Место и роль исправительных учреждений общего режима
p align="left">Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.
Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.
Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере исправительного воздействия.
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.
Воспитательная функция.
В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в исправительном учреждении, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
Функция регулирования уголовно-правовой кары.
В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 Уголовного Кодексе РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания.
Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару.
Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства.
Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы, согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.
Частнопредупредительная функция режима состоит в том, что, во-первых, благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.
Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны осужденных, и т.д.
Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в ИУ.
Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания.
В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие.
Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса мер воспитательного воздействия на осужденных. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки.
Функция социального контроля направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории исправительного учреждения. Применительно к осужденным основные формы социального контроля заключаются в надзоре за осужденными и установления специальных мер в период отбывания наказания.
Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительном учреждении и его объектах, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка исправительного учреждения, правил взаимоотношений с осужденными. Администрации исправительного учреждения предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением ими режимных требований, применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия.
Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в конечном счете - на их исправление.
Функции режима отбывания наказания в исправительном учреждении реализуется комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.
Таким образом можно сказать, что режим составляет основу деятельности колоний общего режима. Он содержит в себе законодательную основу, а так же практическую, так как на практике лишний раз подтверждается, что соблюдение режима способствует нормальной деятельности колоний.
2.2 Правовое регулирование привлечения осужденных к общественно полезному труду
Проблема трудовой деятельности осужденных к лишению свободы постоянно находилась в центре внимания нашего государства и продолжает превалировать над другими средствами исправления осужденных.
За счет привлечения к труду осужденных решались сугубо экономические задачи, связанные со строительством крупных промышленных центров, коммуникаций, освоением производства различной продукции.
В зависимости от экономических целей органы, исполняющие наказание, устанавливают взаимоотношения с промышленными предприятиями и обеспечивают уровень трудовой занятости осужденных.
Сложившаяся в настоящее время практика привлечения осужденных к труду и организация производственно-хозяйственной деятельности предприятий исправительных учреждений слабо ориентированы на формирование у них положительной установки на труд, а система материального стимулирования недостаточно связывает меру труда и меру потребления. Участвующие в трудовой деятельности осужденные не чувствуют существенной социальной защиты, однако, работа в исправительных учреждениях засчитывается в трудовой стаж, так же они обеспечиваются в порядке государственного страхования пособиями по временной нетрудоспособности, пенсиями по старости, инвалидности.
Привлечение осужденных к труду и организация производственно-хозяйственной деятельности в настоящее время представляется весьма трудной задачей. Часть осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не занята общественно-полезным трудом по болезни, другие находят в ПКТ или штрафных изоляторах за нарушения режима содержания, имеются отказы от работы. Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их умственными и физическими способностями. Организация и методы работы в заведениях должны максимально приближаться к тем, которые имеются на свободе.
Труд осужденных к лишению свободы регулируется нормами трудового и уголовно-исполнительного права. Нормами трудового права регулируются все основные положения охраны труда осужденных, техники безопасности и производственной санитарии. МВД РФ издает соответствующие нормативные акты, обеспечивающие применение указанных норм в производственной деятельности исправительных учреждений.
К мероприятиям по технике безопасности относится организация обучения осужденных умению обращаться с механизмами , машинами и другими источниками повышенной опасности, чтобы предотвратить возможность наступления несчастного случая. К работе с машинами, станками и другими агрегатами осужденные допускаются только после того, как ознакомятся с их устройством, изучат способы обращения с ними и пройдут специальный инструктаж по технике безопасности. На работах с вредными условиями труда они в соответствии с требованиями трудового законодательства обеспечиваются индивидуальными средствами защиты, которые выдаются бесплатно.
Женщины, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, не привлекаются к тяжелым и вредным работам. В соответствии с общими правилами охраны материнства, основные положения об охране труда беременных женщин и кормящих матерей в полном объеме распространяются и на осужденных женщин.
На лиц, содержащихся в воспитательных колониях, также распространяются основные положения об охране труда несовершеннолетних.
Ответственность за охрану труда и технику безопасности на предприятиях исправительных учреждений несут начальники колоний и директор предприятия.
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда осужденных и технике безопасности возложен соответственно на инженера по технике безопасности, а на предприятиях других ведомств -на начальника планово-производственной службы. Все несчастные случаи, произошедшие с осужденными во время работы и повлекшие потерю трудоспособности не менее чем на один рабочий день, подлежат учету и регистрации в соответствующих журналах. Акты о несчастных случаях и журналы их регистрации являются основанием для решения вопроса о назначении этим лицам пенсии по освобождении в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Нормы уголовно-исполнительного права.
А) Условия труда лиц, лишенных свободы.
Нормы уголовно-исполнительного права, регулируя труд осужденных, предусматривают рабочее время и время отдыха, оплату труда, ответственность за материальный ущерб, причиненный осужденным и ряд других вопросов организации их труда.
Для лиц отбывающих наказание в исправительных учреждениях и тюрьмах нормы уголовно-исполнительного права устанавливают восьмичасовой рабочий день, в отличие от трудового законодательства, определяющего нормальную продолжительность рабочего времени в неделю-41 час. Время начала и окончания работы устанавливается Правилами внутреннего распорядка в ИУ.
Осужденным предоставляется еженедельно один день отдыха, как правило, в воскресенье, который является общим выходным днем. Осужденные освобождаются от работы в праздничные дни, перечень которых установлен в ст. 65 КЗОТ РФ.
На некоторых видах работ, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная для осужденных ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени в соответствии с законодательством о труде, допускается суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы средняя продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала восьми часов в день.
Продолжительность рабочего времени для осужденных в течение дня, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также предоставление им еженедельных дней отдыха устанавливается на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде. Лица в возрасте от 16 до 18 лет работают не более 36 часов в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет- не более 24 часов в неделю.
Осужденные в возрасте от 14 до 15 лет -- не более 24 часов в неделю. Эти осужденные не привлекаются к производственному труду, они могут быть заняты в учебно-производственных мастерских во время учебного времени. В соответствии с требованиями охраны труда, которые распространяются на осужденных, у них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для лиц, занятых на производстве с вредными условиями труда. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утверждается в порядке, установленном правительством.
Осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней с выездом или без за пределы исправительных учреждений. Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж. Учет проработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения трудовых заданий или ином проявлении им недобросовестного отношения к труду соответствующий период времени исключается по представлению администрации ИУ из общего трудового стажа осужденного решением суда.
Б) Оплата труда лиц, лишенных свободы.
Труд лиц, лишенных свободы, оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, действующим в народном хозяйстве. При наличии заработка осужденным устанавливаются все виды дополнительной оплаты, предусмотренной для рабочих и служащих отраслей народного хозяйства, за исключением дополнительной оплаты за выслугу лет и отдаленность. На осужденных в полном объеме распространяется премиальная система. Нормы и расценки оплаты труда, действующие в народном хозяйстве, распространяются на осужденных.
Существуют особенности оплаты труда осужденных. Они заключаются в зачислении на лицевой счет осужденного гарантированного минимума, который дифференцируется в зависимости от категории осужденных в исправительных колониях и тюрьмах. На лицевой счет осужденного должны начисляться не менее 20 % независимо от всех удержаний, осужденным мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в домах ребенка ИУ, несовершеннолетним не менее 45%, осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях всех видов, а также осужденным женщинам, которым разрешено вне колонии -не менее 5(Ж) заработка.
За время простоя, произошедшее не по вине осужденного, заработок начисляется за фактически выполненную работу. Месячная заработная плата в этом случае не может быть менее двух третей тарифной ставки, установленного разряда (оклада).
Оплата осужденным в праздничные дни производится: сдельщикам -по двойным расценкам, а занятым на лесозаготовительных работах доплачивается за каждый час тарифная ставка повременщика, повременщикам- в размере двойной часовой или дневной ставки, при месячном окладе- в размере часовой или двойной ставки сверх оклада. (Ст. 89 КЗОТ РФ). Осужденным, прибывшим из следственных изоляторов или других ИУ, в первый месяц работы может быть начислен аванс в счет будущего заработка при условии добросовестного отношения к труду и отсутствия нарушений режима содержания. Однако, в это время им предоставляется бесплатное питание и лечение. Месячный заработок осужденных, выполняющих нормы выработки или установленные задания, не может быть ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В) Удержания из заработка лиц, лишенных свободы лица, отбывающие наказание в исправительных колониях и тюрьмах, из начисленного им заработка возмещают стоимость питания, одежды, белья, обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Имеются особенности удержания по исполнительному документу алиментов на содержание несовершеннолетних детей. В этом случае они исчисляются со всей суммы, заработанной осужденным. Осужденным несовершеннолетним, инвалидам первой и второй группы, женщинам с беременностью свыше четырех месяцев, питание, одежда, белье и обувь предоставляется бесплатно.
Стоимость питания осужденных исчисляется по ценам за фактически предоставленное питание в данном учреждении за истекший месяц в расчете на одного осужденного.
Одежда, белье и обувь, выданные осужденному, могут быть оплачены в рассрочку или по его желанию сразу. Сумма удержаний, производимых в рассрочку, зависит от времени, в течении которого они осуществляются. После оплаты стоимости полученного имущества оно переходит в собственность осужденных. С осужденных, злостно уклоняющихся от работы, стоимость питания и одежды взыскивается из средств, находящихся на лицевых счетах.
Г) Привлечение лиц, лишенных свободы, к работам без оплаты труда. Осужденные могут привлекаться без оплаты труда к соответствующим видам работ. Они производятся для улучшения содержания и не преследуют цели извлечения из данного вида трудовой деятельности какой-либо прибыли. Такими видами работ являются: работы по благоустройству мест лишения свободы, улучшению культурно-бытовых условий, вспомогательные работы по обеспечению исправительного учреждения продовольствием. К этим работам осужденные привлекаются, как правило, в порядке очередности, в нерабочее время, и продолжительность их не должна превышать восьми часов в месяц. При исключительных обстоятельствах осужденные могут привлекаться без оплаты труда к работе по восстановлению охранных сооружений: в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем осужденные могут привлекаться к работам без оплаты труда по восстановлению охранных учреждений в лесных ИУ.
Это связано со спецификой производственной деятельности этих учреждений - постоянной передислокацией лесосек и соответственно охранных сооружений.
Д) Пенсионное обеспечение лиц, утративших трудоспособность во время отбывания наказания.
При получении инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания во время отбывания наказания, освобожденные имеют право на получение пенсии по инвалидности. Если осужденный утратил трудоспособность во время отбывания наказания по вине администрации учреждения, он имеет право на возмещение вреда, не покрываемого пенсией. В этом случае его возмещение осуществляется в судебном порядке путем предъявления иска к администрации ИУ.
В случае смерти осужденного во время отбывания наказания вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, наступивших в связи с его трудовой деятельностью, нетрудоспособные члены семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
Правильно организованная работа по правовому регулированию и привлечению осужденных к труду позволяет обеспечить конкурентоспособность осужденных на рынке труда, изыскать правильные способы освоения трудовых навыков и умений, разработать меры предупреждения нарушений техники безопасности, выработать правильный режим труда и отдыха, нормальный уровень интенсивности труда.
Все это дает возможность изменить отношение осужденных к труду, поднять уровень его значимости как средства исправления и экономическую результативность.
Таким образом можно сказать, что основным двигательным элементом исполнения наказания является режим. А проблемы режима определяют проблему исполнения наказания.
2.3 Нарушение режима. Меры безопасности и порядок применения силы
Согласно ст. 86 УИК РФ, в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а равно для предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе, применяются физическая сила, специальные средства и оружие, т.е. меры безопасности.
Под оказанием осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения следует понимать их активные действия, создающие угрозу или непосредственно угрожающие жизни и здоровью персонала учреждения, а также негативно воздействующие на психику либо затрудняющие или делающие невозможным осуществление персоналом законной деятельности.
Злостное неповиновение осужденных законным требованиям персонала может проявляться в форме как пассивных, так и активных действий. Понятие «злостное» неповиновение в данном случае имеется в виду неоднократное невыполнение законных требований администрации. Это невыполнение может сопровождаться высказываниями оскорблений, нецензурной бранью в адрес персонала, иными хулиганскими действиями, а также совершением насильственных действий.
Применение мер безопасности и оружия также является важнейшим средством обеспечения режима. Во внешней форме меры безопасности выражаются в физическом воздействии на лиц, от которых исходит опасность. Своеобразным фоном мер безопасности является то, что применяются они в чрезвычайных или иных конфликтных ситуациях, вызванных, как правило, насильственными действиями осужденных в отношении персонала или граждан, других осужденных или самих себя.
Согласно ч. 2 ст. 35 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определены основания применения к осужденным огнестрельного оружия, а в ст. 31 данного Закона содержится перечень ситуаций, при возникновении которых такая мера воздействия допускается.
К их числу относятся случаи, вызывающие необходимость: защиты от нападения; отражение нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала исправительного учреждения, осужденных и иных граждан, или совершаемого с целью завладения оружием; освобождения захваченных преступниками заложников, зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения, сооружения исправительного учреждения.
Огнестрельное оружие без предупреждения применяется в случаях:
отражения нападения преступника с использованием им оружия или транспортных средств;
побега осужденных из исправительного учреждения при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время передвижения;
попытка осужденного или иного лица приблизиться к сотруднику учреждения с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником исправительного учреждения расстояние, а так же попытки прикоснуться к огнестрельному оружию сотрудника.
Вместе с тем запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни, здоровью граждан, нанесением им иного значительного ущерба. Комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу РФ. Под редакцией А.И. Зубкова. -- М.: Инфра-М-Норма, 2001. С.234
Итак, как было сказано раньше что режим имеет правовую основу и тем самым сам по себе определяет деятельность колоний. Но как видно соблюдение режима требует принятие определенных мер по его соблюдению, так как на практике, как мы видим, осужденные его соблюдают не в полной мере, что приводит к довольно таки плохим последствиям как для самих осужденных, так и для самой колонии. Поэтому необходимо создание какой либо более подходящей правовой нормы, чем той что существует, так как во многом она никакого особого эффекта не дает.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы.
Изучение действующего уголовно-исполнительного законодательства позволило выявить недостатки правового закрепления критериев оценки степени исправления осужденного, а именно:
- представляется неоправданным отсутствие учета отношения осужденных к учебе и участия в воспитательных мероприятиях при изменении условий содержания;
- полагаем нецелесообразным использование тождественных формулировок критериев (поведение осужденного, его отношение к труду и др.), относящихся к различным степеням исправления осужденного, в зависимости от его типа.
Так же можно составить определенную систему оценки степени исправления осужденных женщин, отбывающих наказание в ИК общего режима. Основные ее преимущества сводятся к следующему:
- предложенные направления оценки и критерии исправления соответствуют действующему уголовно-исполнительному законодательству;
- при формулировке критериев такого направления оценки как отношение к режиму отбывания наказания, предпринята попытка обойти неопределенные оценочные понятия, которые имеют неоднозначную трактовку, как в науке, так и в практической деятельности;
- такие критерии, как возмещение причиненного ущерба и раскаяние в совершенном деянии, применяются только в случае решения вопроса об условно-досрочном освобождении, что отвечает их позиционированию в УИК РФ;
- кроме законодательно установленных сроков, для условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким его видом предусмотрен срок положительного поведения осужденных, что объясняется важностью и значимостью данных правовых институтов, а также высоким уровнем постпенитенциарного рецидива со стороны данных лиц;
- установлены четкие правовые последствия признания осужденной соответствующей той или иной степени исправления.
Как уже было сказано во введении, колонии общего режима имеют очень большой потенциал, так как, в зависимости от приведенной статистики, они становятся все более необходимыми в связи с ростом преступников впервые осужденных, то есть тех кому придется отбывать наказание в колония общего режима.
Список используемой литературы
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948 г. /СПС КонсультантПлюс, 2010
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) /СПС - Консультант - Плюс.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 01.07.2010). /СПС - Консультант - Плюс.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010) // СПС - Консультант - Плюс.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010) /СПС - Консультант - Плюс.
6. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. От 01.07.2010) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (принят ГД ФС РФ 21.06.1995) /СПС - Консультант - Плюс.
7. Федеральный закон РФ от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты»
8. Информационное приложение «Бывшие зеки» (список организаций помогающим в адаптации бывшим заключенным в г. Санкт-Петербурге) /http://www.spb.ru/ptchela/i_org_r3.html
9. Беляев Н.А., Петухов Н.А. Уголовно-исполнительное право и его место в системе права /Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та МВД России, 2005. - № 2. - 159с.
10. Комментарий к уголовно - исполнительному кодексу российской федерации /Под ред. А.И. Зубкова. Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006.- 785 с.
11. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании /Под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М.Тяжковой - М.: ИКД «Зерцало-М», 2005. - 254 с.
12. Лекции по уголовно-исполнительному праву: Общая часть /Орлов В.Н.. - Ставрополь; Ставропольсервисшкола, 2007. - 112 с.
13. Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России /Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.; Спарк, 2008. - № 5. - 118 с.
15. Предмет уголовно-исполнительного права: эволюция, современное состояние, перспективы развития: Учебное пособие /Горобцов В.И.. - Красноярск; Изд-во Краснояр. ВШ МВД России, 2009. - 98 с.
16. Рябинин А.А. Наука уголовно-исполнительного права и новое законодательство о наказании /Труды Московской государственной юридической академии: Сборник статей. - М.; Юристъ, 2006. - № 5. - 123 с.
17. Рябинин А. Уголовно-исполнительное право России /Под. ред. О.Г.Перминова. - М.: Юрид. лит - Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 2008. - № 3. - 105 с.
18. Уголовно-исполнительное право России: Общая часть: Учебное пособие /Фефелов В.А.. - Рязань; Изд-во Ин-та права и экономики МВД России, 2006. - 378 с.
20. Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие /Бриллиантов А.В., Детков М.Г., Перминов О.Г.. - М.; Юрид. лит., 2005. - 416 с.
21. Уголовно-исполнительное право: Учебник. /под ред. Зубков А.И. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 342 с.
22. Уголовно-исполнительное право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. /под ред. Селиверстова В.И. - М.: Юриспруденция, 2006. - 193 с.
23. Уголовно-исполнительное право: Учебник /Под ред. проф. В. И. Селиверстова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006. - 475 с.
24. Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты. /Под ред. О.В. Филимонова. М., 2008 г. - 375с.
25. Субкультурные категории осужденных в местах лишения свободы. /под ред. Анисимкова В.М., Рыбак М.С. Саратов - 2005. - 154 с.
26. Уголовно - исполнительное право. /Под ред. Анисимкова В.М., Капункина С.А., Рыбак М.С. Саратов 2006. - 275 с.
27. Защита прав человека в местах лишения свободы. /Сборник нормативных актов и официальных документов. М., 2005. - 4023 с.
28. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. /Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.; Спарк, 2005. - № 3. - 131 с.
29. Иванов В.Д. Уголовно-исполнительное право России: Учебник /Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 392 с.
30. Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно - исполнительного законодательства. /Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.; Спарк, 2008. - № 2. - 95с.
31. Малыгин А., Мордачев В. Становление отечественной уголовно-исполнительной политики /Уголовное право. 2005. № 1. - 98 с.
32. Майоров А. Метологические основы борьбы с наркотизмом в исправительных учреждениях /Уголовное право. 2005. № 5. - 101 с.
33. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006. - 342 c.
34. Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепция и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам. В.Н. Селиверстов, И. В. Шмаров, Л.В. Яковлева. М., 2004 г. - 783 с.
35. Уголовно-исполнительное право России: Учебник /Под ред. проф. А.И. Зубкова. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006. - 251 с.
36. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. /Под ред. А.И. Зубкова. М., 2005. - 341 с.
37. Артамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права. М., 2001. - 142 с.
38. Багрий-Шахматов Л.В. Система уголовных наказаний и исправительно-трудовое право 1969 года. М., 2000. - 171 с.
39. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными /Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. - М.: Экспертное бюро-М, 2005. - 893 с.
40. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. /Под. ред. С.В. Степашина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 726 с.
41. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. /Отв. ред. проф. А.И. Зубков. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007. - 653 с.
42. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве. М., 2005. - 98 с.
43. Орлов В.Н. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ. М.: Изд-во Ставрополь, 2005. - 123 с.
44. Остапчук Л.В., Юрченко С.Г. Уголовно-исполнительное право: Сборник задач. - Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2006. - 152 с.
45. Уголовно-исполнительное право: Общая часть: Краткий курс лекций /Епанешников В.С., Королев В.Н., Маликов В.З. и др.. - Уфа; Изд-во Уфим. юрид. ин-та МВД РФ, 2005. - 87 с.