Конституция - основной источник конституционного права
Конституция - основной источник конституционного права
4
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра государственно-правовых дисциплинДисциплина: Конституционное право зарубежных странРЕФЕРАТпо теме: «Конституция - основной источник конституционного права»Подготовил: Студент 567 группы факультета ЮриспруденцииОгурцов А.А. Белгород - 2008г.
План лекции
Страницы
Вступительная часть
4
Учебные вопросы:
Понятие, сущность, юридические свойства конституции.
5-13
Форма и структура конституций.
13-20
Порядок принятия конституций и внесения в них изменений.
20-28
Заключительная часть
29
Литература:I. ОсновнаяАлебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. Гл. 2.Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - 592 с.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 1. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1996. Гл. 2.Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 3.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл. 2.II. Дополнительная
1. Златопольский Д.Л. Контроль за соблюдением конституции и конституционные суды в государствах Восточной Европы // Вестник Моск. Ун-та. Серия 11. Право. 1998. №2.
2. Иовенко В.А. Конституционное правосудие в Латинской Америке // Журнал российского права. 2000. №8.
3. Конституции государств Восточной Европы: Учебное и справочное пособие. - М., 1996.
4. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. - М., 1997.
5. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. - М.: «Манускрипт», 1996. - 730 с.
Введение:
В науке конституционного права и политологии конституция рассматривается как важнейший политико-юридический документ. Политическое значение конституции обусловливается тем, что она оформляет общественные отношения и становится фундаментом их развития. Юридическая природа конституции связывается с тем, что свои задачи она выполняет правовыми средствами, то есть является законом, актом, исходящим от государства и тем самым приобретающим общеобязательную силу.
В современном мире действует около 200 конституций различных государств, 300 основных законов (конституций, уставов) субъектов федераций (в Бразилии, Германии, России, США и др.), иногда принимаются конституции и в некоторых автономных образованиях (например, Конституция 1998г. Автономной республики Крым). Помимо общих черт, в этих конституциях имеются и различия. Поэтому необходимо уделить внимание рассмотрению вопроса о понятии, сущности и юридических свойствах конституции.
Актуальность данной темы связана с необходимостью понимания сотрудниками ОВД особого правового положения конституции как документа, обладающего высшей юридической силой.
Вопрос № 1. Понятие, сущность, юридические свойства конституции.
В науке конституционного права понятие конституции имеет два значения: обычно различают материальную конституцию (или конституцию в материальном смысле) и формальную (или конституцию в формальном смысле).
Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
Конституция в формальном смысле (значении) - это закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле - это в своем роде закон законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.
Материальное и формальное понимание конституции находятся в определенном соотношении. Вероятно, оправданно, чтобы специальная форма выражения соответствовала предмету регулирования - ведь в конституции определяются основы общественного и государственного строя страны. Кроме того, это соотношение проявляется в следующем: все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том, же порядке и теми, же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения. Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера. Однако сам факт включения тех или иных норм в формальную конституцию свидетельствует, что законодатель преследовал этим важные политические цели, и поэтому такие нормы не стоило, бы рассматривать как нетипичную случайность.
Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция - это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, Конституционный закон о Чехословацкой федерации 1968 года предусмотрел создание системы конституционных судов, однако на практике до победы антибюрократической революции 1989 года эти суды так и не были созданы. Следовательно, согласно юридической конститу-ции они существовали, а согласно фактической - отсутствовали. До сих пор в Конституции Итальянской Республики 1947 года остаются лишь мертвой буквой нормы ст. 40 (регламентация права на забастовку), 95 (организация президиума Совета министров), VI переходного положения (упразднение органов особой юрисдикции).
Расхождение между фактической и юридической конституцией - обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции, особенно когда речь идет о формальной юридической конституции, принятие которой имеет одномоментный характер.
Важным для раскрытия понятия конституции является вопрос о ее сущности. Он стал предметом дискуссий, ведущихся с момента зарождения самой идеи конституции. В целом можно выделить два основных подхода к определению сущности конституции:
1) западные концепции конституции:
- представители естественной школы права рассматривали конституцию как своего рода общественный договор, выражение общей воли народа (нации);
- нормативисты рассматривали конституцию как выражение высшей правовой нормы;
- институционалисты - как статут не только государства, но и нации как корпоративного целого.
2) марксистская концепция, в основе которой лежит классовый анализ конституции: конституция любого государства рассматривается как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (блок, коалиция, союз классов) закрепляет свое политическое господство Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. - М.: «Манускрипт», 1996. С. 63-64. .
Для того чтобы полнее раскрыть современное понятие конституции, необходимо хотя бы кратко рассмотреть развитие мирового конституционного процесса, обусловленное эволюцией общества и государства в новое и новейшее время. В этом развитии можно выделить четыре основные этапа:
1. Первый этап конституционного развития - это период становления и утверждения буржуазного общества в передовых странах Европы и Америки (с конца XVIII в. до окончания первой мировой войны). Именно здесь появляются первые конституции: США - 1787г., Франция - 1791г., которые наряду с предшествовавшими им декларациями (Декларация независимости 1776г. и Декларация прав человека и гражданина 1789г.) оказали огромное влияние на мировое конституционное развитие. Конституции отдельных стран, как и процесс, их конституционного развития, естественно, имели свои национально специфические черты и особенности. Однако большинству из них были присущи некоторые общие, принципиальные черты, характеризующие господствовавшую в тот период конституционную модель. В основе этой модели лежала либеральная концепция конституции как законодательного акта, призванного максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельного индивида.
2. Второй этап конституционного развития характеризуется тем, что охватывает отрезок времени, когда единый до того мировой процесс оказался разделенным в результате создания в России социалистического государства (период между двумя мировыми войнами). В это время были приняты следующие конституции: Веймарская конституция 1919г., Конституция Чехословакии 1920г., Югославии 1921г., Ирландии 1937г. и др. В конституциях этого времени были отражены некоторые новые тенденции мирового конституционного развития, а именно возрастание экономической и социальной роли современного государства. В частности, они впервые закрепили систему социальных и экономических прав, что оказало немалое воздействие на конституционное законодательство многих стран.
3. Третий этап конституционного развития характеризуется расширением масштабов конституционного процесса и существенными изменениями его содержания (период от окончания второй мировой войны до конца 80-х годов XX в.). В это время в конституционный процесс включились более 130 новых государств в Африке, Азии, Латинской Америке и Океании, возникших в результате ликвидации колониальной системы. Конституционному процессу на этом этапе присуще многообразие основных конституционных моделей и их разновидностей. Основными являлись: западная конституционная модель, сложившаяся на предыдущих этапах; «социалистическая», представленная ранее лишь советскими конституциями, а теперь и конституциями других социалистических государств (Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Китай и др.); новая конституционная модель, воплощенная в конституциях развивающихся стран. Каждая из названных моделей имела свои разновидности, свои тенденции развития.
4. Четвертый этап конституционного развития начался на рубеже 80-90-х годов XX в. с крушением тоталитарных и авторитарных режимов в большинстве социалистических и развивающихся стран и вступлением их на путь демократических преобразований общества и государства. Одним из главных направлений этих преобразований стало осуществление широкомасштабных конституционных реформ, обновление практически всего конституционного законодательства. Только за период 1989-1995 гг. в этих странах (а также в государствах, образовавшихся в связи с распадом советской, югославской и чехословацкой федераций) было принято около 100 новых конституций.
Сущность и содержание конституции проявляются в совокупности свойств (юридических, политических, идеологических), характеризующих ее качественное своеобразие как одного из элементов политической системы современного общества. Свойства эти присущи любой конституции, но в каждой из них те или иные обладают определенной интенсивностью, то есть, выражены в большей или меньшей степени (например, в социалистических конституциях преобладали политические и идеологические свойства в ущерб юридическим).
Свойства конституции:
1. Конституция - это, прежде всего юридический документ, и потому ее главными свойствами являются юридические. Они раскрывают правовую природу конституций и определяют ее место в правовой системе страны:
· Конституция как основной закон - главный источник национального права, ядро всей правовой системы, юридическая база текущего законодательства. Она воздействует многообразными способами на развитие правовой системы, устанавливает в первую очередь правотворческую компетенцию государственных органов, процедуру осуществления ими нормотворческой деятельности. Прежде всего, в конституции определены главные цели и объекты правового регулирования. Это выражается в том, что конституция предусматривает сферы общественных отношений, подлежащие правовому регулированию, указывая при этом те конкретные законы, которые должны быть приняты.
· Верховенство конституции, означающее приоритетное положение в системе источников права, которое обеспечивается особым порядком принятия и изменения конституции и придания ей высшей юридической силы. Все правовые акты должны соответствовать конституции и в случае противоречия ей являются недействительными. В этом свойстве конституции находит отражение один из признаков правового государства - верховенство права и прежде всего конституции.
· Стабильность конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность конституции зависит от многих объективных и субъективных факторов (например, от состояния наиболее важных общественных отношений, составляющих предмет конституционного регулирования, от отношения к ней общества и государственной власти, от уровня политической и правовой культуры и т.д.). Вместе с тем, есть ряд правовых факторов, заложенных в самой конституции, от которых во многом зависит ее стабильность. Речь идет не только об особом, усложненном порядке изменения конституции. Немаловажное значение имеет правовое содержание основного закона. Несомненно, например, что чем больше в нем конкретных, детализированных норм, которым место в обычном законодательстве, тем чаще возникает необходимость внесения поправок в основной закон (ярким примером в этом отношении была Конституция СССР 1936г., в которой, как отмечалось, содержался перечень министерств и ведомств) Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. - М.: «Манускрипт», 1996. С. 109-113.
.
2. Конституция - важный политический документ. Она выражает политический и социальный компромисс между различными силами, достигаемый в процессе политической борьбы. В этом смысле она является итоговым документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающим достигнутую ступень развития общественных отношений, которые служат предметом ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс. Многие современные исследователи на Западе проводят различие между политической и социальной конституцией. Под политической конституцией понимается, прежде всего, та часть ее содержания, которая относится к организации и формам осуществления государственной власти. Это главная часть, ядро любой конституции, что, кстати, находит отражение даже в официальном названии некоторых основных законов (Политическая конституция Мексики 1917г., Политическая конституция Никарагуа 1987г., Политическая конституция Колумбии 1991г.).
· для многих современных конституций характерно такое свойство, как программность. Оно находит отражение в нормах-принципах, нормах-целях, которые устанавливают основные направления, перспективы и цели развития общества и государства, определяют содержание деятельности государственных органов, в том числе и законодательных, то есть являются базой текущего законодательства.
3. Любая конституция является идеологическим документом, ибо отражает определенную систему взглядов и идей. Конституция является также мировоззренческим документом, оказывающим большое влияние на духовную жизнь общества, способствующим распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к при-знанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, что записано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общечеловеческие ценности. Тем же, кто не уважает ни того, ни другого, в случае нарушения конституции грозят соответствующие санкции.
Таким образом, конституция - это основной закон государства, закрепляющий основы организации государственной власти и правовое положение личности. Сущность и содержание конституции проявляются в совокупности свойств (юридических, политических, идеологических), характеризующих ее качественное своеобразие как одного из элементов политической системы общества.
Вопрос № 2. Форма и структура конституций.
Форма конституций - это способ организации и выражения конституционных норм.
Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.
Единым и единственным конституционным актом является в соответствующей стране, например, Основной закон Германии, Конституция Испании, Политическая конституция Мексики 1917 года. Применительно к Германии и Мексике надо при этом иметь в виду, что в силу их федеративного устройства конституции там имеются также у субъектов федераций - германских земель и мексиканских штатов, но на федеральном уровне указанные выше конституционные акты - единые и единственные.
Напротив, конституция Швеции состоит из трех нормативных актов - Формы правления 1974 года, в которой урегулированы основы государственного строя, основные свободы и права и система государственных органов; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года. В Чехословакии конституция состояла из множества конституционных законов, из которых лишь один назывался Конституцией. В некоторых других странах конституционные законы, как отмечалось, уступают по своей юридической силе собственно конституции и частью ее не являются (например, в той же Швеции или Италии).
В зависимости от формы выделяют следующие виды конституций:
1. Писаные конституции - представляют собой основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, отличном от порядка принятия и изменения других законов.
а) кодифицированные конституции - представляют собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (таких конституций большинство).
В зависимости от степени кодификации кодифицированные конституции можно подразделить на:
- развернутые (конституции Греции, Португалии и др.). Такие конституции нередко содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство. В настоящее время нередки акты, в которых число положений, несвойственных конституциям, весьма и весьма значительно. Например, ст. 27 «О собственности» и ст. 107 «О судебной процедуре» в Конституции Мексики могли бы составить отдельные законодательные акты, как и ряд положений Конституции Индии 1950 года. Так, шестое приложение к последней, регулирующее управление племенами в штатах Ассам, Мегхалайя и союзной территории Мизорам, вполне могло бы составить отдельный закон, а ст. 371 - 371-е, включающие специальные положения в отношении штатов Махараштра и Гуджерат, - большую часть конституций этих штатов (штаты в Индии, кроме штата Джамму и Кашмир, конституций не имеют). Конституции Мексики, Индии, Малайзии разительно контрастируют в этом отношении с основными законами США, Японии, в которых - создается такое впечатление - нет ничего лишнего с конституционной точки зрения.
- неразвернутые (Конституция Франции 1958г., Конституция США).
б) некодифицированные конституции - представляют собой несколько писаных нормативных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера и в равной мере обладающих высшей юридической силой (конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии).
2. Смешанные конституции - частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных толкований. Например, конституция Великобритании включает законы {статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о Палате общин (управление делами) 1978 года, далее - судебные прецеденты (так называемое общее право), но также обычаи, именуемые конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы. Британская конституция эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов законами, принимаемыми Парламентом.
3. Неписаные конституции - вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно - после революций, переворотов и т.п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если не противоречат сущности и целям нового режима.
Деление конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответствен только перед нижней палатой Парламента - Национальным собранием, но на практике несет ответственность и перед Президентом Республики.
Структура конституций.
В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных - охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за редким исключением, имеет стандартизированный вид и включает в себя:
1. Преамбула (введение), которая предусмотрена в большинстве конституций. В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции. Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской Конституции 1946г., продолжающая действовать), они могут иметь то же юридическое значение, что и нормы основной части конституции.
2. Основная часть (основное содержание), в которую входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем - о главе государства и правительстве, дальше следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок: сначала - глава государства, а в конце - орган конституционной юстиции (например, в Конституции Испании). Основная часть конституции подразделяется на разделы и главы. Их количество и порядок расположения во многом определяется как пределами конституционного регулирования, так и принципами, на которых основана конституция.
3. Заключительные, переходные и дополнительные положения.
Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а в виде параграфов или еще как-нибудь, с тем, чтобы показать их специфический характер. В то же время они представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя (особенно суда) потому, что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.
Дополнительные положения конституции также обычно офор-мляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
4. Приложения к конституциям, которые подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится распределение компетенции между Союзом и штатами. По существу, каждое приложение представляет собой развернутое изложение положения соответствующей нормы, содержащейся в основном тексте конституции. Например, в ст. 246 Конституции Индии указывается, что парламент имеет исключительное право принимать законы по любому вопросу, перечисленному в списке 1 приложения 7. Такая связь приложения с конкретной нормой основного текста означает, что приложение - составная часть структуры конституции, обладающая той же юридической силой, что и другие нормы Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. - М.: «Манускрипт», 1996. С. 132. .
Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера (например, организация местной власти) не получили в них своего регулирования.
Язык и стиль конституций.
На этот счет имеются значитель-ные различия в практике отдельных стран. Конечно, есть обязательные требования к языку закона вообще, которые применительно к основному закону приобретают особую значимость. Действительно, если в конституции то или иное понятие обозначено одним определенным термином, то и все остальное законодательство должно в соответствующих случаях пользоваться именно этим термином, избегая других синонимов, чтобы не ставить правоприменителя в затруднение относительно того, имеет он дело с одним и тем же понятием или с разными.
В европейских странах с романской правовой системой можно наблюдать тенденцию к общедоступному словоупотреблению и сравнительно простым формулировкам. То же можно сказать о японской Конституции и большинстве «социалистических» конституций. В последних, правда, подчас стремление к простоте и доступности текста, а также его чрезмерная политизация наносят ущерб юридической точности при обозначении соответствующих понятий. Для конституций стран с германской правовой системой характерны местами усложненные конструкции, однако они, хотя и представляют известную трудность для неподготовленного читателя, обеспечивают, зато высокую юридическую точность.
Пожалуй, особо сложны для восприятия тексты конституций многих стран с англо-саксонской правовой системой. Причина не только в том, что указанная система включает ряд институтов, не имеющих аналогов в европейском континентальном праве, но и в специфической стилистике.
Стиль конституционных текстов в основном строго документальный, однако в некоторых случаях (преамбулы, хартии, декларации о правах и свободах) употребляется так называемый высокий стиль, призванный оказать определенное эмоциональное воздействие. Для ряда стран с англо-саксонской и романской системами права характерно при формулировании норм употребление будущего времени (эта особенность в имеющихся у нас переводах конституций обычно не отражается). В актах англо-саксонской правовой системы заметна детализация регулирования, обеспечивающая необходимую точность толкования соответствующих правовых норм.
Что касается переводов конституций зарубежных стран на русский язык, то нельзя не отметить отсутствие единообразия в передаче иностранной правовой терминологии, а подчас и знания реалий соответствующей страны. Например, одно и то же немецкое слово «Bundesrat» применительно к Германии переводится у нас «Бундесрат», а применительно к Австрии и Швейцарии -- «Федеральный (или Союзный) совет». В переводах итальянской Конституции, да и многих других, для понятия «публичный» выбран эквивалент «государственный», тогда как «государственный» есть лишь разновидность «публичного». При работе с переводными текстами конституций и других нормативных актов надо это обстоятельство иметь в виду Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник В 4-х томах. Т. 1. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Издательство БЕК, 1993. С. 52-53.
.
Таким образом, форма конституций - это способ организации и выражения конституционных норм. В зависимости от формы выделяют писаные, смешанные и неписаные конституции.
По своей структуре конституции обычно включают в себя следующие элементы: преамбулу; основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; приложения.
Вопрос № 3. Порядок принятия конституций и внесения в них изменений.
Конституция, будучи основным законом, в отличие от других законов принимается и изменяется в особом порядке, что находит отражение в современной доктрине конституционного права, которая различает законодательную и учредительную власти. Обычные законы принимаются и изменяются в порядке осуществления законодательной власти, конституция - в порядке осуществления учредительной власти.
Необходимость принятия конституции возникает в трех случаях:
1) при образовании нового государства. В этом случае конституция является не только основным законом, но и учредительным актом, юридически оформляющим возникновение нового государства. Таковы, например, первые конституции государств, возникших в результате ликвидации колониальной системы, распада советской, югославской и чехословацкой федераций в начале 90-х годов.
2) при смене политического режима в результате социальной революции - мирной или насильственной (например, Конституция РСФСР 1918г., новые конституции в постсоциалистических государствах), преобразования военных диктатур, порожденных военными переворотами, в гражданские режимы, что особенно характерно для политического развития освободившихся стран.
3) если действующая конституция не может быть приведена в соответствие путем ее частичного изменения с учетом тех существенных перемен, которые произошли в политической, социальной и экономической жизни общества.
Существуют следующие способы принятия конституций:
1. Октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале прошлого века часто име-новались хартиями. Такова, например, Хартия 1814 года, которую Людовик XVIII предоставил на основе собственной власти. В более позднее время октроированными были марокканская Конституция 1911 года, японская 1889 года, абиссинская 1937 года. Монархи октроировали конституции, конечно, не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате народных выступлений (как теперь говорят - социального взрыва). Данный способ наименее демократичный и уходит в прошлое. Лишь в нескольких монархических государствах современные конституции были «дарованы» монархом (конституции Катара 1962г., Саудовской Аравии 1992г., Непала 1962г., Свазиленда 1978г. Впрочем, последние две отменены).
После второй мировой войны октроированными стали называть (по крайней мере, в советской литературе) конституции, дарованные метрополиями своим колониям при изменении формы колониального господства или при освобождении от него. Вряд ли нужно доказывать, что и эти конституции - не бескорыстный дар, а результат национально-освободительной борьбы колониальных народов.
2. Договорный характер принятия конституции. Такие конституции редко встречались в прошлом и почти не встречаются в настоящее время Можно отметить в связи с этим договорный характер Основного Закона (Кон-ституции) СССР 1924 года. В действующую Конституцию Российской Федерации - России 21 апреля 1992г. внесены положения, сформулированные на базе Федеративных договоров, заключенных 31 марта 1992г., а сами эти договоры включены в Конституцию в качестве приложений.
. Обычно это были договоры между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли всего народа. Они свидетельствовали о таком соотношении политических сил, при котором монарх уже не был в состоянии даровать собственную конституцию. Одним из первых таких договоров был Конституционный акт Вюртемберга 1819 года. Примерно такой же характер имел и ряд английских писаных актов, принимавшихся Парламентом (Билль о правах 1689г., Акт об управлении 1709г.).
Договорная процедура, но несколько иного характера, имела значительное место в конституционной практике балканских государств, освободившихся от османского ига. Речь идет о конституциях Греции 1844 года, Румынии 1866 года, Болгарии 1879 года. В этих странах выборные собрания предлагали должность главы государства иностранным династиям при условии, что они будут согласны с соответствующими конституциями.
Элементы договорного характера встречались при создании конституций и после второй мировой войны. Например, предоставление независимости Кипру было оформлено Цюрихско-лондонскими соглашениями 1959 года между Великобританией, Тур-цией и представителями греческой и турецкой общин острова. Конституция Кипра, принятая в 1960 году, предусмотрела, что ее основополагающие статьи, указанные в третьем приложении к Цюрихскому соглашению от 11 февраля 1959 года, не подлежат ни изменению, ни отмене.
3. Принятие конституции избирательным корпусом. Возросшая роль народных масс в политической жизни привела к тому, что по порядку своего принятия большинство ныне действующих конституций являются народными, как их называли в XIX веке. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.
а) чаще всего конституция вырабатывается учредительным собранием (именуется еще конституантой) - выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции и иногда временно также выполняет задачи парламента. Обычно учредительное собрание распускается после выполнения своей задачи и поэтому может быть признано национальным представительством особого рода. Известны, впрочем, случаи, когда учредительное собрание после принятия конституции преобразовывалось в обычный парламент, как было, например, в Греции в 1975 году. В литературе встречается деление учредительных собраний на:
- суверенные - окончательно принимающие конституцию (например, французское учредительное собрание 1848г.);
- несуверенные - вырабатывающие лишь текст конституции, который затем утверждается иным способом, чаще всего референдумом (например, в той же Франции первое и второе учредительные собрания 1946г.). Учредительные собрания вырабатывали конституции во Франции, Италии, Югославии в 1945-1947 годах, в Португалии в 1975-1976 годах, в Болгарии и Румынии в 1990-1991 годах и во многих других странах. Обычно такие конституции - наиболее демократические.
б) существует практика, когда действующий парламент официально преобразуется в учредительное собрание, рассматривающее проект конституции в соответствии со специальной процедурой (Шри-Ланка - 1972г., Танзания - 1977г., Замбия - 1992г.).
в) в ряде случаев конституция разрабатывается и принимается парламентом без формального преобразования в учредительное собрание, с применением обычной парламентской процедуры, предусматриваемой отменяемой конституцией (например, конституция Шри-Ланки 1978г. на основе ст. 51 конституции, конституции Мозамбика 1990г., Вьетнама 1992г., Грузии 1995г. и др.).
г) конституция принимается надпарламентским выборным органом (Индонезия, Китай, Монголия). Так, в Индонезии основной закон 1945г. предусматривает, что новая конституция принимается Народным консультативным конгрессом, состоящим из Совета народных представителей (парламента) и представителей от районов и групп населения. В Китае это Всекитайское собрание народных представителей - орган, аналогичный бывшему Съезду народных депутатов в России, к компетенции которого относилось принятие конституции (ст. 104 Конституции РСФСР 1978г. с поправками). Таким же органом был Великий народный хурал, принявший конституцию Монголии 1992г.
д) иногда конституция вырабатывается правительством с после-дующей передачей на утверждение парламента или народа.
Значение использования референдума при принятии конституции может быть различным. Одно дело, когда референдум проводится для утверждения конституции, гласно разработанной и принятой парламентом или учредительным собранием, и другое, - когда народу предлагается высказаться по проекту, подготовленному келейно, в недрах правительственных структур. Очевидно, что освящение на референдуме акта, принятого парламентом или учредительным собранием, отвечает требованиям демократии, если референдум проводится в спокойной обстановке, без одностороннего давления на избирателей. Так были проведены референдумы по двум конституционным проектам во Французской Четвертой Республике в 1946 году (первый проект избиратели отклонили); референдумами были утверждены выработанные учредительными собраниями или парламентами конституции Италии 1947 года, Португалии 1976 года, Испании 1978 года, Румынии 1991 года и многие другие.
Если же на народное голосование выносится проект, подготовленный правительством помимо парламента, а подчас и вопреки ему (в «социалистических» странах - подготовленный в недрах аппарата компартии и лишь формально одобренный парламентом), то конституционный референдум зачастую превращается в плебисцит, на котором голосуется по существу доверие правительству (в «социалистических» странах - руководству компартии). Избиратели в таких условиях обычно подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные конституционные акты. Например, Конституция Франции 1958 года одобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса, Конституция Чили 1980 года - в условиях диктатуры генерала А. Пиночета, конституции ГДР 1968 года, Болгарии 1971 года, Кубы 1976 года - в условиях тоталитарного режима, когда свобода выбора избирателей либо отсутствовала, либо была серьезно ограничена.
Изменение конституций.
Одним из юридических свойств конституции, как отмечалось, является ее стабильность. Из этого, однако, не следует, что конституция не подлежит ни при каких условиях изменениям и дополнениям. В ней должны найти отражение качественные изменения тех общественных отношений, которые составляли предмет регулирования в момент принятия основного закона. В противном случае она рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативную силу и имеющий мало общего с реальной действительностью. Юридической гарантией стабильности конституции является особый порядок ее изменения, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона.
Традиционно в конституционной доктрине конституции по способу изменения подразделяются на:
1. Жесткие конституции (изменяются в особом порядке, усложненном по сравнению с обычной законодательной процедурой).
Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций.
Чаще всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особожестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.
Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.
2. Гибкие конституции (изменяются в том же порядке, что и обычные законы).
Гибкие конституции изменяются путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регули-ровавшиеся обычным правом. Принятие последующего закона производится в том же порядке, что и предыдущего. Так изменяются частично писаные конституции (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль) либо определенные части писаных (Индия).
Гибкие конституции - это обычно неписаные или смешанные, как в Великобритании. Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года.
3. Конституции смешанного типа, в которых различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.
В индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Пар-ламента Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник В 4-х томах. Т. 1. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Издательство БЕК, 1993. С. 57-58.
.
Способы инкорпорирования поправок в текст конституции:
1) простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.).
2) прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок в абз. 6 ст. 245: «Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой после каждой измененной статьи на номер и дату поправки». Этот способ использовался в бывшей Югославии и частично в Чехословакии.
Первый способ имеет то преимущество, что не требует от правоприменителя или другого лица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из них действуют в настоящий момент, а кроме того, обеспечивает легкую обозримость всего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегда видеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться необходимым правоприменителю или другому заинтересованному лицу.
Заключение:
Конституция представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Кроме того, конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и ей присущи специфические свойства.
Конституция в данном смысле - это в своем роде закон законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.
Список используемой литературы
1. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 43-54.
2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. Гл. 2.
3. Безруков А.В. Правовая природа конституции в федеративном государстве // Право и политика. 2003. № 4. С. 13-17.
4. Златопольский Д.Л. Контроль за соблюдением конституции и конституционные суды в государствах Восточной Европы // Вестник Моск. Ун-та. Серия 11. Право. 1998. №2.
5. Иовенко В.А. Конституционное правосудие в Латинской Америке // Журнал российского права. 2000. №8.
6. Конституции государств Восточной Европы: Учебное и справочное пособие. - М., 1996.
7. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - 592 с.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 1. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1996. Гл. 2.
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. - М.: Юриспруденция, 2001.
10. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 3.
11. Кравец И.А. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики) // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 113-124.
12. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. - М., 1997.
13. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. - М.: «Манускрипт», 1996. - 730 с.
14. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл. 2.
15. Чиркин В.Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2. С. 50-56.