p align="left">Государство предполагает отказ людей от своих естественных прав и передачу их суверену - происходит «перенесение права». В свою очередь, возникновение государства Гоббс связывал с общественным договором, который означает такой отказ. В силу этого власть является легитимной, абсолютной, принуждающей и ответственной. Исходя из этого Гоббс понимает верховную власть так: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты». Носителем власти (суверенитета) выступает государство, которое Гоббс сравнивал с мифическим чудовищем Левиафаном, охраняющим мир и спокойствие людей. Цель государства - обеспечение мира и безопасности в обществе. Это достигается сосредоточением в руках суверена всей полноты власти. Для это он использует силу и законы. Гражданские законы, действующие в государстве, представляют собой веления суверена; саму же власть никакие законы не ограничивают. Она может нести только моральную ответственность перед Богом. Поскольку, вступив в государственное состояние, люди отказались от своих естественных прав, им остались только обязанности перед сувереном. Получается, что и в государственном состоянии существует равенство - равенство всех подданных перед законом. Свобода в данном случае заключается в свободе поступков, не запрещенных законодательством.
Гоббс выделял три формы государства: демократию, аристократию и монархию (в зависимости от числа лиц, обладающих верховной властью). При этом демократию он определял как строй, при котором власть находится в руках тех, кто хочет ее представлять (представительная демократия). Вне зависимости от формы государство выполняет одинаковые функции и действует одними и теми же средствами. Отношения между государствами представлялись Гоббсу сферой, где сохраняется естественное состояние, т.е. идет война всех против всех.
31. Политические и правовые взгляды Юрия Крижанича
В 17 в. в России продолжает развиваться царский абсолютизм. Одним из первых его идеологов был хорват по происхождению Юрий Крижанич (1618-1683 гг.). Получив образование в Западной Европе, Крижанич переехал в Россию. Там для царя Алексея Михайловича он написал трактат «Беседы о правлении» («Политика»). В нем он выступает против концепции «Москва - Третий Рим», унижающей Российское государство. Он считал, что России не следует даже именем уподобляться «злосчастному» Риму, погибшему от Божьего гнева.
В своей политической теории Крижанич исходил из божественного происхождения верховной власти. Свобода для подданного заключается в беспрекословном подчинении власти, т.е. велению Бога. Целью государства является достижение общей пользы, а «долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие, веру, суд, мир и дешевизну». Крижанич выделял правильные и неправильные формы правления. К числу правильных относятся совершенное самовладство (неограниченная монархия), боярское правление и общевладство (республика). К неправильным он относил тиранию («людодерство»), олигархию и анархию., которые являются извращением правильных. Кроме того, существует власть иноземного правителя - «чужевладство».
Политическим идеалом Крижанича было самовладство - самодержавная монархия. При этой форме правления лучше всего соблюдается «общая правда» и сохраняются покой и безопасность народа. При правление одного лица «легко могут быть исправлены все ошибки и могут быть введены новые благие законы». При этом все распоряжения самодержца исполняются без проволочек. В его руках сосредоточены все нити управления страной. Улучшение дел в государстве Крижанич связывал с уничтожением «дурных» и установлением «хороших» законов. При плохих законах «всегда есть много возможностей для преступления». Кроме того, хорошие законы являются главной гарантией против возникновения тирании: «благие законы лучше всего противостоят жажде власти».
Крижанич различал право человеческое, природное и божественное. Король неподвластен никаким людским законам и никто не может его судить, ни наказывать. Подданные обязаны беспрекословно ему подчиняться. Вместе с тем, власть монарха ограничивается «Божьими заповедями» и естественными законами («природной честностью и справедливостью»). Не королевства созданы для королей, а короли для королевств. Поэтому правитель должен быть философом, мудрым и просвещенным руководителем, осознающим свой долг перед отечеством и своими подданными. Российский монарх должен заботиться об экономике своей страны, предоставить свободу деятельности торгово-промышленным сословиям.
Крижанич является автором теории славянского единства; он был сторонником объединения славянских народов вокруг России. Кроме того, он выступал за воссоединение католической и православной церквей.
Сподвижник императора Петра I, архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) обосновал концепцию абсолютной власти монарха в произведениях «Слово о власти и чести царской» и «Правда воли монаршей». Первоначальное состояние человечества Прокопович характеризовал как свободу творить добро или зло, последствием чего были хаос и постоянные столкновения между людьми. Люди был подобны «неукротимым зверям». Необходимость защищать естественные права обусловила создание государства. Государство, использующее законы, сможет удержать в узде дурные наклонности людей. Прокопович полагал, что государство создается путем заключения общественного договора, посредством которого отказывается от своих прав и передает их монарху. Даже если последний будет нарушать условия этого «договора», народ не имеет права отказать правителю в подчинении, поскольку его власть опирается на Бога. Поэтому Прокопович осуждал народные выступления, вызванные жесткостью петровского законодательства, неприятием его реформ. Кроме обеспечения внутреннего мира и безопасности подданных архиепископ отводил государству другие функции - развитие экономики, организация народного просвещения, исправление нравов, искоренение суеверий.
Прокопович различал 4 формы правления: народодержавство (демократию), аристократию, самодержавство (монархию) и «смешанный состав». Он впервые употребил термин «самодержавие» для обозначения неограниченной власти монарха, а не государственного суверенитета, как это делалось раньше. Для России, считал он, идеалом является наследственная и неограниченная монархия. Самодержавный правитель будет выступать в роли стража и защитника и сильного поборника законов. Издание таких законов, которые следуют божественным заповедям и нормам естественного права, а также не вредят обществу, - главная обязанность самодержавного правителя. Монарх может делать все, что не противоречит Божьей воле и не вредит народу.
Произведение «Правда воли монаршей» посвящено обоснованию порядка наследования российского престола, утвержденного Петром I. Согласно ему, император сам назначает себе наследника, и Прокопович поддерживал эту идею. В то же время он критиковал выборы монарха своими подданными (как это было в Речи Посполитой), ибо избираемый правитель больше будет заботиться о собственном благе, нежели о счастье своего народа.
33. Политико-правовое учение Татищева
Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) знаменитый естествознавец и историк обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.
Татищев писал, что для предотвращения крайних последствий использования человеком естественной свободы ему необходима «узда», которая может быть трех видов: «узда по природе» (родительская власть); «узда по принуждению» (рабство и деспотизм); «узда договорная». Последнее означает, что государство может возникнуть в результате договора людей для защиты от нападения. Этот договор основывается на естественном праве, которое предполагает, что человек не может делать все сам и потому должен жить совместно с другими людьми, координируя свои желания с интересами остальных. В то же время Татищев признавал божественную природу власти, что обуславливает подчинение ей подданных.
Татищев выделял 4 вида человеческих сообществ, каждое последующее из которых развивается из объединения предыдущих: «супружество», семья с детьми, домохозяйство, государство. Последнее, в свою очередь, может выступать в нескольких формах: «правлении гражданском» (полития Аристотеля), аристократии и монархии. Подобно Аристотелю, русский мыслитель предполагал возможность вырождения «правильных» форм государства в неправильные. Вопрос о наилучшей форме государства Татищев предлагал решать исходя из конкретных условий существования того или иного народа: расположения страны, ее размеров, просвещенности граждан. Для обширных по территории государств, таких как Россия, Татищев считал, что необходимо единовластие. Монарх-самодержец неподвластен никаким законам, кроме божественных. Законотворчество находится только во власти монаршей, хотя правитель должен руководствоваться соображениями общей пользы и справедливости. Он должен доверить сочинение законов людям, которые владеют этим искусством и верны своему отчеству. Сочинителям законов следует соблюдать следующие правила: закон должен быть написан на понятном большинству народа языке; закон должен соответствовать естественном праву; законы не должны противоречить друг другу; законы следует обнародовать немедленно по принятии.
Другие реформы будут способствовать укреплению власти через ее опору на разные слои населения. Татищев предлагал определить в законе привилегии дворян (в частности, сократить срок обязательной службы до 20 лет). На государственную власть должна быть возложена забота о купеческом сословии. Наконец, надо облегчить положение крепостных крестьян, так как рабство и неволя противоречат естественному праву.
34. Государственно-правовая доктрина Монтескье
Выдающимся деятелем французского Просвещения был юрист и писатель Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755 гг.). В философском романе «Персидские письма» он от имени персидского сановника, путешествующего по Европе, критиковал деспотизм и пороки верхов французского общества. Главное произведение Монтескье - трактат «О духе законов».
При изучении явлений общественно-политической жизни Монтескье применял методы эмпирического наблюдения и сравнения. Это позволило ему провозгласить невозможность создания универсальной теории естественного права, одинаково приемлемой для всех народов и культур. Условия существования разных народов обусловливают отличия в их социальном и политическом строе, законодательстве. Каждое общество есть результат взаимодействия физических и моральных причин. На первом этапе развития, в период дикости, основное влияние оказывают физические причины - климат, территория, почва, население. В период цивилизации, т.е. в государственно организованном обществе, большее значение приобретают моральные причины, в т.ч. политический строй и законы государства. Физические причины также продолжают действовать на дух нации, но их влияние все больше попадет. Соответственно меняющимся условиям жизни народа меняется и законодательство.
Монтескье выделял 3 формы правления: республику, монархию и деспотию. Их характеризуют различные принципы правления. В республике принципом правления является политическая добродетель, любовь к отечеству. Принцип правления монархии - честь, а деспотии - страх. В общем признавая теорию общественного договора, Монтескье вместе с тем рассматривал образование государства как объективный исторический процесс. В его учении государство предстает как определенная ступень развития общества. Оно возникает в ответ на потребность прекратить состояние войны и враждебности между людьми, борющимися за раздел богатств. Главная цель государства - примирять противоречия в обществе и разрешать споры правовым путем. Общественный договор Монтескье понимал не в прямом смысле, а в качестве соглашения между правителями и народом. Это соглашение проявляется в действии законов, регулирующих отношения между ними. Монтескье различал естественную и политическую свободу. Первая существует только в состоянии дикости. Политическая свобода существует в государстве и регулируется законами, она возможны только в государстве с умеренной формой правления, где законы доминируют над волей правителей. В деспотии она невозможна. Поэтому он выступал против абсолютизма и считал, что при деспотическом правлении наступление революции закономерно.
Видное место в учении Монтескье занимает теория разделения властей. Ее цель - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечить их политическую свободу. Разделение властей вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти. Монтескье, как и Локк, выделял в каждом государстве три рода власти. Однако если английский мыслитель объединял администрацию и суд и выделял особую федеральную власть, то деятель французского Просвещения писал о следующих ветвях власти: законодательная, исполнительная и судебная. Их полномочия разграничены, представители одной власти не могут вмешиваться в дела другой. Кроме разграничения полномочий между органами власти разделение властей должно определять и соотношение социальных сил в обществе. Монтескье поддерживал идею установления во Франции всеобщего избирательного права, но отрицал возможность прямого народоправства. Законодательную власть надо передать собранию представителей знатных и зажиточных граждан, исполнительную власть оставить монарху, судебную - передать лицам из простого народа. Здесь идеалом Для Монтескье выступала Англия, политический строй которой представлял характерный компромисс между королем, аристократией и буржуазией, к достижению которого во Франции стремился к Монтескье. Будущее Франции он видел в конституционной монархии, в сочетании «народных интересов с привилегиями благородных».
35. Политические и правовые взгляды Ж. Ж. Руссо
Литератор Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) - видный деятель французского Просвещения, представитель мелкобуржуазного радикализма. Он прославился, участвуя в конкурсе сочинений на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Руссо предложил парадоксальный ответ: по мере того, как совершенствуются науки и искусства, наши души все больше развращаются. Основные сочинения Руссо это «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре».
В естественном состоянии Руссо видел идеал человечества, когда люди были свободны и добродетельны. С ходом прогресса человечество все более утрачивает прирожденную невинность и погрязает в пороках. Стимулом, обусловившим переход людей от состояния первозданной дикости к цивилизации, мыслитель называет голод. Стремление обеспечить потребности при возрастающем населении вызвало необходимость сотрудничества, это привело к возникновению гражданского общества. Главный его признак - наличие собственности. С появлением собственности Руссо напрямую связал возникновение социального неравенства. Он был эгалитаристом - сторонником имущественного равенства, и признавал собственность оправданной лишь в размерах, необходимых трудящемуся для обеспечения жизни. При этом Руссо отличал естественное неравенство, порождаемое различиями в физической силе, уме, энергии, от искусственного, основанного на общественных условиях.
Условия неравенства неизбежно стали вызывать среди людей конфликты, а для их предотвращения появилось государство. Государство - настоящий заговор богачей, решивших с его помощью обеспечить защиту своих собственнических прав. Оно выгодно не всему населению, а исключительно узкому слою крупных собственников. Таким образом, общественный договор, создавший государство - фикция, обман бедняков богатыми людьми. Основной задачей современного государства, выполняемой с помощью законов, является поддержание гражданского мира и обеспечение прав собственности. Закономерным итогом развития государственности является деспотия, при которой подданные равны в своем бесправии перед деспотом. Руссо оправдывал насильственный, революционный путь борьбы с деспотией. Он писал, что вновь добиться подлинной свободы возможно при отмене «неправильного» и заключении нового, «подлинного» общественного договора, который бы отвечал интересам всех членов общества. Это будет взаимное соглашение между гражданами, тогда как «неправильный» общественный договор представлял собой договор между гражданами, с одной стороны, и правителями, с другой. Цель «правильного» договора - создание такого общественного строя, когда «каждый отдает свою личность под верховное руководство общей воли». Индивид должен отказаться от «мнимых» прав, обеспеченный силой, чтобы получить от сообщества легитимные гражданские права и свободы, гарантируемые общей мощью.
В результате образуется ассоциация равных и свободных индивидов в форме республики, «выборной аристократии», т.е. правления «лучших». Это будет не просто сумма индивидов, а подлинный общественный организм, в котором воля каждого подчинена воле целого. Интересы каждого неотделимы от интересов сообщества в целом, поэтому законодательство является «внутренним законом» каждого гражданина. В такой республике будет главенствовать принцип суверенитете народа, доверяющего непосредственное управление выборным магистратам. Но народные депутаты не суть и не могут быть представителями народа. Поэтому законодательными полномочиями владеет только весь народ, его суверенные права неделимы. Руссо верил, что важнейшие политические решения может принимать суверен, т.е. весь народ. Общая воля всегда права, она выступает критерием справедливости. Общество может буквально силой заставить человека быть свободным, т.е. подчиниться общей воле. Общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми ее членами.
Руссо осуждал индустриализм и критически относился к городской жизни. Промышленной цивилизации он противопоставлял крестьянский мир, в котором каждый человек собственным трудом обеспечивает себе жизнь. Для предотвращения нового процесса возникновения имущественного неравенства философ предлагал вернуться к патриархальной экономике, основанной на сельском хозяйстве. Необходимо установить максимум земельной собственности и создать общественный земельный фонд для помощи разорившимся гражданам.
36. Политические и правовые взгляды Гамильтона и Джефферсона
Война за независимость североамериканских колоний Англии (1775-1783 гг.) привела к образованию нового государства - США. Борцы за независимость были представлены двумя направлениями - демократическим и умеренным.
Умеренное крыло участников войны за независимость США дало начало политическому течению федералистов. Название ему было дано по серии статей (всего 85) под общим названием «Федералист», в которых А Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей обосновывали значение Конституции США 1787 г. Федералисты критиковали конфедеративное устройство североамериканских штатов (в 1781-87 гг.) за «анархию». Они являлись сторонниками усиления центральной власти и теории разделения властей. Впоследствии сторонники Гамильтона сформировали политическую партию федералистов, выступавшую за укрепление государственной власти и усиление централизаторских тенденций.
Главным инициатором Конституции 1787 г. был видный политический деятель Александр Гамильтон (1757-1804 гг.), автор большей части статей в Федералисте. Свою политическую теорию он строил на признании порочности человеческой природы, в первую очередь, стремящейся к удовлетворению собственных эгоистических интересов. Он одним из первых стал подчеркивать единство частных интересов 13 американских штатов, должны объединиться в подлинно единое государство. Нарушения прав отдельных штатов поможет избежать федеративное устройство страны.
В своем конституционном проекте Гамильтон ориентировался на Англию. Хотя его предложение об учреждении в Америке монархии не было принято, в Конституции США нашли свое отражение идеи о сильной власти президента. Американский политик писал об опасности «узурпации всей власти законодательными органами». Поэтому глава исполнительной власти президент - должен получить широкие полномочия, в том числе контроль за законодательной властью. Американский мыслитель полагал, что право собственности обусловливает неизбежное деление общества на два класса. Он выступал за предоставление власти в руки богатой элиты, поскольку она ничего не выиграет от перемен в государственном устройстве и сдержит неустойчивость бедняков. Орудием правящего класса будет Сенат - верхняя палата парламента. Напротив, простой народ должен иметь минимум возможностей для реального участия в политике.
Гамильтон высоко ставил интересы государства, соответственно котором он определял потребности общества. Будучи министром финансов, он выступал за активную роль правительства в развитии национальной экономики, прежде всего промышленности и торговли. Поэтому Гамильтон лоббировал установление протекционистских таможенных тарифов, выдачу государственных субсидий промышленникам. В национальной экономике он отдавал приоритет крупному капиталу. Эти меры способствовали индустриализации страны и росту ее экономической самостоятельности на мировом рынке. Вместе с тем, Гамильтон являлся приверженцем «активной коммерции» американцев, т.е. свободы предпринимательства. Задачей государства является только поощрение рыночных отношений, а также ограждение национальной промышленности от конкуренции извне.
Плантатор Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) играл видную роль в борьбе колоний за отделение от Англии; он был избран третьим президентом США. Джефферсон является автором Декларации независимости США 1776 г. В своем проекте, принятом практически без изменений, он исходил из естественного равенства людей. Правительство создается людьми для охраны своих естественных прав, и его власть основывается на согласии народа повиноваться властям. Развивая идею народного суверенитета, Джефферсон поддерживал право народа на свержение деспотического правительства. Это значит, что каждое поколение имеет право менять конституцию сообразно с изменившимися условиями жизни. Джефферсон опасался усиления центральной власти федерального правительства США, что может привести к ограничению прав граждан. Большое значение в функционировании общества Джефферсон придавал признанию государством естественных прав личности. Поэтому он выступал за включение в конституцию Билля о правах, что было сделано в 1791 г.
Джефферсон был сторонником аграрного пути развития страны. Богатства крупных плантаторов необходимо ограничить и, напротив, следует поощрять создание средних фермерских хозяйств. Это позволит избавиться от нищеты, характерной для крупных городов, и обеспечить подлинно демократическое устройство.
37. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
Историческая школа права возникла в Германии в конце 18 в. на основе критики естественно-правовой теории и окончательно сформировалась к середине следующего столетия. Ее основные положения: критика учения о произвольном создании права законодателем, отрицание наличия общих для всех народов норм и законов (включая «естественные права»).
Основоположник исторической школы права - профессор юриспруденции Густав Гуго (1764-1844 гг.). Автор книги «Учебник естественного права», Гуго исходил из несовпадения понятий «право» и «закон». Право формируется исторически, длительно, из обычаев и традиций народа: подобно языку и нравам оно складывается само по себе, без чьих-то соглашений и приказов. Нормы права утверждаются постепенно в результате сложившейся практики и не связаны с волей законодателя. Поэтому любой закон хорош, ибо он соответствует сложившимся историческим условиям. Закон может считаться плохим лишь при его неправильном исполнении.
Дальнейшее развитие идеи Гуго получили у Карла Фридриха Савиньи (1779-1861 гг.), автора работы «Система современного римского права». Савиньи отрицал всемогущество законодателей. Он критиковал их деятельность, если она игнорирует историческое прошлое. Савиньи считал, что право, как язык и нравы, определяется своеобразием, свойственным каждому народу. Не может быть единого для всех людей права. Право - не произвольное установление законодателя, а органический продукт «народного духа». Поэтому наилучшим источником права является не писаный закон, а обычай, национальное сознание, т.е. убеждения, одинаково присущие всему народу. Савиньи выделял две главные стадии в развитии права: стадию естественного права и стадию ученого права. Если на первой стадии право живет непосредственно в сознании народа и проявляется в форме обычного права, то на второй стадии оно обнаруживается в трудах ученых-юристов, выступающих в роли представителей народа. Кодификация является продуктов второй стадии. Что касается законодательства как такового, то ему Савиньи отводил техническое значение. Законодатель должен выяснять обычаи, разрешать противоречия между ними, уточнять их содержание.
Третий представитель исторической школы права - Георг Пухта (1798-1846 гг.). Его взгляды изложены в произведениях «История римского права», «Энциклопедия права». Как и его предшественники, Пухта полагал, что право есть результат деятельности народа, продукт «народного духа». Оно развивается и имеет свою историю. Правовая норма является обязательной в силу обоснованности убеждениями народа. Однако право любого народа подвергается влияниям со стороны иных правовых систем. Поэтому оно включает как своеобразные, уникальные для данного народа положения, так и общие начала. Процесс заимствования отдельных норм и общих принципов неизбежен.
38. Ученье о праве и государстве И. Канта
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - видный немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета. Его произведения, посвященные вопросам права и политики, - «К вечному миру», «Метафизика нравов». Основу кантовской философии составляет учение о непознаваемости человеческим разумом сути вещей и явлений. Знания, получаемые человеком через опыт, всегда будут незавершенными, частичными. Они не дают исчерпывающего представления о предмете. Кант противопоставлял знаниям эмпирическим (получаемым с помощью опыта) знания априорные, «безусловно независимые от всякого опыта».
К априорным знаниям философ относил моральный закон - одинаково присущую всем людям абсолютную ценность. Человеку как существу разумному в практической жизни присуще стремление к моральному закону. Кант фактически отождествлял добрую волю отдельного индивида, следующего моральному закону, и практический разум, ибо «для выведения поступков из законов требуется разум». Общим источником доброй воли являются общие для всех разумных существ принципы - императивы. Существует только один категорический императив, который обязателен при всех условиях. Кант сформулировал его так: « Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодателя». Человек «должен поступать только так, чтобы мог желать превращения своей максимы во всеобщий закон». Таким образом, моральный закон в его практическом воплощении предполагает чувство долга, ответственность индивида.
Право Кант тесно связывал с моралью. Он считал, что право и мораль составляют 2 части учения о нравах - «метафизики нравов». В их основе лежат одинаковые принципы, основанные, прежде всего, на категорическом императиве. Различие между моралью и правом - в мотивах соблюдения и способах обеспечения. Морали соответствует «самопринуждение», внутреннее убеждение и осознание своего долга, праву же - внешнее принуждение другими людьми или государством. Кроме того, в морали нет системы, право же предполагает наличие публичного законодательства. Философ писал, что оно составляет «основу для возможного разумного законодательства». Кант давал следующее определение права: «Право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Это значит, что свои желания человеку следует согласовывать с интересами других людей и поступать так, чтобы своей свободой не ущемлять их свободы. Право очерчивает пределы, в которых возможна свобода поступков отдельной личности.
Происхождение государства Кант рассматривал в традициях школы общественного договора. Он соглашался с тем, что необеспеченность права в естественном состоянии побудила людей учредить государство посредством заключения договора между собой. Создание государства явилось требованием категорического императива; его цель - осуществление принципа права и морального закона, т.е. обеспечение правопорядка. Кант писал, что сама «природа хочет, чтобы право получило в конце концов верховную власть». Поэтому он дал следующее определение: «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Главный принцип устройства государственной власти - это разграничение полномочий законодательной и исполнительной властей. При этом законодательная власть должна принадлежать суверену - народу. Кант полагал, что «гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским». Вместе с тем он понимал неосуществимость республиканского идеала и потому поддерживал идею «просвещенного правления», при котором монарх руководствуется общей волей граждан. Представителем народа перед властью при этом являются философы (а не избранные народом делегаты).
Кант осуждал «цареубийственные» революции 17-18 вв. Он призывал власти к осуществлению реформ, которые преобразуют деспотизм абсолютных монархий в «правовое гражданское общество». Установление внутреннего правопорядка в дальнейшем приведет к миру во всем мире. Кант подержал идею установления «вечного мира», который прекратит «кромешный ад» войн и опустошений. Его проект предусматривал уничтожение «всех имеющихся причин будущей войны», постепенный отказ от армии, отказ от насильственного вмешательства в дела другого государства. Вечный мир станет достижимым, когда в государствах Земли установится «власть не людей, а законов». Это будет «высшее политическое благо», конечное воплощение морального закона.
39. Ученье Гегеля о праве и государстве
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) - значительный немецкий философ, автор классики мировой политико-правовой мысли - книги «Философия права». В философии Гегель выступал с позиции объективного идеализма. Основной всего сущего он считал абсолютную идею («мировой дух»), в своем развитии проходящую 3 этапа: субъективный дух; объективный дух; абсолютный дух. В философском смысле Гегель понимал право как сферу объективного духа. Поэтому право - это область свободы: «право есть вообще свобода как идея». Он различал идею права и право позитивное (прикладное). Последнее есть право, действующее в государственно организованном обществе («гражданское обществе»). Его отличительные признаки - подкрепление мощью государства, зависимость от национального характера и уровня развития данного общества. Позитивное право не основывается на произволе законодателя; фактически законодатель фиксирует то, что объективно созрело в обществе.
В своем развитии идея права также проходит 3 этапа: абстрактное право; мораль; нравственность. Абстрактное право имеет формальный характер и распространяется на всех людей. Это сфера проявления свободной воли человека. Оно представляет индивиду право владеть вещами (собственность), вступать в соглашения с другими людьми (договор), требовать восстановления своих прав («неправо»). Более высокая ступень развития идеи права - мораль. Она наполняет абстрактное право конкретным содержанием, превращает человека в деятельного субъекта. Мораль имеет субъективный характер и потому может противоречить абстрактному праву. Например, средствами морали можно оправдать преступление против собственности, совершенное нуждающимся человеком. Для устранения противоречия морали и абстрактного права необходим 3 этап - нравственность. Нравственная свобода подразумевает сознательное подчинение индивидом своих поступков общему благу. Если мораль носит индивидуальный характер, то нравственность относится к сфере общественного. Содержание нравственности - это законы и нормы, действующие в обществе. Наиболее полно нравственная свобода может воплотиться в государстве, которое есть «наличная действительно нравственная жизнь».
Согласно Гегелю, личность выступает не сама по себе, а как часть объединения, в рамках которого развивается нравственность. Три формы человеческих коллективов - семья, гражданское общество, государство. Семья - естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи. Семье противостоит гражданское общество, характеризуемое как поле борьбы частных интересов, ситуация «войны против всех». Гегель относил гражданское общество к сфере реализации интересов отдельной личности. Вместе с тем, удовлетворяя себя, частная цель вынужденно удовлетворяет интересы других. Таким образом, гражданское общество обуславливает объединение людей на основе принципов всеобщего формального равенства, частной собственности, правосудия. Поэтому в своем развитии гражданское общество неизбежно близится к преодолению атомизации, к единству индивидуального со всеобщим. Это достигается с помощью права, а также политики, т.е. в рамках государства.
Связь частных интересов со всеобщим осуществляется через деление общества на 3 сословия: землевладельцы и крестьяне; фабриканты, торговцы, ремесленники, рабочие; чиновники, интеллигенция. Эти последние («всеобщее сословие») заняты охраной единых интересов общества в целом. Они обеспечивают единство общества и составляют опору государства. Если гражданское общество - «государство рассудка», то подлинное государство, по Гегелю, есть «государство разума». Оно способно возвыситься над эгоизмом отдельных лиц и преодолеть хаос гражданского общества. Гегель рассматривал государство как единую субстанцию, совершенное воплощение духовной идеи, как «нравственный универсум», «абсолютную самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права». Гегель выделял власть законодательную, правительственную и княжескую. Его политическим идеалом была конституционная монархия, в которой «господствует право и закон». Фактически он отдает приоритет в государстве правительственной власти - слою чиновников, которые «имеют по необходимости более глубокий и широкий взгляд на потребности государства, больший навык и привычку в государственном управлении и могли бы отлично вести дело без народного представительства». Вместе с тем, Гегель предостерегал против «голой деловой рутины» бюрократизированного административного аппарата.
40. Государственно - правовые идеи М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.). Провел инкорпорацию (45 томов), а затем и кодификацию (15 томов) законодательства Российской империи. Автор большого количества различных записок: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи», «О постепенности усовершенствования Российского государства» и др.
В методологии Сперанский опирался на идею теопромысла (Бог как верховный законодатель Вселенной). В основе образования государства, по его мнению, лежит договор между народом и правительством. Цель государства - обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Различает внутренний (расположение государственных сил) и внешний (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) образ правления. Выделяет в истории России 3 ступени: удельщина (средние века); абсолютная монархия (новое время) и промышленное состояние (настоящее время), которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным.
Он подготовил ряд конституционных проектов, где предложил «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность связывалась, прежде всего, с разделением властей. В государстве должно быть 4 власти. Законодательная власть вручается Государственной думе; власть исполнительная - министрам и правительству; судебная - Сенату и судебной системе; державная власть заключена в особе императора (соединяет 3 ветви власти и осуществляет общее руководство ими).
По форме государственного устройства Российская империя - унитарное государство, разделенное на области и губернии, делящиеся на округа и волости. Каждая административно-территориальная единица управляется выборным органом - думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. То есть предполагалось широкое введение представительных начал.
Законодательная власть вручается двухпалатной Думе, избираемой посредством многоступенчатых выборов, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Сперанский предложил название высшего представительного органа («Государственная дума»). Правительство должно быть ответственно перед думой. Судебная власть реализуется судебной системой, отделенной от администрации. Судебная власть независима, состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем или Сенатом. Все суды действуют на коллегиальной основе, с присяжными заседателями, роль которых выполняют депутаты соответствующих дум. Все дела слушаются публично, суд носит состязательный характер. Три власти соединяются в Государственном совете, возглавляемом Императором и обладающем правом законодательной инициативы.
Сперанский предложил произвести правовое оформление сословий. Дворянство наделялось всеми политическими (участие в управлении государством) и гражданскими правами. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические - в зависимости от размера собственности. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. Между сословиями не должно существовать непреодолимых границ (доступ в дворянство ограничивался первородными детьми).
Для охраны законов предложил создать класс «истинно монархического дворянства». Гарантиями незыблемости законов являются также свобода слова, гласность государственных дел и сила общественного мнения.
Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат. Для осуществления такого проекта мыслитель предложил и провел 2 закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин».
Сперанский обращал внимание на необходимость соблюдения законности в государстве. Выделял рода законов: государственные, гражданские и уголовные. Являлся сторонником естественной школы права.
Понимая необходимость отмены крепостного права, Сперанский опасался, что ликвидация крепостного права «без приготовлений» может обратить «крестьян к некоторому роду кочевой жизни». Предложил двухэтапную схему: 1) ограничение и точное определение крестьянских повинностей, крестьяне освобождаются от помещиков и приписываются к земле, подушная подать заменяется на поземельную; 2) возвращение крестьянам права перехода (Юрьев день). Земля остается за помещиками, но крестьяне имеют право на ее приобретение. Реализация проектов Сперанского была лишь частично проведена Александром II и уже не могла обеспечить эволюционного развития этапа России.