Конституционная характеристика правового статуса личности
p align="left">С развитием общества, цивилизации и культуры интеллектуальная деятельность будет приобретать все более заметное значение в экономике. Поэтому право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, безусловно, должно быть защищено Конституцией и другими законами. В связи с тем что интеллектуальная деятельность играет и будет играть важнейшую роль в экономических отношениях, право интеллектуальной собственности должно быть защищено теми же способами и средствами, что и экономические права.
Дискуссионным является вопрос об отнесении к конституционным экономическим правам права наследования. Считаем, что право наследования является продолжением права частной собственности и не может быть выделено отдельно в классификации конституционных экономических прав и свобод. Представляется, что в данном правомочии нет экономической сущности, т.к. при наследовании не возникает производственных отношений. Данное правомочие является одной из гарантий права частной собственности, т.к. гарантирует собственнику переход его имущества к наследникам после его смерти, а также наследникам причитающееся им наследство.
Таким образом, конституционные права и свободы можно классифицировать на личные, политические, экономические, социальные и культурные. При этом необходимо определить, как соотносится группа экономических прав и свобод с другими группами конституционных прав и свобод.
Глава 2 Конституции РФ, посвященная правам и свободам человека и гражданина, начинается с личных прав и свобод. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20 Конституции), право на охрану достоинства личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23) и др. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, т.к. закрепляют юридическую возможность существования наиболее важных человеческих состояний (жизнь, свобода, личная неприкосновенность и др.). Данная группа прав имеет первостепенное значение по сравнению со всеми остальными конституционными правами, потому что без гарантирования этих прав человеку невозможна была бы и реализация всех остальных прав человека, в том числе и экономических.
Основополагающим для существования конституционных экономических прав является конституционное право человека на жизнь. Ни предпринимательская деятельность, ни право частной собственности не могут быть реализованы без конституционной гарантии жизни человека. Конституционное право на жизнь, предоставляемое каждому, является предпосылкой для принципа равенства всех перед законом, а также равных возможностей участвовать в экономических отношениях. Конституционное экономическое право может быть реализовано лишь конкретным субъектом, который индивидуализируется посредством имени, включающего фамилию и собственное имя (ст. 19 Гражданского кодекса РФ). Субъект, приобретающий права и обязанности, должен быть определен. Право на имя у человека возникает из конституционного права на жизнь. Таким образом, ст. 20 Конституции, провозглашая право каждого на жизнь, устанавливает гарантию для реализации конституционных экономических прав.
Право на жизнь не может быть реализовано без гарантий неприкосновенности и личной свободы. Поэтому ст. 22 Конституции закрепляет, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Конституционная свобода экономической деятельности, закрепленная как основа конституционного строя, непосредственно связана с правом на свободу в ст. 22 Конституции, т.к. последняя предоставляется каждому вне зависимости от вида деятельности. Личную неприкосновенность можно рассматривать как гарантию экономических прав. Лица не будут заниматься предпринимательской деятельностью, собственник не сможет воспользоваться своими правомочиями по владению, пользованию и распоряжению объектом его права, если не будет гарантирована защита от произвола.
Важным условием предпринимательской и иной экономический деятельности является конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ). Данное право позволяет предпринимателю сохранять конфиденциальность информации. Эта информация может быть признана коммерческой тайной, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 Гражданского кодекса РФ).
Конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства тесно связано с принципом единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Перемещать товары на территории РФ может только человек, наделенный правом свободы передвижения. Свобода выбора места жительства вместе с принципом неприкосновенности жилища дает возможность гражданину заниматься предпринимательской деятельностью, т.к. он может использовать свое жилое помещение для предпринимательской деятельности. Жилищный кодекс РФ допускает использование жилого помещения для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ст. 17).
Руководствуясь принципом неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции) и нормой Конституции о запрете сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24), законодатель в п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливает закрытый перечень лиц и органов, которым могут быть предоставлены обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости. Конституционная обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24), получает развитие в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В ст. 2 данного Закона устанавливается, что каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Нормы Конституции, закрепляющие экономические права граждан Российской Федерации, получают развитие в отраслевом законодательстве. Происходит сближение норм конституционного и гражданского права. Вот что по этому поводу пишет Г.А. Гаджиев: "Итак, с одной стороны, конституционное право начинает регулировать важнейшие экономические отношения, в том числе ранее считавшиеся монополией частного права, с другой стороны, происходит усиление публичных начал в гражданском праве". Тесное взаимодействие публичного и частного права приводит к "размыванию границ между публичным и частным правом, к образованию комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 6.".
В отличие от личных прав и свобод политические права и свободы предоставляются лицам, связанным с Российской Федерацией гражданством, "хотя некоторыми правами (например, свободой слова, свободой объединений в неполитические организации) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства Чиркин В.Е. Конституционное право РФ. М., 2002. С. 158.". К конституционным политическим правам и свободам относятся свобода мысли и слова, право собираться мирно, без оружия, право участвовать в управлении делами государства и др. (ст. 29 - 33 Конституции РФ).
Конституционная свобода мысли и свобода слова являются важными свободами для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Первая - источник предпринимательской инициативы, порождающая новации в хозяйственных отношениях, а также произведений науки, литературы и искусства, изобретений, на которые возникают исключительные права (интеллектуальная собственность). Вторая - возможность выражать свои предпринимательские инициативы, а также рекламировать товары и услуги в средствах массовой информации.
Одно из ключевых политических прав - право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Однако в некоторых случаях граждане злоупотребляют данным правом. Источником таких злоупотреблений является стремление предпринимателей, сконцентрировавших в своих руках экономическую власть, конвертировать ее во власть политическую, с целью получения незаконных гарантий своей собственности.
Реализуется в предпринимательской деятельности и конституционное право на объединение (ч. 1 ст. 30). Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства могут создавать юридические лица для участия в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенное позволяет сделать вывод, что конституционные экономические права и свободы имеют свое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, которое обусловлено спецификой субъекта, объекта, сущностью рыночных отношений.
2.3 Конституционные гарантии прав и свобод человека
В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.
К первому виду конституционных гарантий следует отнести право на судебную защиту прав и свобод (в т. ч. право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом, право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (в т. ч. право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких, право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.
К числу институциональных конституционных гарантий прав и свобод человека относятся независимый и беспристрастный суд, а также некоторые другие специализированные правозащитные институты. Важнейшими гарантами соблюдения прав и свобод человека являются по Конституции РФ Конституционный Суд РФ, который в соответствии с частью 4 статьи 125 по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также институт Уполномоченного по правам человека РФ. Статус и полномочия последнего, к сожалению, не определены в самой Конституции.
Третий вид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека, права и свободы человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Кроме того, Конституция РФ 1993 года указывает, какие из прав и свобод человека могут быть ограничены в период действия режимов чрезвычайного положения.
Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные Конституцией права и свободы граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель - создать условия для полной реализации прав и свобод граждан.
· Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:
o экономические гарантии;
o политические гарантии;
o юридические гарантии;
o идеологические гарантии.
Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. К сожалению, переходный период, пробуксовка экономических реформ резко снизили материальные возможности Российского государства финансировать затраты на реализацию прав и свобод граждан. Это наглядно видно, например, в обеспечении права на жилище, где государство берет на себя обязанность предоставить жилье бесплатно или за доступную цену лишь нуждающимся малоимущим гражданам. Как гарантия права на социальное обеспечение поощряются добровольное социальное страхование и благотворительность.
Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.
«Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствование своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод). К сожалению, вопрос этот еще недостаточно проработан в законодательстве» Ломовский В. Правовое государство и права человека в России: трудности и пути их преодоления //Правозащитник.- 1996.- N3..
Относя защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительной компетенции Федерации и к совместной компетенции Федерации и субъектов, провозглашая Президента Российской Федерации гарантом прав и свобод граждан, Конституция и текущее законодательство не конкретизируют эти положения, тем самым снижая эффективность политических гарантий.
Не развернулась в этом смысле и деятельность специально предусмотренного Конституцией Уполномоченного по правам человека. Партийный плюрализм также не привел к увеличению внимания партий к вопросу защиты прав человека, и, как ни странно, резко уменьшилась роль профсоюзов в гарантии таких основных прав граждан, как право на отдых, охрану здоровья и т.д. Возможно, следовало бы возродить практику приема граждан важнейшими государственными органами, в том числе и Президентом страны, а также закрепить в нормативных актах ответственность государственных органов за обязательную своевременную реакцию на факты нарушения прав и свобод гражданина и человека.
Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В этом плане уже сейчас большую работу проводит Конституционный суд Российской Федерации, на который возлагается обязанность по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Велика роль своевременного и справедливого наказания лиц, нарушающих права человека и гражданина.
Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан.
2.4 Обязанности человека
Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституционные обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.
Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.
Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.
Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.
Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).
Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.
Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.
Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний.
Соблюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект - своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.
Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Данная обязанность каждого человека и гражданина в конституциях советского типа не закреплялась.
Это можно объяснить тем, что в условиях господства социалистической собственности, когда государство воплощало в себе единственного, по сути дела, собственника, подавляющая часть государственного бюджета формировалась за счет поступлений от социалистических предприятий и организаций. Налоги с населения составляли очень малую величину.
Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.
В связи с этим значение налогов с граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном бюджете кардинально меняется.
В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах.
Вот почему обязанность платить налоги в Конституции РФ закреплена как одна из важнейших.
От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин.
Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).
Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный "потребитель" природы.
Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.
В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 12.04.2007) // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, №13, ст. 1475." определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.
Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).
В настоящее время осуществляется военная реформа, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.
2.5 Конституционные принципы
Основные принципы, которые заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности мы находим в Главе 1 «Основы конституционного строя». В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека, а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации. В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на «буржуазных» теориях естественного права.
Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. «Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов» Серегин А.В. Обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации//Дипломат.вестник.- 1997.- N1..
Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще, потом гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д.). В этой же части говориться о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.
Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляются за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.
Заключение
Основы правового статуса личности - основополагающие, конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина, закрепленные прежде всего в Конституции РФ, характеризующие его правовое положение. Конституционное воплощение этот правовой институт получил в гл. 2 Конституции РФ. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина. Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Понятие “основы” отражает прежде всего главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:
1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Поскольку Конституция РФ определяет основы правового статуса личности, не связывая их только с принадлежностью к гражданству, к данному институту относятся и нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в России, беженцев, лиц, получивших политическое убежище в России;
2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются в всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Это равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др. Установление этих принципов - необходимое условие для исключения любого рода дискриминаций или предоставления неоснованных на законе привилегий в реализации прав и свобод;
3) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые закреплены в Конституции РФ. Это такие права, которые неотъемлемы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права
Завершая анализ прав и свобод человека в Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. - М.: Юристъ, 2007.
2. Федеральный Конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 года. // Собрание законодательства РФ, 14.06.2004, №24, Ст. 2334.
3. Федеральный Конституционный Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации// Собрание законодательства РФ, 07.07.2003, №27, Ст. 2698 (ч. 1).
4. Федеральный Закон РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» 1992 года с последующими изменениями и дополнениями. // Собрание законодательства РФ, 07.10.2002, №40, Ст. 3853.
5. Федеральный закон РФ от 10.01.2003г. 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета от 16 января 2003 г., №6.
6. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года. // Собрание законодательства РФ, 17.11.2003, №46 (ч. 2), Ст. 4447.
7. Федеральный закон РФ от 24.06.1999г. 121-ФЗ (ред. от 10.07.2001, с изм. от 15.01.2002) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 02.06.1999) // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, №26, Ст. 3178.
8. Федеральный закон РФ от 19.09.1997г. 124-ФЗ (ред. от 25.02.2004, с изм. от 07.06.2004) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета, №186, 25.09.97, №189, 30.09.97.
9. Закон РФ «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания» 2000 года с изменениями от 16.12.2004 года. // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, Ст. 3336.
10. Алексеева Л.А. и др. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 2002.
11. Баглай М., Габричидзе Б. Конституционное право России. - М., 1996.
12. Белова С.И. Проблемы соотношения права граждан на получение архивной информации с правом на неприкосновенность частной жизни //Известия вузов. Правоведение.-1998.- N1.
13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
14. Всеобщая декларация прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. // Российская газета - 1998 - 11 декабря.
15. Гукасова Н.Ю. Государство и собственность: конституционная защита человека//Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.-1998. -N2.
16. «Да, я тот самый душитель». // «На Пресне» № 51 (421) от 20 декабря 2002.
17. Европейская конвенция основных прав и свобод человека и Протоколы к ней // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. - М., 2000.
18. «Инициатива должна исходить от горожан». // Газета Правительства Москвы «Тверская, 13» № 36-37 от 28 марта 2002 года.
19. «Как бы местное самоуправление не стало красивой ширмой» // «Округа» 2002 - 25 мая № 18.
20. Конституционное (государственное) право. Справочник. - М., 1995.
21. Конституционное право: Учеб. / Отв. ред. Б. А. Страшун. -М.: БЕК, 1999.
22. Конституционное право России. Сборник нормативных актов. - М., 1996.
23. Конституционный строй России. - М., 1995.
24. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. -М.: БЕК, 1996.
25. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. -М.: Юристъ, 1999.
26. «Круглый стол» - «Конституция РФ и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека»; Материал подготовлен Н.С. Колесовой //Государство и право.- 1994.- N10.
27. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. Второе, испр. и доп. - М., Спарк, 2000.
28. Ломовский В. Правовое государство и права человека в России: трудности и пути их преодоления //Правозащитник.- 1996.- N3.
29. Мезенцева, А. Новое в законодательстве о гражданстве РФ//Законность. -2004. - № 2.
30. Общая теория права и государства./ Под ред. В.В. Лазарева. - М., Юрист, 1999.
31. Основы конституционного права//В книге “Основы государства и права”. - Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 2003.
32. Основы права: Учебник для вузов / Под ред. М.И. Абдуллаева. - СПб.: Питер, 2004.
33. Основы правового статуса человека и гражданина // Правоведение. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Правоведение. Авторский коллектив Бай Н.Г., Безбах В.В., Белов В.А., Волков Б.С., Зеленцов А.Б. и др. /. - М., 1999.
34. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России.- М., 1994.
35. Серегин А.В. Обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации//Дипломат.вестник.- 1997.- N1.
36. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы: Открытый доклад. - М., 2000.