Рефераты

Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности. Индивидуализация юридического лица

Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности. Индивидуализация юридического лица

- 1 -

Рыбинский политехнический колледж

Заочное отделение

Контрольная работа

вариант №5

по дисциплине

«Предпринимательская деятельность»

по специальности

«Экономика и бухгалтерский учет»

студентка гр. Э-2 Чеботарева Екатерина

Зач. книжка №135

Рецензент Сухарева Г.В.

г. Рыбинск 2009

Содержание:

1. Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности

2. Индивидуализация юридического лица

Список литературы

1. Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности

Юридическое лицо обладает правоспособностью, т .е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 СТ. 49 ГК). Коммерческие организации, кроме унитарных предприятий и некоторых иных видов организаций, предусмотренных законом, могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. На некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Законом о лицензировании и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45, которым утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Кроме того, указанным постановлением утвержден также Перечень видо13 деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Закон о лицензировании определяет основные понятия и принципы лицензирования. В частности:

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законом.

Лицензирование мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия -- совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных ВИДОВ деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы -- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании.

Лицензиат -- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии -- юридическое лицо или Индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий -- совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлёнии документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории РФ; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории России Правительство РФ, в частности: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и определяет осуществляющие их федеральные органы исполнительной власти; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

В свою очередь, лицензирующие органы осуществляют: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий; ведение реестра лицензий, а так же контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензированию подлежат, в частности, такие виды деятельности, как:

* разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

* предоставление услуг в области шифрования информации;

* разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

* деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

разработка вооружения и военной техники;

* производство вооружения и военной техники;

* реализация нефти, газа и продуктов их переработки;

* геодезическая деятельность;

* картографическая деятельность;

* деятельность, связанная с оборотом наркотических средств я психотропных веществ.

Федеральный закон от 02.07.2005 Ь 80-ФЗ предусматривает поэтапную отмену в России 49 из 124 лицензировавшихся ранее видов деятельности. В частности, с 1 января 2006 г. прекращается лицензирование оценочной, аудиторской и семи других видов деятельности, а с 1 января 2007 г. -- дополнительно туроператорской, турагентской и еще трех других видов деятельности.

Закон предусматривает также упрощение процедур по лучения и переоформления лицензий. Сроки их выдачи сокращаются с 60 до 45 дней. В целом в дальнейшем лицензироваться будут только самые опасные виды деятельности.

На сегодняшний день утверждены уже десятки положений о лицензировании.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление некоторых своих полномочий.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При этом, если лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти, деятельность может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность по лицензии, предоставленной лицензирующим органом субъёкта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление этого срока осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения -- для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, -- для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

* копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) -- для юридического лица;

* копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) -- для индивидуального предпринимателя;

* копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

* документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

* сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом о лицензировании и иными федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о пре доставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятом решении. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. В той же форме направляется или вручается соискателю лицензии уведомление об отказе с указанием причин отказа.

В течение трех дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает ему документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. дубликаты предоставляются за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем, не достоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Важный комплекс правовых норм касается приостановления действия и аннулирования лицензии.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами не однократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения указанных нарушений. данный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, а также культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, ее аннулировании или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обо снованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством.

Актуальными и практически весьма важными являются правила Закона о лицензировании, касающиеся ведения реестров лицензий и открытости содержащихся в них сведений.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны, в частности: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основания и даты приостановления и возобновления ее действия; основание и дата аннулирования лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных ВИДОВ деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является Открытой для ознакомления с ней физических и юридических ЛИЦ. Эта информация в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату в размере 10 руб., а органам государственной власти и органам местного самоуправления бесплатно.

При этом срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать трёх дней со дня поступления соответствующего заявления.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 №135 Федеральные органы исполнительной власти осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в соотношении со своей компетенцией.

2. Индивидуализация юридического лица

К способам, позволяющим выделить конкретное юридическое лицо из множества других, относятся следующие средства индивидуализации юридического лица:

* наименование юридического лица;

* местонахождение юридического лица;

* средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица,

* товарный знак, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара.

Наименование юридического лица должно содержать:

* указание на организационно-правовую форму юридического лица для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в иных случаях, предусмотренных законом;

* указание на характер деятельности юридического лица. Коммерческие организации также должны иметь фирменное наименование, которое регистрируется в установленном законе порядке.

Юридическое лицо имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа -- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Выбор наименования коммерческой организации

Наименование юридических лиц служит необходимым средством их индивидуализации, позволяя тем самым отличить одно из них от другого. ГК (ст. 54) устанавливает два требования к наименованию. Первое общее: в наименовании должна быть предусмотрена организационно-правовая форма юридического лица (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного вида, унитарное предприятие, учреждение, фонд и т.п.). Другое относится только к организациям, на которые распространяется принцип специальной правоспособности: необходимо определить характер деятельности организации.

Наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, называется фирменным наименованием.

Конкретизация содержащихся в ст. 54 общих указаний относительно содержания фирменного наименования включена применительно к отдельным видам юридических лиц в отдельные статьи ГК: п. З ст. 69 (полное товарищество), п. 4 ст. 82 (товарищество на вере), п. 2 ст. 87 (общество с ограниченной ответственностью), п. 2 ст. 95 (общество с дополнительной ответственностью), п. З ст. 107 (производственный кооператив), п. З ст. 116 (потребительский кооператив). Дополнительные требования к наименованию установлены также в законах о некоторых видах коммерческих организаций.

Коммерческая организация выбирает фирменное наименование самостоятельно, но с соблюдением определенных правил и некоторых ограничений:

а) оно не может использовать наименование, под которым за регистрировано другое юридическое лицо.

б) в наименовании некоторых коммерческих организаций, осуществляющих специализированные виды деятельности, должны содержаться слова, свидетельствующие о принадлежности к этим организациям, например «банк» (ст. 7 Закона о банках) или «биржа», «товарная биржа» (Закон «о товарных биржах»). Вместе с тем организации, занимающиеся иными видами деятельности, не вправе использовать эти слова в своих наименованиях. Так, в ст. 7 Закона о банках говорится, что «ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций»;

в) необходимо учитывать разрешительный порядок использования в фирменном наименовании специально охраняемых наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, а также московской символики;

г) «Не дозволяется включать в фирму (то есть -- фирменное на именование) обозначения, способные ввести в заблуждение». Данное правило действует согласно Положению о фирме (утв. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г.).

Средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица

В соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности, уже не раз упоминаемой в этой книге, на вышеперечисленные объекты гражданских прав распространяется термин «промышленная собственность», т. е. их владельцам предоставляются исключительные права, реализуемые в сфере производства, торгового обращения, оказания услуг. Российским законодательством в ст. 138 Гражданского кодекса РФ было положено начало для объединения нормативных актов о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) в отдельный правовой институт.

Основная функция средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя и свою продукцию собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж. Авторы американской книги о рекламе вспоминают, что существовали времена, когда просто покупали пару спортивных тапочек, в которых можно было бегать. Те времена давно миновали. Сейчас продают спортивную обувь, увенчанную такими глубоко почитаемыми знаками, как Adidas, Рита и Tiger. Названия знаков красуются и на футболках, и на пляжных полотенцах. Фирма и товарные знаки стали неотъемлемой частью современного товарного рынка, проблема управления ими становится одной из главных для предпринимателей.

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму.

Авторским правом охраняются произведения, обладающие творческим характером, а показателем творческого характера произведения является его новизна, которая рассматривается как синоним оригинальности произведения. Требование оригинальности к средствам индивидуализации нормативными актами не предъявляется. Безусловно, и товарный знак, и даже фирменное наименование могут являться результатами творческой деятельности человека, его создателя. Но «в отношении прав на товарные знаки не может быть спора об авторстве и иных личных неимущественных правах, это определяется природой, характером объекта охраны. Ценность товарного знака, доходы, привносимые его применением, создаются вовсе не работой художника-дизайнера или автора слогана, словесного товарного знака. Товарный знак приобретает ценность в зависимости от того, как он продвигается владельцем на рынке, благодаря качеству выпускаемых товаров, умело организованной рекламной компании, длительности и успехам работы фирмы-владельца на рынке и т. д.». То же самое можно сказать и о фирменном наименовании, специальная часть которого нередко регистрируется в качестве товарного знака.

Товарные знаки

Товарный знак и знак обслуживания являются обозначениями, призванными отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарные знаки отличают товары, а знаки обслуживания -- услуги, но режим правовой охраны, предоставляемый и тем и другим, не имеет различий. Кроме того, одно и то же обозначение может одновременно являться и товарным знаком, и знаком обслуживания. Поэтому все, что рассказано в настоящей главе о товарных знаках, в равной степени относится и к знакам обслуживания.

Товарные знаки существуют с незапамятных времен, наверное с тех пор, когда люди научились торговать результатами своего труда и, чтобы выделить свои товары среди аналогичных, клеймили свои изделия. Постепенно, с развитием рыночных отношений, товарные знаки становятся непременными атрибутами предпринимательской деятельности.

Обычно отмечают следующие основные функции товарных знаков:

1) выделение товара или услуги среди однородных;

2) указание на источник происхождения товара или услуги;

3) указание на определенное их качество;

4) рекламирование данного товара или услуги.

Остановимся на этих функциях подробнее.

Являясь средством индивидуализации, товарный знак, прежде всего, призван выделить товар или услугу среди однородных, поскольку потребитель, оценив качество продукции, запомнит и нанесенный на него товарный знак. Вполне возможно, что в будущем среди однотипных товаров и услуг он выберет те, которые для него уже известны. В свою очередь, это поможет владельцу более эффективно реализовать свой товар.

Товарный знак ассоциируется у потребителя с определенным производителем или лицом, оказывающим услуги. Однако не стоит забывать, что зачастую товары и услуги, маркированные одним товарным знаком, произведены или оказаны на разных предприятиях, а возможно, даже и в разных странах, так как владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять лицензии другим лицам. Поэтому в литературе выделяют такую функцию товарного знака, как указание на источник происхождения товара или услуги. Эта функция свидетельствует о том, что товары и услуги, маркированные одинаковым товарным знаком, но выпускаемые разными производителями, можно рассматривать как происходящие из одного источника. Выполнение этой функции, заключающейся в необходимости поддержания разными производителями одинакового уровня качества товаров, подчеркивается и нашим законодательством.

В ст.26 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» содержится норма о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Товарный знак выступает своего рода гарантом качества товаров, поэтому владельцы знаков должны стремиться поддерживать их репутацию, если они утверждают, что товары и услуги с этими знаками соответствуют определенному стандарту качества, и потребители рассчитывают на это качество. «Функция указания на определенное качество заключается в том, что в идеале тот или иной конкретный знак должен использоваться для товаров или услуг, качество которых постоянно».

Бесспорно, одной из главных является рекламная функция товарных знаков, позволяющая обращать внимание потребителя на те или иные товары и услуги, стимулировать и сохранять спрос на них.

Оригинальный и выразительный товарный знак, который легко воспринимается потребителем, может явиться основой рекламного объявления или ролика и в сочетании с другими выразительными средствами, используемыми в рекламе, воздействовать на его сознание, способствовать приобретению маркированной товарным знаком продукции.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, призванные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или от однородных товаров и услуг других юридических. Товарными знаками могут быть признаны лишь обозначения, отвечающие сформулированным в национальном законодательстве критериям охраноспособности, и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Требования к охраноспособности обозначения заявляемого в качестве товарного знака, соответствующие статьям 6 ter и 6 quinquies Парижской конвенции об охране промышленной собственности, изложены и в ст.6 и 7 Закона РФ о товарных знаках. Закон подразделяет их на абсолютные и иные основания для отказа в регистрации знака.

Статья 6 закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные требования, обусловленные свойствами самого обозначения и связанные с его содержанием, можно разделить на: А) Требования к способности знака индивидуализировать товары и услуги только своего владельца (обладать различительной способностью). Б) Требования о не противоречии обозначения обычаям делового оборота, общественным интересам, принципам морали и добропорядочности.

А) Требование различительной способности

Требование различительной способности обусловлено основной функцией товарного знака, а именно: выступать средством индивидуализации товаров или услуг субъектов предпринимательской деятельности среди однородных. Российский закон и международные соглашения не требуют от товарного знака быть оригинальным, причудливым, фантазийным, представлять собой произведение изобразительного искусства или неологизм, хотя и таких товарных знаков существует немало, они привлекают внимание потребителей и великолепно справляются с поставленной перед ними задачей выделить маркированный ими товар среди конкурентных. Но в мире используются миллионы товарных знаков, а в нашей стране зарегистрированы десятки тысяч, и в этом качестве нередко выступают обычные и всем знакомые слова и словосочетания русского и иностранных языков, например «АИСТ», «мишка косолапый», «Nord», изображения людей, животных, памятников архитектуры и любых окружающих нас предметов. Требование различительной способности для таких знаков предполагает, что они отражают «некоторую идею, отличную от выражения природы продукта или услуги.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся следующие обозначения, описанные в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания:

1. Обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов.

К обозначениям, состоящим из отдельных букв, чисел, сочетаний букв, не обладающих словесным характером, относятся буквы, цифры и их сочетания, в том числе аббревиатуры, не воспринимающиеся как слово или неудобопроизносимые с точки зрения русского языка. Но подобные обозначения могут стать охраноспособными, если они исполнены в характерной графической манере, благодаря которой обозначение по своей композиции и графическому решению становится изобразительным знаком.

К числу охраноспособных буквенных сочетаний могут быть отнесены обозначения, представляющие собой аббревиатуры, которые благодаря своему фонетическому рисунку легко воспринимаются и воспроизводятся, легки для запоминания и рекламы.

Охраноспособными являются обозначения, в которых гласные и согласные звуки располагаются в определенном порядке.

Всегда охраноспособны обозначения, в которых гласный звук занимает срединную позицию, например ВАЗ. Охраноспособностью обладают аббревиатуры, которые могут быть разбиты на слоги. Однако, обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков, не охраноспособны.

Впрочем, это утверждение не относится к общеизвестным товарным знакам, например BMW. Если в обозначении гласный звук стоит в начальной или конечной позиции, то вопрос о его охраноспособности решается экспертизой путем поиска фонетически сходного естественного слова и сравнительного анализа слова и обозначения.

В настоящее время в мировой практике наметилась тенденция к признанию охраноспособными обозначений, состоящих из букв, цифр и их комбинаций, так как отказ в регистрации таким обозначениям несовместим с коммерческими реальностями современного рынка сбыта.

К обозначениям, состоящим из линий и простых геометрических фигур, относятся обозначения, содержащие в качестве своего единственного элемента изображения треугольника, круга, квадрата, линии и пр., а также простые сочетания этих элементов. Подобные изображения не являются охраноспособными, так как не могут выполнять основной функции товарных знаков -- индивидуализировать товары и услуги.

Однако в каждом конкретном случае необходимо оценивать различительную способность фигуры или линии и их сочетания, а также принимать во внимание вид товара, его размер, материал, из которого он изготовлен, и способ нанесения товарного знака.

2. Реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров.

Изображения товаров не обладают различительной способностью в силу того, что однородные товары изготавливаются разными производителями, и предоставление одному из них права на исключительное использование изображения товара лишило бы остальных возможности использования такого же обозначения в рекламе, на упаковке и т. д., что повлекло за собой столкновение интересов различных производителей. Однако если изображение товара или его отдельных составных частей дано в каком-либо характерном исполнении, т. е. если изображение приобретает различительные признаки и его сходство с натуралистическим изображением перестает быть определяющим фактором восприятия, то такое изображение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

3. Трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением.

Данный критерий охраноспособности относится к объемным товарным знакам и призван подчеркнуть, что в основе разработки такого обозначения лежит идея выделения товара среди однородных путем его нестандартного оформления, например, мыло в форме животного наравне с мылом обычной формы выполняет свою основную функцию -- мылить, но привлекает внимание покупателя больше. Объемные обозначения, форма которых призвана выполнять только свои основные функции, не обладают различительной способностью.

4. Общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.

Обычные родовые и видовые наименования самих товаров или услуг являются необходимыми обозначениями самого объекта, неотделимы от него, поэтому они не могут обладать различительной способностью.

Общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий отраслей и их аббревиатуры, например НИИ, Мосторг, ООО, ЗАО, также нельзя признать обозначениями, выполняющими функции товарных знаков, так как ими пользуется огромное количество предприятий и учреждений.

5. Вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

Это обозначения, используемые для определенных товаров, которые в результате их длительного применения для одних и тех же товаров или товаров того же вида различными производителями стали видовыми понятиями. Они не могут выделять товары одного из них среди однородных и утратили свою различительную способность. Регистрация вошедшего во всеобщее употребление обозначения на имя одного из производителей неправомерно лишило бы других свободно использовать его в хозяйственном обороте.

К данным обозначениям могут относятся и такие, которые были ранее зарегистрированы в качестве товарного знака, но утратили свою различительную способность для потребителей вследствие независимого друг от друга неоднократного применения различными производителями для одного и того же товара или для товара того же вида. Обозначение настолько «сжилось» с товаром, который оно призвано было выделять, что с течением времени превратилось в его новое видовое название, стало свободным обозначением. Произошла так называемая потеря знаком индивидуальности. Это особенно характерно для товарных знаков, которые используются для новых, только что появившихся на рынке товаров. Примерами таких обозначений являются целлофан, термос, вазелин, эскалатор, эскимо, нейлон, магнитофон.

6. Являющиеся общепринятыми символами и терминами.

6.1. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. Такие обозначения также могли первоначально выступать в качестве товарных знаков, но так как их стали применять независимо друг от друга различные производители в одной и той же области деятельности, они утратили признаки, свойственные товарным знакам. Примерами таких символов являются:

¦ в медицине -- змея и чаша;

¦ в машиностроении -- шестерня;

¦ в виноделии -- бутылка, бокал, виноградная лоза.

Примерами условных обозначений, применяемых в науке и технике, могут служить обозначения химических элементов, символы из различных систем единиц.

Экспертиза может отказать в регистрации по данному основанию и в том случае, если заявленное обозначение имеет определенную степень стилизации.

6.2. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники (кобальт, манометр, тензор). Отказ по такому основанию является обоснованным в том случае, когда термин применяется в отрасли, к которой относится деятельность заявителя, но он может быть зарегистрирован в качестве товарного знака для товаров, не связанных с этой сферой.

7. Указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначения, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

К таким обозначениям относятся, в частности:

¦ простые наименования товаров;

¦ обозначения категории качества товаров;

¦ указания свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер);

¦ указания материала или состава сырья;

¦ указания веса, объема, цены товаров;

¦ даты производства товаров;

¦ данные по истории создания производства;

¦ видовые наименования предприятий;

¦ адреса изготовителей товаров и посреднических фирм;

¦ обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.

Такие обозначения призваны охарактеризовать товар, а не индивидуализировать его.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты