p align="left">Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации является принцип верховенства права. Верховенство права обозначает прежде всего верховенство Конституции и закона.
Являясь членом мирового сообщества, РФ признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и свои международные договоры. Поэтому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международною договора. Конституционный строй устанавливает такие (регулируемые законом) взаимоотношения с гражданами, при которых государство (его органы, учреждения и должностные лщш) ответственны перед человеком и гражданином, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.
В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость главы государства, в отличие от монархии, характеризующейся наследственным статусом главы государства. Различают два основных вида республик - президентскую и парламентарную (парламентскую). В РФ сочетаются черты парламентской и президентской республики.
Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является обеспечение всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальная политика регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни удовлетворением материальных и духовных потребностей.
Российская Федерация - светское государство, в котором религия, ее каноны и догмы, а также религиозные объединения, действующие в нем. не оказывают определяющего влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Политическое многообразие обозначает создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всем социально-политическим или иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции РФ. Политический плюрализм - это многообразие взглядов и идей, свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность объединений граждан. Политическое многообразие предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять ли в какой-либо партии, действующей в рамках Конституции РФ. либо не состоять ни в какой. Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием.
Ядром конституционных основ экономической системы является регулирование отношений собственности. Конституция РФ исходит из того- что для экономической системы Российской Федерации характерна собственность в различных формах частной,
государственной, муниципальной и иных. При этом все формы собственности признаются и защищаются равным образом.
Приоритет норм международного права в области прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношения государства и личности в Российской Федерации. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому нрава и свободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что Конституция РФ как основной закон государства обладает силой прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде.
Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом. Это обозначает, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Законом запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: 1-раждаиские (личные) права и свободы; политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права и свободы.
К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:
- право на жизнь (ст. 20);
- право на охрану достоинства личности (ст. 21);
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.23);
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);-
- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26);
- право на пользование родным языком (ст. 26);
- право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27);
- право на свободу совести и вероисповедания (ст.28).
К политическим правам и свободам Конституция РФ относит следующие:
- свобода слова (ст. 29); право на объединение (ст. 30);
- право на манифестацию (ст. 31);
- право на участие в управлении делами государства (ч. 1 .ст. 32). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (или непосредственной) демократии н представительной;
- право выбирать - это активное избирательное право, которым пользуются вес граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда;
- право на петиции (ст. 33);
- свобода массовой информации (ст. 29).
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства.
К числу экономических, социальных и культурных прав Конституция РФ относит следующие:
право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
(ст. 34);
право частной собственности, в том числе и на землю (ст. 35, 36):
право на свободный труд (ст. 37);
- право на отдых (ст. 37);
- право на социальное обеспечение (ст. 39);
- право на жилище (ст. 40);
право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41):
право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
право на образование (ст. 43);
право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры (ст. 44);
свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества и
преподавания (ст. 44).
Система органов государственной власти в Российской Федерации
1. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
2. Органы законодательной власти
3. Правительство РФ в системе органов государственной власти
4. Судебная власть
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом правового государства. Этот принцип закреплен в Конституции РФ. Разделение властей обусловлено тем, что в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как I) принятие законов; 2) их исполнение и 3) осуществление правосудия - защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей норм права и т.д. С политической точки зрения разделение властей необходимо для того, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом. Три независимые ветви власти могут контролировать, сдерживать и уравновешивать друг друга.
Система органов государственной власти в Российской Федерации на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ (парламентом). Правительством РФ и системой судов Российской Федерации.
Федеральное Собрание (парламент) РФ - высший представительный (законодательный) орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения России, избирается демократическим путем на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования гражданами РФ. Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов сроком на четыре года. Депутаты работают на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ и формируется из представителей законодательной и исполнительной властей субъектов федерации.
Текущая работа Государственной Думы осуществляется в комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов. Помимо законодательной работы государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Назначает Председателя Центрального банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека. Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Но главное назначение Государственной Думы - законотворчество.
В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Верхняя палата парламента обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц: назначает Генерального прокурора РФ, судей высших федеральных судов РФ, заместителя и вторую половину ее аудиторов. Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. Совет Федерации утверждает, Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ.
Поскольку Россия является федеративным государством, постольку органы государственной власти имеются и в ее субъектах. Они олицетворяю! народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Положение органов законодательной власти субъектов в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах субъектов.
Конституция РФ устанавливает порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Так, по предметам веления РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов - се субъекты осуществляют собственное правовое регулирование. Вес правовые акты, издаваемые в РФ, не должны противоречить Конституции; федеральные законы - федеральным конституционным законам; законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным закона.
Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются в Совет Федераций. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если до него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган общей компетенции стоящий во главе исполнительной власти РФ (ст. 110). Правительство осуществляет непосредственное оперативное руководство хозяйственными сферами жизни страны. Согласно Конституции Правительство РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство формирует Президент РФ, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства также назначаются Президентом, а предлагаются Председателем Правительства. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может уйти в отставку по инициативе Президента или по собственной инициативе. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства, либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента.
Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Основными конституционными полномочиями Правительства являются:
1) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью,
2) реализация внешней политики Российской Федерации;
3) разработка программы и реализация единой политики в сфере экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;
4) разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения:
5) обеспечение в России единой финансовой, кредитной, денежной политики и политики цен;
6) обеспечение мер по охране всех форм собственности, управление государственной: собственностью, содействие развитию предпринимательства и т.д.
Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Постановления имеют нормативный характер. Распоряжения - что акты применения права, т.е. акты, не содержащие норм права, а лишь индивидуализирующие их содержание к конкретным случаям жизни.
В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она является независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода правовых конфликтов. Судебная власть Российской Федерации осуществляется системой судов. Судебную систему РФ устанавливают Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации строится на двух уровнях: федеральном и субъектов Федерации, включая в себя три подсистемы.
Первую составляют Конституционный Суд РФ (федеральный уровень) и \ конституционные (уставные) Суды субъектов РФ (уровень субъекта). |
Вторая подсистема - суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (федеральный уровень). Мировые судьи (уровень субъектов).
Третья подсистема - это подсистема арбитражных судов, которые строятся только на федеральном уровне и включают в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ - это орган конституционного надзора и контроля. Его задача - следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125). Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между различными органами государственной власти. Конституционный суд РФ проверяет конституционность законов, применяемых в конкретных делах по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан РФ, если они нарушены законом.
Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126).
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный Суд. Его задачами являются: обеспечение защиты охраняемых законом интересов предприятий, организаций и учреждений при разрешении хозяйственных споров (ст. 127).
Президент Российской Федерации - выборный глава государства. Главой государства Президента провозглашает ст. 80 Конституции РФ. Президент избирается путем всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании. Конституция называет Президента РФ гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны, арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.
Как глава государства Президент представляет Россию в официальных церемониях как внутри страны, так и за рубежом, назначает ряд должностных лиц государства, ведает вопросами гражданства и помилования, присваивает государственные награды и почетные звания. Помимо вышеназванных полномочий в компетенцию Президента входят следующие вопросы:
1) Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;
2) формирует военную доктрину страны;
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4) представляет Россию на международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры;
5) подписывает и обнародует федеральные законы (при этом обладает правом отлагательного вето, т.е. Президент может не подписать закон и тогда он не вступает в силу);
6) назначает выборы Государственной Думы, назначает референдум;
7) может распустить государственную Думу согласно положениям Конституции РФ (ст. 111: 117);
8) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Таким образом, Конституция РФ предоставляет Президенту Российской Федерации довольно большие полномочия и определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.
Гражданское право РФ 3.1. Гражданское правоотношение
1. Предмет, метод, субъекты гражданского права
2. Понятие и содержание правоспособности и дееспособности физических лиц
3. Юридические лица, их виды
Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Имущественные отношения возникают между субъектами правоотношения по поводу вещей (работ, услуг), прав и обязанностей. Например, к имущественным отношениям следует отнести отношения между продавцом и покупателем по поводу проданной вещи. Кроме этого, к имущественным следует отнести отношения возникающие между наследниками и кредиторами в связи с тем, что наследодатель в свое время не возвратил долг. К наследникам, таким образом, перешли обязанности наследодателя). Имущественные отношения обладаю! определенной экономической ценностью.
Личные неимущественные отношения, в отличие от имущественных, не имею! стоимостного выражения. Одни из них связаны с имущественными. К такого рода отношениям относят отношения в области интеллектуальной собственности. Речь идет о праве считаться автором произведения литературы, науки и искусства, изобретения, рационализаторского предложения. (Право признаваться автором книги - неимущественное право, которое непосредственно связано с правом на получение гонорара, что является уже имущественным правом).
Особую группу отношений, относимых к предмету гражданского права, составляю! отношения, возникающие по поводу неотчуждаемых прав и свобод человека и некоторых других нематериальных благ (жизнь и здоровье, честь и достоинство личности, деловая репутация, личная и семейная тайна и др.). В силу своей специфики неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Метод гражданско-правового регулирования основан на юридическом равенстве участников правоотношения, автономии их воли, имущественной самостоятельности. Иначе говоря, ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может повелевать другой стороной.
Участники гражданских правоотношений именуются субъектами. Субъектами гражданских правоотношений могут выступать физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и организации, называемые в гражданском праве юридическими лицами. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием "лица", которое используется в ГК РФ и других актах гражданского законодательства.
Под объектами гражданских правоотношений следует понимать все то, по поводу чего возникают правоотношения между субъектами. Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских правоотношений относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги; имущественные права; работы и услуги; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага. Из перечисленных объектов наибольшее распространение имеют вещи. Под вещами понимаются предметы материального мира, доступные к тому, чтобы удовлетворять потребности субъектов гражданского права.
Граждане принимают активное участие в гражданском обороте и являются важнейшими субъектами гражданских прав и обязанностей. Для участия в гражданских правоотношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью.
Гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ) и признается равной за всеми. Иногда закон признает возможность иметь гражданские права за еще не родившимся человеком (например, ребенок умершего отца-наследодателя, родившийся после его смерти, признается наследником по закону). Под дееспособностью гражданина понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность предполагает способность лица к самостоятельным волевым действиям. Это возможно лишь при наличии у физического лица известной психической зрелости. В связи с этим согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ в полном объеме дееспособность у гражданина возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. До достижения полной дееспособности законодательство выделяет дееспособность несовершеннолетних и дееспособность малолетних (ст. 26 ГК РФ). В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он достиг 16-летнего возраста и работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление гражданина полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст. 17 ГК РФ).
Граждане, достигшие 18 лет, могут быть признаны недееспособным или ограничены в дееспособности по решению суда. Так, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Опекун совершает за подопечного все сделки и несет ответственность за вред, причиненный опекаемым. Суд может ограничить гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжелое материальное положение. Над гражданином, ограниченным в дееспособности, устанавливается попечительство. Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, получать заработок, пенсию, и иные доходы и распоряжаться ими такой гражданин может лишь с согласия попечителя. Однако юридическую ответственность несет сам.
Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются юридические лица. Под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает но своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Исходя из сказанного можно сформулировать следующие признаки юридического лица:
1. Организационное единство наличие определенной внутренней структуры. Закрепление компетенции органов юридического лица, определение порядка принятия решений.
2. Наличие обособленного имущества, что означает отделение имущества юридического лица от имущества его учредителей. Имущество юридического лица учитывается на самостоятельном балансе.
3. Самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак свидетельствует о том, что юридическое лицо самостоятельно и своим имуществом отвечает по своим обязательствам. Кредиторы не вправе привлекать к ответственности учредителей (участников) юридического лица по его долгам. Юридическое лицо в свою очередь не отвечает по долгам
своих участников.
4. Способность выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо
должно иметь определенное наименование. От своего имени юридическое лицо приобретает
права и несет обязанности, выступает в суде в качестве истца или ответчика.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С
этого же момента юридическое лицо наделяется правоспособностью. С момента регистрации
юридическое лицо становится субъектом гражданского права.
Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей
деятельности. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций.
приведенный в ГК РФ, является исчерпывающим (в отличие от форм организации
некоммерческих), что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной формы, кроме предусмотренных в кодексе. Закон предусматривает следующие организационно-правовые формы деятельности коммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ): хозяйственные товарищества (полное товарищество; товарищество на вере); хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью: общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество: ОЛО, ЗЛО); производственные кооперативы; народные предприятия, а также специфическую форму коммерческой деятельности, применяемую лишь в государственном секторе экономики *-государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов; общественных и религиозных организаций (объединений); финансируемых собственником учреждений; благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.
Право собственности
1. Понятие, содержание и формы права собственности
2. Основы возникновения и прекращения права собственности
3. Защита права собственности и других вещных прав
Материальную основу любого общества составляют экономические отношения собственности. Собственность - это отношение между гражданами (организациями) но поводу вещи; в этом отношении один их субъектов относится к этой вещи как к своей, а для остальных эта вещь является чужой. В отличие от собственности - право собственности - правовая категория. Право собственности принято различать в объективном и субъективном смысле. Под правом собственности в объективном смысле принято понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником своим имуществом. Под правом собственности в субъективном смысле принято понимать определенную законом меру поведения субъекта гражданского права гго владению, пользованию и распоряжению им своим имуществом своей властью' и в своем интересе. Содержание субъективного права собственности закон определяет через триаду следующих правомочий собственника:
- владение;
- пользование;
- распоряжение.
Но право собственности не сводится к этим трем правомочиям. Собственник вправе но своему усмотрению совершить в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие нрава и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник может отчуждать свое имущество в собственность другим лицам; передавать имущество, оставаясь собственником, сохраняя право владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог; обременять его другим способом, распоряжаться им иным образом.
Право собственности является элементом абсолютных правоотношений. Все лица обязаны! воздерживаться от каких-либо действий, направленных на создание собственнику препятствий в осуществлении им своего права собственности. В то же время бремя содержания имущества принадлежит собственнику. В ряде случаев бремя содержания собственником своего имущества трансформируется в его обязанность перед обществом за неисполнение которой (или ненадлежащее исполнение) собственник может быть лишен права на соответствующее имущество, например, согласно ст. 240 ГК РФ может быть произведен выкуп бесхозяйственно содержимых собственником культурных ценностей; в соответствии со ст. 293 ГК РФ может быть прекращено право собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение и т.д.
В зависимости от субъективного состава в Российской Федерации существуй») следующие формы собственности:
- частная;
- государственная;
- муниципальная.
В статье 212 ГК РФ указывается, что возможны и иные форме собственности. К частной собственности относится собственность граждан и юридических лип. В их собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые согласно закона не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам. Теку дарственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на нраве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Государственное имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями. Все то имущество, которое осталось незакрепленным, а также средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество составляют государственную казну Российской Федерации или субъекта РФ.
Муниципальное имущество, которое осталось незакрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также средства местного бюджета и иное имущество составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Основанием возникновения права собственности, как и многих других субъективных гражданских прав, являются определенные законом обстоятельства (юридические факты), с которыми связывается установление соответствующих правоотношений. Законодательство различает первоначальные и производные способы приобретения нрава собственности. 11ри первоначальных способах возникновение права собственности не связано с нравом другою лица. При производных - права и обязанности нового собственника производим от прав и обязанностей прежнего собственника.
К первоначальным способам обретения права собственности относятся следующие:
1. Производство. Право собственности возникает на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя. Если имущество подлежит регистрации, то право собственности на такую вещь возникает с момента государственной регистрации.
2. Переработка. Право собственности возникает на движимую пещь в результате переработки чужих материалов, т.е. принадлежащих не переработчику, а другом улицу.
3. Приобретательная давность. В данном случае гражданин или юридическое лицо, не являющиеся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющие, как своим собственным, недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество.
4. К первоначальным способам относятся такие:
- приобретение права собственности на бесхозяйные вещи и безнадзорных животных;
- сбор ягод, лов рыбы, сбор и добыча других общедоступных вещей и животных;
- находка;
- обнаружение клада и др.
К наиболее распространенным способам производного приобретения права собственности
относится:
- гражданско-правовой договор;
- наследование.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник, обладая правом распоряжения, принадлежащим ему имуществом, вправе но собственной инициативе прекратить свое право собственности путем отчуждения имущества другим лицам, отказаться от права собственности и т.д. Право собственности может прекратиться независимо от воли собственника, например, при гибели вещи, ее потере, смерти собственника. Возможно и принудительное изъятие вещи у собственника в случаях, установленных законом. К ним относятся:
- обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника;
- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному
собственнику;
- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;
- отчуждение жилого дома (жилого помещения) в связи с его бесхозяйственным содержанием:
- реквизиция;
- конфискация;
В ряде случаев право собственности на одно и то же имущество может возникнуть у двух и более лиц. В таких случаях имеет место - право общей собственности. Имущество при лом может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников п праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
При долевой собственности (если соглашением не предусмотрено иное) доли признаются равными. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества в натуре или в форме выплаты соответствующей денежной суммы. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завешать, отдать в залог свою долю и т.д., но если он отчуждает свою долю на возмездных началах, то другие участники общей долевой собственности имеют преимущественное право покупки .чайной доли по цене, за которую она продается и на прочих равных условиях.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ совместная собственность распространяется
на:
- имущество супругов, нажитое в браке;
- собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Защита права собственности и других вещных прав осуществляется прежде всего посредством виндикационного и негаторного исков. Данные иски направлены на защиту интересов собственника от любых третьих лиц (такую защиту называют еще абсолютной защитой).
Под виндикационным иском понимается иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Удовлетворение иска зависит от ряда факторов, и в первую очередь от добросовестности владельца спорною имущества. Добросовестным владельцем спорного имущества признается такой, который ! приобретая имущество, не знал и не должен был знать, что приобретает имущество от неуправомоченного лица. К недобросовестным относятся такие лица, которые приобретая имущество, знали или должны были знать, что приобретают имущество от неуправомоченного лица. Если спорное имущество сохранилось в натуре, то от недобросовестного владельца оно истребуется всегда: интересы собственника подлежат безусловной защите.
Если же владелец имущества является добросовестным приобретателем, то удовлетворение иска об истребовании имущества обусловливается рядом дополнительных факторов, при этом закон допускает возможность и отказа в иске собственнику имущества. Так, деньги и ценные бумаги на предъявителя, не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя. Если имущество приобретено безвозмездно, собственник вправе истребовать имущество от добросовестного приобретателя во всех случаях. Если же добросовестный приобретатель приобрел имущество на возмездных началах, то собственник вправе его истребовать в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Под негаторным иском понимается иск собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Посредством данного иска собственник защищает свои права тогда, когда вещь остается у него, по какое-либо третье лицо препятствует или оказывает какие-то помехи в осуществлении своею права.
Кроме вещно-правовых исков, защита права собственности и других вещных прав может осуществляться посредством обязательно-правовых исков. В данном случае собственник защищает свои права от конкретного обязанного лица (должника). Например, иск о возмещении вреда, причиненного порчей или уничтожением вещи; иски о возврате неосновательно полученного или сбереженного имущества и т.д.