Рефераты

История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

p align="left">ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -- Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

5. Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.

Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

69) Система органов власти и управления и избирательная система по Конституции 1918г.

Раздел третий "Конструкция Советской власти" посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и удравления. Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной. Конституция определила компетенцию этих органов, они наделялись законодательными полномочиями, что диктовалось, с одной стороны, сложной исторической обстановкой, с другой - стремлением создать такой работающий государственный аппарат, который соединял бы законодательные и исполнительные функции и, по замыслу авторов, избегал отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму.

На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным' съездам Советов; городским и сельским Советам, которые избирали исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось "проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти" (ст. 61).

Избиратеьная система 64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. следующие обоего пола граждане РС ФС Р.

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредмики;

г) монахи и духовные служители церквей и религкоэнмх культов;

д) служащие и агенть' бывшей полицииж;

ж) осужденные

Глава четырнадцатая О ПРОИЗВОДСТВЕ ВЫБОРОВ

66. Выборы производятся согласно установившимся обычаями, в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Совета оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания. ,

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета. .

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций опраделется местными Советами соглано инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Глава пятнадцатая О ПРОВЕРКЕ И ОТМЕНЕ ВЫБОРОВ И ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТОВ

71. Весь материал по производсту выборов поступает в соответствующий Совет.

72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.

73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.

74. Совет решает вопрос об утверждении спорных/кандидатов.

75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.

76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.

77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский Центрапьный Исполнитвдьный Комитет Советов.

78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

7. Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны

С конца 1919г. сессии ВЦИК стали созываться через два месяца. С декабря 1920г. Президиум ВЦИК официально наделяется законодательными правами. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. В феврале 1920г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки РКИ. В резолюции "О советском строительстве" Восьмого съезда советов (1920 г.) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структуру правительства. Наряду с Советами (часто вместо них) создавались ревкомы. Они наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

В декабре 1917 г. СНК принял декреты "О выборном начален об организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах", отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры избирались. В январе 1918 г. СНК издал декрет "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Новая армия формировалась на основе принципа добровольности. Апрельским 1918 г. постановлением ВЦИК переходили от выборов командиров - к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет "О введении всеобщей воинской повинности", представители "трудящихся" должны были служить с оружием в руках, "нетрудовых элементов" - в нестроевых частях. В сентябре 1918г. образуется Революционный Военный Совет Республики (Реввоенсовет). В Красную Армию призывалось большое число военных специалистов - офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров. Политически были подавлены выступления "военной оппозиции", защищавшей партизанские и добровольческие традиции Красной Армии. В периоды мирных передышек регулярные части Красной Армии использовались в качестве трудовых армий.

8. Чрезвычайные органы в России в период гражданской войны

9. Дальневосточная республика как буферное государство и ее отношения с РСФСР

Дальневосточная Республика (ДВР), демократическая республика в 1920--1922 годов в Вост. Сибири и на Д. Востоке, созданная с целью предотвратить военное столкновение Сов. России с Японией и обеспечить условия для ликвидации интервенции и белогвардейщины на Д. Востоке. В условиях краха колчаковщины эсеры и меньшевики, выступавшие пособниками интервентов, пытались образовать в Вост. Сибири руководящий орган в форме «Политического центра». Но их замысел провалился. 22 янв. 1920 власть в Иркутске перешла в руки Иркутского ревкома, возглавляемого коммунистами. 7 марта части 5-й сов. армии вступили в Иркутск. Дальнейшее их продвижение к Чите, где находились япон. интервенты, могло привести к воен. столкновению Сов. России с Японией. Чтобы избежать этого, по указанию В. И. Ленина наступление было приостановлено. В марте было создано Дальбюро РКП(б), на к-рое ЦК партии возложил руководство подготовкой и строительством ДВР. ДВР была провозглашена 6 апр. 1920 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) на Учредит, съезде трудящихся Прибайкалья, избравшем Врем, пр-во ДВР, руководящую роль в к-рой играл рабочий класс во главе с компартией. Первой её столицей стал Верхнеудинск. В состав ДВР вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Камчатская обл. и Сев. Сахалин. Однако весной 1920 власть ДВР фактически распространялась лишь на тер. Прибайкалья. 14 мая 1920 ДВР была официально признана пр-вом РСФСР, к-рое стало оказывать ей финанс., дипломатич., хоз. и воен. помощь. В. И. Ленин так объяснил причины образования ДВР: «...обстоятельства принудили к созданию буферного государства -- в виде Дальневосточной республики... вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обойтись без нее...» (Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 42, с. 93). В марте -- окт. 1920 на базе партиз. соединений при всемерной помощи РСФСР была создана регулярная Народно-роволюционная армия (HPА). Опираясь на помощь Сов. России, пр-во ДВР последовательно и неуклонно решало задачу освобождения всех областей Д. Востока от япон. интервентов и белогвардейцев. Прежде всего необходимо было заставить интервентов покинуть Читу и в целом Забайкалье, где под их защитой укрепились банды япон. ставленника атамана Семёнова. На переговорах, состоявшихся на ст. Гонгота (24 мая--15 июля), япон. делегация была вынуждена согласиться на эвакуацию своих войск из Забайкалья. Это явилось большой дипломатия, победой ДВР, позволившей НРА развернуть наступление и в окт.-- нояб. 1920 разгромить банды Семёнова. Освобождённая 22 окт. от белогвардейцев Чита стала новой столицей Республики. Избранное на демократич. началах Учредит, собрание ДВР, в к-ром большинство принадлежало коммунистам, в период своей деятельности (12 февр.-- 27 апр. 1921) приняло Конституцию ДВР, отразившую особенности её политич. строя. В качестве органа верх, власти Учредит, собрание избрало правительство во главе с коммунистом А. М. Краснощёковым, исполнительно-распорядит. органом стал Сов. Мин. под председательством коммуниста П. М. Никифорова. В авг. 1920 Дальбюро РКП(б) было преобразовано в Дальбюро ЦК РКП(б) для усиления партийнополитич. руководства. Опасаясь дальнейшего укрепления позиций ДВР в Приморье, япон. интервенты и белогвардейцы 26 мая 1921 свергли во Владивостоке нар. власть и создали марионеточное бурж. пр-во. Начавшиеся 26 авг. 1921 переговоры между ДВР и Японией об урегулировании отношений саботировались япон. пр-вом (см. Дайренская конференция 1921--22). В нояб. 1921 началось наступление т. н. Белоповстанческой армии, к-рая 22 дек. захватила Хабаровск. В этой сложной обстановке СНК РСФСР и ЦК РКП(б) провели мероприятия по укреплению нарт, и гос. руководства и обороны ДВР. Вместо Краснощёкова пр-во возглавил Н. М. Матвеев, воен. министром был назначен В. К. Блюхер. В февр. 1922 НРА под командованием В. К. Блюхера перешла в контрнаступление и во взаимодействии с партиз. отрядами нанесла белогвардейцам сокрушит, удары. 12 февр. 1922 белые были разбиты у ст. Волочаевка (см. Волочаевские бои 1922), 14 февр. освобождён Хабаровск. Белогвардейцы отступили за нейтральную зону под прикрытием япон. войск. Однако в сент. 1922 они опять перешли в наступление, но вновь были разгромлены НРА. Укрепление междунар. и внутр. положения Сов. России и ДВР, дипломатич. изоляция Японии на Вашингтонской конференции 1921 --22 и недовольство широких слоев её населения продолжением антисов. интервенции заставили япон. пр-во эвакуировать свои войска из Приморья. 25 окт. 1922 войска НРА вступили во Владивосток. Трудящиеся ДВР на собраниях и митингах требовали воссоединения с Сов. Россией. Выражая волю народа, Народное собрание ДВР 14 нояб. 1922 обратилось во ВЦИК с просьбой включить ДВР в состав Российской Федерации. 15 нояб. 1922 ВЦИК объявил ДВР частью РСФСР.

10. Преобразование системы советских органов государственной власти и управления в период нэпа.

В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и отчасти средние предприятия (с мая 1921 года).

Была сделана попытка привлечь иностранный капитал -- в 1920 году был принят закон о концессиях. Создаются специальные акционерные предприятия -- русские, иностранные, смешанные. В 1923 году имелось 24 смешанных общества. В отличие от концессий в них участвовал и капитал советского государства.

Произведена была также перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, вместо нее вводилась заработная плата, зависящая от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. К 1922 году в основном была отменена карточная система. В октябре 1921 года восстановлен Госбанк, контролировавший сеть вновь образованных кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ. В конце 1922 года с выпуска советского червонца начиналась денежная реформа. С того времени по март 1924 года в обращении одновременно был устойчивый червонец и падающий совзнак. Обмен шел в соотношения 1 червонец на 60 тысяч совзнаков (курс менялся в зависимости от покупательной способности последних). К февралю 1924 года оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Червонец К был твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке до 1927 года около 6 долларов США.

Внедрялись в НэПовскую экономику и элемемты. долгосрочного планирования. Первый такой план был подготовлен Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) о одобрен еще на VIII съезде Советов в декабре 1920 года. В феврале 1921 года была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан).

8 марта 1921 года Х съезд партии одобрил постановление о замене разверстки меньшим по размеру налогом. Земледельцам предот|ставлялось право обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на нужные им продукты промышленного и сельскохозяйгтвенного производства. В то же время, как и в 1918 году на первое цесто выдвигался безденежный товарообмен между городом и деревней через государственные и кооперативные торговые учреждены

В октябре 1922 года был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в ограниченной мере, аренда земли и применение наемного труда. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, просмысловой, кредитной и т. д. Насчитывается около 50 различных форм объединений. Начало новому законодательству о кооперации дожил декрет от 7 апреля 1921 года. Он освобождал кооперацию непосредственной опеки Наркомпрода, но сохранял руководство последнего в части выполнения обязательных заданий. К 1927 году сельхозкооперация охватила 1/3 всех крестьянских дворов.

В то же время ориентация на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве, убыточность крупной государственной промышленности, неэквивалентный обмен между городом и деревней вылились в кризис сбыта. В ряде мест вспыхнули массовые крестьянские восстания. Это вынудило правительство пойти на отдельные уступки -- в 1924-1925 годах была смягчена в пользу сельских производителей ценовая политика, расширено право на аренду земли и использование наемного труда. Тогда же был осуществлен переход к денежному обложению крестьян, что давало им большую свободу в развитии хозяйства.

В своем выступлении 17 апреля 1925 года Н. И. Бухарин призывал крестьян "обогащаться, не боясь никаких репрессий", воспринимая крестьянина, как участника социалистического строительства. Но все мероприятия в этой области оказались не достаточно эффективными.

В декабре 1925 годов на XIV съезде партии был провозглашен курс на индустриализацию. Почти сразу же обострился вопрос хлебозаготовок. Повышение цен на промышленные изделия привело к тому, что крестьяне утратили стимул продавать хлеб государству, сокращались посевные площади, крестьянское хозяйство снова становилось "натуральным". В результате хлеба было заготовлено не больше 60% от того количества, которое ожидали. В 1925 -- 1926 годах вышли из затруднений за счет резервов валюты и разрешения государственной продажи спиртного. Однако перспектив на улучшения было все меньше. Следующий хлебозаготовительный кризис разрешился в 1927 -- 1928 годах. На этот раз даже продовольственное снабжение городов было поставлено под угрозу. Изъятие излишков и репрессии лишь усугубили кризис. В феврале 1929 года в городах снова появились продовольственные карточки.

75) Реформа органов государственной безопасности в связи с переходом к НЭПу.

2. В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановление об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы.

Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление {ОГПУ) при СНК СССР.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках -- при ЦИК автономных республик, в губерниях -- при губисполкомах.

В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

11. Национально-государственное строительство. Образование СССР

1. Причины образования СССР

2. Образование СССР

1. Образование СССР определялось следующими причинами:

-- необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

-- объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

2. 29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномоч-ных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.

Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР.

Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав. РСФСР) и двух самостоятельных государств -- Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. 13 мая 1925 г. на III съезде Советов СССР были одобрены решения Узбекской ССР и Туркменской ССР, и последние были приняты в состав СССР. На них стало распространяться действие договора об образовании Союза ССР.

Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистан» принял Декларацию, в которой провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР. На VI съезд Советов Союза ССР прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР.

На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР. В ее составе в феврале 1925 г. возникла Кара-Калпакская Автономная Область, которая в 1930 г. вошла непосредственно в РСФСР, а в 1932 г. была преобразована в АССР. В октябре 1924 е образовалась Кара-Киргизская Автономная Область (в составе РСФСР), переименованная в 1925 г. в Киргизскую АО и преобразованную затем в АССР (1927 г.).

12. Судебная реформа 1922 г.

1. Судебная система

2. Система революционных трибуналов

3. Предварительное следствие

1. 31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

* народный суд в составе постоянного народного судьи;

* народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

* губернский суд;

* Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной -- для губернских судов, первой инстанцией -- по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

2. Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

3. Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов

13. Кодификация законодательства в период НЭПа

Переход после гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал дальнейшую разработку гражданско-правового законодательства, нормирующего основные направления хозяйственной работы. Новый этап развития поставил ряд важнейших правовых пробм, в том числе вопросы о правовых источниках и юридической тех нике.

Первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Поскольку практика и «революционное мировоззрение трудящихся масс» в тот период еще не могли принимать форму определенных законов, а старое за-конодательство было неприемлемым для нового строя, революционное правосознание оставалось почти единственным источником права. В 1917--1918 гг. принимались новые декреты о суде, в каждом из которых так или иначе интерпретировалось понятие революционного правосознания. Так, в ст. 5 Декрета о суде № 1 (1917 г.) говорилось о «революционной совести» и о «революционном правосознании» как о синонимах. В ст. 36 Декрета о суде № 2 (1918 г.) упоминается уже «социалистическое правосознание», а в ст. 22 Декрета о суде № 3 (1918 г.) -- «социалистическая совесть».

Уже на данном этапе делалась попытка разграничить категории «революционная совесть» и «революционное правосознание». Первая означала субъективную способность осознавать и применять революционное правосознание, вторая -- объективное содержание права.

Правоведы 20-х гг. придавали важное значение этим декретам, но все же главное место отводили судебному решению как ведущей форме правотворчества. Объяснялось это отчасти тем, что декреты этого периода (1917--1920 гг.) были разрознены и не приведены в систему. На данном этапе «революционное правосознание» составляло стереотип «революционной законности» вообще, которая, в свою очередь, почти совпадала с представлением о «революционной целесообразности». Лишь к концу периода «военного коммунизма» в правовой теории произошла определенная дифференциация этих категорий.

Сама кодификация рассматривалась в этой связи только как этап в осуществлении революционного правосознания (или целесообразности), как способ «лучшего в данных действиях достижения цели». Законодательные нормы не могли покрывать всего многообразия действительности, в каждый отдельный момент точно отражать «опыт хозяйственного строительства». В этой ситуации революционное (или, как чаще начали говорить в 20-е гг., социалистическое) правосознание приобретало новую значение -- метода, восполняющего пробелы в законе.

В целом в правовой теории 20-х гг. под революционной законностью стали понимать установленный и определенный государством правопорядок, комплекс правил, что связывалось с необходимостью разработки системы соответствующих норм. Расчет на скорое отмирание права (при социализме) обусловил особое отношение к правовой норме:

«закон отмечает те вехи, по которым определяются границы данного правопорядка, данной системы правовых отношений... Теоретически закон должен дать основной принцип данной системы, а остальное -- уже дело пролетарского суда» (П. Стучка).

Ориентация на «революционное правосознание» как на важнейший источник права содержалась в концепциях сторонников психологической теории права (М. Рейснер), в которых отождествлялось собственно право с революционным правосознанием. Аргументам психологистов противопоставлялась социологическая интерпретация права. С этой точки зрения законодательство являлось не чем иным, как плановой политикой. «Мы не говорим о верховенстве законов, но говорим, что части подчинены целому и что в социальном строительстве отдельные его акты увязываются объединяющим их общим планом» (И. Ильинский).

Советские правоведы 20-х гг. столкнулись со значительным противоречием, заложенным в самой правовой системе переходного периода, между «пролетарским судом» и «буржуазным правом». Преемственность юридических форм («буржуазное» -- советское право) выражалась, в частности, в том, что праву переходного периода наряду с принципом целесообразности был присущ и принцип «справедливости». Хотя последняя ни разу прямо не упоминалась в ГК РСФСР, но определенно присутствовала в содержании его статей, в ряде случаев даже определяя границы применения закона. Судебная и правоприменительная практика представлялась советским правоведам наиболее эффективным средством противодействия «буржуазным» началам, все еще существующим в праве переходного периода. «Творческая активность судебной практики, точно ограниченная исключительно интересами государства и трудящихся, но вовсе не ограниченная неподвижными рамками закона» -- в этом виделось начало коррективов правотворческой деятельности в условиях переходного периода.

Разрешение дилеммы «пролетарский суд -- буржуазное право» осуществлялось следующим образом: судья должен был, прежде всего, попытаться найти прямой ответ в действующем законе. Если это не удавалось, он обращался к анализу «общих начал», которые можно вывести из существа советского законодательства. Не найдя достаточно определенного ответа и там, судьи вправе был искать решение в последней инстанции -- в «общих принципах классовой политики». Такой порядок обусловливал необходимость тщательно регламентировать процедуру судебного разбирательства, поэтому законодатель значительное внимание уделял разработке норм процессуального права.

Уже в 1919 г. Стучка предложил начать кодификацию нового права. Главенствующее место должна была занять Конституция. Далее шло «социальное право», включающее семейное право и право социального обеспечения. Затем должны были располагаться «имущественные права», точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права (о национализации земли и производства), а также «допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени». Завершат сборник кодифицированные правила о труде, «остатки договорного права» и международное право. Систематизированные таким образом нормы составят «обязательное для всех право», тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой лишь технические инструкции. Этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства.

20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

14. Субъекты гражданского права по ГК РСФСР 1922 г.

15. Право собственности по ГК РСФСР 1922 г.

16. Наследственное право по ГК РСФСР 1922 г.

Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, -- на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г. содержал 435 статей.

В Общей части (ст. 1) ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением.

Объем гражданской правоспособности не зависел от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. Никто не мог быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе как в случаях и порядке, определенных законом. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18-летнего возраста.

Закон различал следующие виды собственности: государственная, кооперативная и частная. Предпочтение отдавалось первой. Так, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. С отменой частной собственности на землю было ликвидировано и деление имущества на движимое и недвижимое. ГК РСФСР ограничивал объем и размеры права частной собственности (круг объектов, которые могли находиться в частной собственности, установление предельного размера и т. д.).

В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств, а также последствия их нарушения. Гражданскому законодательству были известны следующие виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, подряда, имущественного найма и др.

ГК регламентировал наследование по закону и по завещанию. В сфере наследственного права необходимо выделить положение об ограничении имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей. 29 января 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР ограничение размера наследования было отменено, однако наследование имущества стало облагаться высоким налогом. Запрещалось завещать имущество лицам, которые не являлись наследниками по закону.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1964 г.

17. Обязательственное право по ГК РСФСР 1922 г.

18. Семейное право по «Кодексу законов о браке, семье и опеке
РСФСР» 1926г.

был утвержден ВЦИК 19 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс состоял из 4 разделов и 143 статей.

Фактический брак был приравнен к зарегистрированному. Устанавливались следующие условия для признания фактического брака: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других документах.

Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак -- 18 лет. В 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год.

Определялись условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие брачующихся, отсутствие близкого родства между ними, отсутствие другого зарегистрированного брака и др.

Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось совместным (общим). Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.

Кодекс предоставил суду право выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Подробно регламентировались права и обязанности опекунов и попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет, над слабоумными и душевнобольными. Кодекс возобновлял действие института усыновления.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. действовал до 1969г., когда был принят новый Кодекс о браке и семье.

19. Трудовое право по «Кодексу законов о труде (КЗоТ) РСФСР» 1922г.

(КЗоТ) был утвержден постановлением ВЦИК 9 ноября 1922 г. Он состоял из 17 глав и 192 статей. В Общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.

Отменялась всеобщая трудовая повинность. Трудовые отношения возникали в результате заключения трудового или коллективного договора.

Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин. Коллективные договоры являлись соглашением, заключаемым профсоюзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем, которое устанавливало условия найма и труда для отдельных предприятий и учреждений или их групп.

Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном, либо в примирительном порядке.

КЗоТ РСФСР 1922 г. вместо социального обеспечения вводил социальное страхование на государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных и частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат, которые производились из средств данного предприятия или лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты