p align="left">В мировой научной литературе сейчас идет дискуссия о том, какого рода обязанности было бы целесообразно провозгласить основными Интересную классификацию, по нашему мнению, предложил венгерский профессор И. Виг. Он называет следующие обязанности:
1). никто не может препятствовать, ограничивать или ущемлять осуществление прав других;
2). каждый индивид обязан работать и действовать в соответствии со своими способностями во имя осуществления и защиты интересов общества;
3). каждый гражданин обязан в соответствии со своими доходами имущественным положением нести часть общественного бремени (налоги и т.п.);
4). каждый обязан воздерживаться от оскорбления или ущемления чести и человеческого достоинства других путем распространения неверной, необоснованной информации, а также понижения венного авторитета других лиц;
5). каждый индивид обязан заботиться о своих детях и о нуждающихся родителях;
6). каждый индивид обязан по возможности оказывать помои нуждающимся в случае опасности, несчастного случая или катастрофы;
7). каждый должен воздерживаться от загрязнения окружающей;
8). индивид должен стремиться к соблюдению не только правовых,
также политических и моральных норм;
9). в случае столкновения, неосуществимости (невыполнимости) прав индивид не может применять насилие, а должен попытаться реализовать свои права с помощью переговоров, компромиссов или при помощи государства.
Хотя изложенная выше классификация и небесспорна, но, безусловно, заслуживает внимания. По аналогии с Декларацией прав и свобод человека, И. Виг предлагает принять Декларацию основных обязанностей человека. Современное положение в мире (войны, насилие, групповой эгоизм) во многом вызвано пренебрежением людьми своими обязанностями, как перед другими людьми, так и перед государствами, гражданами которых они являются.
10 Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
1. Как может быть разрешена проблема соотношения интересов российского государства и граждан России с учетом признания государством приоритетной роли правового статуса личности с одной стороны и ввиду безоговорочного признания гражданами России полноты и исключительности российского суверенитета с другой?
Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиты обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ) непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Р0с° сии как о демократическом правовом государстве. Смысл деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает обязанность государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты. К сожалению, не всегда конституционные нормы реализуются.
2. На основе анализа содержания прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность личной жизни и жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободу мысли и слова, информацию, свободу совести и вероисповедания попытайтесь раскрыть механизм, их правовой защиты. Являются ли эти права реальными и проблемы с их осуществлением в России Вы видите?
Защита государством как самой мощной социальной силой придает правам человека и гражданина основательную надежность и гаранта их реального осуществления в наиболее полном объеме.
Но эта гарантия не абсолютная. Не следует забывать, что само государство, как это показывает история, может нарушить права и свободы граждан и при этом избежать ответственности за причиненный вред становясь источником произвола, нарушения элементарных прав человека и гражданина. Принятие в 1934 г. высшими властями СССР печально известного постановления, имевшего силу закона, о борьбе с «врагами народа» стало юридической основой для массовых репрессий второй половины 30-х годов. Этим постановлением подсудимый] шалея права на защиту и обжалование приговора, была ликвидирована открытость судебного разбирательства.
Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Формами защиты прав граждан в России являются:
· защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления;
· защита прав граждан общественными объединениями;
· самозащита прав человеком, включающая:
· обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
· обжалование в суд действий (бездействий) должностных лиц, нарушающих права граждан;
· обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
· публичные выступления граждан в защиту своих прав;
· обращения в международные органы по защите прав человека.
11 Политические права и свободы граждан Российской Федерации
1. Как Вы считаете, почему? Каковы критерии возможного ограничения политических прав и свобод личности и не противоречат ли они принципу политического плюрализма?
Права в области государственной и общественно-политической жизни (политические права) наиболее полно выражают суть взаимоотношений государства и человека. Они обеспечивают участие гражданина в государственной власти, но различаются по способу привлечения граждан к ее осуществлению. В зависимости от этого политические права и свободы граждан, во-первых, обеспечивают непосредственное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; во-вторых, способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан и позволяют удовлетворить их политические интересы; в-третьих, гарантируют гражданам доступ к государственным должностям без каких-либо различий. К ним относятся:
избирательные права;
свобода союзов и ассоциаций;
свобода слова, мнений, печати.
Для нашего недавнего прошлого был характерен разрешительный подход к реализации политических прав, который по существу сводил их на нет, создавал для властей широкие возможности отказа гражданам в попытках их практического осуществления. Для того чтобы эти права были реальными, а не только декларативными, согласно Конституции РФ их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их использования должно быть не предварительное разрешение, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет предписаний властей по обеспечение законности и общественного порядка.
2. Как Вы считаете, почему в Конституции нет слов «политические партии»? Насколько это оправданно? Ответ аргументируйте.
Сегодня граждане России обладают многими политическими правами и свободами. Перечень этих прав, по сравнению с ранее действующими конституциями, существенно расширился. Граждане России имеют, например, право создавать политические партии и другие общественные организации, имеют доступ к любым должностям в государственных органах. В то же время применительно к реализации политических прав граждан государством устанавливаются необходимые условия, что только при наличии которых эта реализация возможна (гражданин должен обладать правосубъектностью, дееспособностью). В отношении же личных прав и свобод этого нет.
3. Почему право обращений в государственные органы относится к политическим правам и свободам?
К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права в области экономической, социальной и культурной деятельности (социально-экономические права). Они обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-экономической жизни общества. Данная группа прав определяет обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств существования, необходимых для сохранения человеческого достоинства.
Впервые о социально-экономических правах человека и гражданина упоминает Конституция Франции 1791 г. В ней говорится о гарантиях права на труд, на публичную опеку (помощь), на образование. Однако эта Конституция в действие не вступила. Но в целом социально-экономические права в эпоху буржуазных революций рассматривались как сопутствующий продукт развития гражданских и политических прав и стали провозглашаться в конституциях лишь в начале XX в. К таким конституциям относятся Веймарская конституция Германии 1919 г., Конституция Испанской Республики 1931 г. И только в советских конституциях (особенно 1936 и 1977 гг.) социально-экономические права граждан стали занимать главное место среди других прав. При этом утверждалось, что эти права даже важнее прав гражданских и политических.
Вместе с тем, по примеру советских конституций многие государства, в том числе и западные, включили в свои конституции статьи о социально-экономических правах. Сейчас практически всеобщее признание со стороны государств -- членов ООН получило положение Пакта об экономических, социальных и культурных правах о том, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть достигнут, если только будут созданы такие условия, при которых каждый сможет воспользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.
12 Федерализм и его конституционно-правовые признаки в Российской Федерации
1. Каково, на Ваш взгляд, основное предназначение федеративного устройства государства? Сравните его с унитарным государственным устройством и на основе анализа гл. 3 Конституции выскажите свое мнение: какой федерацией является Россия -- национально-территориальной, территориальной или национальной, конституционно-правовой, договорно-правовой, конституционно-договорной, симметричной или асиметричной? В чем это проявляется и какие факты говорят в пользу того или иного вывода?
Федерация (от позднелат. Гоес1ега1:ю -- союз, объединение), наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. Как форма государственного устройства, она предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти и органами составляющих федеративное государство территориальных частей -- субъектов федерации.
Федерация -- это юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не относятся к компетенции федеральной власти. Ее характеризуют следующие признаки.
Федерация -- единое союзное государство, существующее наряду над теми государствами, которые входят в его состав. Федерация обладает суверенитетом.
Федерация имеет необходимые государственно-правовые институты, т. е. законодательные и исполнительные органы, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, с двухпалатной структурой. Наряду с о щей палатой, которая выражает интересы всего государства, существует палата, выражающая интересы субъектов федерации.
Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Они не подлежат утверждению со стороны органов субъектов федерации и адресованы непосредственно населению. Субъекты федерации не имеют права отмены актов Федерации.
Федерация обладает единой территорией и единым гражданство? Причем, территория федерации может состоять из территорий ее субъектов, но вместе с тем может существовать общефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.
Федерация обладает компетенцией компетенции. Это означает, что сама, без согласия входящих в нее субъектов может расширять или сужать круг своих полномочий, что и закрепляется в ее конституции.
Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии (выхода из состава федерации).
Наиболее отчетливо признаки федеративного государства проявляются в их сравнении с признаками, характеризующими конфедерацию. Конфедерация с юридической точки зрения -- это постоянный союз государств, не имеющий общих органов власти и управления или же имеющий один или несколько таких органов, предназначенных для осуществления целей конфедерации. Подобными целями могут быть экономические, торговые задачи, создание единого таможенного пространства, цели внешнеполитического характера, обороны и т.п. Конфедерация -- это не единое государство, а союз государств, который создан на договорной основе соответствующими субъектами, и поэтому данные субъекты обладают суверенитетом и могут выступать на международной арене самостоятельно.
2. Что изменилось в федеративном устройстве России с принятием Конституции 1993 г.? Какова роль Федеративного договора в нормативном закреплении основ российского федерализма?
Российская Федерация является конституционной федерацией. В тысячелетней истории российской государственности нельзя найти некий нормативный акт, документ, которым бы создавалось Российское государство. Россия -- исторически сформировавшееся государство, разделение которого на административные составляющие происходит на основе конституционных актов. Принятию Конституции России 1993 г., закрепившей федеративную форму ее государственного устройства, предшествовало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Этот документ по своему содержанию не соответствует названию. Сутью договора является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Речь не шла об образовании федеративного государства. Форма Федеративного договора была использована в политических целях для стабилизации взаимоотношений центральной и региональных элит.
По сути, это было соглашение между федеральными органами государственной власти России, с одной стороны, и органами власти субъектов Федерации, с другой. Сопряжение двух тенденций -- конституционное стремление восстановить правовое единство страны, с одной стороны, и предусмотренное Федеративным договором разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами по конкретным предметам ведения, с другой, -- привели к усилению конфликта между федеральной правовой системой и правовыми системами целого ряда Объектов Федерации.
13 Конституционные принципы государственного устройства и структура Российской Федерации
1. Раскройте понятие государственного суверенитета Российской Федерации в его соотношении с провозглашенной самостоятельностью ее субъектов (ст. 73 гл. Ш, раздел 1 Конституции).
Федерация обладает единой территорией и единым гражданство? Причем, территория федерации может состоять из территорий ее субъектов, но вместе с тем может существовать общефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.
Федерация обладает компетенцией компетенции. Это означает, что сама, без согласия входящих в нее субъектов может расширять или сужать круг своих полномочий, что и закрепляется в ее конституции.
Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии (выхода из состава федерации).
2. Не противоречит ли суверенитету Российской Федерации наличие у республик в ее составе своего государственного суверенитета?
Конфедерация может не иметь общих законодательных и исполнительных органов. Органы, которые в ней создаются, призваны служить целям конфедерации, и образуются они правительствами стран, входящих в конфедерацию. Акты общих органов (если они созданы) адресованы не населению непосредственно, а правительствам государств -- членов конфедерации, которые могут утвердить эти акты и распространить их действие на свою территорию (право рецепции). Вместе с тем они могут не утвердить эти акты, отвергнуть их (право нуллификации). Конфедерация не обладает единой территорией и единым гражданством. Конфедерация представляет собой расторжимый союз, иначе говоря, субъекты конфедерации как сохраняющие свой суверенитет государства обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из союза.
3. В чем, на Ваш взгляд, проявляется юридическое равенство в их конституционно-правовом статусе?
«Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности...» (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Федерация в отличие от конфедерации как международно-правового по своему характеру союза государств -- единое союзное государство, в составе которого имеются определенные национально-государственные и административно-территориальные образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.
Закрепленная Конституцией РФ новая система теерриториальной организации попыталась придать постоянство старой структуре, прибавив к ней жесткость и неизменность границ между субъектами федерации. И все же это уже не национально-государственная организация с различным статусом составляющих ее элементов, а государственно-территориальная федерация, пусть и асимметричная. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов -- равноправных субъектов Российской Федерации.
4. Укажите общее и особенное в статусе республики, области, края.
С прекращением в августе-декабре 1991г. существования Советско-го Союза вопрос о взаимоотношениях республик в составе России с федеральной властью потребовал активизации работы по подготовке соглашения о разграничении полномочий. В республиках начали проявляться сепаратистские тенденции, попытки передела собственности и власти приняли характер, опасный для российской государственности. Рабочая группа предложила в этих условиях подписать Соглашение по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе РФ.
Однако руководители большинства республик отвергли такой подход и выступили за подписание Федеративного договора. Требования все больших прав и полномочий, раздававшиеся из столиц республик -- субъектов Федерации, сводились к минимизации роли федеральных органов власти, увеличению прав местных правящих элит. 31 марта 1992 г. был подписан (не «заключен») Федеративный договор, который на том этапе развития позволил избежать нарастания противостояния, сгладить противоречия, закрепить сложившееся на том историческом этапе соотношение сил.
Зафиксированный Федеративным договором отказ республик от определения себя в качестве автономий, признание их суверенными республиками в составе России нашли свое конституционное выражение в Законе Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В сравнении с текстом Конституции РСФСР 1978 г. это была кардинальная смена представлений: до внесения указанных изменений Конституция РСФСР определяла автономии как социалистические государства, самостоятельность которых обеспечивалась рядом гарантий экономического характера. Территория республики не могла быть изменена без ее согласия. Однако о суверенитете республик ранее никогда не упоминалось.
При всех сложностях, предшествовавших ее принятию, и при всей неоднозначности того этапа российской новейшей истории Конституция РФ объективно способствовала выходу страны из государственно-правового кризиса, документальным воплощением которого стало подписание Федеративного договора.
И сегодня процесс формирования Российской Федерации еще далеко не завершен как в контексте наполнения прав и полномочий субъектов РФ, закрепления стабильного и уверенного положения федеральных органов власти, так и в вопросе формирования самих субъектов РФ - Российская Федерация представляет собой уникальное явление в государственно-правовой практике: это единственная страна в мире, в которой на федеральный уровень власти непосредственно выходят 89 субъектов. Отсутствие промежуточных звеньев затрудняло государственное управление страной, взаимодействие различных властных уровней, уменьшало возможности центральной власти при осуществлении эффективного контроля над процессами в регионах, усложняло функционирование системы органов власти. Одним из вариантов преодоления подобных недостатков является формирование дополнительного уровня власти -- межрегионального.
Что касается самих федеральных округов, то на современном этапе развития Российской государственности, их следует признать лишь неоговоренным Конституцией РФ механизмом реформирования системы государственного управления, а вовсе не изменением государственного устройства страны или территориальной организации государственной власти.
14 Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
1. Проанализируйте вышеизложенные полномочия и предметы ведения, используя ст.ст. 71, 72 и 73 Конституции и обоснуйте, почему тот или иной предмет ведения или то или иное полномочие отнесены именно к конкретной группе,
Российская Конституция устанавливает три сферы предметов ведения и полномочий:
1). предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71);
2). предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72);
3). полномочия субъектов РФ (ст. 73).
В ст. 71 и 72 Конституции РФ дан закрытый перечень предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Он подлежит расширению (изменению) только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ. Согласно ст. 73 Конституции остальные предметы ведения отнесены полностью к ведению субъектов РФ.
2. Приведите примеры, когда в договорном порядке то или иное полномочие делегируется субъекту Федерации, либо наоборот.
В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действие договора и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора.
Федеральный закон уделяет внимание процедуре подготовки одобрения (отклонения) договора, соглашения. Она включает ряд последовательных действий. В соответствии с этой процедурой:
1). порядок подготовки и предварительного согласования проекта говора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом РФ;
2). проект договора представляется в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должно-НЬ1М лицом субъекта РФ для одобрения;
3). высшее должностное лицо субъекта РФ сообщает о результатах рассмотрения проекта договора о разграничении полномочий в законодательном органе государственной власти субъекта Президенту РФ;
4). договор подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ;
5). Президент РФ в течение 10 дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий;
6). договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное.
3. Какова юридическая природа и предназначение договоров между Федерацией и ее субъектами?
Часть 3 ст. 11 Конституции РФ закрепляет и договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Начало договорного процесса в начале 90-х гг. XX в. было связав распадом СССР, суверенизацией российских автономий. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., представлял собой юридический документ, оформивший политический компромисс центробежных и центростремительных сил в государстве.
Федеративный договор содержал три самостоятельных акта о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и каждым из трех видов субъектов федерации: 1). республики; 2). края, области, города Москва и Санкт-Петербург; 3). автономная область и автономные округа.
Федеративный договор не носил учредительного характера. Вместе тем, он закрепил неодинаковую юридическую природу и фактическое неравноправие различных субъектов РФ. В Федеративном договоре выделили только две группы предметов ведения: федерального центра и совместные, остаточные полномочия были закреплены за объектами РФ. Это нарушило баланс предметов ведения, необоснованно расширило сферу совместных полномочий.
4. В чем состоит принципиальное отличие правового статуса республик от правового статуса иных субъектов Российской Федерации?
Развитие договорных связей нашло свое выражение в многочисленных двусторонних договорах, заключенных между Федерацией и субъектами. Договоры Российской Федерации с Республиками Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкарией, Бурятией, Северной Осетией--Аланией, Свердловской, Саратовской, Нижегородской, Калининградской областями и иными субъектами Федерации выступали в качестве источников конституционного права, поскольку разграничивали компетенцию между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Процесс заключения двусторонних договоров обусловливался двумя доминирующими на отдельных этапах причинами. Первая характеризовалась попытками федерального Центра найти политический компромисс с региональными элитами (договоры с Татарстаном, Башкортостаном, Северной Осетией -- Аланией, Кабардино-Балкарией и т.д.). Эта группа договоров, с одной стороны, подтверждала «особые отношения» федеральных властей с указанными субъектами, с другой стороны, стремилась их адаптировать в российское федеральное пространство. Предполагалось, что заключение подобных договоров позволило бы максимально учесть особенности субъектов РФ и вместе с тем, сохранить Федерацию от распада.
Вторая причина активного использования договорного механизма включалась в попытке реализации конституционных положений (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), выравнивания статуса краев, областей и других субъектов Федерации с конституционным статусом республик в составе Российской Федерации.
15 Избирательное право в Российской Федерации
1. Раскройте содержание этих принципов. Определите минимальные правовые условия обладания гражданами избирательными правами.
На конституционном уровне закрепляются принципы российское избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве.
Конституция. РФ в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. добавляет еще добровольность.
Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.
Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.
Прямое избирательное право. Избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно.
Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности контроля за волеизъявлением. В российской истории тайное голосование появилось только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.
Добровольность. Участие в выборах в Российской Федерации является свободным и добровольным -- никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок -- это гражданский долг каждого избирателя, однако нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой либо юридической ответственности.
2. Каковы пути преодоления неучастия избирателей в выборах?
Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности контроля за волеизъявлением. В российской истории тайное голосование появилось только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.
Добровольность. Участие в выборах в Российской Федерации является свободным и добровольным -- никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок -- это гражданский долг каждого избирателя, однако нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой либо юридической ответственности.
3. Как Вы думаете? почему в России правом избирать и быть избранным обладают только граждане Российской Федерации, а иностранные граждане и лица без гражданства таким правом не обладают? Можно ли в данном случае говорить о дискриминации?
В России действительно правом избирать и быть избранным обладают только граждане Российской Федерации, а иностранные граждане и лица без гражданства таким правом не обладают.
Я считаю, что в данном случае дискриминация не имеет место.
16 Избирательная сиси избирательный процесс
1. Как Вы считаете, под влиянием каких факторов, условий и целей была воспринята указанная избирательная система, каковы ее преимущества и недостатки? Какая система применяется при проведении выборов в субъектах Федерации, в органы местного самоуправления?
В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется другая разновидность избирательной системы -- пропорциональная. Ее главный смысл заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выборах, получили в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за них голосов, Такая система широко применяется при выборах депутатов нижней палаты парламента.
Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены кандидаты в порядке очередности на замещение мест в парламенте. Однако избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список.
Если партийный список соберет голоса, необходимые только для получения одного депутатского места, то его получит кандидат, стоящий в списке на первом месте, чаще всего это партийный лидер. Если поданных за партию голосов будет больше, то в число депутатов могут попасть претенденты, находящиеся ниже по списку.
В пропорциональной системе используется метод избирательной квоты -- это наименьшее число голосов, необходимое для избрани одного кандидата. Избирательная квота определяется по-разному (метод естественной квоты, метод искусственной квоты, методы делителей, наибольшего остатка и др.).
2. Каким правовым критериям должна, на Ваш взгляд, соответствовать избирательная система, чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов и целей выборов?
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежал принцип большинства: избранными считались такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, как закон определяет большинство голосов, выделяются:
1). Система относительного большинства -- побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники.
Недостаток данной системы: не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в совокупности сумма голосов, отданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, отданных за победившего кандидата.
2). Система абсолютного большинства -- для победы необходимо абсолютное большинство голосов;
При этой избирательной системе побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов -- 50% 4-1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов:
1). от общего числа зарегистрированных избирателей;
2). от числа проголосовавших избирателей;
3). от поданных действительных голосов.
В отличие от мажоритарной системы относительного большинства данная система предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, то проводится второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы Президента), реже -- 25% или иное число голосов.
Положительной чертой этой разновидности мажоритарной система по сравнению с относительной мажоритарной является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избирателей.
Недостатком этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов;
3). Система квалифицированного большинства -- требуется квалифицированное большинство (в 2/3,3 /4 и др.). Она применяется в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц (например, Президент Азербайджана для избрания должен получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании).
3. Каковы эти стадии? Выскажите свое мнение о такой стадии избирательного процесса, как определение результатов выборов при пропорциональной системе. Обоснуйте свою позицию примерами из практики выборов Государственной Думы в 1995, 1999 и 2003 гг.
Избирательный процесс -- это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Избирательный процесс состоит из ряда последовательных этапов, называемых стадиями. Любые выборы обязательно должны пройти через все без исключения стадии.
В России закрепляется обязательность периодического проведения выборов независимо от каких-либо факторов и причин. Такая гарантия должна обеспечить определенную в законе периодичность смены легислатур в соответствии с волей избирателей. Общее правило, применяемое как в отношении органов государственной власти, так и нов местного самоуправления, а также полномочий однократно избранных депутатов, заключается в том, что срок их полномочий не может быть более пяти лет.
Назначение этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить охват всех избирателей с целью реализации активного избирательного права. Основными избирательно-территориальными единицами являются избирательные округа и избирательные участки.
Под избирательными округами понимается территория, в которой осуществляется непосредственное избрание депутатов и должностных лиц.
Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц образуются избирательные комиссии. Они формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, представленных в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, представительном органе местного самоуправления. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
Списки избирателей -- это избирательные документы, определяющие круг граждан, проживающих на территории конкретного избир3 тельного участка.
Под избирательным объединением при проведении выборов закон понимает общественное объединение с его региональными и местными отделениями, устав которого зарегистрирован не позднее, чем за год до дня голосования и предусматривает участие в выборах. Два или более избирательных объединения, имеющих целью совместное участие в выборах, образуют избирательный блок. При этом общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока.
Главный смысл голосования в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения.
Голосование проводится в день выборы в период времени, который устанавливается законом, однако продолжительность голосования не может быть менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования.
17 Президент Российской Федерации и его конституционно-правовой статус
1. Раскройте такие аспекты этого статуса, как главы государства, его прерогативы во взаимоотношениях с собранием и Правительством, а также определите правовое положение. Президента в системе разделения власти.
В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. наиболее полно регламентирована вся полнота и механизмы реализации полномочий Президента РФ. В Конституции определению особенностей конституционного статуса и полномочий Президента РФ посвящена отдельная четвертая глава, которая предваряет главы Конституции РФ, касающиеся организации государственной власти в России (гл. V, VI, VII).
Россию относят к странам со смешанной формой правления, для которых характерно сочетание реальной власти Президента с парламентской ответственностью правительства. Классическим примером является V Республика во Франции. Поэтому неудивительно, что французская Конституция 1958 г. оказала большое влияние на Конституцию РФ. Однако говорить о полном заимствовании нельзя.
Напротив, в ряде случаев, особенно в отношениях Президента с Федеральным Собранием и Правительством, глава российского государства обладает существенными и реальными полномочиями, превосходящими полномочия не только французского, но и американского президента.
Правовое положение российского Президента и его приоритет по отношению к другим высшим органам государства, ряду исследователей позволяет делать вывод о существовании в России особой формы правления, нетипичной во многом для зарубежных стран.
2. В научной и публицистической литературе ведется много споров вокруг правового статуса главы государства. Имеется мнение о слишком широком перечне его полномочий, другая точка зрения подтверждает их достаточность.. Сгруппируйте полномочия Президента по отдельным направлениям его деятельности и на этом основании попытайтесь сформировать свое мнение по этому вопросу.
Конституционный статус главы государства прежде всего предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ); приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеративным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения это вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение российское Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
18 Федеральное собрание - парламент Российской Федерации
1. Чем это объясняется? Какой принцип положен в основу формирования Совета Федерации и каковы его положительные и негативные стороны?
Особое значение Совета Федерации заключается в том, что имен посредством него субъекты РФ в лице своих избранников не толь выражают федеративно-государственный характер России, но и, прежде всего, представляют интересы субъектов Российского государства, реально участвуют в управлении страной. Это обеспечивается:
1). квалифицированным составом «верхней» палаты парламента | 30 апреля 2003 г.): из 177 членов Совета Федерации -- 67 имеют учен степени, 12 -- академики и члены-корреспонденты; 4 -- бывшие виг премьеры, 4 -- бывшие министры, 14 -- бывшие зам. министров Правительства РФ; 12 -- бывшие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ; 17 -- бывшие председатели и заместители председателей представительных органов власти субъектов РФ; более 30 руководители крупных предприятий;
2). исключительными полномочиями Совета Федерации, закрепленными в ст. 102 Конституции РФ, к которым относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ. Часть 1 ст. 67 Конституции РФ определила, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следовательно, единый правовой политический и экономический статус всей территории Российской Федерации находится в ее исключительном ведении, и именно Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, поэтому изменить ее может только она сама;
утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; .
назначение выборов Президента РФ;
отрешение Президента РФ от должности;
назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Порядок перечисления исключительных полномочий Совета Федерации -- это обозначение тех приоритетов государства, которые реализуются только «верхней» палатой парламента без участия и согласия Государственной Думы. Именно таким образом Конституция определяет один из двух блоков исключительных и обязательных полномочий Совета федерации как органа, обеспечивающего государственную и территориальную целостность Российской Федерации.
2. Выскажите свое мнение по вопросу о роли каждой из палат, их функциях и предназначении.
Установленные ст. 102 Конституции РФ полномочия Совета Федерации детализируются его Регламентом -- основным процессуальным актом «верхней» палаты парламента. Регламент Совета Федерации по реализации ст. 102 Конституции РФ предусматривает обязательные процедуры прохождения этих вопросов, в которых участвуют:
1). в утверждении изменения границ между субъектами РФ -- Комитет Совета Федерации (в дальнейшем СФ) по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике, полномочные представители субъектов РФ от законодательных и исполнительных органов Власти, а также Правительства РФ;
2). в утверждении указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения -- Президент РФ, Комитеты СФ по вопросам безопасности и обороны, по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
3). в решении вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации -- Президент РФ, Комитеты СФ по вопросам безопасности и обороны, по международным делам, по делам СНГ;
4). на основании ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
ратификации и денонсации международных договоров;
статуса и защиты государственной границы Российской Феде рации;
войны и мира.
Эти правомочия Совета Федерации можно обозначить как политико-территориальные полномочия, прямо затрагивающие вопросы государственной и территориальной целостности Российской Федерации.
Остальные функции можно определить следующим образом:
1). кадровые полномочия -- участие в формировании высших должностных лиц государственного аппарата;
2). законотворчество или законодательствование;
3). парламентский контроль;
4). особенности разграничения и порядка осуществления полномочий палатами Федерального Собрания в сфере их совместной компетенции;
5). контрольные полномочия Совета Федерации, хотя прямо и не оговоренными Конституцией РФ, но вытекающие из его ведения, согласно ст. 102 Конституции РФ и др.;
6). самостоятельность Совета Федерации как одного из органов парламента России, выполняющего не только возложенные на него Конституцией исключительные полномочия, но и оказывающего поддержку и помощь функционированию всей представительной системы Российской Федерации;
7). без участия Совета Федерации, только одной Государственной Думой не могут быть пересмотрены положения главы 1 «Основы конституционного строя»; главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
В этой конституционной формуле состоит основополагающее значение и роль Федерального Собрания в механизме обеспечения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации; суверенитета страны, основных прав и свобод человека и гражданина.
Государственная Дума условно называется «нижней палатой», но это не означает, что ее роль второстепенна. Основное направление деятельности Государственной Думы -- принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции. Для осуществления этих целей она образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии, в которых проходит более тщательное об суждение проблем, проводится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурных подразделений палаты. Например, в Государственной Думе четвертого созыва образовано 29 комитетов (по бюджету и налогам, по вопросам местного самоуправления, по конституционному законодательству и государственному строительству и др.) и комиссия по мандатным вопросам и парламентской этике.
3. На основе анализа ст. 103 Конституции выскажите свои соображения по вопросу о достаточности или недостаточности полномочий Государственной Думы, Необходимо ли предоставить Думе больше реальных прав воздействия, в частности, на исполнительную власть?
Я считаю, что полномочия Государственной Думы достаточны. Больше реальных прав воздействия, в частности, на исполнительную власть Думе предоставлять не нужно.
19 Правительство Российской Федерации
1. Оцените механизм применения мер конституционно-правовой ответственности Правительства. Какова при этом роль Государственной Думы?
Исполнительная власть, обладая огромным реальным аппаратом принуждения и административными полномочиями, пронизывая все сферы общественных отношений в государстве, является, пожалуй, самой императивной из всех ветвей власти. Исполнительной власти, ее организации и деятельности не присущи и принципы демократии, отличающие функционирование других ветвей власти (Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда), поскольку принцип принятия решений большинством голосов может парализовать ее деятельность и поставить под угрозу эффективность управления страной.
Исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства. Данные три черты определяют исполнительную власть как монопольного (по сравнению с другими ветвями власти) владельца, пользователя и распорядителя огромными организационными и материальными ресурсами, имеющего право на применение силы, возможности воздействия на все властные структуры государства в целом и его субъектов, включая законодательную ветвь власти. Вопрос состоит лишь в том, насколько исполнительная власть контролируема, действует в правовом поле на принципах конституционализма; насколько ее влияние на аналогичные структуры субъектов РФ обеспечивает выполнение организационно-исполнительных функций, не совпадающих с функциями других носителей государственно-властных полномочий; насколько четко работает вся вертикаль исполнительной власти в Федерации.
2. Приведите примеры выражения недоверия Правительству или его отставки и объясните его причины.
Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти России. Деятельность Правительства подзаконна, связана жесткими рамками правовых ограничений. Но это не означает, что Правительство РФ полностью выведено из законотворческого процесса и должно только исполнять ему предписанное. В некоторых вопросах, по которым законодатель принимает решения, наибольшей компетенцией обладает именно Правительство. Оно обязано давать свои заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Исполнительная власть и в функциональном, и в структурном отношении не только является самостоятельной ветвью власти, но и обладает известной структурно-функциональной самостоятельностью, позволяющей ей в лице Правительства РФ осуществлять координацию, взаимодействие и контроль системы исполнительной власти субъектов Федерации, быть Митральным звеном в государственном руководстве.
Организационная самостоятельность Правительства РФ проявляйся в том, что федеральные законодательные и судебные органы практически не оказывают никакого влияния на его формирование, за исключением назначения Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. И даже в этом случае решающее слово принадлежит не парламенту, а Президенту РФ.
Однако сказанное не означает, что органы исполнительной власти бесконтрольны и вольны поступать как им заблагорассудится. Право принимать кадровые решения по каждому члену Правительства, министру, вплоть до роспуска всего Правительства, наделен Президент РФ
Таким образом, Правительство РФ призвано действовать независимо, самостоятельно, но в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с Конституцией и законами РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
3. Является ли приведенный в этой статье перечень полномочий исчерпывающим или его можно расширить за счет имплементации иных конституционно-правовых норм, действующих законов и указов Президента? Оправдано ли было бы расширение этих полномочий?
Я считаю, что приведенный в ст. 14 Конституции РФ перечень полномочий является исчерпывающим и расширять его за счет имплементации иных конституционно-правовых норм, действующих законов и указов Президент нет необходимости.
20 Конституционные принципы судебной власти и сисее органов в Российской Федерации
1. Какие из этих принципов относятся к принципам судоустройства, а какие - к принципам судопроизводства? Обоснуйте свой ответ.
Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы:
1). законность (ст. 15 Конституции РФ) -- безусловное исполнение Конституции, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и судебными, должностными лицами и гражданами. Законность как строгое и неуклонное следование закону, подчинение только ему является базовым принципом функционирования судебной власти;
2). осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ) -- означает прерогативу суда от имени государства осуществлять правосудие;
3). независимость судей (ст. 120 Конституции РФ) -- суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и народным, присяжным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого-либо воздействия;
4). несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) -- одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти;
5). неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ) -- как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно на месте преступления. Все следственные действия в отношении судей любого уровня возможны только при соблюдении особого порядка и с санкции Генерального Прокурора РФ;
6). гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ) -это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании;
7). состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ) -- стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций;
8). устность судебного разбирательства -- в ходе рассмотрения дел суд должен заслушать показания сторон, экспертов и свидетелей, огласить имеющиеся документы;
9). участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арбитражных заседателей, а также в качестве общественного обвинителя или защитника.
2. Чем эта система, по Вашему мнению, отличается от ранее действовавшей в России, и можно ли говорить о новой судебной системе или об обновлении предыдущей?
Судебная власть в России принадлежит только судебным органам Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют единую судебную систему Российской Федерации.
Судебная система -- это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.
В настоящее время она устанавливается в соответствии с Законом «О судебной системе Российской Федерации». На основании п. «о» ст. 71 Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов. Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.
В Российской Федерации единство судебной системы обеспечивается путем:
1). установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;
2). соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
3). применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законе субъектов Российской Федерации;
4). признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;
5). законодательного закрепления единого статуса судей;
6). финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:
федеральные суды;
конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
мировые судьи субъектов РФ.
Главный смысл деятельности судебной власти состоит в обеспечении прав и свобод человека. Конституционное право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции РФ, гарантируется каждому находящемуся на территории России человеку. Обязанность Рассматривать жалобы граждан возложена на все виды судебных органов: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды, конституционные (уставные) суды, а также на все без исключения; судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную надзорную).
Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно задаться своей основной обязанностью -- защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях. Судебная реформа, проходящая в настоящее время в Российское Федерации, призвана укрепить авторитет судебной власти, сделать ее наиболее важным и действенным инструментом защиты прав граждан Сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и суду, и чем выше уровень правосознания граждан в государстве, тем более высок уровень уважения к суду и его решениям. Необходимо отметить, что использование в полном объеме уже имеющегося потенциала правозащитной деятельности судов позволило бы значительно поднять авторитет и самих судебных органов, и государства
3. Допускает ли Конституция, наряду с федеральными судами, существование и судов субъектов Федерации?
Сложившаяся федеративная система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей, предполагает возможность формирования конституционной юстиции не только в качестве Конституционного Суда РФ, но конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Право субъектов РФ принимать свои конституции и уставы влечет за собой возможность возникновения специальных органов контроля за соблюдением их норм.
Такая возможность не установлена прямо в Конституции России, но предусмотрена федеральными законами. В соответствии с Законом «О судебной системе Российской Федерации» элементами судебной системы субъектов Федерации являются конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также установил, что в систему органов государственной власти субъекта Федерации входят законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного Объекта РФ.
4. Какими еще федеральными законами, кроме Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 1996 г., регламентируются правовые основы судебной власти и каким образом?
Впервые конституционное закрепление правосудия как отдельной Состоятельной, отличающейся от других видов государственной части, было осуществлено в Конституции РСФСР 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1989 -- 1992 гг.). Специальная глава этой Конституции, посвященная судебной власти, называлась. Правосудие и прокурорский надзор». Но в полной мере признание судебной власти одной из равноправных ветвей государственной власти в российской Федерации нашло свое отражение в Конституции РФ 1993 г. Глава 7 «Судебная власть» характеризуется новыми подходами к раскрытию сущности судебной власти, устанавливая, что судебная власть играет важную роль в осуществлении правового контроля за деятельностью законодательной и исполнительной власти.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также установил, что в систему органов государственной власти субъекта Федерации входят законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного Объекта РФ.
21 Правовой статус и формирование Конституционного суда Российской Федерации
1. Опираясь на ст. 125 Конституции, охарактеризуйте эту модель и сопоставьте ее с такими понятиями, как: «конституционная юстиция», контроль и надзор, и задачи конституционного правосудия в России?
В статье 1 закона о Конституционном Суде РФ говорится о том, что это «судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».
В этом определении в концентрированной форме выражены основные характеристики Конституционного Суда: его функциональное предназначение (осуществление конституционного контроля); статус и место в системе разделения властей (судебный орган); основополагающие принципы деятельности (самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, что предопределяет и юридическую силу принимаемых им актов); процессуальная форма деятельности (конституционное судопроизводство).
Конституционный Суд в соответствии с законом обладает широкими полномочиями для защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституционных норм на всей территории Российской Федерации.
2. Является ли данный способ демократичным? Как его можно было бы усовершенствовать, предполагая возможное участие в нем Государственной Думы и исполнительной власти?
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком, но судьи его назначаются на должность сроком на 15 лет, назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
Это способ можно было бы усовершенствовать, предполагая возможное участие в нем Государственной Думы и исполнительной власти.
22 Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
1. Проанализируйте правовой статус уполномоченного по правам человека, его компетенцию, формы и условия его деятельности и выскажите свою точу зрения о его роли в жизни современного российского общества.
Целью деятельности нового института стало содействие соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина и их защита.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определяет его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Уполномоченный (омбудсмен) призван способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции тех органов, которые в соответствии с законодательством обеспечивают защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Особенность статуса Уполномоченного заключается в том, что он назначается представительным органом государственной власти, но не подотчетен ему и независим в своей деятельности по защите прав граждан.
Этот институт обладает тем достоинством, что граждане не испытывают формальных трудностей при осуществлении контакта с Уполномоченным.
2. Раскройте смысл следующей нормы: «Деятельность уполномоченного дополняет существующие (какие именно?) средства защиты прав и свобод, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод». Дайте правовую характеристику этой нормы и объясните главное предназначение института уполномоченного по правам человека.
Особенностью статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является то, что он не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. После получения жалобы Уполномоченный имеет право совершить дно из следующих действий:
1). принять жалобу к рассмотрению;
2). разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3). передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4). отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован, и он обжалованию не подлежит.
23 Основные принципы и правовые основы местного самоуправления
1. В чем состоит финансовая самостоятельность местного самоуправства? Какова организация местного самоуправления в Вашем городе, районе?
Согласно Конституции органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом. Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для практики условие, гарантирующее, во-первых, само осуществление полномочий, а во-вторых, продолжение выполнения местным самоуправлением присущих ему главных функций.
Важной гарантией, направленной на защиту экономической основы местного самоуправления, является предусмотренная Конституцией обязанность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти. Такие расходы должны компенсироваться органами, принявшими эти решения, в полном объеме.
2. Входят или не входят органы местного самоуправления в систему органов государственной власти и почему?
Местное самоуправление обычно рассматривается в трех аспектах. В ст. 12 Конституции местное самоуправление, его самостоятельность и автономность определены в качестве одной из основ конституционного строя.
Статья 3 Конституции закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия.
Международно-правовые документы, в частности Европейская хартия местного самоуправления, определяют местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.
Установление в Конституции самостоятельной системы публичной власти, не относящейся к государственной власти, имеет большое значение для повышения активности и самостоятельности граждан в решении вопросов местного значения, а следовательно, для развития демократических отношений в стране.
Список использованных источников
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов (Гриф МО РФ). - 3-е изд., изм. и доп. - М,: Норма, 2002.
2. Ковешников Е.М.Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов. - М.: Норма; Инфра-М, 2002.
3. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (Гриф МО РФ). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.
4. Конституционное право России: Учебник. - Изд. С изм. /Под. ред. Г.Н. Комковой. - М.: Юристъ, 2006. - 408 с.
5. Конституционное право субъектов Российской Федерации /Отв. ред. В.А. Кряжков. - М.: ООО «Городец-издат», 2002.
6. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, Закон и право, 1997.
7. Сравнительное конституционное право /Отв. ред. В.Е. Чиркин. - М., 1996.
8. Федеральное конституционное право России. Основные источники: Учеб. пособие /Сост. И автор вступ. статьи Б.А. Страшун. - М.: Норма, 1996.