"Недопустимо насильственное внедрение в историческую жизнь народов нормативного представления о правах и свободах человека вне связи с конкретным культурно-религиозным контекстом"
(патриарх Кирилл)
Я разделяю точку зрения нашего патриарха, о чем свидетельствует наглядная практика современного развития в области прав и свобод человека и гражданина, особенно в рамках негативного современного противостояния западной и универсальной доктрины в области прав и свобод человека и гражданина.
Положение дел в области исламской концепции прав человека вызываетсерьезную озабоченность, как со стороны западных юристов, так и со стороны правозащитных организаций, в том числе и существующихна Ближнем Востоке, так как некоторые нормышариата противоречат основным положениямуниверсальной декларации прав человека [3, с. 54].
Основным аргументом исламских ученых против принятия универсальной (западной, секулярной) концепции прав человека остается вопрос генезиса прав человека [3, с. 54].
Ислам настаивает на признании божественного, ниспосланного людям порядка в качестве наивысшей морально - правовой нормы поведения. Божественное происхождение права, вместе с тем, должно гарантировать истинность правовых норм и их всеобщее соблюдение.
Наряду с этим существует ряд менее фундаментальных разногласий между представителями универсализма и исламской правовой концепции, которые касаются конкретных прав и свобод, зафиксированных в международных документах. Традиционные нарекания универсалистов вызывает ситуация с положением прав женщин и немусульман, также вызывают обеспокоенность некоторые виды преступлений (прелюбодеяние, вероотступничество), не считающиеся таковыми в западных странах, и традиционные меры наказания (отсечение конечностей, побиение камнями), которые расцениваются как примеры негуманного, унижающего честь и достоинство личности наказания.
Но если ортодоксальная часть исламских ученных - правоведов ни при каких обстоятельствах не готова идти на уступки, то некоторые представители ислама под непосредственным влиянием традиций западного либерализма высказывают идеи проектов совмещения универсальных прав человека с традиционным исламским пониманием права [5, с. 3].
Одним из самых влиятельных современных идеологов так называемой исламской реформации является Абдуллахи Ахмад Ан-Наим, профессор юридического факультета Университета Эмори (США), автор книги "На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право".
Ан-Наим предлагает проект решения конфликта между универсалистскими предпосылками и традиционной исламской доктриной. Исходя из идеи создания альтернативной современной концепции исламского права, Ан-Наим настаивает на праве мусульман на признание их религиозной идентичности, в частности, в вопросах законодательства и права в целом.
Однако он утверждает, что "…применение традиционного шариата в его публично-правовых аспектах порождает в современном обществе большие проблемы"[Цит. по: 3, с. 54].
Таким образом, Ан-Наим предлагает вывести нормы исторического шариата, которые были, несомненно, прогрессивными в II в., но не соответствуют реалиям современности, из государственного законодательства о правах человека. Это позволит избежать проблем, возникающих в связи с некоторыми положениями шариата, которые рассматриваются как дискриминационные в отношении женщин и немусульман.
Аналогичной является ситуация и с традиционными видами наказаний, предусмотренными шариатом, которые автор предлагает заменить на наказания, принятые в западном мире. Интерес также представляет аргументация Ан-Наима, которая восходит к суданскому религиозному мыслителю и общественному деятелю, казненному в 1985 г. в Судане, Махмуду Мохаммаду Тахе.
Ан-Наим, вслед за Тахе, принимает гипотезу о том, что мединские суры, которые явились для экзегетов основным кораническим источником правовых норм, составляют часть божественного откровения, данного людям для правового регулирования в конкретных условиях мединской общины II века. Интересно отметить тот факт, что мединские суры во многом противоречат сурам мекканским, но именно они как более поздние считаются выражением конечной истины с учетом принципа "наск". Если мединские суры полны категоричных указаний по поводу норм по- ведения мусульманина в разнообразных ситуациях: семейные и наследственные отношения, отношения с немусульманами и т. д. (подчас дискриминационного характера) -- то мекканские суры пронизаны риторикой мира и равенства всех людей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Исламская концепция право человека, отраженная в анализируемых документах, действительно нуждается в серьезном реформировании, с учетом того опыта конституционного регулирования в области право человека, который уже накоплен.
Новая, действительно универсальная концепция прав человека должна учитывать положения всех подобных существующих концепций, и основные международные документы не должны содержать положения, противоречащие какой-либо из них.
Только в случае такого изменения структуры концептуального уровня, системы прав человека, когда все элементы будут находиться на равноудаленном от центра расстоянии (т. е. будут адекватно и в полной мере представлены в универсальных правовых документах), такая система будет функционировать эффективно.
Таким образом, в заключении необходимо сделать вывод, что учитывая специфику понимания прав человека в мусульманском мире и на Западе важно, чтобы эти различия воспринимались не как препятствие на пути взаимодействия и сотрудничества различных культур, а как повод для обмена мнениями, сопоставления, диалога и сбалансированного обогащение практики реализации прав человека.
Задание основано на сравнительном анализе двух редакций "ВсеобщейИсламскойДекларацииправчеловека"
Первая редакция Декларации была разработана в составе документов Всеобщей исламской конференции, посвященной пророку Мухаммеду и его посланию (Лондон, 12-15 апреля 1980 г.). Подобные международные конференции проводятся с 1962 г. по инициативе короля Саудовской Аравии как международное религиозное движение суннитского толка под эгидой неправительственной организации - Лиги исламского мира, а впоследствии - межправительственной Организации Исламская Конференция. После публикации в 1981 г. эта редакция документа легла в основу "КаирскойдекларациипоправамчеловекавИсламе", разработанной на уровне Исламской конференции министров иностранных дел.
Вторая редакция Декларации была разработана неправительственной организацией Исламский Совет Европы и обнародована 19 сентября 1981 г. в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО генеральным секретарем Исламского Совета г-ном Салемом Аззамом. Она была предназначена для распространения в различных неправительственных организациях под эгидой ЮНЕСКО.
Выполнение учебного задания предполагает письменный ответ три вопроса:
а) Каковы отличия первой и второй редакций "Всеобщей Исламская Декларации прав человека"?
б) Какие особенности правового статуса личности в системе исламского права отразили оба эти документа?
в) Какие задачи и принципы конституционно-правового регулирования основ общественного строя в исламских странах проистекают из содержания "Всеобщей Исламской Декларации прав человека"?
А.Анализ данных документов, на наш взгляд позволяет выделить в их структуре и содержании ряд существенных отличий.
Первая редакция документа представляет собой набор основополагающих принципов исламского миропорядка, а также трактовку причин, исходя из которых, необходимо жить в рамках данного миропорядка. Документ более декларативен.
Тем не менее, в рамках данного документа нашли свое отражение основополагающие принципы, на которых строиться концепция прав человека в исламском мире, выделены политические, экономические, социальные права человека.
Вторая редакция документа имеет принципиально отличную структуру: общим является только наличие раздела "Преамбула".
Вторая редакция анализируемого документа в качестве основополагающих статей выделяет те основные права и свободы, которыми наделяется человек.
В данном документе значительно меньше декларативных положений и ссылок на положения Корана.
Б. Права человека по замыслу данных документов проистекают из замысла, независимого от воли людей, категорий времени и места и всевозможных доктрин, то есть независимого от различных критериев практики в разных странах со своими порядками и законами.
Короче говоря, эти права относятся к числу благодеяний Аллаха, оказанным Им Его рабам, которые разъяснил в своих текстах и общих основах шариат, обязав к их исполнению всех и каждого - правителя и подданного, государства и народы.
Шариат не является орудием в руках власти или аргументом для людей, чтобы выступить против общества или правителей. Согласно исламским воззрениям, которые не связаны с категориями времени и места, соблюдение право человека гарантируется всем, исходя из того, что самой надежной гарантией их соблюдения является их источник.
Строго говоря, мы согласны с мнением Ф. Л. Иванова, который утверждает, что "исламская доктрина не признает врожденных прав человека, которые бы являлись атрибутом человека, как представителя вида homo sapiens -- все права принадлежат Аллаху, который дарует их людям" [3, с. 52].
Именно этот аспект западной концепции (врожденность естественных прав) вызывает наибольшее несогласие со стороны исламских правоведов. Все люди, заявляет исламская правовая доктрина, равны перед богом, однако, это не означает равенства в правах, как это понимает западный человек [3, с. 52].
Так, например, женщины и немусульмане неравны в правах с мужчинами-мусульманами, то есть не могут пользоваться гражданскими правами в том же объеме.
Действие этого тезиса проявляется при разделе наследства, даче свидетельских показаний, возможности занимать руководящие должности в структурах власти.
Стоит отметить, что в исламе нет дискриминации по принципу расы, убеждений или языка.
Но, хотя отсутствие дискриминации по другим признакам и декларируется, это является явным противоречием священным текстам, и в жизни ущемление прав все-таки наблюдается.
Таким образом, можно сделать вывод, что в декларациях подчеркивается, что ввиду божественного происхождения свобод никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом.
Декларация провозглашает следующие свободы и права личности:
1) все человеческие существа будут равны, и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к той или иной расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от происхождения и языка;
2) все человеческие существа рождаются свободными;
3) рабство и каторжный труд запрещены;
4) необходимы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества;
5) правители и управляемые одинаково отвечают перед законом, действующим в государстве, и равны перед ним.
В ст. I-XIV формулируются гражданские и политические права.
Среди этих прав право на жизнь, право на свободу -- по статье 2 предусматривает недопущение "никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона", а также то, что "любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права.
Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и/или народов в этой борьбе" [8, с.98].
Особо следует остановиться на правах женщины в данных документах.
В современном обществе бороться за свои права приходиться не только
женщинам, но и мужчинам, и мусульманские страны в этом отношении не являются исключением.
Другое дело, что права женщины в исламе отличаются от тех прав, за которые борются женщины на Западе.
В Декларации равенство между мужчиной и женщиной в тех вопросах, в которых между ними имеется сходство, но принял во внимание существующие между ними естественные и физиологические различия [5? c/ 3].
В религиозных текстах последовательно провозглашается равенство между мужчинами и женщинами в праве на жизнь, личную свободу, частную собственность, наследство, труд, образование и многое другое.
В то же время физиологические различия между двумя полами не могут не отражаться на их социальных правах и обязанностях. Так, материнство, деторождение и кормление детей грудью являются исключительной привилегией женщины.
Принимая во внимание физические и психологические особенности полов, ислам устанавливает определенные различия между имущественными правами и обязанностями мужчин и женщин.
В частности, ответственность за материальное обеспечение семьи целиком и полностью ложится на мужчину. Именно это обстоятельство чаще всего приводят в подтверждение того, что мусульманская женщина находится в зависимом положении от мужчины. Женщина также обладает правом собственности. Однако нужно помнить, что верховенство мужчины в семье объясняется, в первую очередь, природными качествами, а затем уже материальными обязанностями мужа перед женой. Эти обязанности не сводятся только к денежным расходам, поскольку муж обязан выполнять их даже тогда, когда женщина богата и не нуждается в его помощи.
В.Задачи и принципы конституционно-правового регулирования основ общественного строя в исламских странах во "Всеобщей Исламской Декларации прав человека" содержаться в преамбуле.
Главной задачей, согласно данному документу является построение исламского миропорядка, который основывается на следующих основополагающих принципах:
- все человеческие существа будут равны и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к другим расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от своего происхождения и языка,
- все человеческие существа рождены свободными;
- рабство и каторжный труд запрещены;
- созданы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества;
- правители и управляемые одинаково отвечают перед законом и равны перед ними;
- подчиняются лишь тем приказам, которые согласуются с законом,
- любая земная власть должна рассматриваться как священная и данная на время, предписанное законом, и должна осуществляться в соответствии с ним и установленными им приоритетами;
- все экономические ресурсы рассматриваются как божественные благоволения, предоставленные человечеству, которыми все могут пользоваться согласно правилам и ценностям, изложенным в Коране и Сунне;
- все общественные дела решаются и ведутся, а административная власть осуществляется после совета (шура) с верующими, которые уполномочены участвовать в принятии решения, не противоречащего закону и общественному благу,
- каждый выполняет обязанности в соответствии со своими способностями и соразмерно с этим несет ответственность за свои поступки;
- каждый может быть уверен в том, что в случае нарушения его прав будут приняты меры, предусмотренные законом,
- никто не может быть лишен прав, гарантированных ему законом, кроме как в соответствии в данным законом и в той мере, в какой позволено законом;
- каждый имеет право предпринять юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества в целом либо против одного из его членов;
- будут предприняты все усилия для того, чтобы
а) избавить человечество от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения;
б) гарантировать каждому безопасность, достоинство и свободу в условиях, методами и в границах, установленных законом.
2. Всеобщая исламская декларация прав человека[Текст]//http:www.worldislamlaw.ru [Электронный документ]
Литература
3. Иванов, Ф. Л. Перспективы развития универсальной и исламской концепции прав человека/Ф. Л. Иванов//Вестник Челябинского государственного университета. Право.- 2009 - №15 (153).- с. 51 - 55
4. Конституционное право зарубежных стран/под ред. А. В. Малько: Учебно - методический комплекс.- М.: Норма, 2004.- 320с.
5. Кулиев Эльмир Политические баталии лишают верующих духовности/Э. Кулиев//Эхо.- 2005.- 29 января.- с. 3
6. Мишин, А. А. Конститционное (государственное право) Зарубежных стран/А. А. Мишин.- М.: Юстицинформ, 2009 - 560с.
7. Правва человека: итоги века, тенденции, перспективы/Под общ ред. Е. А. Лукашевской.- М.: НОРМА, 2007.- 114с.
8. Якупов, М. Т. Проблема свободы воли в исламе/М. Т. Якупов//Известия Уральского государственного университета.- 2009.- №3 (69).- с. 97 - 104