Список использованных источников…………………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
Кражи автотранспортных средств на протяжении последнего десятилетия занимают одно из значимых мест в структуре совершаемых в России преступлений. Это обусловлено не столько удельным весом данной категории хищений относительно общего количества преступлений, сколько существенностью причиняемого ущерба ввиду большой стоимости автомобилей.
Показатели раскрываемости краж автотранспорта, в том числе отдельно краж автомобилей, традиционно рассматриваются как одни из основных результатов деятельности органов внутренних дел. Специфичность указанных преступлений сделала необходимой выделение этого направления в качестве самостоятельной линии работы в подразделениях уголовного розыска и предварительного следствия, закрепление за ней наиболее опытных сотрудников.
Слабая эффективность принимаемых мер в области борьбы с кражами автотранспорта к концу 90-х годов привела к созданию устойчивых групп, специализирующихся на совершении данных преступлений и обладающих отличительными чертами организованной преступности. В литературе все чаще стал употребляться термин «черный автобизнес». Деятельность преступных группировок вышла за рамки не только одной области и региона, но и государства. Автомобильный парк европейских государств ежегодно не досчитывается до 1,9 % машин, которые становятся предметом преступных посягательств.
Расследование краж автотранспортных средств имеет ряд особенностей, знание которых позволит наиболее эффективно бороться с данным видом преступлений.
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Действующий УК РФ за незаконное изъятие транспортного средства из собственности владельца (за исключением случаев самоуправства, грабежа, разбоя) предусматривает привлечение к уголовной ответственности как по статье 158 за совершение кражи чужого имущества, так и по статье 166 за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон). В основе квалификации лежит конечная цель преступления: желало ли лицо похитить автомашину, то есть обратить ее в свою пользу либо распорядиться ею по своему усмотрению, или же оно не преследовало такого результата.
В качестве основных объективных критериев разграничения кражи и угона можно выделить следующие: длительность владения автомобилем, его разукомплектование (полное или частичное, при котором снимается большое количество деталей, в том числе дорогостоящих), а также изменение либо уничтожение идентификационных номеров кузова и двигателя автомобиля. Безусловно, для проявления хотя бы одного из этих признаков должно пройти достаточное время после неправомерного изъятия транспортного средства у собственника. В случае же задержания преступников по «горячим следам», зачастую недалеко от места происшествия, судить о целях завладения автомобилем возможно лишь по субъективным данным - показаниям самих подозреваемых, даваемым в основном после консультаций с защитниками, что не может отражать истинной картины их замыслов.
Как показывает практика, большинство дознавателей и следователей, которые дают первоначальную квалификацию преступлению при возбуждении уголовного дела и окончательную при направлении его в суд, подходят к разграничению кражи и угона, в какой-то мере, с житейской точки зрения. Например, они считают, что при проникновении в гараж путем взлома замков, повреждения стены или крыши, подкопа и т.д. действия преступников по завладению автомобилем необходимо квалифицировать как кражу, независимо от конечной цели. Другим критерием квалификации (особенно на стадии возбуждения уголовного дела) является предмет посягательства: если речь идет о новой и дорогой модели, то - совершена кража, если же о старом, непритязательном автомобиле - угон. Указанный подход к квалификации преступления является поверхностным, поэтому разграничение преступлений стоит производить по объективным критериям, свидетельствующим о направленности умысла, а также с учетом показаний задержанных (если таковые имеются).
2. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Криминалистическую характеристику преступлений целесообразно рассматривать применительно к конкретным регионам и даже отдельным областям, поскольку не вызывает сомнения, что особенности совершения краж автомобилей в провинциальных городах и столице различны.
В Липецкой области раскрываемость краж автотранспорта в последние годы является стабильно низкой. Наибольшее число преступлений, естественно, совершается в областном центре. Причем, проведенный анализ показал, что активность автоворов носит волнообразный характер и зависит от дня недели. Так, всплески краж отмечаются в понедельник и вторник. Если отбросить десятую часть краж, по которым время совершения точно не установлено, то половина хищений совершена фактически в ночное время суток: с 0 до 6 часов. Далее до 10 часов совершается только 5% краж. Оставшиеся 35% хищений приходятся на временной период с 10 до 20 часов. Приведенная статистика говорит о неслучайности преступлений и выборе наименее опасного времени суток, что опровергает доводы задержанных за кражу лиц и их защитников о полной спонтанности действий.
Большинство краж продолжает совершаться путем свободного доступа, с улиц - 60,0%. Из гаражей похищается 37,5% автомашин и 2,5% с охраняемых стоянок. Два последних места совершения преступлений явно свидетельствуют не о внезапно возникшем умысле, а о предварительной, тщательной подготовке кражи, что свойственно не ворам-одиночкам, а группам преступников.
Анализируя особенности проникновения в гаражи, можно выделить 5 способов. Наиболее распространенный из них - подбор ключа; он использовался при совершении 40% краж из гаражей. По 20% хищений проникновения в гаражи были осуществлены путем отжима ворот и среза петель и замков. Взлом гаражных ворот производился в 13,3% случаев. Пролом стены преступники применили по 6,7% краж.
Многие из перечисленных способов требуют не просто большой физической силы, но и использования специальных навыков и инструментов. Так, для срезания замков и петель на воротах, вырезания отверстий в стенах металлических гаражей преступники доставляют на место кражи не только обрезные машинки, но и громоздкое газосварочное оборудование.
В целях раскрытия преступлений представляет интерес и выборка наиболее похищаемых автомобилей. В последнее время самым большим спросом стали пользоваться модели иностранного производства. Иномарок в прошедшем году было похищено 16,4% от общего количества машин. Классическая «шестерка» заняла второе место - 9,6%. ВАЗ-2109 стала предметом кражи в 8,7% случаев. Хищения ВАЗ-2104 и 2105 составили соответственно 7,7% и 6,7%. Остальные модели этой марки (07, 099, 10) представляли одинаковый интерес для преступников и фигурировали по 5,8% каждая.
В выборе предмета кражи безусловно большую роль играет региональный компонент. Понятно, что в городах столичного уровня предпочтение отдается дорогим иномаркам. Случаи хищения таких заметных автомобилей в провинции более редки. Лицо, совершающее кражу, ориентируется прежде всего на наиболее простой, выгодный, быстрый и безопасный сбыт.
Изучение способов сокрытия преступлений и каналов сбыта похищенного автотранспорта представляет особый интерес. Ведь только единичные кражи раскрываются по «горячим следам», когда преступники задерживаются в украденном автомобиле. Основная же масса хищений попадает в разряд нераскрытых. В этом случае установить виновных возможно зачастую лишь после обнаружения автомобиля или его частей, выяснив цепочку, по которой они передавалась.
Учитывая наличие идентификационных номеров и индивидуальных признаков, использовать похищенный автомобиль открыто после кражи невозможно. Любое транспортное средство, полученное криминальным путем, на некоторое время помещается в безопасное место, которое и в специальной литературе, и в быту получило название «отстойника». Отстойник может находиться как в населенном пункте, где была совершена кража, так и за его пределами, в том числе в другой, достаточно дальней области. Следует территориально выделить отстойники машин, расположенные в других населенных пунктах, и в местности, где была совершена кража. Последние представляет наибольший интерес, поскольку вероятность обнаружения автомобиля повышается.
В качестве мест сокрытия преступники могут использовать свои личные гаражи, гаражи родственников и знакомых, платные стоянки, боксы на территориях организаций, как у себя на работе, так и по месту трудоустройства друзей. Но, учитывая, что в данной ситуации доказать их причастность к краже достаточно просто, последнее время в качестве отстойников широко используются гаражи незнакомых людей, сдающиеся по объявлениям. При этом сдатчики не располагают данными о личности и месте жительства снимающих гараж, зная поверхностные данные (имя, в лучшем случае номер сотового телефона). Даже при обнаружении автомобиля в гараже доказать участие в краже арендатора помещения практически не возможно. Появившуюся стандартную версию о том, что съемщик гаража передал временно ключи малознакомому приятелю, и тот поставил какую-то машину, опровергнуть следственным путем не удается. Фактический владелец гаража тоже дает показания о том, что договариваться о сдаче приходили два человека, или же деньги за аренду приносили разные лица. Особенно удобно снимать гаражи в больших кооперативах: похищенную машину перегоняют иногда буквально в соседнее помещение, а при благоприятной ситуации убирают из кооператива. Таким образом совершается достаточное количество хищений в охраняемых гаражах, где въезд-выезд ночью контролируется.
Касаясь способов сокрытия кражи, стоит говорить не только о месте хранения похищенного, но и о дальнейшей легализации автомобиля, вид которой выбирается преступниками в зависимости от конечной цели хищения.
Так, при совершении кражи для использования деталей автомобиля в качестве запасных частей производится демонтаж транспортного средства на отдельные узлы и агрегаты.
Если же преступники собираются сбыть автомашину, как единое целое, то им предстоит решить проблемы с изменением внешнего вида и идентификационных номеров. Для этого используются многочисленные способы, как правило, в совокупности. Для изменения номеров агрегатов автомобиля наиболее распространенными являются:
1. Внесение полных либо частичных изменений в заводские идентификационные номера кузоваи двигателя путем удаления первоначального номера и набивания на его месте нового. Полное уничтожение всех цифровых и буквенных обозначений номера является трудоемким и заметным для специалиста. Простым и эффективным способом зарекомендовало себя изменение 1-2 цифр: внешне в глаза не бросается, а машина вроде бы другая. Выяснение принадлежности таких автомобилей может тянуться годами.
2. Замена номерных агрегатов похищенной автомашины. Двигатель автомобиля меняется достаточно просто. Для отечественных моделей можно приобрести реализуемый заводом-изготовителем безномерной блок двигателя с соответствующей справкой-счетом. По свидетельству на высвободившийся номерной агрегат покупаются номерные двигатели от утилизованных автомобилей. Кроме этого, существует дешевый и эффективный способ покупки поврежденного в аварии транспортного средства, когда фактически приобретаются за копеечную цену документы на автомобиль и груда оставшегося от него металла, не подлежащая восстановлению. Из поврежденной машины берется блок номерного двигателя и устанавливается на похищенный автомобиль. Правая передняя стойка кузова, имеющая заводской номер, вваривается на место «чашки» легализуемого автотранспортного средства. При хорошем качестве работы отличить кустарный сварной шов от заводского довольно трудно. Это в некоторой мере оправдывает сотрудников РЭО ГИБДД, регистрирующих похищенные транспортные средства с замененными агрегатами. Хотя при более тщательном изучении процедуры осмотра, обращает на себя внимание тот факт, что сотрудники милиции не проверяют наличие в багажном отделении автомобилей ВАЗ пластинки, дублирующей номер кузова, и соответствие этого номера.
Помимо замены подлинных идентификационных номеров, немаловажную роль играет изменение внешнего вида автомобиля, поскольку если он не абсолютно новый, а хотя бы какое-либо время побывал в эксплуатации, он будет иметь индивидуальные приметы. С этой целью возможно изменение цвета, замена чехлов, изъятие или наоборот установка различных предметов декорирования, магнитолы, антенны и т.д. Однако это не всегда приводит к ожидаемому преступниками результату.
Кроме внешних примет салона и кузова существуют особенности технической части, мельчайшие замененные детали, болтики, на что не может обратить внимание посторонний человек, не участвовавший в их ремонте. Дабы оградить себя от подобных проколов, преступники несколько лет назад стали использовать более эффективный способ изменения внешнего вида. В ремонтной мастерской одновременно частично демонтируются 2-3 автомобиля одной модели и цвета (один из них не обязательно похищенный); наиболее броские узлы меняются друг с другом, например, стекла, двери, крышки багажников, иногда сиденья. В результате получается «сборная солянка», которую зачастую не в состоянии опознать и сам потерпевший: вроде бы автомобиль похож, а вроде бы и нет.
При легализации похищенных автомобилей безусловно продолжают использоваться и такие методы, как использование подложных документов. Но незаконные действия с документами от примитивной подделки путем подчистки, травления и дописки сместились в сторону изначального внесения несоответствующих действительности сведений в бланки строгой отчетности.
Проверить выданные в другой области справки-счета или свидетельства на высвободившиеся номерные агрегаты в ограниченный срок следствия достаточно трудно, особенно если документов несколько и из разных точек республики. Путем письменных запросов выясняются некоторые расхождения в реквизитах: в дате покупки, отдельных цифрах номера, но установление каналов поступления документов требует более тщательной работы. Однако, несмотря на указанные трудности, сам факт наличия документов, на основании которых производилась регистрация автотранспортного средства, уже является удачей. В вышеописанных ситуациях, когда автомобили были обнаружены через 6 лет после кражи, невозможно отследить источник выдачи документов, по которым они ставились на учет. Сроки хранения справок-счетов в РЭО составляют 3 года, после чего все они уничтожаются.
Описанные способы легализации автомобилей касались наиболее часто встречающихся случаев обращения преступниками похищенного имущества в свою пользу. Но в последнее десятилетие продолжает развиваться новый промысел: кража автомашины с целью дальнейшего возвращения ее законному владельцу за определенную плату. Устанавливаемая такса хотя и является достаточно высокой, но составляет значительно меньше полной стоимости. В основном назначаемый выкуп колеблется в пределах 2-4 тысяч долларов в зависимости от марки и модели автомобиля.
Этот наиболее наглый способ краж стал процветать по причине неверия потерпевших в реальную помощь от сотрудников милиции. Объявления «бегущей строкой» о получении информации за вознаграждение о месте нахождения похищенной автомашины с гарантией конфиденциальности заполнили каналы телевидения. Полученный таким способом автомобиль преподносится потерпевшим как случайно им обнаруженный около дома. Даже в тех ситуациях, когда пострадавшие сознаются следователю о встрече с автоворами, это признание делается после операции возврата и сопровождается уверениями, что внешность преступников не рассмотрели. Из числа найденных и переданных потерпевшим автомобилей каждый третий возвращается самими ворами.
Приведенные особенности совершения и сокрытия краж автомобилей в совокупности свидетельствуют о том, что время примитивных преступников-одиночек прошло. Не взирая на то, что значительная часть раскрытых преступлений инкриминируется всего лишь одному лицу, все-таки стоит признать, что кражи автомашин совершаются за редким исключением только группами, и участие в самых банальных из них - путем свободного доступа - принимают как минимум 2 человека.
Характерной чертой преступных групп, занимающихся хищениями автомобилей, является ориентация на определенные виды автотранспортных средств, имеющих спрос на потребительском рынке, хороший товарный вид и высокую стоимость. Группа отличается устойчивостью отношений, распределением ролей и наличием иерархии, использованием однотипных способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного. Доходы от преступного бизнеса становятся для участников группы основным источником обогащения. Наличие своеобразной конкуренции способствует разделению сфер деятельности.
В зависимости от масштаба преступной деятельности, степени сплоченности, получаемых доходов и границы влияния можно выделить несколько типов групп, специализирующихся на кражах автотранспорта.
К местным преступным группам относятся те из них, которые действуют в рамках одного населенного пункта, по месту жительства преступников; состоят из молодежи в возрасте до 20 лет и могут быть достаточно многочисленны - до 30 человек. Организационная структура группы не очень высока, и ее участники помимо краж автомашин совершают и другие преступления. Большинство неформальных лидеров и непосредственных исполнителей краж не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия преступлений; главным для них является получение определенных материальных выгод от хищения. В целях уточнения предложенной автором классификации и отличия данного типа групп от нижеследующего стоило бы ограничить радиус действия группы не рамками всего населенного пункта, который может быть достаточно крупным, а пределами района и пограничных к нему территорий.
Следующую ступень занимает региональная преступная группа, состоящая из более старшей возрастной категории (до 24 лет) и имеющая больший диапазон действия: в пределах города, области, региона. Внутри этой группы существует распределение ролей на организаторов и исполнителей преступлений, а также лиц, осуществляющих переделку и демонтаж похищенных машин, и сбытчиков краденного. Старшие члены группы для выполнения черновой работы привлекают несовершеннолетних, которым проще избежать серьезного наказания в случае задержания.
Третий тип преступных групп - межрегиональные. Их деятельность не ограничивается рамками одного региона, а распространяется на несколько. Территориальный размах их деятельности возможен благодаря устойчивости, строгой дисциплине, плановости действий, четкому распределению ролей, иерархии, целеустремленности, общности денежных интересов, использованию современных технических средств при совершении преступлений.
Транснациональные преступные группы отличаются еще более совершенной организацией и широким размахом преступной деятельности, выходящей за пределы одного государства. Имея черты, свойственные межрегиональным группам, они в то же время состоят из нескольких блоков и более законспирированы. Для них характерны коррумпированные связи с должностными лицами государственных учреждений, пограничной, таможенной служб и правоохранительных органов. Предметом посягательства транснациональных групп являются, как правило, дорогостоящие иномарки или новые автомашины отечественного производства, представляющие интерес для стран СНГ. Нередко автомобили похищаются партиями с заводов-изготовителей или торгующих организаций. Их легализация зачастую происходит с помощью самих сотрудников потерпевшего юридического лица.
Являясь высшей ступенью в лестнице организованной преступности, сообщество требует очень точной конкретизации признаков, подлежащих доказыванию.
О существовании преступного сообщества могут свидетельствовать:
- наличие единых преступных целей;
- разработка методов преступной деятельности;
- планирование преступлений;
- определение способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного;
- руководство сообществом одним или несколькими лицами;
- распределение обязанностей внутри организации и ролей при совершении преступлений и их сокрытии;
- наличие финансовой системы в организации;
- межрегиональный или транснациональный характер деятельности;
- разделение сфер влияния с другими группировками;
- конспиративность внутри самой организации;
- установление коррумпированных связей с сотрудниками государственных органов;
- применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов организации.
3. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ
Эффективность раскрытия и расследования краж автотранспортных средств во многом зависит от правильной оценки следователем сложившейся конкретной ситуации по уголовному делу. В зависимости от объема исходной информации о лице, совершившем преступное деяние, и предмете посягательства, можно выделить три типичные для данной категории преступлений следственные ситуации:
1. известно лицо, совершившее преступление, и обнаружено похищенное автотранспортное средство;
2. не известно лицо, совершившее преступление, но обнаружено похищенное автотранспортное средство;
3. не известно лицо, совершившее преступление, и не обнаружено похищенное автотранспортное средство.
Система следственных действий в первой ситуации может быть следующей: задержание подозреваемых; их личный обыск; освидетельствование; допрос; обыски по месту жительства и работы; наложение ареста на имущество; осмотр места происшествия и предметов, например орудий взлома; осмотр транспортных средств (принадлежащих потерпевшим и подозреваемым); допрос потерпевших и свидетелей; выемка и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получение образцов для сравнительного исследования; назначение криминалистических и иных экспертиз; предъявление задержанных и обнаруженных вещей для опознания; проверка и уточнение показаний на месте; проведение очных ставок, следственных экспериментов.
Во второй ситуации усилия следователя должны быть направлены на максимальное использование возможностей по исследованию обнаруженного транспортного средства. С этой целью необходимо: осмотреть место происшествия, транспортное средство и местность, где оно обнаружено; допросить свидетелей из числа лиц, обнаруживших транспортное средство, оказавшихся по тем или иным причинам вблизи него, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД; детально допросить об обстоятельствах кражи потерпевшего и других осведомленных лиц (сторожей, охранников, должностных, материально ответственных лиц, обслуживающий персонал); произвести выемку и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получить необходимые образцы для сравнительного исследования; в зависимости от результатов осмотров назначить судебные экспертизы: биологическую, дактилоскопическую, товароведческую, транспортно-трасологическую, автотехническую, экспертизу восстановления уничтоженных маркировочных изделий, следов наложения (микрочастиц) и др.
В третьей ситуацииорганизовать расследование наиболее сложно, так как полностью отсутствуют сведения о лице, совершившем преступление, и месте нахождения похищенного транспортного средства. В этом случае целесообразно начинать расследование с выдвижения общих версий.
Затем, с учетом данных криминалистической характеристики краж автотранспортных средств, разрабатывают частные типовые версии. Основой для выдвижения типовых версий служат не столько фактические данные, сколько профессиональный опыт, интуиция следователя, а также результаты обобщения судебно-следственной практики и знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории. В числе первоначальных следственных действий проводят: осмотр места происшествия; допрос потерпевшего; освидетельствование (при необходимости); допрос свидетелей из числа граждан, работающих и проживающих вблизи места кражи, родственников, знакомых потерпевшего; выемку документов на похищенное транспортное средство; осмотр документов и обнаруженных предметов; предъявление для опознания предметов и документов; получение образцов для сравнительного исследования; назначение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз с целью выяснения вероятных признаков подозреваемых, орудий преступления и способов его совершения, отобразившихся в окружающей обстановке (следов рук, обуви, крови и т. п.).
Успешное раскрытие и расследование краж автотранспортных средств во многом зависит от качества и своевременности проведения таких следственных действий, как: осмотр места происшествия; осмотр транспортного средства, документов; задержание подозреваемого; обыск; допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Именно эти следственные действия направлены на установление события преступления, способа и следов его совершения, скрывшихся преступников и похищенных транспортных средств, а также на выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Осмотр места происшествия. Обстановка места происшествия по делам рассматриваемой категории может включать в себя несколько узлов: гараж, иное помещение или открытая стоянка, откуда было похищено автотранспортное средство; прилегающая местность; следы и предметы, имеющие значение для дела. Фиксации подлежат также размеры, расстояния, взаимное расположение объектов, повреждения на преградах и замках, т. е. такая информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому наряду с составлением протокола осмотра практика расследования краж автотранспорта требует уделять особое внимание графической фиксации обстановки места происшествия (составлению схем, планов, чертежей).
Осмотр транспортного средства.Возможность проведения этого следственного действия возникает лишь при обнаружении разыскиваемого транспортного средства. Общий осмотр транспортного средства начинают с обзора места его обнаружения и окружающей обстановки. На прилегающей местности нужно искать следы перемещения транспортного средства, следы его демонтажа или замены отдельных узлов (агрегатов), в том числе номерных знаков. Особенно внимательным надо быть около автомобиля, где можно обнаружить следы обуви лиц, причастных к похищению. На стадии детального осмотра автомобиль условно разбивают на несколько частей, каждая из которых подлежит тщательному обследованию. Затем изымают следы и предметы, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами.
Допрос потерпевших-- важная составная часть комплекса первоначальных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, проводимых на первоначалоном этапе расследования краж автотранспортных средств. Однако очередность и тактика его проведения должны определяться в зависимости от складывающейся следственной ситуации.
В первую очередь у потерпевшего выясняют: в какое время и где была совершена кража; что представляет собой помещение или иное хранилище, откуда был похищен автомобиль; какие права на это помещение имеет потерпевший; каковы индивидуальные признаки и особые приметы похищенного автотранспортного средства; какое количество бензина оставалось в баке похищенного транспортного средства, каким было последнее показание спидометра; какие документы находились в похищенном автомобиле; какое другое имущество похищено из гаража, его наименование, индивидуальные признаки, стоимость; было ли застраховано автотранспортное средство; какие обстоятельства предшествовали преступлению; кто имел доступ к гаражу (иному хранилищу), откуда была совершена кража; какие следы или предметы оставили преступники на месте совершения преступления; кого подозревает потерпевший в совершении данного преступления; может ли потерпевший опознать преступников и похищенное имущество, по каким признакам и приметам.
Допрос свидетелей.В качестве свидетелей по делам о кражах автотранспорта могут быть допрошены, очевидцы преступления; работники учреждений, предприятий и фирм, где совершат кража; люди, постоянно проживающие или случайно оказавшиеся вблизи места происшествия; лица, предпринимавшие меры по предотвращению преступления, задержанию преступников; сторожа гаражных кооперативов и охранники автомобильных стоянок; сотрудники правоохранительных органов, в частности ГИБДД; работники сферы автообслуживания; родственники и знакомые потерпевшего.
В ходе допроса названной категории свидетелей необходимо выяснить: в какое время, где и каким способом совершена кража; какое автотранспортное средство похищено и кому оно принадлежит; сколько было преступников, их приметы, манеры; каков характер действий каждого преступника; какие орудия, предметы и инструменты использовались при совершении преступления; в каком направлении скрылись разыскиваемые; где находился свидетель в момент наблюдения за преступлением; знаком ли свидетель с потерпевшим или преступниками; кто еще мог видеть данное преступление.
Такие сведения следователь должен получить как можно раньше, ибо они необходимы для организации розыска скрывшихся преступников и похищенного автотранспортного средства по горячим следам.
Особенности тактики допроса добросовестных свидетелей практически не отличаются от тактики допроса потерпевших и большой трудности не представляют.
Обыск по месту жительства и работы подозреваемого.Типичными объектами поиска (и изъятия) по делам рассматриваемой категории являются: похищенные автотранспортные средства, их узлы и агрегаты; иные похищенные предметы (запасные части к автомобилю, инструменты, механические и электронные средства противоугонной защиты, радиоприемники, магнитофоны, часы, емкости для горючесмазочных материалов и др.); чехлы, коврики, зеркала, и прочие предметы, если есть основание полагать, что они похищены из автомашины потерпевшего; орудия и инструменты, предназначенные для взлома запоров, замков, дверей или для сбивания номеров на частях автомашины; лакокрасочные материалы и приспособления для перекраски автомашин (краски, лаки, растворители, затвердители, мастики, грунтовки, пульверизаторы и т. п.); водительские документы потерпевших или их части; одежда, обувь и головные уборы, в которых находился преступник во время совершения преступления. Однако при обыске нельзя ограничиваться отысканием только перечисленных объектов. По месту работы, в квартире или в гараже подозреваемого могут находиться и другие вещи, добытые преступным путем, а также предметы, запрещенные к обороту. Поэтому каждая вещь, принадлежность которой у следователя вызывает сомнение, должна обязательно изыматься с целью ее последующего предъявления для опознания, оперативной и следственной проверки.
Допрос подозреваемогов краже автотранспортного средства -- одно из наиболее сложных следственных действий. Сложность данного следственного действия состоит в том, что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, когда следователь еще мало информирован о личности допрашиваемого и не располагает достаточными доказательствами его причастности к преступлению. Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права подозреваемого на защиту. Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость тщательной подготовки к допросу подозреваемого.
У подозреваемого в совершении кражи автотранспортного средства подлежат выяснению следующие вопросы: когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия; по чьей инициативе и при каких обстоятельствах была совершена кража автотранспортного средства; может ли подозреваемый показать место кражи, пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведениями о личности потерпевшего, о похищаемом транспортном средстве и месте его хранения; какие подготовительные действия осуществлялись с целью совершения преступления, и какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом осуществлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для проникновения в салон (кабину) автомашины, для запуска ее двигателя, для нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись в процессе совершения данного преступления, их подробная характеристика; использовалось ли при совершении кражи другое транспортное средство, его техническая характеристика; каковы количество соучастников преступления, их ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные связи; какие меры применялись по сокрытию следов преступления; какое автотранспортное средство и другое имущество были похищены, их количество и качество, а также особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц подозреваемый реализовал похищенное автотранспортное средство или его части; какая прибыль получена от реализации похищенного, как распределена между соучастниками преступления; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления ранее(данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания); предпринимал ли кто-либо из посторонних граждан меры к пресечению преступления, кто именно; кто может подтвердить показания допрашиваемого по поводу вышеизложенных обстоятельств.
Для расследования краж автотранспортных средств характерно широкое использование судебных экспертиз.
Судебно-автотехническая экспертиза.Применительно к расследованию преступлений рассматриваемой категории в задачу судебно-автотехнической экспертизы входит установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием автотранспортного средства, механизмом образования отдельных повреждений и неисправностей. Объектами исследования в этих случаях могут быть различные материальные источники информации: место кражи автомашины, место его обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали, вещественные доказательства.
Трасологическая экспертиза следов орудий и инструментовустанавливает обстоятельства, связанные с отождествлением орудий, инструментов и механизмов следового воздействия. Она назначается при расследовании краж, связанных с проникновением в гаражи, боксы, ангары и другие закрытые объекты, предназначенные для временного или постоянного хранения автотранспортных средств. При назначении экспертизы в распоряжение эксперта предоставляют: предметы со следами орудий и инструментов; слепки следов, которые не могут быть изъяты; протоколы следственных осмотров места происшествия и вещественных доказательств, а также приложения к ним (схемы, планы, фототаблицы). В случае установления подозреваемых лиц и изъятия у них похожего следообразующего предмета на экспертизу направляют и проверяемое орудие или инструмент.
Трасологическая экспертиза запирающих механизмов и предохранительных устройствназначается в случаях повреждения при совершении краж автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных противоугонных и блокировочных приспособлений. На разрешение данной экспертизы могут ставиться вопросы диагностического и идентификационного характера.
1. Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений.Предметом рассматриваемой экспертизы является установление номеров изделий, государственных и фирменных товарных знаков на них. С целью сокрытия краж и затруднения возможности опознания разыскиваемых автомашин преступники часто уничтожают и изменяют заводскую маркировку и товарные знаки в местах их нанесения, чаще всего на узлах и агрегатах, выполненных из стали, алюминиевых и медных сплавов. В этой связи экспертное исследование по восстановлению знаков на металлах и сплавах приобретает особое значение для расследования краж автотранспорта.
Указанные экспертизы, как правило, производятся сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации либо другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако перечень рассмотренных выше судебных экспертиз и вопросов, которые могут быть разрешены с их помощью, не является исчерпывающим. Возможно назначение следующих комплексных экспертиз: трасолого-автотехнической, медико-трасологической, медико-биологической, физико-химической, трасолого-материаловедческой, физико-химико-технической экспертизы документов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты изучения уголовных дел о кражах автотранспортных средств позволяют сформулировать вывод о том, что эффективность раскрытия и расследования данных преступлений напрямую зависит от своевременности получения информации о неправомерном завладении автотранспортным средством; оперативности реагирования на заявления и сообщения о таких фактах; обоснованности возбуждения уголовных дел о кражах автотранспорта; надлежащей организации и технического обеспечения следственно-оперативных групп, выезжающих на места происшествий; качественного осмотра мест происшествий и максимального извлечения доказательной информации из обнаруженных следов и предметов; своевременности проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Раскрытие и расследование краж автотранспортных средств, разумеется, не могут исчерпываться наступательностью действий следователя только на первоначальном этапе. Активная и целенаправленная работа по делу должна осуществляться и на последующем этапе расследования. Лишь при этом условии будут обеспечены полнота и объективность уголовного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» от 25 апреля 1995 года. - М., 1995.
2. Приказ МВД РФ № 336 - 1998г. «Об утверждении инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и в суд».
3. Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. - М., 1994.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2002.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2004.
6. Уголовный - процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2004.
7. Алексахин А.В. Транснациональный характер преступного бизнеса // Вестник МВД Российской Федерации.- 1994.- № 1.
8. Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. - М., 1975.
9. Горенская Е.В. Нелегальный автобизнес и борьба с ним // Преступность и культура. - М., 1999.
10. Закревский И.В. Информационное обеспечение предупреждения и расследования преступлений в сфере криминального автобизнеса // Информатизация правоохранительных систем .- М., 1996.