Рефераты

Исполнительное производство как вид гражданского судопроизводства

p align="left">Правовые нормы, тем не менее, не предоставляют судебному исполнителю права подменять собой взыскателя в решении некоторых вопросов -- осуществлять ли преследование должника в рамках исполнительного производства, предоставляются срок для добровольного исполнения. Согласно ст. 22 Закона судебный исполнитель несет ответственность за злоупотребление процедурами обращения взыскания на имущество должника.

Основное правило в сфере принудительного исполнения Франции, заложенное ст.1 Закона гласит: «Любой кредитор может, на условиях, предусмотренных законом, принудить своего... должника к исполнению его обязанностей».

Иначе говоря, взыскатель располагает свободой выбора в отношении использования процедур исполнения в отношении имущества должника, а также выбора судебного исполнителя среди тех, кто одновременно осуществляют свои функции на конкурентной основе на одной территории. Результатом этих положений является не только то, что стороны могут свободно выбрать судебного исполнителя, но и то, что на практике этот выбор принадлежит в основном адвокату или судебному поверенному конкретного суда (avoue -- профессиональному представителю сторон в судебном процессе в апелляционных судах по гражданским и торговым делам).

Для предоставления судебному исполнителю полномочий на взыскание с конкретного должника определенной суммы долга не требуется заключения договора поручения. Само предоставление судебного решения или иного акта судебному исполнителю означает возникновение его полномочий (ст. 507 Нового ГПК Франции; Декрет от 31 июля 1992 г., ст.2). Он обязан осуществлять свои функции и оказывать содействие взыскателю (Закон, ст. 18, абз. 2). Однако данные полномочия могут осуществляться судебным исполнителем только на определенной территории, тщательно разграниченной исполнительными органами власти.

Судебный исполнитель как должностное лицо, обладающее монополией в сфере принудительного исполнения, полностью независим от органов власти в вопросах исполнения судебных решений. Над ним нет вышестоящих инстанций или какой-либо другой власти, если не считать ответственности за профессиональные нарушения и за дисциплинарные проступки перед соответствующей Палатой.

Современный судебный исполнитель Франции выступает как представитель негосударственной, либеральной профессии в самом полном значении слова. Он ведет дела подобно руководителю предприятия, что выражается, например, в найме на службу достаточно многочисленного и высококвалифицированного технического персонала, выполнении управленческих, организационных функций. На практике зачастую несколько судебных исполнителей, действующих на одной территории (которая разграничивается по территории действия определенного суда -- например, суда Большой инстанции Парижа), объединяются и действуют в рамках одного бюро (office). И нередко данная профессия носит «семейный» характер, когда в одном бюро в качестве судебных исполнителей работают родственники.

Судебный исполнитель, с другой стороны, является должностным лицом, так как он официально наделен своей должностью и поэтому обладает монополией в своей деятельности. Его территориальная компетенция ограничена районом деятельности суда Большой инстанции той местности, где находится его офис.

Судебный исполнитель выступает также как государственное должностное лицо. Именно в силу данной причины на свою должность данное лицо назначается Министром юстиции Франции. Когда судебный исполнитель занимается собственно исполнением, например, имущественным арестом или выселением, он выполняет, в силу делегирования полномочий, функцию государственной власти. Поэтому он действует как государственное должностное лицо, и в этом качестве только он наделен правом привлекать, в случае необходимости, к участию в этих действиях представителей как правоохранительных органов, так и вооруженных сил. Закон, помимо этого, защищает судебного исполнителя, устанавливая уголовную ответственность за посягательство на его жизнь, здоровье либо воспрепятствование осуществлению им профессиональных обязанностей.

К тому же, судебный исполнитель выступает как помощник правосудия: он имеет монопольную функцию по уведомлению об актах; осуществляет «полюбовное» (по соглашению сторон) или судебное взыскание по долговым обязательствам; по просьбе частных лиц производит действия по обеспечению доказательств; он может представлять стороны в некоторых судебных органах. Судебный исполнитель также участвует в судебных заседаниях, когда под началом судьи обеспечивает соблюдение внутреннего порядка в зале суда. Помимо этого, судья в ходе процесса может давать судебному исполнителю поручения, связанные с консультированием или обеспечением доказательств -- для лучшего представления судьей ситуации, связанной с каким--либо конкретным моментом.

Б) Полномочия судебного исполнителя: оказание содействия своему клиенту, обязанность по предоставлению информации, обязанность сохранения профессиональной тайны.

Принудительное осуществление своих обязанностей судебным исполнителем (minislure forcu) -- это принцип, заложенный ст. 18 Закона, гласящий: судебный исполнитель «обязан предоставлять полномочия и содействие» своему клиенту.

В определенных случаях возможен отказ от оказания содействия лицу, которое запросило о такой необходимости. Однако судебный исполнитель, заявляя отказ, должен соблюдать положения абз.2 ст. 18 Закона: судебный исполнитель вправе отказать в осуществлении своего содействия, «при сохранении права обратиться к судье по исполнению (за разрешением соответствующего вопроса -- прим. пер.), если он посчитает это необходимым, когда требуемая мера имеет запрещенный законом характер или если сумма издержек кажется превышающей сумму по требуемому праву требования, за исключением символических присуждений, которые должник отказался исполнить».

Кроме того, судебный исполнитель имеет право уведомлять об актах и судебных решениях, может осуществлять исполнение актов или документов, снабженных исполнительной надписью. Так, судебный исполнитель составляет документы, предваряющие принудительное исполнение, называемые официальными предписаниями об уплате (commandements), и он же обязан произвести исполнение всех исполнительных документов, убедившись, что соблюдены все условия, предусмотренные законом. Указанные действия судебного исполнителя и как предоставление содействия клиенту, желающему взыскать свое право требования в принудительном порядке.

Судебный исполнитель на основании закона несет обязанность по предоставлению информации третьим лицам, включая своего клиента и должника. В качестве примера можно привести положение что уведомление об акте или протоколе судебного исполнителя должно гарантировать осведомленность получателя данного акта.

Судебный исполнитель обязан уведомить должника о его правах и обязанностях. Кроме того, он обязан при осуществлении ареста-предоставления или ареста-продажи уведомить третье лицо, у которого находится имущество должника, подлежащее аресту, о его обязанностях и тех рисках и ответственности, которые данное третье лицо будет нести в случае отказа от оказания своего содействия судебному исполнителю и взыскателю.

Кроме вышеизложенного, судебный исполнитель обязан хранить профессиональную тайну (коммерческая тайна, конфиденциальная информация и иные сведения), ставшую ему известной в результате осуществления исполнительных действий. В случае нарушения указанного правила, он будет нести уголовную ответственность на основании ст. 226-13 Уголовного кодекса Франции (один год тюремного заключения и штраф в сумме 100 000 франков, или 15 000 евро).

Профессиональные организации (объединения) судебных исполнителей

Кузнецов Е.Н. Организация исполнительного производства Франции//Арбитражный и гражданский процесс. 2001. № 8

С 1945 г. представители свободных профессий во Франции (судебные исполнители, нотариусы, архитекторы, врачи...) управляются и организационно представлены своими профессиональными гильдиями, впоследствии переименованными в палаты.

Франция со времен Наполеона I в территориально-административном отношении разделена на департаменты, которые в свою очередь состоят из округов, а последние -- из кантонов. В судебном же отношении Франция разделена на регионы апелляционных судов, которые рассматривают апелляции на решения судебных органов, находящихся в каждом из департаментов своего региона (обычно в состав региона входят судебные органы трех--четырех департаментов).

До конца второй мировой войны в каждом кантоне действовал один судебный исполнитель, а все исполнители кантонов данного округа объединялись в «окружную палату», которая не имела координационной связи с палатами других подобных округов. Постановлением от 2 ноября 1945г. окружные палаты были упразднены и появились три уровня палат -- департаментские, региональные и Национальная палата.

Департаментские палаты. Каждая из них объединяет судебных исполнителей конкретного департамента. Основными функциями данных палат являются представительские (представительство перед административными и судебными органами) и дисциплинарные полномочия в отношении судебных исполнителей своего департамента, входящих в палату. Судебных исполнителен в департаментской палате представляют избираемые члены которые выбирают своего председателя.

Региональные палаты призваны представлять и защищать интересы судебных исполнителей, исходящих в регион данного апелляционного суда. Эти палаты не имеют права верховенства над департаментскими палатами, а дополняют деятельность последних. Члены региональных палат избираются судебными исполнителями каждого из департаментов, входящих в состав данного региона. Представительство судебных исполнителей в палате по департаментам пропорционально их численности в каждом из них.

Централизующим органом, «двигателем» профессии судебных исполнителей является Национальная палата судебных исполнителей. Ее полномочия также оговорены законом. Она состоит из 32 членов, каждый из которых является представителем своего региона по соответствующему апелляционному суду. Все члены палаты избираются коллегией выборщиков, состоящей из избираемых членов региональных и департаментских палат, сроком на шесть лет. Национальная палата, помимо роли арбитра во взаимоотношениях судебных исполнителей между собой, «представляет профессию перед государственными органами. Кроме этого, Национальная палата обладает весьма обширным кругом и иных полномочий.

Казалось бы, между тремя уровнями организационной структуры судебных исполнителей должны существовать отношения власти и подчинения, однако таковые отсутствуют. Например, Национальная палата не имеет власти над региональной или департаментской палатой. В целом деятельность палат разного уровня дополняет одна другую, но конкуренции компетенции между палатами различного уровня нет.

Может ли французская модель исполнения быть позитивным опытом для российской системы принудительного исполнения? Ведь ни для кого не секрет, что в целях повышения эффективности исполнительного производства в Российской Федерации целесообразно определенным образом реформировать профессию судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации. Так, объединение судебных приставов-исполнителей в палаты по региональному признаку (например, Палата судебных приставов-исполнителей субъекта Российской Федерации, Палата судебных приставов-исполнителей Российской Федерации), обладающих представительскими и дисциплинарными полномочиями, позволило бы реально усилить ответственность судебных исполнителей за совершение исполнительных действий, существенно повысить качество таких действий и результативность их применения на практике. Кроме того, одним из обязательных условий при вступлении в должность судебного исполнителя должно было бы стать его обязательное членство в соответствующей палате. Одним из последствий реформирования организации профессии судебных приставов-исполнителей могло бы стать являться правило, согласно которому по обязательствам вследствие причинения вреда совершением исполнительных действий или отказа от их совершения, указанный пред возмещался бы не за счет государственного бюджета, а конкретной Палатой, в которую входит соответствующее должностное ЛИЦО.

Безусловно, подобная организация профессии судебных исполнителей путем объединения данных должностных лиц в саморегулируемые организации предполагает предоставление судебным исполнителям самостоятельного статуса «свободных профессионалов», представителей небюджетной профессии, как во Франции. В частности, судебные приставы-исполнители в России могли бы стать представителями «либеральной», или внебюджетной» профессии, с одновременным сохранением статуса должностных лиц; уполномоченных на осуществление исполнительных действий от имени Государства. Данная система, безусловно, будет эффективна, поскольку такие судебные исполнители материально заинтересованы в быстром и правильном взыскании долга. Целесообразно в качестве эксперимента предоставить самостоятельный статус какой-либо части судебных исполнителей, выведя их из системы органов государственной власти и подчинив обязанности соблюдать условия допуска в профессию, включающие в себя наличие высшего юридического образования, прохождение государственного квалификационного экзамена, прохождение профессиональной практики либо наличие опыта работы государственным судебным приставом-исполнителем, получение соответствующей лицензии в компетентных государственных органах. Кроме того, должна подлежать обязательному предварительному страхованию профессиональная ответственность судебных исполнителей. За осуществляемые в ходе исполнительного производства действия судебные исполнители должны отвечать перед своими профессиональными объединениями -- Палатами, которые, в свою очередь, будут покрывать ответственность судебных исполнителей перед третьими лицами.

В случае успешности данного эксперимента целесообразно было бы вовлекать в сферу исполнительного производства, носящего частноправовой, или небюджетный характер, все больше государственных судебных исполнителей, предоставляя им самостоятельный правовой статус и полномочия от имени государства.

Существует необходимость расширения полномочий судебных исполнителей как представителей небюджетной профессии, предусмотрев возможность дачи ими консультаций, возможности выступления в суде в качестве самостоятельной процессуальной фигуры, представительства сторон в государственных органах по вопросам, связанным с ходом исполнительного производства, составления определенных документов по просьбе стороны исполнительного производства и направления их другой стороне. Все взаимодействие сторон должно осуществляться через судебного исполнителя, который должен стать полноценным представителем своего клиента, действующим в его интересах, но в соответствии с требованиями законодательства и Кодексом профессиональной этики. Кроме того, необходимо сохранить действующую в Российской Федерации монополию на осуществление исполнительного производства за судебными исполнителями, но обладающими новым правовым статусом.

Целесообразным также было бы обсуждение вопроса о переименовании должности «судебного пристава-исполнителя». Такое именование в современной России должностных лиц, которые непосредственно осуществляют руководство ходом исполнительного производства, а также их объединение в рамках Федеральной службы судебных приставов с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов, вряд ли верно. Франция отошла от данной системы еще в XVIII веке, исходя из принципа, что судебные исполнители исполняют, а приставы следят за порядком в зале суда. Именование их «государственными исполнителями», в свете предложенного тезиса о предоставлении судебным исполнителям статуса свободных профессионалов, вряд ли целесообразно. Вряд ли возможно именование данных должностных лиц «исполнителями Правосудия», по аналогии с буквальным переводом французского термина «huissier dejustise», поскольку они не обладают полномочиями в сфере осуществления Правосудия. Наиболее «нейтральным» мог бы стать термин «судебный исполнитель». Однако и он может вызвать определенные нарекания, поскольку судебные приставы-исполнители организационно выведены за рамки судебной системы, функционально входя в систему органов исполнительной власти. С другой стороны, они уполномочены, прежде всего, на исполнение властных актов судебных органов. Представляется, что именно термин «судебный исполнитель» является более правильным, отражающим содержание деятельности данного должностного лица в Российской Федерации.

Безусловно, вышеуказанные предложения могли бы найти свое отражение на практике лишь при позитивном решении одного из самых существенных вопросов: предоставление российским судебным приставам-исполнителям статуса представителей небюджетной профессии. Фактически речь идет об изменении действующей модели исполнения, о переводе системы исполнения России из государственного в частноправовое русло на основе самоокупаемости при разумном сохранении контроля за деятельностью соответствующих должностных лиц со стороны государства. Возможно, при наличии ряда условий и более детальной проработке сопутствующих вопросов, ряд из которых указан выше, исполнительное производство России, как и современное исполнительное производство Франции, смогло бы стать действительно эффективным, самодостаточным, автономным и малозатратным для современного государства и общества.

4. Исполнительная процессуальная форма в исполнительном праве стран СНГ (на примере республики Армения)

В современной Республике Армения, как и в России, идет процесс создания новой системы зна-ний об исполнительном производстве и возможно-сти выделения его в качестве отдельной отрасли права -- исполнительного права. В связи с этим ин-тересен вопрос об отдельных элементах, характери-зующих самостоятельность указанной отрасли пра-ва. Одним из таковых является исполнительная процессуальная форма. Теоретической основой яв-ляются разработки, произведенные еще советски-ми учеными правоведами, что говорит о близости двух правовых систем -- российской и армянской.

Понятию процессуальной формы вообще и гражданской процессуальной формы в частности посвящены многие исследования ученых процессу-алистов, начиная с 20-х годов двадцатого столетия и до настоящего времени. Разногласия сводятся к различному пониманию природы гражданской процессуальной формы и выделению различных ее признаков. Кроме термина гражданская процессу-альная форма в теории выработана и применяется категория «правового режима».

Наиболее общепринятым является определе-ние гражданской процессуальной формы как установленного порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел, а также выделенные профессором К.И. Комиссаровым признаки: нормативность, не-пререкаемость, системность и универсальность.

В современный период проводились исследова-ния и в отношении исполнительной процессуаль-ной формы. Например, Н.А. Рассахатская указала на различия между гражданской процессуальной формой и исполнительной процессуальной фор-мой, в которой в отличие от первой отсутствуют последовательность совершения действий и их сис-темность. Наиболее полно и последовательно ис-следовал исполнительную процессуальную форму Д.Х. Валеев, который пришел к выводу, что она со-ответствует всем признакам гражданской процессу-альной формы и обосновал вслед за К.И. Комисса-ровым ее признаки: нормативность, непререкае-мость, системность и универсальность исполни-тельной процессуальной формы. О.В. Исаенкова подвергла критике позиции вышеуказанных авто-ров, исходя из позиции самостоятельности испол-нительной процессуальной формы, ее независимо-сти от гражданской процессуальной формы.

Зайцев И.М. Судебная власть в гражданском процессе./Российская юстиция. 2004. № 2

На мой взгляд, исполнительная процессуальная форма действительно соответствует понятию про-цессуальной формы и стоит в одном ряду с граждан-ской процессуальной формой, уголовно-процессу-альной формой и т.д., имея при этом свое собствен-ное своеобразие, связанное с особенностями регу-лируемых исполнительных правоотношений и ме-тода такого регулирования, что и выделяет, в част-ности, исполнительное право в число самостоя-тельных отраслей права.

Основное значение исполнительной процессу-альной формы заключается в следующем.

Во-первых, она выступает в качестве гарантии реализации прав всех без исключения участников исполнительного производства, закрепляя деталь-ный порядок их реализации и определяя последо-вательность, сроки совершения предусмотренных действий в рамках исполнительного производства.

Во-вторых, исполнительная процессуальная форма гарантирует участникам исполнительного производства возможность защиты своих прав и за-конных интересов. Несоблюдение исполнительной процессуальной формы влечет последствия, пре-дусмотренные в действующем исполнительном за-конодательстве. Более того, нарушение исполни-тельной процессуальной формы ведет к появлению оснований для обжалования действий принуди-тельного исполнителя по смыслу действующего за-кона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов как должностного лица, отвечающего за соблюдение такой формы всеми участниками исполнительного производства. Сам порядок обжалования действий принудительного исполнителя также облечен в процессуальную фор-му (см. например, ч.4 ст.28 Закона Республики Ар-мения «О принудительном исполнении судебных актов», соответствующие главы ГПК Республики Армения).

В-третьих, исполнительная процессуальная форма призвана по возможности оградить участни-ков исполнительного производства и, прежде всего, принудительного исполнителя и стороны исполни-тельного производства, от необходимости разреше-ния сугубо процессуальных вопросов, которые воз-никают при осуществлении исполнительских дей-ствий. У указанных основных участников исполни-тельного производства нет необходимости постоян-но обращаться к вопросу -- следует ли считать факти-чески выполненные сторонами и иными участника-ми исполнительного производства действия испол-нением, предписанных в исполнительном листе обязанностей; является ли то или иное действие участника реализацией его прав либо выходит ж полномочий, предоставленных ему действующим законодательством в сфере принудительного исполнения, соблюдены ли сроки совершения действий участниками исполнительного производства, его детальность и разработанность, наличие способов и мер реагирования принудительного исполнителя на нарушение порядка позволяет снять вышеуказанные вопросы в рамках исполнительного производства.

Поэтому исполнительная процессуальная форма позволяет, прежде всего, принудительному исполнителю сконцентрировать все свое внимание на выполнении действий, связанных с реали-зацией основной цели исполнительного произ-водства -- принудительного исполнения указанных в исполнительном листе действий. Остальным субъектам правоотношений исполнительная форма позволяет увидеть перспективу их дальнейшего участия в ис-полнительном производстве, варианты своих воз-можных действий и действий иных участников, если они установлены действующим исполнитель-ным законодательством; возможные негативные последствия несоблюдения исполнительной про-цессуальной формы, которые могут выражаться в том числе и в применении в отношении них раз-личных мер ответственности.

Следует согласиться с позицией Д.Х. Валеева, основанной в свою очередь на взглядах профессора К.И. Комиссарова, позволяющей выделить в ис-полнительной процессуальной форме признаки нормативности, непререкаемости, системности и универсальности. Признаки, выделяемые другими вышеуказанными авторами, несмотря на иные на-звание во многом близки, на наш взгляд, по своему содержанию этим признакам.

Нормативность исполнительной процессуальной формы заключается в том, что Законом Респуб-лики Армения «О принудительном исполнении су-дебных актов» определяются условия и порядок ис-полнения судебных актов судов Республики Арме-ния и третейских судов (ст.I Закона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов»). На уровне закона закреплены все права и обязанности всех участников исполнительного производства, более того, правовой статус принуди-тельного исполнителя определяется также Законом РА «О Службе, осуществляющей принудительное исполнение судебных актов». Отдельные вопросы исполнительного производства могут регулиро-ваться подзаконными актами, принятыми во ис-полнение действий законов Республики Армения. Допускается регулирование исполнительных дей-ствий на уровне международных актов.

Непререкаемость исполнительной процессу-альной формы во многом связана с принципом непредотвратимости гражданско-правовой, уголов-ной и административной ответственности и про-цессуальной ролью принудительного исполнителя в исполнительном производстве. Принудительный исполнитель «добивается совершения того дей-ствия, которое предусмотрено правовом нормой, но не было совершено обязанным типом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством Непререкаемость исполнительной процессуальной формы от-носится ко всем субъектам исполнительных правоотношений без исключения. Том числе все дей-ствия принудительного исполнителя и судебного органа, их порядок совершения, сроки, содержание и оформление последствия несоблюдения испол-нительной процессуальной формы закреплены в действующем законодательстве Республики Армения. Изменение установленной исполнительной процессуальной формы возможно только соответствующим

Экономика и жизнь. 2002. № 17

законодательным органом в установленном законом порядке, но не самими участниками исполнительного производства.

Системность исполнительной процессуальной формы предполагает внутреннюю взаимосвязь всех совершаемых исполнительных действий, объединенных одной целью -- целью принудительного ис-полнения, т.е. достижения того результата, кото-рый «предписан» в исполнительном листе. Дей-ствующее исполнительное законодательство позво-ляет выделить общие и специальные части, включа-ющие в себя соответствующие институты исполни-тельного права. В связи с этим Д.А. Валеевым отме-чается, что существуют характерные только для ис-полнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнитель-ном производстве, основания и меры применения принудительного исполнения, отводы в исполни-тельном производстве, сроки, ответственность и т.п. Системность также определяет последователь-ное (постадийное) развитие исполнительных пра-воотношений в исполнительном производстве, ло-гику этого развития, а также необходимость взаимо-действия отдельных участников исполнительного производства, преследующих взаимосвязанные и взаимоопределяющие цели (например, взыскатель и принудительный исполнитель).

Универсальность как признак исполнительной процессуальной формы проявляется в следующем. Исполнительным законодательством Республики Армения предусмотрена универсальность процедур исполнения судебных актов и решений третейских судов независимо от субъектного состава участни-ков исполнительного производства и предписаний, указанных в исполнительном листе, подлежащих принудительному исполнению.

Таким образом, все указанные признаки испол-нительной процессуальной формы, являются по верному выражению Д.Х. Валеева определенной за-конодательством об исполнительном производстве системой гарантий прав участников исполнитель-ного производства.

II. Стадия исполнения как заключительная и обязательная стадия

гражданского процесса

1. Понятие и особенности исполнительного производства

Стадия исполнения является заключительной и обязательной стадией гражданского процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения гражданского дела, и, во-вторых, защита субъективных гражданских прав и законных интересов находит в ней свое реальное воплощение.

Конечной целью рассмотрения любого гражданского дела является постановление законного и обоснованного судебного решения. После вступления его в законную силу оно приобретает свойство общеобязательности, из которого неоспоримо следует совершение тех

Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции//Российский юридический журнал. 2003. №4

действий, в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесено судебное решение, а также осуществление принудительного воздействия со стороны органов исполнения по исполнению судебного и иного акта в установленном законом порядке.

4 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в дальнейшем -- Закон), который является основным нормативным актом, регулирующем процессуальную деятельность в стадии исполнения до принятия нового ГПК РФ. Статья 1 Закона определяет сферу его действия, условия и порядок Принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения. Этим самым Федеральный закон "Об исполнительном производстве" распространяет свое действие на исполнение постановлений всех правоприменительных органов, осуществляющих защиту субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Исполнение нельзя рассматривать только как применение мер принудительного характера, направленных на выполнение должником возложенных на него обязанностей. Применение мер принудительного характера как правовая гарантия исполнения не подменяет собой возможность добровольного исполнения, которое прямо предусмотрено законодателем.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать 5 дней, по истечении которого исполнение производится в принудительном порядке со взысканием с должника исполнительского сбора и всех расходов по совершению исполнительных действий. Добровольное исполнение касается и случаев немедленного исполнения, но добровольность исполнения возможна во всяком положении дела и зависит от воли субъекта обязательства.

Одновременно с Законом "Об исполнительном производстве" был принят Федеральный закон "О судебных приставах", которым создана совершенно новая структура должностных лиц - подразделения судебных приставов, входящие в единую систему органов Министерства юстиции РФ. Согласно этому Закону судебные приставы подразделяются на две ветви: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности всех судебных органов Российской Федерации, и судебные приставы-исполнители, которые обеспечивают принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.

Суммируя все вышесказанное, мы пришли к выводу, что исполнение - это стадия гражданского и арбитражного процессов, представляющая собой совокупность процессуальных действий органов исполнения и всех лиц, участвующих в исполнении, по добровольному и принудительному осуществлению (реализации) субъективных гражданских прав и законных интересов, подтвержденных постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных юрисдикционных органов.

2. Деятельность судебных приставов-исполнителей

В соответствии со ст. 3 Закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда возлагается на службу судебных приставов. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» в зависимости от исполняемых обязанностей приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению ус-тановленного порядка деятельности судей), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих акты судов и других органов,

Судебным приставом может быть гражданин России, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым или иным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование. Приставом не может быть лицо, имеющее судимость.

Служба судебных приставов по своей организации и соподчинности носит вертикальный характер. Ее возглавляет Главный судебный пристав России, являющийся одновременно заместителем министра юстиции РФ. На региональном уровне действуют службы cyдебных приставов органов юстиции субъектов РФ, а на местах, -- районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов. Эти подразделения на местах и будут заниматься непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и ис-полнению исполнительных документов, а возглавлять их будут старшие судебные приставы.

Введение института судебных приставов-исполнителей представляет собой в какой-то мере возрождение известного института судебных приставов, существовавшего в России до 1917 г. Согласно Учреждению судебных установлений на судебных приставов возлагались обязанности по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнению иных по-ручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции. Кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые им могли быть причинены.

Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать товарищества с круговой по-рукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их дей-ствиями.

В соответствии с новым законодательством полномочия судебных приставов-исполнителей расширены по сравнению с судебными исполнителями. Если судебные исполнители значительное число во-просов не могли решать самостоятельно, а на соответствующие дей-ствия им требовалась санкция судьи или суда, то, судебные приставы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопро-сов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия су-дебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судеб-ного пристава-исполнителя или арбитражного суда в зависимости от характера исполнительного документа.

В Сорочинский районный суд поступило несколько исполнительных листов на должника Иванова П.Ф.: - на оплату юридической помощи, оказанной адвокатом, - на содержание ребенка. .Очерёдность удовлетворения требований взыскателей (ст.ст. 66, 77 Федерального закона “Об исполнительном производстве”):

1) на содержание ребёнка;

2) на оплату юридической помощи, оказанной адвокатом; (Из архива Сорочинского районного суда)

Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, основания и порядок разрешения которого определены в ст. 43 Феде-рального закона «Об исполнительном производстве».

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению актов судов и других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. На основании ст. 12 Закона «О судебных приставах» су-дебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевремен-ному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В соответствии с исполнительным документом, предъявленным к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен предпринять псе меры к его полной реализации.

В соответствии с решением Сорочинского районного суда с Петрова А.А. в пользу Иволгина Н.А. было взыскано 5 тыс. руб. Петров А.А.обратился исполнителю Оренбургского городского суда по месту жительства Иволгина Н.А. с требованием произвести принудительное исполнение решения. (Из архива Сорочинского районного суда).

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей в про-цессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом. В частности, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставля-ет сторонам исполнительного Архив Сорочинского районного суда. Дело № 1-120/2002 - об очередности удовлетворения требований взыскателей

Архив Сорочинского районного суда. Дело № 2-108/2000 - о взыскании долга производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производ-ства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их хода-тайства; выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинте-ресован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право при совершении ис-полнительных действий получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ве-дения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, зани-маемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их; на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых дру-гими лицами или принадлежащих им.

При производстве судебным приставом-исполнителем описи имущества Петрова А.Н. в соответствии с решением районного суда о взыскании с него денежных средств в качестве возмещения ущерба в квартиру Петрова явился Илюшин И.И., который зая-вил протест против включения в опись двух телевизоров, находя-щихся в квартире, мотивируя это тем, что телевизоры принадле-жат ему, а Петрову были переданы всего лишь во временное пользо-вание, поскольку Петров -- телевизионный мастер -- обещал их проверить. Судебный пристав-исполнитель по заявлению Илюши-на исключил телевизоры из описи. Кроме того, сосед Петрова Ситников просил не включать в опись находящийся в квартире холодильник, так как холодильник был передан им Петрову на хранение ввиду того, что в квартире самого Ситникова не было достаточно места для установки холодильника. Однако судебный пристав-исполнитель отказал Ситникову в удовлетворении его просьбы и включил холодильник в опись. Ситниковым была при-несена жалоба на действия судебного пристава-исполнителя. (Из архива Сорочинского районного суда)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты