Рефераты

Исследование технологий взаимодействия предприятия с гос.органами и контрагентами по электронным каналам связи

Исследование технологий взаимодействия предприятия с гос.органами и контрагентами по электронным каналам связи

Исследование технологий взаимодействия предприятия с гос.органами и контрагентами по электронным каналам связи

Содержание

  • Введение
  • 1 Теоретические основы финансовых взаимоотношений предприятий с контрагентами
    • 1.1 Теоретические основы финансовых взаимоотношений с контрагентами
    • 1.2 Международный опыт взаимодействия предприятия с контрагентами
    • 1.3 Виды контрагентов
  • 2 Анализ технологий взаимодействия предприятия с государственными органами и контрагентами по электронным каналам связи
    • 2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Сервис»
    • 2.2 Организация взаимодействия предприятия с государственными органами и контрагентами
    • 2.3 Основные проблемы взаимодействия предприятия с государственными органами и контрагентами по электронным каналам связи
  • 3 Совершенствование технологии взаимодействия ООО "Сервис" с контрагентами
    • 3.1 Применение электронных каналов связи при взаимодействии с государственными органами и контрагентами
    • 3.2 Совершенствование методики подготовки и заключения договоров организации
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
Введение

Программный комплекс электронного документооборота -- это автоматизированная информационная система, предназначенная для реализации процесса удаленного обмена большими массивами форматированной информации. В наше время, в связи с бурным развитием Интернет-технологий, программные комплексы электронного документооборота находят широчайшее применение во многих сферах человеческой деятельности, и в первую очередь - в процессе электронного взаимодействия государственных структур и хозяйствующих экономических субъектов.

Организация такого взаимодействия является одной из важнейших задач и приоритетов современного информационного общества. Постоянно растут объемы информации, обрабатываемой в информационных системах органов исполнительной власти для повышения качества и эффективности управления государством, и, соответственно, увеличиваются объемы документооборота между бизнес-структурами и государственными органами, уполномоченными законодательством на прием и обработку различного рода данных.

Основной проблемой при этом остается состояние среды, в которой происходит это взаимодействие. Если на обоих концах канала передачи информации в подавляющем большинстве случаев находятся современные автоматизированные информационные системы, умеющие эффективно и качественно обрабатывать получаемую информацию, то сам канал представляет собой бухгалтера предприятия, перемещающегося на общественном транспорте с толстыми папками отчетов, или неспешную почтовую посылку, содержащую, опять же, многочисленные бумаги. Столь явное несоответствие между качеством и пропускной способностью используемых каналов передачи информации и систем обработки данных приводит к тому, что последние, по принципу лимитирующего фактора, оказываются загруженными отнюдь не на полную мощность.

Ресурс существенного повышения качества систем обработки информации, заключается, таким образом, в переводе всего процесса взаимодействия между ними исключительно на электронные рельсы. Именно передача данных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи является единственным естественным способом взаимодействия для современных информационных систем.

Поэтому неудивительно, что уже в течение достаточно длительного времени как в России, так и за рубежом (где эти процессы начались несколькими годами ранее) ставятся и решаются задачи, относящиеся к молодой предметной области под названием «электронное правительство» (eGovernment).

Внедрение систем электронного обмена информацией в масштабах государства требует теоретического обоснования правильности принципов, на которые опираются проекты и технические задания разрабатываемых систем.

Проблема заключается в том, что, в связи с «молодостью» всей предметной области, общие принципы проектирования таких программных комплексов не нашли пока систематического понимания и изложения.

На практике создаются и внедряются программные комплексы, ориентированные на решение только части задач электронного документооборота, и не претендующие, таким образом, на гибкость и масштабируемость. Например, в представленной на отечественном рынке системе «Комита-Отчет» (разработчик -ЗАО «Комита», Санкт-Петербург) решается только задача физической передачи форматированных данных по каналам связи, но остается открытой проблема подтверждения валидности данных. А в популярной системе «Такском-Спринтер» (ООО «Такском», Москва) отсутствуют механизмы для работы со всеми историческими состояниями форм электронных документов. Такие проблемы характерны не только для России: в 2005 году Германии из-за ошибок в проектировании провалился национальный проект по представлению налоговой отчетности через Интернет, так как программное обеспечение не было рассчитано на масштабирование в условиях лавинообразного увеличения нагрузки.

Актуальность исследования принципов проектирования программных комплексов защищенного и юридически значимого электронного документооборота обусловлена, таким образом, тем, что

* благодаря применению таких систем становится возможным повышение эффективности государственного управления, за счет ускорения поступления информации в автоматизированные информационные системы государственных органов;

* реальное внедрение систем будет происходить в условия бурного роста количества абонентов и развития возможностей самих программных комплексов, поэтому необходимо заранее прогнозировать вектор развития информационной модели и дать теоретические оценки пределам возможностей этих систем;

* одновременно требуется внедрение целого ряда систем документооборота (например, в России потребителями информации выступают налоговая служба, фонды социального и медицинского страхования, служба государственной статистики, таможенная служба, Пенсионный фонд, служба по тарифам, служба финансового мониторинга, служба экологического мониторинга, региональные финансово-бюджетные службы - все со своими требованиями к процедурам обработки информации), и, следовательно, имеется потребность в обобщении принципов их проектирования, и в построении универсальной модели обработки данных, на базе которой была бы возможна интеграция этих систем;

* объемы документооборота (в России - до 2.5 миллиардов документов в год) и требования по доступности исторических версий документов (срок хранения по отдельным видам документов - до 75 лет) представляют собой вызов к производительности и масштабируемости информационных систем, равного которому история разработки программного обеспечения еще не знала.

Цель работы: исследуя процессы обработки, хранения и контроля целостности данных, циркулирующих в среде автоматизированного программного комплекса электронного документооборота

* установить общие закономерности, которым подчиняются данные процессы;

* создать на основе этих закономерностей математическую модель информационных потоков в программных комплексах электронного документооборота;

* разработать алгоритмы работы с данными, обеспечивающие эффективное хранение и обработку информации в узлах системы документооборота;

* предложить методологию применения данной математической модели при проектировании, разработке и внедрении прикладных программных комплексов.

Методика исследования опирается на результаты дискретной математики, теории объектно-ориентированного проектирования и реляционных баз данных.

Для получения теоретических результатов осуществляются дедуктивные рассуждения, а построение практических моделей производится методами математического моделирования.

1 Теоретические основы финансовых взаимоотношений предприятий с контрагентами

1.1 Теоретические основы финансовых взаимоотношений с контрагентами

При упоминании слова «партнер» - возникают ассоциации с такими понятиями как честность, порядочность, ответственность. Партнер - (англ. Partner) - есть участник какой-либо совместной деятельности, главным образом предпринимательской. Большаков С.В. Проблемы укрепления финансов предприятий // Финансы. .2007. №1. - С. 30 - 35. Однако из словаря В.И. Даля следует, что корни этого слова уходят во французский язык и означали товарища по картежной игре. Прежде чем игрок становился партнером, он проходил жесткий отбор. Стать партнером известного и удачного игрока (что немало важно) считалось очень престижно.

Мир меняется, но принципы, на которых строиться игра, остаются неизменными. Бизнес - эта та же игра. Нужны не просто игроки, нужны партнеры, в которых можно быть уверенным.

КОНТРАГЕНТ (от лат. contrahens -- договаривающийся) -- сторона договора в гражданских правоотношениях. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа М: ИНФРА, 2006. - С. 77

Необходимо отметить, что в качестве контрагента можно рассматривать любого субъекта гражданского права, имеющего те или иные отношения с исходным предприятием. Принимая решение об участии в той или иной форме экономического сотрудничества, субъекты бизнеса руководствуются вполне определенными интересами и пытаются решить конкретные задачи. Главной движущей силой, которая побуждает субъекта к поиску партнера, является наличие неудовлетворенной потребности. Осознание данной потребности ведет к формированию интереса к нахождению контрагента, обладающего определенными характеристиками. Таким образом, наличие субъекта, от которого можно получить искомую ценность, можно определить как наиболее существенное условие для возникновения сотрудничества. При отсутствии данного условия сотрудничество не возникает, так как нет предпосылок для кооперации. Однако в некоторых случаях оно может возникнуть, если существует иллюзия того, что это условие выполняется. Эта ситуация вероятна в случае дефицита или недоброкачественной информации о потенциальном партнере, достаточно быстрой утрате последним своих «полезных» качеств, изменения обстоятельств сотрудничества, а также в случае неадекватной оценки собственных потребностей и мотивации к сотрудничеству на этапе выбора партнера. Например, производственное предприятие может выбрать конкретного поставщика сырья в своем регионе, а спустя некоторое время обнаружить аналогичного по цене, качеству и другим параметрам поставщика с более выгодным географическим расположением. В данном случае сотрудничество с прежним партнером теряет экономический смысл, вследствие высоких транспортных издержек и возникает потребность в обращении к новому поставщику.

Таким образом, наличие неудовлетворенной потребности и представления о потенциальном партнере как о субъекте, способном стать источником удовлетворения данной потребности, безусловно, является наиболее существенным условием для возникновения сотрудничества. Причем, вторая составляющая этого условия (представление о партнере) является наиболее весомой, так как именно от адекватности этого «представления» зависит успех партнерства.

Термин «партнерство» используется на практике в разных смыслах. Его можно рассматривать как: Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под. ред. Е.С. Стояновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. Перспектива, 2005. - С. 103

- составную часть межгосударственных отношений (межгосударственное партнерство);

- элемент взаимоотношений между государством, предпринимателями и наемными работниками по поводу заработной платы и условий труда (социальное партнерство);

- партнерство в бизнесе между субъектами рыночной экономики (межфирменное партнерство или взаимоотношения предприятия с различными контрагентами).

Партнерские связи в сфере бизнеса выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий, но и необходимым условием договорных отношений между контрагентами, давая возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности.

В России институт партнерства в бизнесе сравнительно молод, хотя отдельные предприятия использовали элементы партнерства, понимаемые как межфирменное сотрудничество, давно. Такой точки зрения придерживается А.В. Бусыгин, Основа предпринимательской деятельности под ред. Власовой А.М. -М. «Финансы и статистика», 2005. - С. 63 рассматривающий партнерские связи как договорные отношения, которые устанавливаются между двумя или более предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме.

До сих пор отсутствует четкое и однозначное понимание сущности партнерских отношений в бизнесе, хотя терминология партнерства широко используется сегодня в практике бизнеса, например, стратегический партнер, производственный, финансовый, инвестиционный и т.п. партнеры, а также партнерство как форма организации бизнеса.

В трудах отечественных ученых-экономистов проблемы партнерства в бизнесе практически не освещены. Крайне мало разработок, где бы анализировалась система партнерских отношений в бизнесе или рассматривались какие-либо конкретные методы оценки и выбора контрагентов. Понятие «партнерство» практически не использовалось в научных работах Советского периода. Термин «партнерство» применялся для характеристики межличностного общения. Только ряд авторов рассматривает партнерство при организации договорной работы или применительно к внешнеэкономической деятельности.

Необходимо отметить, что отсутствие глубоких теоретических исследований партнерства в бизнесе, а также конкретных методов определения надежности деловых партнеров на этапе их выбора стало одной из главных причин низкой экономической эффективности российских предприятий.

Прежде, чем непосредственно приступить к рассмотрению проблемы выбора делового партнера, выясним, что представляет его надежность.

Надежность партнера - это свойство, проявляющееся в способности реализации сотрудничества при определенных условиях внешней среды, а также количественная и качественная оценка партнера, выражающаяся в таких параметрах, как финансовые показатели фирмы, ее деловая репутация, способность точно и вовремя выполнять взятые на себя обязательства и так далее.

Любое предприятие нуждается в эффективных партнерских связях - это является главным условием его благополучного функционирования в рамках того или иного фрагмента целостного хозяйственного процесса. В настоящее время, наиболее важным становится предрасположенность к сотрудничеству и постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого осуществляется переориентация деятельности в соответствии с условиями рынка, то есть партнерские отношения позволяют фирме достичь, сохранить и усилить свои конкурентные преимущества.

Таким образом, партнерство в бизнесе можно определить как вид экономических отношений, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом (выгодой для обеих сторон), направленных на достижение конкретных целей, которые хорошо понимаются участниками таких отношений. Другими словами, под партнерскими экономическими отношениями понимается совокупность способов и форм целенаправленной организации взаимоотношений сторон для достижения общих целей.

Партнерские связи обеспечивают фирмам доступ к более разнообразным ресурсам, чем могла бы иметь или приобрести фирма в отдельности. В этой связи, целью современных межфирменных отношений всегда является получение необходимого доступа к каким-либо ресурсам (материально-техническим ресурсам, готовой продукции, финансовой среды), рынкам, технологиям или каналам распределения.

В целом бизнес построен на взаимодействии субъектов рыночной экономики между собой. Отношения сотрудничества между фирмами - это не новый тип отношений в бизнесе. Эти отношения существовали всегда (в формальном или неформальном виде) между фирмой и ее контрагентами (поставщиками, покупателями, посредниками и др.). Однако за последние годы содержание договорных отношений в бизнесе сильно изменилось и приобрело новые формы. Освоение этих форм российскими предприятиями началось сравнительно недавно.

В широком смысле слова любые взаимоотношения между субъектами рыночной экономики, результатом которых стало заключение договора, являются проявлением межфирменного сотрудничества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политика формирования межфирменных связей, которые представляют собой основу делового партнерства, является одним из элементов стратегии предприятия и выступает в качестве фундамента успешной конкурентной борьбы. Современные межфирменные связи отражают сложный и целенаправленный процесс взаимной адаптации деятельности каждого субъекта экономической жизни к интеграционным процессам. В результате межфирменного взаимодействия образуется особая инфраструктура, изменяющая «среду обитания бизнеса» и расширяющая его территориальные границы.

Бухгалтерский учет расчетов с контрагентом зависит от методики взаиморасчетов, определяемой в договоре.

Сведения о договоре с контрагентом и условия расчетов должны быть введены в информационную базу. Причем с одним контрагентом может быть заключено несколько договоров с разными условиями расчетов.

В договоре может быть выбран один из следующих вариантов измерения взаимной задолженности между предприятием и контрагентом: Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 92

· в рублях,

· в условных единицах,

· в иностранной валюте.

Последний вариант подходит для расчетов с иностранным партнером, а первые два могут использоваться для расчетов с отечественными партнерами. Причем вариант расчетов в условных единицах означает следующее: взаимные задолженности по договору фиксируются в иностранной валюте, выбранной в качестве условной единицы договора, но платежи выполняются в рублях. Для регистрации изменения состояния взаиморасчетов суммы платежей пересчитываются в условные единицы по курсу иностранной валюты на день платежа.

Расчеты с контрагентами могут учитываться с разной степенью детализации:

· по договору в целом,

· по каждому расчетному документу (отгрузки, оплаты и т.п.).

Во взаимоотношениях с контрагентами распространена практика, когда конкретная оплата привязывается к конкретной поставке: либо сначала регистрируется оплата поставки (по предварительно выписанному счету), а затем регистрируется сама поставка -- поставка по предоплате, либо сначала регистрируется поставка, а затем регистрируется оплата -- последующая поставка. Подобной практике деловых взаимоотношений больше подойдет детализация расчетов по каждому расчетному документу.

Но при долгосрочных взаимоотношениях с надежными деловыми партнерами может быть установлено, что платежи не привязываются к конкретным поставкам. Например, по условиям договора контрагент может поставлять предприятию товары в течение месяца по разовым заявкам подразделений предприятия, а по завершении месяца финансовая служба предприятия будет оплачивать контрагенту все выполненные поставки и перечислять частичную предоплату на очередной месяц. Для подобной практики взаимоотношений подойдет вариант детализации расчетов с контрагентом по договору в целом, хотя можно выбрать и вариант детализации по каждому расчетному документу.

При регистрации расчетного документа в информационной базе бухгалтерские проводки формируются автоматически. При этом в целях аналитического учета контрагент будет  указан в проводке в качестве субконто дебета или кредита. В качестве второго субконто проводки может быть указан договор, в качестве третьего -- расчетный документ.

Конфигурация может вести аналитический учет по расчетным документам даже в случае, когда пользователям это непосредственно не требуется, то есть в описании договора указана детализация расчетов по договору в целом.  Если для договора выбран вариант учета расчетов в условных единицах, то для корректного определения курсовых разниц при регистрации каждого изменения состояния взаиморасчетов потребуется привязка к конкретному расчетному документу, при этом расчетный документ будет подбираться из информационной базы автоматически по методу ФИФО.

Суммы документов автоматически разделяются на погашения задолженностей и авансы, поскольку по правилам бухгалтерского учета эти суммы должны отражаться раздельно.

Бухгалтерские счета для учета расчетов с контрагентами, используемые в проводках, указываются в расчетном документе.

Но пользователю вряд ли потребуется самостоятельно указывать бухгалтерские счета в документе, поскольку они подставятся автоматически сразу после того, как он укажет контрагента и договор. Для подстановки счетов по умолчанию автоматически подберется наиболее подходящая запись из специального списка, хранящегося в информационной базе.

Благодаря автоматической подстановке бухгалтерских счетов ввод расчетных документов можно поручить пользователям, не являющимся бухгалтерами. А бухгалтеры могут оставить за собой лишь функцию контроля за  состоянием списка, используемого для автоматической подстановки бухгалтерских счетов в расчетные документы.

"1С:Бухгалтерия 8" предоставляет средства для автоматизации сверки взаиморасчетов с контрагентами и их корректировки.

Одним из таких средств является документ "Корректировка задолженности".

С помощью представленного документа можно провести взаимный зачет дебиторской и кредиторской задолженностей, образовавшихся по разным договорам с одним контрагентом. Можно перенести задолженность с одного контрагента на другого контрагента (например, при их реорганизации), можно зарегистрировать списание безнадежного долга.

Другой полезный документ - "Инвентаризация расчетов с контрагентами".

Этот документ автоматизирует процесс составления акта инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами.

1.2 Международный опыт взаимодействия предприятия с контрагентами

В современных условиях проблема унификации правового регулирования международной торговли все еще остается актуальной. Различия в нормах национальных правовых систем, применяемых к внешнеторговым сделкам, порой весьма серьезно осложняют процесс заключения и исполнения коммерческих договоров. Устранение же этих препятствий путем создания единообразного правового режима, безусловно, способствует успешному развитию международной торговли. Такая работа ведется на разных уровнях. В настоящее время на мировом уровне наиболее значительные действия в этой области международного сотрудничества, принесшие уже заметные положительные результаты, предпринимают Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Международный институт унификации частного права (УНИДРУА). Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М. Финансы и статистика, 2004. - С. 86

ЮНСИТРАЛ была образована в 1966 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН как механизм, с помощью которого Организация Объединенных Наций смогла бы более активно способствовать уменьшению или устранению препятствий для развития торговли, вызываемых различиями в национальном праве, регулирующем международную торговлю. Комиссия состоит из 36 государств-членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на шесть лет. Система членства разработана таким образом, чтобы в Комиссии всегда были представлены различные географические регионы и основные экономические и правовые системы современного мира.

ЮНСИТРАЛ занималась и продолжает заниматься унификацией в следующих областях: Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2006. - С. 83

а) международной купли-продажи товаров и связанных с ней сделок;

б) международной перевозки грузов;

в) международного коммерческого арбитража и примирительных процедур;

г) государственных закупок;

д) договоров о капитальном строительстве;

е) международных расчетов;

ж) электронной торговли;

з) трансграничной несостоятельности.

В области правового регулирования отношений, связанных с международной торговлей, ЮНСИТРАЛ подготовила Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.). Последняя устанавливает унифицированные правила, относящиеся к периоду времени, в течение которого должны быть начаты юридические действия, имеющие своим источником договор международной купли-продажи товаров. Эта Конвенция была дополнена Протоколом, созданным в 1980 г. в связи с принятием Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров вместе с упомянутым Протоколом вступила в силу 1 августа 1988 г.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) содержит свод правовых норм, регулирующих заключение соответствующих договоров, обязательства продавца и покупателя, средства правовой защиты при нарушении соглашения и иные аспекты договорных отношений. Конвенция вступила в силу 1 августа 1988 г. (в отношении Российской Федерации она действует с 1 сентября 1991 г.). Этот документ имеет большое практическое значение, в частности, для нашей страны, поскольку его подписало значительное число государств-участников, в число которых входят и основные торговые партнеры Российской Федерации.

К области, непосредственно примыкающей к унификации права международной купли-продажи товаров, также относится принятое Комиссией в 1992 г. Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам, целью которого является оказание содействия сторонам, проводящим переговоры о заключении встречных сделок. Руководство рассматривает правовые вопросы, которые возникают при заключении указанных сделок, и анализирует их возможные решения в договорах.

В сфере унификации правового регулирования международных перевозок ЮНСИТРАЛ подготовлены два акта, весьма важных для данной области международного экономического сотрудничества. Первый из них - это Конвенция ООН о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 г. Эту Конвенцию по традиции, сложившейся в отношении других международных актов в области торгового мореплавания, часто называют Гамбургскими правилами. Данная Конвенция устанавливает унифицированное регулирование для прав и обязанностей грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей по договору морской перевозки грузов. Конвенция вступила в силу 1 ноября 1992 г. Россия не входит в число ее участников. Вторым документом является Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов. Она была принята в 1991 г. в Вене. Данный акт создает единообразный правовой режим в отношении ответственности оператора терминала за утрату или повреждение груза, находящегося в процессе международной перевозки, в период, когда этот груз находится на транспортном терминале. Кроме того, Конвенция устанавливает ответственность оператора терминала за вызванную им просрочку в доставке груза. Этот документ не вступил в силу, поскольку число его участников пока меньше необходимого минимума.

По всеобщему признанию, деятельность ЮНСИТРАЛ оказалась весьма успешной в области унификации правового регулирования процедуры разрешения международных коммерческих споров. Первым результатом усилий Комиссии в этом направлении стало принятие в 1976 г. Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ. Регламент, по сути, содержит почти полный свод процессуальных норм и правил, которые по соглашению сторон могут применяться к арбитражному процессу, возникающему из их коммерческих взаимоотношений. Этот документ, нашедший довольно широкое применение в международной практике в последние годы, используется как при арбитраже "ad hoc", так и в институционном (постоянно действующем) арбитраже. Тренев Н.Н. Управление финансами. - М.: ФиС, 2004. - С. 206

Чтобы предоставить контрагентам по международным сделкам возможность разрешить возникший конфликт в доарбитражном порядке (а такая потребность возникает довольно часто), Комиссия в 1980 г. разработала Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ. Этот Регламент может применяться по соглашению сторон, если они пожелали урегулировать свои разногласия путем проведения согласительной процедуры прежде чем прибегли к формальному разбирательству своего спора.

В области международной унификации правового регулирования государственных закупок Комиссий был разработан и в 1994 г. принят Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг. Цель принятия этого Типового закона дать возможность государствам, совершенствующим соответствующую область национального законодательства, учесть уже накопленный международный опыт. В данном акте содержатся нормы, направленные на обеспечение конкурентных условий, гласности (транспарентности), честности, объективности в процессе осуществления закупок и, тем самым, на повышение их экономичности и эффективности. Чтобы создать благоприятные условия для соответствующих государственных органов, которые будут использовать данный документ в законотворческом процессе, ЮНСИТРАЛ также одобрила Руководство по принятию Типового закона. Думается, что содержание Закона РФ, регулирующего государственные закупки (1999 г.), в известной мере отразило идеи и подходы Типового закона ЮНСИТРАЛ.

В феврале 1988 г. было опубликовано Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов. Этот документ посвящен анализу многих правовых вопросов, возникающих в связи со строительством промышленных объектов иностранным подрядчиком, он охватывает преддоговорную стадию, а также фазу исполнения договора (строительство) и послестроительный период. Руководство предлагает различные варианты подхода к решению возникающих между подрядчиком и заказчиком правовых вопросов относительно заключаемых ими договоров (контрактов). При разработке данного Руководства большое внимание уделялось особым проблемам, которые характерны для данного вида экономического сотрудничества с участием развивающихся стран. Безусловно, этот документ имеет большое практическое значение и для стран переходной экономики, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в процессе осуществления инвестиционных проектов.

В области международных расчетов наиболее заметным документом, подготовленным Комиссией, является Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (Нью-Йорк, 1988 г.). Тренев Н.Н. Управление финансами. - М.: ФиС, 2004. - С. 214 Данный акт содержит достаточно полное собрание правовых норм, регулирующих отношения, связанные с названными новыми международными платежными инструментами, которые могут использоваться партнерами по международным коммерческим сделкам. Составители Конвенции стремились преодолеть основные различия и существующую правовую неопределенность в отношении платежных средств, использующихся в современных условиях для международных расчетов. Конвенция применяется, если стороны используют для расчетов особую форму оборотного документа (ценной бумаги), содержащую указание на то, что этот документ подчиняется правилам Конвенции ЮНСИТРАЛ. Конвенция пока не вступила в силу, поскольку до настоящего момента к ней присоединилось недостаточно участников. Российская Федерация ее не подписала.

Другим документом, относящимся к сфере международных расчетов, который был принят ЮНСИТРАЛ, является Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 г.). Как и предыдущая Конвенция, этот акт еще не вступил в силу и открыт для присоединения. Конвенция должна облегчить использование независимых гарантий и резервных аккредитивов, особенно в ситуациях, когда в силу сложившихся в соответствующих странах традиций контрагентам по международным сделкам доступно использование только одного определенного вида гарантийного обеспечения. Важной чертой Конвенции является то, что она определяет общие основные принципы и черты, свойственные как независимым гарантиям, так и резервным аккредитивам.

К области международных расчетов относятся еще два документа, принятых ЮНСИТРАЛ, однако они имеют иной правовой характер. Речь идет, во-первых, о Правовом руководстве по электронному переводу средств (1987 г.), в котором рассматриваются правовые вопросы, возникающие в связи с переводами денежных сумм с использованием электронных средств, а также анализируются возможные пути подхода к решению этих проблем. Во-вторых о Типовом законе о международных кредитовых переводах (1992 г.). Названный Типовой закон касается регулирования отношений, возникающих в процессе выполнения операций, начиная с дачи банком указания предоставить определенную денежную сумму в распоряжение данного получателя платежа. Конвенция рассматривает, в частности, обязательства банков того, который дает указание о производстве платежа, и того, которому адресовано это указание; период, в течение которого должен быть осуществлен платеж этим банком; ответственность кредитного учреждения перед плательщиком или отправляющим банком в случае, если денежный перевод осуществляется с опозданием или допускаются иные ошибки.

Отвечая современным потребностям учета международных коммерческих сделок, в 1996 г. ЮНСИТРАЛ приняла Типовой закон по электронной торговле. Он призван создать благоприятные условия для использования современных средств коммуникаций и хранения информации, в частности, электронного обмена информацией, электронной почты и факсимильной связи как с использованием глобальной сети Интернет, так и без нее. Типовой закон устанавливает функциональные эквиваленты для концепций коммуникаций, использующих бумажный документооборот, а именно определяет понятия "письменная форма", "подпись" и "оригинал". Он содержит стандарты, в соответствии с которыми может оцениваться правовое значение электронных сообщений, что необходимо для широкого распространения "безбумажных" способов коммуникаций. Кроме того, Типовой закон включает общие нормы об электронной торговле в отдельных областях экономической деятельности, например, при перевозке грузов. Для облегчения использования Типового закона заинтересованными государствами в законотворческом процессе Комиссией было разработано Руководство по принятию Типового закона, которое в соответствующих случаях может использоваться также при толковании отдельных положений закона.

В настоящее время внимание Комиссии сосредоточено на трех проектах. Это Правовое руководство по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников, Конвенция об уступке требования при финансировании под дебиторскую задолженность и Единообразные правила о подписях в электронной форме.

Разработка Правового руководства по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников, ставит своей целью содействовать в разработке необходимого и эффективного законодательства государствам, заинтересованным в привлечении иностранного частного инвестирования для создания на своей территории крупных объектов, затрагивающих инфраструктуру страны. Часто на практике такие проекты экономического сотрудничества реализуются по схеме "строительство - эксплуатация - передача" (СЭП). Актуальность этой проблемы объясняется тем, что в современном мире привлечение частного сектора к участию в разработке и эксплуатации объектов инфраструктуры все решительнее заявляет о себе как мера, способствующая экономии государственных средств, повышению стандартов качества предоставляемых услуг, а также как фактор перераспределения ресурсов в целях удовлетворения насущных социальных потребностей. Вместе с тем разработка и реализация таких проектов, как правило, сопряжены с комплексным характером взаимоотношений инвестора и государства - получателя инвестиций. Для успешной реализации таких проектов без благоприятной правовой базы в государстве, на территории которого осуществляется инвестиционный проект, не обойтись. Именно поэтому в Правовом руководстве излагаются основные принципы необходимого законодательства, порядок заключения контрактов на осуществление проектов, общие условия договоров о реализации проектов, вопросы регулирования последствий изменения обстоятельств, урегулирования споров и др. Разрабатываемый проект Руководства содержит предложения по решению сложных правовых проблем, сопряженных с данным видом экономического сотрудничества, которые основаны на международной практике и опыте различных правовых систем.

Включение разработки проекта Конвенции об уступке требования при финансировании под дебиторскую задолженность в рабочую программу ЮНСИТРАЛ связано с тем, что во многих развивающихся странах, а также странах переходной экономики многие участники экономического оборота не могут предложить в качестве обеспечения при получении финансирования, необходимого для осуществления их нормальной деятельности, никаких активов, кроме дебиторской задолженности. Вместе с тем правовой режим уступки требования (цессия) во многих странах не отличается четкостью и часто не отвечает современным требованиям международного коммерческого оборота. Цель разрабатываемого документа устранить препятствия в использовании данного инструмента финансирования, которые возникают из-за правовой неопределенности в некоторых правовых системах в отношении юридических последствий уступки права требования, имеющей международный элемент, а именно, когда цедент, цессионарий и должник находятся в разных странах, а также в отношении последствий такой уступки для должника и третьих лиц. В Конвенции также предполагается решить ряд коллизионных вопросов, связанных с указанной международной сделкой.

В процессе работы над проектом Единообразных правил об электронных подписях внимание Комиссии сосредоточено на вопросах подписей в цифровой форме с учетом складывающейся практики электронной торговли и того нейтрального, с точки зрения носителей информации, подхода, который взят за основу в Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Единообразные правила не должны препятствовать использованию других, помимо криптографических, методов удостоверения подлинности подписи и по возможности обязаны учитывать различия в уровнях обеспечения надежности таких методов, а также признавать различные юридические последствия и объем ответственности в зависимости от различных видов услуг, оказываемых в контексте подписей в цифровой форме.

В дальнейшем ЮНСИТРАЛ планирует рассмотреть проблемы совершенствования правового регулирования в области международного коммерческого арбитража, и в частности, вопросы, связанные с исполнением арбитражных решений, обеспечительными мерами в поддержку арбитража, применением согласительной процедуры, взаимодействием арбитража и судебных органов, а также другие актуальные темы.

Стремление к определенности в правоотношениях между сторонами договора, с одной стороны, и не всегда четкое регулирование позитивного права освобождения от ответственности при невозможности исполнения обязательства, с другой стороны, привели к довольно широкому применению, особенно в коммерческой практике, договорных условий об освобождении от ответственности при неисполнении договора - так называемых форс-мажорных оговорок".

Практически во всех странах право допускает согласование контрагентами таких условий, которые могут как расширять, так и сужать применение в конкретном случае концепции освобождения от ответственности, вытекающих из норм действующего права. Обычно в этих условиях в договорах перечисляются примеры освобождения от ответственности, предусматривается порядок удостоверения соответствующего "форс-мажорного" события и устанавливаются последствия, которые сводятся обычно к освобождению должника от исполнения обязательства на время, пока продолжает действовать событие, препятствующее исполнению договора. Довольно часто в "форс-мажорных оговорках" также предусматривается, что по истечении определенного времени после наступления обстоятельства одна из сторон или оба контрагента вправе отказаться от договора.

Содержание форс-мажорных оговорок различается в зависимости от многих обстоятельств, как фактических, так и юридических. Среди них в первую очередь следует назвать правовой режим договора, т.е. нормы применимого права, которые должны регулировать невозможность исполнения. Нет сомнения, что чем более ясные положения по данной проблеме содержит позитивное право, тем в меньшей степени стороны вынуждены уточнять свои взаимоотношения в договоре на случай наступления обстоятельств "непреодолимой силы". Так, особенности регулирования в англо-американском праве проблемы "тщетности" или "неосуществимости" договора, связанные с ней многовариантность и широкие возможности судейского усмотрения при правовой квалификации отношений контрагентов, предопределили чрезвычайную детализацию содержания "форс-мажорных оговорок".

Следует заметить, что в целом содержание условия о "форс-мажоре", как и коммерческих условий договора, обычно несет на себе отпечаток конкретной заинтересованности в заключении договора и экономического баланса сил между его участниками: более сильному в экономическом отношении партнеру всегда удается навязать своему контрагенту такое регулирование, которое выгодно прежде всего ему и направлено в зависимости от конкретных обстоятельств либо на расширение ответственности контрагента, либо на сужение собственной ответственности при неисполнении договора.

Необходимо отметить, что слишком широкие формулировки условий освобождения от ответственности ослабляют правовую силу договорных обязательств, что вряд ли соответствует интересам делового оборота, а следовательно, и всех его участников.

Наиболее типичными событиями, включаемыми в перечень "форс-мажорных", в частности, в договоры купли-продажи в сфере внешнеэкономической деятельности, представляются следующие:
забастовки, локауты, трудовые конфликты, ненормальные условия труда, выход из строя машин и оборудования, задержки в пути, правительственные меры и ограничения, в том числе ограничения экспорта и другое лицензирование, или любое другое событие, находящееся вне контроля продавца, включая войну.

Поскольку "форс-мажорные оговорки" имеют важное практическое значение и широко применяются в коммерческих договорах, они включаются в подавляющем большинстве случаев в общие условия или типовые проформы договоров, разрабатываемых как отдельными фирмами, так и межправительственными организациями, международными и национальными предпринимательскими ассоциациями. На основе обобщения опыта международной коммерческой практики ведущая международная предпринимательская организация - Международная торговая палата (МТП) - предложила для использования весьма детально разработанную оговорку о "форс-мажоре" и затруднительных обстоятельствах (hardship). Тренев Н.Н. Управление финансами. - М.: ФиС, 2004. - С. 226

Недостаточно четкое нормативное регулирование и неопределенность решения в судебной практике проблемы правовых последствий для договорных обязательств, изменения обстоятельств, влияющих на исполнение договора, а также заметно обострившаяся экономическая нестабильность мирового хозяйства, резкие колебания рыночной конъюнктуры, а также ряд других социально-экономических моментов привели к довольно широкому использованию в коммерческой договорной практике так называемых условий о "затруднениях" (hardships). В договоры стали включаться оговорки с целью предотвратить или в значительной степени снизить эффект изменившихся обстоятельств на договорные обязательства, или создать механизм адаптации договора к новым условиям, в которых он должен исполняться.

Главная цель таких договорных условий, которые необходимо отличать от "форс-мажорных" оговорок, - это создание механизма взаимных консультаций, передачи вопроса на рассмотрение третьему лицу и т.п., помогающего сторонам восстановить экономический баланс их интересов, отраженный в заключенном договоре, при определенных непредвиденных событиях.

1.3 Виды контрагентов

Своевременное и качественное выполнение заказов покупателей обеспечивает предприятию лидирующее положение на конкурентном рынке предложения товаров и услуг. Подсистема «Управление заказами покупателей», входящая в состав конфигурации, позволяет делать следующее: Недосекин А.О. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансами // Аудит и финансовый анализ, №2, 2006. - с. 32-34

· реализовать наиболее эффективную для предприятия стратегию обслуживания заказов покупателей в соответствии с выбранными схемами работы, используемыми на предприятии;

· оптимальным образом размещать заказы покупателей в заказах поставщикам и резервировать товары на складах;

· обеспечить соблюдение сроков поставки заказанных товаров;

· удовлетворять запросы как можно большего количества клиентов, избегая возникновения избыточных складских запасов.

Предусмотрены различные схемы выполнения заказа покупателя:

· отгрузка товара из свободного складского остатка;

· предварительное резервирование товара на складе с последующей отгрузкой;

· размещение заказа покупателя в ранее оформленных заказах поставщиков (товар будет автоматически зарезервирован под данный заказ покупателя в момент поступления товара от поставщика);

· «работа под заказ», то есть оформление заказа товара поставщику под конкретный заказ покупателя.

Рис.1.2. Схема выполнения заказа покупателя

Предусмотрен алгоритм автоматического резервирования и размещения, позволяющий оптимальным образом разместить заказ покупателя в заказах поставщикам и в свободном остатке товара на складах.

Конфигурация содержит средства контроля за состоянием работы пo выполнению заказов покупателей.

Для анализа текущего состояния заказов предназначен отчет «Анализ заказов».

В конфигурации имеется возможность оперативного расчета прибыльности заказа покупателя. Данная возможность поможет менеджеру прямо в процессе оформления заказа получать оперативную информацию о планируемой наценке (прибыльности) пo каждой номенклатурной позиции и в целом пo документу. Это поможет исключить те ситуации, когда вследствие скидок цена товара снижается ниже предельно допустимой величины.

Для сравнения плановой себестоимости и плановой прибыли с оплаченными продажами компании предназначен отчет «Продажи пo оплате за период». В качестве одного из показателей отчета можно использовать плановую себестоимость. При этом рассчитается плановая прибыль как разница между реальной ценой продажи и плановой себестоимостью с учетом суммы затрат.

Подсистема управления отношениями с клиентами обеспечивает сбор и упорядочивание больших объемов информации.

Рис.1.3. Подсистема управления отношениями с клиентами

Используется следующая контактная информация о контрагентах:

· адреса,

· телефоны,

· адреса электронной почты,

· местные телефоны,

· произвольные сведения.

В информационную базу может быть введена информация о нескольких контактных лицах, представляющих интересы контрагента.

Предусматривается регистрация всех контактов с контрагентом, как планируемых, так и произошедших.

В записях  о контактах указываются следующие сведения: сам контрагент, контактное лицо со стороны контрагента, пользователь, ответственный за контакт со стороны предприятия, суть переговоров, затраченное время. Регистрируется информация как поступающая от самих клиентов (входящая информация), так и информация, инициируемая пользователем (исходящая информация).

Сводную информацию о контактах можно просмотреть в окне общего списка, а детальную информацию о конкретном контакте удобно просматривать в отдельном окне.

В конфигурации предусмотрено оповещение пo запланированным контактам и другим событиям. В заранее указанное время подсистема автоматически посылает напоминание пользователю, указанному в качестве ответственного за контакт. 

Электронное письмо клиенту может быть отправлено прямо из конфигурации. Подсистема управления отношения с клиентами использует собственную электронную почту системы или внешнюю почтовую программу. Электронная переписка с клиентом может сохраняться прямо в информационной базе. 

Накапливаемая информация доступна для анализа с целью оценки результативности контактов.

Подсистема управления отношениями с клиентами не только хранит информацию об адресах электронной почты клиентов, но и непосредственно обеспечивает общение с клиентами с помощью электронной почты.

Электронное общение с клиентами организовано максимально удобно. Так, пользователь, получивший напоминание о ранее запланированном контакте с клиентом, может двумя-тремя щелчками мыши открыть окно электронного письма встроенной интернет-почты конфигурации или почтовой программы, установленной на компьютере пользователя. Причем в письме уже будет подставлен электронный адрес клиента, а также будет заполнено поле «Содержание (Subject)» на основании информации, известной подсистеме. Пользователь может изменить подставленные данные на свой вкус.

Пользователь может вести электронную переписку с клиентами непосредственно в почтовой программе, установленной на его компьютере. Это может быть менее удобно, чем использование встроенной электронной почты конфигурации, но на этот случай предусмотрен обмен контактной информацией между информационной базой конфигурации и почтовой программой. Такой обмен избавляет пользователя от необходимости дублировать данные о контактах в двух программах.

Договорная работа с контрагентами пронизывает всю хозяйственную деятельность предприятия. В работе с контрагентами задействованы подразделения, занимающиеся управлением финансами, приобретением товарно-материальных ценностей, реализацией готовой продукции, маркетингом и др.

Важнейшую часть работы с контрагентами составляет функция управления взаиморасчетами. Для выполнения этой функции в конфигурацию включена специальная подсистема. Подсистема взаиморасчетов с контрагентами охватывает полный цикл операций пo взаимодействию с деловыми партнерами от момента возникновения обязательств пo договорам до их выполнения. Реализуемая с помощью подсистемы управления взаиморасчетами гибкая кредитная политика позволяет повысить привлекательность предприятия для клиентов и его конкурентоспособность на рынке.

Подсистема управления взаиморасчетами может использоваться в финансовых, снабженческих и сбытовых структурах предприятия, позволяя оптимизировать финансовые и материальные потоки.

Рис.1.4. Подсистема управления взаиморасчетами

Использование подсистемы позволяет анализировать изменение задолженности во времени, оперируя двумя видами задолженности -- фактической и прогнозируемой (отложенной). Фактическая задолженность связана с операциями расчета и моментами передачи прав собственности. Отложенная задолженность возникает при отражении в системе таких событий, как заказ на поставку или передачу на комиссию товарно-материальных ценностей, заявка на получение денежных средств, плановое поступление денежных средств.


© 2010 Современные рефераты