Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Контрольная работа
Тема: "Конституционно-правовой статус Российской Федерации"
Дисциплина - конституционное право
Курс 3; группа ПЗ - 31;
Специальность - правоведение
Содержание
Введение
1. Основные элементы конституционно-правового статуса РФ
2. Субъекты Российской Федерации
3. Предметы ведения Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.
Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.
Основным нормативным источником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.
Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться, прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.(2)
1. Основные элементы конституционно - правового статуса Российской Федерации
Российская Федерация - федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Конституционно - правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.
Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета.
Важным элементом конституционно - правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации".
Конституционно - правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.
Конституционно - правовой статус РФ характеризуются наличием единой федеральной системы права.(1) основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституции федеральные законы.(3)
Конституционно - правовой статус РФ характеризуется наличием федеральной собственности. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. " О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность". К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты.
Конституционно - правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.
К числу наиболее важных элементов конституционно - правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ.(1) Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.(2)
К числу основных элементов конституционно - правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Существенным элементом конституционно - правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.
Важным компонентом конституционно - правового статуса РФ являются ее государственные символы - государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица - город Москва. Согласно ч. 1 ст. 70 конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.(1)
2. Субъекты Российской Федерации
РФ обладает уникальным федеративным устройством. РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. Она относится к федерациям смешанного типа: одна часть ее субъектов образована по национально - территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая - по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территории я целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно - правовой статус.
По Конституции в состав РФ входит 21 республика. Большинство из них имели статус автономной республики в составе РСФСР: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Чувашская. Две республики появились в составе РФ в результате раздела Чечено-Ингушской АССР - Ингушская республика и Чеченская республика. Четыре республики получили свой статус во время распада СССР и так называемого "парада суверенитета" в начале 1990-х гг.: Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесская республика и республика Хакасия.
Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республика в составе РФ - это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливать свое гражданство. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику - герб, флаг, гимн, а также столицу. Отношения с РФ республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграничении полномочий.
Края и области появились РСФСР в конце 1920-х гг. вместо упраздненных губерний. Края формировались на территориях со смешанным в этническом отношении населением; области, наоборот, - с однородным. Статус субъектов РФ края и области получили по Конституции 1993г. В начале 1990-х гг. в связи с разработкой ныне действующей Конституции возникло понятие "города федерального значения".
· 2 города федерального значения - Москва и Санкт - Петербург.
Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта - Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную - администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве - мэр, в Санкт -Петербурге - губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык - русский. Край, область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику - флаг, герб, гимн.
Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально - территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. В настоящее время в РФ одна автономная область - Еврейская и 9 автономных округов - Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий.
Главная особенность этой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ - края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия.
Автономные области и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.(3)
3. Предметы ведения Российской Федерации
Конституционно - правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно РФ, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
РФ устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирует федеральные органы государственной власти.
В исключительном ведении РФ находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско - процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собствености; федеральное коллизионное право.
РФ устанавливает государственные награды и почетные звания РФ. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития РФ.
В сфере экономического и социально - культурного строительства в исключительном ведении РФ находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ.
РФ определяет правовые основы социального рынка; ведает финансовым, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. РФ устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
РФ устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
К предметам исключительного ведения РФ принадлежат метеорологические службы, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета РФ ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.
К ведению РФ относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
На РФ возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Все другие имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы.
Конституция устанавливает также, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и предавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 79).(1)
Заключение
Таким образом, конституционно - правовой статус Российской Федерации имеет следующие характеристики: она является суверенным государством, имеет территориальное единство, единое гражданство, Конституцию, наличие общих для всей Федерации органов государственной власти, единой федеральной системы права, федеральной собственности, единой денежной и кредитной системы, единых Вооруженных Сил, право внешних сношений с иностранными государствами, наличие государственного языка и государственные символы (флаг, герб, гимн).
В состав РФ в качестве ее субъектов входит 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов. Субъекты РФ имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.
Предметы ведения РФ и ее субъектов по содержанию регулируемых вопросов делятся на три группы:
· предметы исключительного ведения РФ;
· предметы совместного ведения субъектов;
· предметы совместного ведения субъектов.
Перечень предметов ведения первых двух групп дан в Конституции РФ (статьи 71 и 72). В отношении третьей группы в Конституции РФ лишь сказано, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Список использованной литературы
1. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 346с.
2. Крылова З.Г., Гаврилов Э.П., Гуреев В.И. Основы права: учеб. для сред. спец. учеб. Заведений. - М.: Высшая школа, 2001. - 319с.
3. Куликов В.И., Румынина В.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. - 184с.