Рефераты

Конституционное право зарубежных стран

p align="left">9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. -- М.: Норма, 2007

10. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. -- М.: Юристь, 2006.

11. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. -- М.: Юристь, 2001.

12. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. -- М.: Инфра-М, 2000.

13. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -- 10-е изд., перераб. и дополн. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

14. Чернышева О.В. Церковь и демократия: Опыт Швеции. -- М.: Наука, 1994.

15. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. -- М.: Формум--Инфра-М, 1998.

ТЕСТЫ

1. Созданная в Муритании Партия чистого неба обратилась для регистрации, как это и предусмотрено законом, в министерство юстиции и представила для регистрации следующие документы: А -- статью из общенациональной газеты, принадлежащей государству, за подписью председателя партии, где охарактеризованы принципы партии, ее цели, идеологические установки: Б - учредительный протокол собрания партии: В - письмо министра информации, который подтверждает, что документы партии, ее программные цели соответствуют закону, что партия действительно имеет политический характер и участвует в политической жизни; Г - устав партии; Д - список ее членов, занимающих государственные должности: Е -- список руководителей партии; Ж -- анкеты о данных членов руководства; 3 -- данные о финансовых средствах и имуществе партии; И - документ о целях партии Назвать (перечислив буквы) какие документы являются излишними и какие нео6ходимыми. Чего недостает?

Группа медицинских работников создала организацию «Вылечим любого» и просит зарегистрировать ее как политическую партию. В ее программном документе, направленном регистратору, указано, что главная цель партии -- объединение медицинских работников для повышения их квалификации, обмена опытом, улучшения медицинского обслуживания. Вместе с тем говорится, что партия не отказывается от критики правительства, и будет требовать увеличения бюджетных ассигнований на медицинское обслуживание. Все документы оформлены правильно. Регистратор в регистрации отказал. Он поступил: А -- верно; Б -- неверно. Объясните, почему?

Работники государственного предприятия «За новый путь» после работы в комнате отдыха начали собрание с целью создать новую политическую партию «3аветные рубежи» и ее местное отделение на предприятии. Однако директор предприятия потребовал собрание закрыть, заявив, что нужно было его уведомить о собрании заранее. А - он поступил верно; Б -- он поступил неверно; В -- он поступил правильно, но его довод неверен. Какой довод мог быть приведен?

В Великобритании действует несколько политических партий, но до 1997 г. много лет у власти стояла одна -- консервативная партия. Ее теперь сменила лейбористская. Обе эти партии время от времени сменяют друг друга у власти. Другие партии правительство не формируют. В Великобритании: А -- фактическая двухпартийная система; Б -- юридически многопартийная система; В -- юридически двухпартийная система; Г -- фактически многопартийная система; Д - фактически однопартийная система.

Крупнейшее профсоюзное объединение АФТ-КПП на своем съезде выдвинуло пять кандидатов в палату представителей Конгресса США. Они не были включены в избирательные бюллетени по соответствующим одномандатным округам. Это решение избирательных органов: А - верно; Б - неверно. Объяснить, почему?

Тема 6. Основы организации государственной власти в зарубежных государствах.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Государственная власть как институт конституционного права.

Принцип разделения властей в конституциях и на практике.

Конституционная концепция единства государственной власти.

Новые конституционные положения о единстве и разделении власти.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Баренбойм П.Д. Три тысячи лет доктрины разделения властей: Суд Сьютера. Изд. 2-е. - М.: РОССПЭН, 2003.

2. Баренбойм П.Д. Дух конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей // Законодательство и экономика. -- 2004. -- № 1.

3. Барнашов A.M. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. -- Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1988.

4. Баренбойм П.Д.. Мишин А. А. Взаимоотношения президента и конгресса в бюджетном процессе // Проблемы американистики. -- М.: МГУ, 1986.-№4.

5. Васильева Т.А. Реформы государственных институтов в Италии // Государство и право. -- 1993. -- № 3.

6. Воробьев В.П. Высшие органы государства Израиль. -- М: МГИМО.2002.

7. Гололобов Д.В. Корпоративный и государственный шантаж. // Законодательство и экономика. -- 2004. -- № 4.

8. Государство, право и международные отношения в странах западной демократии. -- М.: ИГП РАН, 1993.

9. Гримо Ж. Организация административной власти во Франции. -- М.:Интратэк-Р, 1994.Ермаков Д.Н. Формирование перонистской концепции социальной государственности и формы ее реализации в аргентинском законодательстве // Государство и право. -- 2002. -- № 8.

10. Как управляется Китай / Рук. колл. Л.М. Гудошников. -- М.: Ин-т Дальнего Востока, 2001.

11. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. -- М.: Инфра-М. -- Норма, 2007

12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2007.

13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - Т. 1--2. - 3-е изд. - М: Бек, 2007.

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. -- М.: Бек, 2007.

15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. -- М.: Норма, 2007

16. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. -- М.: Юристь, 2006.

17. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. -- М.: Юристь, 2001.

18. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. -- М.: Инфра-М, 2000.

19. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -- 10-е изд., перераб. и дополн. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

20. Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. - М.:МГУ, 1972.

21. Мишин А.А. Государственное право США. -- М.: Наука, 1976., Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. -- М.: Наука, 1984.

22. Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств. -- М: Юрид. Лит., 1995.

ТЕСТЫ

1. В конституциях, законах, литературе различных стран названы следующие ветви государственной власти: А -- муниципальная; Б - публичная; В -- законодательная; Г -- прокурорская; Д -- судебная; Е - государственное управление; Ж - исполнительная; 3 -- избира-тельная; И -- партийная; К -- учредительная; Л -- корпоративная. Перечислите буквы с названиями, встречающимися в конституциях.

Горизонтальное разделение власти - это между: А -- федерацией и ее субъектами; Б - публичной государственной властью и публичной властью территориального коллектива; В -- законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти.

3. Вертикальное разделение властей: А - подчинение исполнительной власти законодательной; Б -- подчинение судей только закону и своей совести; В - вертикаль исполнительной власти; Г - отношения федерации с ее субъектами.

4. Концепции единства и разделения власти: A - не сочетаются. Б -- сочетаются; В - сочетаются при определенном толковании этих концепций. Дать аргументацию по каждому ответу:

Тема 7. Формы правления в зарубежных странах.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Монархия и ее разновидности.

Республика и ее разновидности.

Смешанные формы правления.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Ардан Ф. Франция: Государственная система. -- М.: Юрид. лит., 1994.

2. Берк Э. Размышления о революции во Франции. -- М: Рудоми-но, 1993.

3. Демишель А., Демишель Ф., Пикельмаль М. Институты и власть во Франции. -- М.: Прогресс, 1977.

4. Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти. -- М.: Юристь, 2002.

5. Каленский В.Г. Политическая наука в США. -- М.: Юрид. лит., 1969.

6. Карлейль Т. Французская революция: История. -- М.: Мысль, 1991.

7. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. -- М.: Инфра-М. -- Норма, 2007

8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2007.

9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - Т. 1--2. - 3-е изд. - М: Бек, 2007.

10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. -- М.: Бек, 2007.

11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. -- М.: Норма, 2007

12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. -- М.: Юристь, 2006.

13. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. -- М.: Юристь, 2001.

14. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. -- М.: Инфра-М, 2000.

15. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -- 10-е изд., перераб. и дополн. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

ТЕСТЫ

1. Конституция (Основной закон) Саудовской Аравии 1992 г. устанавливает, что власть исходит от народа, но акты, имеющие силу закона, принимает монарх после обсуждения в совете аш-шура. Конституция Кувейта 1962 г. устанавливает, что существует парламент, право вето короля (эмира) может быть опрокинуто решением 2/3 состава парламента, чего не бывает, а парламент принемает законы только с санкции монарха, министры отвечают перед королем (эмиром) и назначаются им: А - Саудовская Аравия - типичная абсолютная монархия; Б - Саудовская Аравия - дуалистическая монархия; В - Саудовская Аравия - абсолютная монархия с некоторыми внешними признаками конституционной; Г - Кувейт - абсолютная монархия; Д - Кувейт - дуалистическая монархия; Е - Кувейт - конституционная монархия, но не дуалистическая с точки зрения фактических отношений ветвей власти.

2. Парламент Италии проголосовал за доверие правительству, сформированному партийным большинством в парламенте. Президент своим декретом назначил правительство, не включив а его состав двух членов от партии «Черный крест». Италия: А -- парламентарная республика; Б -- президентская республика; В - полупрезидентская республика; Г -- президент поступил верно; Д -- президент поступил неверно.

3. Президент США -- глава государства в президентской республике с согласия Сената назначил министром образования мистера Смита. Нижняя палата -- Палата представителей возражает против назначения и приняла решение о недоверии мистеру Смиту. Как должен поступить президент: А -- сместить министра; Б -- оставить его на посту: В - обратиться к Сенату - верхней палате, чтобы она подтвердила свое согласие о назначении мистера Смита; Г -- распустить парламент с назначением даты новых выборов.

4. Президент Украины получил согласие парламента -- Верховной Рады на назначение премьер-министра Кабинета министров, назначил его, а затем самостоятельно назначил всех членов Кабинета. Верховная Рада одобрила программу правительства. Через год был выражен вотум недоверия правительству. В соответствии с Конституцией оно подало в отставку и президент уволил его. Украина: А -- президентская республика; Б -- парламентарная; В -- полупрезндентская; Г -- парламентарная с чертами президенциализма: Д -- президент действовал правильно; Е - президент действовал неправильно.

5. Правительство (Государственный совет) Китая формируется Всекитайским Собранием Народных Представителей (ВСНП) и ответственно перед ним. Председатель республики (глава государства) также избирается ВСНП. Конституция устанавливает, что вся власть принадлежит народу, народ осуществляет власть через ВСНП и местные Собрания народных представителей разных ступеней, которые также избираются либо гражданами непосредственно (низовая ступень), либо нижестоящими Собраниями народных представителей. Конституция устанавливает также, что Китайская Народная Республика -- социалистическое государство демократической диктатуры народа. В Китае существует несколько партий. Конституция устанавливает, что руководящей силой общества и государства является коммунистическая партия. Выбоы, деятельность правительства, всех органов государства осуществляется а соответствии с указаниями ее центральных и местных органов. В Италии. Японии и многих других странах партия (коалиция партий), победившая на выборах в парламент, также определяет политику государства. Китай: А -- демократическая социалистическая республики: Б - парламентарная социалистическая республика; В - авторитарная республика; Г - тоталитарная социалистическая республика советского типа.

Тема 8. Формы территориально-политического устройства зарубежных государств.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Унитарное государство и его разновидности.

2. Автономия и ее виды.

Федерация.

Регионалистское государство.

5. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования с элементами конституционно-правового характера.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.

1. Авакьян С.А. Арбузкии AM., Аринин АН. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона//Вестник МГУ. -- 2000. -- № 6.

2. АленАндре. Национализм -- федерализм, Пример Бельгии: Основы правового государства // Серия публикаций Левенского. института Центральной и Восточной Европы, 1994.

3. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. -- Вермонт: Чалидзе пабликейшнс, 1991.

4. Ардан Ф. Франция: Государственная система. -- М.: Юрид. лит., 1994.

5. Бюджетный федерализм: Опыт развитых стран. -- М.: ИНИОН РАН, 1996.

6. Васильева Т.А. Разрешение правовых коллизий между Федерацией и субъектами Федерации // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. -- 2002. -- № 1 (38).

7. Гончаров И.В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства // Государство и право. -- 2003. -- № 12.

8. Государственное право Германии. -- Т. 1--2. -- М.: ИГП РАН, 1994.

9. Зарубежный федерализм: Организация государственной власти в субъектах федерации. -- М.: Комитет Совета Федерации по делам федерации, Федеративному договору и региональной политике. -- М.: ИНИОН РАН, 1996.

10. Иванов В.В. К вопросу о концепции территориального образования // Государство и право. -- 2003. -- №11.

11. Карлейль Т. Французская революция: История. -- М.: Мысль, 1991.

12. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. -- М.: Инфра-М. -- Норма, 2007

13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2007.

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - Т. 1--2. - 3-е изд. - М: Бек, 2007.

15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. -- М.: Бек, 2007.

16. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. -- М.: Норма, 2007

17. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. -- М.: Юристь, 2006.

18. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. -- М.: Юристь, 2001.

19. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. -- М.: Инфра-М, 2000.

20. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -- 10-е изд., перераб. и дополн. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

ТЕСТЫ

1. Франция делится на регионы (их более 20), в каждом из них есть избираемый совет и назначенный представитель государственной власти -- префект, контролирующий законность деятельности совета. Франции: А - центральное унитарное государство; Б децентрализованное унитарное государство; В -- регионалистское государство; Г -- относительно централизованное унитарное государство.

2. Италия состоит из 20 автономных областей, которые охватывают всю территорию страны. Иных автономных образований в Италии нет. Италия: А - простое унитарное государство; Б - сложное унитарное государство; В - регионалистское государство.

Автономная республика Крым на Украине имеет свою конституцию, свой парламент - Верховную раду. А -- она вправе принимать свои законы; Б - она вправе принимать решения по определенным вопросам; В -- Крым -- политическая автономия; Г -- Крым -- административная автономия; Д -- Крым -- законодательная автономия.

В США асе штаты равноправны, но сильно различаются по размерам территории, численности населения. В составе государства есть также политико-территориальные образования, не являющиеся штатами. США: А -- симметричная федерация; Б -- асимметричная федерация. Почему?

Статья 10 конституции федеративного государства Плутонии гласит: «Нации Плутонии имеют право на самоопределение а Плутонской федерации». Избиратели нации гуканов па своем референдуме приняли решение о выходе из состава федерации, ссылаясь на ст. 10 конституции Плутонии и на ст. 5 конституции Республики Гуканов, в которой записано право на самоопределение вплоть до отделения. Дело рассматривает конституционный суд федерации. Его решение: А -- решение референдума соответствует ст. 10 конституции Плутонии и ст. 5 конституции Республики Гуканов; Б -- достаточно ссылки на ст. 5 и дополнительно -- на принцип международного права о праве народов (ц нации) на самоопределение; В -- решение референдума недействительно.

В индийском штате Бихар возникли беспорядки. Кабинет дал президенту республики совет: ввести в штате чрезвычайное положение. Президент не согласился и издал прокламацию о введении в штате президентского правления. Президент поступил: А -- верно; Б -- неверно.

Кантон Юра - субъект федерации а Швейцарии, ссылаясь на ст. 3 Конституции Швейцарии, в которой говорится, что «кантоны суверенны, поскольку их права не. ограничены федеральной конституцией», заключил с Баварией (земля -- субъект федерации в Германии) сначала соглашение о мерах по защите природы, а затем -- об ускорении почтового сообщения. Статья 9 Конституции Швейцарии гласит, что в виде исключения субъекты могут заключать договоры с иностранными государствами по вопросам народного хозяйства, соседских отношений и полиции. Соглашения: А -- оба неправомерны; Б - правомерно соглашение об охране природы: В -- правомерно соглашение об ускорении почтового сообщения; Г - неправомерно первое; Д - неправомерно второе.

При подготовке поправки к ст. 71 конституции Федеративной Республики Молодежи в качестве консультантов пригласили известных юристов - выпускников юридического факультета Института стариков. Мнения консультантов разошлись по вопросу о предметах ведения федерации и ее субъектов. Некоторые предлагали ст. 71 конституции формулировать таким образом: А -- исключительные полномочий -- это, в частности, оборона, иностранные дела, связь, правоохранительная деятельность, налоги; совместная компетенция -- принятие федеральной конституции, авиатранспорт; исключительная компетенция субъектов - защита прав и свобод граждан, регулирование вопросов труда и т.д.; Б -- исключительная компетенция федерации -- регулирование преступлений и наказаний, земля, денежная эмиссия и др., совместная -- природопользование, охрана государственной границы и др., исключительная компетенция субъектов -- налоги, и др.; В - исключительная компетенция федерации -- принятие федеральной конституции, оборона, иностранные дела, трубопроводный транспорт (нефть, газ и др.) и т.д., совместная - основные права человека и гражданина, земля, федеральные налоги, судоустройство и др., исключительная компетенция субъектов -- охрана памятников истории и культуры, кадры прокурорских работников, меры по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями и т.д. Какие предложения правильны? Все неверные -- 0.

9. Автономная республика Актиния в унитарном государстве Бутании имеет право по конституции федерации издавать законы по местным вопросам, автономная республика Гоча имеет конституцию, но законы не издает, а автономная область Бегония, имеющая право по конституции Актинии пользоваться местным языком в школах, средствах массовой информации, приняла положение об автономии, в котором содержатся нормы о принадлежности всей политической власти народу Бегонии и о ее государственном суверенитете. А - все три автономии -- политические; Б -- Актиния -- политическая автономия; В -- Бегония -- политическая автономия; Г -- Актиния - административная автономия; Д -- Бегония - административная автономия; Е -- Гоча - политическая автономия. Ж -- Бегония -- административная автономия, а ее положение об автономии противоречит конституции Актинии.

Тема 9. Государственный режим в зарубежных странах.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Демократический государственный режим.

Авторитарный государственный режим.

Тоталитарный государственный режим.

Чрезвычайный режим и иные разновидности временных режимов.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. -- М.: Наука, 1996.

2. АленАндре. Национализм -- федерализм, Пример Бельгии: Основы правового государства // Серия публикаций Левенского. института Центральной и Восточной Европы, 1994.

3. Ардан Ф. Франция: Государственная система. -- М.: Юрид. лит., 1994.

4. Берк Э. Размышления о революции во Франции. -- М: Рудоми-но, 1993.

5. Демишель А., Демишель Ф., Пикельмаль М. Институты и власть во Франции. -- М.: Прогресс, 1977.

6. Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти. -- М.: Юристь, 2002.

7. Карлейль Т. Французская революция: История. -- М.: Мысль, 1991.

8. Кашкин СЮ. Политический режим в современном мире: Понятие, сущность, тенденции развития. -- М.: Юристь, 1993.

9. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. -- М.: Инфра-М. -- Норма, 2007

10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2007.

11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - Т. 1--2. - 3-е изд. - М: Бек, 2007.

12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. -- М.: Бек, 2007.

13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. -- М.: Норма, 2007

14. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. -- М.: Юристь, 2006.

15. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. -- М.: Юристь, 2001.

16. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. -- М.: Инфра-М, 2000.

17. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -- 10-е изд., перераб. и дополн. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

ТЕСТЫ

1. Основные признаки демократического государственного режима. А -- существование конституции; Б -- политический плюрализм; В - принятие демократической конституции; Г -- разделение властей; Д - местное самоуправление; Е - гарантии нрав и свобод граждан на уровне международных стандартов; Ж -- плюрализм идеологии; 3 -провозглашение социальной солидарности; И -- государственная религия; К -- использование выборов и референдума.

2. Основные признаки тоталитарного государственного режима: А - издание актов, имеющих силу закона, президентом; Б -- провозглашение временных конституции президентом; В -- дарование конституций единолично монархом; Г -- фактические слияние партийных и государственных структур; Д -- однопартийность.; Е - однопартийность или многопартийность при фактическом единовластии одном партии; Ж - отказ от политического плюрализма; 3 - отказ or принципа разделения властей; И - обязательная идеология; К - отказ от принципа самоуправления; Л - организационное единство государственной власти; М -- нарушения прав и свобод граждан; Н -- выборы и референдум не имеют решающего значения для управления государством.

3. Авторитарный государственный режим: А - военный режим; Б -- режим чрезвычайного положения: В -- ослабленная разновидность тоталитарного режима; Г -- полутоталитарный режим с некоторыми внешними чертами демократических институтов; Д -- полуде-мократическин режим; Е -- временный, преходящий режим; Ж -- режим с ограниченной многопартийностью; 3 - режим с безраздельным господством исполнительной власти.

Тема 10. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Принципы избирательного права,

Правовое регулирование подготовки и проведения выборов.

Голосование и определение результатов выборов.

Голосование об отзыве избранного представителя.

Референдум.

Народная законодательная инициатива.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Американские президенты. -- Ростов Н/Д: Феникс; М: Зевс, 1997.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. -- М.: Инфра-М. -- Норма, 2007

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2007.

4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - Т. 1--2. - 3-е изд. - М: Бек, 2007.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. -- М.: Бек, 2007.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. -- М.: Норма, 2007

7. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. -- М.: Юристь, 2006.

8. Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. -- М.: Юристь, 2001.

9. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. -- М.: Инфра-М, 2000.

10. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -- 10-е изд., перераб. и дополн. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

11. Мишин А А. Буржуазная демократия и современная идеологичес кая борьба. -- М.: Знание, 1972.

12. Чернышева О.В. Церковь и демократия: Опыт Швеции. -- М.: Наука, 1994.

ТЕСТЫ

1. Обязательная регистрация избирателей (например, в Великобритании) означает: А -- обязанность избирателей зарегистрироваться; Б - обязательное голосование (иначе - санкции); В - обязанность чиновников по выборам или муниципалитета, избирательных комиссий зарегистрировать (включить в списки) всех избирателей.

Абсентеизм избирателей - это: А -- неправильное голосование с большим количеством недействительных бюллетеней; Б -- призыв к бойкоту в выборах; В -- массовое уклонение от участия в выборах.

Основные разновидности мажоритарной избирательной системы: А -- абсолютного большинства; Б -- кумулятивная; В -- преференциальная; Г -- относительного большинства; Д -- квалифицированного большинства; Е -- система наибольшей средней.

4. Избирательный налог -- это: А -- получение денежных средств кандидатом от избирательной комиссии в соответствии с законом о выборах; Б -- залог какого-то имущества для получения средств на проведение предвыборной кампании; В -- взнос кандидатом средств на счет государства с возвращением этих средств при определенных условиях; Г -- взнос кандидатом средств на счет государства для покрытия избирательных расходов; Д -- взнос кандидатом средств в фонд партии, выдвинувшей его кандидатуру; Е -- взнос кандидатом средств без их последующего возвращения.

5. Депутат парламента голосует на свою кандидатуру на выборах. Он осуществляет избирательное право: А -- пассивное; Б -- активное; В - субъективное; Г -- в объективном смысле слов «избирательное право».

6. В стране действует мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства. Баллотировались четыре кандида-та, подано 50 тыс. действительных бюллетеней. Кандидат А получил 26 тыс. голосов. Б -- 10 тыс., В -- 9 тыс.. Г -- 5 тыс. Кто избран? То же. распределение голосов имеет место в стране, где действует мажоритарная система абсолютного большинства. Кто избран?

7. В стране действует мажоритарная система абсолютного большинства и два тура. Голоса за трех кандидатов распределились следующим образом: А - 4 тыс.. Б -- 3,5 тыс., В -- 2.5 тыс. Кто избран? Никто не избран а первом туре -- 0. Кто будет баллотироваться во втором туре?

8. В стране действует мажоритарная система относительного большинства. Голоса распределились так же, как и в предыдущем случае. Кто избран?

9. В стране действует пропорциональная система с принципом естественной квоты. В данном многомандатном округе избирается 5 депутатов. Голосовали 55 тыс. избирателей, действительными признанны 50 тыс. бюллетеней. Баллотировалось 5 списков партий. Результаты голосования: партия А - 17 тыс. голосов. Б - 11тыс., В - 10 тыс., Г - 8 тыс., Д - 4 тыс. Закон устанавливает дополнительное правило наибольшего избирательного числа. Какая партия и сколько мест получит?

Ситуация, аналогичная предыдущей задаче. Действует правило наибольшего остатка. Какая партия и сколько мест получает?

Ситуация, аналогичная предыдущей задаче. Закон предусматривает искусственную квоту. Какую квоту должна избрать комиссия округа, чтобы распределить все места без применения дополнительных правил? Вычислите квоту.

Распределение голосов аналогично предыдущей задаче. Применяется система д'Ондта. Сколько мест получит каждая партия?

Ситуация аналогичная. Разрешается преференциальный вотум для одного кандидата. В списке партии А преференциями отмечены; № 3-5 преференций, №1--4, № 5 -- 2. В списке партии Б -- № 3 -- 1 преференция, в списках В и Г нет преференций. Список возглавляют председатель местного отделения партии и его заместитель. Какие номера из списков кандидатов каждой партии (в списке каждой партии 5 имен) получает мандаты?

Ситуация аналогичная. Закон не разрешает преференций. Кто будет избран от партии А?

Тема 11. Законодательная власть и ее органы в зарубежных странах.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Понятие парламента в различных странах и его структура.

2 Правовое положение члена парламента.

3 Внутренняя организация палат парламента.

4 Полномочия парламента.

5 Порядок работы парламента.

6 Законодательный процесс.

7 Специальные парламентские процедуры.

8 Надпарламентские и непарламентские формы осуществления законодательной власти.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1 Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. -- 2003.--№4.

2 Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. -- М.: Наука, 1987.

3 Богдановская И.Ю. Прецедентное право. -- М.: Наука, 1993.

4 Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. -- М.: Прогресс, 1976.

5 Голландская правовая культура / Отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. -- М.: Легат, 1998.

6 Депутат парламента в зарубежных государствах. -- М.: Юрид. Лит., 1995

7 Законодательные акты о гражданстве: в 4-х т. -- М.: Терра, 1993.

8 Иванова И.К. Палата лордов на рубеже XXI в. // Государство и право. -- 2003. --№ 6.

9 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. -- М.: Инфра-М. -- Норма, 2007

10 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2007.

11 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - Т. 1--2. - 3-е изд. - М: Бек, 2007.

12 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. -- М.: Бек, 2007.

13 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. -- М.: Норма, 2007

14 Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. -- М.: Юристь, 2006.

15 Конституционное право: Словарь / Под ред. В.В. Маклакова. -- М.: Юристь, 2001.

16 Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. -- М.: Инфра-М, 2000.

17 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -- 10-е изд., перераб. и дополн. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

18 Парламенты мира/ Пол ред. А.А. Мишина. -- М.: Высш. школа. 1991.

ТЕСТЫ

1. Конституция Франции 1958 г. содержит перечень вопросов, по которым нормативные акты (законы) может принимать только парламент. Все другие вопросы относятся к сфере регламентарной власти президента и правительства. В Великобритании перечня исключительных полномочий парламента нет. В Кувейте монарх имеет право вето по отношению к законам парламента, по последний может преодолеть вето 2/3 голосов. Парламент с ограниченными полномочиями согласно конституции существует: А - во Франции; Б - в Великобритании; В - в Kувейте. Как фактически обстоит дело?

2. Научное понятие парламента в различных странах: А - монарх и две палаты; Б - глава государства и одна палата; В - президент и две палаты; Г - одна палата; Д - две палаты. Укажите возможные варианты.

3. Нижняя палата парламента формируется: А - прямыми выборами; Б - косвенными выборами; В - субъектами федерации в феде-ративных государствах; Г - многостепенными выборами. Где?

Верхняя палата парламента формируется: А -- прямыми выборами; Б - назначается; В - выборщиками: Г - избирательной коллегией; Д -- в основном путем наследования; Е - законодательными собраниями штатов в федерациях; Ж -- назначается правительствами субъектов федерации. Где?

Парламент в первом чтении принял законопроект о введении мажоритарной избирательной системы. Президент в своем заключении на проект этого закона предлагает поправку - сохранить пропорциональную систему. Как поступит парламент: А -- обсудит предложение президента; Б -- примет закон во втором чтении без учета пожелании президента; В - рассмотрит предложение И представленный им законопроект после принятия закона, прошедшего первое чтение.

6. Верхняя палата отказалась принять текст законопроекта, принятый в трех чтениях в нижней палате. Что может предпринять нижняя палаша: А -- снова обсуждать законопроект с учетом замечаний верхней палаты; Б - отказаться от этого законопроекта; В - созвать совместное заседание палат и там поставить на голосование закон, принятым нижней палатой: Г -- принять снова законопроект без учета мнения верхней палаты 2/3 голосов, иным квалифицированным большинством; Д - абсолютным большинством всего состава нижней палаты и некоторых странах; Е - направить в первоначальном варианте законопроект на подпись главы государства; Ж - опубликовать закон самостоятельно.

7. В нижней палате парламента Бутании четыре партийные фракции: синие, оранжевые, зелёные, пестрые. Из 100 депутатских мест синие имеют 40. зеленые - 30,оранжевые - 25, пестрые - 5 Синие требовали себе место председателя палаты, предлагая зеленым место вице-председателя. Однако последние вступили в блок с оранжевыми и большинством голосов получили место председателя, этим же большинством избрав вице-председателем представителя партии оранжевых. Регламент и обычаи парламента: А - нарушен; Б - не нарушен.

8. Полицейский патруль г. Небесный задержал депутата парламента, когда тот избивал гражданина, который, по утверждениям депутата, что подтвердил присутствующие, напал на депутата и вырвал у него из рук денежную купюру. Депутат отказался пройти с патрулем в отделении милиции, предъявив депутатское удостоверение. Полицейские извинились и ушли. Патруль поступил: А - правильно; Б - неправильно.

9. Депутат парламента с согласия постоянной комиссии по вопросам государственной собственности арендовал государственный стадион Песчаный, долго пустовавший. За аренду депутат платил ежегодно 150 тыс. динаров. Стадион, бывший банкротом, стал приносить доход в казну. Прокуратура опротестовала договор аренды по причине заниженного размера арендной платы: А - прокуратура поступила верно; Б - неверно; В - основания протеста прокуратуры верны; Г - неверны.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты