Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра государственного и муниципального права
Контрольная работа по дисциплине
«Конституционное (государственное) право России»
Вариант № 6
Выполнил студент гр. ЮС-06-1
Бабкин С.П.
Проверил:____________________
г. Чита 2007 г.
План
Введение 3
1.Конституционные основы государственного строя РФ.4
2.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражда-нина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра-ны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20--29 Консти-туции РФ.
Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и сво-боду, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основ-ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен-ность частной жизни, собственности, безопасность, сопротив-ление угнетению). Эти права выражают естественное состоя-ние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.
Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII--XVIII вв. в ходе борь-бы против феодальных монархий. Впервые она была выраже-на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны-ми и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стрем-ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове-ка и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци-онное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при-надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю-чены в конституции всех демократических государств.
1. Конституционные основы государственного строя РФ.
Федеративное устройство -- разновидность государственно-го устройства, являющегося необходимым институтом кон-ституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от ис-торических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Рос-сия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства -- одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможно-сти эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са-мым предопределяя правовую базу решения проблем обще-ственного развития.
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно-шения с центральной властью. Следовательно, государствен-ное устройство определяет меру централизации и децентрали-зации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито-риально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ-ствах.
Различаются две основные формы государственного уст-ройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство -- это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административ-но-территориальные единицы не обладают политической са-мостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство -- это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной само-стоятельностью. Субъекты такого союзного государства име-ют одинаковый статус и равные права.
Теоретически можно себе представить еще одну форму го-сударственного устройства -- конфедерацию, которая предпо-лагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци-ями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.
Определение оптимальной формы государственного устрой-ства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недоста-точно иметь среди своих граждан лиц различной националь-ности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных груп-пах населения, компактно проживающих на различных час-тях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих нацио-нальных групп. Каждая нация обладает своеобразным сувере-нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио-нальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других -- создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство -- ис-ключить основу для межнациональных конфликтов.
Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф-фективного экономического и социального развития всех ча-стей государства. Этому может мешать как чрезмерная цент-рализация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио-нальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-эконо-мической жизни, достигнуты наибольшие социальные и эко-номические успехи.
Унитарное государство -- централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная вла-сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части террито-рии. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, кото-рое в пределах своей компетенции действует самостоятель-но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью са-мостоятельности.
Унитарное государство имеет одну конституцию, его суве-ренитет признается единым и неделимым всеми частями это-го государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве граж-данство бесспорно признается единственным. Унитарное госу-дарство может быть многонациональным, например Великоб-ритания, в которой компактно проживают англичане, шот-ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децент-рализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть уни-тарных государств не знает каких-либо национальных адми-нистративных образований. Группы граждан отдельных наци-ональностей, организуя свои общины, не претендуют на авто-номию или собственную государственность.
Федеративное государство -- это только общая форма госу-дарственного устройства, а ее конкретное содержание -- по-литическое и правовое -- весьма неоднородно. Сами федера-ции, правовой статус и объем полномочий их субъектов фор-мировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управле-ния («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматри-вался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демо-кратическое правовое государство перекрывает цели нацио-нальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо приви-легии граждан по национально-титульному признаку.
Территория -- один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется су-веренитет и власть государства. Каждое государство заинтере-совано в ясном определении пределов своей территории, по-скольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей терри-тории имеет не только международно-правовое, но и внутрен-нее, государственно-правовое значение. От этого зависят гра-ницы федерального суверенитета, т. е. поле действия феде-рального законодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.
В конституционном праве России есть понятия «террито-рия Российской Федерации» и «территория субъекта Федера-ции». Отношение между ними самое простое: первая включа-ет в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены толь-ко с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, тер-риториальное море, воздушное пространство над территория-ми субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море -- это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государ-ственной территории.
Закон о недрах (в редакции от 25 мая 2002 г.) устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной соб-ственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ре-сурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
К территории морских государств непосредственно примы-кают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и ис-ключительная экономическая зона. Конституция РФ закреп-ляет в отношении их свои суверенные права и юрисдикцию, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом.
Континентальный шельф Российской Федерации включа-ет в себя морское дно и недра подводных районов, находя-щихся за пределами территориального моря Российской Фе-дерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от бере-га. Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других не-живых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления су-веренных прав на шельфе регулируется Федеральным зако-ном о континентальном шельфе Российской Федерации (в редакции от 22 апреля 2003 г.). Интересы субъектов Феде-рации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и раз-работку этих ресурсов.
Исключительная экономическая зона -- это морское про-странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установ-ки и сооружения, проводить исследования, осуществлять за-щиту морской среды и естественных ресурсов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.).
Охрана территории, континентального шельфа и исключи-тельной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целос-тность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственной грани-це РФ (в редакции от 30 декабря 2001 г.), а также рядом дру-гих нормативных актов и международных договоров с сопре-дельными государствами. Этими актами закрепляется проце-дура разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несут охрану внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Независимых Государств. Федеральным законом «О внутренних морских водах, тер-риториальном море и прилежащей зоне Российской Федера-ции» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется приле-жащая зона -- морской пояс, который расположен за преде-лами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ши-рина территориального моря. Закон регулирует порядок про-ведения морских научных исследований.
Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конститу-ции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Феде-рации и друг к другу.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем поряд-ке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установлен-ных субъектами норм о государственной целостности Россий-ской Федерации, целостности и неприкосновенности ее терри-тории и суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Федерации, легитимность такого поло-жения опирается на выраженную народом волю при приня-тии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произой-ти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации об-разуется на территории, входящей в состав какого-либо одно-го или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Феде-ральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 декабря' 2001 г.
Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федера-цию и образовании в ее составе нового субъекта должнь! соблю-даться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные свя-зи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществля-ется по взаимному согласию Российской Федерации и данно-го иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятия в каче-стве нового субъекта иностранного государства этому субъек-ту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.
Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения граждан-ства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных органи-зациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории ново-го субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного го-сударства на территории нового субъекта РФ. Международ-ным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интег-рирован в экономическую, финансовую, кредитную и право-вую системы Российской Федерации, а также в систему орга-нов государственной власти Российской Федерации.
После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о провер-ке соответствия Конституции РФ данного международного договора, а затем международный договор вносится в Государ-ственную Думу на ратификацию.
Федеральный конституционный закон о принятии в Рос-сийскую Федерацию нового субъекта должен содержать поло-жения, определяющие наименование, статус и границы ново-го субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финан-совую, кредитную и правовую системы Российской Федера-ции, а также в систему органов государственной власти Рос-сийской Федерации.
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образова-нии в составе Российской Федерации нового субъекта подле-жит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если же затрагивается статус какого-то субъекта Феде-рации, то следует помнить, что его изменение возможно толь-ко по взаимному согласию Российской Федерации и соответ-ствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.
Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, кото-рые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статус коренных малочисленных народов закреплен в Фе-деральном законе «О гарантиях прав коренных малочислен-ных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. Дей-ствует также ряд специальных законов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения лесного хо-зяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды их социально-экономи-ческого развития при пользовании недрами в районах их про-живания. Определенные льготы введены законами о налогооб-ложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др. Основы законодательства о культуре гаран-тируют поддержку в отношении сохранения культурно-наци-ональной стабильности малочисленных народов. В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президен-та, Правительства России, законов субъектов Федерации. Фе-деральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамоч-ная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. закреплены общие принципы организации и деятельности общин коренных мало-численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традицион-ного образа жизни, прав и законных интересов этих народов, а также определены правовые основы общинной формы самоуп-равления и государственные гарантии его осуществления.
13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов -- Центральный, Северо-Запад-ный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирс-кий, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положе-ние о полномочном представителе Президента РФ в федераль-ном округе.
По своей природе федеральный округ является админист-ративным образованием, охватывающим территорию несколь-ких субъектов РФ. Создание округов не затрагивает консти-туционных основ федерализма и не ущемляет конституцион-но-правовой статус субъектов РФ. В рамках федерального округа организуется работа по реализации основных направ-лений внутренней и внешней политики государства, прово-дится контроль за исполнением решений федеральных орга-нов государственной власти. Создание федеральных округов призвано также содействовать обеспечению национальной безопасности, улучшению политического, социального и эко-номического положения в каждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи с боль-шими размерами территории России известная раздроблен-ность государства и ослабление федерального влияния на ре-шение проблем в субъектах РФ.
2. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ
Право на жизнь. Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) и по-чти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое пра-во человека, охраняемое законом. Никто не может быть про-извольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми меж-дународно-правовыми актами о правах человека: Всеобщей декларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция, однако, допускает лишение жизни в результате «абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лица от противоправного наси-лия, Ь) для осуществления законного задержания или предот-вращения побега лица, заключенного под стражу на закон-ных основаниях, с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2). Признание этого права озна-чает, что государство должно реально применять законода-тельство, которое квалифицирует как преступление преднаме-ренные убийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудниками государственных органов, действующими вне пределов их законных полномочий.
Право на свободу и личную неприкосновенность. Совершать любые правомерные действия. В этом пра-ве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения при-нуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая рас-пространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Ник-то не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжать-ся своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).
Положения о неприкосновенности личности сформулирова-ны в международно-правовых документах и конституциях всех демократических государств. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, -- гласит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст. 5). -- Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном за-коном». Гарантией является требование законного содержа-ния под стражей лица, осужденного компетентным органом, законное содержание или заключение под стражу, осуществ-ляемые в законных целях. Каждому арестованному незамед-лительно сообщаются причины ареста и предъявляемое ему обвинение. Задержанный или заключенный под стражу дос-тавляется к судье или к иному должностному лицу, наделен-ному судебной властью, и имеет право на судебное разбира-тельство в течение разумного срока или на освобождение до суда. В целом эти, как и некоторые другие, положения на-правлены на защиту физической свободы, и в особенности свободы от произвольного ареста и задержания. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отметил, что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьезных ограничений индивидуальной свободы (обя-занности соблюдения правил дорожного движения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.). Свобода человека охраняется всей системой права.
Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизни челове-ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни-ем других. Это своеобразный суверенитет личности, означаю-щий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмирует-ся, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отра-жает естественное стремление каждого человека иметь собствен-ный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталось отвергнуть призна-ние права человека на частную жизнь, что вылилось в издева-тельские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотребле-ние тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявле-ния противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различ-ных статьях Конституции, а специально -- в ст. 23 и 24. Рас-смотрим их.
Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и Доброго имени. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источ-ников финансового состояния семьи и т. д. Если честь и доб-рое имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уголовным ко-дексом. Если клеветнические и порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. По-этому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разгово-ров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны пе-реписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложе-ние ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основа-ниях и в порядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентирован законом и порядок прослу-шивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупотребления должно-стных лиц правозащитных органов.
Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие по-чтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с инфор-мацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передава-емых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщени-ях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только от-правителям и получателям или их уполномоченным представи-телям, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Неприкосновенность жилища. По существу, это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. «Мой дом -- моя крепость» -- гласит английская поговорка,' утверждающая право человека делать в своем доме или квартире все, что ему заблагорассудится. Никто не вправе проникать в жилище против воли прожива-ющих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных феде-ральным законом, или на основании судебного решения.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или Прожива-ющие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, об-щежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыс-ки и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, -- такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогла-сия остальных проживающих.
Гарантии против незаконного вторжения и обысков со сторо-ны правоохранительных органов -- основное содержание непри-косновенности жилища, ибо все другие случаи (со стороны от-дельных лиц) -- это, в сущности, обычные преступления (кра-жа* грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкос-новенности жилища является преступлением.
Национальная принадлежность. Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет мно-го этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утрати-ла юридическое значение, и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Но в России при-надлежность к определенной нации до недавнего времени слу-жила основанием дискриминации и в то же время рассматри-валась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою нацио-нальность, так как родились от смешанного брака.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе оп-ределять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национально-сти. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискрими-нации по национальному признаку. Поэтому трудно предполо-жить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.
Свобода передвижений и места жительства. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визово-го режима или законодательства о въезде. Закрепляя это пра-во, государство тем самым признает территорию страны при-надлежащей самим гражданам, которые в соответствии со сво-ими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются Законом о пра-ве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребы-вания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограни-чения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.
Однако реализации права на выбор места жительства сопут-ствует определенный порядок. Закон устанавливает обязан-ность гражданина, прибывающего на новое место жительства, в течение семи дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением конституционной свободы вы-бора места жительства
Свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека, как ве-рить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, суще-ствует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитар-ных атеистических государствах ею прикрывались официаль-ная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на вы-бор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобо-да, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнознач-ным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каж-дой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Од-нако в обиходе очень часто все указанные термины употреб-ляются как идентичные.
Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право ис-поведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и дей-ствовать в соответствии с ними» (ст. 28).
Свобода мысли и слова. Мысль -- неотъемлемое свойство человека, основа его дей-ствий и поступков. «Я мыслю -- значит, я существую», -- пи-сал великий французский философ Декарт. Мысль всегда сво-бодна, это ее имманентное состояние. В этом отношении зако нодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лише-ние мысли ее свободы -- заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить чело-века говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины -- главная причина краха всех тоталитарных режимов.
Иное дело -- свобода слова. Известная тютчевская строка «мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякого знания. На самом деле в слове за-ключен источник созидания. Библия утверждает, что Слово было в основе Божественного мироздания/Слово может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыс-лие -- главная опасность любой тирании. «Мнение правит миром», -- верно подметил идеолог Великой французской революции П. Гольбах.
У свободы слова общая судьба с демократией: когда унич-тожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней осно-ву для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление сво-бодным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.
Заключение
Итак, в зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные (об обязанностях см. ниже).
Личные права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.
Политические права и свободы обеспечивают ту или иную степень участия в управлении делами общества и государства, например, для граждан РФ - право избирать и быть избранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а для иностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципального образования, - право избирать и избираться, наряду с гражданами, в представительные муниципальные органы. К политическим относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др.
Социально-экономические права и свободы - это право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т.д.
Культурные права - это свобода творчества, право на участие в культурной жизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.
Список литературы
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г.)
Баграй М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА. 1998;
Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Юристъ. 1999;
Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа. 2000;
5. ЗАКОН ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН (в ред. Федерального закона от 14.12.95 N 197-ФЗ) .