Конституционно-правовой статус Президента. Усыновление, опека (попечительство)
Конституционно-правовой статус Президента. Усыновление, опека (попечительство)
Федеральное агентство по образованию
Тверской государственный университет
Реферат
по курсу «Правоведение»
Слушатель: студентка 1 курса факультета ЦСП Клюева О.С.
Тема: 1. Конституционно-правовой статус Президента, его положение в системе органов государственной власти.
2. Усыновление, опека (попечительство).
1. Конституционно-правовой статус Президента, его положение в системе органов государственной власти.
В системе федеральных государственных органов Президент Российской Федерации занимает особое положение. «Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина", а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.. Особым значением Президента РФ в организации государственной власти объясняется также и тот факт, что в Конституции глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главам, посвященным трем ветвям власти.
Президент Российской Федерации по совокупности и значимости своих функций и полномочий, закрепленных в Конституции, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. К этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации.
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
«Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики, это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Согласно ч. 2 ст. 80 Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции.
Особенность правового положения Президента именно как главы государства заключается в том, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. Президент имеет право использовать для этого согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти, например, еженедельные встречи Президента с Председателем Правительства, частые встречи с руководителями палат Федерального Собрания.
Рассмотрим взаимоотношения Президента с тремя ветвями власти.
По Конституции, Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, но он связан с нею наиболее тесно. Конституцией ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 10 января 1994 г. непосредственно Президенту подведомственны министерства иностранных дел, обороны и ряд других федеральных силовых ведомств. Президент - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
У Президента есть определенные рычаги воздействия и на законодательную власть. Он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение. Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях Президент может распустить Государственную Думу.
Рассматривая отношения Президента с судебной властью, отметим, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются по представлению Президента, а остальные судьи им лично в порядке, установленном федеральным законом. Президент также осуществляет помилование.
«Надо обратить внимание и на то, что Президенту принадлежит право определять во внутренней и внешней политике именно основные направления. Это означает, с одной стороны, что Президенту как лицу, избранному на свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой - что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной власти» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию являются самым важным документом, в котором Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Однако в решении вопросов внутренней и внешней политики государства принимает участие не только Президент, но и другие государственные органы: палаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности, федеральные министерства и т.д.
В ч. 4 ст. 80 указано, что Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Особенностью представительских полномочий Президента является то, что «в ряде внутрифедеральных отношений он выступает от имени собственно федеральных органов, например при заключении договоров между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации, и как глава государства в целом, в состав которого входят субъекты Федерации, например при определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
В данной статье Конституции раскрываются основные положения, которые касаются выборов Президента Российской Федерации, установлен срок его полномочий, демократические принципы избирательного права при выборах Президента, а кроме того определяются дополнительные (т.е. выходящие за рамки ограничений, установленных ст. 32 Конституции) условия приобретения пассивного избирательного права российскими гражданами при выборах Президента Российской Федерации.
Срок полномочий Президента Российской Федерации составляет четыре года. По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы, назначение которых относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания. Учитывая важность обеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного проведения его выборов, в Федеральном законе о выборах Президента Российской Федерации подробно регламентируется процедура назначения выборов главы государства.
Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и Закон "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает, что участие гражданина в выборах Президента является добровольным. Право избирать Президента Российской Федерации возникает у каждого гражданина Российской Федерации по достижении им 18 лет на день выборов.
«Избрание Президента Российской Федерации непосредственно гражданами в целом повышает авторитетность института Президента Российской Федерации в системе других органов государственной власти Российской Федерации» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации не совпадает. Президентом может быть избран только гражданин, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Такие условия связаны со сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией Российской Федерации на главу государства.
Статья 82
1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения им присяги, текст которой определен в Конституции Российской Федерации. После вступления в должность вновь избранный Президент начинает осуществлять конституционные полномочия главы государства.
В Конституции специально не регулируется вопрос вступления в должность Президента Российской Федерации. В Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации" установлено, что Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выборов. Действующий Президент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
«В этой статье Конституции излагается лишь часть полномочий Президента Российской Федерации, относящихся главным образом к его праву назначать или участвовать в назначении ряда высших должностных лиц, занимающих ключевые позиции в государственном аппарате. Иные полномочия Президента закреплены в последующих статьях гл. 4 Конституции (ст. 84 - 90). Отдельные полномочия Президента определены и в последующих главах Конституции. Так, в гл. 5 "Федеральное Собрание" указано, что Президенту принадлежит право законодательной инициативы (ст. 104), а в гл. 7 "Судебная власть" - что Президент имеет право обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125)» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Конституцией предусмотрены различные формы назначения должностных лиц. Президент может назначать и освобождать от должности некоторых должностных лиц непосредственно, других - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации на некоторые другие должности.
Основные полномочия Президента, изложенные в ст. 83 Конституции, относятся к его отношениям с Правительством Российской Федерации.
В п. "а" указано, что Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов.
Решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно. Это можно объяснить тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать.
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации определяется также тем, что Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
«Значительное число должностных лиц, указанных в п. "к", "л" и "м" ст. 83 Конституции так же, как и судьи "других федеральных судов" (см. п. "е" ст. 83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Президент также назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации, орган, который является собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.
Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации, документ, в котором определяется военно - политическая деятельность государства.
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В данной статье раскрываются полномочия Президента, относящиеся к его взаимоотношениям с законодательной властью Российской Федерации. В этой же статье предусматривается и полномочие Президента назначать референдум.
Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Президент имеет право распускать Государственную Думу "в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией" (ст. 111 и 117 Конституции), кроме того, Конституцией установлены случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена (ст. 109 Конституции), т.е. право Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является абсолютным.
В полномочия Президента входит назначение референдума Российской Федерации. Порядок назначения референдума и его проведения установлен Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации".
Полномочия Президента в сфере законодательства заключаются в том, что Президенту принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу.
Реализацию конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в Государственную Думу обеспечивает полномочный представитель Президента в Государственной Думе Федерального Собрания.
На Президента возлагается обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. «Основной формой обнародования закона, т.е. доведения его до всеобщего сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы и федеральные законы могут быть опубликованы и в других печатных изданиях и обнародованы по телевидению и радио, разосланы должностным лицам, переданы по каналам связи и т.д.» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.. 107).
Статья 85
1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
«Права Президента, изложенные в данной статье, прямо вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Поскольку в Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, то Президент может выбрать из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в предложении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласованного решения.
Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но он не может приостановить действие актов их органов законодательной власти.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
В этой статье определены основные полномочия Президента в сфере внешней политики Российской Федерации. Наиболее существенным является тот факт, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президент проводит регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участвует в важнейших международных дипломатических форумах, а также достаточно часто обменивается мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями по телефону и лично.
«Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации в значительной степени проводится через федеральное Министерство иностранных дел, глава которого - министр иностранных дел - в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Статья 87
1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.
Президент утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. С одной стороны министр обороны Российской Федерации входит в состав Правительства и работает под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. С другой стороны, Министерство обороны входит в число федеральных органов исполнительной власти, которые подведомственны Президенту России по вопросам, закрепленным за ним федеральной Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Практическая деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.
В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, Положения о территориальной обороне, планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.
Президент проводит переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.
Военное положение объявляется указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Детально режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи Президент Российской Федерации вправе ввести чрезвычайное положение. Основания для введения чрезвычайного положения определены в Законе "О чрезвычайном положении". Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации.
Статья 89
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
В этой статье перечислены полномочия Президента в отношении личности - гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства. Указанные в статье полномочия традиционно относятся к компетенции главы государства. Важнейшим среди этих полномочий является решение вопросов гражданства Российской Федерации.
Статья 90
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В данной статье определены полномочия Президента по изданию правовых актов в виде указов и распоряжений, установлены пределы действия таких актов, их соотношение с российской Конституцией и федеральными законами.
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.
«Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Правовые акты, которые издает Президент, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, т.е. носят подзаконный характер. Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию.
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Тот факт, что Президенту Российской Федерации предоставлены гарантии неприкосновенности, обусловлен, прежде всего, чрезвычайной важностью и ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а также тем, что он избран всенародным голосованием.
«Гарантия неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает, что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральным законом ответственности, в том числе уголовной, административной и гражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержанию или иному ограничению его личной свободы» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения в должности.
Статья 92
1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
«Указание, что Президент приступает к исполнению обязанностей "с момента" принесения присяги и прекращает их исполнение опять же "с момента" принесения присяги вновь избранным Президентом, подчеркивает очень важное для государства обстоятельство, которое заключается в том, что исполнение обязанностей Президента, в принципе, вообще не прекращается. Меняются только лица, исполняющие обязанности Президента» Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997..
Т.к. исполнение полномочий Президента не должно прерываться, в п. 3 данной статьи предписано, что в случае досрочного их прекращения обязанности Президента временно, т.е. до избрания нового Президента, исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
Статья 93
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Отрешение от должности Президента предусматривает особый порядок и связанные с этим процедуры, в которых участвуют Государственная Дума, Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, а также Совет Федерации.
Процесс выдвижения обвинения и отрешения от должности Президента состоит из нескольких этапов. Обвинение против Президента Российской Федерации может выдвинуть только Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов от общего числа депутатов.
Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд Российской Федерации, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения. По запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает свое заключение. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения.
Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
2. Усыновление, опека (попечительство)
Усыновление (удочерение) детей
Усыновлению (удочерению) детей посвящена глава 19 Семейного кодекса РФ. Усыновление (удочерение) - наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 124 главы 19 указано, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что целью усыновления является обеспечение детям семейного воспитания и наделение усыновителей родительскими правами и обя-занностями. Недопустимо усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Иностранные граждане или лица без гражданства могут усыновить ребенка только в случаях, если не представляется возможным передать этого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
В статье 125 рассматривается порядок усыновления ребенка. Наиболее важными моментами являются следующие:
1. Основанием возникновения усыновления является решение суда.
2. Волеизъявление усыновите-ля обычно рассматривается как одно из условий усыновления.
3. Правовые последствия усыновления воз-никают лишь с момента вступления решения суда в законную силу.
4. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно статье 126.1 посредническая деятельность по усыновлению детей недопустима.
Статья 127 Семейного кодекса содержит целый перечень лиц, которые не могут быть усыновителями:
- лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.;
- лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
- лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
- лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
Кроме того лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Необходимо также учитывать, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст. 128 СК). Тем не менее, суду предоставлено право сократить эту разницу, если этого тре-буют интересы ребенка. Если усыновление производится от-чимом или мачехой ребенка, наличие указанной разницы в возрасте не требуется.
Поскольку усыновление затрагивает интересы самого широкого круга лиц, Семейный кодекс, чтобы не допустить неоправданного нарушения их прав, обязывает к соблюдению ряда условий усыновления. Условием усыновления является получение согласия всех предусмотренных законом лиц: самого ребенка, его родителей или заменяющих их лиц, супруга усыновителя, если он не явля-ется усыновителем ребенка.
Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления (ст. 129 СК).
В ст. 130 перечислены случаи, когда согласие родителей не требуется:
- родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
- родители признаны судом недееспособными;
- родители лишены судом родительских прав;
- родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания по причинам, признанным судом неуважительными.
В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление дается их опекунами или попечителя-ми, приемными родителями или руководителями детских уч-реждений, в которых находится ребенок. Получение согласия этих лиц необходимо исключительно в целях защиты интере-сов ребенка, поэтому в тех случаях, когда их отказ в даче согла-сия представляется необоснованным, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о вынесении решения об усы-новлении без их согласия (ст. 131 СК).
Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка. что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего воз-раста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено (ст. 132 п.1). С целью сохранения тайны усыновления предусмотрено ис-ключение в отношении получения согласия детей, которые до оформления усыновления проживали в семье усыновителей и считали их своими родителями (ст. 132 п. 2).
Если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, не-обходимо также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. Необходимость в получении согласия супруга усы-новителя отпадает, если супруги прекратили супружеские от-ношения, не проживают совместно более года и место житель-ства другого супруга неизвестно (ст.133 СК).
За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия (ст. 134). По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя, однако если ребенок достиг возраста десяти лет, то необходимо его согласие.
Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца и только при усыновлении ребенка в возрасте до года, а также место его рождения (ст. 135).
По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка, однако если ребенок достиг возраста десяти лет, то необходимо его согласие (ст. 136).
В статье 137 указаны правовые последствия усыновления ребенка. «В силу п.1 и 2 ст.137 СК усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству полностью приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению и одновременно утрачивают указанные выше права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и другим родственникам. Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним из них либо лицом, не состоящим в браке. Указанные выше последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п.6 ст.137 СК)» Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001 г..
В качестве исключения можно рассматривать случаи, когда один из родителей усыновленного ребенка умер и дедушка или бабушка со стороны этого родителя просят о сохранении прав и обязанностей родственников умершего по отношению к усыновленному, если судом будет установлено, что этого требуют интересы ребенка (п.4 ст.137 СК).
В соответствии со ст. 138 факт усыновления не влияет на уже возникшее к моменту усыновления право ребенка на получение пенсий и пособий в связи со смертью родителей.
В соответствии с ч. З ст. 263-4 ГПК для обеспечения охраняе-мой законом тайны усыновления суд рассматривает дела данной категории в закрытом су-дебном заседании. С этой же це-лью участвующие в деле лица пре-дупреждаются о необходимости сохранения в тайне сведений об усыновлении и о возможности привлечения к уголовной ответ-ственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усы-новителя, совершенное из коры-стных или иных низменных по-буждений, либо за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя лицами, обязанны-ми хранить факт усыновления как служебную или профессиональ-ную тайну.
Статьи 140 и 141 рассматривают вопросы об отмене усыновления ребенка и об основаниях для этого. Отмена усыновления производится только в судебном по-рядке. Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Отмена усыновления по общему правилу возможна только до совершеннолетия ребенка. Основаниями к отмене усыновления являются, прежде всего, обстоятельства, при наличии которых родители могут быть лишены родительских прав: уклонение от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком, хронический алкого-лизм или наркомания родителей. Однако, если перечень осно-ваний для лишения родительских прав сформулирован как ис-черпывающий, перечень оснований к отмене усыновления яв-ляется открытым. Усыновление может быть отменено и при наличии иных обстоятельств, в частности при неполучении со-гласия указанных в законе лиц.
Правом на предъявление иска об отмене усыновления закон наделяет родителей усыновленного ребенка, усыновителей ре-бенка, самого усыновленного ребенка, достигшего 14 лет, орга-ны опеки и попечительства и прокурора (ст. 142).
Согласно статье 143 СК, правоотношения между ребенком и его родителями и кровными родственниками в случае отмены усыновления восстанавливаются не автоматически, а только в случае, если это отвечает интересам ребенка. В случае отмены усыновления суд вправе взыскать с бывше-го усыновителя алименты в пользу ребенка. При отмене усыновления возникает вопрос о сохранении за ребенком присвоенных ему при усыновлении новых имени, фа-милии и отчества, измененных даты и места рождения, этот вопрос также решается судом в интересах ребенка.
Опека и попечительство над детьми
Данному вопросу посвящена глава 20 Семейного кодекса РФ.
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
«Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом Российской Федерации» Семейный кодекс РФ..
Согласно статьи 146 опекунами (попечителями) детей могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. В п.3 данной статьи также указаны лица, которые не назначаются опекунами (попечителями): «… лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка» Семейный кодекс РФ..
Обязанности опекунов (попечителей) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения возлагаются на администрации этих учреждений (ст. 147).
Статьи 148 и 149 указывают, что как дети, находящиеся под опекой (попечительством), так и дети, находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения имеют право на:
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), а также защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя). А дети, находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения имеют право на льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.
Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка перечислены в статье 150 СК. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка и выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования, а также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
Опекун (попечитель) не может препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если только такое общение не отвечает интересам ребенка.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Список использованной литературы.
1. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ (Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А.) - Спарк, 2002 г.
2. Конституция РФ 1993.
3. Конституция РФ. Научно-практический комментарий. М. 1997.
4. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001 г.