Рефераты

Криминалистическая тактика и ее использование в раскрытии и расследовании преступлений

Криминалистическая тактика и ее использование в раскрытии и расследовании преступлений

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Общие положения криминалистической тактики

Под криминалистической тактикой понимается раздел криминалистики, представляющий систему теоретических положений и практических рекомендаций по организации и планированию расследования и определению оптимальной линии поведения лиц, осуществляющих расследование, с учетом их отношений и взаимодействия с другими участниками расследования на основе норм и принципов уголовного процесса.

Основная задача криминалистической тактики состоит в наиболее эффективной организации криминалистической деятельности в соответствии с целями следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий и всего расследования и на основе наиболее рационального построения системы взаимоотношений и взаимодействий участников процесса. К числу лиц, деятельность которых исследуется криминалистической тактикой, относятся, с одной стороны, лица, профессиональная деятельность которых связана с собиранием и исследованием криминалистической информации (следователь, прокурор, работник органа дознания, специалист, эксперт и др.), а с другой - лица, поведение которых связано с формированием источников криминалистической информации (подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели, понятые).

Центральной фигурой криминалистической деятельности, ответственной за принятие тактических и процессуальных решений, является следователь.

Поэтому рассматриваемый раздел криминалистики нередко называется следственной тактикой. Следует подчеркнуть, что указанный термин имеет более узкое содержание, так как криминалистическая тактика помимо деятельности следователя рассматривает деятельность прокурора, оперативно-розыскных органов, судей, связанную с раскрытием и расследованием преступлений, но не ограниченную рамками предварительного следствия.

Криминалистическая тактика тесно связана с другими разделами криминалистики: ее теорией и методологией, криминалистической техникой и методикой расследования отдельных видов преступлений.

Общие положения и принципы криминалистической тактики являются подсистемой общей теории криминалистики и представляют развитие и углубление системно-деятельностного анализа криминалистической деятельности. Взаимодействие материальных объектов, являющееся предметом криминалистической техники, рассматривается в тактике как элемент человеческой деятельности, а сами орудия, инструменты, технические средства - как «продолжение» руки и органов чувств человека. Существенны взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние тактики и техники как разделов науки и элементов деятельности. Так, разработка новых технических средств обнаружения и исследования микроследов и микрочастиц существенно изменила тактику осмотра и освидетельствования, сделав объективно необходимым применение методов моделирования способов преступного действия и механизмов следообразования. Совершенствование тактики, в свою очередь, существенно повысило эффективность технических приемов обнаружения невидимых следов и микрочастиц.

Техника и тактика практически реализуются при расследовании отдельных видов преступлений. Потребности методики во многом определяют развитие техники и тактики. Так, потребности методики расследования преступлений, связанных с производством и сбытом наркотиков и содержащих их химфарм-препаратов, потребовали разработки новых аналитических методов, а также тактических приемов осмотра, освидетельствования, таможенного досмотра, обыска, экспертизы. К числу общих положений криминалистической тактики относятся понятия тактического приема, тактической операции и их систем, понятия следственной ситуации и тактического решения, классификация тактических задач и уровней криминалистической деятельности под углом зрения решаемых ею задач. Здесь же рассматриваются принципы криминалистической тактики: научность, законность, этичность.

К числу частных положений криминалистической тактики относится рассмотрение тактики отдельных процессуальных действий и тактических операций

Тактический прием в системе криминалистической деятельности

Центральным понятием криминалистической тактики является понятие тактического приема. Это способ действия или линия поведения осуществляющего расследование лица, наиболее эффективно обеспечивающие решение задач, связанных с расследованием преступлений.

В уголовном процессе могут быть использованы не любые приемы, приводящие к выяснению истины, а только отвечающие определенным требованиям: законности, этичности, научности. Эти требования означают строгое соответствие деятельности осуществляющего расследование лица нормам и принципам уголовного права, морали, научной обоснованности тактических рекомендаций и решений.

Системный анализ тактического приема требует его рассмотрения в общей системе криминалистической деятельности с учетом ее задач, уровней и подсистем.

С точки зрения содержания и назначения выделяются следующие тактические задачи и соответствующие им тактические приемы:

А. Познавательные (установление обстоятельств расследуемого события путем обнаружения и исследования криминалистической информации).

Б. Управленческие (установление эффективного взаимодействия с участвующими в деле лицами путем их привлечения к расследованию, налаживания психологического контакта и использования оптимальных форм тактического воздействия и управления их поведением).

В. Организационно-технические (обеспечивающие оптимальные внешние условия и необходимые организационно-технические средства деятельности). Задачи и тактические приемы управленческого и организационно-технического типа являются вспомогательными, обслуживающими по отношению к задачам информационно-познавательного типа.

С точки зрения уровня решаемых тактических задач они подразделяются на:

а) исходные (направленные на обнаружение, фиксацию и изъятие источников криминалистической информации);

б) промежуточные (направленные на установление доказательственных фактов или формирование обеспечивающих такое установление тактических комплексов, например установление личности потерпевшего, идентификация похищенного имущества, доказательство алиби подозреваемого, формирование оперативно-следственной группы для работы по сложному уголовному делу и т. п.);

в) конечные (направленные на решение тактических задач расследования, обеспечивающих принятие тактических и процессуальных решений, а также установление предмета доказывания по уголовному делу).

Совокупность указанных задач, конкретизированных предметом доказывания по расследуемому преступлению, образует основу программно-целевого комплекса, на базе которого осуществляется тактическая деятельность следователя как при оперировании с источниками доказательств, так и при принятии тактических решений по ходу расследования. Полностью весь комплекс указанных задач с учетом криминалистической и иной специфики преступления конкретного вида формируется в криминалистической методике расследования отдельных видов преступлений.

Выбор криминалистом того или иного тактического приема, принятие им тактического решения основываются на анализе следственной ситуации, возникающей при проведении следственных действий. Под следственной ситуацией отдельного следственного действия понимается система значимой для принятия тактического решения информации, характеризующая конкретный момент, прогностические и все иные обстоятельства, связанные с проведением следственных действий с учетом хода расследования.

Корректировка, изменение и уточнение тактики проводимых следственных действий производятся следователем по ходу осмотра, допроса и т.д., путем сопоставления применяемых приемов с тактической программой следственных действий посредством механизма обратной связи.

Само тактическое решение представляет волевой и интеллектуальный акт, основанный на анализе следственной ситуации, знании способов и механизмов преступлений, научных рекомендаций криминалистики, личном опыте расследования и интуиции, приводящий к выбору наиболее оптимального варианта действий. В содержание тактического решения входят: определение непосредственной задачи деятельности и развернутая программа ее решения на основе комплексного использования технических, тактических и оперативно-розыскных приемов и средств и согласованного взаимодействия всех субъектов криминалистической деятельности в конкретных тактических условиях ее осуществления. Тактическое решение представляет органический синтез криминалистической теории и практики, алгоритмического и эвристического начал криминалистической деятельности.

Важной особенностью криминалистической деятельности является ее выраженная цикличность. В результате осуществления намеченных в тактическом решении приемов и мероприятий добывается новая криминалистическая информация: следы, документы, показания. Эти данные могут существенно изменить исходную ситуацию расследования и потребовать проведения других следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий.

Использование достижений гуманитарных, естественных и технических наук вкриминалистической тактике

В зависимости от того, данные какой науки положены в основу тактического приема, выделяют логические, психологические, приемы науки управления и др. Более практически значимой представляется группировка тактических приемов в зависимости от типа решаемых ими тактических задач; познавательных, управленческих, организационно-технических. При этом к одной группе могут быть отнесены приемы, разработанные на основе различных наук.

Для решения познавательных задач, связанных с установлением обстоятельств расследуемого события, в наибольшей степени используется научный аппарат логики, теории познания, теории отражения, теории информации и теории систем.

При решении управленческих задач наибольшее значение приобретают знания из области теории управления, общей и судебной психологии, теории игр и рефлексивного управления. При этом к числу типовых относятся следующие задачи:

1. Установление психологического контакта следователя с другими участниками расследования. Особую актуальность приобретает эта задача в конфликтных ситуациях, когда целевые установки следователя и других участвующих в расследовании лиц не совпадают или являются противоположными, например при отказе обвиняемого от дачи показаний.

2. Оказание помощи свидетелю или иному лицу в решении познавательных задач, например: припоминании забытых фактов путем активизации ассоциативных связей; в обеспечении избирательности и целенаправленности восприятия лица путем организации группы предъявляемых предметов или лиц.

3. Формирование необходимых для решения следственных задач психологической установки и межличностных отношений, например: активное наблюдение за обыскиваемым и управление его поведением; привлечение к следственному эксперименту лиц, обладающих определенными психофизиологическими свойствами; убеждение обвиняемого в том, что расследование по его делу ведется строго объективно, и т. п.

Выбор тактических приемов осуществляется на основе знания объективных закономерностей психических процессов, учете индивидуальных особенностей лица, его роли в уголовном деле, целевой установки и мотивов его поведения.

Важная роль при решении управленческих задач принадлежит механизмам рефлексивного управления, т. е. способности следователя думать и принимать решения за своего «противника», учитывая эти возможные решения при определении линии своего собственного поведения и принятии тактических решений. Так, для предупреждения ложных показаний или ослабления волевого контроля за даваемыми показаниями следователь в отдельных ситуациях допроса обвиняемого может «дозировать» сообщаемую обвиняемому информацию об имеющихся в деле доказательствах. В других случаях на следствии может быть создана ситуация, вызывающая у обвиняемого стремление перепрятать похищенные ценности или выйти на связь с соучастниками, что используется для задержания с поличным или перехвата сообщений.

При решении организационно-технических задач наибольшее значение приобретают оптимальные формы планирования деятельности следователя, использование средств научной организации труда, оргтехники, средств общей и криминалистической техники, транспорта, связи, банков учетно-регистрационных и справочных данных, средств автоматизации и поиска информации.

Логико-информационная структура следственного действия и тактической комбинации

Процессуальная деятельность следователя осуществляется в форме следственных действий: допросов, осмотров, обысков, экспериментов, опознаний и др., направленных на установление существенных обстоятельств расследуемого события путем обнаружения, собирания и исследования доказательств. При этом предметом правового регулирования являются не методы познания, а формы их применения в расследовании. Так, следственный осмотр выступает как процессуальная форма наблюдения, следственный эксперимент - как процессуальная форма экспериментального метода, протоколирование - как форма описания, экспертиза - как процессуальная форма применения специальных познаний и т. д.

Находясь в непосредственном предметно-чувственном контакте с источниками доказательственной информации, следователь оценивает полученные фактические данные под углом зрения их относимости к делу с позиции норм материального и процессуального закона.

В информационно-познавательной структуре следственного действия должны быть выделены следующие стадии: 1) тактического обеспечения; 2) ориентирующего исследования; 3) детального исследования; 4) заключительная стадия.

Задача первой стадии заключается в том, чтобы на основе принятого тактического решения организационно и технически обеспечить наиболее эффективное производство следственного действия. Решающую роль при этом имеют операции планирования, в ходе которого типовая модель следственного действия, выработанная наукой, сопоставляется с наличной следственной ситуацией, общим планом расследования, отражающим тактический замысел следователя по использованию имеющихся в его распоряжении методов и средств. На этой основе определяются частные задачи следственного действия: круг подлежащих установлению обстоятельств, участники следственного действия, время и место его проведения, необходимые технические средства, совокупность технических и тактических приемов в их наиболее целесообразной последовательности и сочетании с другими следственными и оперативно-розыскными мероприятиями.

Ориентирующее исследование имеет своей целью создание первоначальной общей модели расследуемого события, которая могла бы служить инструментом поиска источников доказательственной информации). Первоначальному представлению о расследуемом событии свойственны внешняя характеристика последнего, наличие пробелов, неоднозначная трактовка отдельных узлов, элементов, а иногда и всей картины события. Неопределенность события требует учета всех возможных версий и проверки всех возможных источников информации.

Детальное исследование направлено на установление отдельных обстоятельств расследуемого события путем анализа соответствующих информационных узлов. Под информационным узлом понимается совокупность источников, содержащих информацию о существенном обстоятельстве дела (доказательственном факте). Так, данные о механизме выстрела могут быть получены путем опроса очевидцев, исследования оружия, поврежденных преград, трупа, стреляных пуль и гильз; данные о мотивах преступления - путем изучения дневников и писем, опроса родственников, изучения предмета посягательства. В отличие от пространственного информационное понимание узла соотносимо с частной системой доказательств- Комплексный характер источников, входящих в частные системы доказательств, обусловливает комплексный характер методов работы с доказательствами - использование различных познавательных методов и специальных познаний при исследовании одного и того же информационного узла.

В заключительной стадии решаются процессуально-удостоверительные задачи следственного действия: составляются и подписываются протокол следственного действия, приложения, изымаются и приобщаются к делу вещественные доказательства, фиксируются заявления присутствующих лиц и т. д.

Логическая и информационная связь различных тактических приемов и следственных действий, обеспечивающая комплексное криминалистическое исследование источников информации, приводит к понятию следственной комбинации. Под следственной комбинацией понимается такое сочетание тактических приемов в рамках одного или различных следственных действий, которое направлено на установление одного обстоятельства или решение одной криминалистической задачи. Таковы, например, комплексы тактических, технических приемов и следственных действии, направленных на установление личности погибшего, проверку алиби обвиняемого, розыск похищенного имущества. Целью тактической комбинации является определенное воздействие на следственную ситуацию для ее изменения или использования: разрешение конфликта, обеспечение следственной тайны, рефлексивное управление лицом, противодействующим расследованию, обеспечение успешного выполнения ответственного следственного действия и др.

Более широкий тактический комплекс, включающий помимо деятельности следователя приемы и методы оперативно-розыскных, контрольно-ревизионных органов и иных вспомогательных служб, называется тактической операцией. Она может решать не одну, а несколько взаимосвязанных тактических задач как в стадии предварительного следствия, так и до возбуждения уголовного дела.

Общетактические аспекты изучения личности обвиняемого в процессе расследования

Криминалистическое изучение личности обвиняемого в процессе расследования преступления является важным направлением деятельности следователя в деле создания наиболее тактически продуманной системы взаимоотношений с ним в указанном процессе. Это направление деятельности следователя во многом носит общетактический характер, ибо оказывает влияние на формирование тактики проведения следственных действий, а в совокупности и на выбор методов расследования.

Роль комплекса данных о личности обвиняемого в системе криминалистической информации тактического свойства неизмеримо велика. Криминалистическое изучение личности преступника, как уже отмечалось в гл. 3, может начинаться со сбора информации о еще не установленном преступнике. В этом случае будет преобладать ретроспективное изучение свойств последнего по его следам, оставленным на месте происшествия, в памяти очевидцев. Указанные сведения в большей части носят не тактический, а поисково-доказательственный характер и используются для выдвижения версий о субъекте преступления, определения направления его поиска. На данном этапе применяются в основном методы выявления криминалистической информации, разработанные не криминалистической тактикой, а криминалистической техникой.

Вместе с тем при расследовании нередко возникают ситуации, когда следователю приходится изучать личность предполагаемого, но скрывающегося от следствия преступника. На этом этапе круг источников сведений о его личности и их объем заметно расширяются за счет информации уже тактического характера, позволяющей вести целенаправленный розыск в конкретных местах, учитывая не только, например, возраст, состояние здоровья, профессиональные возможности, привычный образ жизни и другие сведения о преступнике, но и вытекающие из этого данные о возможном его поведении, различных уловках и т. д.

Наконец, изучение личности задержанного подозреваемого или обвиняемого предполагает выявление еще более значительной по объему совокупности сведений, необходимых для прогнозирования поведения обвиняемого в ходе расследования и оказания на него психологического влияния в тактических целях. Наряду с данными о преступной деятельности обвиняемого на этом этапе потребуется информация о его биологических, социально-психологических, эмоционально-волевых и других качествах. Данная информация большей частью носит тактико-ориентирующий характер, важный для решения не только тактических, но и других криминалистических задач. При этом наряду с ретроспективным используется и непосредственное изучение личности (например, наблюдение за обвиняемым в ходе следственных действий).

При изучении личности обвиняемого в тактических целях следователь использует в основном методы, разработанные психологией.

Биографический метод - сбор сведений о фактах из жизни обвиняемого, часто в хронологическом порядке или по отдельным этапам. Источники получения биографических сведений - показания самого обвиняемого, родственников и других лиц, знавших его в разные периоды жизни; документы, в которых отражаются данные биографического характера (личные дела по месту учебы или работы, трудовые книжки, материалы архивов и пр.). С биографическим методом сочетается метод обобщения независимых характеристик - сбор и анализ сведений и мнений о личности, исходящих от разных лиц, наблюдавших изучаемого в различной обстановке и в разное время. Этот метод позволяет выявить социально-психологические свойства обвиняемого, проявляющиеся в отношениях с окружающими его людьми.

Из методов непосредственного изучения личности обвиняемого следователь может использовать беседу и наблюдение. Беседа как способ получения информации путем речевого общения позволяет выяснить сведения об образовательном, культурном уровне развития обвиняемого, его отношении к определенным событиям, личностям, мировоззрение, особенности самооценки, систему ценностных ориентаций и т. п. Метод наблюдения дает возможность по внешним поведенческим актам получить представление о темпераменте, волевых и эмоциональных свойствах обвиняемого. Одной из важных задач наблюдения за обвиняемым в ходе следственных действий является диагностирование его психического состояния, с тем чтобы использовать в тактических целях положительные психические состояния (сосредоточенность, заинтересованность, борьбу мотивов) и нейтрализовать отрицательные (безразличие, рассеянность, чрезмерное беспокойство).

Описанные психологические методы по своей технике доступны следователю и легко адаптируются к условиям и срокам предварительного расследования.

Данные о личности обвиняемого составляют основу для использования управленческих тактических приемов, особенно тех, что базируются на рефлексивном мышлении и управлении. В условиях той или иной следственной ситуации степень тактического риска во многом зависит от возможности прогнозировать поведение обвиняемого, его реакцию на конкретный тактический прием. Здесь особенно важно учитывать интеллектуальные свойства обвиняемого (остроту и подвижность ума, эрудицию, способность к логическому анализу, особенности памяти и т. п.), а также наличие у него опыта психологического противоборства. В современных условиях лица, впервые попавшие в сферу уголовного преследования, часто имеют достаточное представление о методах расследования и конкретных тактических приемах лэ многочисленных публикаций в средствах массовой информации, что необходимо учитывать следователю.

Можно выделить некоторые группы обвиняемых, требующие особого подхода в процессе изучения личности.

Во-первых, это лица, страдающие психическими заболеваниями, не исключающими вменяемость. Основными источниками сведений об обвиняемом в этом случае будут медицинские документы, заключение судебно-психиатрической экспертизы, показания лиц, проживающих вместе с обвиняемым и знающих особенности его поведения. Следователю необходимо учитывать чрезвычайную сложность установления и поддержания психологического контакта и неприемлемость некоторых распространенных тактических приемов в отношении таких лиц. Так, например, логический анализ противоречий в показаниях не дает эффекта при допросе лиц, обладающих пониженным интеллектуальным уровнем, ослабленным мышлением, вниманием, т. е. признаками, которые сопутствуют многим психическим заболевания. В ходе расследования дел о преступлениях, совершенных лицами, страдающими психическими отклонениями, следует использовать помощь специалистов-психиатров и психологов для осуществления индивидуального подхода к обвиняемому.

Во-вторых, существуют особенности изучения личности обвиняемых по делам о групповых преступлениях. Тактика расследования указанной категории дел основывается на базе данных о структуре группы, ролевых функциях ее отдельных участников и умелом использовании противоречий между последними. Эту информацию можно получить, тщательно изучив личность каждого обвиняемого, причем не изолированно, а в сопоставлении с остальными) особое внимание уделяя наличию прежнего преступного опыта у обвиняемых, возрастным и физическим данным, образованию и профессии, интеллектуальным, волевым и эмоциональным свойствам личности. Пользуясь показаниями обвиняемых о себе и друг о друге как источником сведений, следователь должен критически их оценивать, так как не всегда члены преступных группировок (особенно крупных, разветвленных, «работающих» на значительной территории) знают и адекватно оценивают свою роль и место других соучастников в преступной деятельности и иерархической структуре группы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Как известно, общей тенденцией развития криминалистики является все более широкое применение современных научных достижений. Среди других наук, используемых в криминалистике, важное место занимает психология. Например, для выбора и применения многих тактических приемов при проведении таких следственных действий, как допрос и очная ставка, обыск и задержание, большое значение имеют данные о психических состояниях и психологических особенностях обвиняемого.

Использование данных психологии при выдвижении следственных версий о личности преступника

Изучение лица, совершившего преступление, в том числе и его психологических особенностей, начинается еще до установления его личности. Такое изучение крайне необходимо на начальном этапе расследования в целях установления причастности конкретных лиц к совершенному преступлению.

На необходимость психологического подхода в целях выдвижения следственных версий при осмотре места происшествия указывал известный чешский криминалист и судебный медик Э. Кноблох. Он приводит случай, когда при осмотре места убийства была выдвинута версия о том, что преступление совершено женщиной. Обоснованием ее послужило то, что труп был закрыт подушками. Причем подушки не были брошены в беспорядке, а правильно уложены одна возле другой, т. е. так, как это обычно делают женщины. В ходе проверки эта версия подтвердилась.

«Другим интересным явлением при убийствах, совершенных женщинами, -- пишет Э. Кноблох, -- является то обстоятельство, что при них бывает большее число повреждений, чем нужно для того, чтобы убить человека... При убийстве тупым орудием женщина наносит большое количество ран в голову, причем значительная часть этих повреждений наносится тогда, когда жертва уже мертва».

Для построения версий о личности вероятного преступника важное значение могут иметь обнаруженные при осмотре места происшествия материальные объекты. Такими объектами являются окурки (привычка курения), бутылки из-под спиртного (склонность к употреблению алкоголя) и др.

Не менее важно учитывать, что многие преступники, особенно ранее судимые, хорошо знают значение осмотра места происшествия для установления личности и в целях сокрытия преступления прибегают ко всякого рода уловкам. Для этого чаще всего используются такие приемы, как инсценирование совершения других преступлений, непреступного события, фальсификация отдельных доказательств. Умышленно изменяя обстановку события, фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие по ложному пути.

Особое криминалистическое значение для построения следственных версий о личности преступника имеют тщательное исследование способа совершения преступления и установление его мотива.

Обстановка места происшествия позволяет с большей или меньшей степенью вероятности судить о психических особенностях преступника.

Материальные объекты, находящиеся на месте происшествия, как правило, сохраняют признаки, по которым можно выдвинуть предположения о свойственных преступнику способах действий, его потребностях, мотивах и целях поведения, некоторых чертах характера, привычках, навыках и умениях.

Убедительной иллюстрацией правильного построения следственных версий, основанных на изучении способа совершения преступления, сопряженного с наличием у преступника определенных умений, навыков и склонностей, а также установления мотива преступления является раскрытие тяжкого преступления, имевшего место в бытовом помещении ТЭЦ, где произошел сильный взрыв. Находившийся там электросварщик Б. был убит взрывом, а другой рабочий М. с тяжелыми ранениями доставлен в больницу. Никто из присутствовавших в бытовом помещении рабочих не мог объяснить происшедшего, и только допрошенный в больнице М. рассказал, что произошло. Они с Б. переодевались в бытовке. В кармане куртки Б. обнаружил подложенный ему неизвестным лицом предмет цилиндрической формы и произвел с ним какие-то действия. В этот момент раздался оглушительный взрыв.

Сразу же после поступления сообщения о происшествии в прокуратуру стало ясно, что необходимо выявить круг лиц, обладающих определенными познаниями в области взрывной техники и практическими навыками ее изготовления. Наряду с другими предположениями о личности преступника (возможность свободного доступа в бытовое помещение, неприязненное отношение к погибшему и др.) эти данные были положены в основу выдвижения следственной версии и ее проверки.

В результате первоначальных следственных действий в числе лиц, причастных к убийству Б., был определен рабочий того же комбината С. Основанием для этого явилось то, что за три для до гибели между ними возникла ссора, перешедшая в драку. В целях изучения личности С. были допрошены все лица, имевшие с ним контакт по месту работы и жительства. Первые же допросы придали следователю уверенность в правильности выдвинутой версии. Отец и брат С. пояснили, что подозреваемый давно проявлял интерес к изготовлению взрывных устройств и по его просьбе брат выслал ему порох марки «Сокол». Бывший сосед С. по общежитию показал, что С. имел склонность к конструированию, навыки слесарной обработки материалов, был хорошим сварщиком. Было также установлено, что ранее С. на почве ссоры с мастером подложил в его шкаф с инструментами взрывное устройство, в котором в качестве заряда использовал бездымный порох типа «Сокол».

Все знакомые подозреваемого отмечали его вспыльчивость, злобность, мстительность, скрытность, некоммуникабельность и крайний эгоизм.

Дальнейшим расследованием было установлено, что именно С. изготовил и подложил в куртку Б. взрывное устройство в целях убийства последнего.

Таким образом, следственная версия о преступнике, построенная с учетом способа совершения преступления и его мотива, в совокупности с данными о некоторых психологических особенностях личности преступника способствовала раскрытию тяжкого преступления.

Обстановка места происшествия и обстоятельства4дела могут указать на некоторые черты характера преступника (решительность, робость, осторожность, смелость, настойчивость, жестокость) .

На окраине города Т. на берегу ручья в зарослях негустого кустарника в 120 м от продовольственного магазина был обнаружен труп мужчины. По заключению судебно-медицинской экспертизы потерпевшему, находившемуся в состоянии опьянения и употребившему спиртные напитки непосредственно перед смертью, было нанесено три удара по голове камнем, обнаруженным рядом е трупом. Отсутствие следов волочения и характерных нарушений одежды у потерпевшего указывало на то, что убийство было совершено там же, где найден труп. На месте происшествия в 1 м от трупа была найдена бутылка из-под дешевого вина с многочисленными отпечатками пальцев и ладони потерпевшего. По расположению следов на горлышке и верхней части бутылки можно было заключить, что потерпевший пытался использовать бутылку как орудие нападения или обороны. В карманах одежды потерпевшего были обнаружены деньги и документы. По следам обуви было установлено, что кроме потерпевшего на месте происшествия находился еще один человек. Предполагалось, что он и совершил преступление.

Одна из версий, выдвинутых следователем, состояла в том, что преступник был знаком с потерпевшим, принадлежал, как и он, к числу завсегдатаев отдела спиртных напитков ближайшего магазина, любивших собираться на берегу ручья; отношения у преступника с потерпевшим были хорошие, убийство совершено, скорее всего, в результате ситуативно возникшей ссоры. Преступник корыстных мотивов не имел, к преступлению специально не готовился, совершением преступления был напуган, поэтому и не предпринял никаких действий для сокрытия следов преступления. Предполагалось, что по характеру преступник эмоционально возбудим, плохо контролирует свои действия, нерасчетлив, опыта совершения преступлений не имеет.

Результаты расследования показали, что эта версия оказалась правильной.

Создав приблизительную «модель» преступника, которая в процессе расследования преступления должна постоянно обогащаться и уточняться, следователь может использовать ее, во-первых, для поиска преступника среди лиц, обладающих качествами, соответствующими «модели», во-вторых, для сопоставления качеств конкретного подозреваемого со свойствами, отразившимися в «модели» преступника.

Использование данных психологического изучения личности обвиняемого в целях выбора тактических приемов допроса и очной ставки

Психические состояния и психологические особенности людей в значительной степени определяют характер их межличностных отношений и поэтому должны учитываться при выборе тактических приемов допроса.

Для обвиняемых характерны такие переживания, как: боязнь изобличения и наказания; душевное потрясение, стыд, страх, что о случившемся узнают родные, близкие, знакомые; боязнь утраты достигнутого социального, служебного, материального

положения; страх перед лишением свободы, привычного образа жизни; подавленность от разлуки с близкими людьми; жалость, сострадание к потерпевшему, его семье; тревожность в связи с неопределенностью перспективы, невозможностью точно предвидеть будущее; раскаяние; враждебность к соучастникам, свидетелям, представителям правоохранительных органов и др.

Многие переживания и психические состояния обвиняемого могут быть использованы следователем для укрепления тех мотивов, которые побуждают обвиняемого к правдивым показаниям. Наиболее значимыми для выбора тактических приемов допроса психологическими особенностями обвиняемого являются его интеллектуальные, характерологические и эмоционально-волевые качества.

К моменту предъявления обвинения следователь, как правило, не имеет исчерпывающих сведений о психологии обвиняемого. Поэтому следователь, готовясь к допросу обвиняемого (как и к другим следственным действиям), заранее планирует, какие стороны его психологии могут быть изучены в процессе производства следственного действия.

Одна из важнейших криминалистических задач, возникающих перед следователем на первых этапах уголовного дела и сохраняющаяся до его окончания, -- установление и поддержание психологического контакта с обвиняемым. Такой контакт необходим для превращения взаимодействия с обвиняемым в отношения сотрудничества, основанного на полном или частичном совпадении, согласовании целей следствия и целей обвиняемого.

Обязательное условие контакта между следователем и обвиняемым -- понятность происходящего обвиняемому. Все, что следователь хочет довести до сознания обвиняемого, должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

На первом допросе обвиняемого, выясняя анкетные данные, следователь может поставить вопросы об условиях жизни обвиняемого, его профессии и образовании, основных интересах, планах на будущее, наиболее важных, с точки зрения обвиняемого, событиях его прошлой жизни, отношениях с семьей, окружающими на работе, в часы досуга. Даже беглая беседа на эти темы может быть полезной для приблизительного определения уровня общего развития обвиняемого, принадлежности его к определенной социальной среде, степени принятия и усвоения традиций этой среды. С учетом полученных сведений следователю легче найти приемы общения, доступные пониманию обвиняемого.

Знание психологии обвиняемого необходимо для правильного распознания его внутренней позиции, понимания, чем она обусловлена, какими средствами ее можно изменить.

Отношение обвиняемого к совершенному преступлению, предъявленному обвинению, возможному наказанию зависит от мотивов, которыми обвиняемый руководствуется в период расследования уголовного дела. Изучению и анализу должны подвергаться не только мотивы, обусловленные ситуацией расследования (желание избежать ответственности, смягчить предстоящее наказание; озлобленность против соучастников; стремление быстрее освободиться от внутреннего напряжения, облегчить себе условия содержания под стражей и т.п.), но и сформировавшиеся в течение жизни обвиняемого направленность личности, нравственно-этические представления, сохраняющие и в условиях расследования свою мотивирующую роль.

В зависимости от позиции обвиняемого криминалисты подразделяют ситуации допроса на бесконфликтные и конфликтные. Бесконфликтная ситуация допроса характеризуется признанием обвиняемым объективно установленных фактов и его готовностью давать правдивые показания. Бесконфликтность ситуации, разумеется, не гарантирует полной объективной правдивости обвиняемого. Он может добросовестно заблуждаться, ошибаться, неправильно понимать сущность тех или иных событий, наконец, обвиняемый, чистосердечно признавая свою вину, может подсознательно стремиться к ее преуменьшению. Таким образом, подготовка к допросу даже в бесконфликтной ситуации в некоторых случаях должна включать элементы основанного на знании психологии обвиняемого прогнозирования ошибок. Например, данные о поверхностности мышления обвиняемого, неумении анализировать явления действительности, слабой памяти позволяют следователю предвидеть возможность ошибок в истолковании внутреннего содержания событий, мотивов и целей поведения других людей и собственных побуждений, в описании деталей событий. Учет таких особенностей обвиняемого, как завышенная самооценка, некритичность к собственной личности, недоброжелательное отношение к окружающим, позволяет предвидеть вольное или невольное стремление обвиняемого к смягчению своей вины.

Мнимая бесконфликтность ситуации допроса возникает в случае самооговора обвиняемого. Вероятность самооговора повышается, если обвиняемый отличается повышенной внушаемостью, податливостью к внешнему воздействию, неумением отстаивать свою позицию, слабоволием, склонностью к развитию депрессии, апатии, недостаточной выносливостью к психическому напряжению.

В конфликтной ситуации, когда обвиняемый отказывается давать показания или дает ложные показания, задача следователя состоит в принципиальном изменении позиции обвиняемого.

Например, использование фактора внезапности более пригодно для работы с эмоционально возбудимыми, непосредственными в своих проявлениях обвиняемыми, чем с лицами рационалистического склада, умеющими контролировать и сдерживать себя, сохранять в напряженных ситуациях способность анализировать и взвешивать свои и чужие поступки.

На обвиняемых с хорошо развитой способностью к логическому отвлеченному мышлению более сильное воздействие, чем предъявление неизвестных им доказательств, может оказать последовательность, логическая взаимосвязанность в установлении обстоятельств, формирующая у них представление о том, что логически безошибочные действия следователя неизбежно приведут к установлению истины по уголовному делу.

Каждый человек имеет более или менее устойчивую самооценку. Вместе с тем самооценка -- не застывшее психологическое качество: она находится в постоянном развитии, изменяется под воздействием внешних обстоятельств и отношений окружающих людей.

Воздействие следователя на самооценку обвиняемого, осуществляемое через выражение отношения к его поступкам, высказываниям, психологическим качествам, можно рассматривать как один из тактических приемов. Для обвиняемого не должно быть секретом, какие его свойства, поступки, проявления характера, убеждения и. принципы вызывают у следователя уважение или могли бы его вызвать и какие качества личности осуждаются следователем не только с правовой, но и с нравственно-этической точки зрения. Для многих людей желание сохранить самоуважение и выглядеть в глазах других людей не хуже, чем они хотели бы выглядеть, относится к числу наиболее действенных и важных мотивов поведения. Чтобы эффективно воздействовать на самооценку обвиняемого, следователю нужно изучить ее, узнать, как обвиняемый оценивает себя, какие свои качества считает достоинствами и какие недостатками.

Невозможно перечислить все доступные следователю и допустимые приемы воздействия на обвиняемого. Важно отметить только, что следователь не должен прибегать к запугиванию, унижению человеческого достоинства, необоснованным обещаниям и т. п.

При подготовке и проведении очной ставки с участием обвиняемого целесообразно изучить обычные для него приемы и способы общения с другими людьми. Следователю, например, нужно быть готовым к попыткам обвиняемого подавить волю второго участника очной ставки, если известно, что обвиняемый по характеру властен, агрессивен, стремится к лидерству в отношениях с людьми. Поэтому большое значение имеет выяснение позиций обвиняемого в межличностных отношениях в семье, на работе, в кругу друзей, а также характера прежних отношений со вторым участником очной ставки (не находился ли, например, обвиняемый в моральной зависимости от него, не испытывает ли слепого доверия, страха и т. п.)

Использование психологических особенностей личности обвиняемого при проведении иных следственных действий

Знания психологических особенностей обвиняемого могут успешно быть использованы и при проведении других следственных действий.

Изучение некоторых особенностей психологии обвиняемого может оказать существенную роль при подготовке и проведении обыска. В этой связи следует иметь в виду, что любое действие совершается человеком в пределах имеющихся у него навыков, умений, знаний. В выборе места и способа сокрытия предметов проявляются такие качества обвиняемого, как навыки, привычки, сообразительность, а также некоторые черты характера: терпимость, педантизм, легкомыслие, осторожность, трудолюбие или лень и др.

Располагая достаточными сведениями о психологических особенностях обыскиваемого, следователь должен представить себе, какие возможности для прячущего таятся в данной обстановке и как эти возможности могли быть реализованы именно данным лицом, как должен был действовать обыскиваемый.

Нередко преступники придумывают настолько хитроумные способы оборудования тайников, что следователям не удается их обнаружить. В этом отношении примечательным является интересный (хотя и не имеющий прямого криминалистического значения) случай, связанный с пребыванием Наполеона на о. Святой Елены. Бывший император Франции, пожизненно сосланный на этот остров, получил в качестве подарка от своего близкого друга шахматы из слоновой кости и нефрита. Наполеон ежедневно брал в руки изящные фигурки и любовался ими как произведением искусства, но до самой смерти так и не догадался, что в одной из фигурок был оборудован тайник, в котором находился план побега с острова. Шахматы знаменитого узника неоднократно и за огромные суммы продавались на аукционах. И лишь недавно последний их владелец обнаружил, что донышко одной из фигур отвинчивается. Так один, видимо высокого интеллектуального развития человек, отправивший план побега в столь хитроумно изобретенном .тайнике, остался непонятым другим высокоинтеллектуальным человеком. Психологически это можно объяснить тем, что установка человека, прятавшего план побега, была направлена прежде всего на то, чтобы исключить возможность обнаружения тайника в пути следования подарка к Наполеону. Возможно, что одновременно по другим каналам Наполеону было направлено сообщение о том, что в шахматах спрятан план побега, но это сообщение в силу ряда обстоятельств не дошло до узника. С другой стороны, видимо, у Наполеона уже не было установки на побег, и он воспринял подарок, руководствуясь иными соображениями

Следует отметить и такое, имеющее значение для психологии поиска обстоятельство. Как известно, многие лица, совершившие преступления, увлекаются чтением художественной литературы и просмотром кинофильмов детективного жанра, некоторые читают юридические, преимущественно криминалистического содержания, работы, в которых, как правило, приводятся ставшие уже традиционными способы устройства тайников, т. е. связанные с наличием профессиональных навыков преступника, привычным для него образом жизни и т. п. Зная об этом, преступники при оборудовании тайников стремятся избежать использования профессиональных навыков. Практике известно, например, немало случаев, когда похищенные ценности обнаруживались: у штукатура -- спрятанными в шкафу на работе; у слесаря -- зарытыми в землю в подвале собственного дома; у электросварщика -- спрятанными под бревнами во дворе.

Явно устарело представление о том, что в сельской местности тайники чаще всего устраиваются в земле, надворных постройках, подвалах, погребах, у колодца и т. д.

Одним из требований, предъявляемых к тактическим приемам обыска, является наблюдение за психическими состояниями обыскиваемого или членов его семьи (если обыск происходит в жилом помещении, а они знают место укрытых предметов). Постоянно наблюдая за их поведением, следователь может заметить определенные реакции со стороны обыскиваемых в тех случаях, когда поисковая группа приближается к укрытым тайникам.

Следственная практика знает случаи попыток спровоцировать следователя на нарушение установленных процессуальных и этических норм производства обыска. В этих целях обвиняемый или члены его семьи симулируют резкое ухудшение состояния здоровья, затевают ссоры, даже пытаются применить силу. Участники поисковой группы должны заранее быть готовыми предупредить возникновение конфликтной ситуации или своевременно ее пресечь.

Особое значение приобретают данные о психологических особенностях обвиняемого для личной безопасности следователя и других участников поисковой группы. Поэтому при подготовке к производству любого обыска, и прежде всего обыска в том случае, когда следователь располагает данными о возможности хранения обвиняемым оружия, необходимо, по возможности, выяснить, не отличается ли обвиняемый агрессивностью и иными качествами, способствующими проявлению активных форм сопротивления, в том числе и вооруженного нападения.

Установление некоторых психологических качеств обвиняемого, связанных преимущественно с наличием или отсутствием у него определенных способностей и навыков, имеет значение и для проведения следственного эксперимента.

Проведение этого следственного действия требует тщательной психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он смог бы обрести внутреннюю готовность воспроизвести действия теми же средствами (инструменты, приспособления и т. п.), с помощью которых им было совершено преступление, в тех же условиях.

Первоочередной задачей для следователя является установление с обвиняемым надлежащего психологического контакта (если он к этому моменту не был установлен).

Если обвиняемому предстоит демонстрация таких действий, которые требуют от него высокого мастерства (например, изготовление фальшивых денег, вскрытие сложных запирающихся устройств), то в этих случаях следователю не запрещается несколько «подогреть» тщеславие обвиняемого, естественно, не забывая при этом о воспитательном на него воздействии.

При расследовании одного из уголовных дел был заподозрен в изготовлении поддельных штампов и печатей М., учащийся профтехучилища. Во время обыска на дому у М. были обнаружены несколько поддельных штампов и печатей медицинских учреждений, материалы и орудия, с помощью которых они могли быть изготовлены.

Следователь выразил сомнение в том, что такие сложные печати и штампы могли быть так искусно подделаны совсем молодым человеком, не имеющим необходимых способностей и умений.

Самолюбие М. было задето, и он взялся доказать, что способен изготовить штампы и печати. В ходе следственного эксперимента М., используя обнаруженные у него при обыске материалы и инструменты, за короткое время изготовил печати и штампы, аналогичные найденным при обыске.


© 2010 Современные рефераты