1. Понятие, основные черты и структура механизма государства
2. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти
3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата
4. Совершенствование государственного аппарата современного Российского государства. Этика государственной службы
5. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический централизм
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Проблемы возникновения, природы, сущности госу-дарства, его функционирования, роли и значе-ния в жизни общества, государственно-правовой дейст-вительности и тенденций его развития, политико-право-вых процессов и их отражения в сознании людей отно-сятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем -- объективная потребность и необходимое условие научного управления обществен-ными процессами.
На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и пре-образования. Сказанное относится прежде всего к быв-шим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и пра-вовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.
Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятель-ности, с результатами проведения перестройки и ре-форм. Широкое использование в проводимых преобра-зованиях метода «проб и ошибок», бездумное заимство-вание иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного насле-дия и национальных интересов, радикализм и самонаде-янность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомне-ние и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии и тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и право-вым регулированием.
1. Понятие, основные черты и структура механизма государства
Механизм государства есть та реальная организацион-ная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представля-ет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Механизм государства -- это целостная иерархичес-кая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить сле-дующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная иерархическая система государст-венных органов и учреждений. Целостность ее обеспе-чивается едиными принципами организации и деятель-ности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреж-дения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Госу-дарственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных властных веле-ний он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,-- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма практически осуществля-ется власть и выполняются функции государства.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что меха-низм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит опре-деляющая роль. Органы государства и учреждения вы-нуждены подстраиваться к изменяющимся его функци-ям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противо-речий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
В учебной литературе понятия «механизм» и «аппа-рат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «меха-низм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.
Единый и целостный механизм государства диф-ференцируется (расчленяется) на составные части -- органы, подсистемы. Между ними
Байтин М.И. Механизм современного Российского государства //Правоведение.1999 № 2
существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, на-ходятся в сложных отношениях субординации и ко-ординации.
Структура механизма государства изменчива и раз-нообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая -- только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный меха-низм был неразвит, его органы не были дифференциро-ваны по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталис-тического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высо-кой степенью сложности, многообразием органов и уч-реждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, пра-вительство. Они обычно находятся в поле зрения обще-ственности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема -- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также сило-вые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (воен-ное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные от-ряды людей -- войско, полиция.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не об-ладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
2. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган -- это звено (элемент) ме-ханизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властны-ми полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позво-ляет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью еди-ного механизма
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., Издательство НОРМА, 2001
государства, занимает в государствен-ной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношени-ях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имею-щих связи с государственной службой, являются офи-циальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штат-ных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и дол-жностные лица, которые обладают властными полномо-чиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в госу-дарственном органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру;. Они состоят из подразделений, скреплен-ных единством целей, ради достижения которых образо-ваны, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства являет-ся наличие у него компетенции -- властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного со-держания и объема. Компетенция обусловлена предме-том ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в консти-туции или текущем законодательстве). Реализация орга-ном государства своей компетенции -- это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражают-ся: а) в возможности издавать обязательные к исполне-нию правовые акты. Эти акты могут быть нормативны-ми или индивидуально-определенными (акты примене-ния норм права); б) в обеспечении выполнения право-вых актов органов государства путем применения раз-личных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган госу-дарства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в ре-ализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Органы государства классифицируются по различ-ным основаниям (см. схему в Приложении А).
По способу возникновения они подразделяются на пер-вичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не
Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Уч.пособие.-М., 2001
создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная мо-нархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (пред-ставительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властны-ми полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего госу-дарства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их пол-номочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государ-ства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопро-сов. Например, правительство, исполняя законы, актив-но участвует, в осуществлении всех функций государст-ва. Органы специальной (отраслевой) компетенции спе-циализируются на выполнении какой-то, одной функ-ции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначае-мые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосред-ственное влияние оказывает принцип разделения влас-тей, в соответствии с которым создаются законодатель-ные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным орга-нам. Обозначаются они общим родовым термином «пар-ламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» -- собственное имя законодательно-го органа, в остальных странах он называется иначе.
Расцвет парламентаризма приходится на период ста-новления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: приня-тие законов, утверждение бюджета, контроль над прави-тельством в форме запросов и обсуждения его деятель-ности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т. д. Все это получило свое обобщенное выражение в прин-ципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического про-гресса обычно наблюдаются возрастание роли прави-тельства и снижение роли парламента.
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противо-весом обычно более демократичной нижней палате.
Глава государства. Разделенная на три ветви госу-дарственная власть не
Осавелюк А.М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах//Гос.и пр.1999
перестает быть единой и суверен-ной: у нее единый властеобразующий источник -- народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законода-тельной, исполнительной и судебной власти не абсолют-на, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих ор-ганов в интересах единой властной воли народа и до-стижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, явля-ется единоличным: в конституционных монархиях -- мо-нарх, в республиках -- президент.
Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отноше-нии парламента: созыва сессий, роспуска (обычно ниж-ней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и ми-нистров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Фор-мально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются прави-тельством (или соответствующим министром).
В большинстве современных государств главой госу-дарства является президент, избираемый либо населени-ем, либо парламентом, либо путем особой избиратель-ной процедуры.
Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международ-ные договоры и соглашения, является верховным глав-нокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.
В парламентарных республиках президент -- малоак-тивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства) в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осущест-вляется по решению правительства; для назначения пра-вительства требуется согласие парламента. Акты прези-дента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.
В президентских республиках президент -- централь-ная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одно-временно главой государства и правительства. Он воз-главляет громадный государственный аппарат, насчиты-вающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назнача-ет сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государствен-ной жизни.
Энтин Л.М. Разделение: опыт современных государств.М., 2000
Исполнительные органы. Исполнительная власть при-надлежит правительству, которое непосредственно уп-равляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т. д.), его заместителей и членов правитель-ства, которые возглавляют отдельные Центральные ве-домства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
В унитарном государстве образуется одно правитель-ство. В федеративном государстве существуют прави-тельство общефедеральное и правительства членов фе-дерации.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Правительства бывают однопартийные и коалицион-ные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором -- двух или нескольких.
Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государст-венной администрации -- министерства, ведомства, ко-миссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрас-тают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.
Органы правосудия образуют довольно сложную сис-тему, состоящую из гражданских, уголовных, админи-стративных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и консти-туционные суды. Судебные органы реализуют правосу-дие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
Суды независимы. Законодательством закреплены та-кие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяж-ных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.
В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,-- во-оруженные силы, органы безопасности, полиция (мили-ция). Основное назначение последней -- охрана общест-венного порядка и обеспечение внутренней безопаснос-ти. Полиция специализируется в соответствии с разно-образными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государ-ства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, погра-ничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.
Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными
Разделение властей: истрия и современность. М., 2004
регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональ-ном уровне функционируют избранные населением ре-гиона местные представительные органы. Есть государ-ства (Великобритания, Япония), где все функции мест-ного самоуправления выполняет местная администра-ция, избираемая населением.
3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата
Проблемы укрепления Российского государства зако-номерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. меха-низм, действовала четко, слаженно и эффективно.
Механизм (аппарат) Российского государства -- это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.
Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осу-ществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности -- демо-кратизма, законности, разделения властей, субордина-ции и координации, федерализма и профессионализма.
Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формиро-ваться на демократических началах выборности, отчет-ности, подконтрольности, гласности, открытости и до-ступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.
Законность. В правовом государстве принцип за-конности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компе-тенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан -- важнейшая конституционная обязанность ор-ганов государства. Низкая правовая культура, беззако-ние должностных лиц, работников государственных ор-ганов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.
Разделение властей. Умелое использование этого прин-ципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной влас-ти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает
Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск.1990
Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве.М.,2003
эффективность работы государственного ме-ханизма.
Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспо-собность.
Федерализм. Этот принцип оказывает большое влия-ние на механизм Российского государства. Ряд общефе-деральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Фе-дерации. Наряду с общефедеральными создаются и дей-ствуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.
Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. пер-сонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государст-ва представляет собой безжизненную абстракцию. Пер-воосновой профессионализма служит компетентность го-сударственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профес-сионализм. В практическом деле дилетантизм выражает-ся в отсутствии необходимых знаний, в организацион-ной беспомощности, в неспособности предвидеть ре-зультаты своих действий, последствия принимаемых решений.
Молодой механизм (аппарат) Российского государст-ва уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чи-новников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управ-ления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугуб-ляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определен-ную часть государственных служащих. Взятка сегодня -пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпи-рованному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетен-ции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттеста-ция работников государственных органов.
На качественное совершенствование механизма Рос-сийского государства направлен Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федера-ции от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федера-ции, права, обязанности и ответственность государст-венных служащих.
4. Совершенствование государственного аппарата современного Российского государства. Этика государственной службы
Политическая обстановка в России неустойчива, со-циальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.
В последние годы политическим ориентиром рефор-маторов первой волны был праволиберальный (буржу-азно-демократический) политический режим. Его соци-альной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоя-нии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор Рос-сии» и «Партия экономической свободы», не пользуют-ся поддержкой широких слоев населения.
Весьма перспективен в нашей стране социал-демо-кратический вариант политического режима скандинав-ского образца. В политической сфере для него характер-ны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане -- это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и средне-го бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятст-вующее резкому социальному расслоению, весьма при-влекательные социальные программы, социально ориен-тированный рынок.
Предпосылками для перехода к социал-демократи-ческому режиму служат коллективно-общинные тради-ции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспо-собленность экономики к государственно-правовому ре-гулированию. Этот режим мог бы иметь прочную соци-альную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объеди-няющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.
На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возник-нуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (напри-мер, попытки возродить административно-территори-альное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбеж-ному ее распаду.
Корельский В. М.,Теория государства и права. Уч. для ВУЗов.-М.,Издательство НОРМА, 2001
Не исключена в России и жесткая диктатура мафи-озно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.
Какой из названных вариантов политических режи-мов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.
Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнта-ристского экспериментаторства, бездумного заимствова-ния чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-куль-турные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный ми-ровым опытом путь преобразований, сочетающий необ-ходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспор-ные преимущества социализма с эффективной рыноч-ной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.
Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элемен-том, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящийся о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и испол-нения правовых норм, действующих законов. Жизнеде-ятельность гражданского общества строится на нравст-венных и правовых началах, а широкие гражданские сво-боды органично сочетаются с ответственностью и дис-циплиной.
Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобре-тает тоталитарный характер. Благодаря же гражданско-му обществу она получает мощный импульс демокра-тизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.
Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государ-ства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремит-ся активно помогать тем из них, кто способен непосред-ственно усиливать могущество и демократизм государ-ственной власти. Гармонизация закономерных взаимо-поддерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства -- столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.
Существуют различные представления о понятии государственного служащего. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает его к сущности определение, согласно которому служащими признаются «работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату…» По общему правилу, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказания услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, либо созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.
Нельзя признать удачным определение, сводящее служащего к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания. Так как оно может быть распространено также на работников, не являющимися служащими.
Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредовано оказывают влияние на ее функционирование и развитие.
Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).
Государственные служащие - разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.
До принятия Закона об основах государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле - гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.
При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, занимающего ее.
В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:
а) гражданин Российской Федерации;
б) замещает государственную должность в государственном органе;
в) замещает в таком же органе должность государственной службы;
г)выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
Оболенский А.В. Человек в государственном управлении.М, 2001
д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.
По этому закону государственной является должность в Федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Понятие государственного служащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в преамбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации, его действие распространяется не на всех государственных служащих. Они функционируют не только в государственных органах, но и на государственных предприятиях; в учреждениях и иных организациях. Различия между вышеназванными органами предопределены их функциональным назначением, адекватным природе государственных органов и предприятий, учреждений, организаций.
Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.
Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой - предприятий. Так, содержанием большинства служащих предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд государственных служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий - за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, являющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях также могут занимать должности на предприятиях, в учреждениях, но, они, естественно, не могут быть отнесены к российским государственным служащим.)
Теория государства и права.Курс лекций. Под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько.-М., Юристъ,1999
На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.).
В специальной литературе часто дается понятие государственной службы как:
а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими
б) неотъемлемой частью государства.
Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.
Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.
Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995г «Об основах государственной службы Российской Федерации». В трактовке этого Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. Разновидностью государственных являются государственные должности и государственные службы.
Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».
К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации).
Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, принципы//Гос.и пр.2000 № 1
К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.
К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
5. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический централизм
Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом харак-теризуют его механизм (аппарат).
В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия -- рациональная организация государственного управления, деятельнос-ти государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, ис-полнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и воз-можности злоупотреблений. К. Маркс относился к бю-рократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолют-ное зло.
В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм -- болезнь, причем застарелая и общемиро-вая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.
Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в воз-можности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный -- в групповой или личный, т. е. «государствен-ные задачи превращаются в канцелярские», а «канце-лярские задачи -- в государственные». Одной из харак-терных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.
Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата -- сохранение и увеличение власти, ее самовоз-растание. Отсюда разбухание государственного аппарата -- верный признак его бюрократического загнивания.
Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный де-мократический контроль за всеми звеньями государст-венного механизма, отчетность и сменяемость работни-ков государственных органов, гласность и критика -- надежное лекарство против этой болезни.
Марченко М.Н. Теория государства и права.Уч. для ВУЗов.-М., Издательство НОРМА, 2003
Заключение
Под влиянием отмеченных противоречивых преобразо-ваний в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические уста-новки и социальные ориентиры, с другой разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и теку-щее законодательство. Все это ставит перед теорией госу-дарства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новей-ших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и ду-ховным потребностям человека, его достоинству, правово-му и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое со-держание современного учения о государстве и праве.
Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выра-ботки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительнос-ти, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспе-чивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.
Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, до-стоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое дви-жение.
Список использованных источников:
1. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990
2. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства //Правоведение. 1999. № 2
3. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1990
4. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы//Государство и право. 2000 № 1
5. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве.М., 2003
6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., Издательство НОРМА, 2001
7. Корельский В.М. Теория государства и права. Уч. для ВУЗов. - М., Издательство НОРМА, 2003
8. Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 2002
9. Марченко М.Н. Теория государства и права. Уч. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2001
10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Уч.пособие. - М., 2001
11. Оболенский А.В. Человек в государственном управлении. М., 2001
12. Осавелюк А.М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах //Государство и право. 1999. № 4
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Уч.пос. для ВУЗов. - М., 2001
14. Энтин Л.М. Разделение: опыт современных государств. М., 2000
15. Разделение властей: история и современность. М., 2004
16. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько. - М., Юристъ, 1999