МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра государственно-правовых дисциплинДисциплина: Конституционное право зарубежных странРЕФЕРАТпо теме: «Конституционное право Великобритании»Подготовил: Студент 567 группы факультета ЮриспруденцииОгурцов А.А. Белгород 2008 г.ПланВступительная часть1. Специфика Британской Конституции.2. Особенности статуса монарха.3. Законодательные и исполнительные органы власти.4. Основы судебной системы.5. Местное управление и самоуправление.Заключительная часть (подведение итогов)
Введение
Британский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, правовая система, характеризующаяся исключительной ролью судов, монархическая форма правления, функционирующая в демократической системе власти -- все это делает фактическую и юридическую конституцию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее для краткости -- Великобритания, хотя ни географически, ни юридически эти понятия не совпадают) уникальной и чрезвычайно интересной для исследования.
Вопрос № 1. Специфика Британской Конституции.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания занимает восьмое место в мире по объему ВВП, 16-е -- по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией), по качеству (уровню) жизни -- 13-е место. Великобритания возглавляет Британское Содружество, в которое входит около 50 государств, преимущественно небольших (страны, освободившиеся от британской колониальной зависимости).
В Великобритании нет писаной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Юридическая конституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции. Конституция состоит из четырех категорий источников - статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаем, доктринальных источников.
Статут -- акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства -- монархом. Все законы обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: Великую хартию вольностей, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., акты о престолонаследии (1751 г.), об объединении с Шотландией (1756 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о Палате общин (1978 г., 2001 г. и др.), закон о правах человека 1998 г., акты о министрах короны, закон 2000 г. о партиях, выборах и референдуме, об автономии Шотландии и Уэльса (1997 г.), о Северной Ирландии (1999 г.), о реформе Палаты лордов (2000 г.), о местном управлении (2000 г.), закон 2004 г. о конституционной реформе (создание Верховного суда, упразднение должности лорда-канцлера и др.).
Судебный прецедент -- это решения так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда и судебного комитета Палаты лордов), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к существовавшим в прошлом отдельно судам канцлера и получило название «право справедливости»). В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также многие права граждан (подданных). При решении конституционных вопросов суды ссылаются чаще на законы, а прецеденты используются как дополнительная аргументация.
Конституционные обычаи (их называют также конвенционными или конвенциональными нормами, соглашениями) сложились в процессе деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют большее значение, чем судебные прецеденты и регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты - спикера - на его почетное место), а нередко принципиальные: неприменение монархом его права вето, порядок формирования правительства; существование и роль кабинета министров, статус министров).
Доктринальные источники -- это мнения выдающихся ученых-юристов: (Блэкстона (1723--1780), Беджгота (1826--1877), Дайси (1815--1922) и др.) по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.
Конституция Великобритании во многом имеет архаичный характер. В 2003 г. создано министерство (департамент) по реформе британской конституции, возглавляемое государственным секретарем по конституционным вопросам.
С точки зрения содержания британская конституция имеет крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы общественного строя, некоторые социально-экономические права и др. в конституционном праве не урегулированы. По конституции Великобритания -- парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами, государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.
В Великобритании существует три вида гражданства: британское (граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии), гражданство зависимых территорий (граждане Британского Содружества) и гражданство зависимых территорий. Их права не совсем одинаковы, но это касается в основном вопросов пассивного избирательного права и въезда на постоянное жительство в Великобританию.
В 1998 г. в Великобритании принят закон о правах человека, который закрепляет социально-экономические, политические и личные права на уровне международных стандартов. Действует закон 2001 г. о борьбе с терроризмом, который устанавливает возможность ограничения прав личности в интересах общества и государства. Акт о свободе информации 2000 г. говорит о праве личности требовать информацию от официальных деятелей административных служб (при отказе -- обращаться в суд), кроме вопросов национальной безопасности, обороны, международных отношений, расследований, аудита, персональных данных и др.
В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления. Защита прав и интересов гарантируется также правом петиций (обращений) непосредственно к парламенту (Палате общин). Петиции граждан могут быть посланы по почте, переданы через депутата парламента от данного округа, положены в специальную сумку, которая висит сзади кресла спикера. В год поступает приблизительно 1000 петиций.
В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является англиканская протестантская церковь. Ее глава -- монарх. Решения ее синода приобретают силу после утверждения парламентом и одобрения монархом.
В 1998 и 2000 гг. приняты законы о регистрации политических партий и о партиях, выборах и референдуме. Партии создаются свободно. «Для развития партий» государство представляет им гранты, их распределяет избирательная комиссия Великобритании. Гранты выдаются только партиям, зарегистрированным в специальном реестре партий (партии должны регистрироваться). Предусмотрен очень пристальный и частый аудиторский контроль в отношении финансов партий. Все партии, представленные в парламенте, ежегодно получают дотации из бюджета для своей деятельности (для распределения выделяется 2 млн ф. ст.).
Партия, находящаяся в оппозиции, формирует свой теневой кабинет. Его члены следят за деятельностью соответствующих министров и готовятся сменить их в случае победы партии на выборах в Парламент. Лидер оппозиции и два «кнута» ее фракции в Палате общин получают небольшое жалованье из государственной казны. В результате этого оппозиция «встраивается» в государственную систему.
Средства выражения общественного мнения. Средства выражения общественного мнения опираются на конституционные обычаи свободы слова, информации. В Великобритании имеются мощные государственные средства информации, ежедневно издается около 100 общенациональных и региональных газет и журналов. Средства массовой информации действуют на основе саморегулирования (закона нет), но должны получать лицензию (разрешение, в котором практически не может быть отказано).
В связи с концепцией верховенства парламента долгое время отвергался также институт референдума. Все проводившиеся референдумы (общегосударственный в 1975 г. по вопросу о вступлении страны в Европейское сообщество, местные в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе), в Большом Лондоне были осуществлены на основе специальных законов, каждый раз принимавшихся парламентом. В 2000 г. принят закон о партиях, выборах и референдуме. Он регулирует порядок проведения общегосударственного референдума, референдумов в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии, местных референдумов. Референдумы назначаются представительными органами, общегосударственный -- парламентом Великобритании. Проект закона об общегосударственном референдуме (формулу референдума) вносят те, кто обладает правом законодательной инициативы. Формула референдума проверяется избирательной комиссией.
Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Однако в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу. Каких-либо особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила зависят только от их авторитета.
Вопрос №2. Особенности статуса монарха.
Монарх в Великобритании - это Королева (Король) - глава государства и формально источник суверенной власти.
Престолонаследие, согласно Акту 1701 г., определяется по кастилъской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей -- старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая Королева. Она -- 42-й английский монарх и 6-я Королева.
Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его нисходящих будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына -- первого наследника престола -- подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.
Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.
Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу -консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.
В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином Корона».
Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений Парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.
Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лисm (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн. ф.ст.). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале 90-х гг. Елизавета II добровольно от этого сказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.
В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью Парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения Королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно Королева открывает каждую осень очередную сессию Парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной Правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа Правительства.
Прерогатива включает право санкционирования законов, принятых обеими палатами Парламента, а также связанное с ним прерогативное право абсолютного вето в отношении законов Парламента, которое, как отмечалось выше, с 1707 г. не используется.
Прерогатива включает и право Королевы распускать Палату общин.
Что касается отношений Королевы с Правительством, то сердцевина последнего -- Кабинет -- возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе он собирается в особо торжественных случаях, а вообще кворум в нем составляют три члена. Формально существуя как совещательный орган при монархе, Тайный совет созывается на заседания по решению Королевы чаще всего в случаях принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва Парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска Палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.
Королева назначает Премьер-министра, однако, как правило, она при этом не свободна, ибо вынуждена назначить лидера партии, имеющей большинство мест в Палате общин. В противном случае, не имея доверия Палаты, Правительство вообще не смогло бы работать. Иногда, однако, оказывается, что победившая на выборах партия затрудняется с определением своего лидера, и в этих случаях монарх принимает решение по своему усмотрению. Таким образом в 1957 г. Елизавета II назначила Премьер-министром Г. Макмиллана, а в 1963 г. -- А. Дугласа-Хьюма, которые именно в силу этого назначения стали лидерами партии консерваторов. Более того, в 1974 г. результаты выборов в Палату общин не дали ощутимого преимущества ни одной из партий, и Королева сама приняла решение о сформировании Правительства лейбористами. Королеве принадлежит и право назначения министров. Правительство действует от имени Короны, это -- Правительство Ее Величества.
В судебной сфере монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.
Монарх -- главнокомандующий Вооруженными силами, хотя воинское звание самой Королевы -- полковник. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия.
Королева возглавляет Содружество (Commonwealth), включающее около 50 государств, из которых 17, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество -- это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями.
Во внешнеполитической сфере Королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.
Наконец, своеобразие статуса британской Королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую -- в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов Церкви Англии.
Все акты Королевы подлежат контрасигнатуре Премьер-министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за акты Королевы, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет Правительство.
Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства к достойному выполнению своей функции и затем многолетним опытом.
Вопрос №3. Законодательные и исполнительные органы власти.
Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской неписаной конституции парламент -- триединое учреждение: юридическое понятие парламента включает главу государства (монарха), Палату лордов и Палату общин. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.
Палата общин состоит из 646 членов (по состоянию на 2005 г. Громыко А. Всеобщие выборы в Великобритании 2005 года: итоги и последствия / Сравнительное Конституционное обозрение. № 3 (52). 2005. С. 5.). Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет. Активное избирательное право предоставляется гражданам Великобритании, достигшим 18 лет, а также гражданам Ирландской Республики и гражданам Британского Содружества, постоянно проживающим в Великобритании в данном избирательном округе. Граждане Великобритании, постоянно проживающие за границей, имеют право участвовать в выборах в парламент только в течение пяти лет после того, как они покинули страну. Пассивное избирательное право предоставляется британским и ирландским гражданам с 21 года. Регистрация избирателей в списках избирателей (регистрационных списках) обязательна, согласно закону о народном представительстве 2000 г. учет избирателей ведется органами местного самоуправления по избирательным округам. Ежемесячно списки уточняются. Существует специальное должностное лицо -- регистратор, есть должностное лицо, которое контролирует подсчет голосов и оглашает результаты выборов.
Активным и пассивным избирательным правом не обладают: судьи (кроме мировых), лица, признанные судом банкротами (в течение 5 лет), гражданские служащие, лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы по приговору суда (включая условно освобожденных от наказания); на определенный срок (5 - 10 лет) лишаются этого права судом лица, осужденные за мошенничество на выборах. Наследственные лорды, не заседающие теперь в палате лордов, с 2000 г. получили избирательные права, равно как с 2001 г. -- священной государственной (англиканской протестантской) церкви. Лорды, заседающие в Палате лордов, таких прав не имеют. Участие в голосовании -- добровольное, выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей.
По закону для выдвижения кандидатов в Палату общин достаточно заявления одного избирателя (в том числе самого кандидата), поддержанного подписями 10 избирателей. На практике же кандидатуры выдвигаются партиями. Регистрация кандидата осуществляется при уплате избирательного залога и 500 ф. ст., который не возвращается, если кандидат не соберет хотя бы 5% голосов избирателей, что бывает крайне редко, так как сами кандидаты осмотрительны, а партии при их отборе учитывают такой фактор, как их популярность среди населения. Закон о политических партиях, выборах и референдуме 2000 г. детально регулирует финансирование политических партий. Казначей партии обязан четыре раза в год (за квартал) представлять в Избирательную комиссию (центральную) отчет о всех пожертвованиях, превышающих 5 тыс. ф.ст. с указанием лиц, давших партии более 5 тыс. ф.ст., а в отдельных случаях -- более 1 тыс. ф.ст. Лицо, пожертвовавшее партии более 5 тыс. ф.ст., должно к 31 января представить в комиссию сведения о себе и указать, какой партии (партиям) оно давало пожертвования и сколько. Другие законы устанавливают, что общегосударственные партии не вправе расходовать на избирательную кампанию более 20 млн ф.ст., непартийные объединения -- более 1 млн ф.ст. В отличие от США в Великобритании компаниям разрешается делать пожертвования, но предварительно проводить голосование акционеров по этому вопросу (по крайней мере решать его в принципе каждые четыре года). Вместе с тем, в отличие от такой гласной формы финансирования политических партий как «пожертвования», ссуды обнародовать в Великобритании не требуется. Что в свою очередь, в последнее время, вызывает споры и дискуссии у заинтересованных сторон и избирателей. В этой связи предлагается провести реформу администрирования выборов Российская газета. 23.03.2006 г..
Округа по выборам в парламент одномандатные. По закону они должны быть приблизительно равными по численности населения, но их границы пересматриваются раз в 8 -- 12 лет, поэтому бывали ситуации, когда самый большой избирательный округ в четыре раза больше самого малого.
В соответствии с законом 2000 г. создана общегосударственная избирательная комиссия, формируемая спикером нижней палаты парламента (многие лица входят туда в соответствии с занимаемой государственной должностью, другие -- от партий), свои избирательные комиссии созданы в Англии, а также во всех трех автономиях (Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии). На местах обязанности по организации выборов возлагаются на шерифов графств -- должностных лиц, ответственных за общественный порядок (они поручают организовать выборы чиновнику по регистрации избирателей), либо на председателей местных советов; им помогают муниципальные чиновники и неоплачиваемые активисты партий. На избирательных участках создаются избирательные комиссии. Голосование возможно по почте, по доверенности (не более двух доверенностей).
По результатам последних выборов в палату, состоявшихся в мае 2005 г., лейбористы завоевали 356 мандатов из 646, консерваторы - главная оппозиционная сила страны последние 10 лет - 197 мандатов, либерал-демократы - 62 мандата Громыко А. Всеобщие выборы в Великобритании 2005 года: итоги и последствия / Сравнительное Конституционное обозрение. № 3 (52). 2005. С. 5..
Депутаты обладают ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Депутат может быть лишен полномочий решением палаты. Он имеет ограниченный индемнитет: он не распространяется на клевету, мятежные речи, оскорбления монарха, парламента, лиц, выполняющих властные функции, и др. Наказанием может быть лишение слова, приостановление депутатского мандата (это делает спикер -- председатель Палаты общин). Депутаты имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. Жалованье, выплачиваемое депутатам (56 тыс. ф. ст. в год), считается чуть ли не самым низким по сравнению с другими развитыми странами, но парламентарий вправе зарабатывать деньги вне парламента (он должен заявить об этом в регистре интересов членов парламента). Депутаты активно работают в своих избирательных округах, так как их переизбрание в конечном счете зависит от избирателей, даже если руководство партии вновь выдвинет их кандидатуры. По выходным дням, а то и дважды в неделю они посещают свои избирательные округа, ведут прием, организуют встречи с избирателями.
Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты (на деле избирается палатой, фракцией большинства) и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным. Избирается спикер с соблюдением конституционного обычая: он упирается, когда идет к председательскому месту, и его как бы силой ведут два дюжих депутата. У спикера Палаты общин большие полномочия. Он предоставляет слово для выступлений (не обязательно в определенной последовательности), отклоняет без голосования некоторые предложения по ведению заседания (например о прекращении прений), лишает слова, назначает председателей постоянных комитетов, передает им законопроекты. Он может прекратить прения по своему решению, если его решение поддержано не менее чем 100 депутатами (большинства не требуется). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам.
В палате есть пристав, отвечающий за безопасность, клерк (секретарь) с двумя помощниками. В Палате общин образуются постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, проводят парламентские расследования и т.д. Существуют три вида комитетов: неспециализированные, обозначаемые буками латинского алфавита (А, В, С и т.д.), им спикер передает законопроекты по своему усмотрению; специализированные, сессионные, создаваемые на период сессии (по привилегиям, по петициям и др.). Для расследований и по другим вопросам создаются следственные комиссии. Для обсуждения срочных вопросов, финансовых биллей, национализации, приватизации создается Комитет всей палаты. Кроме того, есть объединенные комитеты обеих палат (например, по проверке делегированного законодательства). Некоторые постоянные комитеты теперь создаются и в Палате лордов.
В парламенте создаются партийные фракции (четыре фракции имеются даже в Палате лордов, но у них нет партийной дисциплины). Дисциплину поддерживают большой «кнут» и «кнуты» (их до 10 в каждой партийной фракции). «Кнуты» назначаются лидером партии, и в правящей партии занимают должность младшего министра правительства. Помимо поддержания дисциплины они информируют фракцию о позиции правительства (кабинета) по тем или иным вопросам и организуют дебаты (заранее опрашивают депутатов о возможных выступлениях), участвуют в формировании повестки дня. В нижней палате парламента существует строгая партийная дисциплина, но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Поэтому бывает, что депутаты, особенно «заднескамеечники», голосуют вместе с другой фракцией. Депутаты могут переходить из одной фракции в другую, не подвергаясь за это санкциям.
В 1967 г. создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмена) по делам администрации. Он назначается правительством до достижения 65-летнего возраста и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти. Жалобы граждан на действия министерств и ведомств передаются уполномоченному только через депутата данного избирательного округа. Уполномоченный расследует их только в том случае, если по характеру дела нельзя обратиться в общий или административный суд в учреждении. Уполномоченный при назначении им расследования вправе требовать представления документов, вызывать свидетелей, экспертов, но никаких обязывающих решений принимать не может. Он лишь составляет доклад, который передает депутату по данному округу (последний может поставить вопрос в палате), или представляет его в специальную парламентскую комиссию по делам уполномоченных парламента (есть также уполномоченные -- омбудсманы по другим вопросам, в том числе по здравоохранению), и та принимает свои меры (в частности, возможно обсуждение вопроса на пленарном заседании).
Кворум для заседания нижней палаты (но не для принятия закона) -- 40 депутатов. Палата общин заседает ежедневно (кроме субботы и воскресенья). В конце каждого дня заседаний палаты по предложению «заднескамеечников» (рядовых депутатов) проводятся получасовые дебаты по частным вопросам, решения не принимаются. Дела палаты ведет секретарь (клерк) -- должностное лицо, назначаемое без ограничения срока монархом (фактически премьер-министром). У него есть свои подчиненные.
Палата лордов до 1999 г. формировалась в основном по наследственному признаку (около 2/3 палаты составляли пэры, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона). В 1999 г. в соответствии с реформой Палаты лордов из ее состава исключены 759 человек (временно оставались 92 человека, в 2004 г. и они исключены). Численность Палаты лордов стала составлять около 580 человек (она постоянно изменяется в связи с присвоением дворянских званий и включением таких лиц в Палату лордов).
В 2003 г. принят план правительства и создана комиссия правительства по новым назначениям в Палату лордов. Все эти меры, а также предполагаемые изменения в Палате общин рассматриваются как конституционные реформы, планируемые вновь созданным министерством (департаментом) по реформе конституции. В настоящее время в состав Палаты входят пожизненные пэры (титул присваивается монархом по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству), духовные лорды (два архиепископа и 21 епископ англиканской церкви), «судебные лорды», или «лорды по апелляции» (12 пожизненно назначаемых монархом судей, они с 2004 г. образуют Верховный суд Великобритании).
В Палате лордов председательствовал лорд-канцлер, назначавшийся премьер-министром (формально -- монархом). С 2004 г. председательствует избираемый спикер. Должность лорда-канцлера упразднена. Кворум в палате -- три лорда, заседания происходят на основе саморегулирования, в частности нет ограничений для продолжительности выступлений. Дела палаты ведет клерк, назначаемый палатой (у него есть подчиненные).
Компетенция парламента. Главная функция парламента - законодательная. Хотя проект закона может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается Палатой общин и лишь затем передается в Палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. В Великобритании среди законопроектов (и соответственно законов) различаются публичные и частные. Первые вносятся депутатами обычно через министров, вторые (локального и персонального характера) -- в форме петиций. Подавляющее большинство законопроектов принимается по инициативе правительства, для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю.
Законопроект рассматривается в трех чтениях, в первом чтении клерк палаты обычно лишь зачитывает его заголовок (возможна и дискуссия), во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта (наделе это и есть первое чтение), после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Перед этой стадией и в процессе ее проводится особенно активная работа: согласование позиций членов комитета, представляющих различные партии, подготовка экспертных заключений по важным законопроектам и т.д. Для активизации работы после второго чтения палата может объявить себя комитетом всей палаты. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона (акта) требуется большинство голосов общего числа членов палаты, в связи с чем именно в такие периоды «кнуты» развивают особенно бурную деятельность, обеспечивая участие в голосовании членов своей партии.
Если проект принят, он передается в Палату лордов, где происходит аналогичная процедура. Палата лордов может внести поправки (тогда их обсуждает Палата общин), может отклонить билль. Для поисков согласия используется «правило челнока». Если соглашение не достигнуто, проект откладывается до следующей сессии (это и есть вето палаты лордов), но на ней Палата общин может принять билль простым большинством голосов, и вето уже не может быть использовано. Поскольку происходит одна сессия в год, это значит, что Палата лордов может задержать законопроект максимум на год.
Парламент Великобритании принимает немного законов по сравнению с другими странами -- приблизительно 100 в год, и большинство из них -- частные. Правда, с приходом к власти лейбористов, которые по существу реформируют всю политическую систему, законодательная активность парламента резко возросла. В парламенте Великобритании нет электронного голосования. Обычно голосуют возгласами, «ногами» (выходя в разные двери для голосования «за» и «против», а счетчики подсчитывают голоса). Новые правила парламентской процедуры 1998 г. также не предусматривают электронного голосования (предложения ввести его были отвергнуты), но они ввели трансляцию заседаний парламента по радио и телевидению.
Традиционно к полномочиям Палаты общин относят финансовые полномочия. Закон о бюджете финансовые и «денежные» законы (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль -- финансовым или «денежным», принимает спикер Палаты общин) обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия Палаты лордов.
Парламент Великобритании (практически Палата общин) осуществляет контроль деятельности правительства. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед Палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр. Вопрос о вотуме доверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом. Применяется этот институт очень редко, в XX в. было всего два таких случая. Резолюция порицания (т.е. вотум недоверия) предлагается оппозицией и вносится довольно часто, но почти всегда отклоняется партийным большинством.
Наиболее частой формой контроля Палаты общин являются письменные и устные вопросы к премьер-министру (для них отводится специальное время два раза в неделю по 15 минут) и к министрам («час вопросов» бывает четыре дня в неделю -- это 45 минут сразу после молитвы при открытии пленарного заседания). Министр может отказаться отвечать по вопросам общественной безопасности, коммерческой тайны, личного, характера. Однако если вопрос касается предполагаемого неэтичного поведения министра и задан ему без каких-либо порочащих намеков, он должен отвечать. Министр может отказаться отвечать на вопрос, если считает, что для подготовки ответа необходимы затраты, превышающие 200 ф. ст. Обычно каждый министр один раз в месяц отвечает на вопросы.
Формой контроля являются дебаты по общим вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозицией. В связи с этим премьер-министр регулярно выступает перед парламентом и каждый министр кабинета выступает раз в месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии.
Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону -- 95 человек), обычно это 75--80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей (лорд-хранитель печати и др.), младших министров (в том числе кнутов фракции правящей партии), секретарей. Ранг министров имеют генеральный прокурор (он же -- генеральный атторней) -- юридический советник правительства, его представитель в суде. Титул государственного секретаря используется для важнейших министров: иностранных дел, внутренних дел и др. Правительство может включать только членов парламента (в том числе палаты лордов, что обычно делается).
Правительство как коллегиальный орган никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава формируется более узкий кабинет ведущих министров (18--23 человека, в 2003 г. -- 21), в их числе государственные секретари внутренних дел и обороны, канцлер казначейства и др. Кабинет созывается на заседания и принимает решения. Чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» -- несколько министров, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета. Деятельность кабинета носит закрытый характер. Закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет. Решения на заседаниях кабинета принимаются без голосования.
Главную роль в управлении страной играет премьер-министр. Он составляет правительство, представляет на подпись (иногда -- на устное одобрение) монарху правовые акты и сам контрасигнует их, в любой момент может предложить монарху распустить нижнюю палату парламента с назначением новых выборов (что монарх всегда делает) и т.д. Министр, не согласный с решением премьера и кабинета, должен уйти в отставку. При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов -- комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Юридическим советникам правительства (кабинета, а точнее, премьер-министра) является Генеральный атторней (его заместитель -- Генеральный солиситор).
Для исполнения законов парламента правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, а от имени отдельных министров. Кроме того, парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент до или после принятия, на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законодательству. Согласно закону 2001 г. о реформе регулирования министр может своим приказом вносить изменения по конкретным случаям в некоторые законы и подзаконные акты. Эти изменения в течение 60 дней должны быть рассмотрены парламентом, утверждены или отменены. Нельзя вносить изменения в акты, принятые менее чем два года назад. Изменения могут вноситься только в акты, налагающие обременения на лиц, а также в законы Шотландии. Речь идет в основном об освобождении некоторых физических и юридических лиц от налогов и других платежей государству. Актов делегированного законодательства принимается приблизительно 2 тыс. в год, тогда как законов -- не более 100.
Министерства имеют отделения на местах (делегатуры), с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).
Новеллами в государственном строительстве Великобритании стало введение региональных представительных органов: парламентов Северной Ирландии и Шотландии и Ассамблеи Уэльса. Получение мандатов в них основывается на одноименных актах Парламента Великобритании: Акты о Северной Ирландии 1998, 2000 гг., о Шотландии 1998 г. и об управлении Уэльсом 1998 г.
Участие Великобритании в Европейском Союзе обусловливает непосредственное избрание ее гражданами членов Европейского парламента. Закон о выборах Европейской ассамблеи 1978 г., переименованный Законом о внесении изменений в акты о Европейских сообществах 1986 г. в Закон о выборах в Европейский парламент, устанавливал мажоритарную систему относительного большинства по многомандатным округам для избрания 87 депутатов. Сейчас она сохранилась только в Северной Ирландии. Для остальной части Великобритании Законом о выборах в Европейский парламент 1999 г. введена пропорциональная избирательная система.
Вопрос №4. Основы судебной системы.
Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению (последний раз в 2004 г.), но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной, даже запутанной (по существу действуют разные системы в Англии, Шотландии, Северной Ирландии, на островных территориях), но работают суды эффективно.
Низшая судебная инстанция по гражданским делам -- помощники судей в графствах. Они могут рассматривать дела с незначительной ценой иска. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют общественные магистраты -- граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя они могут иметь и иногда имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей (их приблизительно 30 тыс. человек), половина из них -- женщины. Вознаграждения за свою деятельность они, как правило, не получают. Магистраты (мировые судьи), имеющие юридическое образование, рассматривают дела единолично, не имеющие -- коллегиально (два-три судьи).
Более крупные гражданские дела (с суммой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают коллегиально суды графств (таких судов около 350). Те уголовные дела, которые неподсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны (королевскими судьями). Суд короны может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи.
Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей (10 или 12 человек). Присяжными могут быть лица в возрасте 18--70 лет, проживающие в стране не менее пяти лет. Уклонение от обязанностей присяжного влечет штраф в 1000 ф.ст. (это приблизительно две трети среднего месячного дохода британца). По судебной реформе 2003 г. число дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных, существенно уменьшено.
Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда правосудия (юстиции). Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом -- главным судьей, канцлерского суда (суда справедливости), возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей-председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения (например, канцлерский суд рассматривает дела с применением права справедливости, дела, не регулируемые общим правом, -- вопросы авторского, изобретательского права). Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей, которые образуют несколько коллегий, каждая из трех судей. Коллегии рассматривают апелляции на решения отделений Высокого суда (одна из коллегий рассматривает апелляции на решения по уголовным делам).
Все три упомянутых судебных органа -- Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда -- высшими судами, а все они вместе назывались до 2004 г. Верховным судом. Они вправе создавать судебные прецеденты. Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях -- Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию -- Верховный суд, созданный в 2004 г. (в его составе 12 судей -- бывших судебных лордов упраздненного Судебного комитета тайного совета в Палате лордов).
В Шотландии длительное время действовала система судов, построенная с учетом старофранцузского права. С 2003 г. применение старофранцузского права в Шотландии прекращено, система судов в Шотландии теперь строится по английскому образцу.
В Великобритании имеются военные суды, церковные суды (для лиц духовного звания), промышленные трибуналы, рассматривающие жалобы на дискриминацию на предприятиях, административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции, подобными существующим во Франции или в Германии. Трибуналы специализируются в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Кроме того, они состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих, неотложных вопросов (например, о заработной плате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд.
В 2001 г. создан Административный суд, рассматривающий жалобы на чиновников. Суды издают судебные приказы с требованием прекратить нарушение закона под страхом наказания.
Все судьи в Великобритании назначаются: высшие суды -- короной (по рекомендации лорда-канцлера, министра, ведающего юстицией, до 2003 г.), низшие -- самим министром. Судьи в Великобритании могут быть подвергнуты импичменту -- смещены по решению обеих палат парламента. Исполнением решений судов ведают шериф графства и назначаемый им бейлиф.
Вопрос № 5. Местное управление и самоуправление.
Великобритания -- унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. В правительстве Великобритании есть государственные секретари по вопросам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В 2000 г. Англия разделена на четыре региона, где создаются ассамблеи и формируемые ими исполнительные органы. Особое положение занимают несколько мелких островов (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.), имеющие свои законодательные органы (издают акты по местным вопросам). Кроме того, Великобритания имеет владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар, Фолклендские острова. В них назначаются губернаторы (лейтенант-губернаторы).
Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией, но с 1972 г. из-за постоянных террористических актов, противоречий католиков и протестантов местный Парламент не действовал, осуществлялось прямое правление из Лондона (через министра по делам Северной Ирландии). В 2000 г. принят закон о Северной Ирландии. Он опирается на международное соглашение, в котором, в частности, участвовала Ирландская Республика. Создана Ассамблея Северной Ирландии (108 человек), избираемая по многомандатным округам (по шесть членов Ассамблеи от каждого), по системе единственного передаваемого голоса (одна преференция). Ассамблея вправе принимать местные законы по вопросам хозяйства, финансов, местных налогов, общественной безопасности, здравоохранения, образования, защиты природных ресурсов. Имеется исполнительный орган, но права государственного секретаря по Северной Ирландии шире, чем права таких должностных лиц по Шотландии и Уэльсу. Кроме того, созданы британско-ирландский совет, британско-ирландская межправительственная конференция, которые призваны гарантировать мир, прекращение столкновений между католиками и протестантами в Северной Ирландии.
По законам 1998 г. Шотландия и Уэльс получили с 2000 г. автономию: Шотландия -- политическую, Уэльс -- административную. Парламент Шотландии, восстановленный через 300 лет (129 депутатов), избирается по смешанной системе (мажоритарной и пропорциональной). Он принимает законы по вопросам хозяйства, финансов и налогов региона, общественной безопасности, здравоохранения, образования, защиты природных ресурсов. Шотландский парламент вправе устанавливать местные налоги; он контролирует сферу здравоохранения, образования, но политика в области обороны, международных дел, валютного и денежного регулирования останется за центром.
Национальная ассамблея (собрание) Уэльса (60 членов), также избираемая на четыре года по смешанной системе, законов не издает. Она принимает постановления по вопросам экономического развития автономии, образования, культуры и экологии. Уэльс сам (а не министр -- государственный секретарь по делам Уэльса) будет распоряжаться дотациями из центра (8 млрд ф. ст.). Представительные органы Шотландии и Уэльса, как и в Северной Ирландии, создают свои исполнительные комитеты, которые вправе принимать нормативные акты, подлежащие утверждению представительным органом. С 2003 г. вопросами Шотландии и Уэльса занимается министерство по конституционным вопросам.
Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Некоторые из островов (например, о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от короны и управляются местным владельцем.
Территория Англии, Северной Ирландии и Уэльса разделена на графства (39 -- в Англии, 22 -- в Уэльсе, 26 -- в Северной Ирландии), а графства -- на округа (их всего 339). Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах созданы советы и мэры, имеются совет и мэр. Большого Лондона (с 2000 г.).
Округа в графствах (в каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины -- низовое звено административно-территориального деления.
Закон о местном управлении 2000 г. установил единообразие в системе местного управления, хотя он предлагает несколько моделей отношения совета -- мэра и разные способы их выборов. Теперь во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на четыре года.
Советы вправе издавать нормативные акты, имеющие подзаконный характер. Они должны быть утверждены соответствующим министром и опубликованы. Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах), жителей -- лиц, обладающих избирательным правом. На этих собраниях избирается председатель (староста). В выборах советов могут участвовать граждане Содружества (не только Великобритании), а также граждане Ирландской Республики, удовлетворяющие избирательным цензам и проживающие на территории данного совета. На выборах окружных советов каждый избиратель имеет столько голосов, сколько избирается членов совета (кумулятивная система). Некоторые округа могут быть многомандатными, в них используется пропорциональная система. Из состава совета образуются специальные комиссии. Комиссии ведают различными сферами местной жизни (дороги, рынки, противопожарная служба, социальное обслуживание населения и др.) и нанимают для этого муниципальных чиновников, утверждаемых советом на пленарных заседаниях.
Возможны три варианта управления, выбор которых определяется гражданами при принятии устава (с 2000 г.): 1) мэр -- кабинет (мэр избирается прямыми выборами, назначает заместителя и создает кабинет (до девяти человек); 2) лидер-мэр -- кабинет (мэр избирается из состава совета и либо он, либо совет создает кабинет); 3) мэр -- управляющий (мэр избирается прямыми выборами, но управлением занимается назначенный по контракту советом управляющий (главный администратор). Иногда создаются советы соседских общин, но только для выражения мнения населения, исполнительных органов они не имеют.
Назначенных на места чиновников общей компетенции для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра существует. Во-первых, наряду с законами парламента министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб (например, министр внутренних дел по вопросам муниципальной полиции).
Во-вторых, существует институт адаптивных законов; по существу, это не законы парламента (хотя бывают и такие), а типовые инструкции министерств (особенно по делам местного самоуправления), которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов.
В-третьих, контроль осуществляется в форме министерского инспектирования, правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т.д.). Если результаты работы при инспектировании признаются неудовлетворительными, соответствующие полномочия местных советов могут быть переданы чиновникам, назначенным министром, или другим органам местного самоуправления, что бывает очень редко.
В-четвертых, министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся, «нечестные действия».
В-пятых, контроль обеспечивается за счет того, что многие чиновники муниципального управления (например, по руководству местной полицией) должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.
Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. Кроме того, в каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд. Министры вправе обращаться в суд с исками против незаконных, по их мнению, действий органов местного самоуправления. Наконец, с 1974 г. действует специальный комиссар парламента (омбудсман) по делам администрации местного самоуправления. Реформы 70-х, затем 90-х гг. и 2000 г. усилили контроль центра над местным самоуправлением, расширили дискреционные полномочия центральных властей. Созданы новые независимые публичные агентства (корпорации), к которым переходят некоторые полномочия местного самоуправления. В зависимых территориях имеются свои законодательные и исполнительные органы, но их полномочия ограничены назначаемым короной губернатором.
Заключение
Таким образом, особенности британской конституции выражаются прежде всего в специфике ее формы. Большинство специалистов конституционного права характеризует эту конституцию как неписаную. Вместе с тем, возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет столь прочный и надежный фундамент в виде общего права, высокой правовой культуры и известного английского консерватизма, что в этой стране до сих пор просто не возникало необходимости в укреплении каркаса отношений между человеком, обществом и государством путем принятия единого законодательного акта с повышенной юридической силой.
Литература:
1. *Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. Гл.10.
2. *Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - с. 279-294.
3. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1998. Гл. 1., т.3. гл.14
4. *Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 15.
5. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. - М.: Юриспруденция, 2001. - с. 279-294.
6. *Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл.16.
7. *Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. 1998. №4-5.
8. *Попов В.А. Английская судебная система // Право и экономика. 2001. №8. - с. 35-42.
9. *Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие. - 2-е изд. - М., 2002. гл. 6,7,12
10. *Лейланд П. Право знать в Великобритании закон о свободе информации 2000 года: Новая открытость или упущенная возможность//Сравнительное конституционное обозрение. 2005. №1(50) - С. 10-22.
ЛитератураОсновная литература*Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. Гл.10.*Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - с. 279-294.*Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1998. Гл. 1., т.3. гл.14*Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 15.*Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. - М.: Юриспруденция, 2001. - с. 279-294.*Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл.16.Дополнительная литература1. *Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. 1998. №4-5.
2. *Попов В.А. Английская судебная система // Право и экономика. 2001. №8. - с. 35-42.
3. *Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие. - 2-е изд. - М., 2002. гл. 6,7,12
4. *Лейланд П. Право знать в Великобритании закон о свободе информации 2000 года: Новая открытость или упущенная возможность//Сравнительное конституционное обозрение. 2005. №1(50) - С. 10-22