p align="left">Например, в Московской области за последние 6 лет в практике назначения лишения свободы существенных изменений не наблюдается.
Доля лишения свободы на определенный срок в общем массиве назначаемых в Московской области наказаний лежит в пределах общероссийских показателей - 34,5- 36,1%.
Между тем, практика применения основных мер наказания достаточно дифференцирована в зависимости от личности осужденного и тяжести совершенного преступления. Так, в 2008 году в Московской области к лишению свободы приговорено 26,9% осужденных несовершеннолетних и 47,2% взрослых преступников; 22,6% - лиц ранее не судимых, либо со снятыми и погашенными судимостями; 86,8% - рецидивистов. За преступления небольшой тяжести лишение свободы назначалось в отношении 34,7% осужденных, а за тяжкие преступления - 58,7%.
Четко просматривается тенденция резкого снижения количества осужденных (из лиц впервые совершивших преступления) к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок. Стали исследоваться все обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, личность подсудимого: его отношение к содеянному, учебе или работе, положение в семье, отношение с родственниками, поведение подсудимого на следствии, в судебном заседании и т.п.
Обстоятельства, смягчающие наказание, фигурируют практически во всех рассматриваемых судами уголовных делах, тогда как отягчающие наказание обстоятельства встречаются намного реже.
Анализ норм уголовно-исполнительного законодательства свидетельствует, что объем правоограничений зависит не только (а может - не столько) от срока лишения свободы, но и от вида исправительного учреждения, в котором осужденному предстоит отбывать наказания.
Определение целей лишения свободы на определенный срок необходимо, во-первых, для того, чтобы помочь суду правильно решить вопрос, при каких преступлениях и в отношении каких виновных применять этот вид наказания. Во-вторых, в зависимости от того, какие цели стоят перед лишением свободы на определенный срок, должны устанавливаться те карательные элементы воспитания, которые будут способствовать достижению этих целей. В-третьих, от объема целей зависит и определение сроков лишения свободы, и фактическое его отбывание. Точное определение целей лишения свободы на определенный срок необходимо еще и для того, чтобы выработать требования, которым должны отвечать исправительные учреждения и их персонал. От целей лишения свободы на определенный срок зависит выбор и объем средств исправления различных категорий осужденных.
Институт наказания в Уголовном кодексе РФ сконструирован таким образом, что цели наказания определены применительно ко всем видам наказания, в связи с чем можно предположить, что цели восстановления социальной справедливости, а также цели исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений относятся в полной мере и к лишению свободы на определенный срок.
Восстановление социальной справедливости как цель наказания не нашло пока однозначного понимания ни среди судей, назначающих наказание, ни среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание, ни даже среди ученых. Восстановление социальной справедливости имеет многоаспектное содержание с точки зрения представления о ней не только самого осужденного, но и с позиции потерпевшего, общества и государства в целом. С одной стороны, осужденный должен понести наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и его личности, а с другой - потерпевший и общество в целом должны получить моральную, а в некоторых случаях и материальную компенсацию, удовлетворение возмущенного чувства справедливости. В связи с этим считается необходимым закрепление цели восстановления социальной справедливости и перед уголовно-исполнительным законодательством, так как она не может быть достигнута исключительно назначением лишения свободы на определенный срок. При этом кара является не только составляющей наказания, но и средством достижения целей восстановления социальной справедливости. Вместе с тем, кара имеет и большой воспитательный потенциал, а также средством предупреждения совершения новых преступлений.
В качестве самостоятельной цели в ст. 43 УК РФ выделяется цель предупреждения совершения новых преступлений.
Специальное предупреждение достигается главным образом за счет карательно-воспитательного воздействия, присущего исполнению наказания. Вместе с тем, лишению свободы на определенный срок присущи свои, специфические средства предупреждения преступлений. Изоляция от общества при исполнении лишения свободы во многом лишает преступника возможности совершать новые преступления во время отбытия наказания, хотя и не исключает этого полностью. Осужденный подвергается воздействию режима, одним из требований которого является постоянный надзор за поведением осужденного. Специальная превенция при применении лишения свободы на определенный срок в полной мере может быть достигнута лишь при условии исправления осужденного. В связи с этим требуют самостоятельного закрепления в качестве целей и исправление осужденного, и частное предупреждение, так как момент предполагаемого достижения целей исправления и частного предупреждения не совпадают.
Цель общего предупреждения достигается неотвратимостью наказания, реальным исполнением лишения свободы на определенный срок, доведением до всеобщего сведения процедуры исполнения наказания, а также достижением наказания всех иных целей. Все элементы содержания лишения свободы на определенный срок проявляются в установленном порядке исполнения и отбывания этого наказания, который законодатель в ст. 82 УИК РФ именует режимом. При этом режим играет существенную роль в достижении целей лишения свободы на определенный срок посредством реализации карательной, воспитательной, обеспечивающей и профилактической функции. Выделение элементов режима в зависимости от исполняемой ими функции производится с достаточной долей условности, ибо один элемент может выполнять несколько функций.
Карательная функция режима проявляется в изоляции осужденного, обязанности носить одежду установленного образца, ограничении половых связей, а также в установлении широкого круга других правоограничений (обязанность принимать участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий без оплаты труда, запрет на вывешивание фотографий, репродукций, открыток, вырезок из газет и журналов и иных предметов на стенах, тумбочках и кроватях, на содержание животных и птиц, занятие огородничеством, разведение декоративных рыб, комнатных растений без разрешения администрации). Карательная функция режима, реализуемая с помощью установления обозначенных выше ограничений, запретов и обязанностей, направлена на реализацию кары как сущности наказания. Одновременно кара является и средством достижения всех целей лишения свободы на определенный срок.
Воспитательная функция режима осуществляется (помимо реализации кары) путем установления и реализации правил поведения, имеющих чисто воспитательное значение. В качестве таковых следует назвать обязанности - бережно относиться к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; соблюдать требования пожарной безопасности; добросовестно относиться к труду и учебе; быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, а также запреты: наносить себе и другим лицам татуировки; употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать и присваивать клички).
Реализация воспитательной функции способна создать благоприятные предпосылки для достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения с его стороны новых преступлений.
Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса мер воспитательного воздействия на осужденных. Режим, сам являясь одним из основных средств исправления (ч. 1 ст. 9 УИК), предусматривает и порядок применения в отношении осужденных и других основных средств исправления (воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования и профессиональной подготовки, общественного воздействия). Реализация обеспечивающей функции режима способствует достижению восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и, соответственно, на предупреждение совершения осужденным новых преступлений.
Профилактическая функция проявляется в установлении такого порядка отбывания наказания, который исключил бы возможность (или, по крайней мере, затруднил ее) нарушения установленного порядка, а также совершение нового преступления, как осужденными, так и другими лицами, находящимися в пределах территории, на которой действуют режимные требования.
Меры предупреждения и пресечения в нормативных источниках и литературе именуются также «мерами безопасности». К ним относятся: запрещение осужденным владеть вещами и предметами, продуктами питания, перечень которых устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Обнаружение у осужденных таких предметов, а также полученных незаконным путем влечет их изъятие с последующей передачей на хранение или уничтожение; возможность проведения обыска осужденного и досмотра принадлежащих ему вещей (ч. 5 ст. 82 УИК); цензура корреспонденции (ст. 91 УИК); возможность применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия (ст.ст. 28-31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»); возможность использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК).
На реализацию профилактической функции направлено и установление в отношении некоторых осужденных обязанности проходить медицинское освидетельствование с целью выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, а также запретов: играть с целью извлечения материальной или иной выгоды; занавешивать и менять спальные места, а также оборудовать спальные места на производстве, в коммунально-бытовых и других служебных и подсобных помещениях; самовольно возводить на производственных и иных объектах исправительного учреждения различные постройки, шкафы, сейфы и т.п.; пользоваться без разрешения администрации учреждения заточным оборудованием, инструментом, электроэнергией, механизмами и материалами не дня производственных нужд; без разрешения администрации подниматься на крыши зданий, цехов, строений и других сооружений, подходить к ограждению внутренней запретной зоны; оставлять без разрешения администрации рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия.
Реализация профилактической функции режима направлена на предупреждение совершения новых преступлений и исправление осужденных.
2.2 Виды исправительных учреждений для отбывания наказания
Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 9 марта 2001 г.) направлен на либерализацию, гуманизацию УК РФ и УИК РФ, на смягчение режима исполнения наказания для лиц, осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести или проявивших законопослушание в местах лишения свободы.
В части 9 ст.16 УИК РФ определено, что наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима, либо тюрьмой, а в отношении лиц, впервые осужденных к лишению свободы и оставленных с их согласия в СИЗО для их хозяйственного обследования, - в тюрьме (но на условиях режима, предусмотренного для исправительных колоний общего режима).
Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительными колониями особого режима.
По состоянию на начало 2007 г. среди лиц, осужденных к лишению свободы, 90 тыс. поражены туберкулезом, 7,6 тыс. - ВИЧ-инфицированны. В течение нескольких лет наблюдается стабильный рост общего числа осужденных-наркоманов. К 1 июня 2006 г. в учреждениях уголовно- исполнительной системы содержалось 54 тыс. наркоманов, из них 29 тыс. нуждались в принудительном лечении. Для этих целей в уголовно-исполнительной системе функционируют 9 специализированных лечебно-исправительных учреждений на 10 тыс. мест. Создаются еще 20 таких учреждений для лечения осужденных от наркомании.
В соответствии с Законом от 9 марта 2001 г. в уголовно-исполнительной системе (ч.2 ст.101 УИК РФ) для медицинского обследования осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебно-исправительные учреждения. В уголовно-исполнительной системе функционируют 119 больниц, 189 медицинских частей и медицинских пунктов. Для лечения осужденных, больных туберкулезом, созданы 33 специализированных лечебно-профилактических учреждения и 53 лечебно-исправительные колонии.
Напомним, что принудительные меры медицинского характера назначаются судом, а обязательные меры медицинского характера - специальными медицинскими комиссиями. Уклонение от применения этих мер является злостным нарушением режима (ч.1 ст.116 УИК).
Необходимо подчеркнуть, что осужденные, находящиеся в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, отбывают там наказание (ч.8 ст.74 УИК РФ).
В отличие от системы наказаний, определенной ст.44 УК РФ, в ст.16 УИК РФ наказания, назначаемые военнослужащим (содержание в дисциплинарной воинской части, аресты и ограничение по военной службе), включены в ч.12 ст.16 УИК РФ и расположены после лишения свободы. При этом обоснованно учтена специфика субъекта исполнения наказания - военнослужащего.
Согласно ч.14 ст.16 УИК РФ, учреждениями, входящими в уголовно-исполнительную систему являются: уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры и места лишения свободы (колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима (различные для лиц, отбывающих срочное и пожизненное лишение свободы) и тюрьмы).
Законом от 9 марта 2001 г. изменена ст.58 УК РФ, устанавливающая правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения - вида места лишения свободы. В предшествующей редакции этой статьи предусматривался один вид колоний-поселений, в которые направлялись лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за совершенные по неосторожности преступления. Заметим, что в ст.78 и 128 УИК РФ предусмотрены колонии-поселения, в которые направляются положительно себя зарекомендовавшие осужденные из колоний общего и строгого режимов. Этот вид колоний-поселений в ст.58 УК РФ не упоминается. Таким образом, налицо противоречие между УК РФ и УИК РФ.
При этом необходимо исходить из того, что уголовное право является фундаментальной отраслью права, а уголовно-исполнительное - производной. Законом от 9 марта 2001 г. в ст.58 УК РФ внесено изменение: лишение свободы может отбываться в колонии-поселении и лицами, впервые осужденными к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести (на любой срок). Как подчеркнуто в п. «а» ст.58 УК РФ, суд с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.
Итак, в настоящее время функционируют три вида колоний-поселений, в которых раздельно содержатся:
а) лица, осужденные за неосторожные преступления;
б) лица, впервые осужденные за умышленно совершенные преступления небольшой и средней тяжести;
в) лица, переведенные в эти колонии за примерное поведение. Режимные правила колоний-поселений одинаковы.
В пункте «а» ч.1 ст.129 УИК РФ определено, что осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии; в часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения на территории колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения осужденные могут передвигаться вне территории колонии без надзора. Осужденным может быть разрешено проживание со своими семьями не только на территории колонии-поселения, но и вне ее. Они могут иметь при себе деньги, пользоваться обычной одеждой и т.д. Как видим, в колониях-поселениях отсутствуют обязательные основные признаки мест лишения свободы, определенные ст.82 УИК РФ: охрана и изоляция осужденных. Таким образом, отнесение УК РФ колоний-поселений к видам мест лишения свободы представляется необоснованным. Осуществляемый здесь вид наказания во многом схож с ограничением свободы (лица, отбывающие ограничение свободы, должны проживать, как правило, в общежитиях; осужденные, имеющие семью, могут получить разрешение на проживание вне исправительного центра и т.д. (ст.50 УИК РФ)).
Необходимо отметить, что режимные правила отбывания наказания в колониях-поселениях, установленные в прошлом в ИТК РСФСР, были почти аналогичны ныне действующим согласно УИК РФ.
Вероятно, следует рассмотреть проблему «воссоединения» ограничения свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях. Это приведет и к некоторому снижению уровня применения лишения свободы.
Вместе с тем следует отметить, что качество деятельности колоний-поселений вызывает серьезную озабоченность.
В 2006 г. в колониях-поселениях отбывало наказание 27,5 тыс. осужденных, что составляет всего 3,4% от общего числа осужденных к лишению свободы, однако в этих учреждениях было совершено 33% преступлений от общего числа совершенных в местах лишения свободы, в том числе 33% от общего числа побегов.
В колониях-поселениях осужденные находятся на собственном иждивении, но проблема привлечения их к труду поставлена из рук вон плохо. Без ее решения невозможно наладить успешную работу этих учреждений.
С увеличением числа категорий лиц, направляемых в колонии-поселения, значительно сузится круг осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях общего режима. Это важно, ибо по прогнозам без рассматриваемого нововведения к концу 2004 г. в этих колониях будет примерно 80 тыс. «сверхнормативных» осужденных.
В первоначальной редакции ч.6 ст.88 УК РФ предусматривалось отбывание лишения свободы несовершеннолетними лицами мужского пола, впервые осужденными к этому наказанию в воспитательных колониях общего режима, а ранее отбывавшими лишение свободы в воспитательных колониях усиленного режима. Такой же порядок назначения различных видов воспитательных колоний для отбывания наказания в форме лишения свободы несовершеннолетними лицами мужского пола устанавливался в прошлом и в п.6 ст.24 УК РСФСР 1960 г.
Законом РФ от 9 марта 2001 г. воспитательные колонии усиленного режима были упразднены. Следовательно, теперь все несовершеннолетние мужского пола, отбывали ли они лишение свободы в прошлом или же направляются в места лишения свободы впервые, отбывают это наказание в единых воспитательных колониях.
Несовершеннолетние женского пола отбывали и ныне отбывают наказание только в единых воспитательных колониях.
Представляется, что установление различных видов режима воспитательных колоний для рассматриваемых категорий несовершеннолетних мужского пола было обоснованно. Повторное осуждение несовершеннолетнего к лишению свободы свидетельствует о неудаче предшествовавшего отбывания этого наказания, что предполагало усиление режимных правил отбывания ими лишения свободы. Однако УИК РФ не предусматривал деления воспитательных колоний на два вида, а предлагал единые режимные правила для воспитательных колоний как общего, так и усиленного режима. Упразднение Законом от 9 марта 2001 г. деления воспитательных колоний по видам режима представляется спорным. Многолетняя практика, сложившаяся в период существования СССР, показала обоснованность дифференцированного подхода к различным по общественной опасности категориям несовершеннолетних осужденных.
Однако в известной мере это обстоятельство уравновешивается тем, что несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы впервые, начинают отбывать это наказание в обычных условиях, а отбывающие его повторно - в строгих. Вероятно, такое решение рассматриваемой проблемы было избрано именно вследствие его упрощенности по сравнению со сложной регламентацией более строгих режимных правил отбывания наказания несовершеннолетними рецидивистами.
В соответствии со ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Это правило обоснованно, так как перемещение осужденных из одного региона в другой экономически обременительно для государства. В 2006 г. перевозками осужденных и лиц, заключенных под стражу, занимались 16,4 тыс. человек. За 2005 г. было перевезено 25,14 тыс. осужденных и лиц, заключенных под стражу, а в 2007 г. - на 10% больше.
Кроме того, перемещения осужденных из одного места лишения свободы в другое затрудняет их контакты с близкими, осложняет проблему бытового и трудового устройства освобожденных из мест лишения свободы и т.д.
Однако порой это неизбежно, так как не во всех субъектах федерации имеется полный набор всех видов мест лишения свободы. По состоянию на январь 2006 г. в России было, в частности, 13 тюрем, 64 воспитательные колонии (из них только 3 для несовершеннолетних женского пола), 33 исправительные колонии для женщин (из них 3 - строгого режима). Только в 10 исправительных колониях для женщин имеются дома ребенка. Отметим также неравномерное распределение осужденных по регионам и периодическое «перенаселение» отдельных видов мест лишения свободы. По прогнозам, к концу 2004 г. в местах лишения свободы будут отбывать наказание 700 тыс. осужденных. Причем, например, в колонии особого режима, вероятно, поступят около 10 тыс. человек сверх лимита.
В ряде регионов страны периодически возникает дефицит каких-либо видов мест лишения свободы. В целях его устранения в ч.2 ст.74 УИК РФ внесено изменение, согласно которому в одной колонии могут образовываться изолированные участки с различными видами режима. Так, в колонии общего режима возможно создание изолированного участка для содержания заключенных, которые должны отбывать наказание в колониях строгого режима, и наоборот. Однако совершенно очевидно, что не удастся организовать комбинированные колонии для содержания несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин.
Для управления колонией с упомянутыми изолированными участками необходимо привлечь дополнительные кадры.
УИК РФ устанавливает безналичный порядок приобретения лицами, отбывающими лишение свободы, продуктов питания и предметов первой необходимости. Согласно этой норме деньги, находящиеся в распоряжении осужденных, делятся на две части. Использование первой части никак не ограничивается, а второй - строго лимитировано. К первой части относятся деньги, заработанные осужденным в процессе отбывания наказания, пенсии и социальные пособия, ко второй - иные средства.
Максимальный размер использования иных средств в зависимости от вида места лишения свободы установлен в ст.121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ. В силу Закона от 9 марта 2001 г. суммы, которые осужденный имеет право ежемесячно тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, значительно увеличились.
Так, в колонии общего режима до введения анализируемых изменений УИК РФ осужденный, находившийся в обычных условиях содержания, имел право приобретать по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, составляющую до 50% минимальной заработной платы, в облегченных условиях - до одной минимальной заработной платы. В настоящее время эти суммы увеличены: первая - до трех минимальных заработных плат, вторая теперь не имеет ограничения.
Лица, отбывавшие наказание в колониях особого режима, согласно прежним правилам, могли ежемесячно тратить на покупки сумму, составляющую до 30% от минимальной заработной платы, а находившиеся в облегченных условиях - до 60% минимальной заработной платы. Теперь эти суммы возросли соответственно до одной и двух минимальных заработных плат.
Лица, отбывающие наказание в строгих условиях содержания в исправительных колониях, могут пользоваться только заработанными деньгами.
Без каких-либо ограничений расходуют деньги беременные женщины и женщины, имеющие детей в доме ребенка колонии в возрасте до трех лет (до введения изменений в УИК РФ они могли тратить суммы, составляющие до 1,5 минимальных заработных плат), инвалиды I и II групп (ранее - до одной минимальной заработной платы).
Рассматриваемые новшества вызваны стремлением к дальнейшей либерализации исполнения наказания в форме лишения свободы. В какой-то мере они будут способствовать и решению проблемы обеспечения осужденных продуктами питания. В 2002 г. государство имело возможность выделять на питание осужденных не 18 руб. в сутки, как это было положено, а только 10 руб.
Об уровне гуманизма по отношению к лицам, лишенным свободы, в известной мере можно судить по режимным правилам, определяющим порядок получения ими посылок, передач и бандеролей. Так, в соответствии со ст.28 ИТК РСФСР у осужденных, отбывавших лишение свободы в исправительно-трудовых колониях, право на получение посылок и передач возникало лишь по отбытии ими не менее половины срока наказания. Вес посылок и передач не мог превышать 5 кг. В исправительно-трудовых колониях общего режима в течение года можно было получать три посылки или передачи (ст.62 ИТК РСФСР); в исправительно-трудовых колониях усиленного режима - две (ст.63 ИТК РСФСР); в исправительно-трудовых колониях строгого режима - одну (ст.63 ИТК РСФСР). Получение посылок или передач в тюрьмах не разрешалось.
В соответствии с УИК РФ число передаваемых осужденным посылок и передач значительно увеличилось, а их вес возрос до веса почтовой посылки. Так, осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях общего режима в облегченных условиях, в течение года могут получить 12 посылок или передач; в обычных условиях - шесть; а в строгих условиях - три (ст.121 УИК РФ).
Даже в тюрьме содержащийся на общем режиме осужденный может получить в течение года две посылки или передачи, а на строгом режиме - одну посылку или передачу.
В воспитательных колониях несовершеннолетние, отбывающие наказание в льготных условиях, могут получать посылки и передачи без каких-либо ограничений; в облегченных условиях - 12 в течение года; в обычных условиях - восемь; в строгих - четыре (ст.133 УИК РФ).
В соответствии со ст.90 УИК РФ (в первоначальной редакции) больные осужденные, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей в доме ребенка колонии, имели право на получение дополнительных посылок и передач в количестве и ассортименте, определенными в соответствии с медицинскими заключениями. Законом от 9 марта 2001 г. рассматриваемое предписание изменено. Отныне в отношении осужденных к лишению свободы женщин и лиц, содержащихся в воспитательных колониях, все ограничения количества получаемых посылок и передач отменены.
Отметим, что в § 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено: если осужденные переводятся в лечебно-профилактические учреждения из штрафных и дисциплинарных изоляторов, либо помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, одиночных камер колоний особого режима, либо со строгого режима в тюрьмах в связи с членовредительством или симуляцией болезни, то время их нахождения в лечебно-профилактических учреждениях в срок отбывания меры взыскания не засчитывается. Тем самым подчеркивается опасность, злостность нарушения режима отбывания наказания в виде членовредительства или симуляции болезни.
В исправительных колониях общего режима и, как правило, в воспитательных колониях осужденные начинают отбывать наказание в общих условиях содержания.
По отбытии не менее шести месяцев срока наказания в общих условиях в исправительных колониях общего режима при отсутствии взысканий за нарушение режима и добросовестном отношении к труду осужденному могут быть предоставлены облегченные условия содержания.
В воспитательных колониях установлен трехмесячный минимальный срок нахождения в обычных условиях отбывания наказания, по отбытии которого возможен перевод осужденных на облегченные условия содержания. В строгих условиях начинают отбывать наказание в воспитательных колониях лица, повторно осужденные к лишению свободы, и лица, совершившие в процессе отбывания лишения свободы новое умышленное преступление.
В Законе от 9 марта 2001 г. установлено, что при рассматриваемых переводах осужденных из обычных на облегченные условия содержания в минимально необходимый срок, по отбытии которого такие переводы возможны, засчитывается время нахождения осужденных в следственном изоляторе со дня заключения под стражу, если они не были признаны злостными нарушителями порядка нахождения (режима) в этом учреждении (ч.1 ст.120, ч.2 ст.132 УИК РФ).
В статьях 18, 25 Закона от 9 марта 2001 г. определено: если осужденный в период пребывания в СИЗО не признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то срок его нахождения в обычных условиях в колонии общего режима и воспитательной колонии исчисляется со дня заключения под стражу. Однако в данном предписании допущена ошибка: во время нахождения лица в СИЗО до вступления приговора в законную силу наказание отсутствует.
Такая льгота предусмотрена только для лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима и воспитательных колониях. Подобное нововведение призвано стимулировать законопослушание лиц, находящихся в СИЗО. К тому же оно смягчает карательное содержание наказания в процессе его отбывания рассматриваемыми категориями лиц в исправительных колониях общего режима и в воспитательных колониях.
Если в СИЗО находится лицо, в отношении которого приговор вступил в законную силу, то оно уже начало отбывать наказание, и признание его злостным нарушителем режима осуществляется в соответствии с предписаниями ст.116 УИК РФ. На иных лиц, содержащихся под стражей, действие УИК РФ не распространяется.
В уголовно-исполнительном праве в соответствии с принципами дифференциации назначения и исполнения наказания различные группы осужденных отбывают лишение свободы: а) в разных видах мест лишения свободы (тюрьмах и колониях); б) на строгом и общем режиме в тюрьме и исправительных колониях различных видов режима; в) в различных условиях содержания в исправительных колониях.
Что касается колоний-поселений, то к исполнению осужденными наказания в них указанный подход отношения не имеет. Поэтому единые режимные правила установлены в колониях-поселениях: а) для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; б) для впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; в) для лиц, положительно зарекомендовавших себя в исправительных колониях общего и строгого режимов и вследствие этого переведенных в колонию-поселение. Но общественная опасность указанных категорий лиц неодинакова, поэтому целесообразно установить в рассматриваемых видах колоний-поселений какие-либо элементы дифференциации исполнения наказания.
За годы перестройки фактически разрушилась система общеобразовательного и профессионально-технического обучения в местах лишения свободы.
В 1999/2006 учебном году здесь работали 199 общеобразовательных вечерних школ и 145 учебно-консультативных пунктов.
В этот период в системе ГУИН функционировали 737 исправительных колоний и 64 воспитательные колонии. Если допустить, что общеобразовательная школа имелась в каждой воспитательной колонии, то на исправительные колонии их остается существенно меньше: одна школа на 5-6 исправительных колоний. В том же учебном году общеобразовательное обучение охватило только 42 182 осужденных, из них в сфере начального обучения - 983 человека, основного общего - 6097 человек, полного среднего - 5727 человек. Положение следует признать катастрофическим.
Вместе с тем, в ст.112 УИК РФ определено: в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Это предписание выполняется лишь частично. Не намного лучше организовано в местах лишения свободы и профессионально-техническое обучение. Поэтому часть 4 ст.108 УИК РФ, посвященная организации и проведению профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы, дополнена следующим предписанием: с учетом имеющихся возможностей администрация исправительных учреждений оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.
Глава 3. Пожизненное лишение свободы3.1 Специфика пожизненного лишения свободы как вида наказания
Карательное содержание наказания - категория изменчивая. Даже если его количественная сторона остается постоянной, то качественная может меняться - смягчаться или ужесточаться. Это может произойти как вследствие нормотворческой деятельности государства, так и в результате социальных изменений в обществе в определенный исторический период его развития. Примером этого могут служить изменения социальной значимости отдельных видов уголовного наказания после принятия в 1996 году нового уголовного законодательства . В 1958 году (год принятия Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик) построение системы наказаний по уменьшающейся степени тяжести не вызывало сомнений. Сейчас система видов уголовного наказания построена, наоборот, от менее тяжких к более: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы ...пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Пожизненное лишение свободы - альтернатива смертной казни за совершение тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека. Его применение во многих случаях полностью лишает осужденного возможности освобождения. Однако допускается возможность условно-досрочного освобождения после отбытия двадцатипятилетнего срока наказания.
Введению пожизненного лишения свободы в современной России предшествовали острые дискуссии, в ходе которых выявлялись прямо противоположные подходы к условиям и порядку исполнения данного вида лишения свободы. Единого понимания социальной значимости данного института в ходе дискуссии достичь так и не удалось.
В отличии от зарубежной практики этот вид лишения свободы практически неизвестен современному российскому законодательству. Хотя ранее в истории Российского государства имело место наказание в виде пожизненного лишения свободы. Так, например, в эпоху Петра 1 по Воинскому уставу с артикулом 1716 года (в части уголовного права, распространявшимся и на гражданских лиц) предусматривалось наказание в виде пожизненной каторги и ссылки на каторжные работы. Приговоренных к пожизненной каторге и ссылке лишали политических, семейно-брачных и имущественных прав. Приговоренный же к временной ссылке сохранял свои гражданские права.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О внесении изменений в ст. 24 УК РСФСР» от 17.12.92 года в российское уголовное законодательство введен институт пожизненного лишения свободы в порядке помилования лица, приговоренного к смертной казни. Уголовный кодекс 1996 года в статье 57 закрепил существование этого института в качестве альтернативы смертной казни.
Уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы предусмотрено в пяти санкциях УК РФ - и только вместе со смертной казнью -равно как и смертная казнь упоминается лишь в этих санкциях Особенной части УК (ст.ст.105, 277, 295, 317, 357, УК РФ ). Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни имеет серьезные преимущества: с одной стороны, общество ограждено от преступника, с другой - если произошла судебная ошибка, ее всегда можно исправить. Таким образом, законом теперь предусмотрена и фактически действует возможность назначения лишения свободы пожизненно и в порядке помилования лица, приговоренного к смертной казни, что подразумевает, естественно, реализацию этого правового института в практике органов, исполняющих данный вид наказания.
Если в УК РСФСР 1922 г. было 16 статей, в которых предусматривалось наказание в виде смертной казни, то УК РСФСР 1926 г. - 12 , в УК РСФСР 1960 г. - 32 статьи, а в УК РФ 1996 г. - 5 . Если же взять практику ее применения, то этот вид наказания применяется крайне редко и только к таким преступникам, которые совершили особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека. За последние 5 лет в России ежегодно к этому наказанию приговаривается 140-160 человек .
По действующему уголовному законодательству наказание в виде смертной казни предусмотрено санкциями статей УК РФ, устанавливающих ответственность за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт) (ст. 277 УК РФ ), посягательство на жизнь лица, осуществлявшего правосудие или предварительное расследование, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решением суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст.317 УК РФ), за действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы (геноцид) (ст. 357 УК РФ).