Рефераты

Лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации

Лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации

Оглавление

Введение

Глава I. Лицензионно-разрешительная система в РФ

§ 1.1 Понятие и особенности разрешительной системы

§ 1.2 Разрешительное производство

Глава II. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации

§ 2.1 Организация работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы

§ 2.2 Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов

Заключение

Список нормативных актов и учебной литературы

Введение

Актуальность темы и научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, в области оборота специальных технических средств регулируется деятельность физических и юридических лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи технических средств для негласного получения информации. Такой специфический характер данной деятельности и определяет актуальность выбранной мной темы. В теоретическом плане, рассмотрение данной проблемы необходимо для более глубокого изучения научных основ лицензионно-разрешительной системы. С практической же точки зрения, раскрываемая в моей работе тема позволит мне применить знания в данной области в ходе служебно-боевой деятельности по защите и охране Государственной границы Российской Федерации.

Разработанность исследуемой проблемы. Изучаемый вопрос в недостаточном объеме раскрыт в доступной мне научной литературе. В основном рассматриваются общие положения разрешительной системы и разрешительное производство, однако участие федеральных органов исполнительной власти в ее осуществлении не рассматривается. С учетом этого, при подготовке своей курсовой работы я использовал учебники профессора Коренева А.П. и Бахраха Д.Н., а также нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Научная проблема моей работы состоит в рассмотрении сущности и особенностей разрешительной системы и разрешительного производства, а также участия в них лицензирующих органов.

Объектом данной курсовой работы является лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации.

Исходя из этого можно выделить предмет - федеральные органы исполнительной власти, участвующие в осуществлении лицензионно-разрешительной системы.

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение проблемы участия федеральных органов исполнительной власти в осуществлении лицензионно-разрешительной системы.

На основе данной цели я определил для себя основные задачи:

- уточнить и дополнить понятие разрешительной системы и ее особенности;

- раскрыть содержание разрешительного производства;

- изучить организацию работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы;

- подробнее рассмотреть порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.

Положения, выносимые на защиту. Таким образом, для защиты я полагаю вынести следующие утверждения:

- разрешительная система в Российской Федерации - это урегулированная правом совокупность специфических общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями;

- разрешительное производство осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в семь стадий;

- органы внутренних дел как структурное подразделение Министерства внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительную деятельность;

- органы внутренних дел выдают разрешения на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.

Исходя из всего указанного выше перейдем к рассмотрению первой главы моей курсовой работы - лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации.

Глава I. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации

§1.1 Понятие и особенности разрешительной системы

Разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определёнными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель разрешительной системы - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому ею могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа, без разрешения совершать такие действия нельзя. Эта система призвана защищать граждан, общество, государство от вреда, который может быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.

В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента:

1) наличие относительного запрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения на это;

2) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для не властной стороны это означает получение разрешения. Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право на управление (автомобилем, катером и т. д.), допуск (к государственной тайне, к определенной работе), квалификационный аттестат (например, специалиста по таможенному оформлению), квота и т. д. Разрешение, как правило, дается уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешений - центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

3) надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;

4) применение принудительных мер для прекращения нарушения правил, условий разрешенной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.

Разрешения, выдаваемые в рамках рассматриваемой системы, и все складывающиеся при этом отношения следует отличать от смежных явлений.

Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руководителем своему подчиненному, как разового характера (например, санкция прокурора на совершения следователем прокуратуры обыска), так и путем предоставления определенного полномочия (например, налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных). Здесь существуют совсем иные отношения, процедуры, отсутствует возможность административного принуждения.

Во-вторых, от разрешений на совершение единичных действий, таких, как выдача визы для выезда из России, разрешение на сдачу экзамена, разрешение на ранний брак. Так, ст. 13 Семейного кодекса РФ установлено, что по просьбе жениха или невесты может быть дано разрешение вступить в брак лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, хотя по общему правилу брачный возраст равен восемнадцати годам. В названных и иных подобных случаях совершается действия единичные, не связанные с обеспечением безопасности, а потому не подлежащие последующему надзору.

Представляется, что разрешение на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями (на отстрел лося, косулей, например), находится за рамками разрешительной системы.

В-третьих, то же самое можно сказать и о документах об окончаний образовательных учреждений. Известно, что диплом о высшем образовании позволяет занимать соответствующие должности (врача, прокурора и др.). Он действует пожизненно, но сам по себе документ об образовании - только одно из предварительных условий занятия должности: нужен еще приказ о назначении на должность. А если врач хочет самостоятельно заниматься медицинской деятельностью, он должен получить на это лицензию.

Допуск к работе с секретными материалами, принятия на работу водителя и т. д. производится при наличии у лица разрешения и приказа линейного руководителя. Здесь можно говорить о специфике взаимоотношений, поскольку в последующем надзор осуществляют и линейный руководитель, и орган функциональной власти.

Во многом схоже с разрешительной системой государственная регистрация. Но это два разных способа, принадлежащие к разным методам административного воздействия. При регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т. д. не принимается административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете. А выдаче разрешений с последующим надзором связана с определенными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов.

Разрешительная система органично сочетает личный (частный) и публичные интересы. Но ее применение в большом объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где разрешительная процедура недостаточно регулируется правом, возникают волокита, произвол, злоупотребления властью и даже коррупция. В 90-х гг. в рассматриваемой системе очень значимым был еще один аспект - фискальный, ибо получение платы за выдачу лицензий рассматривалось как источник пополнения бюджетов.

Невластными субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и организации. Из содержания ст.2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензии выдаются «юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю». Закон не относит к числу лицензиатов филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц. Значит, лицензирование деятельности филиалов юридических лиц необходимо только в тех случаях, когда это предусмотрено специальным федеральным законом. Например, в соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» СЗ РФ. 1996. №35. ст.4135. (ст.8) филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно.

Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Если разрешение выдано федеральным органом государственной власти, оно носит экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории России. По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта Федерации, соответствующая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта.

В соответствии с действующими правовыми нормами до 2005 года деятельность на основании лицензии, выданной органами субъекта Федерации, на территории иных субъектов Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий уполномоченными органами соответствующих субъектов.

Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в ней данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности.

Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешение (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее трех лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии.

Соответствующая деятельность не должна осуществляться, если: 1) истек срок разрешения; 2) разрешение выдано на иную деятельность; 3) другому лицу.

Правовая основа разрешительной системы состоит из многих юридических актов разной юридической силы. Ведущая роль здесь принадлежит принятому в сентябре 1998 г. Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» СЗ РФ. 1998. №39. ст.4857.. Без преувеличения его можно считать основами законодательства о разрешительной системе. Но только в отношении предпринимательской деятельности. Кроме того, этот закон не распространяется на внешнеэкономическую, таможенную, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов разрешаемой деятельности.

В соответствии с Законом лицензирование производится в отношении таких видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществлять иными методами…».

Из ст.2, 5 указанного Закона можно сделать вывод, что лицензируемые виды деятельности определяется федеральными законами. Президент России и Правительства вправе определять работы и услуги в рамках названных законом видов лицензионной деятельности, утверждать положение и определять порядок лицензирования конкретных видов деятельности.

Вопросы лицензирования разных вдов деятельности регулируются законами «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О частной детективной и охранной деятельности», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и многими другими законами и подзаконными федеральными актами. В субъектах Федерации было принято много законов и подзаконных актов о лицензировании. Их продолжает принимать и после вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Очевидно, что возникло противоречие между федеральными актами и актами субъектов Федерации по этому вопросу

Статья 5 Закона о лицензировании устанавливает, что Президент РФ и Правительства относит полномочия «на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности к компетенции федеральных органов государственной власти». Из текста Закона о лицензировании очевидно, что центральные и иные органы федеральных ведомств не вправе регулировать порядок лицензировании. В настоящее время порядок лицензирования многих видов деятельности регулируется общими актами центральных органов тех ведомств, которые и осуществляют лицензирование. Поэтому в таких положениях (инструкциях) очень четко отражен ведомственный интерес, но не столь четко определены формы защиты прав соискателей лицензий. Реализация Закона о лицензировании требует замены ведомственных нормативных актов правительственными. Хочется надеяться, что это не займет много времени. Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту разрешительной системы означает ограничение свободы осуществлять ее. Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона. Отрадно, что закон все более и более становиться правовой основой разрешительной системы, ограничивая подзаконное правотворчество в этом важном деле. Поскольку уже десятки федеральных законов определяют виды лицензируемой деятельности, полезно было бы иметь единый федеральный реестр лицензированных видов деятельности, содержание которого было бы доступно каждому интересующемуся этим вопросом лицу. В КоАП РФ КоАП РФ. 2001. ст.20.8. есть статьи об ответственности работников торговли за продажу огнестрельного гладкоствольного оружия гражданам, не имеющим разрешение ОВД, за управление транспортными средствами лицами, не имеющим право управления. К сожалению, пока нет общей федеральной нормой, устанавливающей административную ответственность за незаконное занятие лицензируемой деятельностью, а также за нарушение лицензионных условий. В УК РФ УК РФ. 2001. ст.171. говорится об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, когда оно обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным в ст. 171 признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ. Общие нормы об административной ответственности за нарушение лицензионных правил имеются в законах в субъектов Федерации. Так, Кодекс Свердловской области об административной ответственности закрепляет ответственность за осуществление деятельности без лицензии или специального разрешения, когда их получение в соответствии с законами является обязательным (ст. 136), и за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением (ст. 137).

§ 1.2 Разрешительное производство

Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок хотя и многих, но перечисленных законом видов деятельности, реализация таких актов означает существование специального административного режима - разрешительного режима. Его важнейшая роль - разрешительное производство, то есть регулируемая процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.

В разрешительном производстве выделяют такие стадии:

1) Предварительная (возбуждение разрешительного дела);

2) Обследование;

3) Принятия и исполнения решения;

4) Надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;

5) Аттестации, аккредитации разрешенной деятельности;

6) Переоформления, продления разрешений;

7) Применения мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.

Последние три стадии (5,6,7) являются факультативными.

Разрешительное производство - часть правоприменительного административного оперативно-распределительного процесса, разрешительная деятельность - разновидность организующей, созидательной деятельности «активной» администрации. А в ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах, стадии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, раньше может наступить ответственность, чем переоформление лицензии, надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, аттестацию можно считать формой надзора. Относительный запрет и личный (частный) интерес побуждают заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Это становится началом разрешительного производства. У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензионное дело. Но до этого субъект обязан готовиться к лицензированию путем создания организационных, материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимых документов. Во многих случаях взимается плата за рассмотрение заявления соискателя. Ее размер устанавливается Правительством Российской Федерации и не должен превышать трех минимальных месячных размеров оплаты труда. По общему правилу все расходы государственного органа, связанные с подготовкой к лицензированию (командировочные расходы, оплата обследований и т.д.) несет заинтересованная сторона. Поэтому в пакет представляемых документов входит и обязательство оплатить такие затраты. Выдача лицензий на пользование недрами производится на конкурсной основе; значит, в таких случаях заявления о лицензировании принимаются только от победителей конкурсов. Субъект власти обязан принять заявление, проверить наличие и качество документов, оплету пошлины и зарегистрировать заявление. Если представлены не все необходимые документы, а в установленных случаях не внесена необходимая сумма, в приеме заявления может быть отказано. Все документы принимаются по описи, лицензирующий орган обязан вручить (направить) заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов. Регистрация заявления означает, что заведено разрешительное дело, и порождает обязанность субъекта власти его рассмотреть, а значит, кроме всего прочего проверить обеспечение соблюдения обязательных общих и специальных лицензионных требований. Общие требования - это соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных правил. Специальные требования обусловлены спецификой отдельных видов деятельности. К ним относятся квалификационные требования к соискателям, работникам лицензируемой организации, наличие необходимых помещений, оборудования и иных технических средств. В соответствии с Законом о лицензировании после регистрации заявления решение должно быть принято в срок, не превышающий 30 дней. Возможны лишь два варианта этого акта: о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Лицензионный орган обязан, а соискатель имеет право быть уведомленным в течении трех дней о содержании принятого акта, а в случае отрицательного решения - и о мотивах отказа.

Чтобы защитить права соискателей от возможных ошибок и злоупотреблений, законы, регулирующие вопросы выдачи разрешений, как правило, закрепляют основания отказов в их выдаче. В общей форме они сформулированы в статье 10 Закона о лицензировании:

· Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

· Несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В специальных законах содержится более развернутый список оснований отказа. Так, в статье 6 закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности Российской Федерации» Ведомости РФ.1992. №17. ст.888. сказано, что лицензия на сыскную деятельность не выдается гражданам:

1) Не достигшим 21 года;

2) Состоящим на учете по поводу психических заболеваний, алкоголизма или наркомании;

3) Которым предъявлено обвинение в совершении преступления;

4) Имеющим судимость за тяжкие преступления;

5) Уволенным с государственной службы, из суда или правоохранительных органов по компрометирующим основаниям;

6) Если они, работая в правоохранительных органах, осуществляли контроль за частной детективной и охранной деятельностью и со дня их увольнения не прошел год.

А для отказа в выдаче лицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, помимо общих, специальным основанием является отсутствие условий обеспечения безопасности, учета и сохранности этих средств. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном или административном порядке. При подаче административной жалобы соискатель лицензии имеет право требовать независимой экспертизы. Расширяя это право, «Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих» устанавливает (п. 19):

· В случае отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы;

· Для проведения экспертизы соискатель вправе выбрать любую экспертную организацию из числа аккредитованных при лицензирующем органе;

· Срок проведения экспертизы не должен превышать 60 дней;

· Оплата экспертизы осуществляется лицом, потребовавшим ее проведения. СЗ РФ. 1999. №1. ст.194.

Если принято решение о лицензировании, на стадии исполнения соискателю сообщается банковский счет, на который должна быть внесена сумма лицензируемого сбора, если он установлен. Так, за лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного переводчика соискатель обязан уплатить 500 МРОТ. За лицензии, выдаваемые в соответствии с Законом о лицензировании, размер сбора не должен превышать 10 МРОТ. Закон устанавливает, что размер сбора определяется Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Соискатель разрешения обязан уплатить лицензионный сбор. Этот факт, конечно, в связи с многими другими, влечет возникновение права на получение искомого документа. С даты его подписания (вручения) у субъекта возникают соответствующие права. В некоторых случаях получение документа о наличии лицензии не завершает стадию исполнения решения. Например, Законом «Об оружии» СЗ РФ. 1996. №51. ст.5681. предусмотрена такая процедура. Граждане, получившие лицензию, имеют право приобретать огнестрельное длинноствольное оружие. Затем оружие подлежит регистрации в ОВД в двухнедельный срок. При регистрации в ОВД по месту жительства выдается разрешения на хранение приобретенного оружия. Фактически здесь вначале выдается разрешение на приобретение, а потом на хранение конкретного оружия. Представляется, что стадии исполнения решения включает также обязанность лицензирующего органа принять меры для внесения необходимых данных в реестр лицензий. В частности, в реестр вносятся данные о лицензиате, сроке действия лицензии и на какой вид деятельности она выдана. В последующем в реестр вносятся сведения о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии. Имеющаяся в реестре информация является открытой. Она за плату предоставляется физическим и юридическим лицам и бесплатно - государственным и муниципальным органам. После исполнения решения о выдаче лицензии (разрешения) лицо получает право заниматься тем, на что выдано разрешение, а компетентные субъекты публичной власти и их общественные помощники приобретают право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий. Закон о лицензировании определяет надзор как «система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении деятельности соответствующих лицензионных требований и условий». Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:

· Проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

· Запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;

· Составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

· Выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;

· Выносить предупреждения лицензиату;

· Осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. В свою очередь субъект, получивший разрешение, обязан обеспечить условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Как правило, разрешения даются государственными и муниципальными органами исполнительной власти и они же осуществляют административный надзор за соблюдением правил разрешенной деятельности. Фактически все лицензирующие органы одновременно являются субъектами административного надзора. При этом функции лицензирования (допуска) и надзора часто выполняют разные структурные подразделения органа, разные должностные лица. Получение разрешения на определенную деятельность не всегда полностью легализует ее результаты. Во многих случаях выпускаемая продукция, используемые средства, результаты работы должны быть аттестованы (сертифицированы). Во многих случаях законами предусмотрена обязательная сертификация продукции. Так по Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» товары, услуги, на которые установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Продажа такого товара, оказание таких услуг не допускается без информации о проведении обязательной сертификации.

По законам «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательная деятельность обязательно лицензируется. При этом лицензии на ее ведение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Аттестация вуза проводится государственной аттестационной комиссией по его заявлению. Целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям). Государственная аккредитация вуза осуществляется на основе аттестации. Право выдачи документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании появляются у вуза с момента его государственной аккредитации, осуществляемой федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием по результатам аттестации. Аттестация - одна из форм надзора за качеством пролицензированной деятельности. Но ее специфика в том, что она проводится по заявлению вуза и является необходимым условием его аккредитации. Если юридическое лицо преобразовано, изменилось место его нахождения или наименование лицензиата, он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и приложить к нему необходимые документы. Компетентный орган обязан внести изменения в документ, подтверждающий наличие лицензии в пятидневный срок. За переоформление документов лицензиат обязан внести плату. Так же должен решаться вопрос и в случае утраты, порчи лицензии или документа, подтверждающего его наличие. В связи с допущенными нарушениями правил и условий лицензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др. Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана, аннулирована лицензия.

Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат: нарушает лицензионные требования и условия, что может повлечь нанесение ущерба правам граждан, их здоровью, обороне и безопасности страны; не выполняет предписания лицензирующих органов, обязывающие устранить выявленные нарушения. Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать 6 месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. Хотелось бы, чтобы правовая норма закрепила срок возобновления лицензии. Например, 10 дней после получения ходатайства о возобновлении, к которому приложены документы об устранении нарушений. Конечно, субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства. В соответствии со статьей 13 Закона о лицензировании аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда. Таким образом существует два вида приостановления лицензий: с целью устранения нарушений и для последующего отзыва.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Основаниями для принятия судом решения об аннулировании лицензии являются:

· Обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· Неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

· Незаконность решения о выдаче лицензии.

Очевидно, что в последнем случае нарушение правовых норм совершено не лицензиатом, а лицензирующим субъектом, который и должен нести имущественную и иную ответственность за свои неправомерные действия.

Представляется, что в борьбе с нарушениями лицензионных правил следует шире использовать такую меру, как ограничение лицензируемой деятельности наряду с приостановлением, отзывом и аннулированием лицензии.

Глава II. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации

§ 2.1. Организация работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы

Разрешительная система выполняет конкретную предупредительную функцию. Она направлена на предупреждение тяжких последствий несоблюдения требований нормативных актов, регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, обладающих повышенной общественной опасностью. С этой целью государство объективирует свою управленческую и нормотворческую волю путем реализации организационно-правовых мер. Так, оно:

Ш объявляет и нормативно закрепляет все действия с предметами и веществами, обладающими специфическими свойствами, устанавливает соответствующие запреты на их обращение; закрепляет в нормативно-правовых актах общие правила для всех субъектов, совершающих различные действия с указанными предметами;

Ш устанавливает ответственность за нарушение правил оборота таких предметов; создает аппарат специализированных органов для обеспечения контроля за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическими лицами установленных правил.

Лицензионно-разрешительная система осуществляется многочисленными государственными органами, среди которых важное место занимают органы внутренних дел. Действующим законодательством на органы внутренних дел возложена обязанность выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разрешений на создание негосударственных детективных служб и осуществление контроля за соблюдением частными охранными предприятиями и частными детективами действующего законодательства.

В нормативно-правовых актах, регламентирующих лицензионно-разрешительную систему, определен исчерпывающий перечень объектов, контролируемых органами внутренних дел. Эти объекты подразделяются на три группы: предметы, вещества и предприятия. К предметам относятся: служебное и гражданское оружие (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное оружие с нарезным стволом, огнестрельное комбинированное) и патроны к нему. К предприятиям, разрешение на открытие которых выдают органы внутренних дел относятся: предприятия, осуществляющие производство и продажу оружия; оружейно-ремонтные мастерские; частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности, их филиалы; базы, склады, тиры, в которых находится гражданское, служебное оружие и патроны к нему и т.д. К веществам относятся взрывчатые материалы.

Вместе с тем законом «Об оружии» установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия. Так, на территории Российской Федерации запрещен оборот в качестве служебного и гражданского оружия: огнестрельного, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов; газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими и другими подобными веществами.

При обнаружении указанных предметов органы внутренних дел обязаны изымать их, а виновных лиц привлекать к ответственности.

В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" городские, районные, районные в городах управления (отделы) внутренних дел, управления (отделы) внутренних дел УРО МВД России выдают:

· Лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам Российской Федерации.

· Лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам Российской Федерации.

· Лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими.

· Разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения) гражданам Российской Федерации.

· Разрешения на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.

· Разрешения на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение.

· Разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами.

· Лицензии на приобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам Российской Федерации, проживающим в указанных местностях.

· Подтверждения о получении уведомлений для продажи оружия и патронов.

Основными задачами органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы являются: предотвращение утраты и хищения предметов и веществ, на которые распространяется особый порядок оборота; недопущение их использования не по назначению; своевременное выявление и устранение нарушений установленных правил их оборота; контроль за частной детективной и охранной деятельностью.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты