Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе
p align="left">По мнению Л.В. Гильченко, формированию эффективной системы местного самоуправления в нашей стране препятствуют такие факторы, как:
- отсутствие на федеральном уровне единой общегосударственной концепции реформирования местной власти на принципах самоуправления. Любая реформа в государстве должна иметь четко обозначенную цель, стратегию и тактику ее достижения, этапы реформирования, определение общественно-правовых механизмов и социальных групп, заинтересованных в проведении реформы и способных этими механизмами воспользоваться. В этом отношении статьи Конституции России, посвященные вопросам организации местного самоуправления, в лучшем случае могут рассматриваться как некая конечная цель, декларация «о намерениях» государственной власти и «правах» населения в этой области. Программа государственной поддержки местного самоуправления, несмотря на ее большую значимость, также является скорее предварительными обязательствами федеральных органов государственной власти, чем стратегией реформы. В связи с отсутствием единого нормативного документа, определяющего все элементы реформы, деятельность различных структур, занимающихся вопросами организации местного самоуправления в Российской Федерации, совершенно не скоординирована, фрагментарна и зачастую взаимопротиворечива;
- значительное сопротивление реформам отдельных категорий чиновников государственных органов исполнительной власти. Условно их можно объединить в две группы. К первой следует отнести государственных служащих среднего уровня ряда федеральных министерств и ведомств - прежде всего тех, в принципах работы которых в ходе реформы предполагаются кардинальные изменения. Наибольшее противодействие эта группа оказывает на этапе разработки нормативных документов, направленных на реализацию соответствующих федеральных законов через компетенцию их министерств и ведомств. Вторую группу образуют руководители органов государственной власти ряда субъектов Российской Федерации. В основе их сопротивления лежит не просто желание сохранить определенный объем властных полномочий, но, что гораздо существеннее, реальное обладание и распоряжение собственностью, т.е. самый сильный стимул сопротивления - экономический интерес. Этому способствует сегодняшняя практически полная утрата федеральным уровнем контроля как административного, так и экономического за распоряжением государственной собственностью и ресурсами в субъектах Федерации, не говоря уже о влиянии на политические процессы в регионах.
Н.А. Емельянов к данному списку относит еще и низкий уровень политической культуры населения, отмечая, что большинство российских избирателей пока еще недостаточно хорошо представляют себе систему властных отношений, сложившуюся в современной России. Поэтому, с одной стороны, они часто предъявляют завышенные требования к органам местного самоуправления, будучи искренне уверенными в том, что именно местная власть должна решать все их проблемы, а с другой - не разбираются в своих правах, не умеют, как правило, их защищать и не осознают своей контролирующей роли по отношению к местным органам власти».
Коротко проблемы действующей системы местного самоуправления можно сформулировать фразой: «недостаточно финансов, демократии и ответственности». При этом:
- слабое развитие институтов местного самоуправления в целом (по состоянию на 1 января 2008 г. из более чем 155 тысяч административно-территориальных единиц юридически было оформлено чуть более 12 тысяч муниципальных образований);
- превышение расходов местного самоуправления над доходной базой местных бюджетов;
- чрезмерный объем нефинансируемых государственных полномочий, которыми наделено местное самоуправление, перегрузка местных бюджетов нефинансируемыми федеральными и региональными мандатами;
- отсутствие эффективных механизмов общественного и государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Устранение и предотвращение указанных причин - важная задача проводимой в стране реформы местного самоуправления. Местную власть чаще всего ругают за то, что в решении простейших вопросов жизнеобеспечения, например, водоснабжение, ремонт канализации, получение необходимой справки и т.п. со стороны органов местного самоуправления проявляется пассивность. Однако во многом это происходит не по вине чиновников, а из-за сложной и неэффективной системы управления, в которой они вынуждены работать.
Предположим, что в сельсовете, не наделенном статусом муниципального образования, произошла «нештатная» ситуация и необходимо срочно предпринимать меры для решения проблемы. Но у главы сельской администрации для этого, как правило, нет возможностей. Он - муниципальный служащий, поэтому в принятии решений он связан мнением своего руководителя, который нередко находится от него не за один десяток километров. Более того, даже если глава сельской администрации проявит необходимую инициативу и самостоятельность, он упрется в другую проблему - отсутствие источников финансирования. У него нет собственного бюджета. Его заменяет смета доходов и расходов, в рамках которой невозможно маневрировать финансовыми средствами. Результат - проволочки в решении самых элементарных вопросов, недоверие населения к власти. Как отмечал Президент РФ В.В. Путин, выступая в 2004 г. на сессии конгресса муниципальных образований РФ Российская муниципальная практика. 2007. № 1., еще десять лет назад Конституция Российской Федерации четко определила гарантии и основы местного самоуправления как самостоятельного института власти в стране. Нашим стратегическим ориентиром оставалась и остается сильная и дееспособная местная власть. Однако достичь эту цель на практике оказалось гораздо сложнее, чем ее заявить. Нужно было учиться работать принципиально в иных условиях, формировать новые, действенные механизмы, анализировать и быстро преобразовывать собственный опыт. И для этого потребовались согласие общества, консолидация власти, политическая воля. Да и многое стало понятным только тогда, когда приступили к практической работе.
Чтобы преодолеть препятствия, мешавшие развитию местного самоуправления, приближению его к населению, в стране в последние два года была проделана большая работа, Особенно важно то, что руководство государства приступило к разбору законодательных завалов, определилось с правами и обязательствами муниципалитетов, вплотную подошло к решению вопросов их собственности и финансовой обеспеченности. Тем самым были намечены пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей, хотя полностью решить эту проблему пока еще до конца не удалось.
Для того чтобы цели нового этапа муниципальной реформы были достигнуты, всем уровням власти в самое ближайшее время предстоит приложить серьезные усилия в направлении укрепления организационно-правовых и экономических основ местного самоуправления. Ведь даже самая идеальная нормативная база сама по себе еще не является гарантом создания в стране эффективной системы местного самоуправления. Для того чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера. Помимо этого необходимы:
1. Наличие осознанной воли в осуществлении права на местное самоуправление, т.е. активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результатах).
2. Наличие механизмов осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие организационных структур, создаваемых населением для решения местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) и реальной зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, различные формы общественного контроля).
3. Наличие возможности осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие экономических основ для обеспечения реальной самостоятельности населения и создаваемых им органов.
Все три вышеобозначенные составляющие находятся в настоящее время в процессе формирования. Однако правовое и организационно оформление местного самоуправления протекает значительно быстрее. В вопросах формирования эффективной экономической базы местного самоуправления реальные результаты мизерны. Именно проблемы экономического характера являются основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. В связи с этим сегодня основные усилия парламента и правительства должны быть направлены на завершение формирования экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти.
Очевидно, что до тех пор, пока в стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, - это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления.
Несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги и тенденции в развитии местного самоуправления, потребуется еще немало усилий, чтобы окончательно урегулировать остающиеся противоречия. Реализация закона в жизни, на практике - это всегда задача, как минимум, не менее сложная, а может быть, и более сложная, чем его подготовка и принятие. В этой связи выделяется ряд очевидных приоритетов.
Первое. Чтобы закон эффективно заработал, необходимо в кратчайшие сроки и в полном объеме привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательства, уставы и иные нормативные акты муниципальных образований, немало сделать по информационной и экспертной поддержке этой сложной, многогранной и очень объемной работы.
Второе. Предстоит решить вопросы по границам и статусу муниципальных образований, структурам органов муниципального управления, завершить процесс административно-территориального деления субъектов РФ в соответствии с требованиями новой редакции Федерального закона о местном самоуправлении и выборным путем сформировать органы местного самоуправления, в том числе во вновь образованных муниципальных образованиях. При этом важно учитывать, что во многих субъектах РФ в процессе реализации ФЗ №131 значительно, порой на порядок, увеличится численность муниципальных образований (см. приложение)
Третье. Следующий важный этап - формирование эффективной структуры муниципальных органов в соответствии с перечнем полномочий, возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления.
Четвертое. Весьма сложный и самый болезненный вопрос - о ресурсах пополнения местных бюджетов. Слишком долго длилось время так называемых повышенных обязательств при практически пустом кармане муниципальных образований, а главное - при невозможности наполнить этот карман самостоятельно.
Здесь уже предприняты первые шаги, которые должны изменить ситуацию, внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Главный смысл поправок в том, чтобы у муниципалитетов появились стимулы расширять собственную налоговую базу. Потенциальных возможностей для развития собственной базы на местах много. Это - малый и средний бизнес, сфера инноваций и услуг. Именно эти сегменты экономики могут стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в стране в целом.
Как говорил Президент РФ В.В. Путин, выступая с приветственным словом на конгрессе муниципальных образований России, «…финансовая устойчивость и эффективность работы муниципалитетов прямо связаны с активизацией хозяйственной жизни на местах. И здесь многое зависит от умения местных руководителей грамотно и рачительно хозяйствовать, от готовности снимать административные барьеры, открывать рынок не только для представителей своего региона, но и для всех, кто хочет реализовать свою деловую инициативу.
И, наконец, важно повысить роль и значение представительных органов, развивать принципы коллегиальности и контрольные механизмы с участием граждан. Без такой обратной связи с избирателями по-настоящему сильное, независимое и эффективное местное самоуправление, конечно, не состоится» Российская муниципальная практика. 2007. № 1..
Следует также учитывать, что масштаб стоящих сейчас перед местным самоуправлением задач требует кардинального повышения квалификации муниципальных служащих. И потому необходимо создать адекватную потребностям дня систему подготовки и переподготовки кадров. Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан. Эта власть существует за счет налогоплательщиков, и она должна быть подконтрольна гражданам.
Весьма актуальной задачей является повышение политической культуры населения муниципальных образований, приобщение людей к процессу управления местными делами.
Открытым остается вопрос и об укреплении экономических основ местного самоуправления. Несмотря на законодательно продекларированную самостоятельность органов местного самоуправления в решении внутренних проблем подведомственных им территорий, в стране продолжает сохраняться финансово-экономическая зависимость муниципальных органов от государства. Зародившаяся в недрах экономических противоречий переходного периода, она развилась на почве ущемления интересов муниципальных структур в процессе распределения полномочий, собственности и финансовых ресурсов между различными субъектами экономических отношений.
Новая редакция Федерального закона о местном самоуправлении, поправки, внесенные в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, призваны увеличить объемы собственных доходов муниципальных образований за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, а также средств финансовой помощи, оказываемой органам местного самоуправления из вышестоящих бюджетов. Однако эти меры вряд ли смогут обеспечить местному самоуправлению надлежащий уровень экономической самостоятельности без встречной активности со стороны местных властей. Муниципальные служащие должны овладеть основами современного менеджмента и азами рыночного поведения. Муниципалитеты должны научиться собственными силами зарабатывать недостающие им средства.
Такие проявления муниципальной предпринимательской активности, как создание муниципальных предприятий в наиболее конкурентоспособных и прибыльных отраслях муниципальной экономики, сдача в аренду муниципального имущества, участие в создании предприятий с долевой собственностью, размещение муниципальных заказов, приватизация и продажа убыточных объектов муниципальной собственности, стимулирование малого бизнеса и инвестиционная деятельность органов местного самоуправления обладают наибольшей устойчивостью к воздействию различного рода внешних и внутренних факторов и, следовательно, являются наиболее перспективными с точки зрения повышения уровня экономической самостоятельности муниципальных образований.
Наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.
3. Местное самоуправление на примере муниципального образования городское поселение Игрим
3.1Географические, климатические, экономические и социальныеусловия поселенияИгрим
Поселение Игрим находится в Березовском районе на северо-западе Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Большая часть территории района расположена на равнинной местности.
Климат поселения резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий, особенно в переходные периоды - от осени к зиме и от весны к лету. Средняя температура в январе от -18 до -24 С. Период с отрицательной температурой воздуха продолжается 7 месяцев с октября по апрель. Период с устойчивым снежным покровом продолжается 180 - 200 дней. Самый теплый месяц - июль, средняя температура которого колеблется в пределах района от +15,70С до + 18,40С. В течение года преобладают ветры западного и юго-западного направлений.
Поселение Игрим располагает природным потенциалом: залежи минерально-сырьевых ресурсов; запасы рыбы, пушнины. Биологические ресурсы поселения уникальны и представлены огромным разнообразием фауны и флоры, которые занимают определенную нишу в экосистеме и играют немаловажную роль в жизнедеятельности населения.
В 2007 году основу экономического потенциала поселения составляет производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Следующие по значимости виды деятельности: строительство, транспорт, связь и т.д.
Особое место в экономике поселения занимает строительство. Главной задачей этого вида деятельности на перспективу является строительство жилья.
Учитывая особое расположение поселения Игрим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: слабо развитую транспортную схему с ярко выраженной зависимостью от сезона, важным направлением в экономике района является обеспечение устойчивого функционирования предприятий транспорта и связи. Ведущее место на рынке транспортных услуг занимают водный и автомобильный транспорт.
Экономическое развитие района в значительной степени обеспечивают организации и учреждения различных форм собственности.
Потенциал экономического развития поселения Игрим в настоящее время и в среднесрочной перспективе будет определяться предприятиями, связанными с производством и распределением электроэнергии, воды, транспортировкой газа, переработкой рыбы, освоением Приполярного Урала, а также сопутствующими видами деятельности - строительством, транспортом, связью.
Таким образом, поселение Игрим обладает определенным потенциалом, позволяющим обеспечить устойчивое развитие экономики и муниципального образования в целом, при условии развитой транспортной системы и достаточного финансирования.
Поселение располагает образовательными учреждениями различных видов, обеспечивающих реальную возможность гражданам получить образование соответствующего уровня
В дошкольных образовательных учреждениях количество воспитанников постепенно увеличивается, в 2006-2007 учебном году было 392 ребенка, в 2007 2008 учебном году - 419.
В поселение действуют 2 общеобразовательные школы, которые участвуют в эксперименте:
- по единому государственному экзамену;
- по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- по осуществлению допрофессиональной и профессиональной подготовки старшеклассников.
Профессиональное образование в поселении осуществляет Игримский профессиональный колледж, в котором ежегодно обучается 450 студентов по профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.
В поселение создана лечебно-профилактическое учреждение «Игримская районная больница №2», которая удовлетворяет потребности населения в различных видах медицинской помощи.
На территории поселения насчитывается 5 спортивных сооружений, в том числе спортивные залы (включая школьные), площадки, поля, бассейн.
Спортзалы работают по 14 часов в сутки, но не удовлетворяют спросу на занятия физической подготовки.
В районе культивируются 16 видов спорта. К основным массовым видам спорта района можно отнести: волейбол, баскетбол, хоккей с шайбой, настольный теннис.
В целом, поселение Игрим находится в благоприятных условиях и это необходимо максимально использовать для достижения высокого качества жизни населения, скорейшего решения задач, поставленных Правительством автономного округа.
3.2 Система органов местного самоуправления муниципального образованияГородское поселение Игрим
Городское поселение Игрим в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наделенным статусом городского поселения.
Официальное наименование муниципального образования - городское поселение Игрим. В границах поселения находятся населенные пункты: поселки Игрим, Ванзетур, деревни Анеева, Новинская.
Структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют (см. приложение №):
- представительный орган муниципального образования - Совет городского поселения Игрим (12 человек);
- глава муниципального образования - Глава городского поселения Игрим;
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация городского поселения Игрим.
Миссией работы органов местного самоуправления городского поселения Игрим является:
Обеспечение жизнедеятельности муниципального образования городское поселение Игрим, заключающееся в максимальном и эффективном выполнении разнообразных хозяйственных и социально-политических функций, направленных на удовлетворение потребностей населения и организаций, действующих на территории поселения. Работа определяется постановлениями, распоряжениями органов власти, запросами и жалобами населения, необходимостью обеспечения успешной работы в районе муниципальных служб.
Органы местного самоуправления городского поселения Игрим решают вопросы местного значения (см. приложение №) согласно Уставу городского поселения Игрим. Органы местного самоуправления поселения, заключают соглашения с органами местного самоуправления Березовского района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций.
Представительным органом муниципального образования является Совет депутатов городского поселения Игрим. Совет поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Совет поселения состоит из 12 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 8 депутатов. Со дня начала работы Совета поселения нового созыва полномочия Совета поселения прежнего созыва прекращаются. Основной формой деятельности Совета поселения являются периодические заседания. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Совета поселения проводятся не реже одного раза в три месяца. Первое заседание нового состава проводится в срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа в правомочном составе. На первом заседании Совета поселения председательствует старейший по возрасту депутат.
В исключительной компетенции Совета поселения находятся:
- принятие устава городского поселения Игрим и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение бюджета городского поселения и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определение порядка участия поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Совет поселения вправе принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения.
Расходы на обеспечение деятельности Совета поселения предусматриваются в бюджете поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Совет поселения самостоятельно распоряжается средствами бюджета поселения, предназначенными для обеспечения деятельности Совета поселения и депутатов.
Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным полномочиями (см. приложение №) по решению вопросов местного значения. Глава поселения избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет. Полномочия главы поселения начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения. Глава поселения осуществляет полномочия на постоянной основе.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения является администрация поселения. Администрация поселения обладает правами юридического лица и является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.
Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности администрации поселения осуществляется в порядке определенном решением Совета поселения.
Избирательной комиссией муниципального образования является избирательная комиссия городского поселения Игрим.
Избирательная комиссия поселения организует подготовку и проведение:
- муниципальных выборов;
- местного референдума;
- голосования по отзыву депутата Совета поселения, главы поселения;
- голосования по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения.
Избирательная комиссия поселения осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Уставом городского поселения Игрим.
3.3 Анализ деятельности органов местного самоуправления городского поселения Игрим
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в октябре 2005 года были впервые избраны представительные органы местного самоуправления во вновь образованных поселениях, главы муниципальных образований, в том числе и в поселении Игрим. В установленные сроки принят и зарегистрирован устав муниципального образования, созданы исполнительно-распорядительные органы - администрация поселения.
Начиная с избрания и по настоящее время, органами местного самоуправления проводится работа по созданию нормативной правовой базы муниципального образования, разрабатываются нормативные правовые акты, принятие которых необходимо в соответствии со 131-м Федеральным законом, окружными законами и уставом муниципального образования Игрим.
Прежде всего, органами местного самоуправления поселения были приняты необходимые нормативные правовые акты по вопросам, касающимся его организационной деятельности, а также по вопросам обеспечения прав граждан в осуществлении местного самоуправления, такие как:
- «О порядке организации и проведения публичных слушаний»;
- «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления»;
- «О порядке назначения и проведения собрания граждан»;
- «О порядке назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов)»;
- «О порядке реализации правотворческой инициативы граждан»;
- «О порядке назначения и проведения опроса граждан»
- и другие.
В среднем, органами местного самоуправления городского поселения Игрим за период с октября 2005 года по настоящее время (июнь 2008 года) принято около 96% от необходимых нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена законодательством.
В период с мая 2006 года по июнь 2007 проведена работа по приведению устава муниципального образования городского поселения Игрим в соответствие с федеральным и окружным законодательством.
В городском поселении Игрим действуют следующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления:
- муниципальные выборы;
- собрания граждан;
- публичные слушания;
- обращения граждан в органы местного самоуправления;
- опрос граждан.
В целях более оперативного и качественного решения задач в области обслуживания населения и исключения возникновения случаев социальной напряженности, льготной категории на 2007 и 2008 годы были заключены соглашения о взаимодействии между органами местного самоуправления и территориальными подразделениями федеральных и окружных структур, расположенных в Березовском районе:
- с государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе;
- с отделом работы со страхователями по Березовскому району государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования;
- с Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом в Березовском районе;
- с государственным учреждением Центром занятости населения поселка Березово.
В целях более эффективного и оперативного решения вопросов местного значения, входящих в совместное ведение органов местного самоуправления района и поселения, признавая необходимость постоянного взаимодействия по их решению, были заключены соглашения о взаимодействии по таким вопросам как:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- развитие сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства;
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.
Изучив работу органов местного самоуправления и учитывая географические, климатические, экономические и социальные условия, систему органов местного самоуправления муниципального образования Городское поселение Игрим можно выявить слабые, сильные стороны и возможности городского поселения Игрим:
Сильные стороны:
- поселение находится в экономически благоприятном регионе;
- созданы механизмы участия органов местного самоуправления в решении проблем функционирования социальных отраслей в рамках приоритетных национальных проектов;
- современная законодательная база в регионе, наличие множества программ, концепций, прогноз, практически по всей жизнедеятельности округа;
- наличие в штате администрации специалистов по всем выполняемым полномочиям;
- значительная роль исторических, культурных, сословных, национальных традиций;
- реализация региональных программ в сфере жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения, образования и т.д.;
- достаточный контроль исполнения приказов и распоряжений.
Слабые стороны:
- недостаточные объемы статистической информации;
- проблема недостаточного финансирования;
- отдаленность территории от административных центров;
- отсутствие разнообразных каналов информирования населения о деятельности органов местного самоуправления;
- необходимость проводить все платежи через систему казначейства, приобретения через торги, конкурсы (время, бумаги, деньги);
- низкий профессиональный уровень кадров (из 100% сотрудников только у 57% имеют специальное образование в соответствии с занимаемой должностью);
- безынициативность населения;
- слабо развита транспортная схема.
Возможности:
- создание стимулов для проявления инициативы граждан;
- сотрудничество органов местного самоуправления с населением;
- привлечение граждан к социально значимой работе;
- развития предпринимательства;
- увеличение доходов местного бюджета за счет перераспределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (например, оставить в часть налога на прибыль, для создания благоприятных условий развития бизнеса и т.д.).
Перспектива дальнейшего развития местного самоуправления в городском поселении Игрим во многом зависит не только от деятельности органов местного самоуправления, но и политической грамотности и инициативности граждан, основанием для этого служит статья 130 Конституции РФ, которая определяет местное самоуправление как самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Автором данной работы было проведено социологическое исследование жителей п. Игрим для того, чтобы выявить знают ли граждане о местном самоуправлении и готовы ли они участвовать в нём (приложение №).
Респондентам задавались 2 вопроса:
1. «Знаете ли вы о реформе местного самоуправления, которое осуществляется с 1 января 2006 года?»
2. «Готовы ли вы лично принимать участие в разрешении каких-либо общественных проблем в нашем посёлке?»
Было опрошено 180 человек с 18 до 77 лет. Из них знают о реформе 45%, не знают 28%, остальные 27% имеют смутное представление.
Из общего количества опрошенных 90% выразили готовность участвовать в разрешении общественных проблем. Из них 20% респондентов способны проявить инициативу, 35% предпочитают, чтобы их попросили об участии и организовали, 35% согласны работать при наличии стимулов (полная или частичная оплата, приз, публичная похвала и т.д.) и только 10% опрошенных категорически отказались от участия в местном самоуправление.
Эти данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.
2. Население готово участвовать в местном самоуправление при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.
Анализ местной власти городского поселения Игрим позволяет сделать вывод о том, что наилучшее функционирование местного самоуправления поселения зависит не только от деятельности местных властей, правовых основ местного самоуправления, но и от общественной активности жителей. Правильное осознание особенностей городского поселения Игрим, местных органов власти и механизма ее взаимодействия с гражданами позволит органам местного самоуправления наиболее эффективно осуществлять свою деятельность.
Заключение
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:
1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;
2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;
3. Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием современной модели от является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.
Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:
- решением вопросов административно-территориального деления;
- полномочий в области экономики и финансов;
- решение вопросов социального развития территории;
- развитие культуры и искусства.
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.
Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Современная модель организации местного самоуправления, в отличие от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.
В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.
Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.
Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.
Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы.
Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.
Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.
Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.
Проведенный анализ современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в середине пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.
Библиографический список
Нормативные акты
1. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Май. 1990.
2. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9.04.1990 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. №16. 1990. М.С. 267.
3. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» // Сб. Законов Российской Федерации. - 2006. М.С. 213.
5. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по указанию государственной поддержки местного самоуправления» от 9.10.1993 // САПП Российской Федерации. №41. 1993. С. 3944.
6. Указ Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21.09.1993 // САПП Российской Федерации. №44. 1993. С. 4188.
7. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2003. №42. С. 4287.
8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» // Российская газета. 1993.
9. Федеральный закон «О референдуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №42.
10. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета 1995
11. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №10.
12. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» Российская газета. 1996.
Нормативные акты субъектов РФ13. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» 2006.14. Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2005.Местные нормативные акты
15. Структура администрации муниципального образования городское поселение Игрим. 2006.
16. Положение об администрации муниципального образования городское поселение Игрим.
17. Устав городского поселения Игрим. 2008.
Статьи, монографии17. Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ. Серия 11. Право. 2006. - №2. С. 33.18. Андреев С.С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление. 1995. №1. С. 136.19. Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. Саратов. 1996. С. 86.20. Ашлей П.О. Местное и центральное управление. Сравнительный анализ учреждений Англии, Франции, Пруссии и США. СПб. 1910.21. Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века // Под ред. В.А. Динеса. М. 1997. С. 140.22. Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Джашитов А.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. 2004.23. Барабашев Г.В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. 1994. №5. С. 126.24. Бойтон Р., Десантис В. Формы местного самоуправления в США: анализ официальных и неофициальных функций мэров, городских управляющих и глав администраций. Серия рефератов. №12. М. 1996. С. 35.25. Васютин Ю.С. Местного самоуправления в зарубежных странах. М. 2002. С. 125.26. Ворониг А.Г. Местного самоуправления в Японии // Губерния. 1999. №1. С. 70.27. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 1996. №2. С. 142.28. Демократия и государство: Хрестоматия муниципального политика вып. 2. 1997. С. 106.29. Игнатов В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика: Учебное пособие. Екатеринбург. 1999. С. 224.30. Комкова Г.Н., Крохина Ю.А., Новоселов В.И. Государственная власть и местного самоуправления в Российской Федерации / под общ. ред. Новоселова В.И.М. 2004. С. 336.31. Мильшин Ю.Н. Муниципальное право России: Учебное пособие. М. 2007.32. Рудой И.В. Местное самоуправление: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006.