Рефераты

Лизинг: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

p align="left">Однако, средства агрохозяйства зачастую не возвращали. Притом вычислить сумму не возврата сложно: получаемые от лизингополучателей средства оборачивались в Росагроснабе, не проходя через бюджет. У Росагроснаба, тем не менее, есть шанс продолжить свою монопольную лизинговую деятельность на сельхозрынке. Постановление правительства, по которому Росагроснаб определен как госагент по сельскохозяйственным лизинговым операциям, никто не отменял. А заявок на участие в конкурсе в Минсельхоз еще не поступало, и лизинговые компании не спешат их подавать. Полякова Ю. О лизинге сельхозтехники в РФ.// Ведомости. 15 февраля 2001 г.

В ряде регионов России (Москве, Нижнем Новгороде, Белгороде, Воронеже, Орле, Владимире, Краснодаре) создаются специализированные региональные лизинговые компании.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства участвует в формировании уставных капиталов этих компаний, выдаче кредитов. В 1997 году на лизинг в рамках федеральной программы было выделено 25 млрд. руб. Однако этих средств недостаточно для развития лизинга. Поэтому ФФПМП и Дрезднер Банк заключили соглашение, по которому предоставляется связанный кредит на пять лет--250 млн. марок. Процентная ставка с учётом всех затрат на обслуживание кредита--8,5 процента в год Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: ИНФРА-М, 1998. с. 140.. Эти средства будут направлены на кредитование малых предприятий под поставку немецкого оборудования для переработки сельхозпродукции, создания стоматологических клиник.

По мнению Е. Кабатовой, в России лизинговые операции получат наибольшее развитие в составе финансово-промышленных групп.Там же. Стимулом к этому будет выступать задача по повышению эффективности производства структурных подразделений ФПГ.

Так, нефтяная корпорация “ЛУКойл” учредила лизинговую компанию “ЛК-Лизинг”, которая взяла на себя поставки оборудования для всех дочерних структур холдинга. Переход к лизингу руководство объединения объясняет серьёзными налоговыми льготами при таком методе поставок оборудования.

Помимо кредитования лизинговые операции предусматривают страхование лизингополучателем имущественных рисков, сохранности оборудования в процессе его доставки и пусконаладочных работ. Ряд российских страховых компаний подготовил соответствующие схемы. Росгосстрах разработал систему страхования платежей по лизинговым операциям.

§ 2. Правовые основы лизинга в РФ.

До относительно недавнего времени в Российской Федерации лизинговые отношения регулировались общими нормами гражданского законодательства. Гражданским кодексом РСФСР регулировались условия о сроке действия договора имущественного найма (срок ограничивался десятью, пятью либо одним годом в зависимости от субъектов и объекта лизинга) распределения прав и обязанностей сторон по эксплуатации имущества и др. Позднее о значении финансовой аренды в рыночной экономике было сказано в Указе Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”. "Российская газета", N 180, 21.09.94 Развитие финансовой аренды предусматривалось в Постановлении Правительства РФ от 29 июня 1995 г. “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”. " Российская газета " N 135, 14.07.95 Данным актом было утверждено Временное положение о лизинге. К этому времени определённый опыт создания государственных лизинговых компаний уже был. Созданная Правительством РФ компания “Росагроснаб” должна была поддерживать бюджетными средствами отечественных производителей сельскохозяйственной техники и крестьян.

Как показывает международный опыт (на примере ФРГ и Австрии), жесткой взаимосвязи между наличием специфического законодательства и объёмами лизинговых операций нет. Представители одних российских лизинговых фирм весьма скептически относятся к усилиям Правительства создать лизинговое право. Например, есть мнение, что уже существующего законодательства (при некоторой его корректировке) вполне достаточно для функционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов не нужно вовсе. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, Юнити -Дана, 1999.-стр. 239.

До принятия федерального закона основным документом для развития лизинга в России можно было считать постановление Правительства России от 29 июня 1995 г. за № 633. В нем была сформулирована программа действий Правительства и федеральных органов по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено Временное положение о лизинге.

В этом нормативном документе приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. Дано определение лизинга, определены субъекты и объекты лизинговой сделки. Определено, какие организационно-правовые формы может иметь лизинговая компания, и кто может быть ее учредителем. Экономическая часть Временного положения о лизинге определят порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь период договора. Так же определено, что должен включать договор лизинга, чтобы быть таковым.

Согласно Временному положению лизинг--это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлечённых финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество и предоставить это имущество арендатору за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Предметом договора финансовой аренды (лизинга) в соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ являются возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности отношения по сдаче за плату во временное владение и пользование одним лицом (арендодателем или лизингодателем) другому лицу (арендатору или лизингополучателю) имущества, которое специально приобретается по прямому заказу последнего у приобретаемого им продавца. При этом существенными отличительными признаками договора финансовой аренды являются следующие моменты:

Объект договора (имущества) должен использоваться в предпринимательских целях;

Первоначально арендодатель не является собственником или титульным владельцем имущества, которое подлежит передаче в аренду; более того на него возлагается обязанность приобрести в собственность это имущество, принадлежащее другому лицу;

Имущество приобретается лизингодателем специально для передачи в лизинг;

Арендатор указывает лизингодателю, какое именно имущество и у какого продавца следует приобрести, т.е. арендатору выступает в активной роли, обычно не свойственной арендным отношениям;

Арендатор сам принимает имущество у продавца, минуя арендодателя;

Арендодатель не несёт отвественности за недостатки приобретённого и переданного в аренду имущества;

Имущество передаётся арендатору во временное владение и пользование;

Во Временном положении даны определения “лизингодателя”, “лизингополучателя” и “поставщика лизингового имущества”.

Кроме этого в 1995 г. появились постановления о бухгалтерском учете лизинговых операций, о составе затрат, относимых на себестоимость.

Более подробно историю развития законодательной базы по лизингу можно проследить в Приложение 2. “Развитие лизингового законодательства в России.” В нем приведен перечень всех законодательных актов (и основные пункты их содержания) касающиеся лизиговых отношений как до появления 633 постановления, так и после.

В связи с принятием Федерального закона “О лизинге” Указ Президента № 1929 и Постановление Правительства № 633 были признаны утратившими силу. Данный закон определил основные правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Согласно федеральному закону лизинг--это вид инвестиционной деятельности, которая заключается в приобретении имущества и передаче его на основании договора лизинга определённым субъектам за плату во владение и пользование на какой-то срок правом последующего выкупа имущества этими субъектами.

Имущество, которое может быть предметом лизинга должно отвечать двум обязательным требованиям закона: 1) приобретаемые вещи должны быть непотребляемыми и 2) данное имущество приобретается исключительно для предпринимательской деятельности.

К вещам, которые могут быть предметом лизинга закон относит: предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, другое движимое и недвижимое имущество. Категорически исключены из объектов лизинга: земельные участки, другие природные объекты; имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Плата, сроки, другие условия лизинговой сделки определяются конкретными договорами между субъектами лизинга.

Закон устанавливает трёх возможных субъектов лизинга: лизингодателя, лизингополучателя, продавца (поставщика). Все они могут быть как физическими так и юридическими лицами.

В федеральном законе оговорены обязательные признаки и условия договора международного лизинга. В частности, международный лизинг обязательно должен содержать ссылку на договор купли-продажи, в соответствии с которым предмет лизинга передаётся лизингополучателю не позднее шести месяцев с момента пересечения объектом лизинга таможенной границы РФ. В тех же случаях, когда предмет лизинга транспортируется по территории РФ свыше шести месяцев в силу объективных обстоятельств, его передача производится по окончании транспортировки.

В договоре международного финансового лизинга должны также содержаться указания на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга и наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Таким образом, в договоре должна быть формулировка о том, что лизингодатель покупает товар специально с целью передачи его в лизинг. Кроме того, этот товар должен быть передан поставщиком не покупателю (т.е. лизингодателю), а непосредственно лизингополучателю.

В названии договора лизинга определяется его форма, тип и вид. Поскольку в договоре лизинга содержатся и обязательства других лиц (продавца, поставщика, залогодателя, залогодержателя, гаранта, страховщика, поручителя и др.) то эти обязательства образуют путём заключения с другими субъектами лизинга обязательных и сопутствующих договоров.

К обязательным договорам, кроме договора лизинга, относится договор купли-продажи. Такой договор заключается между лизингодателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Следует обратить внимание на вопрос о государственной регистрации такого договора. Согласно общим правилам об аренде договор аренды имущества предусматривающий переход в последующем права собственности на арендуемое имущество к арендатору, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества (Ст. 609 ГК РФ). Так, для договоров продажи недвижимости предусмотрена письменная форма, причем в виде одного документа, подписываемого обеими сторонами с обязательной последующей государственной регистрацией. Поэтому и в самом договоре лизинга между лизингодателем и лизингополучателем необходимо соблюсти соответствующую форму.

К сопутствующим договорам относятся: договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие. Федеральный закон “О лизинге” не даёт исчерпывающего перечня всех сопутствующих договоров, по--видимому, исходя из общего принципа цивилистики о свободе договоров и автономии воли. Поэтому возможны и другие, сопутствующие договоры. Совокупность всех обязательных и сопутствующих договоров называется лизинговой сделкой.

Федеральный закон “О лизинге” также устанавливает, какие условия должны обязательно содержаться (существенные условия) в договоре лизинга:

1. точное описание предмета лизинга;

2. объем передаваемых прав собственности;

3. наименование места и указание порядка передачи предмета

лизинга;

указание срока действия договора лизинга;

порядок балансового учета предмета лизинга;

порядок содержания и ремонта предмета лизинга;

перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодателем на основании договора комплексного лизинга;

указание общей суммы договора лизинга и размера вознаграждения лизингодателя;

порядок расчетов (график платежей);

определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных с договором лизинга рисков.

Как показывает практика, в конкретных договорах лизинга применяются не все перечисленные выше существенные положения поскольку, исходя из экономических интересов сторон они не всегда нужны. Однако, Закон не допускает каких-либо изъятий из этого перечня, т.к. если хотя бы одно из условий не будет включено в договор лизинга, то сделка может быть не признана лизинговой со всеми вытекающими последствиями, в том числе в области налогообложения.

§ 3. Законодательство о лизинге в зарубежных странах.

Положение с лизингом в странах Западной Европы освещается в годовых отчетах Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “Leaseurope”. Российская лизинговая ассоциация также входит в данную международную организацию. Наибольшие объёмы взятого в лизинг оборудования приходятся на Германию, Великобританию и Францию. Что касается структуры оборудования, то наибольший удельный вес приходится на автомобили (38,7 %), машины и промышленное оборудование (24,4%), компьютеры и офисное оборудование (13,9%), транспортные средства (13,8%). Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: ИНФРА-М, 1998. с. 120.

Характерной особенностью англо-саксонской системы права (Англия и США) является тот факт, что в любой договор составной частью входят подразумеваемые условия--специфический институт англо-американского права, используемый судами для восполнения воли сторон, если они не оговорили какой-либо вопрос в контракте. Не является исключением и договор лизинга. В английском Законе о поставке товаров и услуг 1982 г. перечислены подразумеваемые условия, входящие составной частью в договор найма. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: ИНФРА-М, 1998. с. 65 В английском праве договоры лизинга и имущественного найма принадлежат к группе отношений, именуемых зависимым держанием. Договор лизинга здесь никогда не может перерасти в договор купли-продажи, в него никогда не включается опцион на покупку, чтобы сохранить различие между договором лизинга и договором аренды-продажи. Договор лизинга в Англии квалифицируется нередко как специфическая аренда (именно специфическая поскольку в Англии договор лизинга не относят к разновидности договора обычной аренды.

К подразумеваемым условиям относятся:

условие о том, что лицо, передающее имущество в пользование, может передавать право пользования на срок зависимого держания;

условие о “спокойном” владении имуществом пользователем в течение всего срока договора;

условие о том, что имущество, являющееся предметом договора, отвечает требованиям по качеству;

условие о пригодности имущества для определённых специальных целей, если пользователь во время переговоров поставил о них в известность другую сторону.

В США значительная часть американских лизинговых компаний была создана крупными производителями оборудования. Другая часть лизинговых компаний организована крупными коммерческими банками. Сфера деятельности таких компаний совпадает с районом, на который распространяется влияние регионального банка. Характерно, что американское законодательство запрещает коммерческим банкам выполнять определённые виды финансовых услуг. Лизинговые компании отделены от банков. Кроме того, даже крупные страховые компании Америки не обходят стороной такую сферу как лизинг. Налоговое законодательство США таково, что частным лицам более выгодно вкладывать свои доходы в покупку оборудования и предоставлять его в лизинг.

КНР. В 1979 г. был принят закон, разрешающий деятельность международных совместных предприятий.

Основная часть сделок приходится на финансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет, средний срок лизинга 2-3 года. Пользователи предпочитают короткие сроки лизинга оборудования, что позволяет им свести к минимуму расходы по выплате процентов. Обычно выплаты производятся раз в квартал или ещё реже. После завершения срока контракта пользователь может выкупить оборудование по остаточной стоимости. Контракты обычно подкрепляются гарантиями банков.

Значительная часть фабрик и заводов КНР устарела, и представляется, что финансовый лизинг оборудования имеет хорошие перспективы.

В Южной Корее после принятия Закона о поддержке лизинга объём заключённых контрактов возрос в два раза.

Всего в Ю. Корее действует 14 субъектов лизинга: 8 специализированных компаний и 6 торговых банков.

Законодательство в этой стране регламентирует условия создания лизинговой компании, её сферу деятельности, типы оборудования, которые можно сдавать в лизинг. Если срок эксплуатации оборудования не более 5 лет, то срок договора лизинга должен быть не менее 70 % срока эксплуатации оборудования. Если срок эксплуатации оборудования составляет 5 лет и более, то срок лизинга должен быть не менее 60% от срока эксплуатации оборудования. Право на покупку не является я обязательным условием, но может быть предоставлено в качестве уступки пользователю.

Одна из основных экономических задач правительства Южной Кореи состоит в поощрении деятельности мелких и средних предприятий. Поэтому, существует директива, обязывающая специализированные лизинговые компании не менее 35 % объёма лизинговых операций выделять мелким и средним предприятиям.

ФРГ. В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от 19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом налоговых льгот. ?????????????, ???????? ? ?????????????? ??????? ???????. ?.:”???-??????”, 1994.

Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.

“Гефа - лизинг Гмбх” была основана группой “Гефа” в 1968 году. За время своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.

АВСТРИЯ. В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке.

Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о найме. Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские сады и школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% - 90% общего периода использования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей.

Одной из ведущих лизинговых фирм является “Райфайзен лизинг” с участием в ее капитале “Донау банка”. ?????? ? ???????????? ??????. ?.: “?????????”, 1994.

ИТАЛИЯ. Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний.

Крупнейшая итальянская (компания) лизинговая группа “Локафит” отдает в лизинг рабочий инструмент, землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты, суда и т. д.)

Одним из учредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группа создала совместные фирмы в ФРГ, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет операции с Венгрией и Югославией.

§ 4 . Международная унификация лизинга.

Огромные преимущества лизинга в странах с рыночной экономикой, привело к его бурному развитию. Следствием этого стал выход лизинга на международный уровень. Возникла необходимость международного регулирования лизинга. Эту задачу был призван решить Международный институт унификации частного права (UNIDROIT).

В 1974г. в рамках этого института была создана группа для подготовки свода унифицированных правил по международному лизингу. Необходимо было решить два принципиальных вопроса: какие сделки считать международным лизингом, и какие сделки будут регулироваться международно-правовым актом.

Авторы проекта восприняли точку зрения о том, что лизинг является самостоятельным правовым институтом, и, следовательно, лизинг-это трёхсторонняя сделка.

Уже осенью 1980 г. рабочая группа смогла ответить на эти вопросы. В качестве критерия решено было взять местонахождение предприятий лизингодателя и пользователя. Местонахождение поставщика оборудования сочли второстепенным фактором, поскольку, с точки зрения членов рабочей группы, основу лизинга составляет договор между лизингодателем и пользователем. Соответственно, лизинговая сделка признавалась международной, если предприятия лизингодателя и пользователя находились в разных странах.

К работе по подготовке текста конвенции привлекались представители лизинговых компаний, в частности представители Европейской ассоциации лизинговых компаний (Leaseurope). Было проведено несколько симпозиумов в разных странах мира с привлечением, представителей научных институтов, ассоциаций адвокатов, правительственных экспертов.

Результатом проделанной работы, стала дипломатическая конференция в Оттаве в 1988 году. На этой конференции, где участвовали 55 государств, в том числе СССР, был принят текст Конвенции о международном финансовом лизинге. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге" (ЗАКЛЮЧЕНА В ОТТАВЕ 28.05.88)//Вестник ВАС РФ.-19998.-№5 Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции в 1998 году.

Юридическую конструкцию Конвенции определяют следующие особенности.

Во-первых, определяющая роль как инициатора всей сделки отводится пользователю: он выбирает оборудование, поставщика и несёт практически все риски собственника не являясь таковым. Таким образом, арендатор выступает активной стороной в сделке. Напротив, арендодатель находится в роли пассивной стороны, фактически лишь финансируя сделку, неся ответственность практически только в этом аспекте.

Во-вторых, срок договора лизинга должен позволить лизингодателю вернуть свои капиталовложения в оборудование, иначе говоря, срок договора лизинга должен приблизительно равняться сроку амортизации оборудования.

Авторы текста Конвенции учитывали существующее законодательство в разных странах, чем можно объяснить длительный срок её разработки. Именно поэтому, в тексте встречаются термины, встречающиеся в разных правовых системах.

Конструктивно, Конвенция состоит из преамбулы и 25 статей. В преамбуле формулируются цели данной Конвенции. Преамбула говорит о желательности введения единообразных норм. П. 3 преамбулы говорит об адаптации норм, регулирующих традиционный договор аренды, к самостоятельным трёхсторонним отношениям.

В ст. 1 Конвенция закрепляет неразрывную связь двух договоров--купли-продажи и лизинга: пользователь должен одобрить условия первого договора, поставщик должен быть уведомлён о существовании или о намерении заключить второй.

Статья 3 определяет действие Конвенции в пространстве. В лизинге участвуют как минимум три организации. Встаёт необходимость определить точку отсчёта при определении международного характера лизинга. Что учитывать при определении международного характера сделки, местонахождение всех трёх участников в разных странах или только двух, но каких--сторон договора купли-продажи или лизинга. В качестве критерия определения международного характера сделки было решено взять местонахождение сторон договора лизинга. Таким образом, поставщик может находиться как в одном из двух государств, где расположены лизингодатель или пользователь, так и в третьем, важно только, чтобы такое государство было участником Конвенции или чтобы договор поставки регулировался правом договаривающихся государств.

Статья 8 определяет взаимные права и обязанности участников лизинга. Здесь отражено важнейшее концептуальное отличие лизинга от смежных институтов: лизингодатель, собственник оборудования, не несёт ответственности за ущерб, не возмещает убытки, причинённые этим оборудованием, ни пользователю, ни третьим лицам. Поскольку пользователь совершенно самостоятелен в своём выборе, всю ответственность за дальнейшее (например, за ущерб, причинённый оборудованием) он берёт на себя. Однако, если он в какой-то мере действовал по совету лизингодателя, то в этой степени на последнего переходит ответственность за оборудование. В этом и проявляется одна из основных особенностей лизинга: собственник оборудования--лизингодатель--никакого отношения ни к его выбору, ни к его приобретению ни имеет. Без этой оговорки лизингодатель, оставаясь юридическим собственником, оказался бы адресатом всех претензий, связанных с оборудованием.

Статья 10 развивает положения ст. 8 по поводу адресата ответственности. Ответственность за оборудование несёт поставщик, как если бы он и пользователь выступали сторонами договора поставки. Тем не менее, предъявления поставщику двух одинаковых претензий от пользователя и от лизингодателя. Чтобы не допустить этого, Конвенция предусматривала следующую норму: поставщик не будет нести ответственности одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА.

§1. Проблемы в развитии законодательства о лизинге.

Количество нормативных документов, где имеется хоть какое-то упоминание о лизинге, составляет более 800, включая законы. Естественно, что такое многообразие приводит к большому количеству противоречий и несоответствий между различными документами. Но, помимо всего прочего, существуют и акты, содержащие противоречивые нормы внутри самих себя. Примером может служить Федеральный закон “О лизинге”. О лизинге: Закон РФ от 11 сент. 1998 г.// Российская газета.- 5 НОЯБРЯ 1998.

К сожалению, к моменту его принятия Государственной Думой РФ проект закона претерпел существенные изменения и приобрел ряд недостатков: он вступает в противоречие с уже существующей до его принятия нормативной базой, а также отличается неточностью терминологии, внутренней противоречивостью и неоднозначным толкованием основных понятий лизинговой деятельности.

Сравнительная таблица определения лизинговой деятельности

(Закон “О лизинге” и Закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Закон РФ от 15 июля 1998 г.// Российская газета.- 4 марта 1999.)

ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”

Закон “О лизинге”

Инвестор самостоятельно определяет объе-мы, направления, эффективность инвести-ций, привлекая необходимых ему физичес-ких и юридических лиц.

Лизингодатель приобретает имущество, указанное лизингополучателем.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нес-кольких участников.

Запрещает совмещать обязательства лизин-годателя и лизингополучателя, кредитора и лизингополучателя.

Во-первых, недостаточно корректны формулировки в законах “О лизинге” и “Об инвестиционной деятельности…”. При финансовом лизинге имущество закупается по указанию лизингополучателя и, следовательно можно говорить о некоторой “несамостоятельности” лизингодателя”

Во-вторых, этот запрет делает невозможным участие кредитующих банков в лизинговых операциях по переоборудованию самих же банков. Во-вторых, делает невозможным принимать авансовые платежи от лизингополучателей по договорам лизинга, поскольку в соответствии со статьей 823 ГК РФ аванс является разновидностью коммерческого кредита.

Условия договора сохраняются до конца срока его действия.

Предусматривает изменения условий договора.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собствен-ностью.

Переход права собственности происходит по истечении срока договора или при условии выплаты всех лизинговых платежей. При оперативном лизинге не происходит вообще.

Вообще, противоречия в области правового регулирования отношений лизинга вызвали путаницу в определении понятия “лизинг”. Гражданский кодекс ставит знак равенства между понятиями “финансовая аренда” и “лизинг”. При этом ГК РФ все-таки понимает финансовую аренду так же, как Закон “О лизинге” понимает финансовый лизинг. Основные квалификационные признаки финансового лизинга можно вывести, пользуясь этими двумя документами и Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633:

1. Прежде всего, это инвестиционный момент, который заключается в том, что денежные средства имеются у лизингодателя, оборудование требуется лизингополучателю и лизингодатель, таким образом, инвестирует в основные фонды лизингополучателя;

2. Вторым признаком является то, что лизингодатель приобретает оборудование по заявке лизингополучателя, который, в свою очередь, сам подбирает для себя поставщика, а также оборудование по качеству, то есть право выбора объекта лизинга и имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором (диспозитивная норма);

3. Предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;

4. Предмет лизинга приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг (о чем должно быть сказано в договоре купли-продажи);

Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную (или близкую к ней) стоимость предмета лизинга.

Если говорить о определении самого термина “лизинг”, сравнивая его содержание в различных нормативно-правовых актах, то наиболее удачным, на мой взгляд, является его раскрытие в Конвенции УНИДРУА. Дело в том, что понятие лизинга (финансовой аренды), сформулированное в ГК, не включает в себя понятие “оперативного лизинга”. Формулировки Закона “О лизинге” не содержат этих недостатков, но происходит некоторая неувязка с нормами ГК. Это даёт повод некоторым авторам критиковать закон за несоответствие нормам ГК, который в системе актов гражданского законодательства имеет приоритет над иными законами. С другой стороны, Конвенция давая большую широту понятия “лизинг”, вместе с тем, имеет более высокую юридическую силу чем ГК, чем и снимается указанное противоречие.

В Законе “О лизинге” впервые определены экономические основы лизинга, то есть подробно расписано, что можно отнести к инвестиционным затратам, а что является вознаграждением лизингодателя. При этом перечень инвестиционных затрат не является исчерпывающим, так как предусматривает в статье 27 “иные расходы, без осуществления которых невозможно нормальное использование предмета лизинга”. Такое расширение перечня, будет вызывать постоянные разногласия в толковании между хозяйствующими субъектами и фискальными органами.

На мой взгляд, необоснованно распространять действие Закона “О лизинге” на оперативный лизинг. До выхода данного Закона оперативный лизинг регулировался нормами, регулирующими арендные отношения, то есть ставился знак равенства между обычной арендой и оперативным лизингом. По сути своей он практически ничем от аренды и не отличается.

В случае оперативного лизинга лизингодатель приобретает предмет лизинга “на свой страх и риск”, то есть, в данном случае предмет лизинга приобретается не по указанию лизингополучателя и выбор продавца и оборудования лежит на лизингодателе. Предмет лизинга находится у лизингополучателя во временном пользовании и по истечении срока действия договора возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет даже права требовать его выкупа. То есть, право собственности на предмет лизинга в рамках лизинговой сделки не переходит к лизингополучателю. Кроме того, указанное имущество может передаваться в лизинг неоднократно, то есть в каждом последующем случае будет отсутствовать такой основополагающий момент, как специальное приобретение конкретного предмета лизинга для конкретного лизингополучателя. Таким образом, здесь отсутствуют основные квалификационные признаки лизинга, в том числе и инвестиционный момент. Да и вообще оперативный лизинг по общему определению, даваемому в статье 2 Закона “О лизинге” (где предусмотрено право выкупа), не вписывается в понятие лизинга.

В ст. 9 Закона “О лизинге” установлены запреты на совмещение обязательств участниками лизинга. В частности, запрещено в одном лице выступать кредитору и лизингополучателю предмета лизинга, за исключением возвратного лизинга. Такой порядок приводит к невозможности использования авансовых платежей при осуществлении лизинговых контрактов. Дело в том, что в п. 1 ст. 823 ГК РФ определено, что “договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в том числе, в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит)”.

Следовательно, аванс (или предварительная оплата) является формой коммерческого кредита, а значит возможно совмещение обязательств.

“Анализ результатов работы 56 российских лизинговых компаний показал, что в подавляющем большинстве случаев им приходится брать авансовые платежи или осуществлять предоплату в размере от 10 до 50 процентов от стоимости имущества. Всего несколько лизингодателей, и то с определёнными оговорками отметили, что не предусматривают включение авансовых платежей в договор лизинга”. Газман В. Российский лизинг нуждается в законодательной поддержке.//Хозяйство и право.-2001.-№1.-с. 46.

Кроме того, не соответствуют Гражданскому кодекса нормы Закона “О лизинге”, регулирующие порядок расторжения договора в одностороннем порядке, т.е. нормы о бесспорном взыскании денежных сумм и бесспорном изъятии предмета лизинга. В ст. 619 ГК, регулирующей общие положения об аренде, в том числе и финансовой, говорится, “что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях когда, арендатор:

Пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

Существенно ухудшает имущество;

Более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

Не производит капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях , когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора” Гражданский кодекс РФ. Часть вторая./Отв. Ред. Садиков О.Н.-М.:Инфра-М, 1996..

Сопоставив текст, содержащийся в ГК и текст, содержащийся в ст. 13 Закона “О лизинге” можно отметить их схожесть по перечню возможных случаев расторжения договора. Вместе с тем, в Законе говорится о применении бесспорного порядка, а в Гражданском кодексе РФ сказано о необходимости решения суда о досрочном расторжении договора аренды (лизинга).

Помимо недостатков в Законе “О лизинге” содержатся и определенные положительные моменты. Прежде всего, многие лизинговые компании интересовал вопрос об обеспечении кредитного договора, заключаемого с финансирующим банком в целях осуществления лизинговой операции. Что может предоставить лизинговая компания в обеспечение исполнения своих обязательств по возврату кредита? Как правило, это приобретаемое в будущем оборудование и право на получение лизинговых платежей. Принятый Закон “О лизинге” разрешает эту проблему в статье 18. Однако некоторые банки стоят на другой позиции, мотивируя тем, что ни право получения лизинговых платежей, ни оборудование, закупаемое в будущем, не являются достаточным обеспечением по кредитному договору. Здесь имеется в виду (в отношении залога оборудования) тот возможный коммерческий риск, когда кредит будет предоставлен, оборудование, приобретаемое по контракту, оплачено лизингодателем, а само оборудование в силу каких-либо причин не поставлено (например, в результате случайной гибели во время транспортировки). Но, во-первых, груз всегда застрахован. Во-вторых, выставляется аккредитив, который, как правило, исполняется поэтапно: частично с момента предоставления отгрузочных документов, частично после поставки и частично после монтажа. Если предусмотрена частичная предоплата, то продавец должен предоставить гарантию возвратности авансового платежа, данную первоклассным банком.

Проблема заключается и в том, что, согласно статье 335 ГК РФ, в залог можно передать имущество, находящееся в собственности залогодателя. А в связи с тем, что оборудование на момент заключения кредитного договора не принадлежит лизингодателю и у банка имеются сомнения по поводу того, будет ли когда-нибудь имущество принадлежать лизинговой компании, то соответственно и нечего передавать в залог. То есть, здесь возникает временной разрыв: с момента заключения кредитного договора до момента осуществления поставки и перехода права собственности на оборудование от продавца к лизингодателю. И, тем не менее, некоторые банки нашли выход из сложившейся ситуации: финансирующий банк заключает с лизингодателем предварительный договор залога, согласно которому залогодатель (лизингодатель) обязуется заключить договор залога на оговоренных условиях.

Что же касается передачи в залог прав на получение лизинговых платежей, то банк вообще не рассматривает такую возможность, объясняя это тем, что нельзя передать в залог денежные средства. Это положение трудно оспаривать, но ведь в данной ситуации в залог передается имущественное право на получение лизинговых платежей. Проблема в том, что, несмотря на содержащуюся в Законе “О лизинге” норму, прямо оговаривающую возможность как передачи в залог приобретаемого в будущем предмета лизинга, так и возможность уступки своих имущественных прав по договору лизинга, которые в силу статьи 336 ГК РФ также могут являться предметом залога, банки это не убедило и данная норма не действует. Для того чтобы она работала, желательно разработать сам механизм ее действия и отразить это в банковском законодательстве.

§2. Перспективы развития лизинга

Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих продукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции. Наглядным примером невостребованности лизинговых операций является сокращение в первом полугодии 1994 года в 2,9 раза выпуска грузовых автомашин главным образом из-за недостатка средств у основного покупателя - сельскохозяйственных предприятий - и сокращения потребности в этих машинах оборонных отраслей. Особенно тяжелая обстановка складывалась на авто гигантах - АМО "ЗИЛ" и Нижегородском автозаводе, где производство сократилось в 3,2-5 раз.

Неконкурентноспособность российских грузовиков, не отвечающих экологическим и другим нормам мировых достижений, не дает возможности компенсировать потери спроса на внутреннем рынке дополнительными поставками автомашин на внешний рынок. Если бы в России действовала разветвленная система финансового и оперативного (что особенно важно для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий) лизинга автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособности пользователя могли бы быть значительно смягчены.

Использование ускоренной амортизации при лизинговых операциях позволяет оперативнее обновлять оборудование и вести техническое перевооружение, в чем так нуждается отечественное машиностроение, легкая и пищевая отрасли промышленности. Успешное применение лизинга в инвестировании оборудования этих отраслей требует широкой поддержки региональных структур, что особенно важно при лизинге оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, когда в качестве лизингополучателя выступают фермерские хозяйства и малые предприятия, не располагающие достаточными средствами.

Развитие лизинга строительных машин и механизмов, а также оборудования стройиндустрии и строительных материалов, в первую очередь для высококачественной деревообработки, производства санитарно-технических изделий, отделочных и кровельных материалов позитивно скажется на ценообразовании в строительстве и во многом облегчит реализацию программ жилищного строительства и индивидуального домостроения.

Лизинг оборудования, особенно в сфере малого предпринимательства, сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особо значимо в период структурной перестройки промышленности и осуществления конверсионных программ.

Решая чисто народнохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам сделки ряд существенных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется единовременной полной оплаты стоимости имущества, включая накладные расходы, что высвобождает его ликвидные средства, снижает общие расходы и дает безусловные преимущества против обычной купли-продажи.

При проведении Международного лизинга стороны могут успешно использовать налоговые льготы стран-участниц лизинговой операции. По данным Административно-бюджетного управления США, использование так называемого налогового убежища при проведении лизинговых сделок в США в 1983-1985 годах стоило федеральному бюджету около 9 миллиардов долларов.

За рубежом лизинговые компании используют в своих операциях, как правило, 75-80 процентов заемных средств. Применяется практика предоставления банками так называемых гарантированных кредитов, сроки действия которых совпадают со сроками действия лизинговых договоров и обычных кредитов. Роль государства сводится к регулированию налоговых льгот и созданию благоприятных условий для привлечения лизинговыми компаниями заемных средств.

Использование для лизинговых операций заемных средств российских коммерческих банков сталкивается с двумя проблемами: высокая ставка рефинансирования и риск обесценения банковских ресурсов.

Кроме того, необходимо формировать резерв под лизинговые операции, создаваемого аналогично ссудным операциям. Хотя имущество до полного выкупа принадлежит лизингодателю, это не уменьшает риск для лизинговой фирмы. Банк вложил средства в приобретение основных средств. В случае возврата имущества оно отражается в учете на счете собственных основных средств (лизинг учитывается в балансе банка как актив, приносящий доход). При этом снижается ликвидность активов, показатели баланса ухудшаются, а вопрос о реализации имущества (особенно специфического или дорогостоящего) проблематичен (аналогичная по платежному дефициту и погашению ссудной задолженности ситуация возникает в том случае, когда в залог по ссудам принимаются низко ликвидные товары). Таким образом, риск при проведении лизинговых операций нисколько не ниже, чем при проведении ссудных операций. Начисленный резерв может быть списан с баланса после реализации (или списания) основных средств, приобретенных для проведения лизинговых операций.

Важным фактором успеха лизингового бизнеса является выбор рациональной организационной структуры лизинговой компании и высокая профессиональная подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. Существенно постоянное взаимодействие с банковскими учреждениями, страховыми компаниями и региональными властными структурами.

Лизинговый бизнес - один из сложнейших видов предпринимательской деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и другие финансовые механизмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Мне кажется, следует более полно использовать инструменты регулирования правоотношений лизинга при помощи налогового права. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга.

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.

Сейчас Россия переживает экономический кризис, и поэтому остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.

На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

-- была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

-- предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

-- развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).

-- наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

Обеспечение этих условий способствует развитию в России действительно крупных лизинговых компаний, причём не только в Европейской части страны, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, то есть в регионах, где сосредоточена значительная часть промышленности.

Приложение 1.

СХЕМА УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГА

Приложение № 2.

РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.

Документы

Содержание

1. Указание ГУГТК СССР от 5 июня 1990 г. № 11-38/20 “О пропуске товаров по лизинговым контрактам” (утратило силу)

Первое официальное упоминание о лизинге и лизинговых отношениях:

- долгосрочный кредит (15-20 лет)

- лизингодатель выкупает лицензируемое имущество после истечения срока договора

- балансовая стоимость имущества ежегодно уменьшается на величину лизинговых платежей

2. План счетов бух. Учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56)

Этот документ не содержит термина “лизинг”, но давал объяснение для долговременной аренды с продажей арендуемого имущества после истечения срока договора.

3. Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.94 г. “ О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”

- дает определение фин. Лизинга;

- дает указание Правительству РФ подготовить временное положение о лизинге;

- устанавливает, что лизинговые предприятия создаются в форме АО;

- дает указание Правительству РФ подготовить ряд вопросов в целях развития лизинга в РФ.

4. Правительство РФ, постановление № 633 от 29.06.95 г. “ О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”.

Подробно регулирует отношения, возникающие при финансовом лизинге.

5. Письмо ГТК РФ от 20.07.95 г. № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров временно ввозимых в рамках лизинговых отношений”.

В соответствии с положением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г., определяется, что товары, являющиеся объектом международного лизинга, временно ввозимые на территорию РФ, подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов.

6. Мин. Финансов РФ, приказ № 105 от 25.09.95 г. “Об отражении в бух. Учете и отчетности лизинговых операций”.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г. определяется ведение бух. Учета у лизингополучателя и лизингодателя.

7. Правительство РФ, постановление № 1133 от 20.11.95 г. “О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №633 от 29.06.95 г., определяется внесение лизинговых платежей по операциям финансового лизинга в состав затрат по производству и реализации продукции у лизингополучателя.

8. “Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией”. (утвержден Минэкономики РФ от 29.12.95 г.)

Первый официальный примерный договор о финансовом лизинге.

9. Гос. Дума Федерального Собрания РФ, кодекс № 14-ФЗ от 26.01.96 г. “Гражданский кодекс РФ (часть вторая)”

Все иные документы, регулирующие отношения финансового лизинга имеют силу в части не противоречащей ГК РФ.

10. Правительство РФ, постановление № 167 от 26.02.96 г. “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г. и в соответствии с постановлением Правительства от 24.12.94 г. № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, вводит обязательное лицензирование для всех лизингодателей.

11. Госкомстат РФ, письмо № 24-1-21/483 от 13.03.96 г. “Об утверждении затрат на приобретение лизингового оборудования”.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г., регламентирует отражение в статистической отчетности предприятий затраты на приобретение оборудования.

12. Мин. Экономики РФ, приказ № б/н от 16.04.96 г. “Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей”.

Рекомендуемая Мин. Экономики методика расчета лизинговых платежей как один из возможных вариантов расчета.

13. Правительство РФ, постановление № 528 от 23.04.96 г. “О внесении дополнений в постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”.

Вносит дополнения в постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. № 633, касающиеся финансирования лизинговых операций за счет бюджетных средств.

14. Мин. Экономики РФ, приказ № 91 от 20.06.96 г. “Об организации работы в Мин. экономики РФ по лицензированию лизинговой деятельности в РФ”.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.02.96 г. № 167, регламентирует порядок организации работы по лицензированию лизинговой деятельности в РФ.

15. Правительство РФ, постановление № 752 от 27.06.96 г. “О государственной поддержке лизинговой деятельности в РФ”.

1. Вносит изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. № 633:

определяет собственника имущества, переданного в лизинг и варианты его постановки на баланс лизингодателя или лизингополучателя;

вводит механизм ускоренной амортизации по отношению к движимому лизинговому имуществу с коэффициентом 3;

дает определение дохода лизингодателя.

2. Дает указание заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать методы дальнейшего развития лизинговых отношений в РФ.

16. Мин. Финансов РФ, приказ № 15 от 17.02.97 г. “Об отражении в бух. Учете операции по договору лизинга”.

Полностью описаны необходимые бух. Проводки при постановке оборудования как на баланс лизингодателя, так и на баланс лизингополучателя.

17. Правительство РФ, постановление № 915 от 21.07.97 г. “О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы”.

План поддержки лизинговой деятельности государством.

18. Правительство РФ, постановление № 1020 от 03.09.98 г. “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”.

Описаны схемы получения государственных гарантий под лизинговые операции. Время выхода этого постановления совпало с кризисом в РФ и с потерей доверия к государству, а тем более к его гарантиям, со стороны иностранных инвесторов.

19. Закон “О лизинге”. Принят Гос. Думой 11.09.98 г. и одобрен Советом Федерации 14.10.98 г.

С момента опубликования 05.11.98 г. является основным законодательным актом.

Список использованной литературы:

Нормативный материал:

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.88). //Вестник ВАС РФ.-1998.-№5.

Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 нояб. 1989 г.//Ведомости СНД и ВС СССР.-1989.-№25.-ст.481.

О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности: Указ Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929// Российская газета, N 180, 21.09.94

Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли: Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г.

О развитии лизинга в инвестиционной деятельности: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г.// " Российская газета " N 135, 14.07.95

Об организации работы по лицензированию лизинговой деятельности в РФ: Приказ Минэкономики от 20 июня 1996 г.//Закон №8, 1999.

О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге: Закон РФ от 16 янв. 1998 г.// Российская газета. - 12 фев. 1998 г.

Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Закон РФ от 15 июля 1998 г.// Российская газета. - 4 марта 1999.

О лизинге: Закон РФ от 11сен.1998 г.//Российская газета 5 ноября 1998г.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Закон РФ от 16 сен. 1998 г.//Российская газета 3 окт., 1998 г.

О федеральном законе о лизинге: Письмо ВАС РФ от 3 дек. 1998 г.// Налоговый вестник.-1999.-№3.

Специальная литература:

Медведков С.Ю. Лизинг в экономике США// США: политика, экономика, идеология.-1979.-№ 5.

Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1989.

Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. - М.: Мировой океан, 1992.

Чекмарёва Е.Н. Лизинговый бизнес.--М.: Экономика, 1993.

Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Ист-сервис”, 1994.

Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.:”Ист-сервис”, 1994.

Смирнов А. П. Лизинговые операции. - М.: Мысль, 1995.

Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй постатейный./ Отв. Ред. Садиков О.Н.--М., Инфра-М НОРМА, 1996.

Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса,// Лизинг-ревю.- 1996. №1.

Голощапов В. “Развитие лизинга в России: реальность и перспективы” // Финансовый бизнес.-1996.- № 7.

Голощанов В. Н. Лизинг обречен на успех, но мешают налоги// Экономика и жизнь. - 1996.- № 8.

Газман В. "Лизинг Теория. Практика. Комментарий" М.: Фонд “Правовая культура”, 1997.

Талье И., Абашина А. Аренда и лизинг.- М: Издательский дом "Филинъ", 1997.

Прилуцкий Л. “Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика”.-М.: ОСЬ-89, 1997.

Калачева С. Арендные сделки. - М.: ПРИОР, 1997 .

Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М, 1998.

Харитонова Ю.С. Финансовая аренда (лизинг)// Законодательство.-1998.- №1.

Сахарчук В. Виды лизинговых операций.// Хозяйство и право.-1998.-№4.

Газман В. Лизинг в малом предпринимательстве, организационно-правовое обеспечение// Хозяйство и право. -1998. -№7.

Газман В. Лизинг в малом предпринимательстве, организационно-правовое обеспечение// Хозяйство и право. -1998. -№8.

Масленченков Ю. Краткая характеристика законодательной базы лизинга и основных его субъектов //Финансист. - 1998.- №9.

Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. -М.: Правовая культура, 1999г.

Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, Юнити -Дана, 1999.

Гражданское право: Под ред. Гришаева. М.:Юрист.-1999.

Гражданское право ч.2: Под ред. Сергеева. М.: Проспект. - 1999.

Газман В. Кризис законодательства о лизинге // Хозяйство и право. 2000. №4.

Газман В. Российский лизинг нуждается в законодательной поддержке.//Хозяйство и право.-2001.-№1.

Полякова Ю. О лизинге сельхозтехники в РФ.// Ведомости. 15 февраля 2001 г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты