Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
p align="left">Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них.
Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.
Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.
Третья - деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Четвертая - низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению" 1.
Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).
3. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ
3.1Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
В юридическом словаре дается следующее определение названному термину: "Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах" 1.
В современных условиях основные права человека изложены, как правило, в конституции каждого государства и в международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.).
Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита - это правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.
Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить. Гарантия (фр. garantie) - это ручательство, обеспечение, заверение.
Провозглашение гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.
В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.
Органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны, нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридические механизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. На защиту прав и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации, и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Вид правовой защиты - это обособленная на основе однородных критериев и отличающаяся собственными признаками система действий субъектов правореализационного процесса, направленная на осуществление прав, свобод и обязанностей.
Индивидуальная правовая самозащита. Право каждого человека на правовую самозащиту установлено Конституцией РФ в ч. 2 ст. 45, где сказано: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Этот вид юридической защиты основных прав и свобод характеризуется тем, что:
· во-первых, инициатива по защите прав и свобод, в том числе по восстановлению нарушенных прав и свобод, исходит от самого лица, чьи интересы могут пострадать или уже ущемлены;
· во-вторых, закон не ограничивает формы, средства и способы индивидуальной правовой защиты, кроме случаев, указанных в Конституции РФ; в-третьих, реализация этого вида правовой защиты основных прав и свобод обеспечивается личным, активным участием гражданина в правозащитных отношениях, что особенно ярко проявляется, например, при проведении митингов, демонстраций, забастовок.
Очевидно, что конституционные нормы, закрепляющие право каждого на юридическую самозащиту, составляют надежную нормативную основу охраны жизни, чести и достоинства каждого человека, и в том числе служат гарантией реализации института необходимой обороны.
Государственная юридическая защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. На практике это означает, что все органы Российского государства в соответствии со своей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод. Однако первое место в системе защиты основных прав и свобод человека и гражданина занимает Президент РФ, который согласно ст. 80 федеральной Конституции является гарантом конституционных прав и свобод. Осуществляемая главой государства деятельность по защите прав и свобод личности по своим масштабам и средствам ее реализации является универсальной и наиболее эффективной в силу того, что при ее проведении используются особо значимые институты и формы.
Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" 1.
В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно опирался на норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в качестве дополнительного аргумента в обоснование установленных им нарушений прав человека или для защиты таких прав. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие примеры.
В деле о проверке конституционности отдельных статей Арбитражного процессуального кодекса Конституционный Суд РФ констатировал, что в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ право каждого на судебную защиту должно гарантироваться в соответствии с нормой п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1. В Постановлении от 13 июня 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Конституционный Суд РФ непосредственно признал эту норму УПК РСФСР не соответствующей ч. 1 ст. 17 Конституции РФ 2. Ссылки на нарушения прав, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, содержатся и в индивидуальных жалобах граждан и организаций, обращенных к Конституционному Суду РФ 3. Однако ни заявители, ни сам Конституционный Суд, ни разу не высказались в том смысле, что нормам международного права придается особый правовой статус в российской правовой системе.
Широкое признание получила деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ, должность которого установлена в нашей стране впервые по Конституции 1993 г. О степени его влияния на правовую жизнь в России говорит статистика. Только в 2006 г. на рассмотрение Уполномоченного по правам человека РФ поступило от населения по почте 32 477 жалоб, кроме того, в приемную Аппарата Уполномоченного обратились более 5 тысяч заявителей. По всем поступившим вопросам и обращениям были приняты меры, даны консультации и разъяснения. Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что
Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.
Публично-правовая общественная защита свобод и законных интересов личности. Публично-правовая общественная защита личности в процессе реализации индивидом основных прав и свобод - это юридическая защита, осуществляемая институтами гражданского общества. В числе субъектов этого вида правовой защиты личности можно выделить профессиональные союзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организации адвокатов и так далее. Субъекты публично-правовой общественной защиты выполняют свои обязанности по юридическому обслуживанию запросов и потребностей населения на основе действующего законодательства. Например, ст. 2 ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", определяя цели и задачи этого института гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.
Международно-правовая защита интересов личности в процессе реализации прав и свобод. Российская Федерация является полноправным участником многих межгосударственных и международных организаций, в которых она официально состоит; более того, согласно действующей федеральной Конституции в нашей стране общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. В силу вышесказанного Конституция РФ признает право каждого на международно-правовую защиту его интересов. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Такими органами являются, например, Европейский суд по правам человека или Международный суд ООН.
Согласно ст. 79 Конституции РФ сама возможность участия или неучастия Российской Федерации в межгосударственных объединениях обусловлена необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как Россия может вступать в международные союзы только при условии, что это не влечет за собой ограничение прав и свобод личности и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов других лиц. Реально существующая юридическая практика позволяет говорить о том, что имеет право на признание институт индивидуальной правовой защиты законных интересов другого лица. Например, правозащитная деятельность общественного защитника в судебном процессе. Или оказание юристом-специалистом в частном порядке возмездной или безвозмездной (в частности, в статусе третейского судьи) юридической помощи другому лицу. Обязательными условиями здесь должно быть соблюдение таких требований, как наличие у участника правовой жизни, оказывающего помощь, специального юридического образования, а инициатива о совершении юридически значимых действий должна исходить от другого лица.
3.2Способы активной реализации основных прав,свобод и обязанностей
Практика реализации основных прав, свобод и обязанностей знает немало способов объективирования содержащихся в них потенциальных возможностей. Общее количество таких возможных способов практически не ограничено. Например, удовлетворение духовных запросов индивида происходит в процессе реализации ст. 28 Конституции РФ путем выбора соответствующей мировоззренческой позиции и определения своего отношения к религии на основе свободы совести и свободы вероисповедания, а также на основе использования правового потенциала ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания.
Естественная потребность каждого человека во власти реализуется через участие избирателей в выборах органов государственной и муниципальной власти, через активное поведение участников референдума во время проведения всенародного голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; в соучастии в организации и проведении таких массовых публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия. Одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить компетентные органы власти о своем намерении. Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительный принцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Расширение сферы действия уведомительного принципа рассматривается учеными в качестве перспективы демократизации и развития свободы.
Широко распространенным способом реализации конституционных прав и свобод является развитие способностей индивида посредством материализации возможностей, заключенных в нормах, составляющих конституционный статус личности. Данный статус является первичным, ис-ходным, все остальные социальные статусы лишь дополняют его. Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности = конституционный статус личности.
Так, реализуя конституционное право на образование, индивид получает специальные научные знания, приобретает практические навыки, совершенствует свое профессиональное мастерство.
Исключительно широкое распространение имеет такой способ практической реализации основных прав, свобод и обязанностей, как приобретение и приумножение личностью материальных и духовных благ. Ведь львиную долю всех благ, необходимых для полноценного существования и развития, человек получает на основе использования тех возможностей, которые заложены в базовых нормах Основного Закона, и в частности в ст. 8, 9, 34, 35, 36, 41, 44 и других статьях Конституции РФ. То есть через реализацию основных прав и свобод, определяющих меру поведения, правила и принципы действия в сфере отношений собственности, свободного духовного развития и цивилизованного образа жизни. В условиях становления и утверждения в нашей стране правового демократического общества особенно актуален такой способ реализации основных прав и свобод, как овладение демократическими ценностями и их динамичное развитие на основе и с помощью правовых средств. Именно на основе практической реализации конституционных прав идет процесс освоения таких ценностей, как признание человека высшей ценностью, утверждение идеалов добра и справедливости, соблюдение норм закона, осуществление официальной публичной власти посредством свободных демократических выборов.
3.3Средства, обеспечивающие реализацию основных прав,свобод и обязанностей
Наиболее эффективными средствами осуществления возможностей конституционного статуса личности являются те из них, которые установлены в нормах действующего законодательства.
Универсальным средством, обеспечивающим реализацию основных прав, свобод и обязанностей, выступает правоотношение. Содержащиеся в конституционных правах и свободах внутренние правомочия объективируются в реальной общественно-политической практике и обретают форму материального мира в конкретном правоотношении. Правореализационная практика в сфере реализации основных прав и свобод охватывает самые важные стороны социальной, экономической, политической и духовной жизни индивида. Особенность этих правоотношений в том, что они отличаются персонифицированной определенностью, поскольку одной из сторон здесь является конкретный субъект - носитель конституционного права или обязанности.
Эффективным средством обеспечения реализации основных прав и свобод служит подача жалобы на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в соответствии со ст. 46 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.
Хорошо известным средством обеспечения реализации конституционных прав и свобод служит применение компетентными органами государственной власти соответствующих мер юридической ответственности, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Во многом способствует систематическому и полному осуществлению конституционных прав и свобод постоянная и повседневная деятельность юридических организаций и учреждений, таких, как адвокатские образования, юридические отделы и договорно-правовые управления органов государства и органов местного самоуправления; юрисконсульты и юридические службы предприятий и организаций по оказанию юридической помощи гражданам и юридическим лицам. В соответствии со ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, "гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии".
Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский суд постановил, что "право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства".
Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.
Сейчас в России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В рамках реализации данного конституционного требования, расширения мер по оказанию бесплатной юридической помощи, особенно для малоимущих граждан, в текущем году во многих регионах страны создаются постоянно действующие центры бесплатной "скорой юридической помощи для населения".
В ст. 49 Конституции закреплена презумпция невиновности граждан: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).
Важной составляющей в системе средств обеспечения реализации основных конституционных возможностей личности является постоянный мониторинг состояния дел в сфере соблюдения прав человека и гражданина со стороны уполномоченных на то органов государства, проверка и контроль за соблюдением действующего законодательства, периодическое рассмотрение вопросов о соблюдении прав и свобод на заседаниях органов публичной власти.
3.4Процессуальные стадии реализации основных прав,свобод и обязанностей
Реализация конституционных прав, свобод и обязанностей как система действий, имеющих правовое значение, представляет собой юридический процесс. Этот процесс имеет определенную временную протяженность, логически и хронологически организован, отличается монографической целостностью и состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга этапов или стадий. Решающее значение имеют четыре стадии: 1) информационная; 2) организационная; 3) основная правореализационная и 4) правозащитная.
1. Информационная стадия представляет собой начальный этап процесса реализации основных прав и свобод. На этой стадии субъект правоотношения использует свое право на получение необходимой информации, получает сведения о содержании своих прав и обязанностей, овладевает этими сведениями и осваивает их. Именно на этом этапе знания превращаются в убеждения и реальную социальную силу.
2. Организационная стадия начинается с поиска и определения адреса того органа, организации или другого структурного подразделения, в компетенции которого находится решение соответствующего вопроса. Для этого субъект права должен владеть надежной информацией о подведомственности, подсудности и ином компетенционном потенциале контрагента, участвующего в правоотношении по реализации своего намерения. После этого следует акция инициирования правоотношения по реализации основного права или обязанности посредством составления и подачи процессуального документа, являющегося основанием для возбуждения юридического производства. Таким документом могут быть жалоба, исковое заявление, требование о выдаче информации или опровержении порочащих лицо сведений и так далее. Обычно момент начала такого делопроизводства обусловлен представлением и оформлением необходимых в каждом конкретном случае документов, составляющих содержание особых условий.
3. Основная правореализационная стадия находит свое выражение в том, что осуществление основных прав, свобод и обязанностей как воплощение потенциальных возможностей, содержащихся в правовой норме, в материальные формы фактического поведения людей представляет собой акт (действие), имеющий собственное содержание. Этот акт объективируется в принятии юридического решения, обладающего обязательной силой, он регулируется правовыми предписаниями и должен отвечать определенным требованиям.
4. Правозащитная стадия реализации основных прав, свобод и обязанностей является завершающей. Ее наличие объективно обусловлено тем, что не существует стопроцентной гарантии от возможных ошибок и упущений, которые могут иметь место в процессе осуществления прав и свобод. По своему содержанию она представляет собой те правовые институты и юридические средства, которые позволяют устранить негативные последствия состоявшегося правореализационного акта.
Подводя итоги вышесказанному можно установить следующие факты, для того чтобы реализовать свои права, свободы и обязанности человеку необходимо в первую очередь обратиться за разъяснениями к высококвалифицированному юристу, дальнейшие свои действия согласовывать с ним же. Для того, чтобы защитить и отстоять свои права гражданин может так же обращаться в муниципальные органы и в суд с различными жалобами и с исковыми заявлениями. А также знакомиться с различными материалами по делу, постановлениями и решениями, как в его пользу, так и с отказами.
Таким образом, установлено, для того, чтобы человеку реализовать свои права, свободы и обязанности ему необходимо очень серьёзно потрудится, и пройти четыре процессуальные стадии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Что касается развития конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека
Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека.
«Права человека» выступают в конституционном праве в качестве универсальной категории, а состояние свободы реализуется через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неот-чуждаемый характер.
А конституционные обязанности нацелены на реа-лизацию личных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальных ценностей. Обязанности, так же как и основные пра-ва и свободы, имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом.
За время, прошедшее после принятия первой демократической Конституции России, ее идеи получили мощное развитие в нормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировался достаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализации конституционных прав, свобод и обязанностей. Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.
Субъектом реализации является любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.
Под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств"
Анализируя проделанную работу, выявлено некоторое несовершенство законодательства. Очень основательно определены права, свободы и обязанности человека, но нет чёткого определения наказания за их нарушение.
Пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Для защиты прав и свобод человека создаются множественные механизмы, но они либо несовершенны, либо вообще бездействуют. Необходимы кардинальные реформы в коррумпированной власти и судебных структурах. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
Действительность в сфере положения личности в России на сегодняшний день такова, что можно констатировать: Конституцией РФ и действующим законодательством в соответствии с международными стандартами гарантированы основные права и свободы, установлены основные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации; в то же время состояние российского общества и государства еще достаточно далеко от правового, что во многом подтверждается практикой правоприменения и деятельности органов власти. Заданные высокие стандарты в области прав и свобод человека и гражданина во многом еще остаются недостижимым идеалом, хотя достаточно позитивное продвижение России в направлении наполнения конституционных норм о правах и свободах конкретным содержанием.
Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма реализации и защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этом суть и квинтэссенция понимания конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации с комментариями / М.Б. Смоленский. - Изд.5-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс,2009. - 316 с.
2. Закон Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. (в ред. от 30.12.2008) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
3. Федеральный Закон РФ № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) «О гражданстве в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон РФ № 63-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 23.07.2008 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
5. Федеральный Закон РФ № 32-ФЗ от 04.04.2005 г. (в ред. от 25.12.2008 г.) «Об общественной палате в Российской Федерации».
6. Федеральный Закон РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №14-П от 13.06.1996 г. «По делу о проверке Конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина».
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 19-П от 16.06.1998 г. «По делу о толковании отдельных положений статей 125,126,127 Конституции РФ».
10. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. Т. 1. -М.: Омега-Л. - 2005. - 728 с.
11. Анисимов П.В., Папичев Н.В. Правовое регулирование прав человека / Под ред. Ф.М. Рудинского. - М.: НАУКА, 2003. - 432 с.
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005.- 525 с.
13. Большой словарь иностранных слов. -М.: Мартин, 2006. - 723 с.
14. Большой юридический словарь. -М.: Инфра-М, 1999. - 514 с.
15. Варданян Д.С. Российская правозащитная система и личность. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.
16. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -М.: КНОРУС, 1997. - 400 с.
17. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека. -М.: Юристъ, 1998. - 475 с.
18. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Ростов н/Д : Феникс, 1987.- 358 с.
19. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - 315 с.
20. Муромцев Г.И. Сборник "Право и права человека в условиях глобализации". -М.: Юристъ, 2006. - 518 с.
21. Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. -576 с.
22. Стремоухая А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. - СПб.: Питер, 2001.- 318 с.
23. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2: Современное государство и право / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. - М.: КНОРУС, 2003. - 432 с.
24. Вестник КС РФ. 1996. N 4.1998. N 3. 1999. N 4, 6.
25. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. № 48. 31 декабря 1999 г.
26. Юристы выходят в народ // Российская газета. N 52(4315). 15 марта 2007 г.
27. Информационная система «Консультант Плюс».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В _____________________________ суд
г. _____________________________________
Заявитель: ____________________________
Адрес: ____________________________
Судебный пристав исполнитель: _____
__________________________________
Дело N ________________________________
ЖАЛОБА
на действия судебного пристава-исполнителя
"___"__________ ___ г. ______________ судом г. __________________
принято решение по делу N ____________ о _______________________.
В производстве судебного пристава-исполнителя ___________________
находится исполнительный лист, выданный _________________ судом
г. __________________________.
При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель
__________________ с "___"_________ ____ г. по "___"_________ ___ г.
неправомерно отказывает _______________ в ______________________,
чем нарушает ________________________________________________
(указать ссылки на законы и иные нормативно-правовые акты)
и права заявителя на __________________________________________.
В связи с вышеизложенным и в соответствие с ______________________________________________________________,
(указать статьи нормативных актов, на которых заявитель основывает свои требования)
а также со статьями 122 - 124, 128 ФЗ "Об исполнительном производстве",
ст. 441 ГПК РФ 45
ПРОШУ:
1. Признать действия судебного пристава-исполнителя ______________,
нарушающие право ____________________________________________
(указать, какие права нарушены действиями пристава)
при совершении исполнительных действий по решению ________ суда
г. ___________ от "___"_________ ____ г. по заявлению _____________
к _______________ о ________________________, незаконными.
2. Обязать судебного пристава-исполнителя ________________ надлежащим образом исполнить, в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве", требования исполнительного документа (исполнительного листа) о ____________
_____________________________.
Приложения:
1. Копия жалобы на действия судебного пристава-исполнителя.
2. Копия решения ____________ суда г. __________ по делу N ______
от "___"____________ _____ г.
3. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства.
о выдаче копии решения (определения) суда общей юрисдикции
"__"______________ ____ г. судьей __________________ районного
(городского) суда г. ___________________ было вынесено решение (определение) по делу N ______ о ________________________________.
В заседании суда я отсутствовал (или присутствовал). До настоящего времени я копию решения (определения) суда не получил.
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 35, 214 (277) ГПК РФ
ПРОШУ:
1. Выдать мне копию решения (определения) от "__"____ ____ г., вынесенного ___________________________ районным (городским) судом г._______________ по делу N __________________ "__"_____________ ____ г.
(подпись заявителя)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В _________________________ суд
Истец _________________________
(Ф.И.О., адрес)
Ответчик: _____________________
(наименование органа власти
или должностного лица,
адрес)
ЖАЛОБА
на неправомерные действия (бездействие) органа государственной
власти, органа местного самоуправления, должностного лица
"___"_____ ___ г. _____________________________________________
(указать наименование органа власти или должностного лица)
в отношении меня, ____________________________, были совершены
(Ф.И.О.)
неправомерные действия (бездействие) ________________________