Список литературы.....................................................................................................................21Введение
Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям. С оружием в руках штатам пришлось защищать свою независимость от Великобритании, доказывать свою экономическую и политическую самостоятельность и состоятельность как штатов-государств.
Но освобождение от метрополии означало формирование и развитие новых форм управления и организации государства. Как отмечал Т.Пейн, независимость Америки, рассмотренная только как отделение от Англии, была бы событием небольшого значения, если бы она не сопровождалась "революцией в принципах и практике государственного управления". Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. - М.: НОРМА, 2002. - с. 444. Объединившись сначала под флагом Конфедерации, штаты вскоре образовали федерацию с четко продуманной, научно обоснованной системой управления. И подлинной революцией в мировой политико-правовой системе стало принятие штатами первой писанной Конституции, а затем и Билля о правах, с принятием которого Конституция стала полной и завершенной.
Изучение Конституции США 1787 г и Билля о правах позволяет на конкретном примере проследить особенности формирования политико-правовой системы, рассмотреть конкретные исторические условия как источник права в широком смысле этого понятия. Кроме того, данный документ интересен с точки зрения тех принципов государственного устройства и управления, которые в нем заложены, так как они, в свою очередь, повлияли на конституционный опыт других стран, особенно на основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция верховного суда). Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения, 1979. - с. 187. Учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала притягательной моделью для большинства государств Центральной и Южной Америки. Интересен основной закон США и с позиции своего долголетия.
Цель данной работы - рассмотреть предпосылки и историю принятия Конституции и Билля о правах как источник норм, заложенных в эти документы и определивших их особенности.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. выделить основные этапы принятия и разработки Конституции США;
2. рассмотреть историю и причины принятия Билля о правах, его значение как документа, закрепляющего основные права и свободы человека;
3. дать общую характеристику Конституции США, а именно:
. изучить содержание, цель принятия, структуру документа;
. выделить основные принципы, заложенные в этом документе;
. выделить причины устойчивости и стабильности Конституции США;
. рассмотреть основные направления эволюции Конституции и её характерные черты.
Глава 1. История принятия Конституции США
Истоки современного конституционного строя США коренятся в особенностях истории этой страны. Конституционализм в США имеет свои характерные черты и предпосылки возникновения, которые не могли не отразиться на главном законе страны - Конституции США 1787 года, первой писанной и по-настоящему научной Конституции в мире. Рассмотрим наиболее существенные из них:
1. население США сформировалось из потомков иммигрантов из Европы, начавших переселение в Северную Америку и освоение североамериканского континента еще с конца XVI в. Коренное население Америки -- индейцы -- при этом сгонялись с мест своего обитания, оттеснялись в глубь континента и систематически истреблялись. Поскольку первыми переселенцами были англичане, сначала протестанты, бежавшие от преследований английской королевской власти, а затем сторонники англиканской церкви и католики, спасавшиеся от революции в Англии, то они перенесли на свою новую родину английские обычаи, традиции и англо-саксонскую систему права. США стали англоязычной страной. На западном побережье США поселялись китайцы, японцы и другие выходцы из Азии. Многонациональный и поликонфессиональный состав населения способствовал выработке демократических основ общественной и государственной жизни (равенство граждан перед законом и судом, веротерпимость). Этому способствовал и тот факт, что в США никогда не было феодализма и наследственного дворянства;
2. следующая особенность становления конституционного строя связана с образованием и развитием американской государственности. В то время как в Европе формирование институтов государственной власти шло последовательно сверху вниз и санкционировалось верховной властью европейских государств, то в британских колониях Северной Америки этот процесс протекал наоборот -- снизу вверх. Первыми органами "государственного" Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. - М.: Академический проект, 2004. - с.58. управления на вновь осваивавшихся территориях стали созданные самими переселенцами органы местного самоуправления;
3. в ходе войны за независимость от британской короны американские колонии объявили себя штатами, т. е. независимыми государствами, и приняли свои конституции. Все эти конституции базировались на принципиальных положениях, провозглашенных в Декларации независимости от 4 июля 1776 г., сыгравшей выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма. В Декларации говорилось, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми "естественными правами". И для обеспечения этих прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых" Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. - М.: Прогресс, Универс,1993. - с. 25.;
4. необходимость консолидации усилий всех штатов в ходе войны за независимость, а затем и преодоления послевоенной разрухи и усилившихся в этой связи социальных противоречий обусловили сначала образование конфедерации, а затем и объединение штатов в единое федеральное государство.
Выделим основные этапы разработки и принятия Конституции:
I. Предварительный этап:
1. Колонии, основанные англичанами на Восточном побережье Северной Америки, с самого начала имели достаточно большую степень независимости от британской метрополии. Разница в формах владения и управления колониями, удаленность от метрополии, формальная независимость колоний друг от друга и отсутствие общего для всех колоний органа правительственной власти -- все это обусловило формирование на местах локальных управленческих структур. Демократические начала политического устройства, либеральные законы об эмиграции, свобода землепользования - все это обусловило бурный рост колоний, благосостояния их населения. Право США распространялось с Востока на Запад в основном в результате естественного влияния "старых" штатов на "новые". Фридмэн Л. Введение в американское право. - М.: Универс, 1993. - с. 39.
Но одновременно происходило ужесточение форм колониального господства. Хартии, дарованные большей части колоний были отменены, а многие из них были непосредственно подчинены британской короне. Были введены ограничения на колониальную торговлю, что сдерживало рост промышленности. Нарастающие противоречия между колониями и метрополией к середине 1774 г. достигли критической черты. В сентябре созывается Первый Континентальный Конгресс для формирования общей позиции в борьбе за права колоний. Участники стремятся решить конфликт с метрополией мирным путем. Но выработанные на Конгрессе решения не принесли результатов. В мае 1775 г. был созван Второй Континентальный Конгресс, который в своей резолюции призывал все колонии создать собственные республиканские правительства, был провозглашен принцип суверенитета народа, развитый позже в Декларации независимости.
Конституции 1787 г. предшествовало принятие Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Последняя была провозглашена во время борьбы с Великобританией представителями тринадцати колоний, заявивших: «Мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс, призывая верховного Судию мира в свидетели правоты наших намерений, объявляем от имени и по уполномочию народа, что эти соединенные колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты» Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. - М.: Прогресс, Универс,1993. - с. 28.. Американские колонии были провозглашены "свободными и независимыми штатами" Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. - М.: НОРМА, 1998. - с. 7. Каждый из штатов стал, таким образом, независимым государством. Отделение от Англии сопровождалось революцией в принципах и практике управления, которые отразились прежде всего в конституциях штатов.
2. В период 1776--1780 гг. в 11 штатах были приняты конституции. В них были закреплены новые положения (принцип народного правления, общественного договора, республиканизма и др.), которые впоследствии способствовали созданию Конституции США. Положительную роль сыграли билли о правах, принципы народного суверенитета и выборности государственных органов и др. Но в то же время в представления об избирательных правах были внедрены недемократические цензы, отстранявшие от выборов негров, женщин, молодежь и предоставлявшие привилегии имущим слоям.
3. Необходимость борьбы с Великобританией заставила штаты заключить в 1777 г. конфедеративный союз. Первой общенациональной Конституцией стал документ " Статьи о конфедерации", принятый Конгрессом 15 ноября 1777 г. и вступивший в силу 1 марта 1781 г. Он предусматривал слабое конституционно-правовое образование с широкими правами штатов (например, для объявления войны, заключения международных договоров, создания вооруженных сил требовалось согласие 9 из 13 штатов). Законодательный орган (однопалатный Конгресс) имел ограниченные полномочия, а главное -- был лишен права регулировать торговлю и взимать налоги. Механизм политической организации Конфедерации был малоэффективным, законы практически не работали.
4. В 1783 г. война была завершена заключением Версальского договора, признавшего независимость колоний. Неспособность Конгресса регулировать отношения (в первую очередь финансовые) между штатами затрудняли развитие государства, экономики. В штатах нарастали противоречия, усилились демократические движения. В 1786 году вспыхнуло восстание в Массачусетсе Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. - М.: Мысль, 1989. - с.53., которое было подавлено. Назревал развал "вечного союза" Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. - М.: НОРМА, 2002. - с. 439.. Конгресс понимал необходимость укрепления системы государственной власти. Было объявлено о созыве специального собрания - Конституционного Конвента - для усовершенствования "Статей о конфедерации".
II. Разработка Конституции:
1. В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. Результаты работы, превысили, однако, первоначальные замыслы устроителей Конвента, заседавшего при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г. Вместо пересмотра существовавшего союза была вырабо-тана Конституция нового государства. Состав Конвента нельзя назвать достаточно представительным: из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1998. - Ч. 2. - с. 34., ряд из них покинул Конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Но персональный состав Конвента был уникален, т.к. в него вошли выдающиеся представители той эпохи: Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон, Р. Мэйсон, А. Гамильтон, Д.Дикенсон и др. Председателем Конвента был избран Дж. Вашингтон, секретарем - В.Джексон.
2. На обсуждение Конвента было предложено несколько проектов будущей Конституции. Основные различия касались степени централизации государственной власти, прав и свобод граждан, способов формирования представительного органа - Конгресса. Но объединяло все проекты проблема защиты от внешних сил, внутреннего спокойствия штатов. Центральная проблема - формирование двухпалатного Конгресса на основе представительства. По вопросам представительства и разгорелись наиболее жаркие споры. Большая часть работы была проделана комитетом из 12 человек, которым руководил Дж. Мэдисон, которого по праву называли "отцом" и "философом" Р. Бэррес. Документы Американской Революции. - Тверь-Москва "Альба", 1994. - с. 43. американской конституции.
План Конституции Мэдисона (Вирджинский план, Большой государственный план) был нацелен на уменьшение роли штатов до подчиненного положения при образовании сильной центральной власти, состоящей из трех ветвей (идеи Ш. Монтескьё США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. - М.: Мысль, 1987. - с. 13-14.) - законодательной (должна состоять из двух звеньев), исполнительной и судебной. Глава исполнительной власти - президент, избираемый законодательным органом. Судебная власть состоит из одного или более Верховных Судов и судов нижестоящих инстанций. Двухпалатная структура Конгресса была призвана, по замыслу Мэдисона, овеществлять "смешение" Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. - М.: Мысль, 1989. - с.59. принципов пропорционального представительства свободного населения (палата представителей) и равного представительства отдельных штатов (Сенат). Палата представителей формируется на основе пропорционального представительства населения штатов. План был основан на принципах взаимозависимости и взаимоограничения трёх ветвей власти. Данный план имел противников, т.к. многие были против усиления центральной власти и ограничения независимости штатов, приобретенной с оружием в руках.
План Гамильтона предусматривал ослабление или уничтожение штатов, установление британской формы правления как самой совершенной в мире. На президента, избираемого пожизненно, возлагался широкий круг обязанностей и ответственности. Большая часть власти должна быть сосредоточена в руках центрального правительства. Этот план был отклонен практически единогласно.
План У. Паттерсона (план Нью-Джерси, план малого штата) был разработан с целью защитить интересы малых штатов в Конгрессе, требовал усовершенствования Статей Конфедерации. Конгресс получал новые, более расширенные полномочия. У каждого штата в Конгрессе один голос. Федеральная власть распределена между её законодательным, исполнительным и судебным звеньями. Все множество штатов было представлено одним коллегиальным органом исполнительной власти, избираемым Конгрессом на один срок. В ходе обсуждений этот план был отвергнут, и Конвент вернулся к обсуждению плана Вирджинии.
3. При обсуждении проекта Конституции Конвент зашел в тупик при голосовании по вопросу о равном представительстве штатов в верхней палате Конгресса. Был создан специальный комитет по выработке компромиссного решения. Компромисс был достигнут, т. к. все делегаты признавали необходимость создания сильной государственной власти. Он вошел в историю под названием "Великий" Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. - М.: Мысль, 1989. - с.56., "Коннектикутский" (был предложен Р. Шерманом, представляющим свою программу от штата Коннектикут) Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. - М.: НОРМА, 1998. - с. 8. компромисс: в Сенат все штаты направляли по два депутата, выбираемых легислатурами штатов, каждый сенатор получает право голосовать самостоятельно; в палате представителей места должны быть распределены в соответствии с численностью населения штатов. Таким образом, "Коннектикутский" Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. - М.: НОРМА, 1998. - с. 8. компромисс закреплял гарантии малых штатов, что позволяло перейти к дальнейшему более спокойному обсуждению проекта Конституции.
В промежутке между октябрем 1787 и маем 1788 г. три активных участника составления проекта Конституции (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) под псевдонимами выступили в массовой печати в защиту Конституции. За восемь месяцев они написали 85 статей, которые впоследствии (1788 г.) были изданы отдельным сборником под названием "Федералист". Гамильтон А. Федералист. - М.: Мысль, 1994. - с. 122. "Федералист" - признан классическим изложением принципов конституции, "библия" американских политологов, он до сих пор служит руководством для судей, президентов и дипломатов. Один из американских историков пишет: "Федералист" имеет репутацию первого и до сих пор самого авторитетного комментария по Конституции США" Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. - М.: Мысль, 1989. - с.56..
В результате план Мэдисона, предусматривающий систему "сдержек и противовесов", благодаря умелой пропаганде и своей рациональности, научной обоснованности, был в основной своей части принят в качестве проекта Конституции.
III. Принятие Конституции.
1. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента.
2. Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. При ратификации в большинстве штатов была значительная оппозиция Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов -- Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Виргиния и Нью-Йорк -- при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.
3. Конституция вступила в силу 4 марта 1789 г., до этого штаты были объединены только конфедеративной связью. На этом основании американская Конституция датируется именно годом вступления в действие (1789 г.), а не годом ее выработки на Конституционном Конвенте. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. - М.: НОРМА, 2002. - с. 440.
С принятием Конституции США конституциональное развитие пошло по двум линиям: федерации и штатов, которые корректировали, взаимообогащали и дополняли друг друга, образуя целостную систему конституционного строя.
Основной принцип американского конституционализма - принцип верховенства Конституции. Основную роль в дальнейшем развитии конституционализма, в создании "живой Конституции" Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. - М.: НОРМА, 1998. - с. 72. сыграл Верховный Суд США, который в процессе толкования заполнял пробелы и устранял противоречия.
Другим важным источником современного американского государственного права являются законы, принимаемые Конгрессом и развивающие основные положения Конституции.
Глава 2. "Билль о правах" 1791 года: история принятия и значение
Американская концепция прав и свобод человека основывается на признании их естественного происхождения США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. - М.: Мысль, 1987. - с. 10-12.. Эта идея была четко выражена в Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Государство выполняет служебную роль по отношению к этим правам и свободам, оно призвано охранять их и создавать условия для практической реализации. Правовые гарантии свободы заключены в Конституции и обеспечиваются независимым судом. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия "хабеас корпус", если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы, имеющих обратную силу, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. V: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Запрещалось также требовать подтверждения принадлежности к религиозным конфессиям в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст.
В тексте Конституции не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1776 г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости.
Стремление составителей Конституции обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:
1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;
2. в Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2002. - с. 275-281.).
Таким образом, хотя в Конституционном конвенте вопрос о правах и свободах поднимался, большинство членов Конвента настояло на том, чтобы такого рода статьи в Конституцию не включать. Аргументы приводились различные. Например, права и свободы имеют естественное происхождение, поэтому они не нуждаются в конституционном закреплении. Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. - М.: Наука, 1991. - с. 3-6. Наиболее весомым аргументом было то, что права и свободы граждан уже закреплены в конституциях штатов, а потому и нет необходимости дублировать их в общефедеральной Конституции.
Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности.
Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Мэдисон, взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Формулируя текст поправок, законодатели исходили из идеи естественных прав и свобод и установления пределов власти государства по отношению к человеку. Отсюда и такие формулировки: "Конгресс не должен издавать законы..." Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. - М.: Прогресс, Универс,1993. - с. 40-42., ограничивающие то или иное право или свободу личности.
Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. В дальнейшем федеральная Конституция была дополнена еще 9 поправками Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. - М.: Наука, 1983. - с. 40., касавшимися конституционного статуса личности.
Ниже приводится краткое содержание поправок к Конституции США.
Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.
Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.
Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.
Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.
Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.
Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.
Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.
Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.
Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.
Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.
Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последующих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой процедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI) и др. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. - М.: Международные отношения, 1985. - с. 287-289.
Эта важнейшая часть Конституции, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и, прежде всего, -- на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства. Билль о правах стал подтверждением Основного закона США, устранил всякие сомнения в нем.
Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.
Глава 3. Общая характеристика Конституции США
Целью Конституции было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан.
Конституция состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) -- исполнительной, статья III (3 раздела) -- судебной, статья IV (4 раздела) -- основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы. Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. - М.: Прогресс, Универс,1993. - с. 29-49. Она не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана.
Высшая законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная -- Президенту США, судебная -- Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства -- федерацией.Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2005. - с. 441.
В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). Отцы Конституции США, влиятельные политики того времени, такие как А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей, утверждали, что "сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной, в одних и тех же руках, или одного, или немногих, или у всех по любому основанию действительно приводит к появлению тирании". Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324 А единственным средством против тирании, считал 4-й президент США (1809-1817) Дж. Мэдисон, может быть только разделение властей. "Чтобы правильно понять идеи по этому важному вопросу, - писал он, - необходимо правильно понять идеи, в которых сохранение свободы рассматривается в связи с тем, что три самых главных рода власти должны быть разделены и отделены друг от друга". Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти. - Законодательство и экономика. - 2005. - № 1, январь. - с. 34-41.
В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти -- Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями в определенных Конституцией пределах.
Во-первых, они имеют различный порядок формирования. Двухпалатный Конгресс избирается всеобщим голосованием. Президент избирается коллегией выборщиков, избираемых всеобщим голосованием граждан, а члены Верховного суда США назначаются Президентом, но с согласия Сената.
Во-вторых, Президент, Конгресс и Верховный суд имеют различные сроки полномочий. Так, Президент избирается на 4 года, Палата представителей Конгресса на 2 года, а сенаторы на 6 лет, но при этом каждые 2 года переизбирается одна треть сенаторов. Судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно.
В-третьих, Конституция создала механизм, способный нейтрализовать любые попытки какого-либо из федеральных органов узурпировать власть. Конгресс может отклонить любой законопроект, предложенный Президентом через свою креатуру. Конгресс может в порядке импичмента отстранить Президента от власти и привлечь его к ответственности. Президент, в свою очередь, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых Конгрессом законов, хотя Конгресс может преодолеть вето путем повторного голосования, если решение будет принято квалифицированным большинством голосов в обеих палатах. Верховный суд в порядке конституционного надзора может признать любой нормативный акт как Конгресса, так и Президента неконституционным, что делает невозможным его применение в судебной и административной практике. Однако сами судьи могут быть отстранены от должности в порядке импичмента, возбужденного Конгрессом.
Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.
Конституция США -- "жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Хотя ряд авторов придерживается иной точки зрения. Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. - М.: НОРМА, 1998. - с. 73., Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. - М.: Академический проект, 2004. - с.63., Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. - М.: НОРМА, 1997. - с. 8-23. Они видят причину стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники. Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре исполнительной власти, системе комитетов Конгресса и др.).
Именно эти недостатки, однако, обернулись долголетием Конституции, пластичностью её норм. На разных исторических этапах она наполнялась различным содержанием при незначительных изменениях первоначального текста. Приспособление текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией "живой конституции". Судья верховного суда США Л. Брандейс пишет: "Конституция - это живой организм, и как таковой он способен развиваться и адаптироваться к новым условиям". Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. - М.: НОРМА, 1998. - с. 74.
Для изменения Конституции необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V). Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. - М.: Прогресс, Универс,1993. - с. 39. Во-вторых, для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок -- они утверждаются законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. - М.: Прогресс, Универс,1993. - с. 45. (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.
Таким образом, устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется:
1. Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов;
2. в Конституции был закреплен, по предложению Дж. Мэдисона, американский вариант принципа разделения властей, базирующийся на идеях Дж. Локка и Ш. Монтескьё, но в большей мере на собственном американском опыте;
3. Конституция США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся, по существу, конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а при помощи текущего законодательства. Другая возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию без внесения поправок в Конституцию -- использование судебного конституционного контроля, который нередко затрагивает и сами конституционные нормы.
Конституция США продолжает эволюционировать. Основными направлениями эволюции являются:
1. улучшение функционирования центральных органов государственной власти. Эта линия эволюции прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) -- о выборах президента США; XVII (1913 г.) -- о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 г.) -- о вступлении в должность Президента страны; XXII (1951 г.) -- мандат Президента может быть возобновлен только один раз и XXV (1967 г.) -- о замещении Президента и вице-президента;
2. развитие избирательного права. Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права, предоставляя такое право или исключая из избирательного корпуса какие-либо категории граждан. Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия; XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. В 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18-и лет.
3. развитие прав граждан. Это направление эволюции проявилось в принятии "Билля о правах" и ряда других поправок.
Характерными чертами Конституции США, отличающими её от других современных конституций, являются:
1. это конституция федеративного государства, т. е. она предопределяет такую организацию правительственной власти и правовой системы в стране, при которой центральное правительство распределяет власть между составными частями страны, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах;
2. конституция государства-республики;
3. закрепляет принцип разделения властей, гарантируя его воплощение продуманной системой сдержек и противовесов, что являлось бесспорным изобретением создателей Конституции;
4. с введением судебного конституционного надзора Конституция стала состоять из самого её текста, разъяснений и толкований её содержания, содержащихся в решениях Верховного суда;
5. "жесткость" документа;
6. регулирует напряженную атмосферу для действий правительственной власти, сложившуюся в результате конституционной поддержки личных прав и свобод;
7. общие цели создания Конституции создали уникальный по своей эффективности взаимодополняющий и взаимоподдерживающий набор политических ориентаций федерального государства.
Таким образом, Конституция США представляет собой юридический документ, определяющий организацию федеральной власти, устанавливающий основы американского федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных, так и на уровне штатов.
Заключение
Значение Основного закона США для мировой правовой мысли заключается, прежде всего, в том, что Конституция США -- самая первая из писаных конституций, действующих в настоящее время. Это событие способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма.
Конституция отличается от основных законов многих других государств своей лаконичностью и практичностью. Она заложила в основу государственного строя и в правовую систему США такие принципы как федерализм, разделение властей и судебный конституционный контроль, которые получили в XIX-XXI вв. мировое признание. Интересно, что ни один из этих принципов прямо не указан в тексте Конституции.
Конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе. Подлинным дополнением текста Конституции стал Билль о правах 1791 г.
Как показал анализ литературы история принятия и разработки проекта Основного закона США происходил в переломный момент становления нового государства. Конституция была призвана придать законность переменам, произошедшим в государственном устройстве бывших штатов-государств, стабилизировать их положение на международной арене, закрепить их независимость.
Политическая система США, сформировавшаяся на основе старейшей Конституции обладает небывалой устойчивостью и стабильностью. Конституция и Билль о правах гарантируют защиту человека от произвола властей, поставив преграду деспотическому правлению. Она способствовала развитию и становлению демократических институтов: народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм и др.
Несмотря на "жесткость", Конституцию нельзя считать неизменным документом, она продолжает эволюционировать, прежде всего, в результате принятия новых поправок и создания так называемой "живой" Конституции.
Конституция США в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.
Список литературы.
1. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. - М.: НОРМА, 1997. - с. 333.
2. Гамильтон А. Федералист. - М.: Мысль, 1994. - с. 122.
3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М.: НОРМА, 2002. - с. 744.
4. Иванян Э.А. История США. - М.: ВЛАДОС, 2004. - с. 346.
5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1998. -Ч. 2. - с. 712.
6. Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. - М.: Наука, 1983. - с. 280.
7. Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. - М.: Академический проект, 2004. - с. 496.
8. Конституции зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. - М.: БЕК, 2000. - с. 548.
9. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2005. - с. 1056.
10. Конституция США: история и современность. / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. - М.: Мысль, 1988. - с. 316.
11. Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. - М.: НОРМА, 1998. - с. 272.
12. Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти. - Законодательство и экономика. - 2005. - № 1, январь. - с. 34-41.
13. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. - М.: Международные отношения, 1985. - с. 336.
14. Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. - М.: Наука, 1991. - с. 3-6.
15. Р. Бэррес. Документы Американской Революции. - Тверь-Москва "Альба", 1994. - с. 222.
16. Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. - М.: Мысль, 1989. - с.278.
17. Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. - М.: Прогресс, Универс,1993. - с. 768.
18. США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. - М.: Мысль, 1987. - с. 315.
19. Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения, 1979. - с. 286.
20. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324
21. Фридмэн Л. Введение в американское право. - М.: Универс, 1993. - с. 286.
22. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2002. - с. 576.