Рефераты

Историко-правовые аспекты деятельности служб охраны и конвоирования

p align="left">е) сопровождение арестантов гражданского ведомства при выводе их на работы вне тюремной ограды;

ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства;

и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: в виде постоянной меры при условии увеличения штатной численности соответствующих конвойных команд и в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.

А через месяц генерал Сапожников, которому уже было 75 лет и который имел почти 60 лет военной службы, был уволен приказом императора от 21 июля 1907 года. Он был произведен в генералы от инфантерии с мундиром и отправлен на пенсию. Этим же приказом главным инспектором по пересылке арестантов и заведующим этапно-пересыльной частью Главного штаба назначен начальник отделения того же штаба генерал-майор Николай Иванович Лукьянов. Он принадлежал к более молодому поколению офицерского корпуса, чье становление проистекало уже в после реформенный период. Лукьянову суждено было стать последним начальником, возглавившим конвойную стражу в последнее десятилетие ее дореволюционного существования. Конвойная служба становилась все более значимой и напряженной.

Новый устав проходил двухгодичное испытание. Лукьянов требовал его неукоснительного исполнения. Он сам проинспектировал множество команд. Распорядился усилить проверки офицерским составом несения конвойной службы, отметив, что по три и более недель конвои вынуждены находиться в отрыве от своих команд и неизбежно уклоняются от уставного порядка. 476 конвойных команд находились в ведении уездных воинских начальников, обслуживая до 175 пеших трактов. Уездные начальники не могли их проверять, офицеров не хватало, да и командировочных денег не отпускали на эти цели. Требовали усовершенствования и железнодорожные перевозки. 400 используемых для этого вагонов нуждались в переделке. ГТУ разработало новый тип арестантского вагона, почти исключающий возможность побегов и дававший большие удобства для конвоя, но на это требовались средства. Лукьянов ходатайствует о приравнивании конвойных команд в части сроков выдачи мундиров к строевым частям (т.е. вместо трехгодичного установить двухгодичный срок носки). Министр юстиции поддержал ходатайство. Но такое нововведение требовало 11509 руб. дополнительных ассигнований. В связи с ростом тюремного населения на 50 процентов Лукьянов просит увеличить штаты команд. Он объездил в инспекционных целях и Европейскую Россию и почти всю Сибирь. У него отложилась масса впечатлений, возникли интересные идеи, но реализация их упиралась в деньги. Содержание конвойных команд все более удорожалось. Государственная Дума согласилась с мнением комиссии по государственной обороне о замене конвойной стражи вольнонаемной охраной

В 1909 году подводились итоги двухлетней практики службы по Уставу конвойной стражи, который представлял собой, по выражению Лукьянова, «первый опыт кодификации разновременно изданных законоположений, инструкций и наставлений по конвойной службе». Получены мнения всех командующих войсками военных округов. Специально созданная комиссия, рассмотревшая присланные замечания, пришла к выводу о необходимости переработать устав.

Устав конвойной службы состоял из 13 глав, включавших 484 статьи. Это была довольно подробная регламентация вида службы, определяющая состав конвойной стражи, подчиненность конвойных команд, права и обязанности команд и конвоиров и т.п.

Строительство конвойной стражи происходило на основе общеармейских законоположений, требований времени, предложений Министерства юстиции и главного инспектора об укреплении конвойных команд, правильности их использования, взаимодействия с армией и жандармерией.

Каждое очередное увольнение в запас опустошало конвойные команды. Руководство добилось разрешения задерживать (при четырехлетнем сроке службы) подлежащих увольнению нижних чинов до 31 марта следующего года, пока не будут подготовлены и зачислены в строй молодые солдаты. С введением в 1906 году трехлетнего срока службы это правило перестало применяться, и потому на старослужащих нижних чинов в течение полугода ложилась вся тяжесть службы, нагрузка которой увеличивалась все более и более. Лукьянов добивается решения о прикомандировании на время первоначальной подготовки новобранцев старослужащих нижних чинов из других частей. Кроме того, он вносит предложение увеличить штатную численность команд на 2000 нижних чинов. Но вопрос застрял в Мобилизационном комитете. Было пересмотрено расписание конвойных команд. В 1910 году происходило реформирование армейской пехоты и других родов войск, упразднены резервные и крепостные войска, что усилило полевые части. Однако эта мера несколько ослабила возможности черпать дополнительные силы для конвойной службы.

Постоянный спутник и причина неустройства конвойных команд - двойственность их подчиненности. В 1910 году этот вопрос стал предметом обсуждения на специально созванном межведомственном совещании. Речь зашла о полной передаче службы конвоирования Министерству юстиции и переходе комплектования стражи по вольному найму. Но, учитывая нереальность в то время такого проекта, совещание высказалось за увеличение штата конвойных команд, чтобы свести к минимуму содействие полевых войск конвойной страже.

Отчеты Министерства юстиции, куда входили и данные главного инспектора по пересылке арестантов, предавались гласности. Они печатались в журнале «Тюремный вестник». Некоторая информация о конвойной страже проникала в газеты. Например, в петербургской газете «Колокол» 25 августа 1910 г. опубликованы «Военные заметки», автор которых, назвавший себя «Старым капитаном», высказался за упразднение уездных конвойных команд либо сокращение их, предложив изменить способ их комплектования. Он писал: «Хотя и учат конвойных солдат строю, гимнастике, стрельбе и проч., но все-таки было бы лучше, если бы конвойные команды комплектовались из запасных солдат и были бы подчинены только тюремному начальству». Проблемы конвойной службы интересовали общественность. Интересовали тогда, интересуют и сегодня.

В 1911 году в жизни конвойной стражи произошло знаменательное событие: было отмечено столетие местных войск и конвойной стражи.

По степени нагрузки конвойной стражи можно судить и о политической ситуации в стране. В 1912 году, после периода относительного спада и затишья, снова оживляется революционное движение, активизируется деятельность оппозиционных сил, а это раскручивает маховик репрессивно-карательной системы. Процессы эти взаимосвязаны. Усиление репрессий вызывает еще большие протесты. Восстановить равновесие становится все более затруднительным делом, особенно, если это делается одним методом подавления.

За 1912 год конвойными командами во время всех видов передвижения препровождено 1664028 арестантов, т.е. почти столько же, сколько в 1908 году. Начавшаяся мировая война выдвинула перед этими формированиями совершенно новые задачи в дополнение к тем, какие они постоянно несли. Численность же их в военное время не увеличивалась. По состоянию на 20 июля 1914 г. в них состояло штаб- и обер-офицеров - 101, нижних чинов - 11738 человек.

Необходимо было перестроить все дело пересылки арестантов в связи с войной. Конвойная стража оказала помощь действующей армии отправкой части личного состава на фронт. За 1914-1916 гг. направлено 7784 человека. Кроме того, при местных бригадах были организованы учебные команды с четырехмесячным сроком обучения по подготовке унтер-офицерского состава для действующих войск. Всего было подготовлено и отправлено на фронт около 1000 унтер-офицеров.

Война вызвала патриотические настроения среди личного состава конвойных команд, стремление попасть в действующую армию. Учитывая это, по согласованию с главным управлением Генерального штаба, главный инспектор распорядился «не ставить этому препятствия». Для восполнения убыли разрешено переводить в конвойные команды людей из запасных батальонов.

За период войны конвойные команды выполнили непосредственно связанный с фронтом большой объем разнообразных задач.

Но война во многом изменила характер службы конвойной стражи. Сфера использования конвойных команд существенно расширилась. Они привлекались для эвакуации из тюрем, расположенных в западных губерниях, содержащихся там людей. Сопровождали выдворяемых из страны иностранных подданных, конвоировали военнопленных, охраняли перевозимые военные грузы.

При конвоировании плененных солдат и офицеров противника руководствовались Положением о военнопленных, утвержденным Николаем II, от 7 октября 1914 года, статья 3 которого гласила: «С военнопленными как с законными защитниками своего Отечества надлежит обращаться человеколюбиво». Команды, находившиеся во внутренних округах, привлекались для надзора за лагерями военнопленных.

Исходя из того же принципа выполняли свою задачу конвойные команды при сопровождении неприятельских подданных, высылаемых за пределы империи. Квартирмейстерская служба Главного управления Генерального штаба даже обвинила чины конвойной стражи в либеральном отношении к ним.

Одной из основных функций конвойной службы являлось и является не только охрана спецконтингента при перемещении, но и обеспечение их правового положения в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на определенном этапе развития государства.

Проблема правового положения конвоируемых лиц в современной России очень актуальна и важна для изучения, поскольку все государства в мире стремятся к гуманизации и законности исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных лиц. На сегодняшний момент основным российским документом, регулирующим этот вопрос, является Приказ №346 от 25 ноября 2000 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС МЮ РФ».

Для того чтобы вновь издаваемые нормативно-правовые акты соответствовали международным стандартам и правилам, принципам гуманизации и законности необходимо изучать и черпать из истории государства аналогичные решения проблем, рассматривать их, сравнивать и в итоге выносить соответствующие решения исходя из принципов правового Российского государства. Чтобы лучше разобраться и понять сегодняшнюю сложившуюся картину конвоирования осужденных лиц, рассмотрим период конца XIX-начала XX вв, когда зародилась первичная правовая база регулирования данного вопроса.

Характерной особенностью российского законодательства этого периода в сфере уголовного наказания и его исполнения являлось наличие ряда правовых актов, нормы которых нередко имели в своей основе один и тот же предмет регулирования, а именно организацию исполнения мер уголовного наказания. Пример тому Устав о ссыльных издания 1909 года, который, являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с уставами о содержащихся под стражею, особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы ссыльнокаторжных. Для этих правовых документов характерным является отсутствие четкого понятийного аппарата. По этой причине деятельность одних и тех же учреждений, в которых содержались различные категории осужденных, регулировалась одновременно двумя указанными выше правовыми документами. Имеется в виду содержание ссыльнокаторжных в тюрьмах. Уместно заметить, что подобная практика регулирования порядка и условий исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы использовалась в России в 30-е годы и в начале 90-х годов нынешнего столетия.

Ссыльные подразделялись на ссыльно-каторжных и ссыльно-поселенцев. Кроме того, в законе особо выделялась категория арестантов, к которой относились бродяги, в отношении их принимались крайне суровые меры. После отбытия наказания в исправительных арестантских отделениях или тюрьмах они направлялись на выдворение в Якутскую область.

Непременным условием этапирования заключенных было наложение на отдельные из них категории кандалов и наручников. Вес кандалов составлял от 5 до 5,5 фунта. Согласно Уставу конвойной службы обязательному заковыванию в кандалы ножные и ручные подлежали осужденные к каторжным работам без срока мужчины и женщины; в ножные - все осужденные к срочной каторге мужчины. В наручниках конвоировались осужденные в ссылку на поселение и бродяги.

Само передвижение ссыльных, ввиду тех значительных расстояний, которые приходилось проходить ссыльным всегда вызывало особые заботы правительства. Пересылка, во всяком случае, ложилась тяжелым бременем на государство ввиду значительности требуемых ею расходов, но еще тяжелее оказывалась она нередко для пересылаемого, действуя на него разрушительно и физически и морально из-за условий пересылки.

Ссыльные перемещались к местам назначения по железным дорогам и на пароходах, либо баржах. При отсутствии таковых ссыльные препровождались по пеше-этапным трактам. Ссыльные, которые не могут следовать пешком, перевозились на подводах по пеше-этапным трактам, а также от мест заключения до станций железных дорог и пароходных пристаней и обратно.

Перевозке на подводах по пеше-этапным трактам подлежали:

1) Ссыльные из привилегированных классов;

2) Женщины, имеющие грудных младенцев;

3) Малолетние дети, следующие со своими родителями;

4) Ссыльные, заболевшие в пути;

5) Находящиеся при ссыльных вещи;

6) Арестантские оковы.

Ссыльные, признанные по освидетельствованию бессильными передвигаться пешком подлежали перевозке на подводах.

Если количество клади позволяет, то можно было сажать женщин, не имеющих грудных младенцев. Одному ссыльному разрешалось перемещать с собой не более 30,00 фунты вещей. Общее движение партий ссыльных в места назначения производится по особо составленному плану (с 1893 года эти планы публикуются в «Тюремном вестнике»), в котором Министру юстиции предоставляется вносить дополнения и изменения, не спрашивая на то особого разрешения. При передвижении партий в Сибирь из числа ссыльных назначался староста, которому вверялся наблюдение за прочими, и с него взыскивалось за беспорядки. Ссыльные, которые до осуждения были изъяты от телесного наказания (в том числе все женщины), препровождаются только под надзором, ссыльно-каторжные следуют в оковах или кандалах, а прочие (в том числе малолетние по Закону 1863 года) - в наручниках (ст. 83 Устава о ссыльных). Следующие в ссылку женщины разделяются на два разряда: 1) идущие по собственной воле с мужьями своими; 2) оправленные по суду в ссылку с мужьями или без них. Женщины, идущие по собственной воле во все время следования не должны быть отделены от мужа и не подлежат надзору. Прочие пересылаются так же как и ссыльные мужчины. Во время следования ссылаемых преступников до мест назначения духовенство наставляет их в обязанности соблюдать веру и нравственность. Ссыльные отправляются партиями.

Претензии ссыльных не принимают и не разбирают во время пути следования. Различного рода жалобы рассматривает Губернский тюремный инспектор по прибытии конвоируемых в губернский город. Ссыльные, заболевшие во время следования, доставлялись в попутные тюремные больницы. В Сибири воинские и гражданские лекари находятся в местах расположения этапов. Они осматривают больных и дают разрешение на дальнейшее следование до места назначения. Конвойные начальники снабжались медикаментами, с объяснением способа их употребления, в особенности от таких болезней, в которых врачебная помощь может быть оказана во время их следования. Погребение умерших во время следования по этапам арестантов возлагалось во всех губерниях на местное начальство тех селений, где умрет арестант.

Кормовые деньги выдаются для ссыльных до первого губернского города или до места назначения из казначейств лежащих по дороге городов. Кормовые деньги для выдачи ссыльным на пути вверяются сопровождающей конвойной страже. После того как ссыльные прибудут до назначенного пункта, тюремное начальство допрашивало их по поводу точного получения кормовых денег. Для закупки продовольствия ссыльным начальник стражи получал деньги по расчету их количества и ни под каким предлогом не должен отдавать их преступникам.

Денежные средства выдаются ссыльным в различных суммах:

- принадлежавшие до осуждения к высшим сословиям - по 15 копеек в сутки на человека;

- принадлежавшие к прочим сословиям - по десять копеек на человека в сутки.

Ссыльные из людей военного звания получали одежду и кормовые деньги, так же как и прочие арестанты. Находящиеся при пересыльных арестантах малолетние дети получали деньги наравне со взрослыми.

П.Ф. Якубович пишет о 90-х годах XIX века, что в то страшное время в сибирских этапах давали кормовых 10 копеек в сутки на человека при цене на ковригу пшеничного хлеба (килограмма три) - 5 копеек, на кринку молока (литра два) - 3 копейки. «Арестанты благоденствуют», - пишет он. А вот в Иркутской губернии цены выше, фунт мяса стоит 10 копеек, и «арестанты просто бедствуют».

Конвоируемые арестанты снабжались необходимой в пути одеждой. Зимняя одежда выдавалась в губерниях при отправлении с сентября по март (или пока не установится теплая весенняя погода). Как только устанавливалась теплая погода, одежда менялась на летнюю в одном из губернских городов в пути следования. Аналогично, если ссыльные, отправленные в летней одежде будут застигнуты зимними холодами, то одежда их меняется на зимнюю. Отобранная одежда выдавалась другим конвоируемым арестантам в соответствующую погоду. О выдаче или отборе одежды помечалось в соответствующих документах.

Если при освидетельствовании конвоируемых арестантов оказывалось, что на ком-либо из них одежда или обувь не подлежит дальнейшей носке, им выдавали новую, либо ту, которая была в носке, но находится в хорошем состоянии после другой партии ссыльных. Деньги за нее взыскивались с тех лиц, которые снабжали ссыльных непрочною одеждою.

Для предупреждения побегов на одежду вшивается у каторжных по два, а у поселенцев по одному четырехугольному лоскутку на спины, отличающиеся от цвета самой одежды. Причем соблюдение этого правила подтверждено Циркулярами 1878 и 1879 гг. Сверх того при передвижении партий в Сибирь (ст. 194 Устава о ссыльных) всем ссыльным мужчинам, лишенным всех прав состояния выбривается при отправлении правая половина головы, и затем бритье повторяется каждый месяц; но в Европейской России употребление этой меры Законом 1858 года отменено для всех ссыльных за исключением бродяг. «Ссыльного, оказавшего неповиновение порядку, начальник партии приводит в послушание легким телесным наказанием, против явно бунтующих обязан поступать со всею строгостью, а против отважившихся нападать на конвойных он имеет право применять оружие, действуя, однако, с большой осторожностью» (Устав о ссыльных, ст. 211). По мере того, как рельсовое передвижение внедрялось в наше отечество, меняло свою форму и арестантские этапы.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система конвоирования претерпела значительные изменения и преобразования по прошествии многих лет (политических положений в стране и других факторов). Но во многих своих принципах она находит свой отклик и в современном Российском государстве

1.3 Правовые основы формирования и развития службы конвоирования в России в 1917-2005 гг.

Произошедшие события внесли коренные изменения в жизнь и быт армии. Они коснулись и конвойной стражи. Начался процесс демократических преобразований в вооруженных силах республики.

Перемены не заставили себя ждать. Главное тюремное управление было реорганизовано в Главное управление местами заключения. Постановлениями Временного правительства от 17 и 30 марта 1917 г. внесены коренные изменения в содержание арестантов. Прежде всего, были отменены все виды оков, отменены и арестантская одежда, и телесные наказания. Была упразднена жандармерия, а полиция заменена народной милицией. Таким образом, из трех вооруженных охранительных формирований Временное правительство оставило нетронутой лишь одну конвойную стражу.

Проблемы надзора, охраны и конвоирования лиц, содержащихся в местах заключения Российского государства, в послеоктябрьский период занимали особое место в правотворческой и правоохранительной деятельности новой государственной власти.

Отсутствие единой системы исполнения наказания в виде лишения свободы оказывало серьезное влияние на характер содержания и формирование организационных структур учреждений и органов, осуществляющих функции по охране и конвоированию заключенных. В структуре Главного управления местами заключения Наркомата юстиции на основании приказа Народного комиссара по военным делам от 21 апреля 1918 года для руководства конвойной стражей республики была образована Главная инспекция конвойной стражи в составе 10 штатных единиц во главе с заведующим.

Комплектование конвойной стражи рядовым и начальствующим составом осуществлялось на добровольных началах при строжайшем соблюдении классового принципа. В конвойную стражу, как и в войска ВЧК, принимались добровольцы по рекомендации партийных, профсоюзных организаций. Все поступавшие в конвойную стражу принимали торжественное обязательство честно и верно служить Советской Республике, точно исполнять свои обязанности. К концу 1918 года было сформировано более ста конвойных команд в разных городах страны.

Правовая основа организации деятельности конвойной стражи была определена Положением о конвойной страже Республики, которое было объявлено приказом Реввоенсовета Республики No 1884 от 2 сентября 1921 года. Согласно Положению, на конвойную стражу возлагались функции:

а) сопровождения заключенных, числящихся за различными ведомствами, по железным дорогам и водным путям сообщения, пешим трактам и в районах населенных пунктов;

б) препровождения лиц, пересылаемых при этапных партиях;

в) окарауливания мест заключения;

г) содействия администрации мест заключения в пресечении и прекращении беспорядков среди заключенных.

Комплектование состава конвойных команд осуществлялось на общих основаниях, установленных для Красной Армии. Численность конвойной стражи определялась Реввоенсоветом Республики по соглашению с Наркоматом юстиции. Начальник конвойной стражи назначался приказом Реввоенсовета; он пользовался правами начальника дивизии.

После Октябрьской революции конвойной стражей занялись два ведомства: Главное управление местами заключения Народного комиссариата юстиции и Народный комиссариат по военным делам. Для реорганизации конвойной стражи создается комиссия, которая свои выводы и предложения облекла в довольно обстоятельный документ, легший в основу приказа Народного комиссариата по военным делам от 20 апреля 1918 года №284. Численность личного состава, согласно приказу, в отдельных конвойных командах сокращалась наполовину, в прочих - на одну треть.

Должность главного инспектора по пересылке арестантов осталась, но под другим названием: отныне она именовалась «главный инспектор конвойной стражи». Руководящим органом стала Главная инспекция конвойной стражи при Главном управлении местами заключения. Осталось и двойное подчинение конвойной стражи: по строевой и хозяйственной части - Народному комиссариату по военным делам (через Генеральный штаб, с 8 мая 1918 года через Всероссийский главный штаб), а по службе - ГУМЗ. Сохранялась и должность инспектора по пересылке арестантов в Восточной Сибири, только теперь под названием инспектора конвойной стражи в Восточной Сибири. При нем канцелярия - Инспекция конвойной стражи Восточной Сибири. Преемственность, как видим, в строительстве этого учреждения здесь налицо.

Приказом комиссара ГУМЗ от 3 мая 1918 года Николай Иванович Лукьянов был освобожден от занимаемой должности. Как военный специалист, вполне лояльный новой власти, он используется на службе во Всероссийском главном штабе, затем в штабе РККА, в 1926 году уволен на пенсию. Проживал в Ленинграде до тех пор, пока начавшаяся волна репрессий не захлестнула и его. 3 марта 1935 года 74-летний бывший генерал-лейтенант был арестован и по постановлению Особого совещания от 9 марта признан «социально опасным элементом», подлежащим высылке. Его жизнь закончилась в Самаре 15 июня 1937 года.

В январе 1923 года была установлена новая численность конвойной стражи - 10 тыс. человек. Она освобождалась от охраны мест заключения и охраны судебных учреждений. Доставка следственных заключенных в органы Прокуратуры осуществлялась в весьма ограниченном количестве. Принимались меры по упорядочению маршрутов. Пересматривался порядок окарауливания заключенных на внешних работах.

Приказ по милиции и конвойной страже войск ГТУ №146 от 8 мая 1923 года разграничил функции милиции и конвойной стражи при конвоировании арестованных. Милиции вменялось сопровождение арестованных от мест заключения до ближайших железнодорожных станций, пристаней, этапных трактов (и обратно), а также по грунтовым дорогам вне пределов пунктов, установленных сводом маршрутов и планом движения этапных партий. Во всех других случаях конвоирование арестованных по железнодорожным и водным путям сообщения, грунтовым трактам осуществляла конвойная стража.

С образованием ОГТУ и переходом внутренних войск в его подчинение возникла проблема дальнейшей ведомственной принадлежности конвойной стражи. Поскольку места заключения оставались в ведении НКВД союзных республик, предстояло решить вопрос о создании центрального органа управления ими в общесоюзном масштабе. На заседании Малого Совнаркома РСФСР 29 мая 1924 года был одобрен проект постановления СТО СССР по данному вопросу. Проект предусматривал передачу конвойной стражи из ОГПУ в НКВД союзных республик.

Создание конвойной стражи было подтверждено постановлением Совета Труда и Обороны от 23 августа 1924 г. и получило законодательное оформление в постановлении ЦИК и СНК СССР от 30 октября 1925 г. В соответствии с этим постановлением было образовано Центральное управление конвойной стражи СССР (ЦУКС) при СНК СССР. Оно возглавлялось начальником, назначенным СНК СССР. На этот пост был назначен Е.Г. Ширвиндт, он же начальник ГУМЗ НКВД.

На конвойную стражу возлагались охрана мест заключения, сопровождение заключенных и выполнение других заданий. Служба конвойной стражи регламентировалась воинскими уставами и уставами конвойной службы. Комплектованием ее состава и снабжением занимался Народный комиссариат по военным и морским делам (материальное обеспечение за счет фондов НКВД).

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 октября 1925 г. были осуществлены мероприятия по совершенствованию структуры конвойной стражи; в ее составе образованы дивизии и отдельные бригады, состоящие из полков и батальонов. На основании Постановления «О конвойной страже Союза ССР» создано Центральное управление конвойной стражи СССР, подчиненное непосредственно Совету Народных комиссаров СССР. Начальник Центрального управления конвойной стражи назначался СНК СССР по согласованному представлению Народных комиссариатов внутренних дел союзных республик. Им стал Ширвиндт Е.Г. Комплектование конвойной стражи, а также снабжение ее всеми видами довольствия было возложено на органы Народного комиссариата по военным и морским делам.

3 сентября 1926 года приказом ВСК №143 вводится в действие Временный устав службы конвойной стражи. В нем заменяются старые термины: этап, этапные помещения, партии заключенных и другие на новые - маршрут, специальные помещения, маршрутные партии и т.п. В этот период конвойные части численностью 20 тыс. человек были расквартированы в 167 городах. Была проведена организационная перестройка конвойных команд по принципу РККА (взвод, рота, батальон, полк). Все войска были сведены в две дивизии и шесть отдельных бригад общей численностью 14802 человека. Вскоре конвойная стажа была переименована в конвойные войска.

Положение о конвойных войсках, утвержденное приказом НКВД СССР от 20 ноября 1939 года подчеркивало: «Являясь внутренними войсками, конвойные войска НКВД входят в состав Вооруженных сил Союза ССР».

К 1941 году встал серьезный вопрос о подготовке кадров для конвойных войск. Перед войной готовились в 11 военно-учебных заведениях НКВД СССР. В которых обучалось 1730 слушателей и 6264 курсантов. Численность личного состава учебных заведений составляла 14 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны Конвойные войска охраняли 710 различных лагерей, тюрем и других объектов. Только на охрану военнопленных конвойные войска ежедневно выделяли 30 тысяч человек. Сфера использования конвойных команд существенно расширилась. Они привлекались для эвакуации из тюрем, расположенных в западных губерниях, содержащихся там людей. Сопровождали выдворяемых из страны иностранных подданных, конвоировали военнопленных, охраняли перевозимые военные грузы. К 1946 году они насчитывали 20 дивизий, 90 полков, 18 отдельных батальонов, в которых проходили службу около 150 тысяч человек. После окончания Великой отечественной войны в связи с приемом под охрану японских военнопленных численность этих войск значительно возросла. Только в последующем их количество в связи с репатриацией военнопленных постоянно уменьшалась.

Порядок конвоирования заключенных в условиях мирного времени был определен приказом МВД СССР №0692 1950 года «О порядке конвоирования заключенных вооруженной охраной тюрем». В 1951 году на основании Постановления Совета Министров СССР «Вопросы МВД СССР» конвойные войска реорганизованы в конвойную охрану. Они освобождались от охраны тюрем МВД и МГБ, особых лагерей, где содержались лица, осужденные за опасные преступления, а также лагерей с военными преступниками из числа военнопленных. За конвойной охраной оставалось выполнение задач по эшелонному, плановому и городскому конвоированию осужденных. Численность конвойной охраны сокращалась более чем в 2 раза.

В 1952 году 29 декабря Приказом МВД СССР утверждена «Инструкция по конвоированию и охране заключенных в судебных учреждениях и на пунктах обмена конвойной охраной МВД СССР».

Внутренняя и конвойная охрана объединены в единое войсковое формирование, которое стало называться «внутренняя и конвойная охрана МВД СССР».

В 1956 году в ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по улучшению работы МВД СССР». Наряду с другими важными вопросами, в нем предусматривалось преобразование военизированной охраны исправительно-трудовых колоний в конвойную охрану и принципиальное изменение порядка её комплектования личным составом. Устанавливалось, что рядовой и сержантский состав конвойной охраны мест заключения будет комплектоваться теперь не по вольному найму, а по призыву из числа ограниченно годных для строевой службы и обеспечиваться всеми видами довольствия, а также пользоваться льготами и преимуществами, предусмотренными для военнослужащих внутренней конвойной охраны МВД СССР. Лица начальствующего состава конвойной охраны мест заключения и после военнослужащими не являлись. В этом же году сложились два типа конвойной охраны:

- Конвойная охрана - выполняла задачи по конвоированию осужденных эшелонными, плановыми и сквозными конвоями из одних мест заключения в другие, конвоированию их в суды и военные трибуналы, из тюрем и колоний к тюремным вагонам на пунктах обмена и обратно;

- Конвойная охрана мест заключения - обеспечивала охрану и осуществление надзора за осужденными в жилых зонах и на производственных объектах, конвоировала их к месту работы и обратно.

При упразднении МВД СССР в 1960 году было осуществлено слияние двух видов конвойной охраны. Теперь все задачи, связанные с охраной и конвоированием осужденных осуществлялись войсками.

В составе вновь созданного МООП СССР в 1966 году было образовано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны. Таким образом, в руководстве войсками и охраной был возрожден принцип централизма.

С 1968 года внутренняя и конвойная охрана стали называться внутренними войсками. В конце 70-х - начале 80-х годов проводится очередная реорганизация управления внутренних войск.

В это время деятельность подразделений конвоирования осуществляется на основе Уставов боевой службы внутренних войск МВД СССР и России. Эти Уставы были приняты в 1969, 1986 и 1994 гг.

Происходят изменения и в службе конвоирования. С 8 июля 1995 г. от внутренних войск учреждениям и территориальным органам управления УИС России переданы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым автодорожным маршрутам из СИЗО и тюрем в исправительные учреждения и обратно, а также но встречному конвоированию на обменные пункты.

13 апреля 1998 года Президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «О внутренних войсках МВД РФ», согласно которому конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем, а также конвоирование подсудимых на заседания Верховного Суда РФ осуществляется внутренними войсками МВД РФ.

Позднее в УИС была «…создана собственная служба, обеспечивающая этапирование под конвоем из следственных изоляторов в исправительные учреждения для отбывания наказания и других лиц, следующих транзитом». Это произошло на основании Указа Президента Российской Федерации №1116, который определял в срок до 1 января 1999 года передать из внутренних войск МВД в УИС Минюста России функции планового конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения. 25 ноября 2000 года был издан Приказ №346 от «Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС МЮ РФ» подробно определявший, регламентирующий деятельность, права и обязанности службы конвоирования.

После перехода уголовно-исполнительной системы из подчинения МВД России в ведение Министерства юстиции процесс реформирования отдельных подразделений и служб продолжился. Указом Президента РФ №1116 от 16 сентября 1998 г. функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу передавались с 1 января 1999 г. от внутренних войск МВД РФ к специальным подразделениям по конвоированию УИС. При этом Главным управлением исполнения наказаний был использован накопленный опыт при передаче функций охраны из внутренних войск к учреждениям УИС.

В октябре 1998 г. в ГУИН Минюста России было создано управление конвоирования и спецперевозок; подготовлены расчеты по объемам службы по каждому создаваемому подразделению; разработаны типовые оргштатные структуры; механизм управления и потребности в финансовых средствах.

Своевременно было подготовлено решение об издании совместного приказа двух министерств. Он определил порядок и условия приема материальных средств, техники и вооружения, мест размещения подразделений, порядка перехода офицеров и контрактников.

Особенностью процесса передачи функций по конвоированию осужденных стало то, что прием функций осуществлялся практически одновременно в 42 регионах России. При этом было необходимо не допустить срыва выполнения задач по конвоированию по плановым маршрутам (154 железнодорожным, 15 воздушным, 3 водным и встречное конвоирование на 64 обменных пунктах).

Были сформированы и действуют в настоящее время 32 управления и 45 отделов по конвоированию территориальных органов УИС Минюста России, на которые были возложены следующие задачи:

- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным маршрутам;

- особое и сквозное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по указанным маршрутам;

- встречное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, на обменные пункты и обратно;

- конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

- розыск лиц, бежавших из-под охраны караулов.

За восемь лет со времени образования специальными подразделениями по конвоированию территориальных органов УИС Минюста России было перемещено более 1,1 миллионов осужденных и лиц, заключенных под стражу; назначено 270 000 караулов по конвоированию. При выполнении задач сотрудники службы неоднократно прекращали попытки побегов осужденных (всего - более 105); сотрудники отделов неоднократно принимали участие в антитеррористических операциях на Северном Кавказе.

В 2005 году при реорганизации Министерства юстиции уголовно-исполнительная система стала частью Федеральной службы исполнения наказания России.

Таким образом, история становления и развития подразделений конвоирования прошла длительный период времени - от конвойной стражи в составе ОКВС в дореволюционной России - до хорошо оснащенной и вооруженной, подготовленной службы в составе ГУИН Минюста России. На службу конвоирования возлагались и возлагаются по сей день наиболее ответственные задачи по перевозке преступников, недопустимости побегов. И от того, насколько добросовестно будет относиться к своим должностным обязанностям каждый сотрудник, зависит не только нормальное функционирование уголовно-исполнительной системы, но и спокойствие, и безопасность граждан.

2. Организация службы охраны в России

2.1 Правовое регулирование деятельности охраны спецконтингента на различных этапах становления, функционирования и развития

Содержание службы охраны не является постоянным, оно качественно изменяется, особенно в процессе реформирования мест заключения, и в нем, как ни в одном из других средств обеспечения режима отбывания наказания, проявляется реальная сущность карательно-воспитательного воздействия. В содержании охраны главным образом реализуется та или иная выраженная в законе установка на назначение тюремной системы.

Во все времена существовали люди, преступившие рамки действовавшего закона и связанная с этим необходимость их изоляции от законопослушных граждан с обеспечением надежной охраны. Во времена Ивана Грозного существовали так называемые «жильцы» - жилые полки, которые стягивались в столицу на определенные сроки для несения внутренней службы; при Петре I выделялись внутренние гарнизонные части, несшие внутреннюю караульную службу.

Развитие норм исполнения и применения тюремного заключения как вида наказания было дано в Соборном Уложении 1649 года. Здесь были установлены как определенные сроки тюремного заключения в зависимости от тяжести совершенного деяния, так и неопределенные «до государеву указу», заложены основы управления тюремным делом в государстве. В процессе упорядочения правового регулирования порядка и условий исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы постепенно формируются правовые основы функционирования службы охраны.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты