В последнее десятилетие в связи с глобальными переменами, происходящими в современном мире и особенно в развивающихся странах, важной задачей российского государствоведения, в том числе науки конституционного права, становится изучение и анализ государственного политического механизма зарубежных стран. Тем более, что отношения России с этими странами переживают период "нового дыхания", базирующегося на расширении круга взаимных интересов во все более многочисленных сферах. Отношения России со странами третьего мира являются традиционными, тем не менее, проблем и пробелов по-прежнему немало. Россия является многонациональным федеративным государством. Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран. Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран.
§ 1 Конституция Ирана.
По форме правления Иран - республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками.
Конституция ИРИ имеет преамбулу, в которой изложен ход истории Ирана и революционных событий и разъясняются принципы подхода в ИРИ к различным вопросам (метод правления в исламе, армия, женщина в обществе и др.)
Основной текст Конституции состоял из 12 разделов, объединяющих 175 статей. После поправок, внесенных в 1989 году, число разделов увеличилось до 14, а принципов - 177. В них нашли отражение следующие темы: общие принципы государственности, атрибуты государственной власти, права народа, экономика и финансы, права национального суверенитета и отрасли государственной власти, законодательная власть, Руководитель, исполнительная власть, внешняя политика, судебная власть, средства массовой информации. 28 июля 1989 года в Иране прошел референдум, на котором были одобрены изменения, внесенные в Конституцию. Было добавлено 2 новых раздела (Высший Совет Национальной безопасности и процедура внесения поправок в Основной Закон). Была юридически закреплена деятельность новых органов власти (Совет по определению блага строя и Совет по выработке политики реконструкции). Была упразднена должность премьер-министра, и его полномочия взял в свои руки Президент. Верховный Судебный Совет был заменен Председателем Судебной власти. Меджлис сменил название на Собрание исламского совета. Министерство по делам КСИР вошло в состав Министерства обороны. Был также введен пост Председателя Гостелерадио, назначаемого Рахбаром (ст.175).
В своей основе структура органов власти, предусмотренная проектом конституции, схожа со структурой в обычной президентской республике, представленной помимо президента парламентом, премьер-министром, министрами и властью на местах. Органы государственной власти подчинены сословно-религиозным органам. Однако в соответствии с проектом конституции эти органы власти оказываются заключенными в исламскую оболочку.
Одной из особенностей, отличающих Конституцию Исламской Республики Иран, является то, что этот Основной закон был разработан не для одного только Ирана: его можно считать проектом Конституции, призванной обеспечить необходимые условия для установления всемирного исламского режима. В этой связи в Конституции говорится, что она создает условия для продолжения этой революции внутри страны и за ее пределами, в особенности для расширения международных отношений; вместе со всеми остальными исламскими и народными движениями она стремится к построению единой нации во всем мире.
Ст. 12. Официальной религией Ирана является ислам шиитско-джаафаритского течения. Эта статья не может быть подвергнута изменению.
Все решения парламента должны в обязательном порядке поступать на утверждение Совета хранителей Конституции (Наблюдательного совета) (ст. 94). Ему предоставлено право вето. Он является высшей апелляционной инстанцией как при предварительном отборе кандидатов в депутаты Меджлиса, так и в отношении жалоб на проведение самих выборов Руководителя, Совета Экспертов, президента и в Меджлис. Совет при необходимости дает толкование Конституции. Деятельность парламента при отсутствии этого органа недействительна. Он состоит из 12 членов - 6 назначаются Руководителем, а 6 из числа лиц, рекомендованным Председателем судебной власти, выбирает парламент. Срок полномочий каждого - 6 лет.
Комитет Соблюдения Исламского Порядка, составленный из 6 юристов от Наблюдательного Совета и 6 отобранных правительством должностных лиц, решает споры между Советом и Меджлисом.
§ 2 Правовое положение личности
"Права народа" - таково название главы 3 Конституции Исламской Республики Иран, регулирующей правовое положение человека и гражданина.
Правовое положение личности подробно регламентируется действующей Конституцией Исламской Республики Иран. Правам и обязанностям личности посвящена глава 3 Конституции (ст. 19-42). Ст. 19 Конституции устанавливает, что весь иранский народ, т.е. любая нация или община, обладает равными правами независимо от цвета кожи, расы, языка и т.п.
В российской юридической литературе часто встречается мнение о том, что права женщин в Иране ущемлены якобы на основании норм исламского шариата, и в этой же литературе Иран упоминается как государство, где права женщин нарушаются. Справедливости ради, надо отметить, что в действующей Конституции не только подробно перечислены основные права женщин, но к тому же на правительство возложена ответственность за обеспечение прав женщин во всех сферах общественной жизни. Так, например, нормы ст. 21 Конституции устанавливают способы реализации этих прав:
1. Предоставление условий для всестороннего развития женщины и защиты ее моральных и материальных прав.
2. Защита матерей, особенно в период беременности и воспитания ребенка, а также содержание на иждивении детей-сирот.
В этой же статье говорится о защите прав вдов, женщин преклонного возраста и т.п.
Ст. 26 Конституции закрепляет, что партии и политические объединения, а также профсоюзы и исламские мероприятия и признанные религиозные меньшинства обладают свободой, если их деятельность не противоречит основам суверенитета, национального единства, исламской морали, а также основам исламской республики. В этой же статье закреплено, что каждый гражданин Исламской Республики Иран имеет право принимать участие в вышеуказанных общественных объединениях.
В Исламской Республике Иран Конституцией гарантируется свобода печати, прессы, если она не противоречит общему порядку и нормам ислама (ст. 24 Конституции). Также признается право на проведение мирных собраний и демонстраций, не противоречащих основам ислама.
Поскольку речь идет о политических правах, необходимо отметить, что некоторые российские государствоведы ошибочно полагают, что в Исламской Республике Иран существует половой ценз (в избирательном праве). В Исламской Республике Иран такого ценза нет и женщины могут свободно реализовывать активное и пассивное избирательное право, и немало представительниц женского пола являются членами законодательного органа государства (меджлиса). Также они представлены в органах местного самоуправления и занимают крупные посты в правительстве.
Согласно ст. 28 Конституции Исламской Республики Иран каждый имеет право выбора профессии, если это не противоречит исламу и общим интересам и правам других лиц. В этой же статье говорится о том, что государство должно гарантировать всем реализацию права на труд, так как это необходимо обществу.
В Конституции (ст. 29) закреплены также основные социальные права. Например, право на социальное обеспечение, здравоохранение, пенсии. Государство должно обеспечить эти права всем гражданам из средств государственного бюджета, а также из личных пожертвований граждан. В этой связи необходимо отметить, что мечеть как религиозное учреждение играет большую роль в реализации положения вышеуказанной статьи. Среди социальных прав Конституция (ст. 30) закрепляет право на бесплатное среднее образование, и на государство возлагается обязанность расширения бесплатного высшего образования.
В Конституции детально рассматриваются права процессуального характера, среди которых: запрет незаконного ареста, применения пыток при допросе; запрещается также принуждать гражданина давать свидетельские показания. По отношению к заключенным запрещается унижать их честь и достоинство. Нарушитель в этом случае подлежит наказанию. Последние две статьи этой главы посвящены вопросу гражданства. Так, ст. 41 закрепляет, что иранское гражданство является исключительным правом любого гражданина Ирана. Государство не вправе лишить гражданства своего гражданина, кроме тех случаев, когда сам гражданин отказывается от своего гражданства или приобретает гражданство другого государства. Иностранцы могут получить иранское гражданство в соответствии с действующими законами.
Ст. 42. Иностранцы имеют право приобрести иранское гражданство в соответствии с действующими законами и могут быть лишены гражданства в случае приобретения гражданства другого государства или по собственному желанию.
В ст. 6 Конституции говорится, что государственные дела в Исламской Республике Иран должны вершиться при опоре на мнение уммы, которое выявляется в избрании президента республики, на членов исламского консультативного меджлиса (парламент), членов других консультативных меджлисов (местных) и соответствующих им органов или путем референдума по статьям, предусмотренным Конституцией. В Конституции условием вышеуказанного ставится функционирование трех властей, полномочия которых осуществляются под наблюдением "руководителя и имама уммы", и подчеркивается, что "руководитель" и "имам" одно и то же лицо (ст. 57). Тем самым фактически аннулирован принцип разделения властей, о котором говорится в той же статье Конституции (ст. 57). Вместе с тем наблюдается явная двойственность контроля за деятельностью трех ветвей. Так, если в ст. 57 говорится о том, что деятельность этих властей контролируется президентом республики, то ст. 94 гласит, что "постановления исламского консультативного меджлиса не могут считаться законными без санкции Совета конституционного надзора", а ст. 93 возлагает на консультативный меджлис (совет) функцию лишения депутатских мандатов и выбора шести членов-юристов в Совет конституционного надзора. Тем самым ст. 93 лишает законодательную власть компетенции проведения всенародного референдума по важным вопросам экономической, политической, социальной и культурной жизни в случае согласия на это двух третей членов исламского консультативного меджлиса (совета).
Права и обязанности Руководителя (Рахбара) Исламской Республики Иран изложены в ст. 5 и разделе 8, состоящем из ст. 107-112. В упомянутых статьях говорится, что «в эпоху сокрытого имама» руководство исламской общиной и ее управление становятся обязанностью обладающего высокими человеческими качествами факиха, «которого абсолютное большинство народа … признает и приемлет как своего руководителя». Таковым статья объявляет «великого аятоллу» и «марджа от-таклида», «вождя революции имама Хомейни». Согласно Конституции Руководитель берет «на себя управление делами страны и ответственность, вытекающую из этого» (ст. 107). Рахбар объявляет войну, заключает мир, объявляет мобилизацию вооруженных сил, он - верховный главнокомандующий, за ним - право амнистии и смягчения приговоров осужденным и помилования (ст. 110). Руководитель ИРИ, в частности, определяет факихов - членов Наблюдательного совета, «назначает на высшую судебную должность», назначает референдумы, назначает главнокомандующего КСИР и командующих тремя родами войск. Кроме того, в соответствии с новой, внесенной в 1989 г. Статьей, Руководитель назначает постоянных и временных членов Совета по определению блага строя. Никакой ответственности он не несет, предполагается лишь, что он не будет заниматься казнокрадством (ст. 142), но и об этом в конституции говорится как бы между прочим. Но на Руководителя республики распространяется принцип равенства граждан перед законом (ст. 112), подразумевая его гражданские права и обязанности.
§ 3 Органы власти
Президент ИРИ, избираемый на четырехлетний срок, возглавляет исполнительную власть. Он должен быть только иранцем. Должность была в значительной степени формальна до июля 1989 года, когда национальный референдум одобрил конституционные поправки - включая отмену должности Премьер-министра, - что чрезвычайно увеличило президентские полномочия. Сейчас Президент формирует Кабинет или Совет министров, состоящий сейчас из 22 министров и одобряемый законодательным органом (до 1989 года этим занимался премьер), отвечает за его деятельность перед меджлисом и Рахбаром, назначает членов Наблюдательного Совета и вице-президентов, и одновременно является председателем Совета Национальной безопасности. Строго говоря, в условиях существования верховной теократической власти избрание президента с точки зрения элементарной логики излишне. Является ли президент главой государства? С одной стороны, за это говорят само наименование его должности («раис-е Джомхури-е Эслами-е Иран» - «глава Исламской Республики Иран») и его права: регулирование отношений между законодательной, исполнительной и судебной властью, руководство исполнительной властью (кроме вопросов, непосредственно отнесенных к компетенции Рахбара), реализация программ развития, бюджета, промульгация законодательных актов, выдвижение кандидатуры премьер-министра и утверждение его в должности после получения вотума доверия в меджлисе, подписание договоров и соглашений с другими государствами, назначение послов Ирана в других странах, награждение правительственными наградами (ст. 113, 123-126, 128-129 Конституции). С другой стороны, президент недвусмысленно ставится по старшинству после Рахбара (ст. 113), который, к тому же, утверждает избрание президента и может по рекомендации меджлиса или Верховного Суда отстранить его от должности. Причем причиной здесь может быть не только превышение им своих полномочий, но и его «политическая некомпетентность при исполнении своих обязанностей
Совет Национальной безопасности надзирает с 1989 года за действиями правительства по обеспечению защиты суверенитета и безопасности.
В девятом разделе Конституции рассматриваются прерогативы исполнительной власти, начиная с президента, премьер-министра, министров и заканчивая армией и войсками революционной гвардии ("стражей революции"). Так, в ст. 113 говорится, что президент республики представляет высшую государственную власть в стране и отвечает за соблюдение Конституции и регулирование взаимоотношений между тремя ветвями власти. Срок полномочий президента - 4 года. Он избирается непосредственно народом. Повторное избрание допускается только на один срок (ст. 114). В ст. 115 перечисляются условия, которым должен отвечать претендент на пост президента Исламской Республики Иран (избирательный ценз). Важнейшее из них - чтобы он разделял официальную религиозную доктрину страны (т.е. был шиитом). Президентские выборы проводятся под прямым контролем со стороны Совета конституционного надзора. Избранный президент вправе назначить премьер-министра, заручившись согласием Консультативного меджлиса. Президент парафирует все международные договоры, соглашения и конвенции, заключенные Ираном с иностранными государствами, после ратификации их меджлисом. Президент вправе присутствовать на заседаниях Совета министров. В случае отсутствия президента или по причине его болезни формируется временный Президентский совет, включающий в свой состав премьер-министра, председателя Консультативного меджлиса и председателя Верховного суда. Срок полномочий такого органа не должен превышать двух месяцев (ст. 130). В случае отсутствия президента в течение более чем двух месяцев или его смерти временный Президентский совет готовит выборы нового президента в течение 50 дней (ст. 131). В ст. 133, 142 Конституции рассматриваются вопросы, связанные с назначением министров, их компетенцией и ответственностью перед президентом и исламским конституционным меджлисом, а также условия и порядок снятия их с должности. Ст. 141 запрещает министрам работать на государственных хозяйственных предприятиях. Кроме того, министры не могут быть членами Консультативного меджлиса, а также работать в адвокатуре или руководить какой-либо частной или смешанной компанией. Вместе с тем министры вправе работать в университетах или научно-исследовательских учреждениях, совмещая эту деятельность со своей министерской должностью.
270 членов однопалатного законодательного органа - Меджлиса или Собрания Национального Совета (Меджлис-е шоура-е мелли) - избираются на четырехлетний срок; признанные национально-религиозные меньшинства также имеют свое представительство. Парламент приобретает свои полномочия при наличии двух третей депутатов. Меджлис осуществляет все законотворчество и уполномочен на то, чтобы объявить импичмент президенту при наличии двух третей голосов. В его компетенцию также входит толкование светских законов. Законопроект может вноситься на рассмотрение группой из 15 депутатов. Все международные договоры, обязательства, соглашения и конвенции подлежат ратификации меджлисом. Кабинет министров, прежде чем приступить к выполнению обязанностей, должен получить вотум доверия в меджлисе. Депутаты в случае необходимости могут направлять интерпелляцию всему правительству или каждому министру в отдельности. Распустить меджлис может только Рахбар. Сейчас парламент называется Собранием исламского совета.
Конституция гласит, что главной задачей Консультативного меджлиса (совета) является принятие законов в соответствии с Конституцией; иначе говоря, меджлис (парламент Ирана) не вправе принимать законы, противоречащие положениям Конституции и нормам официальной религиозной доктрины (шиизма) (ст. 71, 72). Меджлис берет на себя задачу истолкования законопроектов, представляемых правительством на рассмотрение меджлиса (ст. 74). Депутаты меджлиса (числом не менее 15) могут выступать с предложениями по принятию законов и добиваться их одобрения (право законодательной инициативы). Однако меджлис оставляет за собой право уточнять и обсуждать все остальные государственные дела; иными словами, меджлис может свободно выбирать темы для обсуждения. Договоры и соглашения, заключаемые правительством с другими государствами, могут вступить в силу лишь после ратификации их меджлисом (ст. 77). В прерогативы меджлиса входит также рассмотрение вопросов, связанных с государственной границей: международные границы страны не могут быть изменены без согласия на то четырех пятых членов Консультативного меджлиса, т.е. 80% всех депутатов (ст. 78). В компетенцию меджлиса входит также предоставление правительству права на временное введение чрезвычайного положения на тридцатидневный срок, который может быть продлен. Что касается иностранной торговой и экономической деятельности внутри страны, то ст. 81 Конституции предоставляет меджлису право выдавать иностранцам лицензии на основание в стране промышленных, торговых и сельскохозяйственных фирм и предприятий. Однако в тексте статьи не упоминается, кто обладает этим правом. Вместе с тем меджлис вправе выдавать лицензии на работу в стране иностранных специалистов после изучения рекомендаций, представляемых правительством (ст. 82). Ст. 85 Конституции лишь закрепляет за меджлисом право принимать законы, т.е. меджлис не может передавать свои полномочия правительственным или неправительственным органам, комитетам или комиссиям, не входящим в его состав; они могут быть переданы лишь комиссиям самого меджлиса.
Одной из важнейших прерогатив меджлиса является вынесение вотума доверия правительству: после формирования кабинета он становится действующим лишь после получения доверия со стороны меджлиса. Однако в статье, посвященной этому вопросу, не указывается на процентное соотношение депутатов, обеспечивающее доверие правительству. Кроме того, члены кабинета ответственны перед меджлисом за свою деятельность и обязаны приходить на заседания этого органа и отвечать на вопросы депутатов (ст. 88). Меджлис вправе лишить своего доверия отдельных министров (или весь кабинет). Кандидатура министра, лишенного доверия, не может предлагаться в состав следующего кабинета.
В полномочия Консультативного меджлиса входит утверждение половины членов Совета защиты Конституции (6 членов-юристов), кандидатуры которых обычно выдвигаются самим Советом. Однако ст. 91 не предусматривает права меджлиса отклонять кандидатуры, выдвинутые Советом конституционного надзора. Ст. 93 подтверждает право Совета конституционного надзора отклонять любые проекты постановлений меджлиса, кроме второстепенных, касающихся порядка работы парламента (регламент). Законопроекты, одобренные меджлисом, выносятся на рассмотрение Совета конституционного надзора, который изучает их на предмет соответствия положениям Конституции и шариата в десятидневный срок, который может быть продлен только один раз. Ст. 96 Конституции разграничивает полномочия факихов и юристов внутри Совета конституционного надзора.
Она наделяет факихов правом рассматривать степень соответствия законопроектов шариату и одобрять их простым большинством голосов (одних только факихов), между тем как членам-юристам эта статья предоставляет право совместно с факихами рассматривать степень соответствия законов положениям Конституции. Члены Совета вправе присутствовать на заседаниях Консультативного меджлиса и принимать участие в обсуждении законопроектов, рассматриваемых меджлисом. Однако ст. 97 не содержит указания на право членов Совета конституционного надзора участвовать в голосовании в случае их присутствия на заседаниях Консультативного меджлиса. Ст. 98 ограничивает право толкования положений Конституции Советом конституционного надзора, не признавая его за меджлисом. Ст. 99 даже запрещает меджлису контролировать выборы президента республики или проведение всенародных референдумов, оставляя это право лишь за Советом конституционного надзора.
Однако Конституция не ограничивается определением способа формирования парламента, она закрепляет положение о местных консультативных меджлисах. Так, в седьмом разделе Конституции излагаются необходимые условия их формирования и порядок выполнения ими своих задач и функций. Кроме того, здесь говорится о взаимоотношениях между сельскими, городскими и областными меджлисами, а также об их взаимоотношениях с главами административных органов, назначаемыми правительством. Ст. 103 обязывает этих администраторов уважать решения местных консультативных меджлисов, принятые в рамках их компетенции, и исполнять их, если они не противоречат шариату и законам страны. Ст. 106 рассматривает возможность роспуска местных консультативных меджлисов, однако не определяет инстанцию, пользующуюся этим правом. В этой же статье местные консультативные меджлисы наделяются правом обжаловать решения администрации в специализированном судебном органе.
Судебная власть состоит из Верховного Суда, Высшего Судебного Совета, и низших судов. Главный судья и генеральный прокурор должен быть шиитами-правоведами. Конституция не содержит требования о том, чтобы все судьи и прокуроры были служителями культа, однако смысл ст. 167, предписывающей судье руководствоваться шариатом, когда он не может решить дело на основе светского закона, предполагает, что судья должен обладать полномочиями шариатского судьи. Индивидуальные права - такие, как свобода печати, собрания, и выражения - гарантируются в пределах содержания шариата. Согласно конституции, все исламские судьи основывают свои решения на Шариате. В 1987 году для рассмотрения тяжб в среде духовенства был создан Специальный суд для духовных лиц.
Верховный судебный совет просуществовал с 1979 по 1989 г. В его состав входили Председатель Верховного Суда, генеральный прокурор и трое муджтехидов. За 10 лет он проделал огромную работу по созданию новой структуры органов юстиции и разработке судебных законопроектов. В 1982 его директивой были отменены все не соответствующие исламским принципам законы. Предписывалось судьям ссылаться на исламские тексты, а при сомнении обращаться в Наблюдательный Совет или в штаб-квартиру аятоллы Хомейни. В 1983 году Меджлис пересмотрел уголовный кодекс и установил систему кровной мести. Наказания, включая отрубание частей тела и телесные, могут быть исполнены членом семьи потерпевшей стороны или представителем государства. Отменена апелляция и введена полная конфискация. С 1989 года полномочия Верховного Судебного Совета возложены на Председателя Судебной власти, назначаемого Руководителем на 5 лет. Председатель назначает Председателя Верховного Суда, определяет Генерального Прокурора и предлагает президенту кандидатуру министра юстиции.
Задачей Верховного Суда - второго по значению органа судебной власти, является «контроль за правильным исполнением законов, унификация деятельности судебной системы, а также выполнение обязанностей, предусмотренных законом, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Председателем Судебной власти (ст. 161).
Судебная система Ирана состоит из общих и специальных судов. Туда же входят и исламские революционные суды. К их компетенции отнесены политические преступления, частично экономические и дела, связанные с наркотиками. Кроме того, в судебную систему входят:
Суд административной справедливости (рассмотрение споров между населением и судебной властью)
Генеральная инспекция (специальный надзор за исполнением законов и постановлений)
Юридическая полиция (надзор юридической администрацией и работниками судебной системы)
Десятый раздел Конституции посвящен судебной власти. В ст. 156 говорится о том, что судебная власть является независимой властью, защищающей индивидуальные и общественные права; она несет ответственность за соблюдение справедливости. В этой статье перечисляются задачи судебной власти, в том числе проведение расследования, рассмотрение исков и жалоб и т.д., наблюдение за общественными правами, соблюдение справедливости и законных свобод. Кроме того, данная статья возлагает на судебную власть задачу контроля за соблюдением законов. Ст. 157 предусматривает формирование Верховного совета юстиции, который является высшим органом судебной власти. На этот Совет возлагается задача составления судебных инструкций, назначение, перевод и смещение судей и т.д. В следующей статье (ст. 158) регламентируется членство в Верховном совете юстиции. Совет включает в свой состав 15 членов, в том числе председателя Верховного суда и генерального прокурора республики, а также трех судей-муджтахидов, избираемых судьями страны. Если учесть условие, выдвигаемое ст. 162 Конституции, которая предусматривает, что председатель Верховного суда и генеральный прокурор должны быть муджтахидами, то становится очевидным, что муджтахидами должны быть все члены Верховного суда юстиции. Здесь нет места юристам-специалистам. Достаточно знать шариат и быть муджтахидом чтобы стать членом этого высшего органа судебной власти. Ст. 163 Конституции подтверждает это, предусматривая, что качества судьи определяются законом в соответствии с принципами фикха. Таким образом, новая Конституция целиком осветила положения шариата: ни одно постановление правительства не может иметь законной силы, если оно противоречит исламским суждениям, как гласит ст. 170 Конституции. Может показаться трудным вынести окончательное суждение относительно того, насколько иранский опыт в его современной исламской модели соответствует абстрактному идеалу власти в исламе. Однако не вызывает сомнений то, что этот опыт опирается на многовековое наследие. С идейно-исторической точки зрения было невозможно ожидать формулирования новой Конституции как способа воплощения "общего закона" государства без учета всех достижений политико-правовой мысли шиизма. В политико-юридическом плане Конституцию Ирана можно рассматривать как шаг вперед в деле канонизации законодательных представлений в современной форме. Мы видели, что юридические понятия распределялись спонтанно и неорганизованно; вопрос о них поднимался многими авторами и улемами и был объектом иджтихада этих улемов. Конституция Исламской Республики Иран попыталась соединить все, что накопилось в идейном наследии ислама (в первую очередь шиизма) в рамках Основного закона этого государства. Здесь следует отметить, что эта Конституция не лишена недостатков, особенно с точки зрения деления на статьи и их последовательности. Как мы видели, составители Конституции допустили существенную путаницу. Так, они смешали функции Совета экспертов с функциями Совета конституционного надзора, а функции последнего с функциями Консультативного меджлиса. То же самое можно сказать о функциях других органов и комиссий, подчиненных как меджлису, так и Совету министров или верховному главе (имаму). На наш взгляд, это объясняется тем, что решающее слово всегда оставалось за факихами и улемами, в результате чего роль специалистов (юристов) оказалась незначительной.
§ 4 Административно-территориальное деление
В настоящее время страна поделена на 23 остана - губернаторства, во главе которых стоят остандары (генерал-губернаторы). Второй уровень управления составляют шахрестаны (области), на которые делятся губернаторства. Во главе шахрестанов, которых насчитывается 472, стоят фармандары (губернаторы). Третий уровень управления - это районы - бахши, во главе которых стоят бахшдары. Насчитывается 499 бахшей. Сельские районы делятся на дехистаны, или группу деревень, под началом дехдара (старосты). Министр внутренних дел назначает генерал-губернаторов и губернаторов (ст. 103). На каждом уровне имеется совет, а Высшие Советы Областей формируются из представителей провинциальных советов (ст. 100). Министерство внутренних дел назначает мэра каждого города, а представители городской власти избираются на местном уровне. Староста деревни, рекомендованный высшими инстанциями, управляет сельской местностью.
Согласно конституции, выборы должны проводиться по крайней мере, каждые четыре года и должны контролироваться Наблюдательным Советом. Избирательное право универсально и действительно с возраста 16 лет. Все важные вопросы решаются на референдуме.
Список литературы:
1) Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак); М.: "РУДН" - 2001.
2) Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. (Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев.). - М: Издательство НОРМА, 2003 г.