Рефераты

История развития Конституции Российской Федерации

p align="left">Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует за главой об основах конституционного строя.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде.

§5. Функции Конституции

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. - М., 2007. - С.86..

Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма Конституционное право зарубежных стран: Учебник. / Под общ. ред. Баглая М.В.,. Лейбо Ю.Л., Энтина Л.М. - М., 2008. - С.84.. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2002. - С.37.. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное констит. обозрение - 2008 - №3 - С.17-19.. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

§1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент России ежегодно выступает перед Федеральным Собранием с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Первое послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)" было оглашено 24 февраля 1994 года.

Послание Президента 2007 года было посвящено плану комплексной модернизации России в XXI веке. В нем были названы национальные приоритеты - рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования, определены механизмы их реализации и источники финансирования, а также поднята тема духовного и культурного единства народа, тема патриотизма, любви к единому Отечеству Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января..

05 ноября 2008 года Президент РФ обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием.

В своем Послании Президент РФ обозначил пути развития России. В частности, Президент РФ отметил, что действия в экономике будут базироваться на концепции четырех "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Предложено расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство РФ ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Также Президент РФ предложил увеличить конституционные полномочия Президента РФ и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Отдельное внимание Президент РФ уделил антикоррупционным вопросам, мерам, направленным на дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, вопросам развития судебной системы, стратегии развития российского образования, вопросам экономики и международным отношениям.

Инициатором внесения поправок в Конституцию выступил Президент РФ Дмитрий Медведев, хотя несколькими годами ранее, он выступал против Кузьмин В. Сигнальный метод. [Дмитрий Медведев выступил против внесения изменений в Конституцию] / Рос. газета - 2006 - 13 декабря.. Но так или иначе, поправки в январе 2009 года вступили в силу Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января..

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования". Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: Проблемы и перспективы // Журнал рос. права - 2003 - N 11. - с.3-9.

Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты законодательной инициативы:

* Президент Российской Федерации

* Совет Федерации

* Государственная Дума

* Правительство Российской Федерации

* законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

* группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов Закатнова А. Под сводом закона. [Валерий Зорькин: Изменения в Конституции повлекут необратимые перемены] / Рос. газета - 2007 - 12 декабря..

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации (Регламент Совета Федерации \ Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ (с изменением и дополнением постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.12.2008 N 532-СФ)) и Государственной Думы (Регламент Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (с изменением и дополнением от 28.01.2009 N 1643-5 ГД)). Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

· текста законопроекта;

· обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально - экономических и иных последствий его принятия;

· справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

· перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;

· предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;

· финансово - экономического обоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены указанные требования, либо форма представленного проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы). Комментарий к Конституции РФ. - 2-е изд. доп. и перераб. / Под общ. ред. Карповича В.Д. - М., 2002. - С.211.

§2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений

В главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2006. - С.74..

Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом Конституционное право России \ Под ред. Прудникова А.С. Авсеенко В.И. - М., 2007. - С.100..

Оно, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на референдум (всенародное голосование). При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей) Юдина Л. Успеть за переменами в стране. [Поправки в Конституцию важны для укрепления политической системы] / Рос. газета - 2008 - 3 декабря..

Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108).

В данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. [Два проекта Конституции (май - август 1993 г.)] // Констит. и муницип. право - 2008 - №23. - С.10-18..

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации//"Российская газета" от 9 ноября 1995 г.). В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Основные стадии:

1. Инициатива субъекта о внесении такого предложения, подготовка проекта закона о поправке к Конституции и направление его в Государственную Думу.

2. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

3. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Карповича В.Д. 2-е изд. доп. и перераб. - М., 2002. - С.943..

В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной Думы).

Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.

4. Рассмотрение проекта закона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.

5. Рассмотрение Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации Ильин А., Омельченко И. Конституция сената. [Совет Федерации одобрил поправки Дмитрия Медведева в Конституцию] / Рос. газета, 2008- 27 ноября. .

Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

6. Опубликование Председателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. - М., 2007. С.96..

7. Направление Председателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

8. Рассмотрение закона в срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.

9. Установление Советом Федерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии с регламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дня установления результатов Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

10. Подписание Президентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществление официального опубликования.

11. Вступление закона Российской Федерации о поправке к Конституции в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

12. Внесение Президентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. - М., 2007. - С.100-103..

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ Комментарий к Конституции РФ. - 2-е изд. доп. и перераб. / Под общ. ред. Карповича В.Д. - М., 2002. - С.946..

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.) по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Заключение

Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:

- учредительный характер (нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные органы и т.д.);

- легитимность (Конституция - это акт, принимаемый, как правило, народом, или от имени народа);

- верховенство (Конституция имеет верховенство на всей территории РФ, обеспечивает формирование правового государства, подчинение государства праву);

- прямое действие (Конституцию РФ должны соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения);

- реальность (соответствие норм Конституции складывающимся в действительности общественными отношениями, способностью объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);

- наличие базовых, основных принципов(она определяет процесс правотворчества - устанавливает порядок и субъектов принятия правовых актов, содержит перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в соответствии с ней);

- программность (конституционные положения придают ориентацию развитию общества, характеризуют общность важнейших целей государства, личности в какой-то степени отражают общенациональную, общенародную идею);

- стабильность (обеспечивает сохранение принципов общественного и государственного строя);

- особая охрана (в ней задействована вся система государственных органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных правовых формах).

Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

В заключение стоит отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Собр. законодательства - 2009. - №4. - Ст.445.

2. О Конституционном суде Российской федерации: ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 05.02.2007 № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2007. - №.7 - Ст.829.

3. О Правительстве РФ: ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (с изм. и доп. От 30.12.2008 №8-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №1. - Ст.3.

4. О Судебной системе в РФ: ФКЗ от 31.12.1996 г. № 3-ФКЗ (с изм. и доп. от 28.04.2008 №2-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2008- №18. - Ст.1937.

5. О Референдуме РФ: ФКЗ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (с изм. и доп. от 24.04.2008 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2008. - №17. - Ст.1754.

6. О гражданстве РФ: ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008 № 301-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №1. - Ст.9

7. О воинской обязанности и военной службе в РФ: ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009 № 1-ФЗ) // Собр. законодательства, - 2009. - №7. - Ст.769.

8. Об альтернативной гражданской службе: ФЗ от 25.07.2002 г. № 113-Ф№ (с изм. и доп. от 06.07.2006 № 104-ФЗ) // Рос. газета - 2006. - 1 июля.

9. Об образовании: ФЗ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изм. и доп. от 01.12.2008) // Рос. газета - 2008. - 8 декабря.

10. О референдуме РСФСР: Закон РСФСР от 16 октября 1990 г. № 241-1 // Рос. газета - 1990. - 2 декабря.

11. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 // Рос. газета - 2000. - 15 мая.

12. О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 // Рос. газета - 1993. - 20 октября.

13. О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 г.: Указ Президента РФ от 19 октября 1993 года № 1661 // Рос. газета - 1993. - 25 октября.

14. Регламент Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (с изм. и доп. от 28.01.2009 N 1643-5 ГД) // Рос. газета - 2009. - 30 января.

15. Регламент Совета Федерации: Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 33-СФ (с изм. и доп. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.12.2008 N 532-СФ) // Рос. газета - 2009. - 21января.

16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008 г. // Рос. газета - 2008. - 6 ноября.

Специальная литература:

1. Авакьян С.А.. Конституционное право России. В 2 т. - М.: Юристъ, 2007. - 784с. - Т.2.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: Сашко, 2000. - 220с.

3. Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: Итоги развития // Констит. и муницип. право - 2008 - №23 - С.3-9.

4. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права -2003.- N 11. - С.43-54.

5. Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное конституционное обозрение - 2008 - №3- С.17-19.

6. Автономов А.С.. Конституционное (государственное) право зарубежных стран - М.:ТК Велби, Проспект, 2003. - 400с.

7. Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовой категории) // Констит. и муницип. право - 2008 - №22. - С.2-6.

8. Арбузскин А.М. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2004. - 666с.

9. Афанасьева В.И. Манифест 1812 года -- первый российский Закон об охране авторских прав // История государства и права - 2007 - №6. - С.14-15.

10. Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2007. - 784с.

11. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. - М.: Профобразование, 2003. - 896с.

12. Борисов А.Б.. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): С коммент. Констит. суда РФ. - М.: Книжный мир, 2009. - 272с.

13. Виноградов В. Конституция России: Взгляд 15 лет спустя // Сравнительное конституционное обозрение - 2008. - №3. - С.9-13.

14. Гаврилов А. В чем сила Основного Закона? // Рос. газета - 2003 - 29 августа.

15. Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. - СПб.: Питер, 2002. - 416с.

16. Загоровская Т.В. Федерализм в России: Проблемы и перспективы развития // Констит. и муницип. право - 2008 - №14 - С.17-20.

17. Закатнова А. Баглай М. Конституция - рубашка на вырост // Рос. газете - 2003 - 3 октября.

18. Закатнова А. Конституция - это математика свободы. [Глава КС Валерий Зорькин считает, что менять Основной Закон нет необходимости] // Рос. газета - 2003 - 9 декабря.

19. Закатнова А. Под сводом закона. [Валерий Зорькин: Изменения в Конституции повлекут необратимые перемены] // Рос. газета - 2007 - 12 декабря.

20. Закатнова А. Праздники меняются, Конституция остается // Рос. газета - 2004 - 11 декабря.

21. Ильин А., Омельченко И. Конституция сената. [Совет Федерации одобрил поправки Дмитрия Медведева в Конституцию] // Рос. газета - 2008 - 27 ноября.

22. История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. - М., 2001. - 528с.

23. Клеандрова В.М., Мулуняев Р.С. История государства и права России. - 2-е изд. / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, 2008. - 576с.

24. История отечественного государства и права / Под ред. Чистякова О.И. - М.: Юристъ, 2004. - 544с. - ч.1.

25. История отечественного государства и права / Под ред. Чистякова О.И. - М.: Юристъ, 2004. - 544с. - ч.2.

26. История политических и правовых учений / Под общ. ред. Хорошилова А.Н. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 344с.

27. История политических и правовых учений / Под общ. ред. Нерсесянца В.С. - М.: Норма, 2005. - 944с.

28. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 608с.

29. Кокотов А.Н. Конституция и общество: баланс интересов // ЧиновникЪ - 2003 - №6 - С.15-21.

30. Комментарий к Конституции РФ 2-е изд. доп. и перераб. / Под общ. ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М, 2002. - 960с.

31. Габричидзе Б.Н., Ким-Кимен А.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право. - М.: Тк Велби, 2003. - 472с.

32. Конституционное право / Под ред. Жилина Г.А. - М.: Омега-Л, 2002. - 672с.

33. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.Л. и Энтина Л.М. - М.: Норма-Инфра-М, 2008. - 1056с.

34. Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С. Авсеенко В.И. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 768с.

35. Шульженко Ю.Л. Конституционное право России. Курс лекций. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 480с.

36. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. - М.: Институт права и публичной политики, 2005. - 670с.

37. Конституция Российской Федерации с коммент. Констит. суда РФ. - М.: Инфра-М, 2008. - 200с.

38. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. - М.: Городец, 2006. - 592с.

39. Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права - 2002 - N 7 - С.15-18.

40. Кравец И. А.Сущность конституций и конституционный процесс: Динамика социально-политического содержания российских конституций // Правоведение -2002. - № 2. - С. 43 - 57

41. Кузнецов И.Н. История государства и права России. - М.: Дашков и К, 2003. - 452с.

42. Кузьмин В. Сигнальный метод. [Дмитрий Медведев выступил против внесения изменений в Конституцию] // Рос. газета - 2006 - 13 декабря.

43. Кузьмин В. Три возможности права. [В Кремле отметили юбилей Конституции] // Рос. газета - 2008 - 15 декабря.

44. Лассаль Ф. О сущности конституции. - СПб.: Питер, 1996. - 189с.

45. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Констит. и муницип. право - 2007 - №15 - С.14-20.

46. Лучин В.О. Конституция РФ: Проблемы реализации. - М.: Юристъ, 2002. - 310с.

47. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 года как памятник эпохи // Государство и право - 2004. - N4. - С.21-24.

48. Матузов М.М., Малько В.К., Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - 512с.

49. Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] // Рос. газета - 2009 - 21 января.

50. Михайлов А. Лицо Конституции // Рос. газета - 2008 - 10 декабря.

51. Прудников А.С.. Конституционное право России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 768с.

52. Платковский В. В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. -- 1995. -- № 10.-С.5-9

53. Пленарное заседание Госдумы (комментарий) // КоммерсантЪ - 1994 -- № 95(563). -- 26 мая.

54. Результаты референдума 12 декабря 1993 по проекту Конституции Российской Федерации. -- Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Рос. газета, 1993. - 25 декабря.

55. Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май - август 1993 г.) // Констит.и муницип. право - 2008 - №23 - С.10-18.

56. Собянин А.А., Суховольский В.Г. Итоги выборов 12 декабря 1993 года и будущий федеральный закон о выборах // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. -- 1994. -- № 1. -- С. 2--10.

57. Сергеев С.Г. Конституционное право России. - М.: Дашков и К, 2008. - 576с.

58. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 416с.

59. Статычнюк И. О некоторых противоречиях российской Конституции // Констит. и муницип. право - 2008 - №1. - С.8-9.

60. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Юристъ, 2005. - 220с.

61. Хропанюк А.И. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, Интерстиль, 2003. - 382с.

62. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2002. - 622с.

63. Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2008. - 448с.

64. Шаповал В.Н. Сравнительное конституционное право. - М.: Княгиня Ольга, 2007. - 416с.

65. Шестакова К.Д. Конституционное право зарубежных стран. - М.: ПРИОР, 2008. - 192с.

66. Эбзеев В.С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ. - М.: Юристъ, 2005. - 120с.

67. Эриашвили Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. Лучина В.О., Василевича Г.А., Прудникова А.С.. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. - 687с.

68. Юдина Л. Успеть за переменами в стране. [Поправки в Конституцию важны для укрепления политической системы] // Рос. газета - 2008 - 3 декабря.

69. Яковлева Е. Право имею! [60 лет назад была принята Всеобщая декларация прав человека] // Рос. газета - 2008 - 10 декабря.

Материалы судебной практики:

1. Пост. Констит. Суда РФ от 31.10.1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // Рос. газета - 1995 - 9 ноября.

2. Пост. Констит. Суда РФ от 28.11.1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Рос. газета - 1995. - 14 декабря.

3. Пост. Констит. Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания -- Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Рос. газета - 2004 - 29 июля.

4. Пост. Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.

5. Пост. Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществления правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты