"Академия генеральной прокуратуры Российской федерации"
Иркутский юридический институт (филиал)
кафедра государственно-правовых дисциплин
Конституционное право на личную неприкосновенность
Курсовая работа по конституционному праву
Российской Федерации студента 2 курса
Оюна Темира Геннадьевича
Научный руководитель:
доцент кафедры государственно-правовых
дисциплин, к.ю.н. В.В. Онохова
Иркутск
2010
Содержание
Введение
1. Понятие и характеристика личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2. Понятие и содержание права человека и гражданина на личную неприкосновенность
3 Проблемы реализации права человека и гражданина на личную неприкосновенность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В статьях 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах [] закреплено, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Данные основополагающие положения были воплощены в Конституцию РФ и в качестве основополагающих принципов закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ) []. Если проанализировать нормы УПК РФ, посвященные правовому регулированию вопросов, связанных с лишением или ограничением свободы (задержание, избрание меры пресечения в виде ареста), то можно констатировать, что законодатель внес существенные коррективы в процедуру лишения гражданина свободы и привел ее в соответствие с требованиями Конституции РФ и международного права в этом вопросе.
Закрепляя неприкосновенность личности в качестве принципа уголовного процесса, законодатель подчеркнул тем самым, что данные постулаты есть основные, исходные положения. Учитывая значимость неприкосновенности личности, написание курсовой работы по заявленной теме актуально.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации права человека и гражданина на личную неприкосновенность.
Цель курсовой работы - исследование содержания права на личную неприкосновенность.
Для достижения целей курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия и видов личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- выявление содержания права человека и гражданина на личную неприкосновенность;
- рассмотрение проблем, связанных с реализацией права человека и гражданина на личную неприкосновенность.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании работы использовались научные статьи, монографические работы, материалы периодической печати, а также доклады должностных лиц, в частности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу федеральных законов, обеспечивающих реализацию и защиту права человека и гражданина на личную неприкосновенность.
1. Понятие и характеристика личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.
Эта категория прав и свобод характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу. Эти права и свободы, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защищать пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности. На различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать человека и гражданина от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав и свобод недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная во второй половине XX века, нашла выражение, в частности, в решениях Европейского суда по правам человека.
В действующей Конституции РФ личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях.
Специфические особенности личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) образует первооснову всех других прав и свобод человека и гражданина, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность жизни для мировой цивилизации (высшая ценность для общества), ибо все остальные права и свободы утрачивают смысл и значение в случае смерти человека.
Это фундаментальное право допустимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как естественное, неотъемлемое право личности на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь, как со стороны государства, так и со стороны частных лиц. Во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. Право на жизнь неотчуждаемое и принадлежит человеку от рождения.
В статье 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах дано более развернутое определение права на жизнь. "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни" (ч. 1 ст. 6).
Наличие у человека права на жизнь не означает, что у него есть и юридическое право на смерть. Действующее российское законодательство (ст.45 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан), запрещает медицинскому персоналу даже в случае тяжелой и мучительной болезни пациента удовлетворять его просьбу об ускорении смерти какими-либо действиями или средствами (эвтаназия).
Охрана жизни человека приобретает первостепенное значение в современном обществе. Право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции РФ, так и в отраслевом законодательстве.
Право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ) охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" - провозглашено в ст.1 Всеобщей декларации прав человека.
Право на достоинство конкретизируется и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.3): "Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию". Конституция Российской Федерации дополняет: "Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам" (п. 2 ст. 21).
В понятие "унижающие человеческое достоинство обращение или наказание", согласно разъяснениям Европейского Суда по правам человека, включается обращение и наказание такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить их или сломить их физическое и моральное сопротивление. Достоинство гражданина может пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции..
Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ) провозглашает и охраняет важнейшие блага человека, персонифицирующие личность.
Право на частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Право на тайну частной жизни включает тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Предметом личной и семейной тайны являются биографические сведения; сведения о состоянии здоровья, о совершенных правонарушениях, философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, об отношениях в семье и т.д.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как подчеркивается в ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Более того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Право определять и указывать свою национальность и право пользования родным языком (ст. 27 Конституции РФ). Любое лицо вправе определять свою национальность (отношения к определенной этнической группе). При этом самоидентификация не обязательно будет определяться этническим происхождением - национальностью родителей.
До достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но по достижении этого возраста человек вправе сам определить и указать свою национальную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснять его кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции РФ.
Право на пользование языком означает, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка (ст. 5 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации").
Этот закон гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России - русским языком или государственным языком республики в составе Российской Федерации, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующий перевод. На государственном, родном или любом другом языке народов России, которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы, организации и учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами. Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такой возможности - на государственном языке Российской Федерации.
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства предусмотрено ст. 27 Конституции РФ. "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".
Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ) означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями и совестью.
Как подчеркивается в ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции РФ. Поскольку религиозная принадлежность человека не имеет правового значения, не допускается в официальных документах о личности, анкетах при приеме на работу, других документах наличие требования об указании национальной принадлежности человека.
Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ) означает духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Свобода слова, гарантированная Конституцией РФ, дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям.
Конституция РФ согласуется со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая закрепляет, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поэтому человек и гражданин не может быть привлечен к ответственности (наказан) за инакомыслие, т.е. за мысли и мнение, идущие в разрез с чьей-либо идеологией, взглядами. Цензура запрещена.
Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, устанавливает условия возможного ограничения этого права. Запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Данный принцип носит собирательный характер. В Конституции РФ он нашел свое закрепление в ряде статей: право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ч. 1 ст. 47); право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47); право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48); право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ч. 2 ст. 48). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49).
В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Таким образом, личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина это такие права и свободы, которые обеспечивают нормальное функционирование и достойную жизнь каждого человека как высшей ступени живых организмов на земле. Они исходят от природы человека как биологического существа, поэтому государство должно признавать естественные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, создавать условия для их реализации и обеспечивать их охрану и защиту.
2. Понятие и содержание права человека и гражданина на личную неприкосновенность
Право на свободу и личную неприкосновенность установлено ч. 1 ст.22 Конституции РФ. Это право означает, что лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность.
Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность, половую и психическую неприкосновенность.
Свободные действия (или воздержание от них) физического лица допустимы, поскольку ими не может быть причинен вред другим физическим лицам, организациям, обществу, государству. С этой целью в отраслевом законодательстве (уголовном, гражданском, семейном, административном, трудовом и т.д.) устанавливаются дозволения и запреты, в пределах которых каждый свободен в выборе вариантов поведения.
Обеспечение физической неприкосновенности личности предполагает создание достаточных государственных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан.
Телесная неприкосновенность и половая свобода защищены уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телесные повреждения, изнасилования и т. д.), гражданским законодательством (обязательства, возникающие вследствие причиняющего вреда, в частности, источником повышенной опасности), административным законодательством (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения), уголовно-процессуальным законодательством (запрет домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и других незаконных мер, производство следственного эксперимента при условии, что этим не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц).
Физическая неприкосновенность человека в области медицины защищена правилом, согласно которому любое медицинское вмешательство, будь то операция, сложная диагностическая процедура или обыкновенный укол, допускается только с согласия пациента. В отношении лиц, не достигших 15 лет, и недееспособных дают согласие родители и законные представители. При их отсутствии дает консилиум врачей, а если нет возможности собрать его - лечащий дежурный врач. В таком же порядке, т. е. без согласия, принимается решение в случаях, когда состояние больного не позволяет ему выразить свою волю.
Обеспечение психической неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств на психическое и нравственное здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека.
Психическая неприкосновенность личности обеспечивается недопустимостью: 1) сеансов целительства (включая гипноз), в том числе с использованием средства массовой информации; 2) применения методов лечения, в том числе хирургических и лекарственных средств, вызывающих необратимые последствия на психику и общее состояние душевнобольных; 3) допросов под гипнозом, экстрасенсорным воздействием, с использованием растормаживающих препаратов; 4) угроз, обещаний, вымогательства, шантажа, уговоров с целью добиться признания или получению угодных следователю показаний.
В соответствии со ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
1) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
2) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
3) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
4) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
5) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
6) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение. Каждый задержанный или заключенный под стражу незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.
Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.
В соответствии с п. 2. ст. 22 Конституции РФ, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Исходя из указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, уполномоченные органы, и, прежде всего суд, могут принимать относящиеся к их ведению решения, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, ее отмены или изменения, а также продления срока содержания под стражей только с учетом того, подтверждаются или нет достаточными данными названные в уголовно-процессуальном законе основания применения этой меры пресечения. Причем, именно на суде, выносящем по ходатайству, направленному прокурором, следователем или дознавателем в порядке ч. 3 ст. 108 УПК РФ, постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, лежит обязанность оценки достаточности представленных сторонами материалов для принятия законного и обоснованного решения.
По мнению Л.А. Окунькова право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения. Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.
Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная и духовная (честь, достоинство личности).
Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами. Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами права является важным показателем демократизации общества, служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства. Поэтому государство и все его институты должны быть заинтересованы в том, чтобы были реализованы права и свободы личности.
Под правом на личную неприкосновенность в уголовном процессе принято понимать субъективное право лица (в отношении которого закон допускает применение мер процессуального принуждения) на обеспечение его психической и физической неприкосновенности от противоправных посягательств должностных лиц и государственных органов.
Право человека и гражданина на личную неприкосновенность имеет для каждого самостоятельное и жизненно важное значение. Его следует отграничивать от других смежных субъективных прав: собственности, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства.
В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что личная неприкосновенность является общеправовым институтом, к которому относят телесную, духовную, нравственную и психическую неприкосновенность, в частности, индивидуальную свободу и личную безопасность человека и гражданина.
Нормами Конституции РФ впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. "Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление об его освобождении, если задержание незаконно".
Среди процедурных гарантий реализации принципа неприкосновенности личности, которые необходимо соблюсти при задержании или избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод указывают: каждый арестованный должен знать основания и причины его ареста; иметь доступ к материалам дела, которые используются при решении вопроса о содержании лица под стражей; иметь право воспользоваться услугами адвокатов. Указанные права лица, чья личная неприкосновенность подлежит ограничению, могут быть реализованы через уведомление.
Возложение на суд такого права является достижением законодательства. Ранее право арестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору. Прокурор в большинстве случаев принимал решение заочно, т.е. в отсутствие лица, которое арестовывалось, и обязан был допрашивать только небольшой круг лиц, в частности, несовершеннолетних.
Предоставление права суду принимать решение об аресте предполагает участие в рассмотрении этого вопроса лица, которое должно предстать перед судом. В решении вопроса об аресте вправе принимать участие и защитник. Суду надлежит разъяснять права лицам, участвующим в ходе решения вопроса об аресте, что наделяет суды новыми обязанностями. Следует отметить, что арест (заключение под стражу) является самой радикальной из мер пресечения способов уклонения от следствия и суда. В результате применения ареста (заключения под стражу) лицо лишается свободы и не в состоянии выполнять возложенные на него обязанности. Судебная процедура с соблюдением принципов гласности, непосредственности и др. должна способствовать принятию законных и обоснованных решений, уменьшить количество ошибок при аресте (заключении под стражу).
После решения вопроса об аресте (заключении под стражу) лицо помещается, как правило, в следственный изолятор или же в изолятор временного содержания, если нет следственного изолятора.
Арест, заключение под стражу в подавляющем большинстве случаев производятся в ходе предварительного расследования. Определены предельные сроки содержания под стражей в ходе предварительного расследования - 18 месяцев. Первоначальный срок содержания под стражей установлен в 2 месяца, и дальнейшее продление сроков содержания под стражей теперь возложено на суд. И так как предельные сроки содержания под стражей в ходе судебного разбирательства дела не установлены, лицо в период рассмотрения его дела в суде может содержаться под стражей неограниченный период времени.
На суд также возложена обязанность принимать решение о содержании лица под стражей, т.е. контролировать его нахождение под стражей, поэтому лица, содержащиеся под стражей, вправе обращаться в суд с жалобами, обращениями и т.д. по вопросам, связанным с их содержанием под стражей.
Решение вопросов об аресте, возложенное на суд, включает не только случаи производства по уголовному делу, но и случаи разбирательства о совершении административно наказуемых деяний, т.е. иных правонарушений.
Аресту предшествует задержание лица по подозрению в совершении преступления. Если срок задержания раньше согласно Уголовно-процессуального Кодекса составлял 72 часа, то теперь он составляет 48 часов. В развитие конституционных предписаний в ст. 10 УПК РФ предусмотрены гарантии законности и обоснованности применения мер процессуального принуждения, а также гарантии от неправомерного ограничения свободы.
Исключение установлено Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", согласно которому задержание подозреваемых и обвиняемых по этим преступлениям возможно на срок до 30 суток []. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления и помещенное в изолятор временного содержания, также лишается свободы. Оно может быть подвергнуто задержанию в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством на основании решения следователя, лица, производящего дознание. Решение о задержании может быть обжаловано в суд.
Уведомление о задержании является одной из гарантий соблюдения принципа неприкосновенности личности, а также законности ограничения ее свободы, соблюдения принципов и норм международного права, обеспечения доступа граждан к правосудию.
Также в курсовой работе рассмотрим конституционное право на свободу и личную неприкосновенность в условиях действия особых правовых режимов - чрезвычайного и военного положения.
Закрепленный в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принцип допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с обязательствами России по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения. И среди таких прав первое место занимает право на жизнь.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина являются обязанностью государства. Реальное обеспечение прав и свобод граждан и безопасности личности относится к жизненно важным интересам Российской Федерации. По заключению научного совета при Совете безопасности РФ проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в социально-политической обстановке Российской Федерации и должна явиться одной из основных составляющих политики возрождения России.
Задача обеспечения прав и свобод человека и гражданина приобретает особое значение в период действия особых правовых режимов при возникновении различных ситуаций чрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствие тех или иных причин становится невозможным. Как справедливо отмечают В.В. Маклаков и Б.А. Страшун "...конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах". Такими обстоятельствами могут быть агрессия иностранного государства, непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства (например, попытки захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, теракты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.). В подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций.
С принятием Конституции РФ основания введения военного и чрезвычайного положений были строго разграничены. Военное положение может быть введено Президентом РФ на территории страны или в отдельных ее местностях только при угрозе национальной безопасности исключительно внешнего характера (ст. ст. 87, 88 Конституции РФ), тогда как чрезвычайное положение может быть введено Президентом РФ в силу причин внутреннего характера при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом. Вместе с тем специальные федеральные конституционные законы, которые должны определять основания введения военного и чрезвычайного положений и их режимы, не принимались в течение довольно длительного времени. Пристальное внимание общественности к разработке этих законов во многом было обусловлено стремлением обеспечить согласованность их норм с международно-правовыми стандартами, особенно по вопросам правового статуса личности в условиях военного и чрезвычайного положения.
Только в начале нынешнего столетия был принят Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" , которые в настоящее время являются правовой основой двух особых правовых режимов деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений и организаций в исключительных для государства обстоятельствах. Такими обстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против России (для военного положения), непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или основам конституционного строя Российской Федерации (для чрезвычайного положения).
Международная практика применения чрезвычайного и военного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государств рассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства невозможно. При этом поддержание режимов чрезвычайного или военного положения практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастую неоправданно жесткий характер.
Гарантией соблюдения основ правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военного положения могут являться существующие в Российской Федерации меры защиты прав и свобод граждан, предусмотренные статьями 45 - 46 Конституции РФ, включая возможность обращения в суд и в органы прокуратуры. В связи с этим особого внимания требует выяснение полномочий в период военного положения именно судов и прокуратуры. Здесь необходимо исходить из того, что в отличие от законодательства других стран и исторического опыта России Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ч. 1 ст. 4) создание каких-либо чрезвычайных судов не допускают.
В период проведения широкомасштабной антитеррористической операции в Чеченской Республике в 1999-2002 годах были массовые нарушения прав человека (право на жизнь, на безопасность, право на свободное передвижение и др.), ограничения прав в условиях, когда не объявлялось ни чрезвычайное, ни военное положение в районе боевых действий. Представители Организации Безопасности и Сотрудничества Европы, посетившие Чеченскую Республику, говорили о необходимости судебного расследования всех фактов нарушения прав человека, убийств и исчезновения людей. Объяснить эти нарушения прав на личную неприкосновенность можно только необходимостью обеспечения защиты этого права других лиц, поскольку в этих условиях происходили массовые нарушения личных (гражданских) прав человека и гражданина. Но в это же время это не может оправдывать нарушение права на личную неприкосновенность со стороны государства. Представляется, что государство может действовать только в тех пределах, которые определены законом, что составляет суть правового государства. Поэтому принятие федеральных конституционных законов о чрезвычайном и военном положении является шагом вперед по пути развития правового государства, обеспечения реализации личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией РФ.
3. Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина на личную неприкосновенность
Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, занимает особое положение среди личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Отношение к свободе и личной неприкосновенности, степень их защищенности - безусловный показатель уровня зрелости и развитости правового государства.
Право на свободу есть не что иное, как возможность совершать любые правомерные действия, не нарушающие права и свободы других лиц. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергать истязаниям и наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, получать высшее образование, поступать на работу и т.д.).
В то же время наличие права на свободу и личную неприкосновенность не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение человека. Личная неприкосновенность не имеет абсолютного характера. Государство устанавливает формы, основания и меры ее ограничения.
В Российской Федерации в настоящее время существует много проблем, затрудняющих реальное обеспечение и защиту права на свободу и личную неприкосновенность, о чем свидетельствует значительный рост преступности, массовые нарушения прав и свобод человека, несовершенство действующего законодательства. По этой причине вопросы о нормативном содержании, механизме реализации, системе гарантий и способах защиты конституционного права на личную неприкосновенность продолжают оставаться одними из наиболее значимых как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Процесс определения и реализации прав человека представляет собой необходимую ступень на пути к формированию истинно правового и демократического государства. Изучение системы прав и свобод человека и гражданина, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости и обладающих универсальным характером, - сложная, но крайне актуальная задача. Как уже отмечалось, одну из центральных позиций занимает право на свободу и личную неприкосновенность человека, которое выступает объектом исследования многих гуманитарных и юридических наук в различных аспектах его сущности и возможной реализации. Главная роль в этом процессе совершенно справедливо возложена на конституционное право России, раскрывающее основные положения, касающиеся определенной автономности личности, ее гарантированной независимости от других членов общества и государства.
Одновременно нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, содержат и другие отрасли права, например, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское право и гражданский процесс, административное право.
Как представляется, особое значение личной неприкосновенности придается по следующим основным причинам:
- во-первых, анализируемое право принадлежит каждому от рождения и не зависит от принадлежности к гражданству государства;
- во-вторых, это право является базисом для многих других конституционных прав и свобод;
- в-третьих, это право, по существу, "цементирует" другие права и свободы человека и гражданина;
- в-четвертых, личная неприкосновенность выступает в качестве действенной гарантии не только конституционных прав и свобод, но и тех прав, которые предусмотрены отраслевым законодательством.
В российском законодательстве нет единого мнения о понятии права на свободу и личную неприкосновенность. Несмотря на множество предпринятых попыток, проблема индивидуальной свободы и личной неприкосновенности отечественной юридической наукой изучена недостаточно. Нет четко определенных подходов, мало посвященных ей фундаментальных работ. Как правило, свобода и личная неприкосновенность рассматриваются в общей совокупности индивидуальных прав, без раскрытия их сути, механизмов и условий реализации, а большинство публикуемых о них материалов носят описательный характер или жестко ограничиваются отраслевыми рамками или анализом законодательства. Это сужает представления об объекте исследования, препятствует познанию его природы, неразрывной связи с другими явлениями правовой действительности и, в конечном счете, мешает поиску путей совершенствования российского законодательства в этой области.
Прежде чем вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области соблюдения права человека на личную неприкосновенность необходимо учитывать следующее:
- право на личную неприкосновенность можно определить как предоставленную человеку и гарантированную государством возможность каждого защищать физическую, половую и психическую неприкосновенность, свою честь и достоинство;
- личная неприкосновенность представляет собой жизнедеятельность человека, связанная с его физическим и психическим здоровьем, созданием условий для их сохранения;
- субъектом права на личную неприкосновенность выступает каждый человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Особенность специального субъекта выражается в том, что он обладает определенной неприкосновенностью, связанной с выполнением специальных функций.
Нормы международного права устанавливают, что требование о личной неприкосновенности автоматически ограничивается в той степени, в какой отдельное лицо ставит под угрозу свою жизнь, совмещая ее с действиями, причиняющими вред этой жизни.
В российском конституционном праве выделяются в качестве составных частей права на личную неприкосновенность: физическая (телесная) и внутренняя (духовная) неприкосновенность. При этом физическая неприкосновенность включает и половую неприкосновенность. Внутренняя неприкосновенность включает нравственную, психическую и индивидуальную неприкосновенность. Однако ст. 22 Конституции РФ сужает содержание права на личную неприкосновенность до физической свободы, ограничивая возможности реализации этого права.
Следует отметить, что защита права на личную неприкосновенность требует установления режима конфиденциальности, поскольку личная неприкосновенность может быть тесно связана с неприкосновенностью частной жизни. И лишь в случае, если лицо совершает противоправное деяние либо, если интересы следствия и правосудия требуют наличия данных сведений в уголовном процессе на законных основаниях, в отношении других лиц можно вести речь о возможности их использования.
Ограничение личной неприкосновенности человека может происходить в связи с применением к нему мер юридической ответственности, выраженных в государственном правовом принуждении. Специфика и социальная роль такого ограничения выражены в ряде характерных черт. Во-первых, это принуждение, точнее его вид и мера, установлены в интересах общества. Во-вторых, оно формализовано в праве и реализуется посредством юридических процедур. И, в-третьих, подобные ограничения возможны только в отношении лиц, совершивших преступления, т. е. посягнувших на конституционные права и свободы других членов общества. В данном контексте правовое ограничение свободы и личной неприкосновенности виновного индивида воспринимается не в виде произвола, а как мера социальной защиты от нежелательного и вредного для окружающих поведения. Среди указанных правовых ограничений и иных воздействий можно назвать, например, задержание, арест, лишение свободы, обыск, принудительное лечение, в отдельных государствах применение смертной казни. Личная неприкосновенность - это составляющий элемент справедливости, она жизненно важна для полного выражения достоинства, присущих индивиду, равных и неотъемлемых прав всех людей. Решения государственных органов и должностных лиц, в которых, так или иначе, ограничивается личная неприкосновенность, должны быть обоснованными и, как правило, содержать указания на имеющиеся средства правовой защиты. Право личной неприкосновенности, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, может быть надлежащим образом установлено только при наличии определенных гарантий их защиты.
Таким образом, право на личную неприкосновенность закреплено Конституцией РФ и относится к числу основных, жизненно важных прав. В системе естественных и неотъемлемых прав человека оно занимает особое место, поскольку, если не защищены свобода и личная неприкосновенность, то не защищены и все другие права и свободы человека и гражданина.
К сожалению, в настоящее время в российском конституционном праве нет четко сформулированного определения "личная неприкосновенность".
Важно отметить, что ст. 22 Конституции РФ определяет право на личную неприкосновенность только как свободу физическую. В силу чего ч. 2 указанной статьи Конституции РФ предусматривает положение, касающееся ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, которые допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов. По существу это конституционное предписание касается личной свободы, но не личной неприкосновенности. Нарушение или ограничение права на личную свободу может не повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность. Однако право на личную неприкосновенность тесно связано с правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поскольку нарушение указанных прав можно повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность, например, психологическую неприкосновенность.
Таким образом, право на личную неприкосновенность можно определить как гарантированную государством личную безопасность каждого человека, которая состоит в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств со стороны других членов общества, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Заключение
Изучение вопросов, определенных планом работы, позволяет сформулировать ряд обобщающих выводов.
Право на личную неприкосновенность, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ, воплотило в себе общие требования отношения к человеку, его правам и свободам с учетом положений международных гуманитарных актов о правах и свободах человека. Конституционное положение подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для ареста и задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления, соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинское учреждение лишь по решению суда. Для заключения под стражу как крайней меры ограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь по делам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы, и если суд приходит к выводу, что привлекаемый к уголовной ответственности, будучи на свободе, может скрываться от следствия и суда, воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения нового преступления. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по общему правилу после предъявления обвинения при соблюдении гарантий права на защиту.
Следует признать, что сегодня в российской правовой системе функции государства по обеспечению права на жизнь, права на личную неприкосновенность урегулированы недостаточно. Так, не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охране личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Усиление правозащитной функции государственных органов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования организации системы органов государственной власти и административно-юридических процедур.
Соблюдение прав человека в государстве обеспечивается, в первую очередь, уважением к личности, ее правам и свободам со стороны государства, общества и каждого человека и гражданина. Примеры пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, осуществления арестов и задержаний с грубыми нарушениями закона, свидетельствуют об отсутствии такого уважения.
Развитие гарантий соблюдения прав и свобод человека, в том числе и права на личную неприкосновенность, возможно только тогда, когда в государстве и обществе соблюдаются законы, а законы направлены на обеспечение безопасности человека, обеспечения достойного уровня его жизни. Но при этом в основу правового регулирования реализации прав и свобод человека и гражданина должен быть положен конституционный принцип - "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. 2009. 21 января.
Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья" // Российские вести. 1993. 9 сентября.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ с изм. от 30 июня 2003 г. "О чрезвычайном положении" // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ с изм. от 30 июня 2003 г. "О военном положении" // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2710.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 2-ФКЗ с изм. от 4 июля 2003 г. "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ с изм. от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. (Часть 1). Ст. 4921.
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 50. Ст. 1740.
Международные правовые акты
Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // Сб. международных документов по правам человека / отв. ред. Л.А. Лукашева. М., 2006.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод: принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. № 6416-ХI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 45. Ст. 747.
Специальная дополнительная литература
Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: учебник. М., 2010.
Ведерникова О.А. Жизнь и ее место в универсальной системе прав и свобод человека // Право и государство: теория и практика. 2008. № 6 (42).
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
Гасанов К.К., Стремоухов А.В. Абсолютные права человека и ограничение прав // Правоведение. 2004. № 1.
Горшкова С.А. Европейская конвенция по предупреждению пыток и защита прав человека в России // Журнал российского права. 2003. № 6.
Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. № 9.
Лебедев В.М. Судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии: учебное пособие. М., 2001.
Ким Ю.В. "Достойная жизнь" как категория конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрид. лит., 1994.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. М.: Бек, 1996.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М., 1995.
Малеина М.Н. Право индивида на телесную (физическую) неприкосновенность // Государство и право. 1993. № 4.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2009.
Общая теория прав человека / отв. ред. Л.А. Лукашева. М., 1996.
Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1999.
Пономаренко Е.В. О процессе осуществления естественных и неотчуждаемых прав и свобод гражданина // "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2004. № 3.
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М., 2009.
Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. М., 1999.
Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2003.
Шмоткин А.В. Пределы ограничения прав и свобод личности при обеспечении национальной безопасности / В кн.: Проблемы обеспечения национальной безопасности в современных условиях. М, 2001.