Рефераты

Конституционные права военнослужащих

) государственная граница Российской Федерации после 1991 г. имеет протяженность 60932,8 км, из которых 14509,3 км - границы сухопутные, 38807,5 км - морские, а остальные проходят по рекам и озерам. В результате распада СССР, разрушения единого пограничного пространства и системы охраны границ бывшего союзного государства на западных и частично южных пограничных рубежах нашей страны свыше 13,5 тыс. км ее вновь образовавшихся границ оказались не только не оформленными в международно-правовом отношении, но и не оборудованными инженерными средствами, с полным отсутствием необходимой пограничной инфраструктуры Кулаков А.В. Система геополитических факторов и ее влияние на пограничную политику Российской Федерации: Автореферат диссертации. М., 2000. С. 36..

В связи с изложенным в научной литературе вполне обоснованно констатируется, что предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся во всех структурах военной организации, обеспечивающих военную безопасность и обороноспособность государства, регулируемые нормами различных отраслей права <76>. Общественные отношения, складывающиеся в сфере военной деятельности государства, представляют собой компактное единство и имеют большое общегосударственное значение. Основными объединяющими факторами, которые придают предмету военного права определенное единство, внутреннюю согласованность и взаимосвязь, позволяющими институционализировать военное право в качестве самостоятельной отрасли права, являются:

а) общность цели правового регулирования - обеспечение военной безопасности государства;

б) специфические принципы военной организации - строжайшая централизация, единоначалие и безусловность воинского повиновения, воинская дисциплина, конституционное закрепление воинской обязанности. Эти принципы определяющим образом влияют на характер правовых норм, регулирующих военную деятельность, находят свое отражение в самом содержании военного права и в методах регулирования воинских отношений и обусловливают их особенности;

в) наличие в сфере обороны и безопасности государства специфических отношений, которые не регулируются никакими иными отраслями права, кроме военного права, хотя тесно и связаны с ними. Именно эти и подобные им правоотношения составляют ядро, сердцевину предмета военного права, определяют присущие ему особенности. К их числу можно отнести:

- военно-служебные отношения, которые не входят в сферу норм административного права, не регулируются трудовым правом и какими-либо другими отраслями права;

- воинские уставные взаимоотношения между военнослужащими, охватывающие до мельчайших подробностей весь строй внутренних отношений в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Данные отношения составляют наиболее отчетливо выраженное специфическое содержание военного права;

- общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения боевых задач в мирное время (несение боевого дежурства, боевой службы, пограничной службы и др.) и боевого применения войск и сил флота в условиях реальных боевых действий (в период войн и вооруженных конфликтов). Военными учеными-правоведами в связи с этим вполне обоснованно ставится вопрос о формировании в военном праве относительно самостоятельной подотрасли - оперативного права, регламентирующего деятельность войск (сил) в условиях вооруженного противоборства Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование): Монография. М., 2004. С. 348 - 351..

Таким образом, военному праву присущи единство, универсальность и своеобразие предмета правового регулирования. Однако качественная однородность предмета военного права вовсе не означает, что он не может быть структурирован на множество разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере военной деятельности государства. Следовательно, предметом правового регулирования военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства, содержание которой составляет обеспечение обороны страны, средство осуществления - военная организация государства, а цель - обеспечение военной безопасности государства.

Отсюда вытекает специфика правового статуса военнослужащего: военнослужащий - это гражданин Российской Федерации, наделенный государством специфическими обязанностями и ограничениями, вытекающими из его постоянной готовности в рамках военной службы к защите государства и, в силу этого, обладающий определенными правами, которыми более никакая категория граждан России не обладает.

Военнослужащий находится на службе круглосуточно, его права и обязанности не прекращаются ни на минуту. Они перестают для него быть обязательными (и то не в полной мере) только после его увольнения в запас. Но и тогда он числится как резервный специалист по своей военно-учетной специальности.

Военнослужащий обязан подчиняться приказам своего прямого начальника и непосредственного начальника. Это обязательное правило, армия существует на основе единоначалия и дисциплины. Сам факт наличия статуса военнослужащего обязывает его подчиняться дисциплинарному уставу и уставам родов войск (видов вооруженных сил).

Вместе с этим военнослужащий наделен и определенными правами. Часть из них вытекает из его специфического статуса: например, он вправе носить и применять оружие. Другая часть вытекает из тех ограничений, которые он несет во время службы: по увольнении в запас государство обязано выделить ему жилье и выплачивать пенсию. Это социальная группа прав.

Данное сочетание прав и обязанностей, вытекающие из специфики правового статуса военнослужащего, уникальны, он не свойственны никакой иной категории граждан Российской Федерации и именно они обусловливают специфику соблюдения и защиты конституционных прав и свобод гражданина в армии. Ниже мы рассмотрим не все прав и свободы, свойственные гражданину, и их защиту, а лишь те, осуществление и защита которых имеет в армии наиболее яркую специфику либо свойственна только гражданам, имеющим или имевшим статус военнослужащего.

1.3 Специфика соблюдения конституционных прав гражданина в армии

В настоящее время вопросам соблюдения конституционных прав военнослужащего в армии и в правоотношениях, связанных с его службой, но возникающими с органами гражданской власти и управления говорится очень много. Основные вопросы касаются соблюдения конституционных прав граждан на жилище применительно к военнослужащим, их избирательного права, права на защиту и квалифицированную юридическую помощь и т.д. Рассмотрим вкратце эти основные моменты и покажем их специфичность по сравнению с таковыми у гражданских лиц.

Реализация военными министерствами и ведомствами социальных прав обеспечивает военнослужащим достойный уровень жизни и их защищенность. Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей является предоставление права на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав военнослужащих, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни любого человека.

Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что "каждый человек имеет право на жилище" (ст. 25). Соответственно, ст. 40 Конституции Российской Федерации также определяет в числе основных прав военнослужащих право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным жильем, включая возможность стабильного пользования жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Закрепленные конституционные положения на практике не реализуются, что является основной причиной, порождающей большое число обращений военнослужащих и членов их семей за несудебной и судебной защитой в соответствующие органы.

Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах", в свою очередь, указывает, что признается право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий жилище и непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11). Потребность военнослужащего, как и любого человека, в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. Продолжая вопрос о толковании конституционного права на жилье, следует заметить, что А.В. Кудашкин, в свою очередь, считает, что "право на жилище" носит многоаспектный характер, так как может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, которые вытекают из ст. 40 Конституции Российской Федерации Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005. С. 12.. Они включают:

- приобретение жилища в пользование или в собственность;

- возможность стабильного пользования занимаемыми жилыми помещениями, независимо от видов жилищных фондов;

- возможность улучшения своих жилищных условий;

- возможность использовать жилое помещение не только для проживания, но и путем предоставления для временного проживания временным жильцам на основании договора коммерческого найма или поднайма.

По мнению автора, необходимо также выделить и возможность охраны, а в случае нарушения жилищных прав и защиты всеми имеющимися способами и средствами. Нецелесообразно также говорить о юридических возможностях, составляющих право на жилище, так как возможностей может и не быть или различные условия, например правовой акт военного ведомства (приказ об исключении из списков очередников или об увольнении), могут помешать их реализации. Следует заметить, что право на жилище будет означать то, что государство должно гарантировать каждому военнослужащему возможность пользоваться имеющимся жильем по правовым основаниям, т.е. охранять имеющееся субъективное гражданское право на конкретное жилье.

Право граждан на жилище может быть реализовано разнообразными способами. Особый статус военнослужащих обуславливает и особые формы реализации их прав на жилье, где особую роль приобретает правотворческая и правоприменительная деятельность военных министерств и ведомств, так как от издания соответствующих подзаконных правовых актов, необходимой обобщенной практики по жилищным вопросам будет зависеть реализация прав военнослужащих на жилье. Под правотворчеством в жилищной сфере можно понимать деятельность федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба по принятию, изменению или отмене соответствующих юридических норм, касающихся жилья военнослужащих и членов их семей. Эта деятельность должна осуществляться в рамках норм федеральных законов (жилищных, процессуальных норм).

Правотворческая деятельность военных министерств и ведомств характеризуется тем, что:

- является важнейшим средством управления в жилищной сфере, совершенствования стратегии жилищного обеспечения;

- осуществляется особым субъектом права - федеральными министерствами и ведомствами, где законом предусмотрена военная служба;

- ориентирована на специфический объект - жилье военнослужащих, жилищный фонд, жилищные права (жилищная сфера);

- основным элементом являются юридические нормы, выражающиеся в подзаконных актах;

- должна осуществляться в рамках законов;

- подготовкой актов должны заниматься компетентные юристы и экономисты;

- должна соответствовать принципу научности с соблюдением юридической техники и т.д.

В своем правотворчестве военные министерства (ведомства) не должны забывать о защите жилищных прав граждан (реагирование на заявления и жилищные жалобы военнослужащих как реализация права на несудебный способ защиты).

Военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу по контракту в России, в соответствии с законодательством должны обеспечиваться жильем в следующих формах:

- служебное жилье: в период прохождения военной службы по контракту, не позднее 3-месячного срока со дня прибытия на новое место службы; военнослужащим и членам их семей, заключившим контракт до 1 января 1998 г. на 5 лет военной службы, - служебные жилые помещения или общежития (в этой сфере следует обратить внимание на формирование фонда служебного жилья, перевод нежилых помещений в жилые и на заключение жилищных договоров с военнослужащими в соответствии с действующим законодательством);

- предоставление в собственность жилых помещений по избранному месту службы (срок службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста или состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям при общей продолжительности службы 10 лет и более);

- обеспечение граждан жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, уволенных с военной службы и вставших на учет "нуждающимися" до 1 января 2005 г., а также военнослужащих, окончивших высшие учебные заведения до 2005 г.;

- накопительно-ипотечная система с 1 января 2005 г., где основное внимание должно быть уделено законному принятию подзаконных актов военных министерств и ведомств в отношении участников этой системы, прослуживших три года и более и изъявивших желание получить целевой жилищный заем для приобретения жилья Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3532.. В этой сфере важно контролировать деятельность должностных лиц кадровых подразделений, документы (приказ об участии в накопительно-ипотечной системе, о предоставлении займа и т.д.), направляемые в Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.

Реализация военнослужащими субъективного права на жилье (ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") должна подкрепляться правовыми гарантиями. В этой сфере государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. К сожалению, гарантирует, но не исполняет на практике. Среди гарантий в области реализации прав военнослужащих на жилье можно выделить правовые (закрепленные законодательно в нормативно-правовых актах). К правовым гарантиям в рассматриваемой области можно отнести:

а) гарантии компенсации военнослужащим и членам их семей за наем (поднаем) в случае непредоставления служебного жилья;

б) гарантии защиты нарушенных жилищных прав;

в) привлечение к ответственности виновных должностных лиц;

г) гарантии социальной поддержки военнослужащих, проходящих военную службу в подразделениях особого риска (в регионах с обостренной политической и социальной обстановкой, с риском терактов, подвергшихся радиационному воздействию и т.д.);

д) гарантии обеспечения жильем в приоритетном порядке (должны закрепляться в подзаконных актах военных министерств и ведомств) членов семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга (Северный Кавказ, Чечня, Таджикистан).

Таким образом, правовые гарантии в области реализации жилищных прав военнослужащих (должны учитываться в правотворческой деятельности) - это правовые средства, закрепленные в законодательстве и в актах правотворческой деятельности военных министерств и ведомств, позволяющие предотвратить и устранить нарушение жилищных прав военнослужащих, восстановить нарушенное право, привлечь виновных к ответственности.

Исходя из положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" хотелось бы выделить субъектов правотворческой деятельности: военные министерства и ведомства и их структурные подразделения и субъект, на кого направлена деятельность.

В зависимости от времени участия в военно-служебных отношениях подразделяют на: военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г., - на пять лет служебное жилье, затем постоянное; заключивших после 1998 г. - право на обеспечение на весь период службы служебным жильем, заключивших после 2005 г. - накопительно-ипотечная система). Юридическая техника законодателя такова, что в результате нововведений явное право на обеспечение постоянным жильем не прописывается. При отсутствии прямого указания в законе, неясности применения жилищного законодательства к военнослужащим с января 2005 г. (произведена отмена льгот, оставшиеся заменены компенсациями), например, Центральная жилищная комиссия ФСБ России вообще приостановила постановку на учет военнослужащих, имеющих право на улучшение жилищных условий. Это связано с тем, что по договору социального найма жилье предоставляется малоимущим, а военнослужащие к этой категории не относятся. Целесообразно сказать, что в правотворческой деятельности военных министерств и ведомств существуют проблемы, связанные с правовым пониманием и реализацией на практике норм федеральных законов и иных нормативных актов.

Для понимания вопросов реализации жилищных прав военнослужащих в правотворческой деятельности военных ведомств необходимо остановиться на специфике правовых отношений жилищной сферы. По своей юридической природе право на жилище фактически является государственно-правовым институтом, а конституционные положения о праве на жилище - юридической базой для развития жилищного законодательства. Следовательно, в объективном смысле право на жилье может быть определено в качестве правового института, включающего правовые нормы органов законодательной власти (их специфика раскрывает особый правовой статус военнослужащих), а также правовые нормы, принимаемые военными министерствами и ведомствами в процессе их правотворческой деятельности. Они должны обладать следующими особенностями:

- не противоречить федеральным законам и иному законодательству в жилищной сфере;

- иметь степень обязательности для субъектов (военнослужащих, должностных лиц органов военного управления и т.д.);

- обладать охраной (органами военного управления и их должностными лицами, государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за реализацией жилищных прав военнослужащих) и защитой (Конституционным Судом);

- наибольшей степенью стабильности (не ущемлять жилищных прав военнослужащих и членов их семей) и другими.

Таким образом, при всей очевидности неотносимости военнослужащих к малоимущим гражданам, их нуждаемость в жилье также очевидна и государство создает специальные механизмы обеспечения конституционных прав военнослужащих на жилище.

Избирательное право военнослужащих, активное и пассивное, в условиях армейского единоначалия также нуждается в дополнительной защите и в специфических механизмах его реализации.

Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в Конституции РФ. Однако, несмотря на наличие в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции отдельной главы, посвященной избирательной системе, нет. Военнослужащие, как и все граждане Российской Федерации, обладая активным и пассивным избирательным правом, участвуют в выборах различных уровней представительной власти.

Конституцией РФ определен круг федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, определен механизм защиты избирательных прав граждан (военнослужащих). Действующая Конституция РФ не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией.

Институт избирательного права, касающийся и военнослужащих Вооруженных Сил РФ, устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными, а значит, непосредственно влиять на принятие законов, касающихся прав и обязанностей военнослужащих. Однако в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие Вооруженных Сил РФ не могут участвовать в политической жизни общества, а значит, не могут быть избраны в парламент страны, представительные органы субъектов Российской Федерации. Данное положение, по нашему мнению, противоречит ст. 32 Конституции РФ, так как граждане России (к которым относятся и военнослужащие) имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция в п. 3 ст. 32 установила исчерпывающий перечень обстоятельств, в соответствии с которыми не имеют права избирать и быть избранными граждане:

а) признанные судом недееспособными;

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Часть юристов считает необходимым избежать политизации Вооруженных Сил Российской Федерации, их возможного участия в вооруженном противостоянии власти либо захвате самой власти или неконтролируемых действий наперекор демократическим процедурам. Не следует считать эти опасения необоснованными, так как новейшая история не подтверждает эти страхи.

Как показала история, российский военнослужащий - самый законопослушный из всех категорий граждан страны. Воспитанный на вековых традициях государственности, любящий Родину, проходящий добросовестно военную службу за минимальные социально-экономические права и льготы, российский солдат никогда не будет противостоять власти. Все события 1991 - 1993 гг., в которые пытались втянуть Вооруженные Силы РФ, показали, что народ и армия - едины. А случаи участия отдельных подразделений в этих событиях, показывают, что именно власть предержащие отдавали неконституционные, неправовые приказы. Так на каком основании военнослужащие Вооруженных Сил РФ лишены пассивного избирательного права?

Законодатели, принимая закон, лишающий военнослужащих конституционных прав (права быть избранным), делали ссылку на то, что якобы ограничение военнослужащих в политических правах не противоречит принципам и нормам международного права. Свое утверждение они обосновывали ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей право каждого человека на свободу ассоциаций, где говорится, что "настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции". В соответствии со ст. 9 Конвенции Международной организации труда N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" "национальное законодательство определяет, в какой мере гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции".

В противовес данной правовой позиции можно утверждать, ссылаясь на нормы международного права о том, что конституционное урегулирование принципов участия военнослужащих в выборах не только внутренне противоречиво, но и не в полной мере согласуется с международными нормами и договорами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 25) каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Думается, никакой закон, ограничивающий избирательные права военнослужащих, не может иметь большую юридическую силу, чем конституционные нормы-принципы (всеобщее, равное, прямое, тайное голосование), в которых нет и намека на возможность лишения военнослужащих избирательных прав, а значит, и лишения права управлять государством, избираясь в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в представительные органы субъектов РФ.

В современных условиях формирования законодательной власти, когда преобладающей стала пропорциональная избирательная система не только на уровне страны, но и на уровне субъектов РФ, местных органов самоуправления военнослужащие могут оказаться в положении граждан страны, которые выполняют особую государственную задачу, но оказывать влияние на формирование законодательства, высказывать концептуальные направления по оборонным вопросам не смогут, их не услышат.

Поэтому ситуация с избирательным правом военнослужащих требует пристального внимания государства и должна проистекать с соблюдением следующих принципов:

· принцип внепартийности военнослужащих в Российской Федерации следует отменить и разрешить состоять в общественных объединениях, создаваемых в целях осуществления политической власти. С этой целью необходимо внести изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих".

· субъективное избирательное право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации во всех его проявлениях - избирать и быть избранными во все выборные органы государственной власти и местного самоуправления - установлено в действующей Конституции РФ в полном соответствии с требованиями и принципами демократии. Однако нижестоящее законодательство, закрепляющее это право, содержит ряд противоречий с Конституцией и не может быть признано безупречным с точки зрения и законодательной техники, и реализации прав военнослужащих как граждан России.

Важнейшим правом для любого гражданина, и военнослужащий здесь не исключение, является право на получение юридической помощи.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статья 48 Основного Закона гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи.

Данная правовая норма отражает комплексное конституционное право, которое включает в себя следующие правомочия: на квалифицированную юридическую помощь; на получение бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом; правомочия каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 1997 г. № 2-П, "гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии".

Таким образом, юридические нормы, регулирующие право на получение квалифицированной юридической помощи, являются главными по значимости с точки зрения обеспечения всех прав и свобод гражданина.

Обеспечение конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь возложено на командиров воинских частей, органы военного управления, военную прокуратуру, адвокатуру, суды.

Выяснение того, что же включает в себя право на получение квалифицированной юридической помощи военнослужащим и что предпринято в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации для эффективной реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, а также порядка ее предоставления, по нашему мнению, представляет научный и практический интерес.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 28 мая 1998 г. N 76-ФЗ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Право военнослужащих на оказание квалифицированной юридической помощи закреплено в ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Конституционное право военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией Российской Федерацией целей, а именно защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Военнослужащим обеспечивается право на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается бесплатно органами военного управления и органами военной юстиции в пределах их функциональных (должностных) обязанностей всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

В настоящее время функции органа, оказывающего юридическую помощь военнослужащим, осуществляет юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подразделения юридической службы создаются в органах военного управления, соединениях, воинских частях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и организационно входят в единую систему органов военного управления. Правовой основой их деятельности является Приказ министра обороны Российской Федерации "О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации" от 21 марта 1998 г. № 100.

Порядок проведения правовой работы при организации консультирования военнослужащих специалистами юридической службы определен Приказом министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 31 января 2001 г. № 10.

Руководство юридической службой Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет начальник Главного правового управления Министерства обороны - начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подразделения юридической службы руководствуются указаниями вышестоящих должностных лиц юридической службы и подконтрольны им по специальным вопросам.

Следующей формой реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь является оказание юридической помощи адвокатами.

Адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Данный вид деятельности регулируется Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

- дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

- составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

- представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

- участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

- участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

- участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

- представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

- представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

- участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

- выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих" адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Регулирование вопроса предоставления бесплатной юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, нашло отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также иным основаниям, установленным федеральными законами" от 23 июля 2005 г. № 445.

Отсутствие такого нормативного правового акта в значительной степени лишило бы указанную категорию военнослужащих права на квалифицированную юридическую помощь ввиду отсутствия возможности самостоятельно решать вопросы оплаты труда адвокатов.

Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации адвокату гарантируется оплата его труда при оказании им юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу про призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.

Во исполнение указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации министром обороны Российской Федерации Приказом от 13 октября 2005 г. № 430 утверждена Инструкция, регулирующая основания и порядок осуществления выплат адвокатам в качестве вознаграждения и компенсации расходов при оказании ими юридической помощи.

Согласно данной Инструкции основанием для принятия решения командиром (начальником) органа военного управления, соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации или военным комиссаром о производстве выплаты является заключенное между военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или уполномоченным им лицом и адвокатом соглашение об оказании юридической помощи военнослужащему, а также подписанный сторонами акт о выполнении работ.

Юридическая помощь особенно важна для человека, участвующего в уголовном судопроизводстве.

При оказании юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, определяется в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" от 4 июля 2003 г. № 400 (в соответствии с п. 6 данного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 г. № 199/87н был утвержден Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела).

Законодательство, регулирующее конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь, по нашему мнению, нуждается в глубоком совершенствовании.

Несмотря на закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции Российской Федерации, действующее российское законодательство не содержит норм, устанавливающих критерии оценки качества юридической помощи военнослужащим, не определено, какие субъекты и в каком объеме оказывают юридическую помощь, отсутствует понятие "квалифицированная юридическая помощь", не определены требования к лицам, призванным оказывать юридическую помощь, что в значительной степени создает угрозу для эффективной реализации прав и свобод военнослужащих.

Очевидно, что без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь военнослужащих вряд ли возможна эффективная защита государством этого права.

Основная особенность права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь состоит, в частности, в том, что оно используется для защиты других прав и свобод военнослужащих. Ни одна из закрепленных в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" социальных гарантий не может эффективно реализовываться без права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в науке конституционного права рассматривается как юридическая гарантия всех прав и свобод.

Таким образом, специфика конституционно-правового статуса военнослужащего, его прав и свобод требуют специфичного же способа их регулирования. Отчасти это реализовано на законодательном и правоприменительном уровне, отчасти нет. Однако, следует подчеркнуть, что законодатель и правоприменитель в нашей стране движутся в этом направлении и происходит непрерывное совершенствование законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Глава 2. Судебная защита прав военнослужащих

2.1 Военные суды как часть системы судов общей юрисдикции

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено, международным договором Российской Федерации Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. М., 2008. С. 132. .

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, равенство всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Законе о военных судах Федеральный Конституционный закон «О военных судах РФ» от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 29.06.2009 № 3-ФКЗ). //РГ от 25 июня 1999 г. вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них:

· принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5)

· национального языка судопроизводства (ст. 6).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты