Рефераты

Избирательная система США

Избирательная система США

2

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА США

Общие принципы организации выборов в США

По аналогии с Россией в Америке власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Первая и вторая ветви являются выборными на всех уровнях, начиная с совета школы и заканчивая Президентом США, а суды, в зависимости от штата, могут выбираться или назначаться. Верховные судьи назначаются Президентом с одобрения Сената.

Конгресс (законодательная власть) состоит из двух палат:

Сенат (по два представителя от каждого штата), избираемый на 6 лет, с ротацией 1/3 через каждые два года,

Палата представителей, избираемая на 2 года по 435 одномандатным округам.

Президента и вице-президента выбирает коллегия выборщиков (538 человек), которая формируется в соответствии с результатами выборов в каждом отдельном штате. Общее число выборщиков от штата равно количеству сенаторов и членов Палаты представителей от данного штата. Федеральный округ Колумбия, не имеющий выборного представительства в Конгрессе, располагает тремя голосами выборщиков.

Президент и вице-президент приносят присягу и вступают в должность 20 января года, следующего за годом выборов.

В отличие от России, в Америке нет общего федерального закона об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы проводятся по закону штата в соответствии с требованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных законах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов:

- закон 1965 г. об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам);

- закон 1975 г. о регулировании финансовой помощи кандидатам,

- закон 1984 г. о доступности мест голо - | сования для инвалидов,

- закон 1993 г. о регистрации избирателей. Кроме вышеперечисленных законов в ходе

проведения выборов применяются общегражданские законы, направленные против мошенничества и подлога.

В большинстве штатов конгресс состоит из двух палат и избирается по аналогии с общефедеральным. Губернаторы и их замы (вице-губернаторы) также избираются прямым и тайным голосованием.

Особенности избирательной системы США

Предварительные выборы («праймериз»)

В отличие от России, где официальная избирательная кампания в федеральные органы власти начинается не ранее чем за 110 дней до дня голосования, в Америке выборы президента США длятся практически год, а республиканцы могут официально начинать предварительные выборы в год, предшествующий году голосования.

Особенностью американской политической системы является то, что у них нет централизованных общефедеральных партий, как в России и в бывших союзных республиках. В каждом штате есть своя партия, со своим лидером. То есть в Америке 50 демократических партий и 50 республиканских, в большинстве штатов есть партия Зеленых.

Процедура выдвижения кандидата на должность президента и вице-президента однозначно не прописана в конституции или федеральных законах США, и поэтому каждый штат проводит ее со своими особенностями. В зависимости от законодательства штата избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих кандидатов в президенты или опосредованно - за делегатов партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать кандидатов.

Предвыборная гонка начинается с предварительных выборов (праймериз). Праймериз - это прямые выборы среди сторонников одной и той же партии, где определяются партийные кандидаты («кандидаты в кандидаты»), которые будут баллотироваться на всеобщих выборах. В ходе голосования на праймериз в большинстве случаев избиратели просто ставят крестик напротив фамилии того или иного кандидата. Иногда они также выбирают делегата, который обязуется голосовать на партийной конференции за конкретного кандидата. Республиканцы, для которых более характерна партийная дисциплина, иногда просто предлагают своим избирателям выбрать делегата на партийный съезд, предоставив ему возможность самому решить вопрос о достойном кандидате в президенты.

Праймериз могут быть закрытыми - тогда к голосованию допускаются только члены партии из этого штата - или открытыми - тогда любой избиратель приходит на участок, берет бюллетень той партии, которую поддерживает, и ставит в ней крестик напротив имени того кандидата, который может лучше всего представить эту партию на федеральных выборах. Потом голоса со всего штата подсчитываются, и становится понятно, сколько голосов получил каждый из кандидатов.

Праймериз являются первым серьезным шагом в избирательной кампании любого кандидата, и их результаты являются во многом определяющими для исхода выборов. Поэтому кандидаты тщательно готовятся к первичным выборам и уделяют особое внимание штатам, где будут в этих выборах участвовать (а кандидат не обязан участвовать во всех праймериз, проходящих в США). Больше всего от этого выигрывают штаты Айова и Нью-Гемпшир, в которых праймериз проходят на несколько недель раньше, чем в других местах. Результаты первичных голосований в этих штатах подробно обсуждаются в СМИ, и к моменту прохождения остальных праймериз общественное мнение по поводу основных кандидатов уже сформировано. Желая получить не меньше внимания от участников предвыборной гонки, некоторые штаты кооперируются и проводят праймериз в один день - так называемый «супервторник». Обычно в каждую избирательную кампанию проходит несколько таких «супервторников».

После проведения праймеризов партийные организации штата подсчитывают голоса и распределяют те места, которые штат получил на партийной конференции между делегатами, представляющими разных «кандидатов в кандидаты».

Фактическая численность делегации штата на национальном партийном съезде рассчитывается по установленной партией формуле, учитывающей такие факторы, как население штата, оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество выбранных должностных лиц и т.п.

Штаты заинтересованы проводить выборы по партийным правилам, так как штаты, проводящие выборы без учета этих правил, сталкиваются с тем, что на общенациональных съездах полномочия их делегатов не будут признаны.

Партийные конференции

Партийная конференция в предвыборный год всегда преследует две главные цели - выбрать единого кандидата в президенты от партии и определиться с партийной программой. До того как в США повсеместно был принят механизм праймериз, конференции часто сопровождались горячими дискуссиями, подковерными играми и закулисным принятием решений. Однако теперь имя будущего кандидата от партии обычно известно задолго до партийной конференции. Так как в большинстве штатов проходят праймериз и кокусы (партийные собрания), обязывающие каждого из делегатов голосовать за того или иного кандидата, расклад голосов можно предсказать после проведения одного или двух «супервторников». Для того чтобы стать официальным кандидатом от партии, человек должен набрать как минимум две трети голосов делегатов. Поэтому, как только в результате очередного предварительного голосования в каком-либо штате кто-либо из кандидатов набирает это количество, процесс выдвижения кандидатов теряет интригу.

Политологи считают такую работу партийных конференций признаком высокого уровня развития демократии. Партийный съезд фактически становится простым инструментом ратификации решений, принятых на уровне штата и местном уровне, а значит, политическая система максимально приближена к народу. Для Демократической партии это утверждение более верно, чем для Республиканской, где партийное руководство все еще играет большую роль. Например, в этом году почти никто не сомневается в том, что Буш-младший станет кандидатом от республиканцев и при этом получит на съезде подавляющее большинство голосов.

Кандидат в президенты подбирает себе партнера по выборам, то есть человека, который станет кандидатом в вице-президенты. Обычно партии стараются выдвинуть в вице-президенты человека, который по своим качествам будет дополнять кандидата в президенты.

Достаточно сложно выдвинуться кандидатом от третьей партии или быть независимым, хотя периодически такие кандидаты возникают на горизонте американской политики. Так, в 1912 году Прогрессивная партия Т. Рузвельта набрала 27,5% голосов, но впоследствии вернулась в лоно Республиканской партии. Реформаторская партия (Г. Росс Пер-ро) в 1992-м и в 1996 годах набрала соответственно 18,9 и 8,4% голосов. Но всерьез конкурировать с двумя ведущими партиями ни одна «третья сила» не могла. Осознавая этот фактор, американцы преднамеренно не голосуют за третью партию, так как не хотят «терять» свой голос и ставят отметку в бюллетени за кандидата-республиканца либо за демократа. Однако опрос, проведенный в 1995 году в США Институтом Гэллапа, показал, что 62% опрошенных высказались за формирование третьей партии.

По мнению американцев, у независимых кандидатов, в отличие от республиканцев и демократов, существует еще одна непреодолимая проблема в случае победы - отсутствие кадрового ресурса для формирования своего аппарата и взаимодействие с Конгрессом, где присутствуют только две ведущие партии.

Система выдвижения кандидатов в президенты США выглядит сложной, даже хаотичной и находится в состоянии перманентного изменения. Наибольшего успеха добиваются те партийные кандидаты, которые хорошо понимают ее и умеют гибко действовать в заданных рамках, а иногда и за их пределами.

Общие выборы

Финансирование избирательных кампаний

После того как съезд выдвигает кандидата, все внутрипартийные конфликты обычно откладываются до момента окончания выборов и партия превращается в более или менее отлаженный механизм для проведения предвыборной кампании. Утвержденный каждой из двух основных партий кандидат получает право на пользование федеральным избирательным фондом. Этот фонд содержит достаточно крупную сумму и предоставляется для того, чтобы минимизировать влияние частных интересов на будущего президента. Согласившись его использовать, кандидат не имеет права привлекать для своей кампании любые сторонние средства, а также обязуется тратить деньги в строгом соответствии с определенными законом правилами. Если кандидат отказывается от федерального фонда, он имеет право привлекать любое количество частных пожертвований и использовать их как хочет (естественно, эта свобода не распространяется на такие расходы, как, например, покупка голосов).

Вопросы финансирования выборов в США менее регламентированы по лимитам, чем в России. Верхнего предела суммы, расходуемой кандидатами, вообще не существует, за исключением ситуаций, когда кандидаты пользуются встречным финансированием от государства. Чтобы получить право на встречное финансирование, кандидаты и партийные комитеты, проводящие съезды, не должны превышать определенный уровень расходов на предвыборную кампанию, а на предыдущих выборах набрать более 5% голосов (это актуально для третьих партий).

Встречное финансирование от государства не может превышать собственные затраты кандидата. Деньги от корпораций и профсоюзов могут поступать кандидату только через специально создаваемые комитеты политических действий, которые собирают и аккумулируют предвыборные денежные ресурсы. Пожертвования от иностранных граждан и подрядчиков федерального правительства запрещены (второе следовало перенять и для России).

Существует проблема «мягких» и «твердых» долларов. В США установлены лимиты корпорациям для перечислений непосредственно на избирательную кампанию («твердые» доллары) и в то же время не ограничены суммы, которые можно тратить на организацию и проведение выборов («мягкие» доллары), например, на организацию сбора подписей, регистрацию избирателей и т.п. «И это создает эффективную лазейку», - считает член Федеральной комиссии по выборам Стюарт Горин.

Основное требование федерального законодательства о финансировании выборов и приоритетное направление в работе ФКВ - это то, что общественность должна знать, откуда политики получают средства и чьи интересы они представляют.

Основные правила финансирования избирательных кампаний на федеральном уровне таковы:

1. Общие правила.

1.1. Все отчеты о пожертвованиях на проведение избирательных кампаний, а также о затратах должны быть представлены в Федеральную комиссию по выборам, состоящую из шести членов. Эта комиссия имеет право проводить расследования и наказывать нарушителей законодательства.

1.2. О всех вкладах, составляющих более 100 долларов, необходимо заявлять, с указанием имени, адреса и рода деятельности вкладчика.

1.3. Запрещены вклады наличными, составляющие более 100 долларов. Запрещены вклады от лиц и организация иностранного происхождения.

1.4. Общая сумма, которую может потратить кандидат, не ограничена (если, конечно, кандидат в президенты не принимает программу Федерального финансирования своей избирательной кампании).

2. Частные вклады.

2.1. Частные вклады не могут превышать сумму в 1000 долларов одному кандидату в выборах на протяжении одного года.

2.2. Частные вклады не могут превышать сумму в 20000 долларов в год, если вклад адресуется Национальному комитету той или иной партии, и 5000 долларов, если вклад предназначается какому-либо комитету политического содействия (КПД).

2.3. Частные вклады, потраченные на производство «независимой рекламы», не ограничиваются, щ^.

3. Комитеты политического содействия.

3.1. Каждая корпорация, профсоюз или любое другое объединение может образовать не более одного КПД для поддержки финансирования избирательной кампании кандидатов.

3.2. КПД должен быть зарегистрирован не менее чем за 6 месяцев до выборов. Он должен иметь не менее 50 вкладчиков и не менее 5 кандидатов, среди которых распределяются деньги данного КПД.

3.3. Любому кандидату КПД имеет право субсидировать не более 5000 долларов за одни выборы и не более 15000 долларов в год, если вклад предназначается Национальному комитету партии.

Учет избирателей

Отличительной особенностью избирательной системы США является институт уведомительной регистрации избирателей. В списки вносятся только те избиратели, которые зарегистрировались на своем избирательном участке. По оценкам американских политологов, 83 - 87% жителей, обладающих активным избирательным правом, зарегистрированы как избиратели. Цифра эта очень приблизительна, так как в Америке отсутствует институт учета и регистрации населения.

Житель Америки может быть вычеркнут из списков избирателей и даже лишен права голоса. Основаниями для вычеркивания избирателей из списков могут быть:

- переезд (после уведомления с нового регистрационного пункта);

- неучастие в голосовании четыре года подряд,

- за ряд преступлений: подкуп, вымогательство, убийство, разбойное нападение с применением оружия, изнасилование.

Восстанавливаются в своих правах менее 2% избирателей, так как этот процесс предусматривает лоббирование через конгрессменов своего штата. В штате Миссисипи регистрируются в год около 20 тысяч избирателей и 4 тысячи избирателей вычеркиваются. Остро стоит проблема в графствах, населенных национальными меньшинствами, с большим уровнем преступности. В этих районах до 50% молодежи не внесены (или уже вычеркнуты) в списки избирателей.

В настоящее время в ряде штатов прилагаются дополнительные усилия, чтобы повысить число зарегистрированных избирателей. Так, в частности, в штате Небраска в качестве избирателя можно зарегистрироваться при получении водительских прав. Пункты регистрации избирателей часто организуются в больших супермаркетах («молах»).

Общие федеральные выборы, назначенные в этом году на 2 ноября, также не являются прямыми.

Организаторы выборов в США

Подсчет голосов

Организаторы выборов являются важнейшей группой сотрудников в любом демократическом обществе, которые работают на избирательных участках в день выборов. В США под организаторами выборов понимают в зависимости от штата сотрудников судебных органов, членов комиссий, членов избирательных советов, менеджеров избирательных участков (председателей участковых избирательных комиссий, инспекторов, членов участковых комиссий, регистраторов избирателей и т.д.).

На уровне штата, как правило, работу по подготовке и проведению выборов организует государственный секретарь штата, который является главным должностным лицом по выборам. Его обязанности в широком смысле сводятся к следующему: проверка и утверждение результатов выборов штата и (или) в федеральные органы; ознакомление представителей местных властей с избирательными законами штата путем публикации пособий и других материалов; утверждение норм использования новых избирательных автоматов и избирательных систем для голосования на местах в штатах, утверждение норм отчетности по выборам, включая регистрационные карточки, обычные бюллетени и бюллетени для голосования по почте; подпись документов по выдвижению кандидатов, петиций и обращений о референдумах; утверждение победителей на выборах и публикация официальных результатов; контроль за работниками и служебными лицами на выборах и за самими выборами; проведение подсчета голосов; рассмотрение случаев подтасовок и обмана, нарушений избирательных законов и извещение генерального прокурора штата об этом; ведение избирательных списков. В 10 штатах и федеральном округе Колумбия указанные функции выполняют избирательные советы штатов.

В США на всеобщих президентских и парламентских выборах, имеющих место в ноябре каждого четного года, задействовано примерно 1 млн. человек для работы на 180 000 избирательных участков. Эти сотрудники проводят выборы в соответствии с огромным количеством избирательных систем - от бумажных бюллетеней до автоматизированных машин для голосования, от специальных «чувствительных» бюллетеней и перфобюллетеней для распознавания с помощью компьютера до непосредственно автоматизированного процесса голосования и подсчета голосов. Эти же сотрудники должны постоянно следовать многочисленным процедурам на избирательных участках. В некоторых случаях результаты голосования записываются непосредственно на участках. Однако часто бюллетени свозятся на центральный пункт подсчета.

Сотрудники избирательных органов по традиции и природе представляют собой неформальную группу, которая составлена из простых граждан, принадлежащих различным слоям населения, которые в общем осуществляют деятельность на пользу города и поселения по причине принадлежности к партии, политической или неформальной группе или просто работают за определенное вознаграждение. Преимущественно эта рабочая группа состоит в основном из пенсионеров в среднем 60 лет. Их, как правило, ничего не объединяет с правительством, военными организациями, группами интересов, профессиональными организациями, и они обычно не разделяют одной политической позиции.

Во всех штатах, кроме 10, главенствующие политические партии имеют определенную степень воздействия на отбор кандидатов в организаторы выборов часто с закрепленным в законе требованием соответствия двухпартийному представительству на каждом избирательном участке. Во многих административных единицах, однако, основная проблема рекрутирования достаточного количества сотрудников для избирательных органов, независимо от политической партии, значительно уменьшила важность процедуры «предварительного отбора». В прошлом десятилетии отряд работников избирательной системы имел более стабильные каналы пополнения, причем большинство сотрудников имели продолжительный опыт работы в данной сфере. На сегодняшний момент, однако, социальные и экономические факторы вместе с растущим показателем среднего возраста сотрудников повысили уровень ротации кадров в избирательной системе с одновременными трудностями в рекрутировании.

Сотрудники избирательных органов в США, как правило, работают по 12-14 часов в день выборов, и от них требуется посещение семинаров и специальных занятий по повышению профессионального уровня в соответствии с установленным законом штата. Во многих административных единицах сотрудникам избирательных органов выплачивается дополнительная компенсация за посещение тренингов, а в некоторых штатах тренинги являются обязательными, если человек принимает решение работать в соответствующей структуре. В обязанности работников избирательных органов (участковых избирательных комиссий) входит:

- заботиться о получении всего необходимого для работы избирательного участка, а также организация участка и полная подготовка его к работе,

- открытие избирательного участка и проведение выборов в назначенный день в полном соответствии с определенными процедурами по определению дееспособности избирателей, запись-опускание бюллетеней, ведение официальных записей и разрешение проблем,

- закрытие участков, обеспечение сохранности избирательных ящиков, транспортировка бюллетеней, заполнение необходимых документов и подача информации в отчетах.

За рамками перечисленных функций сотрудников избирательных органов, естественно, остались неупомянутыми многочисленные процедурные, законодательные и практические детали, которые могут возникать в день выборов. Эффективное разрешение каждодневных вопросов является особой сферой деятельности всех сотрудников избирательных органов.

Бюллетени для проведения голосования изготавливаются избирательными комиссиями для всех выборов и референдумов, проводимых в городе или округе в один и тот же день. Бюллетень может быть отпечатан с двух сторон. Как правило, избиратель должен заштриховать пустой овал напротив фамилии кандидата, которого он поддерживает, или высказаться «за» или «против» вопроса, выносимого на референдум. В других штатах избиратель должен был проколоть бюллетень в специальном месте, также напротив позиции выбранного им кандидата. На выборах в этом году шире и шире начинают применяться электронные формы голосования (без использования бюллетеней) с помощью специальных устройств.

Само голосование проводится во вторник с 8 до 20 часов по местному времени и с учетом временных поясов в США длится в общей сложности 18 часов. В ряде штатов избирательные участки открываются в 6 часов утра. Место проведения подсчета голосов избирателей определяется законодательством штата и производится либо самой участковой избирательной комиссией, либо территориальной комиссией округа (графства). При этом часто используются счетные сканирующие машины.

Предыдущие выборы президента США в 2000 году «застряли» в штате Флорида - в течение 36 дней после выборов победитель оставался неизвестен. Выборы во Флориде стали столь скандальными из-за того, что подсчет голосов был затруднен техническими накладками.

Большинство участков были оборудованы специальными дыроколами, чтобы избиратель проколол дырку напротив фамилии нужного кандидата. Во многих округах бюллетени были составлены столь неудачно, что люди промахивались и нечаянно отдавали голос не тому кандидату или вообще не могли пробить бюллетень.

Сегодня в большинстве избирательных участков перфоленту заменили электронные машины для голосования, снабженные системой touch-screen. Голосующий должен всего лишь несколько раз нажать пальцем на экран, определяя свои предпочтения. Эта новая технология стоила четыре миллиарда и введена на избирательных участках в 42 штатах из 50.

Компьютеры сложны по технологии, но просты в обращении. У них есть три недостатка: они не могут при необходимости пересчитать голоса, плохо защищены от хакеров и вирусов и часто ломаются, так что избирателям приходится часами ждать на участках. Противники электронного голосования считают, что главный минус в том, что компьютерное голосование «не оставляет следа», то есть не дает проголосовавшему подтверждения, что он проголосовал и за кого именно.

На части избирательных участков США сохраняются и прежние системы для голосования: обычные бюллетени, на которых надо ставить «галочки» (заштриховать кружок), старые перфокарты, в которых надо прокалывать дырки, и оптические машины.

В некоторых штатах голосовать можно по почте (это самый популярный способ в штате Орегон) и даже по Интернету. Правда, голосование по почте в разных штатах регулируется по-разному. В одних штатах бюллетени отсутствующих избирателей принимают только до дня выборов, в других - и после (на Аляске - до 17 ноября).

Почти не ограничено и время волеизъявления - «день выборов» в штате Мэн, к примеру, длится три месяца.28 штатов постановили, что надо обязательно голосовать на своем избирательном участке, 17 - разрешили голосовать на любом участке своего района. Пять штатов позволяют избирателям регистрироваться в день выборов, остальные - нет. В Северной Дакоте вообще нет никаких ограничений, что неудивительно: на бескрайних просторах этого штата живут всего 634 тысячи человек.

В 2002 году в американскую избирательную практику вошло такое понятие, как «предварительный бюллетень». Теперь проголосовать может даже тот, кого нет в списках избирателей. Только он получает на руки не обычный бюллетень, а «предварительный» - специальную карточку с указанием его имени и координат.

В США, чтобы голосовать, как было отмечено ранее, надо заранее зарегистрироваться на участке по месту жительства. Но может случиться, что избирателя в списках не окажется. Ему все равно разрешат голосовать, но пропустят через процедуру проверки.

После того как «сомнительный» избиратель проголосует, избирком должен выяснить, имел ли он на это право. Если нет - бюллетень выкидывается. По закону их проверка и подсчет ведется вручную, а это серьезно удлиняет процесс. На президентских выборах было выдано, по разным оценкам, 3 - 6 миллионов «предварительных бюллетеней».

Чтобы обработать такое разнообразие бюллетеней, нужно время и армии работников избиркомов. Но в США каждый штат сам определяет, сколько времени нужно для подсчета голосов. В Калифорнии считать разрешено четыре недели, в Иллинойсе - две. Во Флориде и Джорджии - два дня, в Виргинии - только один.

В день голосования и период подсчета голосов на избирательных участках и избирательных комиссиях округов (графств) могут присутствовать кандидаты, их представители, СМИ.

Официальные результаты выборов, в отличие от предварительных, которые становятся известны на следующий день после голосования, могут быть подведены через 20 - 30 дней с момента закрытия избирательных участков, после того как голоса будут подсчитаны, проверены и результаты утверждены. В официальных результатах выборов учитываются признанные действительными голоса избирателей и признанные действительными бюллетени.

Роль коллегии выборщиков

Президента и вице-президента выбирает коллегия выборщиков каждого штата. Выборщики заседают и официально голосуют за президента и вице-президента в соответствии с конституцией США в первый понедельник после второй среды декабря в год президентских выборов. Чтобы кандидат считался избранным, требуется простое большинство голосов (не менее 270).

Если большинство голосов выборщиков не получает ни один из кандидатов, то победителя должна определить Палата представителей из числа трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов на заседании коллегии выборщиков. При голосовании по кандидатуре президента делегация от каждого штата имеет только один голос и в этой процедуре особенно ощутимо влияние малочисленных штатов (центральные и северные штаты).

До 1860 года в бюллетени для голосования вносились фамилии выборщиков. В настоящее время списки выборщиков в штате формирует кандидат и по негласным законам все выборщики обязаны голосовать за «своего» кандидата. Но, несмотря на эту вековую традицию, в Америке было 9 случаев, когда выборщики голосовали против кандидата, внесшего их в список. О работе коллегии выборщиков очень мало знают не только избиратели, но и профессионалы. Как голосуют выборщики, открыто или тайно? Голосование открытое и проводится достаточно формально.

Хотя закон оставляет выборщикам свободу самим решать, кому отдать голос, в подавляющем большинстве случаев они основываются на мнении избирателей своего штата. В 48 из 50 штатов, а также в округе Колумбия все выборщики отдают голос за кандидата, получившего в штате большинство (система «победитель получает все»). В штатах Мэн и Небраска два выборщика голосуют так, как их штат, а еще два отражают мнение избирателей каждого из двух (трех, как в Небраске), входящих в штат избирательных округов.

Камнем преткновения и непрекращающихся споров является данная двухступенчатая система выборов президента с использованием коллегии выборщиков. В Конгрессе за всю историю США было предпринято более 600 попыток изменить или поправить существующее положение с целью его упрощения и рационализации.

Для внесения поправки в конституцию о прямых выборах президента необходимо заполучить две трети голосов в каждой палате Конгресса, но самое непреодолимое - это то, что необходима ратификация данной поправки тремя четвертями штатов, многих из которых устраивает нынешняя ситуация.

В ходе подготовки статьи были также использованы следующие материалы и публикации об избирательной системе США

Дж. Уилсон. Американское правительство. М., 1995,

Зарубежное избирательное право: Учебное пособие, М., 2003,

Борисов И. Консерватизм и демократизм американских выборов (Как они выбирают) / Адвокат. 2001. № 1,

Информационные материалы сайта Newsru. com


© 2010 Современные рефераты