Рефераты

Механизм государства

p align="left">Ш государственный орган опирается на мате-риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож-ности распоряжаться опреде-ленной частью средств из государст-венного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, ме-ханизма государства в целом и отдельного государственного ор-гана.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан-ных элементов, образующих понятие государствен-но-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями - важнейший признак государственного органа.

Государственный орган обладает определенной экономи-ческой и органи-зационной обособленностью и самостоятель-ностью.

Каждый государственный орган сообразно своей компетен-ции, выпол-няет свойственные ему функции. Механизм государ-ства действует через от-дельные государственные органы: функ-ции государства в целом осуществля-ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст-венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для осуществления функций государственные органы рас-полагают необ-ходимыми материальными средствами, говоря словами Ф.Энгельса, «вещест-венными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочис-ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол-няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

Представление о государственном органе было бы непол-ным без указа-ния на то, что его физическим воплощением явля-ются люди, из которых со-стоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова-ние государственной влас-ти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра-жение, простое название» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287..

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга-низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи-зическом воплощении органа государст-ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об основах государствен-ной службы Российской Федерации»Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990., государственным служа-щим является гражданин Рос-сийской Федерации, исполняю-щий в порядке, установленном Федеральным за-коном, обязан-ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе-дерального бюд-жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти-туцией Россий-ской Федерации, признаются настоящим Феде-ральным законом государствен-ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органичес-кой взаимо-связи раскрывают понятие органа государства, позво-ляют сформулировать его определение. Орган государства - это юридически оформленная, организаци-онно и хозяйственно обособ-ленная часть государственного механизма, состоя-щая из государ-ственных служащих, наделенная государственно-властными пол-номочиями и необходимыми материальными средствами для осу-ществле-ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Разделение труда между государственными органами происходит вслед-ствие многообразия решаемых социально-политических, экономических и про-чих задач происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется организационно-технически в компетенции. Следовательно, одностороннее ос-лабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государ-ственных органов - это не разделение власти, а разделение труда. Власть оста-ется единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочис-ленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменениях Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 67..

Разносторонность и многосложность деятельности государст-венного ме-ханизма обусловливает значительное число его Орга-нов. По различным научно обоснованным критериям они класси-фицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде-рации, феде-ральными законами, конституциями, уставами субъ-ектов РФ для непосредст-венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави-тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол-нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол-нительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио-нирования указанного в преды-дущем пункте вида государствен-ных органов (Администрация Президента, ап-параты палат фе-дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга-нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот-ренных ви-дов, представляется обоснованным именовать первич-ными органами, ко вто-рому - вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные орга-ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подраз-деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят-ся к фе-деральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоян-ные и временные. Абсолютное большинство государст-венных органов Россий-ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу-циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха-рак-тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек-тива государственных служащих. Например, Федеральное Со-брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во-площаться в одном лице, занимающем государственную долж-ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене-ральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное на-значение в структуре ме-ханизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза-имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999 С. 98.

В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза-тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.:Юрайт, 1997 С. 65.

Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод о том, что речь об ответствен-ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис-сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен-ность перед представительными органами государственной власти - съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону - Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще-ствовала практика привлечения к кол-лективной судебной ответственности ра-ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол-нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре-вращением их в "высшие исполнительно-распоряди-тельные органы" (по Кон-ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра-вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель-ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от-носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас-нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.

Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво-дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы-делялся особый ее вид - конституционная ответственность или ответствен-ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле-тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88..

Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую-щей сис-темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион-ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе-чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4. С. 96..

4. Структура государственного аппарата

современного российского государства

Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государст-венного механизма.

Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего сис-темного анализа, основу которого составляет иссле-дование категорий струк-туры и функций в их органической вза-имосвязи. В соответствии с этим струк-тура механизма государст-ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель-ностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современ-ного Россий-ского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов - государственных органов и их сис-темных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими го-судар-ственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделе-ния властей структурные подразделения государственного меха-низма и учитывая выпол-няемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функ-ционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, под-системы) органов, образующих механизм современного Российского госу-дар-ства.

4.1. Президент Российской Федерации

С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Консти-туции РФ Прези-дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от-носится непо-средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федераль-ной Конституции, прав и свобод человека и граждани-на. В установленном Ос-новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий-ской Федерации, ее незави-симости и государственной целостности, обеспечи-вает согласо-ванное функционирование и взаимодействие органов государст-венной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией и федераль-ными зако-нами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу-дарства. Он как глава государства пред-ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от-ношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Воору-женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по-ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези-дент осуществляет руководство Воо-руженными Силами Россий-ской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Пред-седателя Правительства и дру-гих высших должностных лиц госу-дарства).

Президент избирается на четыре года гражданами России на основе все-общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конститу-цией соответствующей республикиТеория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 105..

Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна-чи-тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра-тиче-ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре-зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен-ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол-но-мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи-лась нетипичная форма правления - суперпрезидентская республика, харак-терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.

Этот вывод обусловливают два обстоятельства;

1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре-зидент-ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент-ской, и пар-ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре-зидентской рес-публики, но нет ни одного признака парламентской.

2. В России существуют все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначе-ний не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в сво-их действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверен-ных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно за-висит от президента, который лично назначает судей, и др.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Кон-сти-туции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями от-реше-ния Президента от должности являются совершение им государствен-ной из-мены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конститу-ции в этом перечне отсутствует.

Действующая конституция РФ устанавливает такие основания для по-ста-новки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, спо-соб-ный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получа-ется, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 53.

.

4.2. Органы представительной и законодательной власти

Предста-вительным и законодательным органом России является Феде-ральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Феде-рации и Госу-дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительно-го и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профес-сиональной постоянной основе. Ее главная функция - принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим ор-ганом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Со-вет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде-ляется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:

Ш рассмот-рение и утверждение законов, принятых Госдумой;

Ш изменение границ между субъектами Федерации;

Ш утверждение указов Пре-зидента Российской Федерации о введении военного или чрезвы-чайного положения;

Ш принятие решения о возможности исполь-зования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

Ш назначение выборов Президента Российской Федерации;

Ш назна-чение на должность судей Конституционного Суда, Верхов-ного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Ге-нерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Прези-денту на назначение Председателя Правительства Россий-ской Федерации; ре-шение вопроса о доверии Правительству; на-значение на должность и освобож-дение от должности Председа-теля Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституцион-ным законом; объявление амнистии и другие во-просы.

Система представительных и законодательных органов госу-дарственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные ор-ганы, образуемые субъектами Российской Федерации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 106..

Федеральная законодательная власть не имеет реальных полномочий по воздействию на исполнительную и Прези-дента, тогда как последний имеет сильные рычаги воздействия на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в определенных Конституцией случаях. Причем эти случаи (отказ в до-верии Правительству, трехкратный отказ в утверждении предложенной главой государства кандидатуры Пред-седателя Правительства) регламентированы та-ким образом, что предоставле-ние депутатам возможности занять принципиаль-ную позицию нередко обес-ценивается угрозой их досрочного роспуска. А пар-ламентариям, кроме отре-шения Президента от должности, трудно выполнимого из-за сложнейшей конституционной процедуры, ответить нечем.

Государственная Дума не реализует до конца механизмы контроля за Президентом. Правительством и исполнением принятых ею федеральных за-ко-нов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответст-венность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой рос-пуска. Президент может намеренно распустить Думу, предлагая ей на пост Председателя Прави-тельства три кандидатуры, которые заведомо не прием-лемы для нее. Конститу-цией, при этом, не регламентировано, что это должны быть различные кандида-туры. Пределы и направления нормотворчества Пре-зидента законодательно не определены, и это положение толкуется расшири-тельно, позволяя главе госу-дарства принимать решения по любым вопросам.

По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на ны-неш-ний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и пер-вичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утвержда-ются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписы-ваются и об-народуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Проце-дура формирования Совета Федерации, который наполовину со-стоит из пред-ставителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Прези-денту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юри-дической литературе часто отмечается, что парламент явля-ется важнейшим ин-ститутом в триаде разделения властей, значение Государ-ственной Думы посто-янно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 51..

4.3. Органы исполнительной власти

Согласно Конституции испол-нительную власть Российской Федерации осуществляет Прави-тельство России. Оно состоит из Председателя Правитель-ства и заместителей Председателя Правительства и федеральных мини-стров. Деятельность его регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

Правительство РФ:

Ш разрабатывает и представляет Государ-ственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол-нение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Ш обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансо-вой, кредитной и денежной политики;

Ш обеспе-чивает проведение единой государственной политики в об-ласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Ш осуществляет управление федераль-ной собственностью;

Ш проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней по-литики Российской Федера-ции;

Ш проводит меры по обеспече-нию законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью;

Ш реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, фе-де-ральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функциониро-вания работающих под его руководством различ-ных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних эко-номиче-ских связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессио-нального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.); 2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес-ких структур, управлению государственным имуществом Выс-ший аттестаци-онный комитет, по делам молодежи, по физичес-кой культуре и туризму, зе-мельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.); 3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Феде-ральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и ра-диационной безопасности и др.).

В Конституции РФ 1993 г. нет достаточно полного системно-структур-ного определения исполнительной власти. Основной За-кон относит к феде-ральной исполнительной власти только Правительство РФ. а вся нижестоящая часть этой пирамиды оказалась вне конституционно-го ноля.

Структура российского Правительства не похожа ни на одну из суще-ст-вующих в мире систем. Не похожа она на англосаксонскую систему (Пра-ви-тельство все же собирается иногда в полном составе). Не похожа данная струк-тура и на структуру правительства в полупрезидентской республике Франции, где официальными заседаниями Совета министров руководит только прези-дент. Положение Правительства в Российской Федерации, когда ключевые ми-нистры подчинены непосредственно Президенту, а Председа-тель Правитель-ства в отношении них не имеет руководящих полномочий, уникально и неиз-вестно другим правительствам мира.

Правительство России - это технократический кабинет, который не иг-рает самостоятельной политической роли. Но нужно ли Президенту такое тех-нократическое Правительство, которое не выполняет конституци-онного назна-чения высшего исполнительного органа власти и не несет фак-тически никакой политической ответственности? Модель «правительства при Кремле» совер-шенно неприемлема как с точки зрения закрепленных в Кон-ституции основ ор-ганизации исполнительной власти, так и с точки зрения организации эффектив-ной власти. Правительство «на побегушках» у Прези-дента и его Администра-ции - худший вариант исполнительной власти. Та-кое правительство никогда не станет ответственным Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 50.

.

Понятием системы исполнительных органов власти или орга-нов государ-ственного управления как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правитель-ством и другими федеральными органами ис-полнительной влас-ти, охватываются и исполнительные органы власти в субъ-ектах Российской Федерации.

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти пред-ставляют собой органы, учреждаемые в установлен-ном законодательством Рос-сийской Федерации порядке для не-посредственного обеспечения функциони-рования государствен-ных органов, создаваемых Конституцией РФ и федераль-ными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой груп-пе (под-системе) органов государственного управления относят-ся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопаснос-ти, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерально-го Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Кон-ституционно-го, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты ор-ганов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

4.4. Судебная власть

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть имеет следующие особенности: она осуществляется ис-ключительно судом; объектом ее воздействия является система общест-венных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение су-дебной власти жестко предопределено необходимостью раз-решения юридиче-ского конфликта или спора; равноправие сторон в судеб-ном процессе.

Организационно-правовой механизм от-бора кандидатов в судьи по мо-рально-этическим параметрам, психофизиоло-гическим критериям и тщатель-ной их проверки на предмет наличия компро-метирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необ-ходимо выработать критерии, которым дол-жен соответствовать судья.

Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или ноги) объек-тивно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые де-фекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические бо-лезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наде-ление данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на пове-стку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть. Указа Президента РФ) о проверке кандидата в судьи на наличие компромети-рующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не по-требуется изменения дей-ствующей Конституции РФ, так как в ее ст. 119 пре-дусмотрена возможность установления федеральным законом дополнитель-ных требований к судьям су-дов Российской Федерации Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 52..

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., №1, ст. 1., правосудие в Российской Федера-ции осуществляется только судом по-средством конституционного, граждан-ского, административно-го и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиня-ются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд Рос-сии и поднадзорные ему нижестоя-щие суды обшей юрисдикции; Высший Ар-битражный Суд и под-надзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом кон-ституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Россий-ской Федерации, и дает ее толкова-ние.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис-дикции, осуществляет в предус-мотренных федеральным законом процессуаль-ных формах су-дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро-сам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматривае-мых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяс-нения по во-просам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить за-дачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающе-го требованиям правового го-сударства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

4.5. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура РФ, как определено в Кон-ституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров выше-стоящим и Гене-ральному прокурору Российской Федерации.

Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Феде-рации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполни-тельной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осу-ществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, су-дебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 С. 222. Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопреде-ляют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой. // "Российская юстиция", 1999, №3.

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Фе-дерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

под-твердила статус прокура-туры как важнейшего независимого ор-гана правоохраны. Согласно этому до-кументу, в целях обеспече-ния верховенства закона, единства и укрепления за-конности, за-щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет раз-носторонний надзор за исполнением действующих на территории России зако-нов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, уста-новленными уголовно-процессуальным законодательст-вом РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект дея-тельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокура-туру как орган общего надзора за ис-полнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая но-вая функция, как координация деятельности орга-нов внутренних дел РФ, Феде-ральной службы безопасности, фе-деральных органов налоговой полиции, та-моженных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с пре-ступнос-тью.

Заключение

Итак, механизм современного Российского государства - это закреплен-ная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные про-цессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в ос-нове его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного меха-низма.

К общим конституционным принципам организации и деятельности ме-ханизма современного Российскою государства относятся: народовластие, гу-манизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в России - это обособленная и специфиче-ская форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функ-ции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчи-няет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна испол-нительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установлен-ной Кон-ституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ само-стоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои дейст-вия. Таким обра-зом, в России создается «полицентричная» система исполни-тельной власти.

Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно за-вышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат прин-ципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдер-живание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1999.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституцион-ном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федера-ции от 25 июля 1994 г., №13, ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правитель-стве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодатель-ства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной сис-теме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федера-ции, 6 января 1997 г., №1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополне-ний в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание зако-нодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990.

7. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Сара-тов, Издательство СГУ, 1979.

8. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельно-сти органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработан-ное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.). - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

11. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Горо-дец, 1999.

12. Скуратов Ю., "Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной систе-мой".// "Российская юстиция", 1999, №3.

13. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996.

14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999.

15. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.

16. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001.

17. Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия «механизм государ-ства» в отечественной юридической литературе // Проб-лемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соиска-телей: Сб. научных трудов. - Н. Новго-род, 2001. - Вып. 7. - С. 151-162.

18. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты