Сближение шляхты с буржуазией способствовало возникновению в политической борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и буржуазии.Этот блок в исторической литературе получил название "патриотическая партия".Его деятельность особенно активно проявилась в 1790-1794 гг . Свою деятельнось "патриотическая партия" начала на четырехлетнем сейме 1788-1792 гг.Сейм состоял из 177 депутатов, из них 69 относились к приверженцам шляхтецко-буржуазного блока и придерживались реформаторских взглядов.Этот сейм объявил себя конфедерацией, поэтому его решение принимались большинством голосов и не могло применяться свободное вето. После окончания своих полномочий в 1790 г. сейм принял постановление о продолжении своих полномочий еще на два года и проведении новых выборов депутатов . Дополнительно было выбрано еще 182 депутата из которых 112 были приверженцами проведения реформ.Таким образом из 359 депутатов сейма 181 были представителями шляхтецко-буржуазного блока и приетствовали реформы. На активизацию депутатов реформаторов значительное влияние оказали события в революционной Франции.Сейм второго созыва также объявил себя конфедерацией для того чтобы принимать решения большинством голосов.
В 1791 г. сейм принял "Кардинальные права".В них объявлялось доминирование католической религии в стране, переход из католической веры в другую рассматривался как уголовное преступление. Одновременно и гражданам, которые придерживаются других вероисповеданий обеспечивалось свобода и безопасность в исполнении религиозных культов. Также декларировалось вечная уния Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой и ее суверенные права. Речь Посполитая объявлялась правовой державой, в которой властвует закон принятый сеймом. Особенно важное значение имел параграф 11, в котором оъявлялась свобода слова и печати, за исключением вопросов, которые касались католической веры, в интересах которой могла быть установлена цензура.
Реформы проводились по классовому принципу, что характерно для буржуазного выборного права.
Для жителей городов и деревень большое значение имел закон "Города наши королевские свободные в странах Речи Посполитой". Этим законом мещане получили такоеже право личной неприкосновенности, котором пользовалась белорусско-литовская шляхта по Статуту 1588 г.
Закон о городах создал благоприятные условия для развития городов и сближения мещан со шляхтой, что позволило укрепить политические позиции шляхтецко-буржуазного блока и еще энергичне продолжить реформы государственного строя.
Консолидация патриотических сил в сейме позволила 3 Мая 1791 г. принять Закон о власти, который принято называть Конституцией Речи Посполитой 3 мая.Приверженцы реформ, боясь, что сейм в полном составе не примет эту Конституцию,решились нарушить порядок и начали сессию сейма, когда значительная часть реакционных депутатов и сенаторов не вернулась каникул. На сессии присутствовало только 182 депутата и сенатора, что состовляло чуть больше чем 1/3 обшего состава сейма . 3 мая к королевскому замку в Варшаве где заседал сейм, были выставленны войсковые части, которые поддерживали реформаторов, а на улицы вышли горожане. Взал заседаний прибыли представители мещан, тем самым показывая поддержку Конституции.
Конституция 3 мая состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамбуле на имя короля Станислава Августа говорилось, что учитывая недостатки управления в Речи Посполитой и желая исправить положение в котором находится Европа, стремясь достигнуть внешней независимости и внутренной свободы народа, для всеобщего благосостояния и сохранения страны и ее границ утверждается эта Конституция .
В разделе 1 главенствующей религией объявлялось " святая римская католическая " религия со всеми ее правами. Переход из католической веры в другую воспрещался. Для всех других конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных обрядов.
В разделе 2 подтверждались все права и привилегии, данные шляхте Польши и Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной между собой и в одинаковой степени могла пользоваться всеми правами и привилегиями, особенно личной безопасносности и свободы. Шляхта признавалась наиглавнейшим защитником свободы и данной Конституции.
В разделе 3 подтверждался закн о городах и объявлялся частью Конституции.
Раздел 4 содержал новые нормы о крестьянах . В нем говорилось "крестьяне, из рук которых течет огромный родник богатств страны, которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны, по спроведливости, из чувства человечности и христианского долга, а также учитывая наш понятый интерес, мы берем под охрану права и нашего правительства, устанавливая, что с этого момента любые пожалования или договоры, заключенные между землевладельцами и крестьянами, независимо от того, кем они были сделаны" .Крестьяне не были удовлетворены этим разделом Конституции, и поэтому не считали необходимым ее защищать.
В разделе 5 содержалосьпрогрессивное положение о том, что" вская власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа " и должна складываться " из трех властей : законодательной, исполнительной и судебной".
В разделе 6 указывалось структура и полномочия сейма, который состоял из двух палат : палата депутатов, палата сенаторов под руководством короля .Палата депутатов объявлялась святыней законодательства. В нее должны были входить 204 депутата, обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Сенат который состоял из католических епископов, воевод и министров под руководством короля насчитывал 132 человека. Закон принятый в палате депутатов,передавался в сенат который мог его одобрить или отложить до повторного заседания сейма.В этом случае обе палаты собирались вместе и решение принималось большинством голосов, отменялось свободное вето,запрещались всякие конфедерации. Устанавливалось,что конституция подлежит пересмотру через 25 лет.
По новому решался в конституции вопрос вопрос о исполнительной власти-о правительстве, строй и компетенция которой обозначались в разделе 7. Высшим исполнительным органом - правительством - объявлялось "Защита законов ."В правительство входили король, как глава, руководитель католической церкви, как глава комиссии народного образования и 5 министров : полиции, министр внутренних дел, министр иностанных дел,военный министр, министр финансов. Назначались 2 секратаря, один из которых вел делопризводство "Зашита законов ", второй - иностранные дела . Министров назначал король.
К наиболее важным изменениям относилась отмена избрания королей и установление наследования трона . Наследник короля, достигнув совершеннолетия и принеся присягу,мог присутствовать на всех заседаниях правительства без права решающего голоса . Король был наделен широкими полномочиями . Он признавался высшим рукводителем всех воруженных сил в стране, назначал и снимал генералов и офицеров, государственных чиновников,сенаторов, епископов. Все акты короля должны быть подписаны соответствующим министром, который отвечал перед сеймом за данный акт, т.к. в Конституции было записано " особа короля является священной и в безопасности от всего . Ничего один сам не принимает, ни за что в ответе перед народом быть не может."В случае если ни один из министров не подписывал решение, король отступал от этого решения, а если он настаивал то вопрос переносился на рассмотрение сейма .
Предусматривалось создание постоянных комиссий при правительстве. 4 комиссии - просвещения, полиции, военная и финансов выбирали сеймом, а раньше созданные комиссии порядка подлежали правительственному надзору .
Создание единой власти для всей Речи Посполитой превращало конфедерацию в федерацию .
В разделе 8 значительно изменились структура и характер судебных органов . Объявлялся принцип осуществления принцип правосудия только судом . Тем самым вносились изменения в Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Согласно Конституции не могли рассматриваться в городских судах дела старост и воевод .Все суды подразделялись на суды первой и вторй инстанции . Суды первой инстанции должны были рассматривать дела не по сессиям, а стать постоянными и работать на протяжении всего года. Создавались суды для свободных крестьян, а также высший суд - суд сейма . Последний занимался криминальными делами по государственным преступлениям против народа и короля . Конституцией предписывалось издать новый кодекс по гражданским и уголовным делам .
В разделе 9 определялся порядок избрания регента на случай болезни,плена или несовершеннолетия короля .
Раздел 10 касался учебы детей короля и их воспитания .
11 раздел Конституции был посвящен вооруженным силам страны. Совместно с ополчением создавалась армия рекрутов из крестьян .Ставилась задача увеличить численность армии в несколько раз.Армия должна была оставаться в подчинении исполнительной власти и приносить присягу на верность королю и на оборону народной конституции
Принятие Конституции 3 мая предшествовало острая политическая борба. Конституция явилась результатом компромисса между владеющей землей шляхтой и городской буржуазией . Она сохранила феодальное содержание и одновременно создавало более выгодные условия для развития мануфактурной промышленности и торговли, предоставляла более широкие права городским жителям - мещанам . Меньше всего она вносила изменений в правовое положение крестьян. Конституция коренным образом изменила структуру высших органов власти . Сейм превратился в орган способный на решительные действия . Он стал действительно законодательным и контролирующим органом. Благодаря Конституции в Речи Посполитой была сделана попытка осуществить принцип парламентского управления .Для своего времени Конституция имела прогрессивное значение, но ее положения не были полностью осуществлены из за бунта реакционных кругов, которые объявили весной 1792 г. конфедерацию, и из-за вмешательства зарубежных стран .
Акт Торговицкой конфедерации объявил незаконной деятельность Четырехлетнего сейма .В нем говорилось, что Конфедерация создана для охраны католической религии, сохранения целостности границ Речи Посполитой и старых прав шляхты .
Литература :
1. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Буларусi, Я.А.Юхо Мн.1992 г.
2. Кароткi нарыс у 5цi частках "Гiсторыя Беларусi" Мн.1993 г.