Рефераты

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией

p align="left">Важнейшей функцией органов внутренних дел, как считает А.П. Алегин, является осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также, законодательных и иных нормативных актов о регистрационном учете населения. Алегин А.П. Функции паспортно - регистрационной системы России // Вестник МВД.- 2003.-№ 4.-С.22.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортно-регистрационной системы как один из видов административной деятельности органов внутренних дел осуществляется преимущественно гласными методами. Однако некоторые специфические возможности рассматриваемой системы активно используются в деятельности оперативно-розыскных аппаратов милиции.

Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемая при сочетании гласных и негласных методов, представляет собой совокупность организационных и практических мероприятий, направленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы. В процессе реализации этих мероприятий предупреждаются правонарушения лиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступления; выявляются лица, подозреваемые в совершении преступлений и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится розыск конкретных, известных органам внутренних дел и безопасности лиц, совершивших преступления, и т.д.

Организационные и практические мероприятия по осуществлению контроля за соблюдением установленных правил паспортно-регистрационной системы органы внутренних дел реализуют в тесном взаимодействии с местными подразделениями Федеральной миграционной службы, органами безопасности, прокуратуры, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями и общественностью, а в пограничных зонах - также с подразделениями и частями органов пограничной службы. Зиядова Д.З. Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюде-нием паспортно-регистрационных правил.-М.: ВНИИ МВД РФ. 2005.-С.28.

Такое взаимодействие, осуществляемое в самых разнообразных формах (например, совместного планирования и участия в реализации практических мероприятий, обмена опытом), несомненно, позволяет не только успешно решать многие узкоспецифические задачи Федеральной миграционной службы, других правоохранительных и иных государственных органов, но и в целом способствует укреплению правопорядка и, следовательно, паспортно-регистрационного режима в стране.

Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют правоприменительную практику; обеспечивают планирование, сбор и анализ практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере; контролируют выполнение участковыми инспекторами милиции функциональных обязанностей по рассматриваемой линии работы; проводят инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответственными за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди населения.

В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил важная роль принадлежит участковым уполномоченным милиции, которые несут полную ответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках. В своей работе они опираются на помощь внештатных сотрудников милиции, добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и других сил общественности.

Контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемый органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечении паспортно-регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлении нарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однако следует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах и т.п. Своевременное выявление таких лиц позволяет принять в отношении их необходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения ими более серьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдением паспортно-регистрационного режима одновременно имеет большое значение и в профилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том числе преступлений.

Основным методом осуществления данного контроля являются проверки, которые проводятся в соответствии с планами работы соответствующих органов внутренних дел. В ходе проведения таких проверок обращается внимание на места возможного нахождения нарушителей паспортно-регистрационного режима в жилом секторе; выявляются и берутся на учет владельцы домов и квартир, систематически сдающие жилую площадь лицам сомнительного поведения; проводятся обходы нежилых помещений (подвалов, котельных, чердаков, сараев и т.п.), которые могут использоваться для проживания нарушителями паспортно-регистрационных правил. Подобные проверки в жилом секторе с согласия граждан разрешается производить в период с 6 до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных о нарушении паспортно-регистрационных правил. Беляев В.П. Контроль органов внутренних дел за соблюдением паспортно - регистрационных правил // Миграционные процессы.- 2004.-№ 1.-С.94.

Осуществляя контроль за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию, по мнению О.А.Бойченко, сотрудники органов внутренних дел проверяют своевременность и правильность регистрации и снятия с регистрационного учета в домоуправлениях, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, пансионатах. Бойченко О.А. Особенности контроля ОВД за работой должностных лиц, ответст-венных за регистрацию // Право.- 2004.-№ 5.-С.18. Эти проверки необходимо проводить особенно тщательно, поскольку скрывающиеся преступники и злостные неплательщики алиментов нередко стремятся к проживанию именно в тех местах, где паспортно-регистрационный режим не соблюдается надлежащим образом.

Лица, виновные в нарушении паспортно-регистрационных правил, в зависимости от тяжести содеянного могут быть привлечены к административной ответственности.

Глава II. административно - юрисдикционные меры обеспечения административного процесса в ОВД

2.1 Формы и методы административно-юрисдикционной деятельности милиции по охране общественного порядка при авариях и катастрофах

Формы и методы деятельности милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях носят подвижный характер и определяются правовым положением, содержанием деятельности и конкретными задачами.

Исходные положения об организации и осуществлении охраны общественного порядка установлены государством в нормативно правовом порядке, а непосредственно формы управленческой деятельности большинство авторов подразделяют на правовые и неправовые. Алехин А.П.Крамолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. -М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.-С.229.

Первые в свою очередь классифицируются по содержанию (на правотворческие и правоприменительные), по целенаправленности (на внутренние и внешние), по форме выражения (на словесные и конклюдентные).

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную.

К неправовым формам управленческой деятельности относятся организационные, материально-технические и иные действия, носящие функционально-обеспечительный характер.

Универсальными методами государственного управления являются убеждение и принуждение. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Под ред. А.Коренева.-М.: Юрайт, 2001.-С.158. Убеждение как метод деятельности милиции при авариях и катастрофах заключается в воздействии на волю и сознание людей с целью побуждения их к добровольному соблюдению административно-правовых норм.

Сотрудники милиции в качестве гарантий прав и свобод граждан при авариях и катастрофах наряду с убеждением применяют и административное принуждение, которое представляет собой принудительное воздействие, основанное на юридически обязательном предписании, исполнение которого гарантируется государством.

Совокупность форм и методов (приемов и способов) охраны общественного порядка в науке административного права принято называть тактикой3.

Компетенция милиции при ликвидации аварий и катастроф осуществляется в единой системе государственных органов, непосредственно созданной для этого.

Это российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреж-дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ.1995. № 19.Ст.183

Данная система в том числе обеспечивает готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства органов внутренних дел входят в состав сил и средств РСЧС на всех уровнях управления, на МВД России, в частности, возложены функции по обеспечению общественного порядка и охране материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также руководству созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС в сфере охраны общественного порядка. Организация охраны общественного порядка: Учебник. Под ред. Л.Л.Попова.-М.: Ось-89.-С.89.

Для охраны общественного порядка в зоне аварии организуется патрульно-постовая служба. При этом используются как виды нарядов, предусмотренные действующим Уставом ППС МОБ, так формируются специальные наряды и группы, предназначенные для выполнения специфических задач в зоне аварии.

К первой группе относятся пешие патрули и посты, патрули на автомобилях, «традиционные» наряды, задачей которых является охрана общественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан как в зоне аварии, так и на примыкающей территории.

Особенности организации и тактика несения службы этими нарядами обусловлены рядом обстоятельств, как правило, сопутствующих аварии: деморализация населения, попавшего в зону аварии; наличие жертв из числа граждан, а иногда и сотрудников милиции; угроза возникновения пани ки; нарушение путей сообщения и линий связи; наличие большого количества товарно-материальных ценностей, временно оказавшихся без охраны; хаотическое, неорганизованное перемещение населения; повышенные физические и психические нагрузки на личный состав; возможная активизация преступного элемента в зоне аварии, а также другие дестабилизирующие факторы.

Таким образом, к обычным обязанностям по поддержанию общественного порядка на заданных маршрутах и прилегающей территории добавляются специфические: контроль за обстановкой в зоне аварии, оказание помощи по спасению людей и материальных ценностей, разъяснение населению обстоятельств происшествия, предупреждение и пресечение распространения ложных слухов, выявление и задержание провокаторов и подстрекателей.

Как правило, в условиях аварии возникает потребность в выставлении дополнительных постов охраны. Эти посты выставляются: для охраны специальных объектов; в пунктах сбора вывозимого (эвакуируемого) имущества (когда его охрана не может быть обеспечена силами собственника); в пунктах сбора эвакуируемых из зоны аварии, а также в местах хранения останков погибших.

В обязанности этих нарядов входит, помимо охраны имущества, допуск уполномоченных лиц, а также контроль за законностью вывоза охраняемого имущества.

На основных магистралях, ведущих в зону аварии, выставляются контрольно-пропускные пункты, которые предназначены для регулирования беспрепятственного проезда специальных формирований и выезда транспортных средств с пострадавшими и имуществом.

Ко второй группе организационно-правовых форм построения охраны общественного порядка относятся оперативные группы, которые создаются исходя из конкретных условий аварии.

Так, указывает С.Ю.Паничкин, при необходимости изоляции зоны аварии производится ее оцепление, для чего формируется группа оцепления, которая в зависимости от обстановки выполняет свои функции путем выставления постов или сплошных цепочек по периметру зоны. Паничкин С.Ю. Проблемы повышения эффективности деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях. -М.: ВНИИ МВД РФ, 2004.-С.63.

Ее задачи - не допустить к месту происшествия притока посторонних граждан и транспортных средств, задерживать правонарушителей, пытающихся скрыться из оцепленного района или проникнуть через рубеж оцепления, и направлять их на фильтрационный пункт.

При необходимости эвакуации пострадавших, населения, задержанных, а также материальных ценностей формируется группа эвакуации. Сотрудники этой группы обходят дома и квартиры, разъясняют гражданам необходимость эвакуации, принимают меры по охране оставленных жилищ.

Кроме того, они привлекаются для сопровождения автобусов с эвакуируемыми к посадочным площадкам, обеспечивают установленную очередность посадки и др.

В то же время успешное выполнение задач каждым сотрудником милиции, независимо от вида наряда или оперативной группы, прямо зависит от знания им некоторых общих положений и правил, характерных для любых аварий и катастроф.

Это относится к механизму поведения людей, оказавшихся в зоне аварии и подвергшихся в результате этого физическим и/или психологическим травмам. Вступая в служебные контакты с такими людьми, а тем более применяя те или иные формы административного принуждения, сотрудник милиции должен учитывать, что сразу после аварии большинство из них прибывает в состоянии острого психологического шока.

Эти люди плохо понимают, что произошло, у них резко снижается способность к целенаправленным действиям. Затем шоковое состояние постепенно проходит и наступает депрессия. Необходимо учитывать это и отличать злостное неподчинение своим требованиям от естественной в экстремальных условиях растерянности.

Другое, общее для всех сотрудников, требование касается максимальной собранности и внимательности. Необходимо фиксировать малейшие изменения в поведении людей, которые являются признаком обострения обстановки, возникновения паники, указывают на назревание беспорядков, и принимать меры к своевременному их устранению.

2.2 Природоохранительная административно - юрисдикционная деятельность органов внутренних дел

Природоохранительная деятельность органов внутренних дел осуществляется в следующих организационных формах:

1) на основе сочетания этой функции с задачами по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;

2) взаимодействия с иными субъектами природоохранительной деятельности и оказания им содействия;

3) охраны обособленных объектов природы на основе договоров самостоятельно;

4) обеспечение соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД России.

Рассмотрим названные виды деятельности подробнее.

1. Сотрудникам управлений (отделов) охраны общественного порядка, горрайоргана внутренних дел, уголовного розыска, ГИБДД и других служб при осуществлении их непосредственных обязанностей вменяются обязанности по выявлению нарушений правил рыболовства и охоты, установлению перекупщиков рыбы, пушнины и т.д., усилению оперативного прикрытия объектов ловли, переработки и реализации рыбной продукции, пунктов сдачи пушнины. Работники патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции в процессе охраны общественного порядка должны пресекать нарушения природоохранительного законодательства в местах массового отдыха трудящихся, курортных и пригородных зонах, парках, коллективных садах. Участковые инспектора, осуществляя общий надзор на закрепленных за ними участках, обращают внимание на поведение лиц, от которых можно ожидать незаконного лова рыбы, на использование в этих целях моторных лодок, катеров их владельцами. В местностях, богатых лесными дарами (зверьем, дичью, грибами, ягодами) или с водоемами с ценными породами рыб, объектами наблюдения должны быть и почтовые отделения, нередко используемые правонарушителями для пересылки добытого незаконным путем в другие населенные пункты.

Работники милиции на водном транспорте, решая задачу охраны общественного порядка, также оказывают содействие государственным инспекциям в выполнении контрольно-надзорных функций по обеспечению санитарных, ветеринарно-эпидемиологических и других специальных режимов.

Работники ГИБДД принимают непосредственное участие в охране атмосферного воздуха. В процессе контроля за техническим состоянием автотранспорта они выявляют и пресекают факты эксплуатации транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах отработанных газов превышает установленные нормативы. Помимо этого, Госинспекция контролирует работу автопредприятий по уменьшению вредных выбросов двигателей, предупреждает выпуск на линию транспортных средств с неисправными двигателями, обеспечивает контроль за соблюдением ГОСТа при проектировании новых моделей машин. Кроме того, работники ГИБДД обращают внимание органов местного самоуправления на необходимость установления соответствующих знаков на дорогах, где возможны наезды на животных, выявляют и пресекают факты перевозки браконьерами предметов незаконной охоты и рыбной ловли. Пресухин Р. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел // Природа.- 2004.-№ 2.-С.93.

На МВД России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами возложены функции обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

Огромный ущерб природе наносят лесные пожары: огнем уничтожаются запасы древесины на корню, иногда ценные и редкие виды растительности, фауна, заготовленная древесина. В результате пожаров снижаются защитные, санитарно-гигиенические, водоохранные и иные полезные функции лесов.

Оказание содействия иным субъектам природоохранительной деятельности осуществляется органами внутренних дел путем взаимодействия с государственными инспекциями охотничьего и рыбного надзора, другими органами, совместного проведения профилактических мероприятий. К числу организационных форм взаимодействия относятся: совместное проведение рейдов, патрулирование, выставление контрольных постов, засад, заслонов, проведение обходов, объездов и т.д. Такие мероприятия проводятся обычно в местах возможного браконьерства, сбыта продукции незаконной охоты и рыболовства, в местах скопления рыбы или охотничьей дичи, во время весеннего и осеннего перелета птиц, сезона охоты, в местах нерестилищ и т.п.

Работники милиции оказывают содействие органам здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора при проведении ими мероприятий, связанных с обеспечением соблюдения санитарно-гигиенических и противо-эпидемиологических правил, проведении ими карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях. Милицией оказывается помощь различным природоохранительным органам при оказании им противодействия. Так, работники санитарно-эпидемиологических станций иногда вынуждены обращаться за помощью в связи с необходимостью обеспечить им допуск на территорию экологически опасных объектов для взятия там образцов и проведения экспертных исследований. Органы лесного хозяйства обращаются к работникам милиции за содействием в пресечении незаконной вырубки деревьев. Осипюк А.А. Взаимодействие ОВД с иными субъектами природоохранной деятельности // Вестник МВД.- 2002.-№ 9.-С.52. Силы органов внутренних дел привлекаются к тушению лесных пожаров, а также к мероприятиям по охране и защите лесов в периоды высокой пожарной опасности для ограничения посещения посторонними лесов, въезда в них транспортных средств, проведения определенных видов работ.

Значительный объем природоохранительной деятельности органов внутренних дел составляют деятельность подразделений милиции, создаваемых для охраны отдельных объектов природы, имеющих важное хозяйственное или экологическое значение. Они содержатся за счет соответствующих министерств и ведомств. Милиция обеспечивает охрану водохранилищ, снабжающих питьевой водой города и населенные пункты. Охраняя их, милиция предупреждает и пресекает нарушения установленных правил на обслуживаемой территории: сооружение строений, палаток, въезд и стоянку машин, их мойку, разжигание костров, порчу зеленых насаждений и травяного покрова, засорение воды и берегов, пользование моторными лодками и т.д.

Милиция обеспечивает исполнение требований заповедного режима, предусматривающего запрет охоты, рыбной ловли, рубки леса, сбора дикорастущих растений, ягод и т.п. в государственных заповедниках или заказниках. В некоторых областях милиция охраняет памятники природы, а также памятники культуры. В некоторых городах создаются подразделения милиции по охране зеленых насаждений, имеющих оздоровительное, защитное и культурно-эстетическое значение. Решение об их охране от уничтожения и повреждения, а также о порядке их охраны выносится органами государственной власти. В отдельных случаях милицией охраняется не весь зеленый фонд города, а только часть его (ботанические сады, дендрарии и т.п.). В этих случаях договоры на охрану заключаются с соответствующими органами, учреждениями Российской Академии наук, другими научными учреждениями.

В ряде регионов создаются подразделения милиции за счет средств рыбодобывающих предприятий или рыболовецких колхозов для охраны рыбных запасов и борьбы с хищениями рыбопродуктов.

В некоторых подразделениях милиции Сибири, Урала, Дальнего Востока введены должности сотрудников, содержащиеся за счет лесохозяйственных органов. Они призваны осуществлять противопожарные мероприятия в лесах и на предприятиях лесопромышленного комплекса. В горрайорганах, расположенных в лесных районах, подверженных лесным пожарам, за счет лесохозяйственных предприятий создаются группы инспекторов милиции, обязанностью которых является проведение профилактики лесных пожаров, принятие оперативно-розыскных мер по установлению виновных лиц, возбуждение уголовных дел и проведение дознания, оказание помощи работникам лесохозяйственных предприятий в охране лесов от пожаров, контроль за соблюдением противопожарных правил организациями, предприятиями, гражданами. Журавкин О. Экологическое право России. -М.: Юристъ, 2004.-С.185.

Важным направлением природоохранительной деятельности органов внутренних дел является обеспечение соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД России. В основном это касается организаций, имеющих собственное производство. В своей деятельности они выступают как природопользователи. Реализуя свое право природопользования, они обязаны строго соблюдать закрепленные действующим законодательством экологические требования.

МВД России принимает меры по улучшению природоохранной деятельности. В МВД, ГУВД, УВД созданы постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организации контроля и координации природоохранительной деятельности в регионах, а также кустовые лаборатории по охране окружающей среды при ГУВД, УВД и др. В число важнейших вопросов совершенствования природоохранительной деятельности органов внутренних дел включены: организация и обеспечение взаимодействия с территориальными природоохранительными органами, финансирование мероприятий, проведение совместных проверок, распространение передового опыта, разработка нормативов предельных выбросов загрязняющих веществ, контроль за их соблюдением и др. Боголюбов А.В. Экология и право // Экологический вестник.- 2004.-С.11.-С.23.

Для осуществления обязанностей в сфере природоохранительной деятельности органы внутренних дел (милиция) наделены определенными полномочиями, в том числе по применению мер административного принуждения. В целях предупреждения нарушений им предоставлено право требовать от юридических и физических лиц предоставления соответствующих документов и письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций по осуществлению разрешительной системы. Им предоставлено право решения вопросов о выдаче или отказе в выдаче лицензии на продажу и приобретение, а также на хранение и ношение оружия. Милиция осуществляет проверки сохранности оружия и безопасности его хранения, а также безопасности хранения взрывчатых и отравляющих веществ; производит осмотр оружия и мест его производства, продажи, хранения и уничтожения; проверяет соблюдение правил перевозки опасных транспортных грузов, документов на право охоты, рыболовства и т.д.

В случае обнаружения правонарушений применяются меры административного пресечения. К ним относятся: аннулирование лицензий и разрешений на продажу, приобретение, хранение и ношение оружия; выдача предписаний об устранении правонарушений в сфере разрешительной системы, противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения; изъятие оружия, орудий охоты, рыбной ловли, документов; запрещение эксплуатации технически неисправных транспортных средств; приостановление работы предприятий, производственных участков, проведения отдельных видов работ при нарушении правил пожарной безопасности. Для пресечения нарушений, связанных с незаконной охотой и рыбной ловлей, применяется задержание правонарушителей. Стариков Ю.Н. Курс общего административного права. Часть третья. -М.: Зерцало, 2003.-С.552.

В соответствии с законом при совершении лесонарушений или нарушении правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также нарушении законодательства об охране и использовании животного мира в целях составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, работники милиции могут производить доставление этих лиц в милицию или в помещение органов местного самоуправления и осуществлять административное задержание. В целях обеспечения правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административном правонарушении допускается личный досмотр, досмотр вещей, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов. Досмотр, как правило, осуществляется в присутствии собственника или владельца. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых и в отсутствие собственника (владельца). О личном досмотре или досмотре вещей составляется протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе об административном задержании. В качестве меры административно-процессуального обеспечения применяется изъятие орудий и продукции незаконного промысла (охотничьих ружей, капканов, плавучих и других транспортных средств и т.д.). Запрещенные орудия промысла сдаются на базы (склады) или в другие места под сохранную расписку. Рыба, икра осетровых и лососевых, а также мясо животных во избежание порчи сдаются рыбозаводам или торгующим организациям с оформлением приемной накладной или квитанции. При передаче дела в следственные или судебные органы судьба изъятых орудий (предметов) решается этими органами. Запрещенные орудия лова владельцам не возвращаются, а передаются предприятиям или рыболовецким колхозам для использования при изготовлении разрешенных орудий или уничтожаются. Изъятое оружие, технически пригодное к эксплуатации, подлежит реализации через предприятия, имеющие право на продажу таких видов оружия. Изъятое оружие, непригодное для дальнейшей эксплуатации, уничтожается органами внутренних дел, за исключением боеприпасов для газового оружия самообороны и аэрозольных устройств, снаряженных раздражающими веществами, которые передаются безвозмездно предприятиям по продаже данного оружия для дальнейшей утилизации.

Административная природоохранительная деятельность органов внутренних дел включает в себя широкий круг мероприятий организационного характера: аналитическую работу, планирование природоохранной деятельности и организацию реализации намеченных мероприятий, организацию взаимодействия между службами и подразделениями органов внутренних дел и с другими природоохранительными органами, распространение положительного опыта и т.д.

2.3 Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства

Реализация законодательства о борьбе с пьянством и алкоголизмом составляет одно из направлений административно-юрисдикционной деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел (милиции), но непосредственное выполнение задач предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства возложено на милицию общественной безопасности. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» // СЗ РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

Конкретизация задач борьбы с пьянством и алкоголизмом выражается в функциях аппаратов, подразделений и служб милиции общественной безопасности, закрепленных в законодательных и ведомственных нормативных актах. Организация деятельности аппаратов, подразделений служб милиции общественной безопасности в сфере борьбы с пьянством и алкоголизмом складывается из функций прогнозирования, анализа, планирования, координации, контроля, нормативно-правового, информационного, научно-методического, материально-технического обеспечения и др.

Предупреждение и пресечение пьянства и алкоголизма осуществляются также в процессе организации и непосредственного руководства ходом проведения специальных операций по выявлению нарушителей антиалкогольного законодательства, разработки рекомендаций и соответствующих указаний по расстановке сил и средств, формировании, внедрении и распространении передового опыта административно-юрисдикционной деятельности различных аппаратов, подразделений и служб органов внутренних дел (милиции) по предупреждению и пресечению нарушений, совершенных на почве пьянства и алкоголизма.

Функции по предупреждению и пресечению пьянства и алкоголизма выполняют подразделения милиции общественной безопасности путем:

- выявления лиц, в том числе подростков, а также вовлекающих их в пьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, проведения с ними профилактической работы с целью формирования здорового образа жизни;

- внесения предложений в соответствующие органы о рациональном размещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанов и других учреждений, реализующих спиртные напитки, в связи с их потенциальным и негативным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном районе населенного пункта;

- регулярного обследования территории и особенно мест концентрации лиц, склонных к пьянству, и алкоголиков (подвалы, чердаки, рынки, магазины, культурно-зрелищные учреждения, станции и остановки общественного транспорта и т.п.);

- привлечения правонарушителей антиалкогольного законодательства к административной ответственности.

При выявлении факта правонарушения, например, распития спиртных напитков в общественных местах, сотрудник милиции обязан: 1) немедленно потребовать прекращения противоправного поведения; 2) проверить документы, удостоверяющие личность нарушителя; 3) зафиксировать выявленные в них сведения; 4) установить и записать данные о свидетелях, объяснить им их права и обязанности в соответствие с действующим законодательством. Бакаев А.А. Предупреждение и пресечение нарушений, связанных с пьянством // Вестник МВД.- 2002.-№1.-С.10

Проанализировав ситуацию, действия и поведение нарушителя, характер совершенного правонарушения, следует либо предупредить нарушителя, либо составить протокол об административном правонарушении.

Если сложившиеся на месте правонарушения обстоятельства препятствуют возможности установить личность нарушителя и имеются основания для его доставления в орган внутренних дел, сотрудник милиции вправе принять все предоставленные ему законом меры, о чем затем докладывает рапортом руководству органа.

Лица, задержанные за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, находящиеся в средней и тяжелой степени опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе, помешаются в медицинский вытрезвитель (центр социальной помощи), находящийся в ведении милиции общественной безопасности.

Доставление и помещение в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, как правило, осуществляются экипажами автомобилей «Спецмедслужбы», которые обязаны предварительно проверить возможное наличие у доставляемых предметов, могущих быть используемыми для нападения или причинения себе телесных повреждений.

При обнаружении наркотических средств либо предметов, указывающих на возможную причастность доставляемых лиц к совершению преступлений, они доставляются в орган внутренних дел.

Запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель лиц, имеющих черепно-мозговые травмы и иные опасные для жизни повреждения, симптомы острого пищевого отравления или наркотического опьянения, находящихся в состоянии алкогольного психоза. Сотрудники милиции, обнаружившие таких лиц на улицах или в иных общественных местах, обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.

Доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезвитель производится только при невозможности установить их личность, местожительство и передать родителям (лицам, их заменяющим) либо представителям учреждений, на которых возложены обязанности по их содержанию и воспитанию, в приемник-распределитель для несовершеннолетних.

Факт доставления в медицинский вытрезвитель регистрируется, составляется протокол о доставлении (помещении) и привлечении виновного к административной ответственности или мерам общественного воздействия.

Рассмотрим меры предупреждения и пресечения наиболее распространенных правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом.

Среди непосредственных причин ДТП, имеющих тяжкие последствия (превышение установленной скорости движения; недисциплинированность пешеходов, игнорирование правил применения ремней безопасности и мотошлемов и т.д.), статистика выделяет управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Именно поэтому Правила дорожного движения (ПДД) запрещают водителю «управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и иного)... передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения...». Леушин А.В. Комментарий к Правилам дорожного движения. -М.: Новости, 2004.-С.299

Административная ответственность за правонарушения на транспорте, связанные с нарушением антиалкогольного законодательства, предусмотрена ст. 12.8.КоАП РФ.

За управление транспортными средствами в состоянии опьянения к административной ответственности привлекаются лица независимо от того, являлось ли оно (транспортное средство) самоходной машиной либо находилось на прицепе у другого транспортного средства, а также как долго управлял виновный транспортным средством - важен лишь факт приведения его в движение. Гирько С.И. Научно - практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМН, 2005.-С.551.

Немаловажное значение для привлечения к ответственности за данные виды правонарушений имеет установление прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает не только факт собственного опьянения, но и правовой запрет на управление транспортным средством в данном состоянии.

В целях предупреждения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения органы внутренних дел (милиция) наделены правами останавливать транспортные средства, в том числе и принудительно, осуществлять проверку документов и освидетельствование водителей на предмет установления факта нахождения их в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Эти и иные административно-предупредительные меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания, а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредных последствий в результате совершения дорожно-транспортных происшествий.

Сотрудник милиции (как правило, подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД), останавливая транспортное средство, обязан не только установить состояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этим транспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для привлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца на передачу управления и не обязательно, что управление осуществляется в его присутствии или в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущена владельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортным средством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на законном основании, например по доверенности, в процессе выполнения водителем обязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.

К мерам административного пресечения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения относятся: административное задержание, отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание документов на право управления транспортным средством.

Применение органами внутренних дел (милицией) этих мер не означает наложение на водителей административных взысканий, а имеет цель в принудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определенную опасность для дорожного движения противоправные действия, не допустить причинения вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия для привлечения виновных лиц к ответственности.

Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства и относящихся к сфере охраны общественного порядка, наибольшую распространенность и общественную опасность представляют: распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.20 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.22 КоАП РФ) и др.

Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, что они имеют масштабные социально-экономические, медико-биологические, нравственные и иные последствия, оказывающие негативное влияние не только на деформацию социальных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправного поведения. Связь пьянства с противоправным поведением, характеризующимся демонстративными проявлениями явного неуважения к общественной нравственности, очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе с нарушениями антиалькогольного законодательства и посягательствами на общественный порядок.

Административное законодательство устанавливает правовой запрет на распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство, и общественную нравственность.

Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушений антиалкогольного законодательства является установление сотрудниками милиции соответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умысле на распитие спиртных напитков, но не образующего состава административного правонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т.п.) и других действий, нарушающих общественный порядок.

Применение органами внутренних дел (милицией) мер административного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этих антиобщественных явлений, способствующей укреплению правопорядка в общественных местах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупреждения правонарушений, состоящей из экономических, организационных, пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т.п. мероприятий и направленной на утверждение здорового образа жизни и правомерного поведения граждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками. Коровников А.В. Вопросы административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства // Право и экономика.- 2004.-№ 7.-С.13.

Важность административно-предупредительных мер объясняется тем, что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовые запреты и ответственность за его нарушение, вне профилактического обеспечения не приводит к сокращению рассматриваемой категории правонарушений.

Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, занимают служба участковых инспекторов милиции и милиция общественной безопасности, сотрудники которых осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и в общественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иных служб органов внутренних дел (милиции) изучают жилой массив в целях выявления и проведения предупредительных профилактических бесед с лицами, склонными к пьянству и алкоголизму, установления источников приобретения ими спиртных напитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторонним гражданам для систематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртных напитков. По этим направлениям профилактической работы необходима организация взаимодействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающейся, например, выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативный интерес, находящихся в розыске и т.п.

Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений может служить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественном месте в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятых норм поведения, образующих самостоятельный состав административного правонарушения), поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправных посягательств.

К числу профилактических мероприятий органов внутренних дел (милиции) относится их участие в работе государственных органов и общественных организаций по формированию и развитию духовных и интеллектуальных способностей граждан, созданию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочению национальных культурных традиций, проведению антиалкогольной пропаганды среди различных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений о благоустройстве обслуживаемой территории и рациональном размещении культурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки и т.д.

Целям предупреждения и пресечения пьянства среди несовершеннолетних служит, предусматривающая ответственность за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и наказание в виде наложения штрафа.

Борьба с пьянством и алкоголизмом - важная социальная задача, ее реализация зависит от активной и последовательной работы органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, каждого гражданина.

Заключение

Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:

а) административно-процедурная;

б) административно-юрисдикционная.

Административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях.

В конечном счете назначение этих мер состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий. В отдельных случаях мерами административно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций.

Таким образом, применение названных мер обусловлено необходимостью реализации различных мер государственного правового (преимущественно административного) принуждения. По отношению к последним они имеют вспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.

Достижение названных целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных взысканий.

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей.

Меры, направленные на получение доказательств, создают условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела.

К ним относятся: проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр вещей и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебных помещений.

Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделены правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.-М.: Новости, 2005.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: Юрайт, 2005.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» // СЗ РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

4. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Под ред. А.Коренева.-М.: Юрайт, 2001.

5. Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л.Попова. -М.: Юристъ, 2005.

6. Александрова И.Л. Административно-процессуальная деятельность // Профессионал.- 2004.-№ 4.

7. Алехин А.П.Крамолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. -М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.-С.229.

8. Баглай М.В. Конституционное право России.-М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2005.

9. Бакаев А.А. Предупреждение и пресечение нарушений, связанных с пьянством // Вестник МВД.- 2002.-№1.

10. Боголюбов А.В. Экология и право // Экологический вестник.- 2004.

11. Бойченко О.А. Особенности контроля ОВД за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию // Право.- 2004.-№ 5.

12. Винокурова Н.С. Справочник сотрудника лицензионно-разрешительной системы.-М.: Щит и меч, 2004.

13. Волчкова А.А. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств // ПДД.- 2004.-№ 1.

14. Гирько С.И. Научно - практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМН, 2005.

15. Горячев В.В. Административно-процессуальные нормы // Правоведение.- 2004.-№ 11.

16. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМЕН, 2005.

17. Додонов О.Н., Румянцев А.Л. Большой российский юридический словарь. -М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2004.

18. Ибрагимова А.М. Административно - процессуальные отношения //

19. Козлов Ю.М. Административное право России. -М.: Юристъ, 2004.

20. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Л.Попова.-М.: Юристъ, 2005.

21. Коренев В.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная- М.: Щит и меч, 2004.

22. Стариков Ю.Н. Курс общего административного права. Часть третья. -М.: Зерцало, 2003.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты