплинарных воинских частей - в отношении военнослужащих, осужденных к наказаниям в виде направления в дисциплинарную воинскую часть.

Исправительные учреждения (ИУ) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) исполняют наказания в виде лишения свободы (срочного и пожизненного). Наказание в виде ареста (до настоящего времени не исполняется из-за финансовых затруднений) будут исполнять арестные дома, которые будут входить в уголовно-исполнительную систему ФСИН России

В основе выбранного курса Федеральной службы исполнения наказаний лежит нацеленность на преобразование уголовно-исполнительной системы в современную пенитенциарную структуру демократического правового государства. Основное внимание уделяется приведению условий отбывания наказания в соответствие с требованиями общепризнанных международно-правовых актов, снятию неоправданных ограничений и укреплению режима.

Роль и значение режима в местах лишения свободы, как основного элемента порядка исполнения наказания, всегда был на ведущем месте в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Содержание режима лишения свободы, определяется его основными признаками и функциями, и включает совокупность правил обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений; к осужденным; к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений

Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная - в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в штрафной изолятор (ШИЗО), перевод в помещение камерного типа (ПКТ), одиночную камеру и единое помещение камерного типа (ЕПКТ).

Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и постоянного надзора за ними в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Соблюдение требований режима обязательно для всех осужденных, а проводить в жизнь эти требования обязаны все работники ИУ.

В соответствии с основными требованиями режима осужденные обязаны:

- беспрекословно и точно выполнять требования администрации ИУ;

- соблюдать требования изоляции;

- соблюдать правила внутреннего распорядка и распорядок дня;

- носить одежду установленного образца;

- не вступать в недозволенные связи с другими осужденными и иными лицами;

- не приобретать, не получать и не изготавливать любые вещи и предметы. запрещенные к использованию в ИУ

Разумеется, что здесь названы лишь основные обязанности осужденных, обусловленные режимом отбывания наказания. Вместе с тем отбывание лишения свободы, поскольку это наказание затрагивает все основные стороны жизни осужденного, требует более детального урегулирования правил поведения осужденных, а тем самым возложения на них дополнительных обязанностей, которые в силу их многообразия, в зависимости от вида ИУ и других условий, не могут быть определены непосредственно в законе. По этой причине закон предусматривает принятие Правил внутреннего распорядка ИУ, в которых и должны решаться эти вопросы. В них подробно расписываются все элементы внутреннего распорядка, детализируются обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Правила внутреннего распорядка предусматривают необходимость издания других нормативных правовых актов. Например, отсылается к необходимости регулирования порядка пересылки почтовых переводов, посылок передач и бандеролей. Иногда Правила внутреннего распорядка поручают урегулировать тот или иной вопрос начальнику учреждения и органа, исполняющего наказания. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы, а формулируют процедурные нормы, основная задача которых - детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Особое значение имеет указание закона на регламентирование в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений поведения осужденных во время работы и отдыха, поскольку с этим связано наиболее значительное число обязанностей, дополнительно возлагаемых на осужденных (быть вежливыми во взаимоотношениях с работниками ИУ и между собой, соблюдать установленный порядок в жилых и иных помещениях и т. д.).

В ноябре 2005 года утверждены приказом Минюста России и согласованы с Генеральной Прокуратурой Российской Федерации новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: утв. Приказом Минюста России от 03. 11. 2005 г. № 205. Печать REX ROPTARY 1330 ФГУ НИИИиПТ ФСИН России, Тверь.- 2005.

Необходимость издания данных Правил вызвана приведением ведомственной нормативной правовой базы в соответствие с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Кроме того, в бывших Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений не нашли своего отражения отдельные изменения законодательства Российской Федерации. Колеватов П.И. Международные стандарты обеспечения режима и изоляции осужденных в исправительных учреждениях, российская пенитенциарная практика / П.И. Колеватов // Материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2006 г. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - С. 46.

Одновременно практическая деятельность исправительных учреждений выявила дополнительные проблемы, нуждающиеся в четкой регламентации и более совершенном изложении.

В Правилах конкретизировано их распространение на следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Определен порядок ознакомления осужденных с условиями отбывания наказания во время нахождение в карантинном отделении. Детализированы права и обязанности осужденных, внесены дополнения в порядок предоставления осужденным телефонных разговоров, приема посылок и передач, условий содержания осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, более полно отражены вопросы медицинского обеспечения осужденных. Уточнен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Также в Правилах учтены рекомендации минимальных стандартных правил.

Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных. К ним относятся нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.

Правила внутреннего распорядка ИУ устанавливают процедурные нормы профилактического характера порядок изъятия у осужденных предметов, не; разрешенных к использованию, порядок проверки наличия осужденных

Выработалась и закрепляется на практике тактика дифференцированного; подхода к исправлению различных категорий осужденных, при которой правонарушители, пытающиеся противостоять администрации, сохранить паразитический образ жизни в колонии, отрицательно влияющие на основную массу осужденных, максимально изолируются от нее. Для изоляции таких лиц используются возможности запираемых помещений, штрафных изоляторов, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, одиночных камер и т.д. Для тех же, кто осознал несостоятельность этой линии поведении, предоставляются все предусмотренные законом льготы, обеспечивается защита от отрицательного влияния нарушителей установленного законом порядка исполнения и отбывания наказания.

Заслуживает внимания норма в уголовно-исполнительном кодексе Украины об определении категорий осужденных, содержащихся в участке усиленного контроля (по УИК РФ запираемые помещения), в которой указывается, что в данном участке «содержатся осужденные, во время пребывания в участке карантина, диагностики и распределения, проявившие степень социально-педагогической запущенности и стремление к продолжению противоправного поведения, а также осужденные, не проявившие готовности к самоуправляемому социально-правомерному поведению». Колеватов П.И. Указ. соч. - С. 47. В нашем уголовно-исполнительном законодательстве тоже было бы необходимо предусмотреть эту норму.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации исправительных учреждений влекут установленную законом ответственность. Круг мер взыскания, которые в этом случае могут применяться к нарушителям, четко очерчен законом

Перспективы, обозначенные в нормативных правовых актах, их демократичность, дают понять каждому осужденному, что условия, в которых он будет отбывать наказание и, в конечном итоге, сроки пребывания в исправительном учреждении во многом зависят от него самого, от его правопослушности и степени исправления.

Анализ деятельности исправительных учреждений позволяет заявить, что не удалось добиться в полном объеме исполнения осужденными возложенных на них обязанностей, о чем свидетельствует рост правонарушений, в том числе злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

На территории исправительных учреждений могут находиться различные категории граждан: служители культа, судьи, прокуроры, представители общественных объединений, депутаты, представители средств массовой информации, лица, прибывшие на свидание с осужденными, лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, вольнонаемный персонал исправительных учреждений и предприятий, где работают осужденные, и т. д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним могут применяться установленные меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственные и иные объекты исправительных учреждений; к лицам, прибывшим на свидания, могут быть приняты меры административного воздействия.

Как свидетельствует изучение практики, обеспечивать режим в исправительных учреждениях, изоляцию осужденных и выполнение Правил внутреннего распорядка ИУ в настоящее время достаточно сложно и по следующей причине. В результате проведенной амнистии, изменений, внесенных в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также осуществляемой государством политики сокращения наказаний, связанных с лишением свободы, при одновременном расширении практики применения других видов уголовного наказания в исправительных учреждениях стала концентрироваться наиболее опасная часть преступников.

Практически каждый шестой осужден за убийство, каждый восьмой - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, за разбойное нападение.

Выросло количество лиц, осужденных к длительным срокам наказания, в том числе осужденных к пожизненному лишению свободы, около 50 % осужденных судимы неоднократно. Колеватов П.И. Указ. соч. - С. 48.

Многие из них характеризуются упорным нежеланием становиться на путь исправления, активными попытками противодействия администрации мест лишения свободы, склонностью к преступной и иной противоправной деятельности. В последнее время в местах лишения свободы заметно увеличилась доля лиц, до ареста участвовавших в организованных преступных группах, незаконных вооруженных формированиях, совершении террористических актов, осужденных за бандитизм. Их участие в противоправной деятельности предполагает совершение групповых правонарушений, нередко с применением насилия. Там же. - С. 49.

Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) в 2007 году осуществлялись мероприятия по дальнейшему реформированию деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Выполнение возложенных на систему задач осложнялось продолжающимся ростом численности осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу, серьезными изменениями в криминогенном составе контингента УИС.

За 2006 год прирост составил 48,3 тыс. человек, общая численность достигла 872 тыс. человек, что соответствует уровню конца 2002 начала 2003 года. На учетах в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 574 тысячи человек. В целом через учреждения УИС за 2006 год прошло 2,8 млн. человек. В январе рост численность в УИС увеличилась еще на 5,8 тысяч человек.

Криминогенный состав осужденных продолжает ухудшаться. Растет количество лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Несколько лет назад их численность составляла 30-35%. Сегодня она достигла 70 процентов. Каждый четвертый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый за разбой или грабеж. 46% осужденных отбывают наказание второй раз и более. Сегодня в местах лишения свободы содержится более 400 тысяч человек с повышенной агрессивностью и возбудимостью, склонных к членовредительству, суициду, из них 76 тысяч - с явно выраженной психической патологией. Васильев В.Е. Проблемы уголовно-исполнительного законодательства России на современном этапе / В.Е. Васильев // Материалы межвузовской научно-практической конференции, Уссурийск, 27 апреля 2007 г. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. - С. 10.

Эти негативные тенденции прогнозировались и ФСИН России были приняты адекватные меры. Это позволило обеспечить нормальное функционирование учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В течение (какого) года продолжалась работа по совершенствованию законодательства. За 2006 год принято 3 федеральных закона, 4 постановления Государственной Думы, 9 постановлений и распоряжений Правительства России, направленных на улучшение деятельности УИС и соблюдение прав человека. Обеспечивается сопровождение еще 12 законопроектов. Там же. - С. 11.

В заключение хочется отметить, что, несмотря на возникающие трудности, такие общеевропейские принципы деятельности пенитенциарных учреждений, как принципы нормализации, открытости, ответственности, безопасности, адекватного реагирования и оптимального использования ресурсов все больше и больше находят свое применение в работе исправительных учреждений России.

Повышению эффективности работы по обеспечению прав человека способствует создание общественных советов по проблемам деятельности УИС при Федеральной службе исполнения наказаний и во всех территориальных органах.

Расширяется конструктивное взаимодействие с общественными объединениями. В настоящее время учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают реальное содействие в работе и в исправлении осужденных свыше 350 общественных формирований.

ФСИН России активно сотрудничает с международными организациями. В прошлом году впервые в состав Пенологического комитета Совета Европы на конкурсной основе вошел представитель России - сотрудник Российской уголовно-исполнительной системы. Российская сторона была в числе разработчиков новых Европейских пенитенциарных правил. Васильев В.Е. Указ. соч. - С. 11.

Приняты дополнительные меры по обеспечению беспрепятственного обращения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в органы государственной власти, правозащитные организации. В результате увеличилось число зарегистрированных жалоб. Этот процесс закономерен и свидетельствует не о росте напряженности, а является результатом работы по устранению препятствий при отправке жалоб и заявлений.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

3.1 Проблемы реализации в России международных стандартов при применении наказаний не связанных с лишением свободы

Одним из основных факторов, определяющих развитие пенитенциарной системы, практики исполнения наказаний, выступают международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. Эти документы концентрируют в себе опыт, накопленный человеческой цивилизацией в области обеспечения основных гражданских прав человека, они наметили пути и средства их обеспечении в процессе исполнения наказаний. Последовательное выполнение требований международных стандартов и соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний имеет особое значение, так как правовой статус осужденного отличается от общегражданского различными правоограничениями, объем которых зависит от вида уголовного наказания, назначенного судом.

Присоединение России в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения российской системы исполнения наказаний в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения. В январе 2006 года были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского Суда по Правам человека, других международных актах. Ковалёв А.Г. Проблемы реализации международных стандартов в отечественной пенитенциарной практике / А.Г. Ковалёв // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2006 г. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - С. 21.

Подписание Россией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, диктует необходимость неуклонного внедрения в отечественную пенитенциарную практику международных стандартов обращения с заключенными. Это тем более важно, что согласно (п. 4 ст. 15) российской Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Конституция Российской Федерации. - М., 1995. - С. 9.

Среди основных, принципиальных положений, содержащихся в Европейских пенитенциарных правилах, прежде всего, следует отметить требование, согласно которому «никто не может быть лишен свободы, за исключением случаев необходимости использования данной меры в качестве крайней и в строго установленном законом порядке»

В развитие данного требования российская уголовно-исполнительная политика направлена на гуманизацию процесса исполнения наказания и расширение их видов, альтернативных лишению свободы. В настоящее время около 2/3 осужденных, в отношении которых функция исполнения наказания возложена на учреждения и органы УИС, отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, или к ним применяются иные меры уголовно-правового характера. При этом подавляющее большинство из них (88 %) осуждены условно, 7,6 % - отбывают исправительные работы, 1,5 % - обязательные работы. Ковалёв А.Г. Указ. соч. - С. 21.

Применение наказаний не связанных с изоляцией от общества, имеет большое социальное значение, так как осужденные не попадают в места лишения свободы, не испытывают негативного влияния изоляции от общества, сохраняют социально полезные связи и жизненную перспективу.

Международные стандарты в сфере применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и обращения с осужденными - это наиболее общие правила, единые межгосударственные требования, которые предъявляются к национальному уголовно-исполнительному (пенитенциарному) законодательству и практике применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Кроме того, они служат надежным ориентиром для развития данной отрасти законодательства. Большая часть данных стандартов представлена в двух международных нормативных актах: Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990 г., и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г. Отдельные вопросы, относящиеся к исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, содержатся и в иных международных правовых актах. Эти документы содержат общие принципы применения мер, не связанных с тюремным заключением, включая стадии предварительного следствия, суда и вынесения приговора, а также после вынесения приговора, перечень наказаний, альтернативных лишению свободы, гарантии правового статуса осужденных в период их исполнения, требования к режиму их отбывания и надзору за их исполнением, вопросы участия общественности в исполнении наказаний данных видов, а также требования к персоналу учреждений, занимающихся их исполнением. Корчагина А.Ю. Проблемы реализации в России международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы / А.Ю. Корчагина // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2006 г. - М.: НИИ ФСИН России, 2006.- С. 97.

В соответствии со ст. 2.3. Токийских правил «система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер». Кроме того, в ст. 2.4 особо подчеркивается, что «следует поощрять разработку новых мер, не связанных тюремным заключением, и внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения». Так, на основании п. 8.2. Токийских правил при назначении наказания, в качестве мер, альтернативных тюремному заключению, возможны следующие санкции:

а) устные санкции такие, как замечание, порицание и предупреждение;

б) условное освобождение от ответственности;

в) поражение в гражданских правах;

г) экономические санкции и денежные наказания такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;

д) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;

е) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

ж) условное наказание или наказание с отсрочкой;

з) условное освобождение из заключения и судебный надзор;

и) постановление о выполнении общественно полезных работ;

к) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием:

л) домашний арест;

м) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

н) какое-либо сочетание перечисленных выше мер. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г., // Сборник нормативных актов «Уголовно-исполнительное право», изд. Новый Юрист, М., 1997 г., С. 165.

В соответствии с уголовным законодательством РФ суд, назначая наказания за совершенное преступление, из наказаний, не связанных с лишением свободы, в качестве основного может назначить денежный штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Кроме того, суд вправе назначить лишение свободы условно. И хотя условное осуждение не является самостоятельным видом наказания (условно может быть назначено лишение свободы или исправительные работы), Корчагина А.Ю. Указ. соч.- С. 98. тем не менее, возможность его назначения расширяет перечень послесудебных мер, не связанных с тюремным заключением. При сравнительном анализе приведенных выше мер с системой действующих уголовных наказаний, приведенных в ст. 44 УК РФ, можно заметить, что отечественному законодательству неизвестны виды наказания, связанные с вынесением устных санкций, замечаний, внушений, порицаний или предупреждений. К санкциям, связанным с поражением в гражданских правах, можно отнести наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, так как осужденный лишается свободы выбора работы и в некоторой степени - права распоряжения своими трудовыми способностями. На современном этапе в УК РФ отсутствуют санкции, связанные с конфискацией имущества или лишении права собственности на имущество. Отменены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета за 16 декабря 2003 г. Не предусмотрено действующие системой наказаний возвращение имущества жертве или постановление о компенсации. Кроме того, существенным недостатком действующей системы наказаний является и отсутствие возможности назначения наказаний, связанных с ограничением свободы (таких, как домашний арест и направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты