Рефераты

Конституции зарубежных стран

Конституции зарубежных стран

30

Содержание

1. Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах

2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции.

4. Виды конституций: Консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др.

5. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции

6. Правовая охрана конституции: понятие, формы и средства. Конституционный контроль в зарубежных странах

7. Практическое задание: Идеальная структура современной конституции

1. Понятие, сущность, функции конституции зарубежных странах

Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская конституция названа «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господство права) были исторически прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

Конституция в материальном смысле представляет собой акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Однако в этом смысле слово «конституция» употребляется редко. Чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в этом смысле - это в своем роде закон законов.

Материальное и формальное понимание конституций находятся в определенном соотношении. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая - это всегда определяющая система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая - это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, в конституции Итальянской республики 1947 года декларированными остаются такие нормы как регламентация права на забастовку (ст.40) организация президиума Совета Министров (ст. 95).

Расхождение между фактической и юридической конституцией - обычно результат изменение в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре, либо возлагать их в рамки юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

Таким образом, в понятие «Конституция» вкладывается закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой (формально-юридическое значение).

К разрешению вопроса о сущности конституции необходимо подходить с двух позиций: юридической и социально-политической. С юридической позиции конституция обладает высшей юридической силой. Это в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями других законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной его процедуре. В материальном смысле высшая юридическая сила конституции состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (либо не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по сущности, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Иногда верховенство конституции обеспечивается ее собственными нормами.

Социально-политическая сущность проявляется в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавших на момент ее принятия. «...Действительная конституция страны, это фактические соотношения сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». Каждый класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы. В конституции как раз и находит отражение форма согласованности этих интересов. Без согласованности интересов невозможен порядок в обществе.

Таким образом, социально-политическая сущность конституции выражается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Наиболее ярким примером в этом отношении является британская конституция, отразившая во времена Английской революции ХVII века компромисс между земледельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией (принцип выборности Палаты общин).

Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение и способы реализации.

Первая функция конституции - юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция - главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая функция - политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы взаимодействуя между собой, конкурируя, борются, используя государственную власть на основе правил, определенных в конституции.

Третья функция - идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому что написано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общественные ценности.

2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось. Первый этап длился от возникновения современных конституций в XVIII в. до Первой мировой войны и образования государств тоталитарного социализма.

Конституционный процесс на этом этапе охватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и

Австралия). Объем конституционного регулирования был узким, он ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. На втором этапе -- между двумя мировыми войнами -- конституционное регулирование распространилось, на некоторые вновь образованные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Африки

(в Африке это были преимущественно так называемые «колониальные конституции»). В связи с возросшей экономической и социальной ролью государства такое регулирование затронуло (и в старых, и в новых государствах) новые области общественных отношений, а в появившихся конституциях стран тоталитарного социализма оно приобрели почти всеобъемлющий характер, охватив сферу социально-экономических прав, идеологии, создание тоталитарной политической системы. На третьем этапе -- после Второй мировой войны до рубежа 80--90-х гг. -- конституционный процесс приобрел глобальный характер, распространившись на Азию, Африку, Океанию, поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более

100 новых государств. Первые конституции, хотя и часто отменяемые монархами, появились в странах мусульманского фундаментализма (Бахрейн, Кувейт и др.). На этом этапе в разных группах государств действовали четыре модели конституции: либеральные конституции прошлого (США, Бельгии и др.), социально-либеральные конституции «второй волны» (Японии 1946 г., Италии 1947 г. и др.), этатистские конституции в странах тоталитарного социализма и ряде государств Азии и Африки как социалистической, так и капиталистической ориентации и либерально-этатистские конституции во многих развивающихся странах (включая Латинскую Америку). Под влиянием ранних социалистических конституций, массового демократического движения во многих основных законах капиталистических стран был существенно расширен объект конституционного регулирования: в них были включены социально-экономические положения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчасти положения об общественных объединениях. Конституции тоталитарного социализма отрицали разделение властей и закрепляли принцип единства государственной власти в его специфическом понимании («Вся власть

Советам!»), провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, преимущества в правах для «трудящихся», обязательную идеологию. Основные законы тоталитарных стран социалистической ориентации открыто закрепляли вождизм и предписывали однопартийность. Они во многом копировали социалистическую конституционную модель, часто ухудшая ее (впрочем, они включали некоторые либеральные положения). Конституции государств капиталистической ориентации тяготели к западной модели, заимствуя вместе с тем отдельные положения основных законов тоталитарных социалистических государств (по национальному вопросу, о планировании, борьбе с эксплуатацией и др.). На этом этапе во многих странах особенно четко выявилось противоречие между юридической и фактической конституцией, многие позитивные нормы конституций нередко носили лишь декларативный характер (особенно и социалистических и развивающихся странах).

Четвертый этап, начавшийся в конце 80-х -- начале 90-х гг., характеризуется крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Африке. С конца 80-х гг. до 1999 г; принято более 190 новых конституций, в том числе в наиболее консервативных мусульманских странах (Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.). Они отразили изменение ситуации и конституционных приоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей (в какой-то мере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистических стран, к поправкам к ним), разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собственного опыта.

На этом этапе возникло новое явление: постсоциалистические конституции, принципиально отринувшие тоталитарное «старое», принявшее доминирующее «новое»: суверенитет и разделение властей, равенство и защита граждан, свободный доступ к правосудию и необратимость закона и многое другое, что явилось значительным шагом вперед в развитии демократических прав и свобод, законов и самого государства.

Содержание конституции -- это совокупность норм, институтов и принципов основного закона, закрепляющих организацию государственной власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами. Объем и характер содержания конституции определяются историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции, и др. Несмотря на отсутствие определенных стандартов в этом вопросе, в мировой конституционной теории и практике наблюдается тенденция к унификации содержания современной конституции. Модель такой конституции соответствует представлениям о демократическом устройстве государства. Поэтому все без исключения конституции нового поколения провозглашают своими основными задачами учреждение гарантий прав и свобод человека и гражданина; реализацию народного суверенитета, в особенности воплощаемого через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права; закрепление государственно-правовых механизмов, при которых действие принципа разделения властей обеспечивало бы демократическое устройство государственной власти, и т.п.

В содержании конституции выделяют два элемента: правовое содержание -- нормативно-правовой материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание -- предмет конституционного регулирования.

Предмет конституционного регулирования, как и в целом правового регулирования, - общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников (субъектов) отношений, устанавливая основы их статуса, предпосылки, а то и достаточно определенные правила функционирования.

Что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции - сложный вопрос. По политическим целям конституция должна и отразить сегодняшнюю политическую организацию (политическую систему) страны, и стать основой ее дальнейшего развития. Но будучи документом юридическим, конституция достигает указанных целей специфическими средствами, присущими ей как правовому акту, закону.

Кроме того, важную роль играют соображения целесообразности в соотношении с природой конституции. Первое означает: политических целей у общества, по разумению тех, кто предлагает ему новую конституцию, может быть много, средств их реализации - еще больше. Значит, возникает проблема выбора, поскольку конституция обращена лишь к основному. А учитывая второе обстоятельство, конституция не может «растекаться мыслею по древу», она не является чересчур большим документом (хотя и такие бывают) и все должна отражать в концентрированной и лаконичной форме.

Таким образом, получается, что каждая конституция - это продукт переплетения объективного и субъективного. Объективно то, что она должна закрепить социально-экономические устои общества, основы статуса человека и гражданина, политические механизмы власти, причем сделать это сжато. Субъективно то, что все-таки конкретные люди и на данном отрезке развития страны, общества будут формулировать основной закон.

Под структурой конституции подразумеваются акты, имеющие кодифицированный характер, то есть, как правило, единые и единственные - охватывающие в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за некоторым исключением, имеет стандартизированный вид. Она включает: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положение преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толковая и применения остальных положений конституции.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституций. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего первоначально идут нормы о парламенте, затем - о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок - сначала - глава государства, а в конце - орган конституционной юстиции (Конституция Испании).

В заключительных положениях обычно содержатся нормы устанавливающие порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Иногда в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствии с конституцией.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится разделение компетенции между Союзом и штатами.

Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера не получили в них своего регулирования.

3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции

Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду: Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства. Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение конституции в правовой системе, и к ним относятся: реальность конституции - ее реализуемость и способность влиять на достижение тех целей, ради которых конституция была принята; программность (перспективность конституции) - наличие норм, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, закрепляющие правовой (ст. 1), социальный (ст. 14) характер Российского государства; легитимность конституции - ее официальное удостоверение (признание) в обществе. Легитимность конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия конституции; способами ее разработки; политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения конституции; уровнем политической и правовой культуры населения и др. Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн. 187 тыс. 755 чел.) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание признать ее легитимной.

Правовые свойства конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра; стабильность конституции. Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории страны.

Современные концепции конституции.

Современный этап трактовки общечеловеческих ценностей и регулирования их в конституциях характеризуется, с одной стороны, дальнейшими шагами в направлении социального акцента на общечеловеческие ценности, расширением сферы конституционного регулирования (она стала охватывать практически все сегменты общества, включая конституционные положения об идеологии), а с другой стороны, уточнением прежних принципов, возникших на базе социальной эйфории, равно как и уточнением ряда положений XIX века, исходя из принципов справедливой и вместе с тем целесообразной организации общества, а не лозунговых постулатов. Происходит рационализация парламентаризма, создание смешанных форм правления, усиление исполнительной власти, профессионализация государственного управления, вытекающего из усложнения общественной жизни. Крушение тоталитарного социализма, других тоталитарных режимов в развивающихся странах показало также, что излишнее государственное регулирование не помогает развитию общества, а, напротив, стесняет его, что, несмотря на элементы коллективизма в развитии общества, права личности требуют особой защиты, допустимость национализации не исключает права частной собственности, местное самоуправление не может быть безбрежным, гражданское общество неотделимо от государства и т.д.

4. Виды конституций: консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др.

Механизм классификации конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире.

В настоящее время в странах мира действуют 3 вида конституций, различающихся по их конструкции и структурным составляющим: консолидированные, неконсолидированные и комбинированные.

Консолидированные представляют собой единый документ (акт), принятый как основной закон государства (Конституция РФ 1993 г., Конституция Польши 1997 г.). Поправки к ним либо непосредственно включаются в текст конституций путем замены определенных статей, либо в качестве дополнений прилагаются к конституционному тексту при сохранении прежнего, часть которого соответственно не действует, а действуют принятые поправки (Конституции США, в Индии сочетаются методы замены и дополнения отдельными приложениями).

Неконсолидированные состоят из нескольких законов, принятых в разное время, но по правилам принятия и изменения последних (Израиль, Франция).

Комбинированные конституции состоят из законов (статутов), судебных прецедентов и конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия).

По времени действия конституции разделяют на временные и постоянные. Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 года, включавшая в себя всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной конституции Учредительным собранием. Большинство конституций являются постоянными. Факт установления неограниченного срока их действия отнюдь не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия. Существуют государства, особенно в Латинской Америке, в которых «конституционная чехарда» до недавнего времени представляли собой обычное явление. Смена конституций там происходила главным образом вследствие частых военных переворотов. Так, к середине 60-х годов история Боливии насчитывала 20 конституций, Колумбии - 11, Доминиканской республики - 15, Гаити - 23, Венесуэлы - 22 конституции.

Известны конституции, устанавливающие собственную несменяемость. В этом отношении характерна Конституция Мексики 1917 года - она не теряет силы и не перестает действовать, даже если ее соблюдение нарушено восстанием, ибо как только «народ вновь обретет свободу», действие конституции восстанавливается. Мексиканская Конституция содержит в настоящее время наибольшее число поправок.

По содержанию и характеру конституций можно выделить следующую классификацию:

1. по закрепленному политическому режиму - демократические и авторитарные, а среди последних выделяются еще и тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии. Для авторитарных, а особенно тоталитарных конституций характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность вплоть до упоминания конкретных идеологий, в них подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, например, создание государственных органов на корпоративной основе;

2. по форме правления их можно, в зависимости от порядка замещения должности главы государства, разделить на монархические и республиканские;

3. по устанавливаемой форме политико-территориального устройства - на федеративные и унитарные;

4. по порядку изменения конституции - на жесткие, гибкие и смешанного типа. Среди жестких можно выделить особо жесткие (например, США);

5. по форме - на писанные, смешанные и неписанные.

5. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции

История конституционализма выработала несколько способов принятия конституций. Наименее демократичный из них - октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале века часто именовались Хартиями. Такова, например, Хартия 1814 года, которую Людовик ХVIII предоставил на основе собственной власти французскому народу. В более позднее время октроированными были марокканская Конституция 1911 года, японская 1889 года, абиссинская 1937 года.

Октроированный характер конституции внешне выражается соответствующей - иногда развернутой, иногда весьма краткой - формуле, обычно помещаемой в преамбуле и указывающей на источник происхождения конституционного акта.

Несколько особняком стоят конституции, носящие договорной характер. Такие конституции редко встречались в прошлом и почти не встречаются в настоящее время. Обычно это были договоры между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли всего народа. Они свидетельствовали о таком соотношении политических сил, при котором монарх уже не был в состоянии даровать собственную конституцию. Примерно такой характер имел ряд английских писаных актов, принимавшихся Парламентом (Билль о правах 1689 г., Акт об управлении 1709 года).

Возросшая роль народных масс в политической жизни привела к тому, что по способу своего принятия большинство ныне действующих конституций является народным. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Чаще всего конституция вырабатывается учредительным собранием - выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции и иногда временно также выполняет задачи парламента. В литературе встречается деление учредительных собраний на суверенные (окончательно принимающие конституцию) и несуверенные - вырабатывающие лишь текст конституции, который затем утверждается иным способом, чаще всего референдумом (например, в той же Франции первое и второе учредительные собрания 1946 года). Иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на утверждение парламента или народа. В последнем случае проект конституции выносится на референдум, который зачастую превращается в плебисцит, на котором голосуется по существу вопрос о доверии правительству.

Пересмотр конституций. В гибких конституциях изменения достигаются путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулирующиеся либо регулирующиеся обычным законом. Принятие последующего закона производиться в том же порядке, что и предыдущего. Так изменяются конституции Великобритании, Новой Зеландии, Израиля, Индии. Жесткие конституции чаще всего устанавливают требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили - 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4, т.е. в 38 штатов.

Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.

В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство голосов присутствующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о Президенте республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палат. Отдельные же положения конституции изменяются решением 2/3 членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.

Не менее интересен вопрос о способах инкорпорирования поправок в текст конституции. Это возможно несколькими способами: простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавлением новых и, наконец, прибавлением новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили этот способ.

В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была Французская 1791 года.

В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало оккупации иностранными войсками всей или части страны.

Что касается процедуры изменения конституций, то она также чрезвычайно разнообразна. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Процедуру конституционного пересмотра можно условно разделить на два этапа: а) принятие поправок парламентом, б) их ратификация. В отдельных конституциях содержится норма устанавливающая необходимость ратификации референдумом. Ратифицирующие референдумы могут быть как факультативными, так и обязательными.

Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок зачастую сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Обычно предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта (например, в Японии 2/3 от общего числа членов каждой палаты Парламента), устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т.д.

Для подготовки конституционных поправок иногда образуют специальные органы. Например, в Австралии в 1927 и 1958 годах образовывался специальный консультативный орган, предварительно рассматривавший проекты пересмотра Конституции. Иногда парламент образует из своего состава конституционную комиссию для подготовки проекта (Швеция, Финляндия).

В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Иногда (например, в Италии) он не может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения. Во Франции главе государства принадлежит право инициативы пересмотра Конституции (по предложению Премьер-министра), а также право выбора способа ратификации поправок, если они были предложены правительством. Президент США даже промульгирует поправки.

Проблема в отношении отмены конституций возникает только в том случае, если речь идет о жесткой конституции, так как с гибкими конституциями проблем не возникает. Как мы убедились выше, они прекращают свое действие автоматически.

Чаще всего конституции отменяются в результате революций. Однако иногда послереволюционные акты оставляют в силе некоторые положения свергнутого режима.

Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Иногда в новых основных законах содержится упоминание о юридической отмене предшествующего акта. Так, Конституция Бельгии в ст. 137 устанавливает: «Основной закон от 25 августа 1815 года отменяется».

В новые конституции часто переходят многие положения прежних. Сохраняется терминология, подчас структура, фразеология, хотя в последнее время все больше наблюдаются черты схожести конституционных актов различных стран.

Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной. Так, согласно ст. 120 Конституции Швейцарии, общий ее пересмотр осуществляется путем, «установленным для федерального законодательства», однако сначала должен состояться референдум по вопросу о целесообразности общего пересмотра; в случае положительного решения обе палаты Федерального Собрания должны быть переизбраны. Более жесткие требования для полного пересмотра по сравнению с частным установлены испанской, кубинской конституциями.

6. Правовая охрана конституции: понятие, формы и средства. Конституционный контроль в зарубежных странах

Правовая охрана конституции -- это комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении правовая охрана конституции предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

Необходимость правовой охраны Конституции, обеспечения единства правового пространства диктуется и государственно-правовой практикой. Опыт нашей страны, как и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что нередки случаи принятия правовых актов, не соответствующих основному закону, достаточно часто возникают споры по вопросам применения конституционных норм.

Правовая охрана Конституции не может быть реальной, а тем более эффективной, без наличия соответствующего механизма. В настоящий момент является общепризнанным, что конституционный контроль является одним из эффективнейших средств правовой охраны Конституции.

Термин «конституционный контроль» подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.

Считается, что сама идея конституционного контроля появилась в начале XVII века в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного совета, который признавал законы легислатур (законодательных собраний) колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента, изданным для этих колоний или общему праву. Однако конституционный контроль в современном понимании, изложенном выше, впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против Дж. Медисона в 1803 году. Верховный суд под представительством Дж. Маршала объявил, что федеральная Конституция - высший Закон страны и любой Закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным. Этот примет позднее был заимствован рядом латиноамериканских государств (Бразилией в 1891 г., Уругваем в 1917 г. и др.). До первой мировой войны ему последовали некоторые европейские страны- Норвегия, Греция, частично Швейцария.

После первой мировой войны в Европе была выработана собственная модель конституционного контроля, которая в настоящее время стала распространяться и на других континентах. Во всяком случае ее восприняли все или почти все пост- «социалистические» страны. Идея европейской модели принадлежит ученному с мировым именем - австрийскому юристу Гансу (правильнее Хансу) Кельзену, участнику разработки австрийского Федерального конституционного закона 1920 года, а затем числу Конституционного суда этой страны.

Естественно, что конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.

Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских странах (в частности в Иране) заключается в том, что законы и иные акты проверяются на соответствие не только конституции, но и Корану.

Что же собой представляет конституционный контроль как система?

Во-первых, конституционный контроль не ограничивается только рамками судебного контроля. Ибо следует иметь в виду также и функциональную роль законодательной и исполнительной властей, порядок и традиции сохранения нравственных, национальных и духовных ценностей. Во-вторых, конституционный контроль как система, как совокупность сложных и требующих гармоничного функционирования органов, имеющих разные правомочия, может существовать и результативно действовать, только при наличии определенных предпосылок. Из них необходимо выделить конституционное упорядочение общественных отношений, закрепление демократических принципов развития общества (во время революции или при диктатуре данной системы нет места), независимость контроля, его всеобъемлющий характер, доступность членам общества, гласность конституционного контроля и т.д.

Практическое задание: Идеальная структура современной конституции

Идеальная структура современной конституции, на мой взгляд, может основываться только на идеальных принципах.

Идеальные принципы о правах и свободах и их закрепление в действующих конституциях.

Конституционные основы правового статуса человека. Конституционно-правовая гарантия защиты и осуществления личных, политических и социально-экономических прав и свобод человека.

Конституционно-правовая гарантия защиты и осуществления, коллективных прав и свобод политических, общественно-политических и неполитических объединений людей.

В целом идеальная структура современной конституции могла бы, на мой взгляд, выглядеть следующим образом:

Преамбула. Здесь целесообразно от имени народа страны провозгласить непреходящие общечеловеческие и социальные ценности, отразить некоторые идеалы, составляющие суть стремления к миру и свободе, решимость обеспечить свою безопасность и существование, поддерживать равноправные, дружественные отношения с другими государствами мира. Желательно освободить преамбулу от чисто идеологических лозунгов и призывов.

Последующая структура конституции государства зависит от тех идеологических подходов, которыми руководствуется ее законодатель. Они могут отдать предпочтение тому или иному общественному отношению, государственно-правовому институту. Представляется логичным определить структуру конституции государства в зависимости именно от значимости и ценности регулируемых отношений.

Вряд ли в конституции нужен раздел (глава), посвященный общественному строю. Все вопросы сущности, форм и главных функций государства, а также политической, экономической и социальной структуры общества можно регламентировать в разделе основных принципов. В нем же следовало бы указать на отношение общества как государства с личностью, обратиться к ее правам, свободам и обязанностям. В разделе, который будет называться «Основные права, свободы и обязанности граждан республики» выделяются государственно-правовые институты: гражданство; социально-экономические права и свободы; политические права и свободы; личные права и свободы: обязанности; гарантии основных прав и свобод граждан. Но здесь важно не увлекаться количественной стороной вопроса и выдумыванием нереальных гарантий, иначе статьи конституции превратятся в чисто декларативные.

Следующая группа норм должна регулировать государственный строй страны. Они охватывают характеристику ее как суверенного демократического правового государства, ее место в мировом сообществе, содержание и формы ее участия во внешних отношениях. Здесь нужно отразить особенности национально-государственной структуры страны: если в ней имеются национально-государственные или национально-территориальные образования, то для них следует отвести специальный раздел или главу. Необходимо также показать систему административно-территориального устройства.

Следующий раздел посвящается системе, организации и деятельности государственной власти страны. Он должен состоять из следующих глав; избирательная система; законодательная власть; исполнительная власть; президент страны; власть на местах и местное самоуправление: судебная власть и контрольно-надзорные органы. Структура раздела отразит тем самым принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Предпоследний раздел конституции желательно посвятить государственным символам. В него войдут нормы, посвященные гербу, флагу, гимну и столице государства. При этом важно отказаться от однотипности символики, полнее отразить в ней национальные особенности.

Последний раздел -- заключительные и переходные положения -- вопросы о месте конституции в системе законодательства страны, ее юридической силе, порядке принятия, внесения изменений и дополнений. Необходимо также установить усложненный порядок внесения в них изменений и дополнений. В этом разделе конституции можно установить дополнительные правила и нормы, конкретизирующие положения, которые закреплены в предыдущих разделах конституции. Уместно делать ссылки и на другие важнейшие акты, в частности, на Декларацию о государственной независимости. Здесь же следует указать гарантии реализации норм конституции.

Выполните следующее задание: На основе анализа текстов конституций зарубежных стран (не менее 4- 5) выпишите в рабочие тетради статьи, определяющие порядок пересмотра конституций этих стран.

Из текста конституции Франции:

Раздел XVI

О пересмотре Конституции

Статья 89

Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента.

Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.

Однако проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории.

Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

Из текста конституции Италии:

Отдел V.

Пересмотр Конституции.

Конституционные законы

Статья 138. Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании.

Эти законы выносятся на народный референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребует пятая часть членов одной из палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.

Референдум не проводится, если при втором голосовании в каждой из палат закон был принят большинством в две трети голосов их членов.

Статья 139. Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра.

Из текста конституции Испании:

РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ

О конституционной реформе

Статья 166

Инициатива конституционной реформы осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными в статьях 1 и 2 статьи 87.

Статья 167

1. Проекты изменений Конституции должны быть одобрены большинством не менее, чем три пятых от общего числа каждой Палаты. В случае недостижения согласия между Палатами создается совместная комиссия в составе одинакового числа депутатов и сенаторов, которая представляет выработанный ею текст на голосование Конгресса и Сената.

2. Если согласие не будет достигнуто посредством предусмотренной в предыдущем пункте процедуры, то при условии, если за указанный текст проголосовало абсолютное большинство Сената, Конгресс может принять его двумя третями голосов его членов.

3. Принятый Генеральными Кортесами текст реформы выносится на референдум для его ратификации по предложению, внесенному в течение пятнадцати дней с момента принятия одной десятой от общего числа членов одной из Палат.

Статья 168

1. Когда вносится предложение о полном пересмотре Конституции или о частичном пересмотре, затрагивающем вводный раздел, главу вторую, часть 1 раздела 1 или раздела 2, необходимо одобрение большинством двух третей от общего числа членов каждой Палаты и немедленный роспуск Генеральных Кортесов.

2. Вновь избранные Палаты утверждают решение о пересмотре и приступают к обсуждению нового текста Конституции, который считается одобренным, если за него проголосовало большинство не менее двух третей от общего числа членов каждой из Палат.

3. Одобренный Генеральными Кортесами текст реформы Конституции выносится на референдум для его ратификации.

Статья 169

Не может быть предпринята инициатива конституционной реформы в военное время или во время действия состояний, предусмотренных в статье 116.

Из текста конституции Бельгии:

Часть VIII. О пересмотре Конституции

Ст. 195

Законодательная власть имеет право заявить о необходимости пересмотра того или иного указанного ею конституционного положения.

После этого заявления обе палаты распускаются по полному праву. Новые палаты созываются в соответствии со статьей 46.

Эти палаты принимают в общем согласии с Королем решение о положениях, подлежащих пересмотру.

В этом случае палаты могут вести обсуждение в присутствии не менее двух третей членов каждой из них; никакое изменение не может быть принято, если оно не соберет по меньшей мере двух третей поданных голосов.

Ст. 196

Никакой пересмотр Конституции не может быть начат или продолжен во время войны или в период, когда палаты не могут свободно собраться на федеральной территории.

Во время регентства никакое изменение не может быть внесено в Конституцию в части конституционных полномочий Короля и статьи 85-- 88, 91--95, 106 и 107 Конституции.

Ст. 198

В общем согласии с Королем учредительные палаты могут адартировать нумерацию статей и подразделов статей Конституции, а также структурирование Конституции по частям, главам и разделам, изменять терминологию положений, не подлежащих пересмотру, для их приведения в соответствие с новыми положениями и обеспечения соответствия между французским, нидерландским и немецким текстами Конституции.

В этом случае палаты могут принимать решение в присутствии не менее двух третей членов каждой из них; и изменения будут адаптированы, только если все нововведения в целом соберут не менее двух третей поданных голосов.

Из текста конституции США:

Статья V

Конгресс, когда бы ни сочли это необходимым две трети членов обеих палат, может предлагать поправки к настоящей Конституции или по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов может собрать Конвент для предложения поправок; эти поправки в обоих случаях будут имен, юридическую силу во всех отношениях как часть настоящей Конституции после их ратификации законодательными собраниями грех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов в зависимости от того, какую форму ратификации предложит Конгресс.

При этом ни одна поправка, принятая до одна тысяча восемьсот восьмого года, никоим образом не должна затрагивать первую и четвертую части девятого раздела первой статьи; ни один штат без его согласия не может быть лишен своего равного с другими штатами голоса в сенате.

Статья VII

Ратификация конвентами девяти штатов является достаточной для принятия настоящей Конституции штатами, ее ратифицирующими.

Литература

1. Конституции государств Европы: В 3 т Т. 1-3 / Под общ. ред.Л.A. Окунькова. - М.: Издательство НОРМА, 2001

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд-М.:РЮИД, 2000.- 528 с

3. Богдановская И. IO. Прецедентное право. - М.: Наука, 1993.

4. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России. Энциклопедический словарь. - М: Юрид.лит., 2002. - 432 с.

5. Зайит Е. В. Конституционные реформы в Финляндии в конце XX века // Современные проблемы права и государства. - ML: 1999.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Отв.ред. проф. Б. А. Стратун - 3-е изд., обнови, и дораб.- M.: Издательство БЕК, 2002.-748 с.

7. Прудников А.С. Червоню к Д.В. Конституционные процедуры и технологии внесения поправок в Конституцию Частичный пересмотр Конституции // 10 лет Конституции Российской Федерации: итоги и перспективы. М., 2004.

8. Червонкож В.И., Иванец Г.И. Действие Конституции (концептуальный взгляд) //10 лет Конституции Российской Федерации: итоги и перспективы M., 2004.


© 2010 Современные рефераты