p align="left">Избирательные права были предоставлены всем трудящимся и потерявшим трудоспособность с 18 лет. В порядке люстрации лишались избирательных прав лица, использовавшие наемный труд, жившие на нетрудовой доход, частные торговцы, представители духовенства, душевнобольные и умалишенные, осужденные за корыстные и порочащие преступления, служащие и агенты царской полиции и царского дома. Свободы собраний, митингов и союзов также предоставлялись только трудящимся, причем независимо от их гражданства.
Провозглашалась свобода совести. Средства для издания печатной продукции передавались в руки рабочего класса и крестьянской бедноты. Предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования провозглашалось как цель государства. В целом права на образование, на труд, на отдых и др. социально-экономические права юридически не гарантировались, т.к. их невозможно было обеспечить в реальности.
Вводились всеобщая трудовая повинность (впервые в мировой практике) и всеобщая воинская повинность.
В экономической области была проведена национализация средств производства и другого недвижимого имущества. Государственный бюджет и правила его расходования устанавливались в Конституции.
Устройство государственной власти было осуществлено в соответствии со следующими принципами. По форме территориального устройства была провозглашена национально-территориальная федерация. Власть объявлялась принадлежащей рабочему населению, объединенному в Советах рабочих, солдатских и крестьянских (с января 1918 г.) депутатов. Избиратели могли в любое время отозвать депутата и избрать нового.
Верховная власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов (выборы были многоступенчатыми: нижестоящие советы формировали вышестоящие, делегатов на всероссийский съезд направляли губернские советы), а в период между съездами - Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), формировавшемуся съездом. Исключительную компетенцию съезда составляло изменение Конституции, а съезда и ВЦИКа - руководство внутренней и внешней политикой, законодательство, утверждение бюджета, налогов, формирование Совета народных комиссаров (СНК). Во всероссийский съезд избиралось по 1 депутату от 25 тыс. городского и 125 тыс. сельского населения путем многоступенчатых выборов. Такой же 5-кратный приоритет отдавался городскому населению и в областных и губернских съездах советов. ВЦИК состоял не более, чем из 200 чел., и занимал место высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа РСФСР, издавая декреты по инициативе СНК или самостоятельно.
На СНК, состоявший из 18 народных комиссаров (каждый возглавлял комиссариат, в управлении которым сочеталось единоличное принятие решений и коллегиальный контроль за ними), было возложено общее управление делами. СНК был наделен правом издавать декреты, распоряжения, инструкции и т.д..
§4. Создание СССР и Конституция СССР 1924 г
С 1919 года началось «победное шествие советской власти» по территории бывшей Российской империи. На территории вновь создаваемых национальных республик провозглашалась власть Советов и принимались собственные конституции Туркестана, Латвии, Белоруссии, Украины (в 1920 г. с ней был заключен мирный договор), Азербайджана, Армении и Грузии. Были созданы республики Бухара и Хорезм, Дальневосточная республика. Их конституции базировались на Конституции РСФСР 1918 г., во многом воспроизводили её положения, но и отличались как некоторыми нормами, так и институтами власти.
В 1922 году Закавказье объединилось в ЗСФСР, а во второй половине 1922 года решения о вхождении в общее союзное государство принимали все советские республики. На I съезде советов 30 декабря 1922 г. были утверждены декларация и договор о создании СССР, которые и составили в доработанном виде Конституцию СССР. В состав СССР вошли РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (ССР Азербайджан, ССР Грузия и ССР Армения). Конституция была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г., а окончательно утверждена Съездом Советов 31 января 1924 г.
Правовой статус личности в этой конституции не затрагивался. Она была целиком посвящена организации союзной власти во вновь образованном государстве.
В части основ федеративного устройства признавался суверенитет республик в составе СССР, который ограничивался только в части компетенции, переданной союзным органам. Признавалось право выхода (сецессии) союзных республик из состава СССР. Территория республик изменялась только с их согласия. Было установлено единое союзное гражданство. Предметы ведения союзных органов были исчерпывающих образом перечислены. Начиная с 1924 года, на следующий год после принятия союзной конституции принималась новая конституция союзной республики, которая практически дословно воспроизводила положения союзной конституции в части организации власти в республике. Так происходило в 1924-1925, 1936-1937 и 1977-1978 гг.
Организация государственной власти в целом повторяла сложившуюся систему. Высшим органом стал съезд Советов, формировавшийся по многоступенчатой системе с 5-кратным приоритетом представительства городского населения. Выборы в Советы на низовом уровне были организованы по производственно-территориальному принципу - на предприятиях, в колхозах и т.д. и только со второго уровня представительство носило территориальный характер.
Съезд формировал Центральный исполнительный комитет, состоявший из Союзного Совета (избирался съездом пропорционально населению каждой республики) и Совета Национальностей (по 5 представителей союзных и автономных республик и по 1 - от автономных областей). ЦИК издавал кодексы, декреты и распоряжения, собираясь на сессии 3 раза в год. Президиум ЦИК, формировавшийся в составе 21 человека ЦИКом, играл роль высшего законодательного, исполнительного и распорядительного органа в период между сессиями ЦИК, издавая декреты и распоряжения. Исполнительным и распорядительным органом оставался Союзный Совет народных комиссаров. Верховный суд и прокурор Верховного суда назначались Президиумом ЦИК.
§5. Конституция «общенародного государства» 1936 г.: основные
черты
5 декабря 1936 г. после проведения всенародного обсуждения проекта Чрезвычайный VIII Всесоюзном съезде советов утвердил новую Конституцию СССР.
Ликвидировался дуализм конституционных текстов - все основные положения (включая правовой статус личности) были закреплены в конституции непосредственно, без дополнения в конституциях союзных республик, которые воспроизводили нормы союзной конституции. В Конституции СССР 1936 г. было закреплено изменение классовой структуры: государство стало общенародным, а Советы - советами трудящихся.
В области прав личности впервые было провозглашено право на труд, право на отдых (хотя вскоре в связи с «приближением войны» вновь ввели 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю), право на социальную защиту в старости, по болезни и потере трудоспособности, право на образование, неприкосновенность личности (арест - по постановлению суда или с санкции прокурора), неприкосновенность жилища и тайна переписки, свобода совести, печати и собраний. Сохранена трудовая и воинская повинность. Избирательное право стало всеобщим, равным, прямым на выборах в советы всех уровней, и было введено тайное голосование. Выборы проводились по территориальным округам, хотя сохранилось выдвижение кандидатов от предприятий.
В экономической сфере закреплялось две формы собственности: государственная (в том числе собственность на землю) и кооперативно-колхозная (последняя включала собственность на инвентарь), хотя предусматривалось и существование колхозного двора с правом личной собственности на подсобное хозяйство. В масштабе государства вводилось плановое хозяйство.
В области федеративного устройства изменился состав союзных республик - их стало 11, а члены ЗСФСР самостоятельно вошли в состав Союза. Была предусмотрена возможность международной правосубъектности союзных республик.
Система органов власти изменилась незначительно. Вышестоящие Советы перестали быть съездами и стали полноправными органами власти, постоянно функционировавшими. Существенно, однако, было прямое избрание советов всех уровней непосредственно населением. Создавался единый всесоюзный орган власти - Верховный Совет СССР, состоящий из 2-х палат: Совета Союза (избирался гражданами по территориальным одномандатным 300 тыс-м округам) и Совета Национальностей (по 32 депутата от союзной, 11 - от автономной республики, по 5 от каждой автономной области и по 1 от национального округа), издававший законы. Верховным советом из своего состава формировался Президиум Верховного Совета СССР, который издавал указы, толковал законы, руководил Советом народных комиссаров, представлял СССР в международных отношениях и т.д. - выполнял все функции коллективного главы государства. Система разделения властей по-прежнему отрицалась, советы представляли собой единственные органы власти, при которых были органы государственного управления, обеспечивающие исполнение принятых советами решений. Общесоюзным исполнительным и распорядительным органом являлся СНК СССР (с 1946 г. - Совет Министров). Он состоял из министров (общесоюзных и союзно-республиканских министерств), а также руководителей комитетов, которые были перечислены в Конституции.
Впервые закреплен особый механизм изменения конституции - 2/3 в каждой из палат Верховного Совета.
§6. Организация государственной власти и правовой системы по
конституции «развитого социализма» 1977 г
Очередная Конституция СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года и в силу изменения лозунгов получила название «конституции развитого социализма».
Основное отличие от предыдущей конституции состояло в существенном увеличении объема за счет большего количества демагогии, политических лозунгов и иного неправового содержания. В Конституции появилась преамбула, которой раньше не было. Увеличение объема произошло также за счет включения в предмет регулирования областей науки, культуры, охраны природы и т.д. Советы депутатов трудящихся стали Советами народных депутатов.
В области закрепления правового статуса личности появились такие права, как право на охрану здоровья, право на жилище, право участвовать в управлении государственными делами и критиковать государственные органы, а также право на доступ к культурным ценностям. Впервые на конституционном уровне было закреплено право граждан обжаловать в суд действия любых должностных лиц. Был увеличен и перечень конституционных обязанностей граждан. Раздел «Государство и личность» занял второе место - после «Основ общественного строя».
В области государственного устройства была закреплена роль КПСС - руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы.
В остальном система органов государственной власти и территориальное устройство не претерпели каких-либо существенных изменений.
§7. Перестройка и начало конституционных реформ. Кризис 1991 г.
и распад СССР. Конституционный кризис 1993 г. и принятие новой
конституции
Фактически до 1988 года система государственного устройства была неизменной. Последние выборы в Верховный Совет СССР в соответствии со сложившимся порядком прошли в 1984 году.
В 1988 году были внесены изменения в Конституцию и предусмотрен дополнительный орган - Съезд народных депутатов СССР, собиравшийся 1 раз в год для формирования Верховного Совета и Президиума Верховного Совета. При сохранении статуса последних двух органов это фактически означало косвенные выборы Верховного Совета. Съезд состоял из 2250 депутатов, 1/3 избиралась по территориальным округам, 1/3 - от национально-территориальных единиц, 1/3 - от общественных организаций (100 представляли КПСС, 100 - государственные профсоюзы, 75 - ВЛКСМ и т.д.).
В 1990 году на основе нового закона о выборах народных депутатов прошли выборы на съезд народных депутатов РСФСР. В отличие от выборов на союзный съезд, в российском не было квоты от общественных организаций.
12 июня 1990 г. - была принята декларация государственного суверенитета РСФСР, а 12 июня 1991 года прошли всенародные выборы Президента (и вице-президента). Президент был избран на 5 лет, выдвижение кандидатов осуществлялось политическими партиями и трудовыми коллективами, а также собраниями по месту жительства при условии сбора 100 000 подписей или поддержки 1/5 депутатов съезда народных депутатов. Все эти обстоятельства (и аналогичные процессы в других союзных республиках) потребовало заключения нового договора о взаимоотношений субъектов СССР, обсуждение и подписание которого было запланировано на 20 августа 1991 г.
19-21 августа созданный несколькими руководителями союзных министерств и ведомств Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению попытался предотвратить заключение такого договора, но лишь отсрочил его заключение. Договор о создании нового межгосударственного образования - Содружества Независимых Государств был подписан 8 декабря 1991 года, а 12 декабря 1991 г. ратифицирован Верховным Советом РФ. 21 декабря того же года в Алма-Ате было заявлено о прекращении существования СССР.
31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, определивший черты нового территориального устройства Российской Федерации. Его участниками стали как республики (например, Саха (Якутия), провозгласившая 27 сентября 1990 г. собственный государственный суверенитет), так и административно-территориальные единицы (края, области, города федерального значения), которым был придан статус субъектов федерации.
Конституционное распределение полномочий между Президентом РФ и Верховным Советом привели к политическому кризису осенью 1993 г. 21 сентября 1993 года был издан Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе» №1400, который в тот же день Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции РФ. Указом приостанавливалось деятельность Верховного Совета, объявлялась подготовка проекта новой конституции и утверждалось положение о выборах в Государственную Думу - новый законодательный и представительный орган, создаваемый в соответствии с проектом конституции, выносимый на референдум.
12 декабря 1993 года состоялся всероссийский референдум по проекту конституции и одновременное избрание Государственной Думы. За проект конституции проголосовало 58, 42% из принявших участие в референдума 54,79% избирателей. 25 декабря 1993 в Российской газете Конституция Российской Федерации была официально опубликована и с этого дня вступила в силу. Она сохранялась неизменной в течение 10 лет (не считая изменения наименований субъектов РФ в ст.65), а в 2003 г. специальным федеральным конституционным законом (об объединении Пермской области и Коми-пермяцкого автономного округа) было оформлено изменение состава субъектов в виде объединения Пермской области и Коми-пермяцкого автономного округа, хотя изменения в текст Конституции будут внесены только после 1 декабря 2005 года.
§8. Правопреемство РФ в отношении СССР и РСФСР
В международных отношениях Россия заняла место СССР. Большей частью это произошло с согласия всех бывших республик СССР, ставших членами СНГ. С согласия этих государств право применения ядерного оружия Указом Президента СССР от 25 декабря 1991 года было передано Президенту России, Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. Большинство третьих государств признали такое положение вещей.
Нотой МИД от 27 января 1992 г. было объявлено, что Россия считает себя связанной обязательствами, вытекающими из международных договоров СССР.
В отношении долга бывшего СССР первоначально были попытки заключить соглашения в рамках СНГ о солидарной, а затем - о долевой ответственности по долгу, но постепенно эта схема уступила так называемому «нулевому» варианту: получение РФ прав на всю собственность СССР за рубежом в обмен на признание обязательств по всем долгам. В рамках СНГ были заключены ряд договоров, по которым признавался этот вариант.
Относительно внутреннего правопреемства было признано действие всех актов бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции. Органы исполнительной и судебной власти продолжали исполнять свои полномочия в соответствии с заключительными положениям Конституции РФ 1993 г. Несмотря на то, что новая Конституция была принята в нарушение действовавшей, формально отмена Конституция РСФСР 1978 года в Заключительных и переходных положениях состоялась.
Все эти обстоятельства позволяют сделать вывод, что произошла только замена органов власти и части правовой системы (правопреемство), но в целом государство, в отличие от 1918 года, осталось прежним и сохранилось в качестве правопреемника РСФСР, созданной 3 января 1918 года. Поскольку в СССР определенная правосубъектность союзных республик сохранялась, следует считать РСФСР в 1922-1991 гг. участником конфедеративного образования, не означавшем утрату собственной государственности.
§9. Основные этапы и направления развития государственной и
правовой системы России после принятия Конституции 1993 года
В развитии правовой и государственной системы в 1993-2004 гг. можно выделить следующие этапы, волею случая или наоборот не случайно совпадающие со президентскими сроками.
1 этап: 1993 - 1996 год. Произошло оформление новой правовой системы и системы государственных органов. Принимались наиболее важные и значимые федеральные законы (Уголовный кодекс - 1996 год), в том числе необходимые для развития экономики - I и II части Гражданского кодекса (1994 и 1996 гг.).
2 этап: 1996 - 1999 год. На этом этапе основное внимание было уделено выстраиванию системы финансовых отношений (были приняты Бюджетный и Налоговый кодекс), организации местного самоуправления..
3 этап; 2000 - 2004 год. В области устройства государственной власти началось выстраивание вертикали власти и уменьшение самостоятельности субъектов, получила дальнейшее развитие судебная реформа, окончательно было обновлено основное кодифицированное законодательство - приняты процессуальные кодексы (арбитражный, гражданский и уголовно-процессуальный), Кодекс об административных правонарушениях, III часть Гражданского и Трудовой кодекс.
В целом среди направлений правовой и судебной реформы можно выделить следующие:
- правовое признание и гарантирование прав человека, а также создание эффективного механизма их защиты
- реформирование избирательного законодательства
- развитие федерализма
- судебная реформа, в том числе создание судов присяжных и мировых судей
- создание самостоятельного местного самоуправления.
Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации
§1. Понятие конституционного строя и основ конституционного
строя
Под конституционным строем в современной науке понимают такую систему организации власти в обществе, при которой государственная власть ограничена правом, в интересах общества и отдельной личности (Румянцев О.Г. Конституционный строй. М., 1994). Понятие это было сформулировано при разработке новой Конституции 1993 г. По сути дела, это понятие производно от определенного понимания Конституции. В зависимости от того, включается ли в предмет конституционного регулирования только государственный строй, независимо от его содержания, или государственный строй особого рода, а также общественный строй, можно соответствующим образом рассматривать и конституционный строй.
Под основами конституционного строя следует понимать основные принципы устройства государства и механизма его функционирования. Основы конституционного строя, как правовые принципы, имеют нормативное содержание, а не являются пожеланиями, целями или морально-нравственными императивами. Не следует анализировать основы конституционного строя, как философские идеи. Будучи закрепленными в Конституции, высказанные политическими мыслителями идеи (например, разделение властей), становятся правовыми предписаниями, пусть и очень абстрактными, но все равно имеющими определенные сферу и содержание правового регулирования.
В некоторых случаях содержание принципа из числа основ конституционного строя сводят к субъективным правам (например, принцип светского государства - к свободе вероисповедания). Отличие основ конституционного строя от субъективных прав состоит не только в месте расположения нормы и в её формулировке, а в адресате регулирования и его содержании. Принципы устанавливают правила деятельности государства, а субъективные права - правомочия индивида.
Структура и классификация основ конституционного строя в работах разных авторов различна. Однако в любом случае их нужно рассматривать как систему взаимосвязанных принципов.
§2. Основы правового статуса личности и взаимоотношения
личности и государства
Человек, его права и свободы как высшая ценность (ст.2 Конституции РФ).
В мировой культуре можно выделить два принципиально различных подхода к роли личности в обществе. При первом, коллективистском подходе (характерен для некоторых государств Востока) личность имеет ценность только в качестве частички коллектива. Коллектив в целом, большинство всегда доминирует над личностью, ради блага всех можно пожертвовать интересами отдельного человека. Второй подход, индивидуалистический, главным образом характерен для западноевропейской и американской культуры. Его суть состоит в самостоятельной ценности отдельной личности, отдельного индивида. Признается, что нельзя требовать ограничения прав в интересах абстрактного общества, а единственным возможным ограничением может быть защита прав и интересов других граждан. Именно второй подход и следует рассматривать как содержание конституционного принципа, закрепленного в ст.2. Конституции РФ.
Конституция РФ регулирует ограничение прав следующим образом.
1) Видами ограничения являются: «отрицание» и «умаление» (ч.1 ст.55) - урезание объема правомочий, включаемых в содержание права или запрет на реализацию права вообще; собственно «ограничение» (ч.2 ст.19, ч.2 ст.23, ч.3 ст.55, чч.1 и 3 ст. 56) - установление пределов права по формам его реализации или по перечню субъектов права; «регулирование» (п. «в» ст.71) - установление порядка реализации права; и «затрагивание» (ч.3 ст.15) - регулирование либо ограничение.
2) Права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ч.3 ст.55) и (или) на основании судебного решения (стст. 23, 25). Подобные требования (норма федерального закона и (или) судебное решение) применяется в случаях привлечения граждан к ответственности, если санкция предусматривает вторжение в права собственности или личной неприкосновенности. В законодательстве об административных правонарушениях федеральный закон устанавливает процедуру назначения и виды наказаний, в том числе наказания, налагаемые только судом, в уголовном законодательстве федеральным законом регулируются все вопросы привлечения к ответственности.
3) Пределами ограничения прав является то, что ограничения не должны посягать на основное содержание права (абз.5 п.6 м.ч. Постановление КС РФ от 02.02.1996 N 4-П), быть обоснованными, необходимыми и соразмерными тем целям, ради которых они устанавливаются.
4) Правомерными целями ограничения прав являются следующие (ст.55 ч.3).
- Защита основ конституционного строя. Возможно установление таких ограничений, которые препятствовали бы насильственному свержению или пропаганде, которая имеет целью насильственное свержение конституционного строя.
- Защита нравственности и здоровья других граждан. В этих целях могу ограничиваться только определенные права (право на частную жизнь, свобода совести, свобода выражения мнений, свобода собраний, право на осуществление предпринимательской деятельности)
- Обеспечение обороны страны и безопасности государства. При установлении ограничений в этих целях важна граница между защитой государства в целом или защитой прав отдельных лиц или органов, олицетворяющих себя с государством. В любом случае невозможно ограничение прав в целях воспрепятствования противозаконной деятельности государства.
- Защита прав и законных интересов других лиц. Эта цель связана с самой сущностью субъективных прав (ч.3 ст.19).
Принципы гражданства (ст. 6 Конституции РФ)
Институт гражданства, который более подробно будет рассматриваться в рамках следующей темы, имеет существенно значение в рамках взаимоотношений личности и государства. Гражданство служит способом определения субъектного состава государства, определяя: а) круг управомоченных лиц, перед которыми государство связано положительными обязательствами, в том числе и по защите перед другими государствами; б) субъект политической власти, от имени и в интересах которого действует государство и в) сферу юрисдикции государства. Именно поэтому основные принципы гражданства закреплены в основах конституционного строя.
§3. Принципы взаимодействия государства и других общественных
институтов
Демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ)
Демократию часто путают с республикой как формой правления, противопоставляемой монархии или аристократии. Это позволяет некоторым ученым даже говорить об идентичности этих понятий, произошедших из разных языков. В большинстве учебников по конституционному праву «демократия» употребляется скорее в социологическом, а не юридическом смысле - как вид политического режима (наряду с авторитарным и тоталитарным). Однако политический режим практически не регулируется правом, а в принципе демократического государства необходимо находить правовое содержание.
В качестве конституционного принципа демократию следует рассматривать такое устройство государства, в котором источником власти является народ. В демократическом государстве органы получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах. При этом неважно, какая устанавливается форма правления. Может быть и демократическая монархия.
Составная часть принципа демократии - народный суверенитет. В понятие народного суверенитета входит формирование органов государственной власти в соответствии с установленной процедурой учитывая мнение каждого гражданина при голосовании на основе принципа формального равенства [Кабышев В.Т. Конституционное обеспечение народного суверенитета в СССР]. Народное представительство обеспечивается особым механизмом парламента, встроенным в систему разделения властей. Именно парламент - это орган представительства, поскольку он отражает интересы различных социальных групп и представляет их на государственном уровне при принятии государственных решений. Значение народного представительства как организационной формы государства, однако, не означает слияния государственной власти и народа. Речь идет о передаче народом права на законодательную власть парламенту при сохранении им за собой контроля за деятельностью парламента и иных форм реализации государственной власти. Народ передает представительным органам государства не саму власть, а лишь право на власть, на осуществление власти, причем на строго определенный срок [Постановление КС РФ от 30.04.1997 N 7-П].
Принципы участия государства в экономике (стст. 8 и 9 Конституции РФ)
Как основной принцип провозглашается равенство форм собственности: частная и публичная (муниципальная и государственная - федеральная и субъектов РФ). Ограничения по объектам собственности конституция не содержит, хотя земля и природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, живущих на соответствующей территории.
Государство в рамках экономических отношений ставит себя в положение одного из хозяйствующих субъектов, сохраняя монополию только на объекты обороны, ядерные и прочие объекты, связанные с безопасностью. Кроме того, путем административных процедур государство осуществляет контроль за экономической деятельностью, обеспечивая безопасность этой деятельности. При этом осуществление публично-властных функций государства должно быть организационно обособленно от хозяйственной деятельности.
Свобода экономической деятельности ограничивается в части поддержки конкуренции и ограничения на монополистическую деятельность. Вместе с тем фискальная политика государства не должна создавать правовых препятствий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также свободы экономической деятельности в любом субъекте РФ.
Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ)
Государство может руководствоваться в области социальной политики двумя альтернативными принципами - либо при минимальном вмешательстве в экономику создавать условия для свободной экономической деятельности на свой риск и страховой модели социального обеспечения (либеральное государство), либо при условии увеличения государственного сектора экономики осуществлять социальное обеспечение за счет государственных средств (социальное государство).
Социальное государство - это стремление равномерного содействия благу всех граждан и равномерное распределение тягот, создание преимуществ для более слабых (уравнивание и позитивная дискриминация). Практика следования этому принципу демонстрирует его негативные аспекты. Излишняя государственная опека ослабляет личную ответственность гражданина, опека в экономической сфере постепенно распространяется и на политическую область, что означает тенденцию к авторитаризму или даже тоталитаризму.
Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ)
Нормативным содержанием этого принципа является формальное равенство идей, а также запрет на вмешательство государства в регулирование сферы взглядов и убеждений. Однако сама идеология прав человека и демократии в качестве таковой не рассматривается. Более того, идеологии, опасные для неё, запрещаются на том основании, что толерантность имеет смысл до тех пор, пока не столкнется с силой, стремящейся уничтожить саму толерантность.
Светское государство (ст. 14 Конституции РФ)
Если в Средние века государственная власть находила опору в религии (считалось, что монарх получает власть от Бога), то в настоящее время государство получило другую опору в обществе - народный суверенитет. Это позволило отделить право и государство от религии. Церковь получила положение одного из общественных институтов, что означает запрет на использование государственных ресурсов для пропаганды религии или религиозного воспитания, светский характер государственного образования, запрет возложения на религиозные объединения публичных функций, формальное равенство всех религий без выделения традиционных, заслуженных, уважаемых и проч.
Признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ)
Местное управление может осуществляться государственными или общественными органами (во втором случае он именуется местным самоуправлением). В России до революции пытались ввести общественное самоуправление (в 1864), но потом в связи с неразвитостью гражданского общества перешли к государственной системе местного управления (1890 г.). Новая попытка вернуться к идее общественного самоуправления сделана в действующей конституции. Местное самоуправление предполагает активность граждан, которые активно желают решать непосредственные проблемы, например, благоустройства. Государство обязуется воздерживаться от вторжения в эту область (определяя её границы нормативными актами), и гарантирует возможность самостоятельности граждан в вопросах, не требующих государственно-властного управления.
§4. Принципы организации и осуществления государственной
власти
Государственный суверенитет (ст. 4 Конституции РФ)
Под государственным суверенитетом понимается такое свойство власти, которое состоит в абсолютном верховенстве её на определенной территории (территории государства). Суверенитет обладает признаками единства, неделимости и неотчуждаемости. Проблемы суверенитета главным образом связаны с признанием связанности государства международными обязательствами и с распределением суверенитета в федерации. На конституционном уровне закрепляется государственная независимость (государственный суверенитет) Российской Федерации, который принадлежит только федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П].
Государственная целостность (стст. 4 и 5 Конституции РФ)
Содержанием принципа государственной целостности является запрет на создание внутри государства других суверенных государств (вывод части территории в пределах государственных границ из-под юрисдикции России), а также неотчуждаемость территории иначе как в порядке, установленном федеральным законодательством. Запрет на создание суверенных государств на территории России может вступать в противоречие с правом наций на самоопределение, но как на международно-правовом, так и на конституционном уровне принцип целостности имеет приоритет и самоопределение должно осуществляется без его нарушения.
Федеративное государственное устройство (стст. 1 и 5 Конституции РФ)
Принцип федеративного устройства состоит в том, что государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти территориальные образования (субъекты федерации) обладают свойства самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в нормативных актах, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П].
В числе особенностей федеративного устройства России можно выделить национально-территориальный характер, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов.
Республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ)
В отличие от монархии, республиканская форма правления предполагает: (а) формальная конституционная законность в деятельности всех государственных органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.
Относительно определения России как парламентской или президентской республики(1) в литературе единого мнения нет. В парламентской республике (1)правительство несет политическую ответственность перед парламентом, назначается и отправляется им в отставку, (2) глава государства может избираться парламентом, (3) со стороны правительства существует контроль за решениями главы государства, который связан с неответственностью последнего (контрассигнация), (4) глава государства не имеет права вето в отношении законов, принимаемых парламентом, (5) глава государства представляет страну, но определяет внутреннюю и внешнюю политику правительство, (6) для решения кризисов отношений парламента и правительства глава государства может распустить парламент. Некоторые из перечисленных признаков (1) и (6) обнаруживаются и в России, что позволяет говорить о формальном закреплении смешанной формы правления.
Разделение властей (ст. 10 Конституции РФ)
Государственная власть осуществляется на основе разделения на на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других ([Постановление КС РФ от 22.11.2001 N 15-П]; [Постановление КС Российской Федерации от 27 января 2004 г. N 1-П] ), отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью.
Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей Президента РФ. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей.
Правовое государство (ст. 1 Конституции РФ)
Содержание этого принципа состоит в ограничении деятельности государствами правовыми нормами. Раскрывая его содержание более детально, что выделить такие составляющие, как (а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах - формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает также (е) следование иерархии правовых норм.
§5. Принципы функционирования правовой системы
(ст. 15 Конституции РФ)
Верховенство и прямое действие Конституции.
Этот принцип был раскрыт выше как одно из юридических свойств конституции (см. Тему 2), и применительно к Конституции РФ он не имеет каких-либо существенных особенностей, хотя в теории и на практике существует различное понимание этих принципов ([Постановление КС РФ от 16.06.1998 N 19-П], [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8], [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8])
Действие международного права
Конституция различает действие общепризнанных принципов и норм международного права (декларации, пакты и т.п., принятые, как правило, в рамках авторитетных международных организаций), а также международные договоры Российской Федерации. Для международных договоров предусмотрена процедура ратифицикации как условие вступления их в силу [Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ] и имплементации в российскую правовую систему. Вступившие в силу международные договоры Российской Федерации обладают большей юридической силой, чем законы, но меньшей чем конституция. Место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России не определено. Констатируется лишь, что они являются частью правовой системы, а следовательно, должны применяться как дополнительный источник правового регулирования, не имеющий приоритета над внутригосударственным законодательством.