Рефераты

История государства и права зарубежных стран

История государства и права зарубежных стран

2

ПЛАН

  • 1. ПРЕДИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЦИУМА. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ 6
    • 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ОБЩЕСТВ 7
    • 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УКЛАДА В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА 8
    • 4. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ В ПЕРИОД ИМПЕРИИ МАУРЬЕВ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - КАСТОВОВГО УКЛАДА ДРЕВНЕЙНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 11
    • 5. ДРЕВНЕИНДЙСКОЕ ПРАВО: ЗАКОНЫ МАНУ 12
    • 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИМПЕРИИ ЦИНЬ 16
    • 7. СУДЕБНАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ИМПЕРИИ ЦИНЬ 17
    • 8. ОБРАЗОВАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА. РЕФОРМЫ ЛИКУРГА 18
    • 9. СОЦИАЛЬНО - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА, ПЕРИКЛА 21
    • 10. ДРЕВНИЙ РИМ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (8-6 ВВ ДО Н. Э) 23
    • 11. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ (6 В. ДО Н. Э - 27 Г.Н. Э) 26
    • 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ 29
    • 13. РИМСКОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА 32
    • 14. ДРЕВНЕРИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 38
    • 15. УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ 39
    • 16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 39
    • 17. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ 42
    • 18. СОСЛОВНО - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ 47
    • 19. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА (16 - СЕРЕДИНА 18 ВВ) 48
    • 20. ФРАНЦУЗСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО: ИСТОЧНИКИ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 48
    • 21. АНГЛИЯ В ПЕРИОД СОСЛОВНО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. "ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ". БОРЬБА СЕНЬОРОВ И КОРОЛЯ 50
    • 22. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АНГЛИИ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА 53
    • 23. СУДЕБНО - ПРАВОВАЯ СИСТЕМА АНГЛИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 55
    • 24. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ В СРЕДНИЕ ВЕКА 57
    • 25. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО: ОБЩИЙ ОБЗОР 58
    • 26. АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17 В.: ПРИЧИНЫ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ХАРАКТЕР, ПЕРИОДИЗАЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 59
    • 27. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНО - ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17В.: ПРИЧИНЫ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ХАРАКТЕР 62
    • 28. ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД ЖИРОНДИСТКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1792-1793): ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЖИРОНДИСТОВ. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ 1793 ГОД 63
    • 29. КОНСТИТУЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО ЭКНОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ЯКОБИНЦЕВ ВО ФРАНЦИИ (1793 - 1794 ГГ.). ОЦЕНКА ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 65
    • 30. КОНСУЛЬСТВО И ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ 3 ГОДА (13.12.1799). ОГРАНИЧЕННЫЙ СЕНАТ - КОНСУЛЬТ ОТ 18.05.1804Г 66
    • 31. РЕВОЛЮЦИЯ 1848 И ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1848 69
    • 32. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1852 71
    • 33. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ТРЕТЬЕЙ РЕСПБЛИКИ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЕЙ ОТ 25.08.1875 71
    • 34. ФРАНЦУЗСКИЙ ГРАДЛАНСКИЙ КОДЕКС (КОДЕКС НАПОЛЕОНА 1804 ГГ.): СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ВЕЩНОЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ, СЕМЕЙГОЕ И НАСЛЕДЕСТВЕННОЕ ПРАВО 76
    • 35. УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО - ПОЦЕСУАЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. (УК 1810 Г., УПК 1808Г) 78
    • 36. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ (БИЛЛЬ О ПРАВАХ, ТРЕХГОДИЧНЫЙ АКТ, АКТ ОБ УСТРОЕНИИ, СЕМЕЙНЫЙ АКТ) 79
    • 37. СЕВЕРО - АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 18 В. И СОЗДАНИЕ САСОСТОЯТЕЛЬНОГО ДЕМОКРАТИЧНОГО ГОСУДАРСТВА США. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ 82
    • 38. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 Г. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1789 - 1791 Г 84
    • 39. США В КОНЦЕ 18 - НАЧАЛЕ 20 ВВ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США: КОНСТИТУЦИЯ ЮЖНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ 1861, ЗАКОН О ГОМСТЕДАХ 1862, ПРОКЛАМАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ РАБОВ ОТ 1.1.1863 Г. 87
    • 40. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ ОТ 11.02.1889 88
    • 41. КОНСТИТУЦИОННОЕ, СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА. КОНСТИТУЦИЯ ОТ 16.04.1871 91
    • 42. НАСЛЕДСТВЕННОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГЕРМАНИИ ПО УЛОЖЕНИЮ 1896 94
    • 43. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ПЕРИОД ТРЕТЬЕГО РЕЙХА 96
    • 44. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО 98
    • РАЗВИТИЯ 98
    • 45. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ 98
    • 46. КОНСТИТУЦИОННОЕ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ США В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД. НОВЫЙ КУРС РУЗВЕЛЬТА 106
    • 47. ЯПОНИЯ В МЕЖВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 109
    • 48. ОБРАЗОВАНИЕ КНР. КИТАЙ 1949 - 2003 109
    • 49. США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ОСОБЕННОСТИ ЗКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 111
    • 50. ПОТСДАМСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ И ГДР. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФРГ 1949. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ 111
    • 51. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 113
    • 52. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ПОСЛЕ 2 МИРОВОЙ: КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ 115
    • 53. СОЗДАНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛИИ 1947 115
    • 54. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИСПАНИИ ПОСЛЕ 1 МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ФРАНКСИСТСКОЙ ИСПАНИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1978 118
    • 55. ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПРЕЗИДЕНТА ДЕ ГОЛЛЯ И ПРЕЗИДЕНТА ШИРАКА 118
    • 56. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 122
    • 57. РАБОЧЕЕ И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (ЗАКОН ВАГНЕРА ОТ 5.07. 1935, ЗАКОН ТАФТА - ХАРТЛИ 1947) 122
    • 58. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 123
    • 59. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВО США НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 128
    • 60. УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО - ПРОЦСУАЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ НОВЕЙШЕГО ПЕРИОДА. УК 1994, УПК 1958Г. 128
    • 61. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЛЬСТВО ФРГ (УК ОТ 15.05.1871В РЕД.2.01. 1975С ИЗМ. ОТ 7.07. 1986) 128
    • 62. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ ЕВРО - ПРАВА 130
    • 63. ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ: АНГЛО - САКСОНСОКЙ, РОМАНО - ГЕРМАНСКОЙ, МУСУЛЬМАНСКОЙ, КОНФУЦИАНСКОЙ 130
1. ПРЕДЫСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЦИУМА. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

А) Не существует общепринятой периодизации всеобщей истории государства и права. С позиции “западного мира”, для которой характерен европоцентризм, принято говорить о следующих исторических эпохах:

- первобытное общество;

- древний мир;

- средние века;

- новое время;

- новейшее время.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

40 тыс.3 тыс.5 век 17 век начало 20 века

до н.э. до н.э. н.э.

Первобытное Древний Средние Новое Новейшее общество мир века время

Данная периодизация носит очень условный и укрупненный характер. Здесь не учтены такие общепринятые периоды истории (эпохи), как, например, “верхний палеолит”, “неолитическая революция (неолит) ”, “античность”, “раннее средневековье”, “позднее средневековье” и т.п.

Предметом ИГПЗС является история го-но-правовых структур, явлений процессов в зарубежных странах, изучение закономерностей, политика правого развития зарубежных стран.

Территор. рамки предмета - это страны Европы, Америки, Азии.

Хронологические рамки изучение ИГПЗС с древности (4 тыс. до н.э. -нач.21 в)

Периодизация курса ИГПЗС совпадает с общепериодической периодизацией.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ОБЩЕСТВ

Понятие древний Восток используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, А также северной и северо-восточной Африки. Страны Д. Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальный основы духовных и материальных ценностей. Разложение первобытно-общинного строя привело к образованию классового общества и государства. Здесь раньше чем в других регионах, получило развитие оседлое проживание, основанное на земледелии с устойчивыми урожаями.

Важными тенденциями общественного и государственно-правового развития влияло длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве. Совместным трудом общинников поддерживались и развивались оросительные системы. Консервация общинных структур сдерживало развитие частной собственности на землю. Преобладало полупатриархальная эксплуатация, в интересах монарха, знати и жрецов. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.) а также покорение племен в войнах.

Это являлось инструментом классового господства - восточная деспотия. Вся полнота власти принадлежала монарху, обожествляемому и правящему с помощью войск и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Первоначально гос. структура возникала на основе территориальных границ отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические. По мере усложнения классовых и общенациональных задач гос-ва, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УКЛАДА В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА

Др. Вавилон - гос-во восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная, финансовая. Эти три функции и обуславливали сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у лугаля. Он считался представителем бога на земле. Политическая ячейка общества являлась сельская община. Громадные царские и храмовые хозяйства обслуживались отрядами подневольных работников, находящихся на положении рабов, хотя формально и считавшихся свободными. Громоздкая и мелочная система учета и контроля порождала огромное кол-во документов.

Казенщина наблюдалась во всем. Огромная бюрократическая машина могла морально функционировать.

Лугаль - правитель;

Нуванда - чиновник от имени лугаля;

Специальный чиновник - финансы, управители городов

Непосредственной собственности царя находилась земля, принадлежавшая "двору и храмам. Обрабатывали ее рабы, рабы становились видом движимого имущества. Основным источником рабства был плен. Также рабом мог стать и должник, сам или продать в рабство своих сыновей или дочерей.

Обладание землей, скотом или рабом определяло социальное положение человека в Вавилоне. Богатство, а не знатное происхождение, стало управлять рабовладельческим обществом. Крупнейшим после царского дворца являлись храмовые аристократы - жрецы. Жреческие должности переходили по наследству от отца к сыну, в последствии превратилось в замкнутую влиятельную касту.

Образование двух сословий свободных: "авилумы"-благородные люди общинники и мушкеномы, "бьющие челом" - царские служащие.

ЦАРЬ

Верховные жрецы управляющий "царск. дома"(нубанда), ополчение

наместники севера(г. Сиппар) из числа

юга(г. Ларс), свободных

начальники областей,

начальники округов,

советы старших общин,

общинные сходы

Важн. древневавилонск. памятник права - Законы Хаммурапи (18 в. до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник зак-в, освещающ рабовладельческ. строй. Территория - Междуречье (Тигр и Ефрат), народности - шумеры, акайцы, их потомки - авилумы, мушкенумы. По форме гос-го устройс. -относительно централизовано. По форме правления - древневост. деспотия. Царь считался с богат. торгов. знатью, был верховн-м руководит-м религиозн. культа. Центр администрирования - дворец. Чиновники ведшие дворц. хоз-во одновременно руков -ли и госуд-ми делами. Водным хоз-вом ведал "управитель реки". Органы общин-го управления назнач. царем, их глава - рабианум. Функции совета обширны; коллектив-я ответственность за преступл-я. соверш-е член. общины. Царь и чиновники вели административ-е и судебные дела, высш. судья - царь. Судебные дела вели также наместники и рабианумы - председательствующие в судебн. коллегиях. В большинстве городов суд. функ. осуществляли" царские судьи", были сохранены храмовые суды. Как и в любом рабовладельческом гос- ве, все население делилось на: свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные - (авилум - человек, муж) составляли основн. массу населения. Имели: землю, несли имущественные и личные повинности в пользу гос - ва. Друг. категория граждан - покорные "мушкену". На неравноправное положение м. указывают статьи, определяющ. наказания: членовредительство нанесенное авилуму, каралось членовредительством виновного. Членовредит - во, нанесенное мушкену ограничивалось штрафом. За воровство у мушкену - 10-кратный штраф, за воровство у царя или храма - 30-кратный штраф. Низший общественный слой - рабы. Это - военнопленные, покупные рабы, порабощенные и ставшие бесправными - свободные (преступники и не состоятельные должники). Рабы по закону - собственная вещь хозяина. Их продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более чем повреждение или уничтожение имущества их господина, к-рому виновный должен был возместить ущерб. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Защитой закона пользовались - рабыни, имеющие детей от своих владельцев. Эти дети считались свободными. По профессиональному признаку: 1-е место: Придворные служащие, из к-рых выдел. царский телохранитель и высшее жречество, приближенные царя. Различного рода военнослужащие. Храмовые служащие занимали почетное положение в связи с важным гос-ным значением религии и храмов. Высокое положение занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяло его землей, к-рая могла переходить по наследству. Низшие ступени профес. - служебной лестницы занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Гос-ный строй - относительно централизованный, вся власть сосредоточена в руках царя - судебная, исполнит-ная, законод-ная и религиозная. Могущество царя видно из его титула - мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Например, во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие администр-ную и судеб. власть на местах, поддерж. общественный порядок (решающие спорные? ы между общинами распределяли налоги).

4. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ В ПЕРИОД ИМПЕРИИ МАУРЬЕВ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - КАСТОВОВГО УКЛАДА ДРЕВНЕЙНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

IV-II вв до н.э. образовалось гос-во - империи Мауравьи.

Глава гос-ва "божество с телом человека" его обязанностями считается охрана подданных, осуществление правосудия (вместе с Брахмами - индийскими жрецами), управление административным аппаратом государства, ежегодное взимание налогов, организация общественных работ, борьба со стихийными бедствиями и голодом. Царь должен чтить брахманов, слушаться их советов. В империи Мауртев разделяется центральное и местное управление. Аппарат центрального управления помимо монарха включает совещательный орган при царе, а также чиновников, ведающих царским хозяйством, сбором налогов, торговлей, снабжением войск. За работой всех служб следят инспекторы шпионы. Чиновники назначаются правителем или занимают свою должность по наследству. Местное управление - управляют члены царской семьи. В состав провинции входят округа и области, возглавляемые чиновниками. Область состоит из деревень, которой управляют старосты, ответственные за сбор налогов и поддержание общественного порядка. В Др. Индии существуют судебные системы различных уровней. Характерная черта общественного строя - кастовость.

5. ДРЕВНЕИНДЙСКОЕ ПРАВО: ЗАКОНЫ МАНУ

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

* наследование;

* получение в виде дара или находка;

* покупка;

* завоевание;

* ростовщичество;

* исполнение работы;

* получение милостыни;

* давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

В законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

* договор займа;

* договор найма рабочей силы;

* договор аренды земли;

* договор купли-продажи;

* договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливал нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармкаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье. Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лицом в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

формы вины;

рецидив;

соучастие;

тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

принцип талиона ("мера за меру");

ордалии (суд богов);

принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

государственные преступления;

преступления против собственности;

преступления против личности;

преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения. Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

* смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

* для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

* членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

* штрафы;

* изгнание;

* тюремное заключение.

Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер.

Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств.

6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИМПЕРИИ ЦИНЬ

Гос-во Цинь образовалось в III в. До н.э. Шан Яна - сановника Циньского гос-ва, рабовладельческое гос-во.

Главой гос-ва был император (хуанди) - вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империи осуществлял разветвленный гос-ый аппарат, в который входили десятки чиновников, - занимающие свои должности в зависимости от заслуг перед императором, а не по наследству. Во главе аппарата стояли министры (ченсяны). Заместителями были секретари. К высшим гос-ым чиновникам относились начальник дворцовой стражи,. Большую роль в деятельности гос-ого аппарата играли императорские советники. Местное управление осуществляется в округах. Уездах, волостях и общинах. Судебная деятельность не отделена от административной.

Реформа - узаконена свободно купля продажа земли, закон ускорил дробление больших семей, изменение взимание налогов: новый налог определялся кол-ом обработанной земли. Жизнь в гос-ве подчинялась общим правилам. Император вел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

7. СУДЕБНАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ИМПЕРИИ ЦИНЬ

Древнекитайское право испытывало влияние двух учений: конфуцианской религии и идеологии легистов. Приверженцы Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на том, что жизнь подданных должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти.

Местное управление осуществляется в округах. Уездах, волостях и общинах. Судебная деятельность не отделена от административной. Низшей судебной инстанцией являются уездные органы власти, а высший - сам император.

Правовое регулирование имущественных отношений, семья. Доминирующая роль гос-ва в жизни общества определяло слабое развитие отношений частной собственности. Это проявлялось в нормах о праве собственности на землю. Земля в Др. Китае находилось в государя, владения общины и отдельных крестьян. Брак заключался семьями жениха и невесты и оформлялся соглашением. Мужчины могли вступать в брак с 14 до 20. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещалось. Глава семьи считался мужчина. Мужчине позволялось взять 2 жену, привести в дом наложницу. Развод разрешался в некоторых случаях закон предписывал расторгнуть брак.

Преступление и наказание. Конфуцианское учение исходило из того, что виновность лица и строгость наказания определяется душевным состоянием нарушителя норм морали, направленностью его воли, а не тяжестью совершенного проступка. Во время такого господства детально разрабатываются понятия формы вины, стадий совершения преступления, соучастия, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Судебный процесс. Расследование преступления возбуждалось подачей заявления. Дознанием занимались чиновники окружного или уездного уровня. Судебные органы не отделялись от органов управления. При разбирательстве дела в суде применялись пытки, действовал принцип виновности обвиняемого, решения выносились по аналогии.

8. ОБРАЗОВАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА. РЕФОРМЫ ЛИКУРГА

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н.э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, социальные группы:

* спартиаты;

* гипомейены;

* периэки;

* илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в. их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

9. СОЦИАЛЬНО - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА, ПЕРИКЛА

Цель реформ - примирение враждебных слоев населения. Реформа Солона - сисархия ("стряхивание времен"), она освободила множество должников в Афинах. Запрет личной кабалы, продажи не состоятельных должников в рабство. По новому закону - должники и проданные в рабство за пределы страны, должны быть выкуплены и возвращены на Родину за гос-ный счет. Устанавливается размер земельного владения, Разрешается свобода завещаний(т. о. развитие частной собственности на землю). Важнейшая из политических реформ - цензовая реформа. Все афинские граждане разделены на 4 разряда, независимо от их происхождения, на этой базе возникает совет четырехсот(100 человек от каждого племени). В функции совета входит - подготовка дел для обсуждения на народном собрании, разбирательство текущих дел. Народное собрание-ареопаг. Реформы Клисфена - связ. с окончательной ликвидацией остатков родового строя. Введение новых административных делений - во основе котор. - территориальный принцип. Вся Аттика разделена на 3 территор-х округа:.1Афины - центр с пригородами 2. Внутренняя центральная полоса 3. Береговая полоса Каждый округ состоит из 10 - и равных частей - триттий. Три тирттии(по одной из каждого округа, объединены в филу). Организация новых фил заменяет совет четырехсот на совет пятисот(по 50ь человек от каждой филы). Ввод "суда черепков", тайного голосования - остракизма. Остракизм - голосующий, пишет имя опасного на его взгляд человека, для данного строя. Этого опасного чел-ка, изгоняют на 10 лет, без конфискации имущества. Далее остракизм нашел применение в политической борьбе. Реформы Клисфена способствуют складыванию рабовладельческого гос-ва в форме демократичес. Республики.5 век до н.э. - расцвет афинской демократии, классический период

Реформа Клисфена (509 г. До н. э) - дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основе которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территр. фил по три тритии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегии стратегов.

В результате этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое гос-во в форме демократической республики.

Государ. Аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти:

Народного собрания;

Гелиэи;

Совет пятисот;

Коллегии стратегов:

Коллегии архонтов.

Реформа Перикла (462 г. до н. э) - упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин - строительство, ремесла, торговля, судостроение, морские перевозки, текстильное производство. Это позволило увеличить занятость населения, активизировать его участие в труде и заработке. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. Поставил государство на новую финансовую основу.

10. ДРЕВНИЙ РИМ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (8-6 ВВ ДО Н. Э)

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

* Ромул;

* Нума Помпилий;

* Тулл Гостилий;

* Анк Марций;

* Тарквиний Приск;

* Сервий Туллий;

* Тарквиний Гордый.

2. Время основания города Рима (753 г. до н. э) характеризуется процесса-ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было Сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, рори1us romanus - делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т.д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, участником общей земельной собственности);

правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

правом на получение от рода помощи и защиты;

правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т.д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины - В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав рорulus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в" первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты