онституция Королевства Испания упоминает в своей Преамбуле защиту осуществления прав человека и признает в п. 1 «свободу, справедливость, равенство… высшими ценностями правопорядка». В соответствии со ст. 10 «достоинство личности, неприкосновенные неотъемлемые права… являются основой политического порядка и социального мира».Великобритания не связана писаной конституцией, содержащей основные права человека на свободу и равенство или основные экономические социальные права. Билль о правах человека и фундаментальных свободах 1985-1986 гг. не был принят парламентом. В статье «Суверенитет и изменение британских институтов»6 Вернер Бенкофф описывает фактическое конституционное положение дел в Великобритании, утверждая, что за требованием «суверенитета парламента», являющегося «фикцией парламентского всемогущества», в действительности скрывается «великая сконцентрированная власть в лице лидера правительства». Следует помнить в этой связи, что премьер-министр не ограничен какой-либо определенной группой материальных ценностей в целом или в определенной области экономических и социальных прав человека.Публичная дискуссия в Великобритании о Хартии Сообщества и в особенности о правах человека может пролить свет на характер общественного мнения в этой стране. Я ограничиваюсь кратким обзором точек зрения, изложенных в газетных статьях в период 1988-1991 гг. Миссис Тэтчер оказывала преобладающее влияние на ход дискуссий. Можно подумать, что слова Фрэнсиса Моди о том, что Хартия «наносит вред индивидуальной свободе к индивидуальным возможностям», относятся к правам человека. Но такая интерпретация была бы неверной, поскольку права человека, задуманные в эпоху Просвещения и Французской революции, оказались бы «несовместимыми с национальными обычаями и традицией».В статье, озаглавленной «Европейский свободный рынок или защищенный рынок: каким он должен быть реально?» Норман Теббит, бывший тогда министром правительства, прояснил ситуацию. Его идея была суммирована издателями в следующем предложении: «Европа последовательно настаивает на общем рынке без барьеров, тарифов, субсидий или ограничительной практики, но ЕЭС до сих пор медленно обращало теорию в практику. Ныне оно планирует провести в жизнь Социальную Хартию, и это является большим протекционизмом, по мнению Нормана Теббита, который горячо доказывает, что европейским свободным торговцам приходится выбирать одно из двух». Права человека вовсе не рассматриваются в этой статье. Норман Теббит полагает, что конкуренция имеет приоритет над социальной политикой и, очевидно, перед правами человека.Большая информация по вопросу о правах человека в Великобритании содержится в выступлениях бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер и в комментариях к ним.В своем интервью для газеты «Ле Монд», опубликованном в канун празднования двухсотлетней годовщины начала французской революции, миссис Тэтчер объяснила, что подразумевает под правами человека9. Она заявила, что Британская Магна Чарта (Великая хартия вольностей) и Славная революция 1688 г. предшествовали Декларации прав человека 1789 г. Кроме того, М. Тэтчер еще раз подтвердила свое убеждение в том, что права человека можно найти в Десяти Заповедях и в Нагорной Проповеди. Комментарии к ее заявлениям были даны под заголовками «Толкования Тэтчер событий 1789 г. утомляют англичан так же, как и французов» (автор не указан), «Замечания вызвали аплодисменты лидера Национального фронта Ле Пена» (Паул Вебстер в Париже) и «Извинение за премьер-министра» (Кристофер Хилл, автор нескольких книг об английской революции). Нескольких замечаний Кристофера Хилла будет здесь достаточно:«Миссис Тэтчер также совершенно не права в своем предположении, что Великая хартия вольностей имеет какую-либо связь с правами человека. Смелые бароны, которые навязали ее королю Джону, ужаснулись бы от этой мысли, если бы, действительно, могли бы постичь ее. Абсурдом является утверждение миссис Тэтчер о том, что «революция» 1688 г. делала демократию… Мы до сих пор не имеем декларации прав британских мужчин и женщин» США -- Конституция и права граждан. М., 1987..Что касается ссылки на Десять Заповедей и Нагорную Проповедь, то бывший премьер-министр произнесла «замечательную речь перед заседавшей церковью Шотландии» 26 мая 1988 г., «выступая лично как христианка и как политический деятель». Она начала с «весьма простой фразы», которую прочла «недавно»: «Христианство - это духовное освобождение, а не социальная реформа». «Отношение к миру, правильная установка трудиться и принципы, направленные на формирование экономической и социальной жизни», полагала Тэтчер, могли бы явиться результатом «соединения… ключевых элементов Старого и Нового заветов», которые выражали ее «личную веру в приемлемость христианства для публичной политики: кесарево - кесарю». К правам человека относятся следующие высказывания: «Старый завет устанавливает в Исходе Десять Заповедей, данных Моисею, содержит в Левите предписание любить нашего ближнего как самого себя и в целом подчеркивает важность соблюдения строгого кодекса права. Новый завет - это запись воплощения божества в Христе, учение Христа и установление царства Бога. Вновь мы должны сделать акцент на любви к ближнему как к самому себе и «поступать по отношению к другим таким образом, который ожидали бы в отношении себя». После изложения этих «ключевых элементов» бывший премьер-министр сослалась на Св. Павла: «Мы говорим, что должны работать и использовать свои таланты для создания богатства». «Если человек не будет работать, он не должен есть», - писал Св. Павел в своем послании фессалиянам. Действительно, изобилие, а не нищета обладает легитимностью, которая проистекает из самой природы творения».Это понимание ограничивается в определенной мере следующим высказыванием: «Тем не менее Десятая Заповедь - «не желай» - признает, что зарабатывание денег и владение вещами может превратиться в эгоистичную деятельность. Неправильным же является не зарабатывание денег и владение вещами, а любовь к деньгам ради них самих».Последние два положения, очевидно, обусловили появление статьи под заголовком «Создание богатства рассматривается в качестве обязанности христианина». Все эти пункты, как была «уверена» премьер-министр, являлись вопросами веры в отношении «индивидуальной ответственности»: «Не вызывает сомнений… что любая совокупность социальных и экономических мер, которая не основана на признании индивидуальной ответственности, приносит только вред. Мы все ответственны за собственные действия. Мы не можем обвинять общество, если не соблюдаем закон. Мы не можем просто передать другим осуществление милосердия и проявление великодушия».Замечая, что ни один из «ключевых элементов» не указывает «точно, какой вид политических и социальных институтов мы должны иметь», миссис Тэтчер, по-видимому, уверена, что нам необходимо государство. «Но вмешательство государства никогда не должно становиться столь широким, чтобы устранять личную ответственность». Она сама решила в пользу демократии, сославшись на «знаменитую речь в Геттисберге в 1863 г., произнесенную Авраамом Линкольном, который выступал за правительство народа, представленное народом и для народа». Демократическое большинство, по словам М. Тэтчер, не отвечает идеалу христиан, которые связаны «разумом святого духа». «Тем не менее я с энтузиазмом отношусь к демократии. Такая моя позиция обусловлена не тем, что я считаю мнение большинства неизбежно правильным или истинным - действительно, никакое большинство не может лишить данных Богом прав человека, (курсив автора) - а тем, что рассматриваю демократию в качестве самых эффективных гарантий ценности личности, и она более, чем любая другая система, ограничивает злоупотребление властью немногими лицами. Это и есть христианская концепция».В контексте рассматриваемой проблемы могут представлять интерес некоторые сентенции под заголовком «Темы дня»:«Премьер-министр сообщила, что недавно читала Библию, возможно потому, что была уязвлена замечанием епископа Дарема, что ее политика «безнравственна». По-видимому, она пропустила полностью часть Нового завета, например следующие тексты:… (Я ссылаюсь только на место в Библии, где они могут быть обнаружены). Все эти тексты, помещенные в статье, на которые я ссылаюсь, противоположны по содержанию «созданию богатства, рассматриваемого в качестве христианской обязанности».Как было упомянуто в «Гардиан», для миссис Тэтчер «Десять Заповедей и Нагорная Проповедь являются достойными уважения изречениями, но они в большей мере касаются не прав, а обязанностей».Более позднее предложение бывшего британского премьер-министра было упомянуто в еженедельнике «Гардиан»13 под заголовком «Runnymede или Страсбург?». Соответствующий отрывок приводится ниже:«Но с политической точки зрения к тому же она откровенно является интервенционистом. Во время переговоров на высшем уровне между Востоком и Западом с участием 35 государств, проводившихся этой осенью, она предлагает, чтобы была согласована новая Великая хартия вольностей, распространяющаяся на всех европейских граждан (в том числе граждан СССР), основные права которых мы на Западе считаем не требующими доказательств. Речь идет о свободе слова и мысли, вероисповедания, свободе участвовать в подлинно демократических выборах, владеть собственностью, поддерживать национальный статус и свободе от страха перед сверхмогущественным государством».Автор этой статьи выдвигает практическое предложение: «Не заводить любовную интрижку» с Великой хартией вольностей. Вместо этого стремиться ввести страны Востока в защитные и обеспечиваемые правовой санкцией структуры Совета Европы, предоставив им доступ к европейской Комиссии по правам человека и суду в Страсбурге».Такое предложение уже было сделано лордом Скармэном, бывшим лордом-судьей Апелляционного суда и председателем Юридической комиссии14. Еще в 1974 г. он предложил инкорпорацию Европейской конвенции по правам человека в английское право, а также дальнейшую конституционную реформу, направленную на создание процедуры судебного контроля, с тем чтобы «предоставить гражданину быстрый доступ в суды, наделенные полномочием применять и проводить в жизнь Конвенцию». Ныне он осознает, что «пришло время начать процесс конституционной реформы»15. Лорд Маккэй, лорд-канцлер, который, как указывается в интервью с Бернардом Левином, из «соображений справедливости» не будет поддерживать Билль о правах, заявил: «Вы вынуждены управлять существующей системой с тем грузом, который она несет с собой, в то время как производите изменения. Вы не можете позволить себе остановить все и построить совершенно новое, а затем, так сказать, перенести».Не может быть никакого сомнения в том, что такая реформа олицетворяет прогресс, но, как уже было сказано, Европейская конвенция не упоминает об экономических и социальных правах человека.Этот недостаток, относящийся к правам человека в экономических и социальных сферах, свойствен не только Соединенному Королевству; он обнаруживается также в других государствах - членах ЕС. Однако он в определенной степени исправлен Европейской социальной хартией, которая была ратифицирована подавляющим большинством государств - членов ЕС Ermacora F. Rechtsquellen zu den Grundfreiheiten und Menschenrechten in 6'sterreich. Wien, 1988..В Преамбуле к ЕСХ заявляется, что целями Совета Европы выступает «осуществление идеалов и принципов, которые являются… общим наследием (государств-членов), и содействие их экономическому и социальному прогрессу, в частности, путем обеспечения и дальнейшего развития прав человека и основных свобод». Основные экономические и социальные права - «социальные права» упомянуты в Преамбуле специально - должны быть рассмотрены как права человека. Далее, в ч. 1 настоящей Хартии устанавливаются общие принципы развития юридических прав трудящихся, которые правильно классифицируются как социальные права человека. Примерами служат: «право на труд», «право на справедливые условия труда», «право на справедливое вознаграждение», право «всех трудящихся и работодателей… на заключение коллективных договоров». Все эти права перечислены в качестве фактически юридико-политических обязательств подписавшихся государств. Следует также упомянуть дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, и в частности п. 2 ч. 1, согласно которому «трудящиеся имеют право на то, чтобы их информировали и с ними консультировались в рамках предприятия».Существуют разнообразные дополнительные доказательства, подтверждающие то, что основные экономические и социальные права, строго говоря, образуют часть общих прав человека. Так, во Введении к тексту»… Европейская социальная хартия и дополнительный протокол к ней», изданному Советом Европы (Страсбург, 1988), мы читаем: «Европейская социальная хартия является неотъемлемой частью Конвенции по правам человека в сфере экономических и социальных прав».Кроме того, имея в виду содействие глобальному подходу к правам человека в Совете Европы, Генеральный секретарь Совета передал отдел по Европейской социальной хартии, преобразовав его в секцию, директорату по правам человека и, таким образом, объединил в едином директорате деятельность, относящуюся к гражданским, политическим и социально-экономическим правам. Данный подход вновь был подтвержден в документе Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в июне 1990 г., в котором наравне с гражданскими и политическими правами подчеркивалось первостепенное значение экономических, социальных и культурных прав.Наконец, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., согласованный в ООН (Прил. П.), может быть здесь упомянут. В ФРГ он вступил в, силу 3 января 1976 г.Этот пакт налагает обязательства на государства, являющиеся его сторонами, но не предоставляет индивидуальным лицам права против государств. Экономические и социальные права, которые уместны в рассматриваемом контексте, упоминаются в ст. 6, 7, 8 и 9. В данных статьях стороны признают право на труд (ст. 6), право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7), право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые (ст. 8, в которой упоминается право на забастовку, но не право на локаут) и право на социальное обеспечение (ст. 9). В ст. 3 стороны обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем пакте. Каждая сторона берет на себя обязательство принимать меры к тому, чтобы постепенно достичь полного осуществления этих признаваемых в пакте прав и гарантировать, что они будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации (п. 2 ст. 2).Преамбула к пакту представляет специальный интерес для настоящего исследования. В п. 1 и 2 указывается, что равные и неотъемлемые права всех членов человеческой семьи вытекают из присущего человеческой личности достоинства и что признание человеческого достоинства и этих равных неотчуждаемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. П. 3 представляет экономические, социальные и культурные права наравне с гражданскими и политическими правами, подтверждая тем самым, что они рассматриваются как единое целое.Исследовав мнения государств - членов ЕС в отношении основных политических обязательств, относящихся к правам человека, теперь следует обратиться к вопросам об экономических и социальных правах человека. Бывший президент Горбачев в своих беседах с бывшим президентом Рейганом сознательно настаивал на признании основных социальных прав. Как мы видели, общие права человека, включая экономические и социальные права, совершенно верно рассматриваются в качестве надлежащей основы исследования правового положения трудящегося. Для тех, кто поддерживает свободную рыночную экономику, этот исходный пункт должен быть очевиден, если они действительно исходят из модели социального философа Адама Смита, который в своей работе «Исследование о сущности и причинах богатства народов» предложил идею такой экономики. Модель Адама Смита фактически основывается на праве человека на свободу и равенство. Что касается правового положения трудящегося, для Смита само собой разумелось, что «продукт труда есть естественно заработанная рабочим награда за его труд», т.е. он является соответственной заработной платой в обмен на труд. К сожалению, «Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся» не содержит ссылку на Европейскую социальную хартию Совета Европы, и в частности на Преамбулу, которая указывает на общие права человека и его социальные права как на политическую цель. При изучении исторического развития неизбежно возникает вопрос: почему в наши дни основные принципы, опираясь на которые Адам Смит развивал свою модель, до сих пор не изучены и не приняты во внимание в той мере, в какой они являются частью «европейской истории» и «общим наследием»?Вопрос, поднятый этой Хартией, будет исследован в следующих главах, которые написаны исходя из условий ФРГ. Но с точки зрения рассматриваемых проблем они могут быть вполне отнесены к другим государствам - членам ЕС.Главы 2, 3 и 4 были опубликованы в ФРГ в 1986, 1985 и 1988 гг. соответственно. Между тем в ЕС произошли изменения, которые отражены в гл. 1 и 5. Перемены, имевшие место в индивидуальных государствах-членах, не получили освещения в этих основных исследованиях. Самые последние события в восточноевропейских странах также не могли быть включены и получить детализированную оценку в гл. 5, поскольку не были доступны соответствующие материалы. Что касается конституций СССР и ГДР, может быть отчасти спорным положение о «смерти» коммунизма и социализма, провозглашаемое популярной в настоящее время пропагандой. Мои замечания здесь в отношении этих конституций восходят к общим корням коммунизма и социализма советского типа, который с практической точки зрения может быть и, как я полагаю, должен быть оспоримым. Но социализм и коммунизм останутся предметом обсуждений с точки зрения мировой политики.Наконец, результаты и выводы, являющиеся итогом исследований в гл. 2, 3 и 4, будут суммированы в последней гл. 5, в которой они сравниваются с принципами либерализма и коммунизма, а также с теми принципами западного капитализма и восточного «реально существующего социализма», которые действовали до недавних перемен в Восточной Европе.
3. Практическое применение рекомендаций общественных организаций совета Европы в некоторых странах
3.1 Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности
В странах Запада выработано несколько подходов к решению вопроса об антидискриминационной защите личности. Они основаны на различных представлениях о социальной справедливости, равенстве людей и связанных с этим задачах, стоящих перед правом. Вместе с тем их объединяет основополагающий принцип права - принцип формального равенства. Человек, признанный субъектом права, ставится в формально (равное положение с другими людьми, хотя в реальной жизни они фактически неравны.
Содержание и объем принципа формального равенства исторически менялись; в своем современном варианте этот принцип 'получил конституционное закрепление.
Так, Конституция Франции 1958 г. в преамбуле провозглашает приверженность Франции правам человека, провозглашенным Декларацией 1789 г. и Конституцией 1946 г., где, в частности, устанавливалось, что «всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами»1. Конституция Италии 1947 г. в первом разделе «Основные принципы» устанавливает, что «все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и общественного положения»2. Статья 14 Конституции Испании гласит: «Все испанцы равны перед законом, они не могут подвергнуться дискриминации по мотивам рождения, расы, пола, вероисповедания, изъявления своего мнения или по каким-либо условиям или обстоятельствам личного или социального характера»3.
Из приведенных формулировок принципа формального равенства видно, что законодатель не ограничивается простой его констатацией, а дополнительно указывает на то, что не должно влиять на равноправное положение личности, - вероисповедание, происхождение, пол, раса. Очевидно, что есть иные характеристики (квалификация, в некоторых случаях - физические данные), которые могут влиять на реальный объем прав конкретного человека. Ограничение в правах по признаку расы, пола, религии означает дискриминацию и требует правовой защиты личности и восстановления принципа равноправия. Под расовой дискриминацией Международная конвенция по запрещению всех форм расовой дискриминации понимает « «установление различий, исключений, ограничений или предпочтений, которые основаны на расовой принадлежности, цвете кожи, происхождении, национальной или этнической принадлежности и которые имеют цель аннулировать или ограничить пользование на равных основаниях правами и свободами человека».
Если лицу, к примеру, отказывают в приеме на работу или, наоборот, увольняют потому, что оно принадлежит к какой-то этнической группе, то такие действия по отношению к нему называются «прямой дискриминацией»11 Becet F. M., Colard D. Les Droits de l'homme. Paris. 1982.. Лицо, обвиняемое в совершении прямых дискриминационных действий, должно иметь прямой умысел в совершении таких действий. Применение к нему санкций возможно лишь в случае доказанности умысла.
Концепция «прямой дискриминации», получившая широкое распространение в странах Запада, - наиболее логичное следствие нарушения принципа формального равенства. Вместе с тем ее применение на практике выявило один существенный недостаток: доказать намерение лица совершить дискриминационные действия чрезвычайно сложно. Работодатель всегда имеет возможность сказать, что данный работник уволен не по признаку отношения к определенной этнической группе, а в связи с его недостаточной
квалификацией.
Стремление исправить такой недостаток и обеспечить равноправие личности способствовало возникновению концепции «косвенной дискриминации». При таком подходе необязательно было доказывать прямой умысел лица совершить антидискриминационные действия. При разрешении конфликта оценивалась вся практика лица, обвиняемого в совершении дискриминационных действий, в отношении к представителям различных этнических групп. Примером такого подхода может служить известный американский прецедент, установленный Верховным судом по делу. Со в 1971 т. Одна компания приняла решение, что для поступления на работу лицо должно предъявить документ о законченном школьном образовании и пройти два теста. Вскоре оказалось, что «цветные» рабочие не проходили тест, так как не справлялись с ним и, следовательно, не принимались на работу. Они принесли коллективный иск (особая форма иска, практикуемая в американских судах) против действий работодателя. При рассмотрении дела в Верховном суде было установлено, что, поскольку для «белых» рабочих такие проверки не сказались на приеме на работу, налицо дискриминационные действия со стороны работодателя, и они должны быть признаны незаконными. То что работодатель, вводя систему проверочных тестов при приеме на работу, вовсе не имел в виду дискриминировать представителей отдельных этнических групп, не повлияло на оценку его действий судом.
Концепция «косвенной дискриминации» расширила возможность человека защищаться от дискриминационных действий. Тем не менее западное общество ощущало необходимость поиска новых подходов к решению задачи социальной справедливости, исключающей дискриминацию по расовому признаку. С конца 60-х годов стала подвергаться критике исходная позиция концепции «прямой дискриминации», состоящая в том, что люди изначально обладают разными способностями и не могут быть равны; закон может обеспечить лишь их равноправие. Была поставлена цель достижения реального равенства людей, вне зависимости от национальной принадлежности. Поскольку в развитых странах в неблагоприятном социальном положении оказывались представители некоторых этнических групп, новый подход был призван реально изменить их положение, создать более льготные условия. Такой подход получил название «позитивной дискриминации» (в Соединенных Штатах ему соответствует понятие «позитивные действия»). Переход на позиции «позитивной дискриминации» связан с утверждением в западном обществе идеи государства всеобщего благоденствия. Согласно последней, государство должно гарантировать гражданину некий минимальный уровень жизни, устраняя препятствия на пути утверждения принципа равенства. Общество должно оказывать наибольшую помощь той социальной группе, которая находится в наиболее неблагоприятном положении.
Практическое воплощение идей «позитивной дискриминации» выразилось в установлении разного рода квот для представителей различных этнических групп. Хотя при «позитивной дискриминации» праву отводилась важная роль, тем не менее здесь оно подошло к границе своих возможностей. Ведь право представляет собой равную меру, масштаб, применяемый к неравным в социальном положении людям. Реальное неравенство, по существу, представляет собой условие существования права. Стремление правовыми средствами ликвидировать социальное неравенство показало ограниченность правовых возможностей. Трудности реализации программ, основанных на идее «позитивной дискриминации», показывают, что (подобные цели могут быть достигнуты не столько правовыми, сколько более широкими социальными средствами.
При исследовании эволюции подходов к антидискриминационной защите личности в западном обществе следует сравнить их с развитием и практическим воплощением этих идей в нашей стране. Ведь то, к чему западное общество реально подошло к 60-м годам, - необходимость обеспечения реального равенства - у нас стало претворяться значительно раньше11 Colliard C.-A. Libertes publiques. Paris, 1972.. Более того, эта цель стала доминирующей, и ей было подчинено все, включая государственный и общественный механизмы. Практиковалась и «позитивная дискриминация», хотя, конечно, само понятие не было известно. И если нам пришлось отказаться от идей уравниловки, то идеи «позитивной дискриминации» мы все же должны проводить в жизнь, учитывая, в частности, положение прежде всего малочисленных народностей.
В западном обществе идеи реального равенства не стали доминирующими и принцип формального равенства сохранил свое верховенство в общественной жизни.
Концепции «прямой», «косвенной» и «позитивной» дискриминации определили развитие и содержание антидискриминационного законодательства.
Первые шаги по принятию антидискриминационного законодательства были предприняты в США в середине прошлого века. Именно в это время были приняты 13, 14, 15-я поправки к Конституции, запрещающие рабство, гарантирующие равную защиту законов для всех граждан, равное право на участие в голосовании вне зависимости от расы, цвета кожи и положения. В 1875 г. американские законодатели приняли Закон о гражданских правах, запрещающий дискриминацию лиц на основании расовой принадлежности в общественных местах. Однако Верховный суд признал этот закон недействительным. Впоследствии он установил принцип «раздельного, но равного» существования различных расовых групп.
Современная антидискриминационная концепция была закреплена в Законе о гражданских правах 1964 г. Именно при толковании статьи данного закона Верховный суд в вышеизложенном деле установил «косвенную дискриминацию». Эта концепция повлияла на развитие правовой мысли в других странах, прежде всего в Великобритании.
С середины 60-х годов в этой стране шел поиск наиболее эффективного антидискриминационного законодательства. Было принято несколько законов, направленных на выравнивание положения «цветного населения». Эти законы подвергались критике со стороны тех, кто считал, что подобные законы ставят эмигрантов в более выгодное положение. В 1976 г. в Великобритании был принят ныне действующий Закон о расовых отношениях, основывающийся на концепции «прямой» и «косвенной» дискриминации и расширяющий защиту личности в случае дискриминации.
В Австралии сначала в штатах, а в 1975 г. и на федеральном уровне были приняты законы о расовых отношениях, которые запрещали расовую дискриминацию при обслуживании в отелях, в магазинах, при приеме и увольнении с работы, обеспечении жильем.
Следует заметить, что антидискриминационное законодательство широко толкует понятие «национальная принадлежность», предоставляя защиту в случаях дискриминации по признаку цвета кожи, расовой, этнической, национальной принадлежности.
Примером широкого толкования понятия «национальная группа» является дело, рассмотренное английской палатой лордов в 1983 г. Суть дела заключалась в том, что сикхскому мальчику в школе запретили носить тюрбан на голове, поскольку, по мнению школьной дирекции, такое поведение устанавливало религиозное различие в школе. Палата лордов признала, что действия школьной администрации были незаконными и носили дискриминационный характер, так как сикхи представляют собой расово-этническую группу.
В большинстве стран антидискриминационные законы предусматривают уголовную ответственность за дискриминационные действия. Уголовные кодексы ряда стран Запада содержат статьи, предусматривающие уголовно-правовые санкции за действия, направленные на разжигание национальной розни, расовой ненависти. Так, ст. 318 Уголовного кодекса Канады устанавливает, что каждый, кто защищает или обеспечивает геноцид, признается виновным в совершении преступления и приговаривается к лишению свободы сроком до пяти лет. Под геноцидом понимаются любые действия, совершенные с целью нанесения вреда группе людей, объединяемых отношением к религии, национальным происхождением, цветом кожи, расой. Кодекс также предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком до двух лет за подстрекательство к расовой ненависти, если оно имело место в общественном месте.
Уголовно-правовая ответственность была исторически первым видом ответственности за антидискриминационные правонарушения. Первые антидискриминационные законы, принятые в Австралии, предусматривали уголовную ответственность за то, что лицу препятствовали войти в общественное помещение, магазин, отказывались продать продукты или напитки, за ограничения в покупке земли, в аренде помещения на основании его принадлежности к этнической группе.
В некоторых странах уголовно-правовая ответственность сохранилась, и лишь немногие страны стали вводить правовосстано-вительную ответственность. Правовоестановительная ответственность направлена прежде всего на то, чтобы повлиять на поведение лица или органа, совершивших дискриминационные действия, заставить правовыми средствами изменить поведение и политику и исправить сложившуюся ситуацию. Цель такого подхода - найти компромиссное решение конфликта. К сожалению, правовос-становительная ответственность редко применяется в практике стран Запада. Тем интереснее анализ данного вида ответственности в тех странах, где он применяется (например, в Великобритании, США, Австралии). Если Соединенные Штаты являются инициатором многих правовых 'конструкций, которые большей частью содержатся в прецедентах толкования, то в Великобритании действует один из самых 'интересных антидискриминационных законов - Закон о расовых отношениях 1976 г.
Прежде всего законодательство данных стран предусматривает создание специальных органов, призванных устранить дискриминацию.
В Великобритании таким органом является комиссия по расовому равенству, которая была создана вместо ранее действовавших органов (департамента по расовым отношениям, комиссии по общественным отношениям)11 BGBL fiir Osterreichische Republik. 1986. № 679.. В комиссию входят от 8 до 15 членов, назначаемых государственным секретарем. Задача комиссии - не только обеспечение реальных равных прав и нормализация социальных отношений, но и контроль за соблюдением Закона о расовых отношениях 1976 г.
Лицо, пострадавшее от дискриминационных действий, вправе обратиться в комиссию, которая должна оказывать ему различную помощь в получении доказательств, оформлении документов для обращения в суд, в финансовой поддержке для ведения дела в суде. Комиссия также может осуществлять представительство в суде.
Как показывает статистика, в большинстве случаев (40%) обратившимся оказывается помощь в виде оформления документов, составления иска. Одна шестая часть обратившихся получает правовую консультацию. После обращения гражданина в комиссию она в течение двух месяцев должна дать ответ об оказании помощи.
По закону комиссия имеет право самостоятельно переводить расследование фактов дискриминационных действий. С этой целью она наделена полномочиями опрашивать свидетелей, истребовать документы. Приступая к расследованию, комиссия должна предупредить орган или лицо, чью деятельность она намерена изучать. Лицо вправе обратиться к адвокату, который будет представлять его во всех слушаниях.
В результате расследования комиссия издает предупреждение о том, что имеет место дискриминационная практика. Решение комиссии не подлежит принудительному исполнению. Однако если в течение пяти лет из какого-либо источника поступят сведения о невыполнении решения, комиссия вправе обратиться в трибунал, который должен подтвердить факт имеющих место дискриминационных действий. После этого комиссия имеет право обратиться в суд графства, с тем чтобы он издал специальный приказ, приостанавливающий незаконные действия.
В США комиссия по равным возможностям была создана законом о гражданских правах 1964 т. В отличие от комиссии, действующей в Великобритании, американская комиссия имеет более узкую сферу деятельности, так как рассматривает только дела о занятости. Комиссия принимает к ведению дела на основании заявлений пострадавших. Она уделяет также большое внимание информационному обслуживанию населения, разъяснению прав национальных меньшинств и механизма защиты от дискриминации. Комиссии действуют как автономные, политически независимые органы. В то же время решение национальных проблем в комиссии зачастую приобретает политическую окраску; в таких случаях она подвергается критике как со стороны левых, так и правых сил.
В Великобритании основным органом, рассматривающим дела о дискриминации, является промышленный трибунал, входящий в систему административной юстиции. В свое время в стране обсуждалась возможность создания трибунала, специализирующегося только на делах о дискриминации, однако такое предложение не прошло и решено было использовать в этих целях промышленный трибунал, решения которого обжалуются в апелляционный трибунал по занятости и в апелляционный суд.
Трибуналы имеют ряд преимуществ по сравнению с судами. Они быстрее рассматривают дела; их процедуры менее формализованы. Срок исковой давности для обращения в трибунал по факту дискриминации от 3 до 6 месяцев.
Дела о дискриминации сложны для разбирательства. Многие истцы, не веря в успех, забирают заявления обратно. В 1985 г. в промышленный трибунал поступило 69 дел о дискриминации на основании национальной принадлежности лица, а было рассмотрено только 37.
Самая главная проблема, возникающая в ходе разбирательства, заключается в системе доказательств, так как практика пошла по пути особых видов доказательств. Например, если дело касается увольнения и лицо считает, что оно уволено по национальной принадлежности, работодателю предлагается заполнить определенные формы и ответить на вопросы, разработанные департаментом по занятости. Такие ответы признаются в (качестве доказательства. Отказ работодателя от ответов трактуется как признание его вины. Несомненно, объективность такого доказательства весьма спорна, кроме того, подобная процедура не может применяться через несколько недель после увольнения, поскольку предполагается, что работодатель может забыть ситуацию и его ответы на вопросы будут неточны.
Другой вид доказательств был предусмотрен законом о профсоюзах и отношениях в промышленности 1974 г. В законе было установлено, что если уволенное с работы лицо заявит, что его увольнение носило дискриминационный характер, то бремя доказывания обратного лежит на работодателе. Для континентальной доктрины права такое положение не соответствует принципу презумпции невиновности. Однако в состязательном процессе, где предполагается обмен сторон доказательствами, оно лишь предполагает, что работодатель предъявит свое объяснение ситуации. Суд в таком процессе лишь взвешивает аргументацию сторон.
Стремление со стороны государства к компромиссному решению конфликтов в области дискриминации характерно для социальных сфер. Так, в Соединенных Штатах до сих пор очень остро стоит проблема получения «цветным населением» жилья в определенных районах. «Цветным» под разным предлогом отказывают в предоставлении жилья вне зависимости от того, способны ли они оплачивать данное жилье. Агенты могут отказать афро-американцам показать дом, мотивируя это тем, что им будет некомфортно жить в районе, где нет соседей из их среды. Вряд ли подобная практика может быть исправлена введением суровых карательных мер для лиц, явно совершающих дискриминационные действия.
В Соединенных Штатах первые попытки правовыми средствами добиться равенства в предоставлении жилья были предприняты в середине 60-х годов11 BGBL fur Osterreichische Republik. 1978. №. 565.. Это были акты президента, которые главным образом касались распределения государственного жилья. Затем конгресс принял несколько законов, которые оказались недостаточно эффективными. (Эти законы запрещали намеренную дискриминацию при аренде или продаже жилья.)
Контроль за исполнением законов о жилье был возложен на департамент жилья и развития урбанизированных территорий, который должен обеспечивать антидискриминационную политику в области предоставления жилья.
Более тридцати лет в ряде стран предпринимаются попытки искоренить дискриминацию в социальных сферах - в области занятости, обеспечения жильем, здравоохранения, образования.
В этих целях применяются не столько карательные, уголовно-правовые меры, сколько восстановление в оравах пострадавших и воздействие на щрактику и политику органов и компаний, которые были замечены в дискриминации представителей этнических групп. Задача, однако, была столь сложна, что даже Великобритания, страна с высоким уровнем законодательной техники, вынуждена была десять лет экспериментировать с антидискриминационными законами, прежде чем принять ныне действующий Закон о расовых отношениях 1976 г.
Пока можно сделать вывод, что полностью решить дискриминационную проблему не удалось. Представители этнических групп в этих странах имеют сложности при устройстве на работу, получении жилья и образования. Не во всех случаях законодательство достаточно эффективно. Тем не менее практика Великобритании и Соединенных Штатов заслуживает особого изучения. Ее суть заключается в пресечении намеренно совершаемых дискриминационных действий, воздействии на общественное сознание. Правовосстановителыная ответственность явилась шагом вперед по сравнению с уголовно-правовой ответственностью, практикуемой в большинстве стран.
Цель права - защита человека от дискриминации в рамках принципа формального равенства. Правовые меры будут более эффективными, если они будут сочетаться с комплексными социально-политическими и экономическими мерами, направленными на устранение дискриминации.
3.2 Правовое регулирование контроля в КР
Известно, что Советский Союз был достаточно закрытым государством и применял разрешительный порядок выезда собственных граждан за рубеж и жестко регламентировал условия въезда в страну иностранных граждан и лиц без гражданства. События начала 90-х годов, образование новых независимых государств на постсоветском пространстве многое изменило в этом отношении. Кыргызстан, как и другие страны бывшего СССР, значительно расширил свои международные связи и контакты. Кыргызскую Республику в качестве независимого государства признали 128 стран. 83 стран поддерживают с нами дипломатические отношения. Кыргызстан стал полноправным членом ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ВТО и других международных организаций, подписал и ратифицировал более 200 международных договоров и соглашений, большая часть которых касается защиты прав человека
Согласимся, что реализация многих прав человека и гражданина в огромной степени зависит от государства. Это верно и тогда, когда речь заходит о трансграничных контактах и связях. Государство в зависимости от собственных интересов устанавливает различные режимы пересечения своей государственной границы, способствует ему или, напротив, препятствует. Следуя международному праву, наша республика в одностороннем порядке ввела в отношении 137стран режим наибольшего благоприятствования. Он устанавливается только в договорном порядке и имеет ограниченную область применения (в основном в сфере экономики и торговли). Режим наибольшего благоприятствования означает обязанность одной стороны предоставить другой стороне в той или иной области их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы столь же благоприятные, как и те, что она представляет или предоставит в будущем любой третьей стороне.
Как следствие такой политики Кыргызстана - значительное увеличение потока иностранцев (прежде всего из дальнего зарубежья), пересекающих нашу государственную границу. Посмотрим на эту ситуацию с цифрами в руках. В 1991 г. к нам въехало всего 2982 иностранца из дальнего зарубежья. За девять же месяцев 2005 г. государственную границу республики пересекли более 120 тысяч иностранцев из дальнего зарубежья и более 1 млн. 700 тыс. граждан СНГ (без учета наших соотечественников).
Увеличение численности трансграничных поездок в целом явление позитивное, поскольку способствует развитию межгосударственных, социальных, торгово-экономических, культурных, межличностных связей и контактов. На объемы трансграничного перемещения физических лиц оказывают влияние самые различные факторы, в том числе открытость общества и экономики, инвестиционные возможности, географическая близость страны въезда или транзита, родственные связи населения приграничных районов и прочее. Увеличению трансграничного перемещения способствует также введение в одностороннем порядке безвизового и упрощенного визового режима въезда, пребывания и выезда иностранцев11 Dicey Л-The Law of the Constitution. London, 1902.. Так, 31 декабря 1999 года утвержден график поэтапного введения безвизового режима для граждан государств-членов Всемирной Торговой Организации. Безвизовым режимом въезда в КР пользуются граждане Японии (с 1 января 2000 г.), США (с 1 октября 2000 г.), ФРГ, Дании, Испании, Италии и Франции (с 1 декабря 2000 г.), являющихся владельцами дипломатических паспортов.
Граждане Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании и Северной Ирландии, ФРГ, Греции, Дании и других стран имеют право на получение въездных-выездных виз Кыргызской Республики в ее загранпредставительствах и консульских учреждениях на территории республики (в аэропортах «Манас» и г. Ош) на основании личных обращений на срок до одного месяца.
Трансграничное сообщение с Китаем регулируется Соглашением от 24 июня 2002 года между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан. Граждане, имеющие действительные дипломатические и служебные паспорта, а также их несовершеннолетние дети, внесенные в эти паспорта, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом через территорию стран-участниц Соглашения без виз сроком на 30 дней.
Ввиду традиционно дружественных отношений, торгово-экономических и культурных связей сохраняется безвизовой режим передвижения граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Таджикистан. В соответствии с соглашениями бывшего СССР безвизовой порядок въезда действует для граждан Вьетнама, Кубы, КНДР, Чехии, Польши, Болгарии, Румынии, Словакии, Югославии, Албании, Боснии, Герцеговины, Македонии, Хорватии и др. стран. На основе двусторонних соглашений введен безвизовой режим въезда, пересечения и выезда граждан на срок до 3-х месяцев с Монголией и Малайзией, до 1-го месяца - с Турцией. Обладатели дипломатических и служебных паспортов Венгрии, Ирана и Пакистан на основании двусторонних соглашений пересекают государственную границу без визы.
Соглашение от 25 февраля 2004 года между Правительством Кыргызской Республики и Кабинетом Министров Украины о взаимных поездках граждан предусматривает, что граждане одной Стороны, в том числе проживающие в третьих государствах, могут на основании документов, действительных для выезда за границу, въезжать, следовать транзитом, выезжать и находиться на территории государства другой Стороны без виз сроком до 90 суток со дня пересечения государственной границы.
С марта 2000 г. Кыргызстан и Туркменистан на взаимной основе вели для своих граждан визовой режим, за исключением въезда граждан по дипломатическим и служебным паспортам, сроком до 30 суток с момента пересечения государственной границы.
Визовой режим установлен также на кыргызско-узбекской государственной границе. Но из общего правила есть исключение, а именно: безвизовой режим въезда и пребывания для владельцев действительных дипломатических и служебных паспортов на срок не более тридцати суток, а также для граждан обеих стран (владельцев национальных паспортов), следующих в составе официальных государственных и правительственных делегаций, совершающих служебные поездки на срок не более тридцати суток. Граждане Кыргызстана и Узбекистана, постоянно проживающие в приграничных районах и городах (их перечень приложен к Соглашению), въезжают и выезжают без виз на срок не более пяти суток.
Кроме того, безвизовой порядок въезда и выезда по действительным документам установлен, в частности, для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации по действительным национальным паспортам и при наличии записи в генеральной декларации (полетном задании), работников поездных, пассажирских, рефрижераторных и локомотивных бригад и лиц, сопровождающих грузы, перемещаемые железнодорожным транспортом по территории государств Сторон по действительным национальным паспортам и именным спискам, маршрутным листам, утверждаемым на каждый рейс; сотрудников межправительственной фельдъегерской связи по действительным национальным паспортам и соответствующим документам, выдаваемым компетентными органами Сторон и т.д.
Безвизовым режимом на весь период аккредитования или работы пользуются владельцы действительных дипломатических или служебных паспортов и являющихся сотрудниками своих дипломатических представительств и консульских учреждений, официальных представительств, а также международных организаций.
Основания отказа во въезде на территрию КР
Несмотря на либерализацию въезда-выезда, свои государственные «ворота» мы открываем не для всех. На вполне законных основаниях мы можем отказать иностранцам во въезде на территорию нашей республики через пункты пропуска на государственной границе, открытые для международного сообщения. Такими основаниями являются:
отсутствие действительной визы, паспорта или заменяющего его документа;
интересы обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
угроза здоровью, защите прав и законных интересов граждан КР и других лиц, проживающих в КР;
факты нарушения ими законодательства КР во время предыдущего пребывания;
если при возбуждении ходатайства о въезде в КР они сообщили о себе ложные сведения или представили подложные документы;
по иным основаниям, установленным законодательством КР.
Однако отрицательное решение по поводу въезда иностранца на территорию КР мотивируется, сообщается ему и может быть обжаловано.
Некоторые проблемытрансграничного сообщения
Конечно, формально-правовое регулирование трансграничного перемещения не избавляет от целого ряда фактических проблем на границе Кыргызстана с сопредельными государствами11 США -- Конституция и права граждан. М., 1987.. Помехой нормальному функционированию контрольно-пропускных пунктов является высокий уровень правонарушений, связанных с порядком пересечения лиц, транспортных средств и перемещением грузов через границу. Конкретные проблемы такой ситуации выявило, в частности, Общественное объединение «Юристы Ферганской долины без границ» в приграничных районов Кыргызстана и Узбекистана. Оказалось, что даже получение визы сопряжено с различными трудностями, например, отсутствие или значительная географическая отдаленность консульских учреждений сопредельных государств, длительное ожидание получения виз и прочее.
Незавершенность правового оформления кыргызско-узбекской государственной границы, прохождение межи границы вдоль густонаселенных пунктов, низкий уровень социально-экономической жизни населения, отсутствие документов и виз - все это способствует и побуждает людей идти на нарушения национального законодательства сопредельных государств. Как правило, это пересечение границы в обход пунктов пропуска или в пунктах пропуска с нарушением требований двустороннего соглашения о взаимных поездках граждан и т.д. ОО «Юристы Ферганской долины без границ» в Аксыйском, Ноокенс-ком, Базар-Коргонском, Сузакском, Карасуйском, Араванском и Кадамжайском районах выявили целый ряд пунктов нелегального пересечения границ: Даже из этих примеров очевидны трудности и проблемы служебной деятельности органов пограничного контроля КР. И только консолидация усилий всех органов и ветвей власти государства, самих граждан по обеспечению и выполнению требований законодательных актов, созданию благоприятных условий даст толчок к укреплению и развитию цивилизованных трансграничных связей.
Правовая регламентация пограничного контроляСлужебная деятельность пограничного контроля опирается на систему правовых норм, регламентирующих все стороны его функционирования. От того, насколько четко в основополагающих документах и иных нормативных актах определены задачи, права и обязанности органов пограничного контроля, во многом зависит качество и эффективность работы по соблюдению и защите прав человека, обеспечению государственной безопасности Кыргызской Республики на границе. Нормативные акты должны, в первую очередь, защищать интересы нашего государства, законные права его граждан. Вместе с тем, нормативные акты Кыргызстана должны находиться в строгом соответствии с нормами международного права.Нормативно-правовая база, регламентирующая пропуск через государственную границу Кыргызстана, представляет собой совокупность международных, соглашений, конвенций и законов КР, а также ведомственных нормативно-правовых актов (приказов, наставлений и инструкций), определяющих порядок пересечения лицами, транспортными средствами государственной границы Кыргызской Республики, а также перемещения через нее грузов и иного имущества.Всю систему правовых норм можно условно разделить на три составные части:-международные нормативно-правовые акты, регламентирующие общие правила и нормы, предоставляющие право гражданам и лицам без гражданства всех стран въезжать в различные страны мира, находиться на их территории, а также выезжать с их территории;законодательство Кыргызской Республики, регламентирующее пропуск через государственную границу лиц и транспортных средств;ведомственные и межведомственные нормативные акты, регулирующие служебную деятельность органов пограничного контроля ПВ СНБ Кыргызской Республики.В настоящее время нормативно-правовая база служебной деятельности органов пограничного контроля Пограничных войск СНБ КР включает более 40 документов, в том числе 13 законов Кыргызской Республики и более 30 международных договоров.Что же означает пересечение государственной границы и пропуск через нее лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества? Это физическое пересечение линии или проходящей по этой линии вертикальной поверхности, определяющей пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Кыргызской Республики. На суше это пересечение должно осуществляться только на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Кыргызской Республики или решениями Правительства Кыргызской Республики, а в воздушном пространстве - по специально выделенным воздушным коридорам пролета. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами осуществляется, как правило, круглосуточно. Однако международными договорами и решениями Правительства это время может определяться в зависимости от обустройства пунктов пропуска, грузо-пассажиропотоков, наличия сил и средств контрольных органов и других обстоятельств.ЗаключениеПрава человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в. В монографии рассматривается сложный комплекс проблем прав человека: природа, сущность, генезис прав человека, их роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством, связь прав человека с правовым и социальным государством.Особое место занимают вопросы обеспечения прав человека. Раскрываются конституционные, судебные, административно-правовые способы охраны и защиты прав человека и гражданина. Опыт России в данной области сопоставляется с практикой защиты прав человека в современном мире.Внутригосударственные механизмы защиты прав человека неотделимы от международно-правовых форм их обеспечения. Поэтому особый раздел посвящен этой теме, раскрывающей полномочия главных и вспомогательных органов ООН и механизма, учрежденного международными конвенциями. Особое внимание уделяется защите прав человека универсальными и региональными органами, а также уголовной ответственности индивидов за их преступные нарушения. При подготовке монографии авторский коллектив стремился не только поднимать общие теоретические проблемы, но и анализировать реальные политические, правовые, нравственные ситуации, складывающиеся в Российской Федерации и затрудняющие процессы развития и обеспечения прав человека, формирования правового и социального государства.История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для поддержания и защиты прав и свобод индивида. Каждое поколение по-своему отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием таких великих ценностей, как свобода и права человека.Проведенный в предшествующих главах, сосредоточивается на экономических и социальных правах человека. Они по меньшей мере равны по значению политическим и гражданским правам человека, которые являются главной темой Конвенции ООН о правах человека, и Европейской конвенции о правах человека. Следует помнить, что общие права человека не нуждаются в урегулировании позитивным правом, хотя они могут вполне выступать в качестве политических обязательств государства, что доказывает, например, Преамбула и ч. 1 Европейской социальной хартии и ст. 1 Основного Закона Федеративной Республики Германии. Международный Пакт об экономических социальных и культурных правах ООН не закрепляет непосредственно каких-либо прав граждан, а ограничивается обязательствами Договаривающихся сторон. В целях защиты общих прав человека требуются конкретные меры в виде национального и международного законодательства. Постановления, имеющие конкретную форму, в таком случае называются «Основными правами».До сих пор экономические и социальные права недостаточно соблюдались в США и европейских странах, включая, в частности, государства - члены ЕС. Эти права развиты слабо. Министр труда земли Северный Рейн-Вестфалия Герман Хейнеманн указывал, что в августе 1990 г. «процесс создания единого европейского экономического и валютного пространства идет своим путем, и единый европейский рынок станет реальностью к 1992 г.» «Но, - отмечает Г. Хейнеманн, - европейская социальная политика отстает… Социальное измерение, однако, требует наивысшего приоритета, поскольку в противном случае европейская интеграция не получит признания трудящихся».«Особенно ввиду социальных перемен в Восточной Европе и в ГДР формирование изнутри Европейского сообщества солидарности, как пример мирного совместного проживания народов, имеет особое значение… Центральным пунктом европейской социальной политики» должно быть «коллективное трудовое право».Поскольку Договор о ЕЭС и Единый европейский акт не содержат нормативных основ для социальной политики ЕС, здесь могут быть приняты во внимание общие экономические и социальные права человека.Учитывая правовое положение трудящегося, соответствующими правами человека являются:Единственное прирожденное, неизменное и неотчуждаемое право на свободу и равенство, которое выступает квинтэссенцией человеческого достоинства. Это право человека есть правовая основа социальных и экономических, так же как политических и гражданских прав человека.(а) Первичное право человека «труд порождает собственность трудящегося на продукт его труда»; под «трудящимся» понимается мужчина или женщина, работающие физически или интеллектуально или занятые и тем и другим трудом.(б) В коллективном процессе труда, особенно в индустриальном обществе, это первичное право «труд порождает собственность трудящегося на продукт его труда» влечет право совместной собственности трудящегося или совместного владения трудящимися продуктами их труда.3. Непосредственным результатом совместной собственности трудящегося или совместного владения трудящимися продуктами их труда в коллективном и особенно в индустриальном процессе труда выступает участие в капитале предприятия, так же как в распоряжении продуктами их труда. Равным последствием является их совместная ответственность, т.е. доля ответственности. Именно это является основой первичного права человека на соучастие в принятии решений в рамках коллективного процесса труда. Это необходимый результат развития единственного при рожденного, неизменного права на свободу и равенство и связанного с ним права на самоопределение и ответственность за свои действия.4. В производной системе должно быть признано «право на труд».Список использованной литературы
1. Поршнев Б.В. Социальная психология и история. М., 1966.
2. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Жидкова О.А. и Крашенинниковой Н.А.Ч. I. М., 1988.
3. Права человека накануне XXI века. М., 1994.
4. StaceyF. Ombudsman Compared. Oxford, Clarendon, 1978. P. 224.
5. Becet F.M., Colard D. Les Droits de l'homme. Paris. 1982.
9. Dicey Л-The Law of the Constitution. London, 1902.
10. США - Конституция и права граждан. М., 1987.
11. Ermacora F. Rechtsquellen zu den Grundfreiheiten und Menschenrechten in 6'sterreich. Wien, 1988.
12. Подробнее см.: Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 1992.
13. Vasak K. The Council of Europe/The International Dimensions of Human Rights. Paris, 1982. Vol. 2.
14. Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М., 1989.
15. Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ. 30 января 1992 // Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1993.
16. Подробнее см.: Newman P., Weissbrodt D. International Human Rights: Law, Policy and Process. Cincinatti, 1990.
17. Об этом решении Суда см.: Shelton D. Judicial Review of State Action by International Courts/Fordhame International Law Journal 1989. Vol. 12. №3. Spring.