Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации
p align="center">
Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.
За нарушение законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.
В ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 79) указаны "уголовная, административная либо иная ответственность".
В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различают четыре вида ответственности за нарушение законодательства о выборах:
1) избирательно-правовая ответственность;
2) административная ответственность;
3) уголовная ответственность;
4) дисциплинарная.
Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.
В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций избирательно-правовая ответственность подразделяется на публично-правовую ответственность избирательных комиссий и публично-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.
Административную ответственность за нарушение законодательства о выборах можно подразделить на административную ответственность граждан, административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц) и административную ответственность юридических лиц.
Теперь более подробно рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.
К первому виду публично-правовой ответственности относится избирательно-правовая ответственность
По поводу ответственности за нарушения избирательного законодательства, весьма интересна точка зрения М.С. Матейковича11 Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в РФ // Государство и право. - 2001. - №10. С.31.
, который выделяет меры избирательно-правовой ответственности.
В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" к ним относятся:
досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически не выполняющим обязанности (п. «д» ч.8 ст.29);
отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); (ч.23 ст.38)
отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) либо исключение кандидата из списка кандидатов; (ч.8 ст.38) отмена решения избирательной комиссии в том числе об итогах голосования, результатов выборов; (ч.1 ст.77)
признание незаконными решений или действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица, нарушившего избирательное законодательство и др.
Данная мера предусмотрена ч.1 ст.261 ГПК РФ и носит исключительно правовосстановительный характер.
Именно данные меры ответственности могут послужить базой для определения видов избирательно-правовых наказаний.
Практическое применение приведенных видов ответственности связано с целым рядом проблем.
Так, досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически не выполняющим своих обязанностей возможно только по вступившему в законную силу решению суда. Однако при всей важности и актуальности данной санкции она применяется крайне редко ввиду того, что федеральный законодатель четко не закрепляет обязанностей члена комиссии (кроме присутствия на заседаниях). Остальные обязанности обычно перечисляются в подзаконных актах - регламентах, постановлениях и т.д. Не определены критерии "систематически" невыполнения этих обязанностей.
Весьма неэффективной санкцией является расформирование избирательных комиссий. Так как, территориальные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, участковые избирательные комиссии не нужно расформировывать: их полномочия в случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующей территории прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы или протеста.
Требуют серьезного уточнения основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов). ЦИК РФ рассматривает отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) в зависимости от его оснований и как санкцию, и как правовое последствие соблюдения формальных требований закона (например, в связи с непредставлением достаточного количества подписей в поддержку выдвижения). С таким разграничением, несомненно, нужно согласиться.
По-прежнему несовершенна процедура отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Например, ЦИК предлагает ввести правило, согласно которому отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства за 15-1 день до дня госования может быть произведено только в судебном порядке. Предложение вполне обоснованное и своевременное. Широко известны решения об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы России по одномандатным избирательным округам № 50 и № 152, признанные судом незаконными уже после того, как выборы состоялись, поставили под сомнение самих легитимность
Наиболее серьезной избирательно-правовой санкцией, применяемой за нарушения избирательного законодательства, является отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатов выборов. По существу, данная мера лишает юридического значения предыдущую деятельность участников и организаторов выборов на соответствующей территории.
В частности, избирательная комиссия Тюменской области признала недействительными итоги голосования по выборам губернатора области на избирательном участке в связи с тем, что в стационарном ящике было обнаружено всего на один бюллетень больше, чем выдано гражданам. С точки зрения соблюдения прав избирателей этого участка принято весьма сомнительное решение, но Федеральный закон не регламентирует ни данную ситуацию, ни возможность применения аналогии.
Вторым видом юридической ответственности является административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Данный вид ответственности регламентирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и иных федеральных законах. Следует отметить, что установление административной ответственности относится к ведению федерального законодателя.
Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно ст.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, сформулированы в гл. 5 Особенной части КоАП РФ.
За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе, к ним относятся: должностные лица, члены избирательных комиссий, главные редакторы средств массовой информации (далее СМИ), а также, сами СМИ, как юридическое лицо, кандидаты в депутаты или на выборную должность. В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане, независимо от их служебного статуса, за совершение административных правонарушений. Субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Это вызвано жизнью, коренными изменениями социально-экономической структуры нашего общества11 Комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях / Под общ. Ред. Сидоренко Е. Н. Изд. 2-е, перераб. И допол.- М.: ООО «ТК Белби», 2002. С. З..
Итак, к административным правонарушениям относятся те нарушения, которые предусмотрены статьями 5.1 - 5.25 КоАП РФ. К ним относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; вмешательство в работу избирательных комиссий; неисполнение решения избирательной комиссии; нарушение порядка предоставления списков избирателей; нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) или представителя СМИ; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах; нарушение условий проведения предвыборной агитации; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; умышленное уничтожение и повреждение печатных материалов; подкуп избирателей; непредставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; незаконное использование денежных средств кандидатом, избирательным объединением (блоком); финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня; изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней; нарушение установленного законом порядка подсчета голосов; непредставление сведений об итогах голосования и др. Особенностью всех административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, является общность санкций: в указанных случаях к нарушителю может быть применено только взыскание в виде штрафа.
Как показала практика, наиболее «нарушаемой» сферой большинства избирательных кампаний является предвыборная агитация.
К правонарушающим технологиям, которые не удается нейтрализовать в полной мере, можно отнести: распространение анонимных агитационных материалов, блокирование эфира негосударственных телекомпаний, монополизацию рынка наружной рекламы, нарушение со стороны СМИ принципа равноправия кандидатов, участие СМИ в агитационной деятельности в качестве самостоятельного субъекта избирательного процесса, участие центральных СМИ в региональных выборах. Например, допускались нарушения принципа равенства избирательных участников, в частности, такие как оказание предпочтения в предоставлении эфира и площадей за плату одним кандидатам и отказ - другим (Нижегородская область). Было много случаев распространения агитационных печатных материалов без выходных данных и согласия зарегистрированного кандидата (Приморский край). К сожалению, правоохранительным органам очень редко удается установить заказчиков и изготовителей таких агитационных материалов. Однако органы внутренних дел Тульской области пресекли изготовление анонимных агитационных материалов, направленных против одного из кандидатов - В.А. Стародубцева. Листовки были изъяты и уничтожены, а изготовившее их предприятие привлечено к административной ответственности. Но этот факт - лишь исключение из правила. Поэтому вопрос о соблюдении установленного законом порядка проведения предвыборной агитации не теряет своей остроты и требует разработки новых механизмов пресечения правонарушений.
Тем не менее, и в президентской избирательной кампании отмечались факты нарушения установленных правил СМИ (проведение агитации до регистрации кандидата; агитация, оплаченная помимо средств избирательного фонда кандидата). Так, 4 февраля 2000 года, в нарушение сроков проведения предвыборной агитации, в «Российской газете» был опубликован предвыборный агитационный материал «А сколько голосов готовы отдать за В.Путина уже сейчас». Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций главному редактору «Российской газеты» А.П. Юркову было направлено предупреждение о недопустимости нарушения федерального закона. Также, опубликованное ранее установленного законодательством срока проведения предвыборной агитации в газете «Правда» от 10 февраля 2000 года, а также в газете «Правда Москвы» «Обращение к народу Г.Зюганова, кандидата в Президенты РФ» было признано противоправной предвыборной агитацией. В отношении главного редактора газеты «Правда» Ильина А.А. и главного редактора газеты «Правда Москвы» Пономарева В.Н. ЦИК России были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.8 КоАП РФ. Эти протоколы были рассмотрены соответствующими судами, а виновные привлечены к административной ответственности.
В ходе подготовки выборов Президента Российской Федерации 2000 года в ЦИК России была создана Рабочая группа по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации.
В большинстве рассмотренных случаев Рабочая группа констатировала нарушения Федерального закона о выборах Президента РФ при проведении предвыборной агитации, допущенные СМИ. Так, по статистическим данным были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении редакций газет «Сегодня», «Независимая газета», «Известия», «Версты», «Труд», телеканалов РТР, REN-TV, радиостанций «Радио России», «Эхо Москвы» и информационного агентства «Интерфакс»11 «Выборы Президента. Указ. соч. С. 121»..
Также, большое количество нарушений связано с финансированием избирательных кампаний.
Законодательством о выборах установлен порядок формирования избирательных фондов. Каждый выдвинутый кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании. Средства избирательного фонда должны учитываться на специальном избирательном счете кандидата и иметь только целевое назначение, т.е. использоваться на покрытие расходов, связанных с избирательной кампанией кандидата.
Согласно Инструкции «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента РФ», утвержденной постановлением ЦИК РФ от 14.01.2000г. № 69/785-311 «Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3»., одновременно с отчетами представляется также учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата. В соответствии с п.9 ст.59 Федерального закона об основных гарантиях кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее, чем за 10 дней до дня голосования на выборах, а итоговый отчет - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов). К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда (платежные поручения, договоры, выписки из лицевого счета, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры, эфирные справки и т.д.), а также предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы.
К третьему виду юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства относится уголовная ответственность.
Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных нарушений, причиняющий значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов. Разумеется, она не является единственным и универсальным публично-правовым средством защиты избирательных правоотношении.
Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах, уголовно-правовые санкции имеют достаточно ограниченный масштаб применения11 Князев С. Д. «Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме» // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 26-34.. В подавляющем большинстве случаев нарушений в организации и проведении выборов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование мер ответственности, закрепленных в избирательном и административном законодательстве.
Действующее уголовное законодательство содержит две статьи, посвященные регулированию ответственности за нарушения избирательных прав. Это статья 141 УК «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» и статья 142 УК «Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов».
В соответствии с ч.1 ст. 141 Уголовного кодекса РФ (далее - УК) уголовно наказуемым деянием является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года. Согласно ч.2 ст. 141 УК те же деяния, совершенные с квалифицирующими признаками, т.е. соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Таким образом, в части 2 статьи 141 УК РФ содержится шесть квалифицирующих признаков, обуславливающих повышенную уголовную ответственность: подкуп, обман, применения насилия, угроза применения насилия, совершение деяния с использованием виновным своего служебного положения, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Подкуп представляет собой передачу или обещание передачи денежных средств, подарков, иных материальных ценностей гражданину за участие (неучастие) в выборах, голосование за или против конкретных кандидатов, воспрепятствование работе избирательной комиссии. Наиболее распространенный способ подкупа - «покупка» голосов избирателей со стороны кандидатов на выборные должности или членов групп их поддержки, особенно на стадии досрочного голосования.
Обман, как способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, имеет две разновидности: активный обман состоит в преднамеренном введение в заблуждении гражданина и других субъектов избирательного процесса при сообщении ложных сведений (например, о месте избирательного участка), предоставлении подложных документов или иных действий, создающих ошибочное представление о кандидате; пассивный обман может быть выражен в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, например как член избирательной комиссии11 Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под общ. Ред. В. М. Лебедева. Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М, 2002. С. 319..
Насилие как квалифицирующий признак данного преступления может быть связано с оказанием физического воздействия, выражающегося в удержании, незаконном лишении свободы, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью22 Корабельников С. «Уголовная ответственность за нарушение избирательного права» // Российская юстиция. 1996. № 5. С. 23..
Использование служебного положения в воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе комиссий в любой форме также является квалифицирующим признаком данного преступления. Виновный, используя свои полномочия, может изымать у избирательных комиссий помещения для голосования или оргтехнику, уклоняться от выделения бюджетных средств на проведение выборов, препятствовать организации предвыборных встреч кандидатов с избирателями и т.д.
Гораздо больший вред по сравнению с индивидуальными посягательствами на избирательные отношения способна причинить группа лиц по предварительному сговору или организованная группа, так как эти разновидности соучастия могут в значительной мере повлиять на ход избирательной кампании.
Статья 142 УК РФ устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушения тайны голосования. Если эти действия совершены членом избирательной комиссии, инициативной группой или комиссией по проведению референдума, то они наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Под фальсификацией избирательных документов необходимо понимать внесение в них заведомо ложных сведений, подделку, подчистку, пометку другим числом или изменение их содержания другим способом, а также изготовление подложных документов. При этом избирательными документами признаются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе: списки избирателей, подписные листы, бюллетени, акты приемки-передачи бюллетеней, удостоверения на право голосования, заявления избирателей, протоколы и решения избирательных комиссий.
Заведомо неправильный подсчет голосов выражается в преднамеренном искажении результатов голосования, которое может заключаться в увеличении (уменьшении): числа избирателей, внесенных в списки и принявших участие в голосовании; количества бюллетеней, признанных недействительными; числа голосов, поданных за того или иного кандидата (список кандидатов).
Заведомо неправильное установление результатов выборов выражается в том, что вопреки фактическому волеизъявлению избирателей, в нарушение требований закона, состоявшиеся выборы объявляются несостоявшимися, действительные - недействительными, избранный кандидат - неизбранным и наоборот. Но поскольку определение результатов выборов относится к исключительному ведению избирательных комиссий как коллегиальных органов, то привлечение к ответственности за такие действия выглядит весьма проблематично, а рассматриваемый признак объективной стороны - надуманным и достаточно декларативным. К ответственности за данное преступление могут быть привлечены только члены избирательной комиссии (как правило, участковой) или инициативной группы по проведению референдума. Должностные лица, имеющие отношение к проведению выборов должны привлекаться по статье, карающей за должностные преступления. Имеются в виду капитаны судов, находящихся в плавании, командиры воинских частей, сотрудники российских посольств и консульств, администрация мест временного пребывания граждан, начальники зимовок и т.д.
Нарушение тайны голосования означает создание таких условий, при которых можно контролировать волеизъявление голосующих: присутствие посторонних лиц при заполнении бюллетеней, выдача пронумерованных или иным образом помеченных бюллетеней, установление в кабинах для голосования специальной видеоаппаратуры, фиксирующий процесс волеизъявления избирателей.
Уголовные дела по фактам нарушения избирательных прав граждан и других участников процесса возбуждаются только при наличии признаков преступления. К сожалению, как показывает практика, лишь незначительная часть возбужденных уголовных дел завершается привлечением к ответственности реальных виновников.
К четвертому виду юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства относится дисциплинарная
ответственность
К дисциплинарной ответственности может быть привлечен государственный или муниципальный служащий, использующий свое должностное положение в целях избрания кого-либо из кандидата. Так, согласно требованиям Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995г. на государственных служащих могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение11 См.: СЗ РФ. - 1995. - № 31 - Ст. 2990..
Таким образом, государство установило юридическую ответственность в виде четырех компонентов: избирательно-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной за нарушения избирательного законодательства, которая соответствует сегодняшним реалиям и находится в перманентном совершенствовании
В заключение следует отметить, что все нарушения избирательного законодательства несут серьезную общественную ответственность, сравнимую с правонарушениями, посягающими на личные права граждан, на безопасность государства, и требуют адекватного и ответственного реагирования. Можно отметить, что количество конфликтных ситуаций снижается в тех местах, где проводится целенаправленная профессиональная подготовка организаторов избирательного процесса, придается важное значение устранению нарушений избирательного законодательства и правовому просвещению избирателей, соблюдается гласность в работе организаторов выборов по обеспечению избирательных прав граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей дипломной работы, посвященной институту избирательного права, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.
Во-первых, принятие 12 июня 2002 года нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является большим вкладом в развитие избирательной системы Российской Федерации, но на этом останавливаться нельзя.
Во вторых, современное Российское избирательное законодательство, к сожалению еще достаточно противоречиво, особенно это касается законодательства субъектов федерации. Новым Федеральным законом вводится пропорциональная система выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в отношении замещения не менее половины депутатских мандатов, которые распределяются между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями (т.е. политическими партиями), избирательными блоками. Настоящий Федеральный закон устанавливает переходный период до 14 июля 2003 года для того, чтобы привести законодательство в регионах в соответствие с этим требованием. Но данное правило не является обязательным для тех субъектов РФ, где зарегистрировано менее трех региональных отделений общероссийских политических партий. В такой ситуации, как нам кажется, представляется необходимым создать Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» более подробным и детальным, может быть даже с преобразованием его в своего рода Избирательный кодекс, который играл бы роль основного избирательного акта в случае противоречий в избирательных законах на местах.
В-третьих, очевидно, что при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления необходимо понизить процент явки избирателей, поскольку возможны ситуации, когда соответствующие органы просто не будут выбраны.
В-четвертых, полагаем, что введение избирательного залога также более результативно при регистрации кандидатов, чем сбор подписей, который фактически превратился в формализованные действия, выполняемые зачастую специализированными фирмами.
В-пятых, руководствуясь ст.21 Федерального закона об основных гарантиях ЦИК России должна оказывать в большей мере правовую, методическую и организационно-техническую помощь избирательным комиссиям субъектов РФ при проведении региональных выборов. Новый подход ЦИК РФ заключается в формировании и направлении на места комплексных групп в составе представителей нескольких структурных подразделений Аппарата ЦИК России и заслуживает дальнейшего распространения, т.к. позволяет в сжатые сроки оказать действенную помощь по большому спектру вопросов, а также встретиться с более широким кругом организаторов выборов, руководителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, органов местного самоуправления, других участников избирательного процесса. В этой связи представляется необходимым в дальнейшем при формировании комплексных групп от ЦИК России включать в их составы не только членов ЦИК РФ и представителей Организационно-методического, Правового, Контрольно-ревизионного управлений, но и представителей других отделов и управлений Аппарата ЦИК России в зависимости от конкретной ситуации в регионе. Целесообразно, чтобы в 2003 году ЦИК России подготовила для представления в Правительство РФ предложения о совершенствовании взаимодействия системы избирательных комиссий РФ со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и их органами на местах при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ.
В-шестых, недостаточно в настоящее время урегулированы и разработаны вопросы ответственности за нарушение избирательного законодательства. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом было бы создание Избирательного кодекса РФ, который включал нормы, содержащиеся ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", УК РФ, КоАП РФ, иных нормативно-правовых актах, предусматривающих ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Кроме этого, следует сказать, что поставленные предположения подтверждены настоящей работой.
Во-первых, что избирательное право имеет два основных значения: первое, под избирательным правом совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления; второе, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать и быть самому избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, с одной стороны, избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а с другой стороны, избирательная система - это способ определения того, кто из баллотировавшийся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.
В-третьих, избирательный процесс включает в себя совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
В-четвертых, юридическая ответственность на нарушения избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения и реализации прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. И включает четыре основных вида: избирательно-правовую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.
В заключение хотелось отметить, что в дальнейшем в Российской Федерации надо продолжать осуществление реформы избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.
2. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
3. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. газ. - 2003. - 16 янв.
4. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2002. - №51. - Ст.4982.
5. Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст.5497.
6. Федеральный закон РФ от 10 января 2003г. №19-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы // СЗ РФ. - 2003. - №2. - Ст.172.
7. ФЗ«Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995г // СЗ РФ. - 1995. - №31. - Ст. 2990.
8. Закон РФ от 25.06.93 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» // Ведомости СНД и ВС. 1993. № 32. Ст.1227.
9 Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., 2002.
10. Уголовный Кодекс РФ. М., 2003.
11. Указ Президента РФ от 9.08.99 г. № 1014 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ нового созыва» // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст.4049.
12. Указ Президента от 21.09.93 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
13. Постановление Совета Федерации ФС РФ от 05.01.2000 г. № 4-СФ «О назначении досрочных выборов Президента РФ»//СЗ РФ. 2000. № 2. Ст.166.
14. Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 18.02.99 г. № 52-СФ «О порядке формирования Советом Федерации ФС РФ списков кандидатур для назначения на должность членов ЦИК РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст.1107.
15. Постановление ЦИК РФ от 18.12.2001 г. № 145/1325-3 «О Программе развития ГАС РФ «Выборы» на 2001-2004 годы» // Вестник ЦИК РФ. 2001. №11.
16. Постановление ПИК РФ от 12.07.2002г. № 156/1375-3 «О формировании информационных центров в аппаратах избирательных комиссий субъектов РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2002. № 6.
17. Постановление ЦИК РФ от 06.11.97г. № 134/973-11 «Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ» // Вестник ЦИК РФ. 1997. № 9.
18. Постановление ЦИК РФ от 01.11.98 г. № 156/1076-11 «О внесении изменений в Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ» // Вестник ЦИК РФ. 1998. №11.
19. Постановление ЦИК РФ от 14.04.1999 г. № 3/8-111 «О методических рекомендациях о порядке формирования избирательных комиссий субъектов РФ» // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 3 (69). С.96.
20. Постановление ЦИК РФ от 18.08.99 г. № 9/58-3 «О разъяснениях порядка формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ третьего созыва» // Вестник ЦИК РФ. 1999. №9.
21. Постановление ЦИК РФ от 14.01.2000 г. № 69/787-3 «О разъяснениях порядка формирования территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3.
22. Постановление ЦИК РФ от 21.02.2000 г. № 86/1015-3 «О предельном объеме информационных материалов обо всех зарегистрированных кандидатах на должность Президента РФ, размещаемых на плакате в помещении для голосования либо непосредственно перед ним в соответствии с п. 3 ст. 62 Федерального закона о выборах Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ,2000, № 10;
23. Постановление ЦИК РФ от 19.11.99 г. 47/613-3 «О разъяснении некоторых вопросов применения п.З ст. 70 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ в части, касающейся размещения на стенде в помещении для голосования либо непосредственно перед ним информационных материалов о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам» // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 20.
24. Постановление ЦИК РФ от 01.09.99 г. № 11/74-3 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы» // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 9.
25. Постановление ЦИК РФ от 14.01.2000 г. № 69/788-3 «Об открепительном удостоверении для голосования выборов Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3.
26. Постановление ЦИК РФ от 14.01.2000 г. № 69/785-3 «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента РФ» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3.
27. Постановление ЦИК РФ от 30.11.2001 г. № 144/1320-3 «О содействии ЦИК РФ, органов исполнительной власти, правоохранительных органов избирательным комиссиям субъектов РФ в организации проведения выборов (с Приложением)» //Вестник ЦИК РФ. 2001.
№ 10. С.6.
28. Приказ МВД РФ от 15.09.97 г. № 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 22.
29. Приказ МВД РФ от 26.07.99 г. № 554 «О внесении изменений в Приказ МВД РФ № 605 от 15.09.97 г. «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 37.
Библиография
1. Алахичева Л.Г.Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства // Журнал российского права. 1999. №9. С.9-14.
2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2002.- 752 с.
4. Богданова М.С. О понимании юридической ответственности в современных условиях // Юрист. - 1997. - №7.
5. Веденеев Ю.А., Смирнов В.В. Роль выборов и референдумов в трансформации политической системы // Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997. С.20-21.
6. Выборы Президента РФ. 2000. М.,2000.-320с.
7. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. М.,2000.- 296 с.
8. Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957.
9. Груздева А.П. Понятие и некоторые формы проявления преступлений, совершаемых в условиях избирательного процесса (криминологический анализ) // Следователь. 1999. № 12. С.40-50.
10. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ: история, теория, практика. М., 1996.
11. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Отв. ред. А.В. Иванченко. - М.,,1999.- 856 с.
12. Коваленко А.И. Конституционное право России. - М.,1997,-208с.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.-
М., 1999.-520с.
14. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. М., 2000
15. Колюшин Е.И. Конституционное право России. Курс лекций. М.,1999.-460с.
16. Комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях / Под общ. ред. Сидоренко Е.Н. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2002.- 944 с.
17. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М, 2002. - 880 с.
18. Конституционное право. Отв.ред. Козлов А.Е.- М.,1996.- 464 с.
19. Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 26-34.
20. Князев. С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в РФ: перспективы развития // Журнал российского права. 1999. № 10.
С.36-45.
21. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. №2. С.28-29.
22. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе (Проблемы теории и практики). Автореф. дисс. на соискание уч. ст. док. юрид. наук.
Санкт-Петербург, 1999.
23. Корабельников С. Уголовная ответственность за нарушения избирательного права // Российская юстиция. 1996. № 5. С.23-33.
25. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. - 2000.- №1.
26. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в РФ // Государство и право. - 2001.- №10.
27. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в РФ: проблемы теории и практики. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. док. юрид. наук. Саратов, 2003.
28. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М., 2002. - 512с.
29. Мажинская Н.Г. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
30. Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С. 19-25.
31. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. В.В. Лазарев. 3-е изд., доп. и перераб. - М.,2002.-670с.
32. Окуньков Л.А., Крылов Б.С., Постников А.Е. Рассмотрение избирательных споров судами в субъектах РФ. // Журнал российского права. 1999. № 9. С.114-123.
33. Пастухов В. Рецензия на кн.: Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ: история, теория, практика. М., 1996 // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 3-4. С.218.
34. Постников А.В. Избирательное право России. М., 1996.
35. Российская юридическая энциклопедия.- М., 1999.
35. Строительство Советского государства: Сб. статей. М., 1972.
36. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М., 2000.
37. Чиркин В.Е. Российская конституция и международный опыт // Государство и право. 1998. № 1. С.13-18.