Падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи дало простор развитию феодально-общественных отношений. Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.
Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода.
Начала быстро складываться феодально-экономическая формация и вместе с ней -- феодальный тип международного права. Сформировались общие международно-правовые правила. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V-XVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.
Отличительными чертами этого периода являлись:
регионализм;
преобладание обычных норм над договорными;
значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.
Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее, в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. На Западе континента сложился комплекс государств с весьма близкими социально-политическими, религиозными, культурными системами.
Источники
В эпоху раннего средневековья, когда право феодала (сеньора) применялось в отношении всех лиц, живущих в пределах данного феодального государства-поместья, не было еще условий для развития международного частного права, но развитие торговли с иноземными купцами привело к появлению ранних зачатков правовых норм в этой области. Такие нормы содержались, например, в договоре князя Олега с греками (911 г.), князя Игоря с греками (944 г.). В «Русской правде», а также в договорах Великого Новгорода с Готским берегом и с городами Ганзы.
В Западной Европе возникновение и развитие международного частного права было связано, прежде всего, с торговлей, которую вели в XIII--XV вв. города Северной и Средней Италии -- Болонья, Модена, Венеция, Генуя, Пиза и др. Каждый из этих городов имел свои кодификации местных обычаев, которые получали наименование статутов. Первоначально считалось, что суд каждого города должен применять свое собственное право. Однако со временем стало очевидным, что такое право не подходит к гражданам других городов. Разница между продолжавшим пользоваться большим авторитетом римским правом и статутами, а также между статутами различных автономных городов государств порождала коллизии. Юристы того времени пытались решать коллизионные вопросы путем толкования источников римского права, хотя они и не содержали коллизионных норм, что, в свою очередь, приводило к искусственному приспособлению их к нуждам оборота этих городов. Так возникли теории глоссаторов (XIII в.), которые делали на полях Кодекса Юстиниана глоссы, т.е. пометки на рукописи. В первой такой глоссе Аккурсия было сказано, что «если против жителя Болоньи вчиняется иск в Модене, он не должен судиться по статутам Молены, которым он не подчинен...» Эта знаменитая глосса и положила начало теории статутов.
Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «Посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и преимуществами, как то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлины и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера. Арест посла считался поводом к безусловному разрыву между правителями или государствами. В эпоху средневековья закрепилась профессионализация дипломатии, именно с этого времени она стала постоянной институцией международных отношений и государственной организации. Собственно, первое ведомство иностранных дел возникло в Японии - корокан (VII в.). Первых постоянных представителей в других странах, вернее при других дворах, учредила Венецианская республика; здесь же впервые появились политические и правовые инструкции дипломатическим агентам (1288 г.). Позднее организация дипломатии из Италии была перенята по всей Европе, а затем стала определяющей и для всего зарождающегося международного права. Институт постоянных посольств оформился к концу XV в. во взаимоотношениях европейских держав с Оттоманской империей, а также с папским двором в Риме. В торговых делах интересы другой страны представляли консулы. Консульство появилось в ходе первых крестовых походов (XI-XII вв.). В XIV-XV вв. постоянные консулы стали общепринятым институтом в практике защиты интересов своих торговых людей большинства стран Западной Европы: итальянские города-коммуны имели консулов в Англии еще в начале XV в. Никакими специальными дипломатическими правами они еще не обладали, выступая как нотариусы, как банкиры, торговые поверенные. С XVI в. появились специальные консульские суды (впервые - во Франции), юрисдикция которых по морским и торговым делам стала признаваться коммерсантами разного подданства; из такой юрисдикции и стали формироваться специфические консульские полномочия по охране интересов своих сограждан.
Взаимоотношения с иностранным элементом
Западная Европа
В целом, положение иностранцев было тяжелым: они находились в полной зависимости от феодала, их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего иностранца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так называемое «береговое право». В соответствии с ним все имущество, выброшенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собственность феодала. Это затрудняло торговлю. Государства заключали договоры, защищавшие права купцов. С течением времени этот режим несколько смягчается и вопросы о положении граждан, проживающих за границей, становятся предметом международных договоров.
Русь
Отличался рядом особенностей правовой режим иностранцев на Руси. Принятие христианства Киевской Русью сыграло свою роль в усвоении накопленного Византией опыта. Правовые источники, определявшие положение иноземцев в Древней Руси и Московском государстве, на протяжении XI - первой половины XVII веков, отразили не только характер и особенности национальной правовой системы, но и преемственность византийского законодательства и влияние международного права. На Руси существовал обычай объявления войны, а также неприкосновенности мирных жителей. В более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.
Правовой институт иноземства (иностранцев), объединивший юридические нормы, которые обеспечивали регулирование общественных отношений с лицами, имеющими территориальную, а затем и правовую связь с иностранными государствами, воплотил в своем содержании особую юридическую конструкцию.
Основными документами периода феодальной раздробленности начала ХII - середины XV вв., воплотившими официальные формы выражения и закрепления норм о правовом режиме иностранных граждан, можно считать памятник русского права ХI века - Русскую Правду, различные договоры, грамоты (например, между русскими князьями и представителями власти других государств). Русская Правда являлась основным правовым актом, регулирующим режим иностранных граждан вплоть до XIV-XV веков. Одним из важных моментов формирования правового режима иностранных граждан явились въезд, пребывание, проживание и передвижение иностранцев по территории Руси с целью торговли. Одними из таких документов явились договоры между Новгородом и Швецией (1323 г.), Новгородом и Норвегией (1326 г.), разрешившее купцам этих государств свободно передвигаться по Неве.
Со временем, с учетом цели приезда на территорию Древнерусского государства и социального положения иностранцев, происходит их деление на группы: чужеземные князья и члены иностранных владетельных фамилий, т.е. представители правящих кругов других государств; иностранные ученые, ремесленники и торговцы; иностранцы, поступающие в княжескую службу; иностранное духовенство: православное и римско-католическое; евреи-иностранцы; иностранцы-военнопленные.
С XV века русские цари начали активно привлекать на службу иностранных специалистов: военных, фармацевтов, переводчиков (толмачей) и т.д. Поступавшие на службу к царю иностранцы наделялись особым жалованьем. Приступая к исполнению своих обязанностей, они приносили присягу государю. Иностранные ремесленники, посещавшие Русь, могли основывать свое производство, как в городах, так и в поселениях, уплачивая взимаемые пошлины.
От всех иностранцев, находящихся на территории страны, требовали соблюдений жестких правил пребывания. Так, одно из требований царя Михаила Федоровича, адресованное казанскому воеводе, звучало следующим образом: «Жити им в Казани много единолично не давати, чтобы они, живучи в городе и в остроге, никаких крепостей не розсматривали и вестей не разведывали». Не случайно в Новоторговом уставе 1667 г. оговаривалось, что из торгующих иноземцев велено пропускать в Москву и другие города лишь тех, у которых будут "Великого Государя жалованные грамоты о торгах, за красной печатью". Что же касается тех иностранцев, у которых таких грамот не было, то они могли торговать лишь у Архангельска и в Пскове. Это была первая попытка законодательно закрепить правовой режим иностранцев на Руси, однако она коснулась только вопросов въезда на территорию государства иностранных купцов, а также правил торговли.
Обособленность Руси в XV-XVII вв. от внешнего мира всячески препятствовала развитию межгосударственных отношений и присутствию иностранцев на территории страны. Вместе с тем, именно в это время создаются специальные государственные ведомства, занимающиеся иностранными делами. Таковыми стали Посольский и Иноземский приказы.
Московское правительство оградило иностранцев, пребывших в Москву, от всякого соприкосновения со своими подданными. Поэтому, чтобы отличать их от остальных граждан, иностранцев заставляют носить особое немецкое платье и жить в специальных слободах, как правило, за городской чертой. В соответствии с Указом 1652 года произошло выделение обособленной территории вне пределов Москвы - Немецкой слободы, где селились выходцы из Западной Европы, которым разрешалось жить на свой манер. Остаться в центре города могли лишь те иноземцы, кто принимал русскую веру, остальные должны были выехать из города за Покровские ворота на Кокуй.
Арабский Халифат
Все мусульмане независимо от государственной принадлежности не считались иностранцами. Последними были только иноверцы. Для въезда в страну им требовалось разрешение, а для защиты - покровительство (вилайет) мусульманина. Послы считались неприкосновенными. Коран предписывал соблюдать верность слову даже в отношении иноверцев. Большую роль сыграли положения Корана, поощряющие международную торговлю, которая могла вестись даже во время паломничества.
Империя Мали
В начале второго тысячелетия складываются крупные государства в Африке, такие как империя Мали. Иностранцы могли путешествовать без опасений и пользовались гостеприимством местных жителей. Африканские государства поддерживали дипломатические и торговые связи, заключали международные договоры.
Взаимоотношения с иностранным элементом в военное время
Война неизбежно ставила проблему о положении пленных и раненых. Законы войны этой эпохи остаются суровыми, так как не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, города и селения подвергались разграблениям. Рабство или смерть были судьбой пленных в войнах средневековья. Начиная с крестовых походов XI-XIII вв. в обыкновение вошел выкуп пленных. Однако еще знаменитый Ричард Львиное Сердце приказывал убивать пленных, если за них не следовало выкупа. Распространилось вновь и обращение пленных в рабство - на галеры. Поворотными и здесь стали решения церковных соборов. 3-й Латеранский собор (1179 г.) запретил продавать пленных в рабство, заключив, что это не согласно с христианством. Однако практика (уже не всеобщая) сохранилась до XIV - XV вв., особенно в мусульманских странах в войнах с «неверными». С конца XVI в. пленных держали некоторое время, пока не последует выкуп. С середины XVII в. вошло в общее обыкновение отпускать пленных после окончания войны без всяких условий. На Руси в более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.
Наука международного права
В Средние века возникает наука международного права. К XVII в. на основе традиции римского права, главным образом трудов постглоссаторов сложились отправные принципы международного частного права (регулирования конфликтов частных лиц по поводу имущественных и неимущественных отношений с лицами другого подданства или вне территорий определенной государственной принадлежности), хотя Европа и Восток оставались пока разделенными в отношении общепринятых там и здесь правил дипломатии и международного общения. А начинавшееся доминирование Европы, характерное для государственно-политических процессов Нового времени, определило будущее развитие идей и принципов международного права, исключительно исходя из европейского правового наследия.
Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падают.
Список использованной литературы
1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. -- М.: Волтерс Клувер. -- 2005. -- 432 с.
2. Международное право: учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов - М.: Норма. - 2006. - 624 с.
4. Международное частное право: современные проблемы / отв. ред. М.М.Богуславский. - М.: ТЕИС. 1994. - 507 с.
5. Морозов, Ю. Историко-правовые аспекты режима иностранных граждан в Российском государстве [Электрон. ресурс]//Сайт «Газета "Пограничник Северо-востока"». - Режим доступа: http://www.svrpu.ru/psv/4002/090.shtml [Дата обращения 5 февраля 2010 г.].
6. Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. Т. 1. - М.: Эксмо. - 2007. - 592 с.