Рефераты

Механизм проведения таможенного контроля

Глава 2. Организация таможенного контроля и таможенного оформления в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан (на примере департамента таможенного контроля по Жамбылской области)

2.1 Анализ деятельности по таможенному контролю и таможенному оформлению

Внешнеторговый оборот Жамбылской области за 2007 года составил 5 495.9 млн. долларов США, что на 11,6 % больше, чем за аналогичный период 2006 года (4 923.9 млн.долл. США).

Рис. 1 - Динамика товарооборота ДТК по Жамбылской области за 2006-2007 гг.

Объем экспортных поставок сложился в сумме 2 422.1 млн. долларов США или на 31,4 % больше, чем в прошлом году (1 842.9 млн.долл), импортных поступлений 3 073,9 млн. долларов США или на 0,2 % меньше, чем в прошлом году (3 081.0 млн.долл).

Рис. 2 - Структура товарооборота за 2007 г. по данным Департамента таможенного контроля по Жамбылской области

В структуре экспорта наибольшую долю занимают: «ферросплавы» - 42 %, «глинозем» - 22% , «уголь каменный» - 13 % , «стальные заготовки» - 10%, прочие - 14%.

Рис. 3 - Структура экспорта за 2007 г. по данным Департамента таможенного контроля по Жамбылской области

Основными торговыми партнерами по экспорту являются: Россия - объем поставок в эту страну составляет - 44,4 % от общего (глинозем, уголь), Япония - 12,0 (ферросплавы, галлий), Китай - 11,6 (ферросплавы, остатки от переработки нефти), Нидерланды - 11,3 (ферросплавы), Иран - 10,1 (стальные заготовки, остатки от переработки нефти), Таджикистан - 2,6 (глинозем, мука), прочие страны - 7,9 %.

В структуре импорта преобладают - «нефть сырая» - 45%, «оборудование для обработки металлов, станки» - 5 %, «печи промышленные» - 3%, «кокс» - 2%, прочие - 45,1%.

Рис. 4 - Структура импорта за 2007 г. по данным Департамента таможенного контроля по Жамбылской области

Основная доля импортных поставок в Жамбылскую область осуществляется из следующих стран: Россия - 69,6 % от общего импорта (нефть сырая, кокс), Италия - 7,7 (печи промышленные, станки для обработки металлов), Китай - 7,3 (кокс, машины и механизмы, грузовые автомобили), Украина - 3,1 (части ж/д локомотивов, турбины), Германия - 2,9 (легковые автомобили, сельхоз.машины и механизмы), из прочих стран - 9,4 %.

В ДТК за 2007 г. оформлено 33 219 ГТД (2006 г. - 31 257 ГТД), что на 6,3 % больше аналогичного периода. Осуществляется контроль над сроками оформления грузовых таможенных деклараций. Количество оформленных ГТД «день в день» составляет 31 685 ГТД или 95,39 % от общего числа оформляемых ГТД.

Департаменту таможенного контроля по Жамбылской области за 2007 год доведено прогнозное задание в сумме 43 736,6 млн. тенге. В бюджет перечислено таможенных платежей и налогов на сумму 45 218,1 млн. тенге, выполнение составило 103,4 %. За аналогичный период 2006г. в бюджет перечислено 43 502,8 млн. тенге.

В том числе по видам таможенных платежей и налогов выполнение прогнозного задания составило:

Среднесуточное поступление таможенных платежей и налогов за 2007 год составило - 180,8 млн.тенге, а за аналогичный период прошлого года данный показатель составил - 174,7 млн.тенге.

В том числе, на январь - декабрь 2007г. департаменту доведено прогнозное задание по товарам, импортируемым с территории КНР в сумме 1 711,2 млн. тенге. В бюджет перечислено таможенных платежей и налогов на сумму 1 782,0 млн. тенге, выполнение составило 104%.

Основной причиной неисполнения планового задания по НДС без РФ является получение лицензии на учреждение свободного склада во 2 полугодии 2006г. крупными участниками ВЭД АО «ПНХЗ» и АО «Казахстанский электролизный завод». Так, за период январь-декабрь 2007г. сумма условно начисленного НДС без РФ составила 3 484.5 млн. тенге, за аналогичный период прошлого года НДС без РФ по свободному складу - 723.1 млн. тенге.

На перевыполнение НДС РФ повлияло оформление сырой нефти по процедуре ВД на сумму НДС 23 033.8 млн.тенге (ТОО "Мангистаумунай Газ" перечислил в бюджет НДС в размере 17 669.9 млн. тенге, ТОО "Санойл"- 5 363.9 млн.тенге), что составляет 71.5% от общего поступления по данному КБК.

Неисполнение прогнозного задания по импортной пошлине связано с тем, что участник ВЭД, обеспечивающий поступление импортной пошлины - ТОО "Заман-PVL"" в ноябре месяце не производил поставку куринных окорочков, за 12 месяцев им было перечислено 367,7 млн.тенге.

Неисполнение прогнозного задания по экспортной пошлине связано с тем, что с августа 2006г. экспорт лома черных и цветных металлов производится в страны ЕС, где экспортная пошлина не взыскивается (условные начисления по экспортной пошлине по гр. 7204 за 12 месяцев 2007г. составили 177.2 млн. тенге).

Неисполнение планового задания по СТП объясняется уменьшением количества оформленных ТПО: в 2007г. - 393 ТПО, а в 2006г. - 825 ТПО.

По таможенным сборам за 12 месяцев 2007г оформлено 32 739 основных и 19 980 дополнительных листов, увеличение на 2,3%.

Соотношение роста объемов импорта и взысканных таможенных платежей и налогов показывает, что рост платежей составляет +7,3%.

Коэффициент изъятия по таможенным платежам и налогам по сравнению с прошлым годом увеличен на 0,3% и составил 13,6%.

Сумма доначисленных таможенных платежей и налогов за 12 месяцев 2007 года составляет 140 024,2 тыс.тенге. Фактическое исполнение - 97 755,5 тыс.тенге при плане 72 000 тыс.тенге (135,77 %). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года фактически взыскано в 3,19 раза больше (67 134,5 тыс. тенге).

По результатам проведенной проверки УБК возбуждено 1 уголовное дело по статье 214 ч.1 УК РК (уклонение от уплаты ТПиН), в отношении участника внешнеэкономической деятельности ТОО «Экибастуз-Теплоцентраль».

Совместно с Налоговым комитетом проведены проверки 6 предприятий УВЭД.

По результатам, в отношении ТОО «AES Экибастуз» составлено 5 материалов с признаками нарушения таможенных правил, ответственность по которым предусмотрена по ст.432 КоАП РК направлены в суд г. Экибастуза и рассмотрены, по данным материалам взыскано штрафов 176,6 тыс.тенге и доначислено ТПиН 1 396 723 тенге.

За 2007г. произошло снижение по оформлению ТПО: за январь-декабрь 2006 года - 825 ТПО, сумма платежей по которым составила 16 669 тыс.тенге, за январь-декабрь 2007 года 393 ТПО, сумма платежей по которым составила 8 592,6 тыс.тенге.

На снижение количества ТПО повлияло введение ПП РК от 28.08.07г. № 750, по которому СТП исчисляется по ставке 0.6 евро/кг. В основном в зоне деятельности ДТК по Жамбылской области в упрощенном порядке оформляются товары (продукты питания), происходящие и ввозимые из РФ, весом в среднем 1.0 -1.5 тонны, СТП при этом будет взыскиваться в размере 102-153 тыс.тенге, что в 3-7 раз больше, чем при заявлении ГТД и уплате ТПиН (тамож. сборы, НДС).

Доля ГТД, оформленных с использованием процедуры периодического и предварительного декларирования, увеличилось с 8,4 % до 10,2 %.

В ДТК ведется мониторинг экспортно-импортных операций участников внешнеэкономической деятельности для отнесения их к категории минимального риска. Согласно Реестру участников ВЭД, отнесенных к категории минимального риска, на 31 декабря 2007 года по Жамбылской области включено 48 участников ВЭД. В конце 2007 года АО «ГРЭС-2» и ТОО «Свартехкомплект» подали заявления в КТК на отнесение к данной категории. Осуществляется постоянный контроль над соблюдением упрощенного порядка таможенного оформления участников ВЭД, отнесенных к категории минимального риска.

С введением КТК МФ РК комплекса электронного декларирования «Web декларант» 27 участников ВЭД Жамбылской области получили доступ и активно применяют программное обеспечение. За 12 месяцев 2007 года оформлено 8544 ЭК ГТД с применением КЭД «Web декларант», или 26,5% от общего количества оформленных ГТД в режиме (ИМ-40, ЭК-10), (2006г. - 9468 ЭК ГТД или 30,2%). Доля ЭК ГТД ДТК по Жамбылской области составляет 29% от общего количества оформленных ЭК ГТД в республике.

Снижение деклараций произошло на таможенных постах «Павлодар Авто», «Павлодар ЦТО». В результате смены оператора предоставляющего услуги связи КТК МФ РК с 1 декабря 2007 года у участников ВЭД, использующих «WEB декларант», ЭК ГТД стали поступать в территориальные таможенные органы с очень большой задержкой (до суток), что явилось причиной отказа многих УВЭД от услуг комплекса электронного декларирования.

2.2 Взаимодействие таможенных органов с органами государственного контроля

В целях осуществления таможенного и санитарно-карантинного контроля за перемещением людей и грузов, проводимый в целях недопущения завоза на территорию Республики Казахстан карантинных и особо опасных инфекций, тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС), птичьего гриппа, потенциально опасных для здоровья человека веществ и продукции, обеспечения санитарной охраны границы Республики Казахстан во исполнение:

Закона Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 361- ?? от 4.12.2002г;

Закона Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения» № 219 от 23.04.98г;

Постановления Правительства Республики Казахстан № 1168 от 22.11.2003г. «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля и обеспечения санитарной охраны границы и территории Республики Казахстан»;

Постановления Правительства Республики Казахстан № 1716 от 16.11.99г. «Об утверждении Протокола о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экономических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в Государства-участники соглашений о Таможенном Союзе;

Постановления Правительства Республики Казахстан от 24.02.2004г., № 218 «Об утверждении Правил по запрещению ввоза, а также производства, применения и реализации на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в хозяйственной деятельности»;

Совместного приказа Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан №47 от 10.10.2002г., Председателя КНБ Республики Казахстан № 217 от 9.12.2002г., Министра транспорта и коммуникации Республики Казахстан № 353-1 от 23.10.2002г., Минздрава Республики Казахстан № 34 от 14.01.2003г., Минсельхоза Республики Казахстан №3 от 7.01.2002г. «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия и размещения контролирующих органов при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан».

В пункте перехода через государственную границу санитарно-карантинный контроль проводится совместно с пограничным, таможенным, ветеринарным и фитосанитарным видами контроля. Допуск сотрудников ПСКП в зону таможенного контроля осуществляется согласно списка предоставленного начальником ПСКП и утвержденного начальником таможни. ПСКП проводит совместные мероприятия с инспекторами таможни, железнодорожной администрацией и другими контролирующими органами по недопущению завоза и распространения карантинных и особо опасных инфекций, ТОРС, пресечению провоза опасных, химических и радиоактивных грузов, потенциально опасных для здоровья человека веществ и продукции.

Все товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан и вывозимые за ее пределы, подлежат таможенному контролю в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

При ввозе, вывозе и транзите товаров, подлежащих контролю по карантину растений, ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб (контролирующие службы), таможенное оформление производится только при наличии разрешительных штампов («Ввоз разрешен», «Вывоз разрешен», «Транзит разрешен») вышеуказанных служб.

Порядок таможенного оформления осуществляется и регулируется Таможенным Кодексом Республики Казахстан (Кодекс) и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 433 Кодекса, должностные лица таможенного органа вправе в отношении грузов ввозимых в Республику Казахстан и грузов, вывозимых из Республики Казахстан, проводить выборочный досмотр и осуществлять контроль за взвешиванием как на электронных, так и механических весах. При перемещении грузов автомобильным транспортом через автомобильный переход взвешивание производится специалистом транспортной инспекции на контрольно-пропускном посту, а таможенный досмотр производится в специально отведенных местах, являющихся зонами таможенного контроля (ЗТК).

Товары, перемещаемые автомобильным транспортом, направляются по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ) с соблюдением одной из мер обеспечения доставки товаров и транспортных средств в соответствии с пунктом 2 статьи 74 Кодекса или в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжек МДП (Конвенцией МДП), совершенной в г. Женева 14 ноября 1975 года, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

.Таможенный досмотр физических лиц, ручной клади и багажа в международных поездах при пересечении таможенной границы Республики Казахстан осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и действующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Доступ к объектам находящимся в зоне таможенного контроля осуществляется в строгом соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Решения должностных лиц таможенных органов, принимаемые в рамках таможенного законодательства, в отношении грузов, являются обязательными для работников и контролирующих служб. Предоставление и выдача правоохранительным и иным государственным органам, товаров находящихся под таможенным контролем и товаросопроводительных документов, осуществляется только с письменного разрешения таможенных органов.

При ввозе продукции подпадающих под контроль карантинного и государственного ветеринарного надзора, инспектор по карантину растений и ветеринарный инспектор поста проверяют наличие разрешения Главного государственного инспектора по карантину растений Республики Казахстан (или его заместителя) на импортируемый груз, Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Казахстан (или его заместителя) на ввоз, фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, соответствия наименования, веса, упаковки и количества груза представленным документам, включая соблюдение условий перевозки.

Ветеринарный инспектор взамен иностранному ветеринарному сертификату выдает ветеринарное свидетельство соответствия с действующим законодательством. В графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства должны быть указаны разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Казахстан или его заместителя и порядок использования груза (свободная реализация, длительное хранение или переработка). Корешок ветеринарного свидетельства, выдаваемого взамен иностранному ветеринарному сертификату, остается у ветеринарного инспектора поста.

При соответствии ввозимых грузов представленным документам, инспектор по карантину растений и ветеринарный инспектор поста регистрируют их в установленном порядке. Инспектор по карантину растений и ветеринарный инспектор после проведения досмотра грузов, транспортных средств и регистрации ввозимых грузов, на сопроводительных документах проставляют штампы «Ввоз разрешен. Подлежит карантинному досмотру в конечном пункте поступления» и «Ввоз разрешен».

В случае установления заражения или несоответствия грузов фитосанитарным и ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, а также ввоза его с нарушениями требований законодательств в области карантина растений и ветеринарии, инспектор по карантину растений и ветеринарный инспектор поста принимают меры по возврату груза в страну-экспортера или обеззараживанию (фумигации, обезвреживанию) их за счет грузовладельца, в порядке установленном законодательством и сообщают об этом ответственному должностному лицу таможенного органа.

Грузовые операции (перегрузка ввезенного груза на другие транспортные средства) на границе производятся владельцами грузов по разрешению государственного инспектора по карантину растений после проведения контроля по карантину растений и обязательного карантинного досмотра.

Изъятие груза и документов на него, либо дополнительная проверка груза подтверждается штампом «Выпуск запрещен» на перевозочных документах с указанием оснований для такого решения. Штамп и запись заверяются личной номерной печатью инспектора таможенного органа. Работники станции в этом случае составляют акт общей формы.

При установлении соответствия транзитного груза представленным документам, инспектор по карантину растений и ветеринарный инспектор после проведения досмотра грузов, транспортных средств и регистрации ввозимых грузов в установленной форме, проставляют на сопроводительных документах штампы «Транзит разрешен. Подлежит карантинному досмотру в конечном пункте поступления» и «Транзит разрешен».

В случае установления несоответствия транзитного груза представленным документам, а также транзита его с нарушениями требований законодательства в области карантина растений и ветеринарии, инспектор по карантину растений и ветеринарный инспектор принимает меры по возврату груза в страну-экспортера или обеззараживанию (фумигации, обезвреживанию) за счет средств грузовладельца, в порядке установленном законодательством.

Рассмотрим особенности таможенного оформления и таможенного контроля при ввозе грузов на таможенную территорию Республики Казахстан автомобильным транспортом.

При въезде на таможенную территорию Республики Казахстан, автотранспортное средство с грузом останавливается на ЕКПП для пограничного, таможенного и других видов государственного контроля, по принципу «одна остановка». Старший пограничного наряда ОКПП извещает о прибытии автотранспорта сотрудников таможенного органа и контролирующих органов на международном автомобильном переходе. Получив извещение о прибытии автотранспортного средства, для его отработки выдвигается наряд ЕКПП, сотрудники таможни и контролирующих служб.

После таможенного и пограничного контроля в пункте пропуска автомашина под таможенным контролем направляется в ЗТК.

Углубленный досмотр (выборочно) автотранспортного средства и грузов производится в ЗТК должностными лицами пограничного и таможенного органа. При отсутствии фактов нарушения таможенных правил, должностное лицо таможенного органа осуществивший досмотр, проставляет штамп в инвойсе «Груз досмотрен» и заверяет личной номерной печатью. Транспортное средство с грузом, в котором обнаружены товары, сокрытые от таможенного оформления и таможенного контроля задерживаются для принятия мер в соответствии с действующим законодательством. Таможенное оформление производится в порядке, предусмотренном Кодексом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Оформление транзитных грузов производится по процедуре внутреннего таможенного транзита, в установленном законодательством порядке.

При перемещении товаров с таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем по процедуре ВТТ, должностными лицами составляется ДКД, а при применении процедуры МДП, производится оформление книжки МДП.

Должностные лица в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями проверяют полноту представленных товаросопроводительных документов. При необходимости производят досмотр товаров и транспортных средств. В соответствии с заключением о результатах таможенного досмотра осуществляют таможенное оформление товаров.

В структуре Департамента таможенного контроля по Жамбылской области состоят 6 приграничных таможенных постов. Из них на два таможенных поста - «Айша-Биби», «Кордай» имеют статус Единого контрольно-пропускного пункта.

Порядок взаимодействия органов таможенного контроля с другими органами государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу основан на материалах таможенного поста «Кордай» Департамента таможенного контроля по Жамбылской области за 2006-2007 гг. Жамбылская область граничит с территорией Кыргызской Республики.

Следует отметить, что такие факторы как географическое расположение, соседство страны с Кыргызстаном, а также товары перемещаемые через таможенную границу обуславливают некоторые особенности применения таможенного контроля.

Рис. 5 Структура товарооборота по данным таможенного поста «Кордай» за 2007 гг.

В Структуре товарооборота по данным таможенного поста «Кордай» за 2007 гг. Импорт составляет преобладающую долю товарооборота 77%, что свидетельствует об импортозависимости региона. Кроме этого, для данного региона характерна сырьевая направленность местной промышленности и низкая доля экспорта товаров обрабатывающей промышленности. Об этом свидетельствуют данные на рисунках 2 и 3.

Рис. 6 - Структура импорта в разрезе наименований товаров за 2007 г.

Примечательно, что наибольшую долю в импорте занимает молочная продукция 38%, хотя данный продукция, как правило относилась к экспортируемым товарам.

Рис. 7 - Структура экспорта в разрезе наименований товаров за 2007 г.

Преобладающая доля экспорта 39% приходится на минеральные продукты. А именно АО «АмангельдыГаз» осуществляет разведку газовых месторождений, часть которого направляется на экспорт.

Рис. 8 - Динамика количества оформленных ГТД по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в шт.)

На рисунках 4 и 5 представлена динамика количества оформленных ГТД и периодических ГТД. По данным показателям наблюдается прирост, что прежде всего обусловлено с совершенстованием в целом таможенного администрирования. Процедурой периодического декларирования на таможенном поту Кордай пользуется АО «КазГранит» осуществляющее постоянные экспортные поставки.

Рис. 9 - Динамика количества оформленных периодических ГТД по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в шт.)

Сведения представленные на рисунке 6 свидетельствуют о снижении на 36 % применения процедуры «Веб декларирования», что обуславливается в целом существующими проблемами. Как известно, фактически веб-декларирование не означает декларирование в дистанционной форме и должна сопровождается представлением информации на бумажном носителе.

Рис. 10 - Динамика количества оформленных ГТД с использованием системы «Web- декларирование» по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в шт.)

Рис. 11 - Динамика количества оформленных ДКД по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в шт.)

На рис.9 представлена динамика количества оформленных ТПО. Данный показатель сократился на 22%. Отметим, что ТПО - это документ оформляемый при применении упрощенного порядка перемещения физических лиц.

Рис 12 - Динамика количества оформленных таможенно-приходных ордеров (ТПО) по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в шт.)

Рис. 13 - Динамика количества оформленных книжек МДП по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в шт.)

Сокращение количества ТПО, на наш взгляд, связано с внесением изменений ПП № 217 в августе 2007 г., в соответствии с которыми введена специфическая ставка СТП в размере 0,6 Евро за 1 кг. Прежний Размер СТП по ставка 17% зависел от таможенной стоимости ввозимых товаров. При этом подтверждением таможенной стоимости являлись чеки, справки, квитанции, выданные иностранными торговыми компаниями. Однако имелась, достаточно популярная практика, особенно это касается импорта китайских товаров, когда, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, посредством сговора между продавцами и покупателями, цены на товары искусственно занижались, иностранные компании выдавали недостоверные чеки, квитанции и справки. Данный способ уклонения от налоговых обязательств широко использовали посредники, перевозчики, которые взимали плату с участников ВЭД исходя из «кубометража». Поэтому введение новой ставки привело к тому что недобросовестные перевозчики стали перевозить товары помимо таможенного контроля.

Рис 14 - Динамика количества оформленных ГТД с применением таможенного досмотра по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в шт.)

Данные, содержащиеся на рис. 10 свидетельствуют о том, что основная доля поставок осуществляется с досмотром товаров (80% в 2007 г., 77%-2006). Данный факт противоречит международным требованиям, в соответствии с которым таможенные органы должны применять принцип выборочности.

Рис 15 - Динамика количества изъятых наркотических средств по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в гр.)

Динамика количества изъятых наркотических средств по данным таможенного поста «Кордай» за период 2006-2007 гг. (в гр.) - Рисунок 11. показывает снижение почти на 60% количества выявленных наркотических средств. Несмотря на снижение данного показателя в целом, выявляемость сильных, но легковесных наркотиков - героин- увеличилась в 4 раза, а остальных наркотиков сократилось примерно в 2 раза.

Таким образом, по все показатели, характеризующие организацию таможенного контроля и таможенного оформления таможенного поста «Кордай» имеют тенденцию роста. Отметим, что в результате процесса организационных реформ в таможенных органах в 2006 г. Таможня «Кордай» подчиненняющаяся напрямую к КТК МФ РК была реорганизована в таможенный пост. Однако данное структурное преобразование не повлияло отрицательно на показатели деятельности таможенного органа.

Глава 3. Пути совершенствования взаимодействия органов таможенного контроля с другими органами государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан

В целях упорядочения проведения контроля автотранспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан, ранее действовал Совместный приказ об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия контролирующих органов при осуществлении контроля на единых контрольно-пропускных пунктах на государственной границе Республики Казахстан (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 февраля 2003 года № 2174).

Данной Инструкцией предусмотрено установление порядка контроля транспортных средств по принципу «одной остановки», осуществление одновременно всеми контролирующими органами (таможенные органы, пограничные органы, транспортный контроль, ветеринарно-фитосанитарный контроль и санитарно-эпидемиологическая служба) в пункте пропуска своих контрольных функций в ходе одной остановки автотранспортного средства без дополнительных проверок на всем протяжении маршрута до пункта назначения.

Однако, действующая ранее система государственного контроля в пунктах пропуска и порядок пересечения государственной границы имела ряд недостатков:

1. дублирование функций по проверке документов, осмотру, досмотру товаров и транспортных средств;

2. формальная проверка документов органами транспортного, ветеринарно-фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического контроля, отсутствие приборов, лабораторий. Служебная деятельность заключается в проставлении штампов соответствующего органа в документах выданных в стране отправления, т.е фактически признавая документы выданные в стране отправления товара.

Анализ выявленных контролирующими органами нарушений и применение к нарушителям мер (штрафы) показывает незначимый характер выявленных правонарушений и носит абсолютно «показной» подход к исполнению служебных полномочий.

Возврат автотранспортных средств и товаров за пределы РК по причине нарушения законодательства РК данными контролирующими органами не осуществлялся.

Количество выявленных нарушений и сумма штрафов за их совершение однозначно не соответствуют тем финансовым затратам которые государство несет по содержанию штатной численности сотрудников контролирующих органов и их материально-технического содержанию.

Вышеуказанное усложняет процедуру перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу, тем самым негативно влияет на имидж Республики.

Также, необходимо отметить и то что признаком отсутствия перспектив на изменение сложившейся ситуации является и то что, в настоящее время данные службы не имеют программ технического и материального развития.

В тоже время, в соответствии программой технического развития таможенной службы, таможенные органы, дислоцирующиеся на таможенной границе Республики Казахстан, обеспечиваются техническим средствами таможенного контроля, современным досмотровым сканирующим оборудованием, весовым оборудованием, развивается инфраструктура таможенных постов.

На сегодняшний день, при выполнении основных задач, возложенных на таможенные органы, таможенный контроль на границе может включать в себя:

1. Контроль весовых и габаритных параметров и выдача разрешений и сбор платежей за проезд автотранспортных средств (функция которая в настоящее время возложена на органы транспортного контроля);

2. Проверка наличия соответствующих разрешений на ввоз Республику Казахстан товаров, ветеринарных свидетельств, фитосанитарных сертификатов (функции которые в настоящее время возложены на органы санитарно - эпидемиологического и ветеринарно-фитосанитарного контроля);

3. Осмотр физических лиц;

4. Радиационный контроль;

5. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств.

Аккумулирование контролирующих функций в одном государственном органе как одна из форм оптимизации видов государственного контроля на границе минимизирует физический контакт участника ВЭД с представителями контролирующих органов что будет способствовать снижению условия для коррупционных проявлений,

На основании изложенного, на первоначальном этапе предстоит проведение эксперимента, с 1 июня 2008 г. предполагающего оперативное подчинение подразделении контролирующих органов, расположенных в пункте пропуска, таможенным органам.

Для создания законодательной базы инициировано и принято 13 мая 2008 г. ППРК О некоторых вопросах организации деятельности пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан.

Предлагаемая форма оптимизации деятельности служб контроля обеспечит облегчение международной перевозки грузов, сократит требования в отношении соблюдения формальностей, а также видов и продолжительности контроля, в частности путем национальной и международной координации процедур контроля и методов их применения.

Данное положение соответствует и положениям Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах» (Женева, 21 октября 1982 г.) к которой Республика Казахстан присоединилась в 06.05.2002 г.),

В развитие предполагается принятие Совместного приказа контролирующими органами где основными принципами являются

- размещение контролирующих органов в здании таможенных органов;

- размещение контролирующих органов в зале таможенного оформления для реализации принципа «одного окна».

- проведение совместного контроля с оформлением совместного акта досмотра.

Также приказом предусмотрено что организация работы контролирующих органов в пунктах пропуска возлагается на таможенный орган, расположенный в пункте пропуска.

На начальника таможенного поста или лица его замещающего возлагается ответственность и контроль за соблюдением действующего законодательства РК, надлежащее исполнение контрольно-надзорных функций при организации работы контролирующих органов в пунктах пропуска.

Будет предусмотрено изменение порядка выдачи талонов контроля (при въезде транспортного средства в пункт пропуска выдача будет осуществляться пограничной службой).

В аспекте непосредственного таможенного оформления предполагается предоставление участниками ВЭД сопроводительных документов на товар и транспортное средство должностному лицу таможенного органа которое будет проверять их на соответствие описи и далее, при необходимости передавать должностным лицам других контролирующих органов для проверки и проставления соответствующих отметок.

По окончании проведения документального контроля должностное лицо таможенного органа при необходимости организует совместный досмотр транспортного средства и товаров, при котором заполняется акт совместного досмотра.

Учитывая вышеизложенный, анализ организации деятельности таможенного поста «Кордай» существуют проблемы таможенного контроля в пунктах пропуска:

Первая группа проблем состоит в несоответствии инфраструктуры поста настоящим требованиям:

1. При создании таможенного поста «Кордай» на момент 1998 г. пропускная способность была рассчитана на грузооборот 285 тыс тонн. и примерно 430 тыс пассажиров в год. Однако на настоящий момент данные показатели увеличены примерно в 3 раза, а пропускная способность поста осталась прежней.

2. В связи с отсутствием СВХ сотрудники таможенных органов задержанный груз по делам о правонарушениях вынуждены везти за 300 км. в г. Тараз для помещения на СВХ.

3. Здание таможенного поста расположено на мосту. который также рассчитан на небольшую пропускную способность. В связи с ростом грузооборота и стоянкой транспортных средств на мосту в момент предварительного таможенного оформления, данный мост постепенно приходит в негодность и подвергается деформации.

Вторая проблема. В соответствии с современными требованиями и требованиями Киотской конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» таможенный досмотр должен основываться на применении неинтрузивных методов, что обеспечивает выборочность таможенного досмотра. Однако на ЕКПП «Кордай» отсутствует современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее проводить неинтрузивный досмотр в автоматическом непрерывном режиме (ранее этот вопрос рассматривался при анализе рисунка 10)

Третья проблема заключается в том, что граница с Кыргызской Республикой четко не разграничена. К примеру с РФ, Республикой Узбекистан, КНР Казахстан имеет соглашения о демаркации государственных границ. Однако, аналогичное соглашение с Республикой Кыргызстан не заключено, этот факт обуславливает трудности в определении факта незаконного пересечения таможенной границы, т.е. контрабанды. (нарушители ссылаются на то, что граница фактически не обозначена)

Учитывая вышеизложенные проблемы на наш взгляд для повышения эффективности взаимодействия органов таможенного контроля с другими органами государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан необходима реализация следующих мер:

1. Разработка автоматизированной системы межведомственного сотрудничества подразумевающее создание в пунктах пропуска единой (интегрированной) базы данных контролирующих органов, основные принципы которой заложены в проекте Программы модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы.

2. Обеспечение таможенного поста современной инфраструктурой, которые предъявляются в соответствии с требованиями Всемирной таможенной организации (обеспечение СВХ, ТС, таможенными терминалами оснащенными современной техникой и погрузочно -разгрузочным оборудованием и т.д.). Отдельные объекты инфраструктуры могут быть созданы и частным бизнесом, необходимо для для этого проводить информационно-разъяснительную работу

3. Заключение соглашения и проведения работы с Кыргызской Республикой о демаркации государственных границ.

Практическая реализация указанных предложений будет способствовать, по нашему мнению, повышению эффективности таможенного контроля, ускорению и упрощению таможенных процедур, снижению числа правонарушений в сфере таможенного дела и, как следствие, улучшению внешнеторговых условий и в целом экономической ситуации в государстве.

Заключение

В структуре Департамента таможенного контроля по Жамбылской области состоят 6 приграничных таможенных постов. Из них на два таможенных поста - «Айша-Биби», «Кордай» имеют статус Единого контрольно-пропускного пункта.

Порядок взаимодействия органов таможенного контроля с другими органами государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу основан на материалах таможенного поста «Кордай» Департамента таможенного контроля по Жамбылской области за 2006-2007 гг. Жамбылская область граничит с территорией Кыргызской Республики.

Следует отметить, что такие факторы как географическое расположение, соседство страны с Кыргызстаном, а также товары перемещаемые через таможенную границу обуславливают некоторые особенности применения таможенного контроля.

В структуре товарооборота по данным таможенного поста «Кордай» за 2007 гг. импорт составляет преобладающую долю товарооборота 77%, что свидетельствует об импортозависимости региона. Кроме этого, для данного региона характерна сырьевая направленность местной промышленности и низкая доля экспорта товаров обрабатывающей промышленности. Об этом свидетельствуют данные на рисунках 2 и 3.

В целях упорядочения проведения контроля автотранспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан, ранее действовал Совместный приказ об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия контролирующих органов при осуществлении контроля на единых контрольно-пропускных пунктах на государственной границе Республики Казахстан (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 февраля 2003 года № 2174).

Данной Инструкцией предусмотрено установление порядка контроля транспортных средств по принципу «одной остановки»,, осуществление одновременно всеми контролирующими органами (таможенные органы, пограничные органы, транспортный контроль, ветеринарно-фитосанитарный контроль и санитарно-эпидемиологическая служба) в пункте пропуска своих контрольных функций в ходе одной остановки автотранспортного средства без дополнительных проверок на всем протяжении маршрута до пункта назначения.

Однако, действующая ранее система государственного контроля в пунктах пропуска и порядок пересечения государственной границы имела ряд недостатков:

1. дублирование функций по проверке документов, осмотру, досмотру товаров и транспортных средств;

2. формальная проверка документов органами транспортного, ветеринарно-фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического контроля, отсутствие приборов, лабораторий. Служебная деятельность заключается в проставлении штампов соответствующего органа в документах выданных в стране отправления, т.е фактически признавая документы выданные в стране отправления товара.

Анализ выявленных контролирующими органами нарушений и применение к нарушителям мер (штрафы) показывает незначимый характер выявленных правонарушений и носит абсолютно «показной» подход к исполнению служебных полномочий.

На сегодняшний день, при выполнении основных задач, возложенных на таможенные органы, таможенный контроль на границе может включать в себя:

1. Контроль весовых и габаритных параметров и выдача разрешений и сбор платежей за проезд автотранспортных средств (функция которая в настоящее время возложена на органы транспортного контроля);

2. Проверка наличия соответствующих разрешений на ввоз Республику Казахстан товаров, ветеринарных свидетельств, фитосанитарных сертификатов (функции которые в настоящее время возложены на органы санитарно - эпидемиологического и ветеринарно - фитосанитарного контроля);

3. Осмотр физических лиц;

4. Радиационный контроль;

5. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств.

Аккумулирование контролирующих функций в одном государственном органе как одна из форм оптимизации видов государственного контроля на границе минимизирует физический контакт участника ВЭД с представителями контролирующих органов что будет способствовать снижению условия для коррупционных проявлений,

На основании изложенного, на первоначальном этапе предстоит проведение эксперимента, с 1 июня 2008 г. предполагающего оперативное подчинение подразделении контролирующих органов, расположенных в пункте пропуска, таможенным органам.

Для создания законодательной базы инициировано и принято 13 мая 2008 г. ППРК О некоторых вопросах организации деятельности пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан.

Предлагаемая форма оптимизации деятельности служб контроля обеспечит облегчение международной перевозки грузов, сократит требования в отношении соблюдения формальностей, а также видов и продолжительности контроля, в частности путем национальной и международной координации процедур контроля и методов их применения.

Данное положение соответствует и положениям Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах» (Женева, 21 октября 1982 г.) к которой Республика Казахстан присоединилась в 06.05.2002 г.),

В развитие предполагается принятие Совместного приказа контролирующими органами где основными принципами являются

- размещение контролирующих органов в здании таможенных органов;

- размещение контролирующих органов в зале таможенного оформления для реализации принципа «одного окна».

- проведение совместного контроля с оформлением совместного акта досмотра.

Также приказом предусмотрено что организация работы контролирующих органов в пунктах пропуска возлагается на таможенный орган, расположенный в пункте пропуска.

На начальника таможенного поста или лица его замещающего возлагается ответственность и контроль за соблюдением действующего законодательства РК, надлежащее исполнение контрольно-надзорных функций при организации работы контролирующих органов в пунктах пропуска.

Будет предусмотрено изменение порядка выдачи талонов контроля (при въезде транспортного средства в пункт пропуска выдача будет осуществляться пограничной службой).

В аспекте непосредственного таможенного оформления предполагается предоставление участниками ВЭД сопроводительных документов на товар и транспортное средство должностному лицу таможенного органа которое будет проверять их на соответствие описи и далее, при необходимости передавать должностным лицам других контролирующих органов для проверки и проставления соответствующих отметок.

По окончании проведения документального контроля должностное лицо таможенного органа при необходимости организует совместный досмотр транспортного средства и товаров, при котором заполняется акт совместного досмотра.

Учитывая вышеизложенный, анализ организации деятельности таможенного поста «Кордай» существуют проблемы таможенного контроля в пунктах пропуска:

Первая группа проблем состоит в несоответствии инфраструктуры поста настоящим требованиям:

1. При создании таможенного поста «Кордай» на момент 1998 г. пропускная способность была рассчитана на грузооборот 285 тыс тонн. и примерно 430 тыс пассажиров в год. Однако на настоящий момент данные показатели увеличены примерно в 3 раза, а пропускная способность поста осталась прежней.

2. В связи с отсутствием СВХ сотрудники таможенных органов задержанный груз по делам о правонарушениях вынуждены везти за 300 км. в г.Тараз для помещения а СВХ.

3. Здание таможенного поста расположено на мосту. который также рассчитан на небольшую пропускную способность. В связи с ростом грузооборота и стоянкой транспортных средств на мосту в момент предварительного таможенного оформления, данный мост постепенно приходит в негодность и подвергается деформации.

Вторая проблема. В соответствии с современными требованиями и требованиями Киотской конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» таможенный досмотр должен основываться на применении неинтрузивных методов, что обеспечивает выборочность таможенного досмотра. Однако на ЕКПП «Кордай» отсутствует современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее проводить неинтрузивный досмотр в автоматическом непрерывном режиме (ранее этот вопрос рассматривался при анализе рисунка 10)

Третья проблема заключается в том, что граница с Кыргызской Республикой четко не разграничена. К примеру с РФ, Республикой Узбекистан, КНР Казахстан имеет соглашения о демаркации государственных границ. Однако, аналогичное соглашение с Республикой Кыргызстан не заключено, этот факт обуславливает трудности в определении факта незаконного пересечения таможенной границы, т.е. контрабанды. (нарушители ссылаются на то, что граница фактически не обозначена)

Учитывая вышеизложенные проблемы на наш взгляд для повышения эффективности взаимодействия органов таможенного контроля с другими органами государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан необходима реализация следующих мер:

1. Разработка автоматизированной системы межведомственного сотрудничества подразумевающее создание в пунктах пропуска единой (интегрированной) базы данных контролирующих органов, основные принципы которой заложены в проекте Программы модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы.

2. Обеспечение таможенного поста современной инфрастуктурой, которые предъявляются в соответствии с требованиями Всемирной таможенной организации (обеспечение СВХ, ТС, таможенными терминалами, погрузочно -разгрузочным оборудованием и т.д.). Отдельные объекты инфраструктуры могут быть созданы и частным бизнесом, необходимо для для этого проводить информационно-разъяснительную работу

3. Заключение соглашения и проведения работы с Кыргызской Республикой о демаркации государственных границ.

Практическая реализация указанных предложений будет способствовать, по нашему мнению, повышению эффективности таможенного контроля, ускорению и упрощению таможенных процедур, снижению числа правонарушений в сфере таможенного дела и, как следствие, улучшению внешнеторговых условий и в целом экономической ситуации в государстве.

Список использованной литературы

1. Сарсембаев М.А. Таможенное право Республики Казахстан // Учеб. пособ.- Алматы.: Данекер 2000.

2. Некрасов В.А., Джандарбеков И.А. Основы таможенного дела: Учебник - А.: ТОО «Издательство LEM», 2002 - 552 с.

3. Таможенный Кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г. №401-II, введен в действие с 1 мая 2003 г. Алматы: Юрист - 2008 г.

4. Лаврентьев Е. первый вице-президент ОАО «Стройтрансгаз»: нашим странам надо быть более открытыми друг для друга// Известия-Казахстан, 30.01.2003

5. Лисицкая В. Постатейный анализ таможенного кодекса: таможенное оформление и контроль// Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане, № 18 (216), 2003

6. Тусупбекова Т.Т., Нуржанова В.Т. Технические средства таможенного контроля. - А.: 2003г.

7. Закон Республики Казахстан от 06.05.2002 N 320-2 «О присоединении Республики Казахстан к международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах»

8. Закон Республики Казахстан от 1 3 января 1993 г N 1872-XII О Государственной границе Республики Казахстан (с изменениями, внесенными Законами Республики Казахстан от 15.07.96 г. N 31-1; от 22.12.98 г. N 327-1; от 10.07.02 г. N 338-II)

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года N 1240 О некоторых вопросах функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан

10. Правила пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 4 января 1994 г. N 20

11. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Таможенный Кодекс Республики Казахстан» от 20.06.2005г.//ВЭД в Казахстане, №8 (242), август 2005г.

12. Правила декларирования товаров, утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 года № 219, зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 9 июня 2003 года № 2355.

13. Правила проведения предварительных операций и процедур, связанных с перемещением товаров и транспортных средств, утверждены приказом Вице-Министра финансов - Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 2 сентября 2005 года № 333

14. Приказ Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года № 197 «О перемещении товаров под таможенным контролем»

15. Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 года N 219, зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 9 июня 2003 года N 2355 «О декларировании товаров и транспортных средств»

16. Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 4 декабря 2003 года N 546, Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года N 728, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 23 декабря 2003 года N 220 Об утверждении Правил взаимодействия таможенных органов, органов внутренних дел и национальной безопасности по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, предусмотренных статьями 209, 214, 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан, создании и деятельности межведомственных комиссий

17. Приказ КТК МФ Республики Казахстан от 29.06.2005г. №240 «Об отнесении участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска и применение упрощенного порядка таможенного оформления»

18. Совместный Приказ Комитета национальной безопасности Республики Казахстан №38 от 11 марта 2002 года и Министерства государственных доходов Республики Казахстан №352 от 11 марта 2002 года Об усилении пограничного и таможенного режимов в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан

19. Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств - участников таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года

20. Схема Таможенного Комитета от 06.07.2001 года «Схема внесения сотрудниками таможенных органов отметок в документы на товары и транспортные средства, перемещаемые между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в соответствии с таможенным режимом экспорта»

21. Решение Совета руководителей таможенных служб СНГ «О единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников СНГ» 1994

22. Проект протокола о единых правилах лицензирования, экспорта и импорта товаров в рамках ЕврАзЭС одобрило правительство РФ // Профессионал, №42, 16.10.2004г. http://www.inform.kz

23. Концепция модернизации таможенной службы Республики Казахстан, Астана, 2006

24. Программа модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы, Астана, 2006г.

25. Положение о санитарно-карантинном пункте на железнодорожном транспорте в пункте пропуска через Государственную границу Республики Казахстан утверждено Главным государственным санитарным врачом Республики Казахстан Дерновой А.Г., 1994 г.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты