Рефераты

Контрабанда

сли от момента обнаружения предметов контрабанды до задержания подозреваемого прошло сравнительно непродолжительное время, то в ряде случаев целесообразно наряду с личным обыском подозреваемого произвести его освидетельствование. В ходе освидетельствования могут быть обнаружены и зафиксированы, например, повреждения на теле и различного рода загрязнения, полученные при закладке предметов в тайники либо совершении иных действий по их сокрытию. При освидетельствовании иногда делаются смывы с кистей рук подозреваемого, срезы его ногтей. В них при экспертном исследовании могут быть обнаружены микроследы, оставленные такими предметами контрабанды, как наркотические средства и взрывчатые вещества. Их следы могут быть обнаружены и на одежде подозреваемого, изъятой при личном обыске.

Возможно получение у подозреваемого биологических образцов (волос, крови, слюны) для сравнительного исследования с биологическими следами и частицами, обнаруженными на предметах контрабанды и в местах их сокрытия.

По делам о контрабанде обязательной является выемка таможенных документов - таможенных деклараций и грузосопроводительных документов, представленных в таможенные органы.

В предприятиях, учреждениях, организациях, от имени которых осуществлялось незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу, производится выемка соответствующих финансово-хозяйственных документов: договоров, контрактов, лицензий, приходных, расходных и других документов. В обслуживающем банке могут быть изъяты платежные поручения, приходные и расходные ордера.

3.3. Допросы свидетелей

При расследовании контрабанды важное значение имеют допросы св
идетелей. Допрос свидетелей - сотрудников таможни, Федеральной пограничной службы или иных лиц, обнаруживших предметы контрабанды, производится по возможности безотлагательно сразу после возбуждения уголовного дела. У них выясняется, когда, где и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы контрабанды, какие пояснения были даны при этом лицами, их перевозившими.

Помимо этих свидетелей крайне важно в сжатые сроки допросить родственников, соседей и знакомых подозреваемого, его сослуживцев. Эти лица могут обладать информацией о подготовке к совершению контрабанды, дать описание и опознать предметы контрабанды, что особенно важно, когда подозреваемый отрицает свою причастность к их незаконному перемещению через таможенную границу, сообщить о времени, месте и обстоятельствах их приобретения и т.д.

Предъявление для опознания предметов контрабанды производится по общим правилам с соблюдением всех процессуальных норм.

Когда имеет место экономическая контрабанда, в качестве свидетелей допрашиваются сотрудники юридических лиц, под прикрытием внешнеэкономической деятельности которых осуществлялось контрабандное перемещение товаров, допрашиваются лица, участвовавшие в подготовке, заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, бухгалтерские и банковские работники.

При подготовке к допросам важное значение имеет изучение правил и порядка осуществления внешнеэкономической, в том числе таможенной деятельности. Без должных знаний нормативной базы зачастую в ходе допросов не представляется возможным получить необходимую для расследования информацию и правильно оценить данные свидетелем показания.

4. Тактика расследования на последующих этапах

4.1. Обыск по месту жительства и работы

При производстве обыска по месту жительства подозреваемого могут быть обнаружены материалы и инструменты, которые он использовал при упаковке предметов контрабанды, их обработке и изготовлении тайников, переписка, черновые и другие записи, свидетельствующие о подготовке к с
овершению задержанной контрабанды и о других эпизодах контрабандной деятельности, фотоснимки, слайды, рисунки предметов контрабанды, их видеозапись, бирки и документы на предметы контрабанды, бланки и печати, использовавшиеся для изготовления подложных таможенных и иных документов. Когда к совершению контрабанды причастно несколько лиц, обыск целесообразно проводить одновременно у всех подозреваемых.

Если имеет место экономическая (промышленная) контрабанда, проводится обыск по месту работы контрабандистов на предприятии, в учреждении или организации. В этом случае перед производством обыска целесообразно получить консультацию специалистов в области внешнеэкономической деятельности и соответствующих видов производств для определения круга документов, подлежащих отысканию и изъятию. Обыскивается рабочее место подозреваемого, его сейфы, личные вещи.

Рекомендуется взять на обыск специалиста в области компьютерной техники. На рабочем месте и по месту жительства подозреваемого следует изымать блоки памяти компьютеров, жесткие и гибкие магнитные диски (дискеты), пишущие машинки с запоминающими устройствами.

На имущество контрабандистов в целях обеспечения возможной по приговору суда конфискации налагается арест.

4.2. Назначение экспертиз

По делам о контрабанде практически во всех случаях обязательно пр
оведение экспертиз предметов контрабанды. Это могут быть товароведческие экспертизы для выяснения стоимости предметов контрабанды и определения предприятий, их изготовивших.

Из числа других экспертиз, назначаемых при расследовании контрабанды, характерны криминалистические (трассологические, дактилоскопические, почерковедческие, документов), химические (наркотических средств), баллистические (оружия), искусствоведческие (культурных ценностей) материаловедческие (исследование микрообъектов), биологические (по волосам, потожиру, следам слюны и крови человека, оставленным на предметах контрабанды). Современные экспертные возможности во многих случаях позволяют идентифицировать конкретное лицо на основе генетической информации, содержащейся на оставленных им биологических следах и частицах.

4.3. Следственный эксперимент

Следственный эксперимент осуществляется путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и с
овершения необходимых опытных действий в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела.

По делам о контрабанде при производстве следственного эксперимента проверяются показания обвиняемых, подозреваемых и свидетелей о возможности совершения ими определенных действий или восприятия какой-либо информации (световой, звуковой и иной) при помощи органов чувств. На практике следственные эксперименты проводятся также для установления возможности существования тех или иных явлений, наступления при известных условиях определенных последствий, а также механизма образования следов и выяснения других обстоятельств расследуемого преступления.

Данные, полученные в ходе следственного эксперимента, будут иметь доказательственное значение, если проверочные действия проводились:

- с соблюдением требований уголовно-процессуального закона;

- в условиях, максимально сходных с теми, в которых имели место событие или факт, интересующие следствие.

Кроме того, при многократном повторении однородных опытов должен быть получен один и тот же результат (т.е. он не является случайным).

При расследовании дел о контрабанде следственные эксперименты, кроме целей, присущих этому следственному действию по большинству уголовных дел, преследуют также такие цели, как проверка (выяснение) способов хранения, незаконного перемещения через таможенную границу веществ, товаров и транспортных средств, материалов и оборудования, совершения преступниками других действий, направленных на реализацию своего замысла (например, проверка проникновения на охраняемые территории и в помещения, поддержания связи между соучастниками и т.п.), и сокрытия следов и материальных последствий преступления. Экспериментальные действия могут производиться для определения возможности и способов следующих действий.

1. Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, т.е. вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления (ст.276 ТК РФ). При проверке этого способа совершения контрабанды следует иметь в виду, что согласно ст.27 ТК РФ пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами РФ, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу по согласованию с таможенным органом. В связи с этим необходимо точно установить, что место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы не соответствуют определенным надлежащим таможенным органом, а само следственное действие проводить именно в месте фактического перемещения предметов контрабанды и в то же время суток.

2. Сокрытие товаров и транспортных средств от таможенного контроля, под которым подразумевается использование. тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других. Для скрытого перемещения контрабанды преступники могут приспосабливать различные предметы и транспортные средства, а также изготавливать тайники в дорожных сумках, портфелях, всевозможных вещах и предметах, перевозимых ручной кладью, в багаже и во всех видах транспортных средств. В ходе следственного эксперимента целесообразно использовать обнаруженные при обыске или исполненные подозреваемым (обвиняемым) на предварительном следствии рукописные материалы, схемы, чертежи и расчеты, отражающие технологию изготовления тайников и приспособления других предметов и транспортных средств для совершения контрабанды, их конструктивные особенности, а также те же инструменты и материалы, с помощью которых были изготовлены тайники, приспособлены другие предметы и транспортные средства, одним товарам придан вид других. При невозможности в силу определенных обстоятельств (опасность уничтожения, утрата доказательственного значения) использовать указанные инструменты и материалы они заменяются сходными.

Проведение следственного эксперимента по делам о контрабанде бывает связано с необходимостью выяснить следующие вопросы: могли ли товары извлекаться из опечатанного грузового отделения (опечатанной грузовой части контейнера) или загружаться туда без оставления визуальных следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб; возможно ли вскрыть те или иные грузовые места без нарушения пломб, клейких лент, замков.

3. Обманное использование документов или средств таможенной идентификации. Для установления способа изготовления поддельных документов или средств таможенной идентификации обычно назначается технико-криминалистическая экспертиза документов. Следственный эксперимент нацелен на выяснение, обладают ли подозреваемые (обвиняемые) навыками изготовления названных документов и средств идентификации.

5. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды

5.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ

Расследование по делам названной категории начинается, как правило, с задержания лиц с наркотическими, психотропными, сильнодействующими, отравляющими и ядовитыми веществами. Следует учитывать, что эти лица, постоянно ожидающие задержания, имеют уже готовую ложную версию о том, как наркотик мог к ним попасть, способны в зависимости от психолог
ического состояния быстро ориентироваться и принять меры защиты, вплоть до угрозы самоубийством. Особенно бурные реакции могут проявиться при задержании лиц, находящихся под воздействием наркотических средств. В такой ситуации допрос следует отложить до окончания действия наркотиков, а задержанного следует подвергнуть медицинскому освидетельствованию. Проведение освидетельствования поручается врачу-наркологу; об этом выносится соответствующее постановление.

У задержанного необходимо сразу же изъять верхнюю одежду, так как на ней могут находиться микрочастицы наркотических веществ, и направить ее на экспертизу вместе с изъятыми у задержанного веществами.

Следует проверить, состоит ли задержанный на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, лечился ли он от наркомании, как давно употребляет наркотики, какие именно, способ употребления, какое действие оказывают наркотики и. какова их дозировка. Возможно, что с учетом полученных данных следователь сочтет необходимым участие при допросе специалиста по наркотикам, врача-нарколога. В ходе допроса необходимо выяснить: на какие средства приобретались наркотики и из каких источников; фамилии, имена, отчества, адреса лиц, у которых приобретен наркотик; номера телефонов, способы связи, места встреч. Если наркотик изготовлен непосредственно лицом, задержанным с контрабандой, нужно выяснить, каким образом изготавливались наркотические средства, какие приспособления при этом использовались, где и у кого они были приобретены, в каком месте изготовлен наркотик, у кого куплено сырье, на каком транспорте оно перевозилось, какой способ упаковки наркотика использовался, в каком количестве наркотик произведен, по какой цене продавался, кому предназначался (подробные сведения об этих лицах, способах связи с ними).

К осмотру места совершения преступления целесообразно привлечь эксперта-химика, который методом экспресс-анализа установит, является ли вещество наркотическим, психотропным, сильнодействующим и т.д. Особенно важно присутствие эксперта при проведении обысков в помещениях, где имеются вещества, внешне схожие с наркотическими, в химических лабораториях, квартирах, притонах. Экспресс-анализ необходим для того, чтобы не изымать средства, которые не относятся к рассматриваемым.

К производству обыска полезно также привлечь кинолога со специально обученной поиску наркотиков собакой. Целью обыска является обнаружение наркотических и других указанных выше веществ, а также веществ, используемых для их изготовления, средств их транспортировки; предметов, в которых они хранились; а также записных книжек, фотографий, телеграмм, записок, квитанций о почтовых переводах, денег (в том числе инвалюты), сберегательных книжек, оружия, документов и предметов, которые могут иметь отношение к делу или содержать доказательства, уличающие лицо в совершении контрабанды.

Типичными местами хранения наркотических средств являются в квартирах: шкафы, духовки плит, постельные принадлежности, ножки предметов мебели, сумки, сантехнические бачки, специальные тайники в стенах, полу; непрозрачные, закрытые плафоны светильников в автомобиле; дверцы, кресла, запасные камеры, полка под аккумулятором и т.п.

При изъятии и осмотре предметов следует проявлять осторожность, так как на их поверхности имеются жиро-, пото - и слюноотделяемые частицы, отпечатки пальцев, остатки ацетилирующих препаратов; на стенках посуды сохраняется накипь, результаты анализа которой позволяют установить примерное количество изготовленного наркотика.

После осмотра и изъятия наркотических и других подобных веществ их следует направить на судебно-химическую экспертизу, которой необходимо поставить следующие вопросы: является ли изъятое вещество такого-то цвета, такого-то объема наркотическим или другим средством, если да, то каким; каков вес данного вещества; использовалось ли данное вещество для изготовления наркотика, если да, то как давно; каким образом изготавливался наркотик.

Кроме самих наркотических и других веществ, при обысках изымаются и направляются на экспертизу предметы, используемые для их изготовления, хранения, перевозки. Эксперту задается вопрос, использовались ли предметы для изготовления, хранения наркотических и других средств, если да, то каких. .

Для решения вопроса о районе произрастания наркосодержащих растений необходимо представить эксперту контрольные образцы растений из предполагаемого района.

При направлении на экспертизу жидких растворов емкости, в которых они направляются, следует герметично закрыть, чтобы свойства этих растворов не изменились. Вследствие нестойкости большинства органических компонентов наркотиков, составляющих самостоятельные наркотические средства, не рекомендуется затягивать сроки подготовки объектов для экспертизы.

В тех случаях, когда имеются основания полагать, что наркотик контрабандно привезен в Россию, например, из стран СНГ, следует назначить судебно-криминалистическую экспертизу. Эксперты установят разницу в маке, выросшем на юге, в черноземной зоне и в средней полосе России.

Сложность расследования дел данной категории бывает связана с тем, что контрабанда наркотических и других рассматриваемых веществ часто совершается физическими лицами, а не организациями, поэтому, естественно, не имеется документов, которые позволили бы установить место производства наркотика или иные обстоятельства, относящиеся к контрабанде. Сами же лица, занимающиеся контрабандой наркотиков, очень осторожны, недоверчивы, и не приходится рассчитывать на большую свидетельскую базу.

При контрабанде наркотиков важно установить способ их перемещения через таможенную границу РФ. Нередко их перевозят просто в дорожных сумках, прикрыв одеждой или продуктами. Также используют личный или служебный автотранспорт. Зачастую сбытчики наркотиков обращаются к проводникам вагонов поездов с просьбой довезти до станции назначения посылку, в которой находятся наркотики. Данный способ весьма надежен для сбытчиков, так как работники таможни практически не проверяют проводников.

Известны случаи, когда большие партии наркотических средств (20 кг и более) перевозились в вентиляционных люках купе железнодорожных вагонов. Для того чтобы иметь возможность спрятать наркотики в таком люке, перевозчик приобретает билеты на все места в купе, хотя едет один или с напарником.

В тех случаях, когда способ перевозки наркотиков требует проверки, целесообразно провести следственный эксперимент, записав его на видеокассету.

Организованная преступная группа по сбыту наркотических средств, как правило, состоит из трех лиц и более, функции которых распределены следующим образом:

- поставщик оптовых партий наркотических средств. Чаще всего это гражданин одной из стран СНГ, снабжающий наркотиками группу в России;

- перевозчики - лица, перевозящие наркотики через таможенную границу РФ. Они пользуются особым доверием у руководителя группы, им доверяются деньги, они несут ответственность за доставку и сохранность товара. Эти лица выполняют наибольший объем работы, знают лично поставщика и распространителей;

- изготовители (они же могут быть распространителями) - лица, занимающиеся переработкой наркотических средств с целью их ацетилирования и усиления наркотических свойств. Чаще изготовители сами являются наркоманами. При приготовлении наркотиков они используют подручные предметы и средства, имеющиеся в их домашнем хозяйстве. Для изготовления сильного наркотика, требующего строгого соблюдения технологического процесса, привлекаются работники химических лабораторий. Поэтому в случаях, когда подозреваемый утверждает, что изготавливал сильный наркотик (например, героин, кокаин, фентипил, первитин) самостоятельно, в домашних условиях, необходимо проведение следственного эксперимента;

- распространители - лица, сбывающие наркотическое средство, нередко сами являющиеся наркоманами;

- руководитель, организатор преступной группы. Нередко это - "смотрящие за общаком", "авторитеты", реже - коммерсанты, бизнесмены. Их организующая роль состоит в предоставлении денежных средств на приобретение оптовых партий наркотиков и в подборе перевозчиков. Обычно изготовители и распространители руководителя не знают.

5.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления

Расследование дел о контрабанде огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления представляет значительную сложность. Расследование случаев контрабанды указанных предметов в ед
иничных экземплярах или собственного изготовления не имеет особой специфики и производится с помощью общих методик расследования.

При обнаружении контрабанды больших партий оружия следует учитывать следующее:

- данное преступление может совершаться только организованной группой. Показания задержанного о том, что его наняли перевезти товар и он не знал, что везет, и т.п., как правило, ложные, поскольку такой груз постороннему лицу не доверят;

- при задержании транспортного средства с оружием следует убедиться, что перевозчика не сопровождает группа. В противном случае задерживающие могут попасть под обстрел группы сопровождения (прикрытия) либо информация о задержании машины (вагона, яхты и т.п.) может быстро дойти до грузоотправителя и получателя, что даст им возможность скрыться от следствия;

- важно проследить, чтобы задержанный не подал какого-либо условного знака (снял зеркало заднего вида у машины, опустил боковое стекло и т.п.), который дал бы понять его сообщникам, что контрабанда обнаружена. Это необходимо в том случае, когда принято решение на время скрыть факт обнаружения контрабанды с тем, чтобы установить получателя;

- следует провести личный обыск задержанного и обыск транспортного средства на предмет наличия переговорных устройств.

Контрабанда оружия чаще всего совершается следующими способами:

1) оружие скрывают от таможенного контроля среди товаров народного потребления, строительных материалов и т.п., на которые имеются соответствующие документы.

2) наиболее распространенный и наименее рискованный для преступников способ - контрабандное оружие перевозится автогрузовым, железнодорожным, морским или авиационным транспортом в упакованном, опломбированном виде (контейнеры, ящики с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами) с предоставлением подложных грузовых и таможенных документов - в документах указывается "обычный" груз, а не оружие.

При производстве осмотра выясняется способ упаковки и транспортировки оружия, что позволяет определить источник его приобретения. На оружейных заводах при упаковке оружия применяются специальные мягкие прокладки и пропитанная смазкой бумага, чтобы исключить его повреждения. На ящиках указываются дата изготовления, дата упаковки, вид оружия, его количество, проставляется штамп предприятия-изготовителя, индивидуальный номер упаковщика. Если технология упаковки соблюдена, следует проверить возможность участия в контрабанде работников оружейного завода. Если оружие погружено "навалом", то, вероятно, оно приобреталось небольшими партиями или поштучно у разных лиц, в том числе у военнослужащих.

Следует проверить, соблюдена ли технология сборки оружия (закалены ли его отдельные части, нет ли разболтанности, нарушений сборки оружия, не изготовлено ли оно из "сырых", необработанных частей), и визуально убедиться, производились ли выстрелы из оружия (окончательный ответ на вопросы даст экспертиза).

Как с самим оружием, так и с упаковкой следует обращаться очень осторожно, так как на них могут быть следы преступления.

После проведения осмотра назначается баллистическая экспертиза, на которую должна быть представлена вся партия изъятого оружия. Перед экспертами следует поставить следующие вопросы: является ли данное оружие огнестрельным, если да, то к какому типу оно относится, на каком оружейном предприятии изготавливается; имеется ли среди представленных образцов оружие импортного производства, если да, то какое, в каком количестве и где оно изготавливается; какова сборка данного оружия-заводская или кустарная; имеет ли данное оружие какие-либо конструктивные изменения, выполненные кустарным способом, если да, то какие и для чего они предназначены; производились ли выстрелы из данного оружия; имеются ли номера на оружии, нет ли следов кустарного клеймения номеров или их спиливания; являются ли боеприпасами изъятые патроны, шашки, гранаты, снаряды и т.п. (если таковые имеются); предназначены ли изъятые боеприпасы для стрельбы из представленного на экспертизу оружия.

Кроме установления самого факта контрабанды, следует выяснить, где и у кого было приобретено оружие, куда и с какой целью оно перемещалось через таможенную границу. Производится допрос задержанных, осмотр документов отправителя груза, назначается экспертиза с тем, чтобы установить предприятие-изготовителя.

Версий о покупателе оружия может быть несколько. Как правило, покупатель не входит в состав организованной группы, занимающейся контрабандой, и ему безразлично, кто и откуда ему поставит оружие. Таким образом, ответственность покупателя за контрабанду будет обусловлена тем, охватывалось ли содеянное (контрабанда оружия) его умыслом. Соответственно, если будет установлено, что продавцы оружия знали, что оно приобретается, например, для совершения террористического акта, они должны нести ответственность за соучастие в этом преступлении.

Если установлено, что оружие похищено из воинских частей, но нет возможности определить, из какой именно воинской части, следует направить запрос в Министерство обороны РФ, указав номера изъятого оружия.

В последнее время широкое распространение получила контрабанда взрывчатых веществ: патронов аммонита 6-ЖВ, детонирующих шнуров ДШЭ-12, пиротехнических реле КЗДШ-69, тротила, похищенных со строительных и горнодобывающих предприятий. Эти вещества не используются в вооружении. Экспертиза определит предприятия-изготовителей этих веществ и предприятия, на которых они используются и откуда могут быть похищены, - по индивидуальным особенностям таких веществ.

159

5.3. Контрабанда культурных ценностей

Наряду с незаконным перемещением наркотиков, оружия и некоторых других товаров через таможенную границу России в последние годы возрос незаконный вывоз за рубеж, в частности на Запад, предметов, представля
ющих историческую, художественную и иную ценность, часть из которых является национальным достоянием народов России.

Данные преступления совершаются в основном организованными, относительно стабильными и сплоченными группами, специально созданными для занятия контрабандной деятельностью на основе четкого распределения ролей на так называемой конвейерной основе. Среди участников групп выделяются продавцы, скупщики и переправщики товаров, действующие на территории России. Иногда ими являются реставраторы музеев, библиотек, церквей и оценщики предметов старины. Переправщики - обычно специально нанятые курьеры, реже - непосредственные скупщики ценностей. Обычно эти лица пользуются особым доверием организаторов преступления, так как утрата товара означает срыв сделки, ведь покупателям (любителям российской старины) нужна конкретная вещь, а не родовой товар. Нередко в качестве курьеров используются иностранцы - сотрудники дипломатических представительств, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Контрабандисты применяют все более ухищренные способы сокрытия культурных ценностей, что позволяет им безнаказанно действовать, порой длительное время. В контрабандную деятельность часто вовлекаются работники таможенных учреждений, сотрудники различных министерств, ведомств, организаций, регулярно выезжающие за рубеж и имеющие контакты с иностранными организациями и фирмами, в частности, с различными благотворительными фондами. В большинстве случаев к моменту возбуждения уголовного дела предметы контрабанды отсутствуют, как и сама возможность вернуть их нашему государству из-за границы.

Получателями контрабанды выступают, в основном, лица, выехавшие из России на постоянное место жительства за границу, зачастую они сохраняют российское гражданство. Обычно они же занимаются реализацией незаконно вывезенных из России ценностей через открытые для этих целей магазины, лавки.

Контрабандные группы, специализирующиеся на вывозе из России культурных ценностей, формируются, как правило, из лиц, выехавших на жительство за границу, их ближайшего окружения, родственников, знакомых, бывших сослуживцев, оставшихся в России. Последние часто также преследуют цель покинуть пределы России и перед этим обычно переправляют имеющиеся у них ценности своим родственникам или знакомым на Запад. В других же случаях преступники активно занимаются на территории России поиском определенных культурных ценностей по подсказке из-за границы с тем, чтобы незаконно переправить эти ценности за рубеж и создать таким путем определенный капитал, материально обеспечив свою жизнь после выезда на жительство за границу.

Договоренность между участниками преступной группы о совместном занятии контрабандной деятельностью может быть достигнута лично, перед выездом кого-либо из них на жительство за границу, в период пребывания отдельных представителей группы зарубежной командировке или туристической поездке, или посещения по частным, туристическим визам России ранее выехавших лиц. Кроме того, установление преступных контактов и получение согласия на участие в контрабандной деятельности осуществляется через посредников по телефону либо с помощью почты. Выехавшие за рубеж лица часто информируют в письмах и по телефону своих родственников, знакомых о появившихся у них возможностях реализации культурных ценностей (покупка ими в частную собственность магазинов и пр), сообщают цены на российские культурные ценности на Западе, о знакомстве с владельцами магазинов, галерей, с частными коллекционерами и получении их согласия на реализацию или покупку культурных ценностей по выгодным ценам и пр.

При расследовании уголовных дел о контрабанде культурных ценностей обычно удается обнаружить материальные следы преступления, совершенного в относительно недавнее время. Вещественные доказательства этого преступления, относящиеся к более отдаленному периоду, изымаются сравнительно редко, что затрудняет доказывание так называемых старых эпизодов. Однако о прошлой контрабандной деятельности могут свидетельствовать различные записи о расчетах преступников между собой, адреса, номера телефонов сообщников, проездные, багажные документы, письма и тому подобное. Нужно иметь в виду, что для определения стоимости вывезенных из России на Запад предметов антиквариата, религиозного культа или исторической значимости преступниками привлекаются специалисты различных направлений, используются изданные за рубежом каталоги, проспекты, прейскуранты. Установление этих обстоятельств весьма важно для доказывания вины по делам о контрабанде. Конкретными вещественными доказательствами по этим делам могут быть обнаруженные у участников преступной группы фотографии, эскизы, описания переправленных за границу предметов, документы об их приобретении или оценке. При производстве обысков, выемок, иных следственных действий эти предметы подлежат обязательному изъятию. В процессе следствия они тщательно осматриваются, а затем при необходимости предъявляются обвиняемым или свидетелям для получения по ним подробных показаний.

При задержании на таможне курьеров с контрабандой следственные и оперативные подразделения правоохранительных органов должны принять все меры для выявления настоящих владельцев предметов контрабанды. Эти предметы подвергаются тщательному исследованию в целях обнаружения сопроводительных писем и других улик в отношении соучастников контрабанды.

Если курьерами являются иностранные дипломаты, у них через соответствующие подразделения МИД истребуются объяснения и решается вопрос об их дальнейшем пребывании в России.

В процессе расследования уголовных дел в отношении лиц, занимающихся контрабандой культурных ценностей, как правило, проводится комплекс следственных и оперативных мероприятий, направленных на изъятие денег и других ценностей, нажитых преступным путем, а также возвращение в Россию незаконно вывезенных за границу ценностей либо получение их эквивалента в иностранной и российской валюте.

Эти задачи решаются путем целенаправленных допросов обвиняемых, свидетелей, организацией оперативно-розыскной работы. Допросы обвиняемых и свидетелей строятся на разъяснении указанным лицам положений о добровольном возмещении нанесенного преступной деятельностью ущерба государству, частным лицам как обстоятельстве, смягчающем наказание.

Иногда в рамках проведения оперативной разработки обвиняемых используется следующий тактический прием: до их сведения доводятся имеющиеся в распоряжении следствия данные, характеризующие их соучастников как лиц, которые присвоили причитающуюся обвиняемым долю от реализации контрабанды, затем обвиняемым предлагается обратиться к соучастникам или другим лицам, у которых находятся ценности, нажитые преступным путем, с просьбой выдать их следствию в качестве добровольного погашения обвиняемым ущерба, причиненного государству.

В подобных случаях возможно, что такое предложение обвиняемого, если он обратится с ним к указанным выше лицам, не вызовет у них положительной реакции, и они попытаются оказать на раскаявшегося негативное воздействие. В подобных ситуациях нецелесообразно проведение очной ставки, хотя бы и при наличии противоречий в показаниях. Желательно исключить контакт раскаявшегося с соучастниками, при этом следователь может ограничиться видеозаписью допроса обвиняемого, получением от него записки к сообщникам с предложением о выдаче ценностей, нажитых преступным путем. Реакцию участников преступной группы и свидетелей на предложение целесообразно проконтролировать оперативным путем.

По уголовным делам о контрабанде иногда возникает необходимость в производстве экспертиз по определению исторической ценности и стоимости незаконно вывезенных за границу предметов: художественных произведений, антиквариата, икон и пр. Такие экспертизы могут производиться и в отсутствие самих предметов по документам, которыми располагает следствие. Для их проведения привлекаются специалисты-искусствоведы. Подобные экспертизы требуют тщательной подготовки и, прежде всего, создания полной информационной базы для их проведения. С этой целью всех лиц, имеющих отношение к переправленным за границу предметам и ценностям, подробно допрашивают о внешних признаках и особенностях каждого предмета, обстоятельствах его приобретения, хранения, оценки, сбыта, перемещения через таможенную границу. При этом очень важно установить и подробно допросить прежних владельцев картин, икон и предметов антиквариата, по возможности составить с участием специалиста-искусствоведа и подробное описание этих предметов, принять все меры к отысканию фотографий, эскизов, слайдов, зарисовок, изготовленных с оригиналов или каталогов с их изображениями.

При производстве по делам о контрабанде экспертиз, особенно товароведческих, необходимо учитывать, что специалисты-эксперты, которых следователи привлекают к определению стоимости предметов, в своей работе пользуются различными правилами и методиками, в связи с тем их заключения могут быть подвергнуты сомнению с точки зрения достоверности установления стоимости. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо избирательно подходить к подбору специалистов-товароведов, проводить комиссионные экспертизы, тщательно анализировать заключения экспертов, в частности, раздел о примененных методиках определения стоимостных и иных характеристик предметов контрабанды. Заключения экспертов должны подкрепляться наличием документов, подтверждающих правильность определения указанных характеристик. При возникновении сомнений необходимо допрашивать специалистов по существу составленного ими заключения, проверять иными способами его полноту, объективность, компетентность. Перед экспертами необходимо поставить следующие вопросы: составляют ли изъятые предметы (картины, посуда, часы, скульптура, ювелирные украшения и т.п.) художественное (или другое) достояние России, если да, то когда и каким мастером они написаны (изготовлены), в каких российских, иностранных каталогах указаны, в экспозиции какого музея они состоят; являются ли данные предметы подлинными или поддельными; имеются ли на данной картине (другом предмете) следы, свидетельствующие о желании скрыть эту картину, выдавая ее за товар, не имеющий исторической, художественной ценности, если да, то какие именно следы.

При допросе подозреваемого требуется выяснить: каким способом совершалось хищение предмета контрабанды - проникновение в помещение, отключение сигнализации, создание экстренных ситуаций (пожар и пр); где хранились похищенные предметы; какой способ использовался для сокрытия картины (картина выдавалась за предмет, не имеющий художественно-исторической ценности, и др.).

Достоверность показаний обвиняемого проверяется путем следственного эксперимента. Расследование контрабанды культурных ценностей осложняется тем, что, как правило, нет свидетелей хищения, доказывание вины обвиняемого основывается на заключениях экспертов, результатах осмотров и следственных экспериментов.

5.4. Контрабанда автомашин

Контрабанда автомашин - один из наиболее распространенных видов контрабанды. Эти преступления нередко становятся возможными из-за уч
астия в их совершении работников таможенных органов. Наиболее известными способами совершения этих преступлений являются следующие:

1. Изготовление и выдача заинтересованному лицу подложной таможенной декларации на автомашину в одном экземпляре, только для регистрации ее в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения), без регистрации такого оформления в таможенном органе.

Таможенник по сговору с заинтересованным лицом выдает последнему декларацию, предварительно вписав в нее все реквизиты автомашины (модель, цвет, объем двигателя, номерные агрегаты и др.), а также, сделав отметку о праве отчуждения автомашины, ставит оттиски гербовой печати и личной номерной печати (ЛНП). Данный подложный документ имеет все реквизиты для регистрации по нему автомашины в ГИБДД.

2. Выдача чистого бланка таможенной декларации с необходимыми реквизитами таможенного органа.

Данный способ по сути является разновидностью предыдущего. Его основа - это выдача чистого бланка документа установленного и известного органам ГИБДД образца с необходимыми реквизитами: гербовой печатью, ЛНП, в некоторых случаях штампом о праве отчуждения, подписью таможенника (если его подпись в ГИБДД хорошо знают, либо имеют образцы) и т.п. Остальные реквизиты заинтересованное лицо заполняет самостоятельно.

В некоторых регионах существует "рынок" таких чистых бланков (а также ксерокопий таможенной декларации на автомашины, счетов-справок, подтверждений о таможенном оформлении автомашины и т.п.), стоимость которых колеблется от 200 до 1000 долл. США и выше за экземпляр. В этом случае таможенник рассчитывает на халатность инспектора ГИБДД или состоит с ним в преступном сговоре. Поскольку оба находятся в своеобразной технологической взаимозависимости, имеют возможность "контролировать" деятельность друг друга, то в результате такого сговора, а иногда и без него, инспектор ГИБДД также получает возможность "растамаживать" автомашины путем принятия в качестве основания регистрации автомашин заведомо поддельных таможенных деклараций, удостоверения, счета-справки, паспорта транспортного средства (ПТС) с поддельными отметками таможни о праве отчуждения, подтверждения и т.п., т.е. вообще "в обход таможни". В этом случае преступления могут совершаться и без участия работников таможенного органа.

3. Изготовление двух экземпляров таможенных деклараций с разными отметками о праве на отчуждение автомашины.

В данном случае оформление автомашины в ГИБДД производится, однако автомашина фактически оформляется с предоставлением преференции с отметкой в удостоверении о запрещении отчуждения автомашины в течение двух лет. Но в бланке того же удостоверения для ГИБДД делается противоположная отметка "с правом отчуждения", позволяющая заинтересованному лицу свободно распоряжаться автомашиной.

4. Необоснованное применение преференции при таможенном оформлении автомашины.

По сути это тот же способ, что и вышеуказанный, однако без внесения в документы ложных сведений. Таким образом, оба экземпляра, декларации содержат отметку о льготном таможенном оформлении, однако преференция применена незаконно, например в связи с необходимым ходатайством физического или юридического лица, либо в отношении автомашин, которые вообще не подлежат оформлению в льготном порядке, либо в отношении лица, которому не могла быть предоставлена преференция, например это лицо уже ввозило в течение года автомашины беспошлинно, и т.п.

5. Применение преференции на основании фальшивых документов.

Все документы, представленные для оформления автомашины, могут быть подделаны, и одна из функций должностного лица - выявление и пресечение таких подделок. Так могут подделываться документы, свидетельствующие о покупке автомашины (контракты, купчие, счета-справки и т.п.), документы о пересечении автомашиной таможенной границы РФ или соответствующие отметки. Такой способ наиболее распространен в сфере легализации похищенных автомашин, поскольку в некоторых регионах органы ГИБДД предъявляют более строгие требования к документам регистрации, чем таможенные органы, чьи интересы, в основном, направлены на взимание таможенных платежей. Зная об этом, преступные группировки, промышляющие хищением автомашин, часто оформляют их в таможне, иногда даже те автомашины, которые вообще не пересекали таможенную границу (угнаны в России), зная о том, что на основании подлинных таможенных удостоверений органы ГИБДД регистрируют автомашины с меньшими "придирками", поскольку ответственность за достоверность документов на приобретение автомашины как бы лежит в данном случае на таможенном органе.

С целью применения льготы совершаются подделки отметок в заграничном паспорте владельца автомашины о пересечении границы в соответствующий период времени в обоих направлениях. Если преступники претендуют на применение льготы, установленной для лиц, непрерывное пребывание которых за границей превысило 6 месяцев, могут быть подделаны отметки о выезде и въезде с промежутком более 6 месяцев, представлены фиктивные справки организаций о командировках за границу на соответствующий срок и т.п. Таможенник, при надлежащем опыте и квалификации, часто без труда может выявить подделку или подлог в таких документах и, в случае сговора с заинтересованными лицами, принимает к оформлению эти документы, а иногда сам советует соучастникам наиболее безопасный способ подделки.

6. Занижение таможенной стоимости.

Способы занижения таможенной стоимости автомашины весьма многообразны. Это может быть просто явно заниженная стоимость, в обоснование которой таможенник не требует соответствующих документов. Возможно занижение таможенной стоимости путем составления подложного контракта, купчей. Стоимость занижается под предлогом того, что была куплена автомашина, якобы находившаяся в поврежденном состоянии, требующая ремонта. Заниженная стоимость может быть оправдана и фиктивными актами оценки автотехнического бюро и других экспертных учреждений. Таможенник обязан принять меры для определения достоверной таможенной стоимости, однако, при сговоре с заинтересованными лицами, может "согласиться" на заниженную стоимость. В таком случае общая сумма таможенных платежей, рассчитанных на основе заниженной таможенной стоимости, будет намного меньше той, которую лицо, перемещающее машину, должно было закупить.

7. Занижение данных об объеме двигателя как разновидность предыдущего способа часто применяется при начислении таможенных платежей на основе единой ставки: определенное количество экю за один кубический сантиметр объема двигателя автомашины. Поскольку наиболее дорогие, престижные автомашины имеют двигатели большого объема, заинтересованные лица декларируют меньший объем двигателя, что легко может быть выявлено таможенником в результате осмотра автомашины и сверки данных о двигателе, ее марки по имеющимся в таможенном органе автомобильным каталогам (иной ценовой информации).

8. Заявление ложных сведений о товаре.

Широко распространены случаи, когда по сговору с таможенником декларант заявляет в качестве предмета перемещения вместо автомашины - запчасти от автомашины и другие товары, не облагаемые высокими ставками таможенных платежей, вместо легковой автомашины - грузовую и т.п.

9. Заявление ложных сведений о таможенном режиме.

Например, вместо выпуска в свободное обращение указывается режим временного ввоза с обязательством вывоза в определенный срок, режим транзита через таможенную территорию РФ и т.п.

10. Незаконный выпуск автомашины со склада временного хранения имеет место в случаях, когда в результате выявления и задержания неоформленных или незаконно оформленных автомашин последние помещаются на склад временного хранения. Заинтересованное лицо, не желающее уплачивать таможенные платежи, заявляет ходатайство о выпуске автомашины со склада под предлогом, например доставления ее в другой регион для таможенного оформления. С этой целью таможеннику, вступившему с преступником в сговор, может быть представлен паспорт с поддельным штампом о прописке, поддельные документы контроля доставки, внутреннего таможенного транзита (ДКД ВТТ) и т.п. В ходе расследования дел о подобных преступлениях было отмечено, что в отдельных таможенных органах существует незаконная практика, когда решение о выпуске автомашин принимается не руководством, а другими должностными лицами таможенного органа, например, инспектором, производящим таможенное оформление автомашин, дознавателем, инспектором, участвовавшим в задержании автомашины, иногда просто влиятельными работниками таможенного органа. В случаях сговора с заинтересованными лицами таможенник не применяет необходимых мер таможенного контроля. Автомашина "исчезает" без таможенного оформления.

11. Непринятие мер к владельцам автомашин при выявлении нарушений требований закона к таможенному оформлению.

В целях выявления названных нарушений организуются совместные рейды ГИБДД и таможенных органов, специальные операции этих органов, дежурства на постах ГИБДД и т.п. В ходе этих мероприятий выявляются факты подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации; неправомерного отчуждения автомашины ее владельцем вопреки ограничениям, предусмотренным преференцией, и т.п. Вместе с тем работники органов внутренних дел, таможенники, вступая в сговор с заинтересованными лицами, не принимают мер к привлечению виновных к ответственности.

12. Выдача фиктивного подтверждения для органов ГИБДД о таможенном оформлении автомашины.

На основании действующих совместных инструкций ГТК и МВД регистрационные подразделения ГИБДД при регистрации автомашин по документам таможенного оформления обязаны запрашивать соответствующий таможенный орган о подтвреждении оформления автомашины. Такие подтверждения, как правило, даются либо на специальном бланке таможенного органа, либо в телеграмме в адрес инспекции. Заинтересованное лицо, регистрирующее автомашину по заведомо поддельным либо подложным документам, вступает в сговор с таможенником, уполномоченным выдавать такого рода подтверждения. В результате таможенник выдает заведомо подложный документ вообще без проведения проверки либо убедившись, что автомашина не оформлена. В отдельных регионах за выдачу таких подложных подтверждений существует фиксированная "такса" от 100 до 1000 долл. США и более. Стоимость подложного подтверждения зависит от стоимости самой автомашины, престижности марки и т.п.

Общие признаки этих преступлений можно разбить на три группы по источнику их получения, а именно признаки, полученные на основе анализа:

а) обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности в регионе;

б) данных оперативно-розыскного характера;

в) регистрационных и иных документов на автомашины.

К первой группе относятся следующие характерные признаки:

- значительно более низкие рыночные цены на автомашины иностранного происхождения и отечественные, ввезенные в порядке реимпорта, по сравнению с ценами в других регионах России, у официальных дилеров по продаже автомашин, в специальных каталогах;

- наличие на рынке особой категории автомашин - не прошедших таможенное оформление. При этом продавцы порой вообще не скрывают данного факта, и автомашины продаются дешевле тех автомашин, которые прошли таможенное оформление ("выплаченных"), однако эта разница, в целом, явно меньше, чем таможенные платежи, которые подлежали бы начислению при надлежащем оформлении автомашин;

- скупка на рынках именно не прошедших таможенного оформления автомашин, в особенности лицами из криминальных группировок либо, напротив, из влиятельных кругов, органов власти и управления, правоохранительных органов;

- таможенное оформление автомашин крупными партиями одной или несколькими фирмами, в особенности если оформляются автомашины дорогих, престижных марок, новые автомашины. Данный признак обусловлен тем, что на сегодняшний день фирме, занимающейся торговлей ввезенными автомашинами, весьма сложно, а иногда и практически невозможно получить прибыль, не применяя перечисленных способов уклонения от уплаты таможенных платежей;

- наличие в регионе большого количества дорогих, престижных марок автомашин, с большим объемом двигателя, в совокупности с другими признаками может указывать на распространенность незаконных методов таможенного оформления или уклонение от таможенного оформления автомашин;

- наличие в регионе большого количества ввезенных автомашин с госномерами других регионов или с иностранными госномерами либо вообще без таковых, что также свидетельствует о распространенности указанных нарушений.

Ко второй группе можно отнести:

- данные о наличии на "черном рынке" поддельных документов: таможенных деклараций, документов внутреннего таможенного транзита, временных деклараций, подтверждений, уведомлений, а также чистых бланков этих документов с реквизитами таможенного органа;

- сведения о том, что владельцы автомашин дают взятки таможенникам за непроведение досмотра автомашин, незаконное таможенное оформление, о расценках на фиктивные документы, бланки, на "услуги" со стороны должностных лиц таможенного органа либо на услуги "посредников" в таможенном оформлении, в постановке на учет в ГИБДД.

- данные, свидетельствующие о "притоке" в регион автомашин из других регионов для таможенного оформления, постановки и снятия с учета с последующим возвращением обратно. Заинтересованные лица в таком случае бывают убеждены, что по тем или иным причинам "растамаживать" автомашины в таком регионе дешевле и выгоднее, чем в "родном". При этом в регион сами автомашины не поступают, а привозятся, оформляются в таможенном органе, а затем регистрируются в ГИБДД только документы на эти автомашины. Таким способом нередко "отмываются" похищенные автомашины;

-данные о поступлении в местные таможенные органы большого числа запросов (ориентировок) о подтверждении оформления автомашин, ориентировок об угнанных автомашинах, о подделке (недействительности) таможенных удостоверений, бланков, печатей, ЛНП из таможенных органов других регионов, на которые местные таможенные органы дают отрицательные ответы.

- данные о резком повышении материального благосостояния должностных лиц таможенного органа, производящих таможенное оформление автотранспорта либо оформление конкретной внешнеэкономической сделки по ввозу автомашин.

К третьей группе относятся следующие признаки:

- наличие в регистрационных подразделениях ГИБДД и в таможенном органе экземпляров таможенных деклараций с одним и тем же номером, но на разные автомашины, либо на одну и ту же автомашину, но при расхождении номеров таможенной декларации, или - с разными записями о праве отчуждения автомашины и т.п.;

- наличие в ГИБДД зарегистрированной таможенной декларации, при отсутствии ее копии в таможенном органе. Такие декларации полностью поддельные, либо подделывается какой-либо обязательный реквизит, чаще всего ЛНП, гербовая печать;

- подчистки, подтирки в таможенных декларациях, отсутствие некоторых реквизитов (ЛНП, гербовой печати, номерных агрегатов, номера удостоверения), нестандартные бланки, дефекты бланков и т.п.;

- наличие в регистрационных документах ГИБДД либо таможенного органа фиктивных подтверждений о таможенном оформлении, фиктивных телеграмм, телетайпограмм и т.п.;

- наличие в таможенном органе документов на приобретение автомашин (контрактов, купчих, счетов-справок и т.п.) с признаками подделки, подлога, например фиктивных бартерных контрактов, договоров консигнации;

- наличие на таможенных документах признаков подделки отметок о пересечении таможенной границы РФ, фамилии лица, перемещающего автомашину, дате пересечения, номере документа и т.п.;

- наличие в регистрационных документах на автомашину, находящихся у ее владельца, признаков подделки, включая подделку отметок о таможенном оформлении, подделку печати, отметок о праве отчуждения автомашины, номера таможенной декларации, счета-справки и т.п.;

- отсутствие в таможенном органе документов, дающих основание для применения преференций (отсутствие данных о выезде за границу на срок свыше 6 месяцев, о наличии паспорта моряка и т.п.), либо признаки подделки этих документов;

- отсутствие акта досмотра автомашины в таможенном органе (акта ГИБДД об осмотре) либо признаки подделки этих документов, несоответствие данных о номерных агрегатах в этих документах данным в других документах на автомашину, реальным номерным агрегатам автомашины, а также иные данные, свидетельствующие о том, что досмотр (осмотр) автомашины не производился либо производился ненадлежащим образом (не сверялись номерные агрегаты и т.п.);

- ложные данные в документах на автомашину, влияющие на определение суммы таможенных платежей. Например, в таможенной декларации, декларации таможенной стоимости указан один год выпуска автомашины, а в регистрационных документах (паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации) - другой, аналогично - в отношении сведений об объеме двигателя, марке мотора и т.п.;

- необъективные данные оценки стоимости автомашины экспертным учреждением. Например, в акте оценки могут быть указаны ложные данные об аварийном состоянии автомашины, о том, что она разобрана, не укомплектована и т.п., что не соответствует действительности;

- несоответствие данных об автомашине в таможенном органе, где производится оформление, и в пограничном таможенном органе, например, данных о владельце, лице, перемещающем автомашину, номере счета-справки и т.п.;

- несоответствие данных в документах на автомашину в таможенном органе и документах, имеющихся в организации, учреждении, предприятии, у физического лица, которое ее приобрело. Например, в фирме может храниться подлинный контракт на закупку автомашин по одной стоимости, а в таможенный орган представлен другой контракт с заниженной таможенной стоимостью.

На основе этих сведений может быть разработана широкомасштабная тактическая операция, основанная на сверке документов таможенного оформления в ГИБДД и в таможенном органе. В зависимости от конкретной следственной ситуации такую операцию можно спланировать в нескольких направлениях и в несколько этапов:

-проверить наличие документов таможенного оформления ввезенных автомашин в местном регистрационном подразделении ГИБДД. Выявление незаконно выданных документов таможенного оформления можно проводить по некоторым из вышеуказанных признаков, но наиболее целесообразно - сразу по всем признакам. Так, первоначально можно обратить внимание на автомашины оформленные местным таможенным органом, особенно на автомашины дорогих, престижных марок, с большим объемом двигателя, выявлять таможенные декларации без регистрационных номеров, с исправлениями в них, в номерных агрегатах автомашин, в отметках о праве на отчуждение, а также декларации, в которых при одинаковой ЛНП стоят разные подписи должностных лиц. Все отобранные таможенные декларации либо вообще все документы таможенного оформления за определенный период следует сверить с документами оформления в таможенном органе. Такая встречная проверка может выявить "нестыковку" документов.

Например, в случае выявления таможенных деклараций, вообще не оформлявшихся в таможенном органе, возможно построение следующих версий: 1) таможенная декларация полностью подделана заинтересованным лицом, либо владельцем автомашины, либо продавцом автомашины; 2) заинтересованным лицом использован чистый бланк документа с действительными реквизитами таможенного органа. Здесь необходимо выявить канал получения таких чистых бланков. Как правило, их изготовляют (похищают) работники таможни; 3) документ выписан и выдан лично работником таможни с заверением собственной ЛНП, либо ЛНП другого таможенника, либо ЛНП, вышедшей из употребления, либо подделанной. Во всех трех вариантах заинтересованным лицом может быть получено и фиктивное подтверждение о таможенном оформлении.

В случае наличия копий таможенной декларации в таможенном органе необходимо проверить идентичность всех реквизитов копий. Особое внимание следует обратить на законность применения преференций.

Если установлена идентичность копий таможенной декларации, необходимо проверить подлинность документов, представленных для оформления, обоснованность применения преференции, применения кода ТН ВЭД заявленной таможенной стоимости, таможенного режима, начисления и взимания таможенных платежей, поступления их на депозит таможенного органа.

По документам таможенного оформления, выданным таможенными органами других регионов, как правило, пограничными, могут быть направлены запросы о подтвреждении такого оформления. При этом следует учесть, что на такие запросы преступниками может быть организовано и направление ложных ответов, например о том, что автомашины, якобы, оформлялись в таможенном органе.

Одновременно со сверкой документов необходимо организовать поиск и задержание автомашин, зарегистрированных по поддельным, подложным таможенным декларациям, допрос их владельцев, выявление посредников, должностных лиц, выдававших (заверявших) декларации либо консультировавших по вопросам незаконного оформления.

Следователь должен одновременно вести работу в трех основных направлениях: 1) в органах ГИБДД по выявлению и сверке документов, 2) в таможенном органе по сверке документов и проверке обоснованности оформления автомашин, 3) по поиску, осмотру и задержанию незаконно оформленных автомашин. При необходимости - направить группу следователей и оперативных работников в пограничный таможенный орган для сверки документов о пересечении автомашинами таможенной границы РФ.

Во многих случаях не удается доказать умысел в действиях должностных лиц таможенных органов в совершении преступления, и они привлекаются к ответственности за халатность. Наиболее распространенными проявлениями халатности являются действия (бездействие) по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля, повлекшие существенное нарушение прав участников ВЭД. К примеру скоропортящийся груз своевременно не выдается владельцу по вине работников таможни: они не регистрируют прибытие товара и т.д., в результате товар утрачивается, возникают дополнительные расходы в связи с простоем транспортных средств и т.п. Тем самым причиняются значительные убытки владельцу товара. Нередко такого рода волокита является признаком вымогательства взяток со стороны таможенников.

Заключение

Контрабанда наносит непоправимый вред экономике страны, она н
еразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.

Успех расследования дел о контрабанде во многом зависит от опыта и квалификации следователя, знания им всех особенностей расследования подобных дел, умения грамотно и своевременно провести неотложные следственные действия.

Подавляющее большинство дел о контрабанде прекращается или приостанавливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе при производстве неотложных следственных действий. Особенно следует отметить отрицательные последствия непринятия мер к задержанию контрабандистов. По существу эта мера процессуального принуждения в настоящее время используется крайне редко, а ведь после опроса лица, совершившие контрабанду, немедленно покидают пределы России, и было бы странно ожидать от них другого поведения. Затем начинается то, что с полным основанием можно назвать видимостью борьбы с контрабандой. Объявляется розыск, начинается переписка - поручения, с одной стороны, отрицательные ответы на них - с другой, в итоге уголовное дело прекращается в связи с тем, что лицо перестало быть общественно опасным, т. к. выехало за пределы России. Таким образом не выполняется ни одна из задач уголовного судопроизводства, что стимулирует контрабандистов к совершению преступлений.

Мало внимания на местах уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, именно с координации деятельности правоохранительных, контролирующих органов начинается принятие мер, направленных на предупреждение контрабанды. Так же требуется взаимодействие таможенных и налоговых органов

Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной безопасности, таможенной инспекции, таможенной охраны, отделов контроля доставки товаров и т.д.

Совершенно очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципа неотвратимости наказания за содеянное.

Список использованной литературы

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Расследование контрабанды // Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред.Р.С. Белкина.М., 1999.

Биндасов Г.В., Подшибякин А.С. Расследование контрабанды // Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Волынского.М., 1999.

Деятельность таможенных органов по выявлению и раскрытию преступлений: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.В. Федорова и А. -В. Аграшенкова. СПб., 1998.

Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности. Научно-практическое издание. - М.: "Издательство ПРИОР", 2002.

Лысак Н.В. Расследование контрабанды: Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова.М., 1997.

Михайлов В.П., Федоров А, В. Таможенные преступления: Уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности / Под ред. А.В. Федорова. СПб., 1999.

Расследование контрабанды // Криминалистика: Учебник / Под ред. Т.А. Седовой и А.А. Эксархопуло. СПб., 2001.

Расследование контрабанды: Практическое пособие / Под ред. К.Ф. Скворцова. М.: Юрист, 1999.

Смахтин Е.В. Расследование контрабанды стратегически важных сырьевых товаров. Тюмень, 1999.

Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник для вузов. /Под общ. ред. С.В. Степашина. М.; Издательство "Лань", 2001.

Список использованных нормативных актов.

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ с изменениями и дополнениями от 08.04. 2003 № 45-ФЗ, электронная правовая система " Гарант".

Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. №174-ФЗ с изменениями и дополнениями от 25.07. 2002 № 112-ФЗ, электронная правовая система " Гарант".

Таможенный Кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5221-1 с изменениями и дополнениями от 30.06. 2002 №78-ФЗ, электронная правовая система " Гарант"

Закон РФ " О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №3615-1 с изменениями и дополнениями от 27.02. 2003 №28-ФЗ, электронная правовая система " Гарант".

Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г. №4804-1, электронная правовая система " Гарант".

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты