p align="left">В Договоре по космосу 1967 года установлено, что исследование и использование космического пространства являются “достоянием всего человечества”. Юридическое содержание этого положения заключается в том, что космическая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. I и III Договора по космосу 1967 г.).
Понятие “космическое пространство”
Специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.
Юристы различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным.
Однако общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Не будучи распространенными и на космос, эти нормы утратили бы свое значение как всеобщие и общепризнанные, и тогда перестала бы существовать та общая платформа, на основе которой возможно единое понимание и толкование специальных норм международного права и конкретных положений международных договоров. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международных отношений.
Следует подчеркнуть, что все отрасли международного права основываются и должны соответствовать его общим принципам и нормам. Распространение на космос общих правовых принципов имеет важное практическое значение, представляющее чисто “земной” интерес.
В космосе, так же как на Земле, в воздухе и на море, действуют люди. Следовательно, при регулировании международных отношений в любой сфере деятельности необходимо исходить прежде всего из интересов человечества, а не из специфики физических свойств той или иной среды или особенностей технических средств ее освоения.
Как уже отмечалось, специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства -- члены ООН признали необходимым рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения, в соответствующее время в будущем, правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.
Термин “космическое пространство” употребляется в одном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз.Вместе с тем в международном космическом праве определение этого понятия отсутствует.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI) от 19 декабря 1966 г. Комитету ООН по космосу было поручено начать “изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства и использования космического пространства и небесных тел”.
Вопрос об определении понятия космического пространства обсуждается в неразрывной связи с деятельностью по его использованию. Это, несомненно, свидетельствует о том, что понятие космического пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности.
Вопрос об определении понятия космического пространства продолжает оставаться в повестке дня Комитета ООН по космосу.
В последние годы представители ряда развивающихся стран все настойчивее выступают и в доктрине, и в международных организациях с концепцией провозглашения некоторых территорий общего пользования и их ресурсов “общим наследием человечества”. Утверждается, что основным недостатком Договора по космосу 1967 года является то, что он, хотя и интернационализировал ресурсы космического пространства и небесных тел, не устанавливает правового режима, который позволил бы достичь этой цели. Отстаивая тезис о том, что весь космос интернационализирован, отдельные авторы допускают и противоречивые высказывания. Так, по их мнению, статус космического пространства выражается формулой res extra cornmercium (вещь, изъятая из оборота) и не является res communis (общей вещью). Вместе с тем доказывается, что космос принадлежит всему “мировому сообществу”, “международному сообществу” и т. п., что, по существу, возвращает к формуле “общая вещь”.
Между тем по смыслу Договора по космосу 1967 года космическое пространство и небесные тела являются “вещью, изъятой из оборота”, то есть не подлежат присвоению. Они находятся в общем пользовании, но не являются “общей собственностью”, или “общей вещью”. Договор по космосу признает “достоянием всего человечества” исследование и использование космоса (иначе говоря, результаты деятельности по исследованию и использованию космоса), но не сам космос.
Ошибочные взгляды по вопросу об интернационализации космоса приводят к нереалистическим выводам о возможности создания международного космического агентства с наднациональными функциями, о возможности предотвращения межгосударственных конфликтов путем передачи управления космической деятельностью международному органу, к преувеличению значения института международного контроля и к абсолютизации принципа международного сотрудничества, заключающегося якобы в обязанности космических держав оказывать помощь некосмическим государствам в деле их вовлечения в космические программы.
Одним из наиболее активных выразителей этой концепции является аргентинский юрист А. Кокка, который еще в 1967 году высказал мнение, что падающие на землю метеориты принадлежат всему человечеству и ни одно государство не вправе их присваивать. Концепция “общего наследия человечества” толкуется как обязанность государств, осуществляющих изучение Луны, распределять все получаемые блага между всеми государствами даже при отсутствии между ними специальных соглашений на этот предмет. Более того, вопреки положениям Договора по космосу о свободе научных исследований в космосе и на небесных телах предлагается установить специальный международный режим освоения Луны и ее природных ресурсов и, по существу, поставить национальную космическую деятельность под международный контроль в том смысле, что она могла бы осуществляться только в рамках специально созданного международного механизма. Очевидно, что такой путь освоения космоса затормозил бы научно-технический прогресс в данной области.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОСМОНАВТОВ И КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Правовой режим космического пространства и небесных тел
Правовой режим космического пространства и небесных тел тесно связан с некоторыми общими принципами космической деятельности государств и должен рассматриваться в связи с этими принципами.
Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это-- пространство, открытое, или свободное, для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился ныне общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за пределами пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.
Свобода космоса для всех государств в настоящем и в будущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космоса вытекают из двух принципиальных положений общего характера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. I говорится:
“Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества”. Статья IX предусматривает, что государства должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств--участников Договора”.
Приведенные положения отражают заинтересованность в освоении космоса и результатах такого освоения всех стран, независимо от уровня их экономического и научно-технического развития. Хотя эти положения носят общий, декларативный характер и не влекут за собой прямого обязательства безвозмездно делиться с другими странами результатами исследования и использования космического пространства, они содержат требование о том, чтобы деятельность государств в космосе не причиняла вреда другим государствам и служила на пользу всему человечеству. Именно такой политики в исследовании и использовании космоса придерживается Россия, которая стремится к тому, чтобы проникновение человека в космос содействовало развитию взаимопонимания и дружественных отношений между государствами, и рассматривает свои достижения в космосе как достояние всех народов.
Положение о том, что “международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство”, впервые было включено в резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. Свое окончательное закрепление это положение нашло в ст. I и III Договора по космосу. В ст. III говорится: “Государства--участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания”.
В приведенной статье имеются в виду прежде всего основные принципы международного права, закрепленные ныне в таких документах, как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Содержащиеся в этих документах основные принципы международного права выступают в качестве общих по отношению к специальным принципам международного космического права, закрепленным в Договоре по космосу 1967 года и в других многосторонних соглашениях по космосу, разработанных в рамках ООН. В свою очередь, принципы международного космического права являются общими по отношению к нормам международных соглашений по космосу научно-технического характера. Последние должны соответствовать как основным принципам общего международного права, так и принципам международного космического права. Статья II Договора по космосу гласит: “Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами”. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.
Уже после вступления в силу Договора по космосу 1967 года в западной литературе появились высказывания о том, что, поскольку в ст. II договора говорится лишь о запрете национального присвоения, якобы остается открытым вопрос о праве на присвоение участков космического пространства и небесных тел отдельными лицами, частными компаниями и международными организациями. Подобная трактовка ст. II договора является недопустимой и противоречащей его смыслу и духу. Статья II запрещает любые формы и способы присвоения не только государствами, но также международными и национальными организациями и частными лицами. В этой связи в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года специально отмечается, что “поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки” (п. 3 ст. 11).
С другой стороны, Соглашение о Луне отвечает на вопрос о том, совместимо ли с принципом неприсвоения право государств на образцы минеральных и других веществ, доставленных на Землю с поверхности или недр Луны и других небесных тел. В ст. 6 соглашения специально говорится о том, что государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. При этом отмечается желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международного научного сообщества для проведения научных исследований.
Руководствуясь этим пожеланием, Советский Союз предоставил образцы лунного грунта, доставленного на Землю советскими автоматическими станциями, для исследования и анализа научным лабораториям многих стран мира.
Соглашение о Луне разрешает также использование минеральных и других веществ Луны и других небесных тел для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этих целей количествах (п. 2 ст. 6). Что касается эксплуатации природных ресурсов, когда она станет технически возможной и экономически выгодной, то такая эксплуатация в соответствии с п. 5 ст. 11 Соглашения о Луне может осуществляться только после установления соответствующего международного режима.
Статья II Договора по космосу устанавливает запрет лишь на те виды и способы использования космического пространства и его частей, которые представляют собой присвоение, постоянное завладение, обращение в собственность. Временное занятие отдельных участков космического пространства и небесных тел (например, мест нахождения спутников на геостационарной орбите или участков размещения станций на Луне) не запрещено международным космическим правом. Принцип неприсвоения не исключает также осуществления суверенных прав государства в отношении своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве.
Специальные принципы и нормы, относящиеся к ограничению военной деятельности в космосе, содержатся в Договоре по космосу, а также в некоторых многосторонних и двусторонних соглашениях в области сокращения и ограничения вооружений.
Наиболее далеко идущие запреты распространяются на Луну и другие небесные тела, которые в соответствии с Договором по космосу должны использоваться “исключительно в мирных целях” и где, следовательно, любая деятельность военного характера исключена. Иллюстративный перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, приведенный в ст. IV договора, включает установку ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Допускается использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей, а также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.
Примерный перечень запрещенных видов использования Луны и других небесных тел был дополнен и расширен в ст. 3 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, где помимо уже перечисленных видов запрещенной деятельности упоминаются вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также установка и использование такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах. В соглашении содержится также положение, специально запрещающее угрозу силой или применение силы, а также любые другие враждебные действия или угрозу совершения враждебных действий на Луне или с использованием Луны.
Что касается космического пространства в целом, в том числе “ближнего космоса”, находящегося в непосредственной близости от Земли, то здесь пока еще не существует полного запрета военной деятельности. Среди частичных мер, ограничивающих военное использование космоса, важнейшее значение имеет обязательство участников Договора по космосу не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом (п. 1 ст. IV).
В соответствии с общепринятым толкованием термин “оружие массового уничтожения” охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое, и другие сравнимые с ними по разрушительному и поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Размещение всех этих видов оружия на орбите вокруг Земли или “каким-либо иным образом” в космическом пространстве запрещено.
Вместе с тем за пределами этих запретов остаются существующие и разрабатываемые виды оружия, которые не охватываются понятием “оружие массового уничтожения”. Существование в международном космическом праве запретов и ограничений военного использования космического пространства позволяет говорить о постепенно складывающемся международно-правовом принципе использования космического пространства в мирных целях. Принятие предложений Советского Союза, направленных на решение этой задачи, поставило бы заслон угрозе распространения гонки вооружений на космическое пространство и наполнило бы новым реальным содержанием принцип использования космического пространства в мирных целях. Радикальное решение проблемы полного запрещения любой военной деятельности в космосе возможно только на путях всеобщего и полного разоружения.
Статья IX Договора по космосу устанавливает два тесно взаимосвязанных между собой обязательства:
1) осуществлять деятельность в космическом пространстве с должным учетом соответствующих интересов всех других государств;
2) проводить изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью в случае необходимости принимать
“соответствующие меры”.
Из первого обязательства, носящего более широкий характер, вытекает, что деятельность, причиняющая помехи другим государствам в исследовании космоса или препятствующая проведению космических исследований другими государствами, не допускается международным космическим правом.
Второе из вышеприведенных обязательств непосредственно направлено на охрану земной и космической среды от вредных последствий космической деятельности. Термин “загрязнение” в ст. IX Договора по космосу должен толковаться в широком смысле этого слова и включать как умышленные, так и непреднамеренные действия, влекущие за собой химическое, биологическое, радиоактивное и прочие виды загрязнения среды в количествах, представляющих опасность для поддержания ее естественного равновесия.
Интенсификация космических исследований и связанное с этим резкое увеличение числа запусков космических объектов приводит к увеличению количества “космического мусора” (отработавших космических аппаратов, ракет и их составных частей и др.). Этот потенциально опасный вид загрязнения космической среды делает необходимым поиски путей удаления из космоса или перемещения на отдаленные орбиты отработавших
космических объектов и их составных частей.
Договор по космосу содержит требование о том, чтобы при осуществлении космической деятельности принимались необходимые меры для предотвращения изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Связанная с этим проблема стерилизации космических объектов и предотвращения биологического заражения Земли и других планет на протяжении ряда лет обсуждалась в Комитете по космическим исследованиям (КОСПАР). В результате этих обсуждений были выработаны соответствующие научные рекомендации. Однако неблагоприятные изменения земной среды в ходе космической деятельности могут наступить не только в результате доставки из космоса внеземного вещества. Именно поэтому в ст. 7 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах содержится обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и “каким-либо иным путем”. В частности, требуют тщательного изучения с точки зрения охраны земной среды рассматриваемые в настоящее время в ряде стран проекты создания в космосе электростанций, работающих на солнечной энергии и передающих эту энергию в преобразованном виде на Землю.
Общий принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности, установленный Договором по космосу, получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года. В этой конвенции содержится запрещение применения любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия. Вместе с тем, согласно конвенции, разрешается проведение национальных и международных работ по активному воздействию на атмосферные процессы, если такие работы выполняются в интересах мира, благосостояния и здоровья людей с должным учетом законных интересов всех государств.
В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи мирной космической деятельности других государств. Государство должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Со своей стороны другие государства могут запросить проведение консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.
Порядок проведения международных консультаций, предусмотренных в ст. IX договора, а также их юридические последствия требуют дальнейшего уточнения и развития, так как в настоящее время они сформулированы лишь в самом общем виде. Для решения всех вопросов, связанных с предотвращением потенциально вредных последствий космической деятельности, важное значение имеет соблюдение требования ст. IX договора о том, что “при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства--участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи”.
Международное космическое право, введя в международное право принцип свободы космоса, вместе с тем регулирует отношения между государствами в связи с их космической деятельностью на основе строгого уважения принципа государственного суверенитета. Со времени зарождения международного космического права свобода исследования и использования космического пространства трактовалась в плоскости отношений между суверенными и равноправными государствами, которые осуществляют свою деятельность в космосе в полном соответствии с общими принципами международного права и специальными принципами и нормами международного космического права. Свобода космоса никогда не понималась как ничем не ограниченная свобода любой деятельности в космосе. Свобода космоса не может служить основанием для нарушения суверенных прав государств ни в космосе, ни на Земле.
Правовой статус космических объектов
В отличие от небесных тел естественного происхождения (таких как Луна, планеты, астероиды и пр.), под космическими объектами международном космическом праве подразумеваются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т. д. Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе на небесных телах). До этого момента деятельность по их созданию и подготовке запуска находится в сфере внутригосударственного права, если об этом нет специальной договоренности между государствами (например, в случае совместного создания или запуска космического объекта несколькими государствами). После возвращения на Землю космический объект, как правило, вновь подпадает под действие национального права. Однако в случае его посадки за пределами территории запускающего государства возникающие при этом отношения между государствами регулируются нормами международного космического права.
Для обозначения лиц, совершающих космические полеты и находящихся на борту космических объектов или на небесных телах, в соглашениях по международному космическому праву используются различные термины: “космонавты”, “экипаж”, “персонал”, “представители”, “лица на борту космического объекта”. Это не означает, однако, что международное космическое “право устанавливает различия в правовом режиме лиц, совершающих космические полеты, в зависимости от выполняемых ими функций или по каким-либо иным признакам. Независимо от того, являются такие лица военными или гражданскими, управляют они космическим кораблем или выполняют научно-исследовательские функции, а также независимо от их гражданской принадлежности, все они с точки зрения международного космического права имеют одинаковый статус космонавтов. В отличие от морского и воздушного права, где проводится различие между экипажем и пассажирами судна, в космическом праве такого различия в настоящее время не существует, хотя в будущем, в случае совершения регулярных космических путешествий, может появиться необходимость в выработке особого правового режима пассажиров космических кораблей.
Впервые порядок международной регистрации космических объектов был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1721 В (XV) от 20 декабря 1961 г. В резолюции говорилось о том, что Генеральная Ассамблея ООН:
“I. обращается с просьбой к государствам, производящим запуск аппаратов на орбиту или дальше, незамедлительно предоставлять Комитету по использованию космического пространства в мирных целях информацию через Генерального секретаря для регистрации запусков;
2. предлагает Генеральному секретарю вести общедоступную регистрацию информации, предоставляемой в соответствии с пунктом I”.
В соответствии с этой резолюцией государства, запускающие космические объекты, с 1962 года стали направлять в ООН на добровольной основе информацию о космических объектах, запущенных ими “на орбиту и дальше”. Таким образом, в число регистрируемых в ООН космических объектов не входят метеорологические и геофизические ракеты. Отдел по вопросам космического пространства Секретариата ООН заносит получаемые от государств сведения в специальный реестр, а копии этих сведений рассылаются всем государствам -- членам ООН.
Регистрация космических объектов в ООН носит характер централизованного учета космических объектов, запускаемых государствами и международными организациями, и обеспечивает, в случае необходимости, дополнительные средства идентификации таких объектов.
С вступлением в силу Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (15 сентября 1976 г.), национальная и международная регистрация космических объектов для участников этой конвенции приобрела обязательный характер.
Согласно конвенции, государство регистрации направляет Генеральному секретарю ООН сведения о каждом космическом объекте, занесенном в его регистр (название запускающего государства или государств, обозначение или регистрационный номер объекта, дату и территорию или место запуска, основные параметры орбиты, общее назначение космического объекта). Государство регистрации “в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок” уведомляет Генерального секретаря ООН об объектах, которые больше не находятся на орбитах вокруг Земли. К информации, содержащейся в реестре ООН, обеспечивается полный и открытый доступ.
Конвенция исходит из того, что каждый космический объект может быть занесен в национальный регистр только одной страной. Исключается также множественная международная регистрация в ООН. В случаях, когда имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Так, в соответствии с этим правилом в рамках программы “Интеркосмос” была достигнута специальная договоренность о порядке регистрации объектов серии “Интеркосмос”, согласно которой национальная и международная регистрация космических объектов, разрабатываемых и изготавливаемых в Советском Союзе (позже - в России) и запускаемых в рамках программы “Интеркосмос” с территории России с помощью русских ракет-носителей, должна осуществляться Россией. В случаях, когда по программе “Интеркосмос” запускаются космические объекты, разработанные и изготовленные в других странах--участницах программы, национальная и международная регистрация должна проводиться страной, разработавшей и изготовившей данный объект. Например спутник “Магион”, разработанный и изготовленный в Чехословакии и выведенный на орбиту в 1978 году советской ракетой-носителем, был зарегистрирован в Чехословакии и от ее имени-- в ООН. Регистрация космических объектов, запускаемых международной организацией западноевропейских стран (Европейским космическим агентством), ведется по поручению этой организации Францией.
С регистрацией космического объекта связаны определенные юридические последствия как для самого космического объекта, так и для его экипажа.
В ст. VIII Договора по космосу сказано, что “государство-- участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле”. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах.
Договор по космосу устанавливает также, что права собственности на космические объекты “остаются незатронутыми” как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета. Термины “юрисдикция”, “юрисдикция и контроль” широко применяются в современном международном праве и национальном законодательстве многих стран. Понятия суверенитета и юрисдикции не равнозначны, хотя и тесно связаны между собой. Объем властных прав и полномочий, вытекающих из юрисдикции, более узкий по сравнению с правами и полномочиями, присущими суверенитету в целом. Юрисдикция представляет собой одно из проявлений, один из аспектов суверенитета. Под юрисдикцией в международном космическом праве следует понимать установленные законами государства права и полномочия на осуществление не только судебной (которая чаще всего отождествляется с понятием юрисдикции), но также и исполнительной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах.
В Договоре по космосу термин “юрисдикция” стоит рядом с другим термином -- “контроль”. Оба они часто употребляются в международном космическом праве для обозначения единого понятия. Подобное применение этих терминов известно и в других отраслях международного и внутреннего права. Иногда термин “контроль” в аналогичном смысле употребляется в юридических документах и самостоятельно. В международном космическом праве термин “контроль” имеет двоякий смысл. С одной стороны, он может рассматриваться как один из элементов юрисдикции, ее составная часть. С другой стороны, право контроля в области космической деятельности может означать право на управление космическим объектом и руководство его экипажем в техническом отношении. В этом, втором смысле данный термин становится специфичным именно для космического права.
Поскольку территория и население относятся к главным компонентам государства, естественно, что среди прочих возможных оснований осуществления юрисдикции наибольшее признание в международном праве получили принципы территориальности и гражданства. В первом случае речь идет главным образом об осуществлении юрисдикции в пределах определенной территории; во втором -- о юрисдикции, основой которой является гражданская принадлежность физических лиц или национальность юридических лиц. В международном морском и воздушном праве принципы территориальности и гражданства нашли отражение в определенных юридических моделях: ранее широкое распространение имели теории, приравнивавшие морское судно к “плавучей территории” государства, а воздушное судно -- к его “летучей территории”; ныне в ряде международно-правовых документов говорится о “национальности” морских и воздушных судов. В действующих нормах международного космического права термин “национальность космического объекта” не используется. (Осуществление юрисдикции и контроля над космическими объектами и их экипажами, согласно ст. VIII Договора по космосу, связывается не с национальной принадлежностью космического объекта или гражданством членов его экипажа, а непосредственно с актом регистрации космического объекта в определенном государстве. Юрисдикция государства регистрации в отношении и космического объекта, и любого его экипажа во время их нахождения в космическом пространстве и на небесных телах выступает тем самым как исключительная, превалирующая над всеми другими возможными основаниями (например, по принципу гражданства).
В ст. VIII Договора по космосу говорится не об осуществлении юрисдикции и контроля, а об их “сохранении” за государством регистрации космического объекта. Это не означает, что носителем прав юрисдикции и контроля над космическим объектом и его экипажем до полета, во время полета и после его завершения обязательно должно быть одно и то же государство. Употребление выражения “сохранение” юрисдикции и контроля в данном контексте имеет целью подчеркнуть, что при нахождении в космическом пространстве объект и его экипаж не оказываются в правовом вакууме, не утрачивают автоматически правовой связи с Землей, не переходят в распоряжение какой-то надгосударственной власти. 'Обычно в качестве государства регистрации выступает то государство, где был создан и запущен космический объект и гражданами которого являются находящиеся на нем космонавты. Данное общее правило не исключает случаев, когда до полета и после его завершения космические объекты и их экипажи (или отдельные члены таких экипажей) могут находиться под юрисдикцией и контролем иных государств, чем государство регистрации. Таков, в частности, случай, когда полет совершает международный экипаж, членами которого являются граждане разных стран. В этом случае во время нахождения в космическом пространстве на всех членов международного экипажа, независимо от их гражданской принадлежности, распространяются юрисдикция и контроль государства регистрации, хотя до совершения космического полета и после его окончания члены такого экипажа в силу принципов территориальности и гражданства находятся под юрисдикцией и контролем различных государств.
Распространение юрисдикции государства регистрации на “любой экипаж” космического объекта означает исключительную компетенцию государства, в котором зарегистрирован космический объект, в отношении как своих, так и иностранных граждан, входящих в состав международного экипажа. Государства, граждане которых участвуют в совместном космическом полете, могут договориться об ином порядке осуществления юрисдикции в отношении своих граждан. Однако при отсутствии такой специальной договоренности вся полнота власти по поддержанию правопорядка на борту космического объекта принадлежит государству регистрации.
Другой важный вывод, вытекающий из ст. VIII Договора по космосу, заключается в том, что юрисдикция и контроль государства регистрации в отношении экипажа не ограничиваются только рамками самого космического объекта. Поскольку в тексте статьи говорится о юрисдикции и контроле над экипажем космического объекта (а не над экипажем, находящимся на борту космического объекта), юрисдикция и контроль государства регистрации распространяются на членов экипажа не только во время их пребывания на борту космического объекта, но и при их выходе в открытый космос, нахождении на небесном теле за пределами своего корабля или станции.
Можно предположить, что в будущем рассматриваемое положение ст. VIII Договора по космосу потребует уточнения. Так, при доставке транспортным кораблем, зарегистрированным в одной стране, экипажа для длительного пребывания на постоянно действующей космической станции, зарегистрированной в другой стране, может возникнуть вопрос о том, что доставленный экипаж должен перейти под юрисдикцию и контроль государства, в котором зарегистрирована станция, и не рассматриваться более как экипаж доставившего его туда транспортного корабля. Еще острее станет эта проблема в случае создания в будущем постоянных международных поселений в космосе, где вопросы осуществления законодательной, судебной и исполнительной власти потребуют специального регулирования.
Вопрос о том, какое государство может осуществлять юрисдикцию и контроль над космическим экипажем в случае его аварийного приземления на зарубежной территории или в открытом море, а также во время пролета космического корабля через воздушное пространство другого государства и над открытым морем, пока еще не урегулирован специальными нормами международного космического права. На практике это означает, что при аварийном приземлении на чужой территории на осуществление юрисдикции и контроля над космическим экипажем могут одновременно претендовать несколько государств. Вместе с тем очевидно, что космонавты не могут рассчитывать на иммунитет от юрисдикции государства, в пределах территории которого они находятся, если их действия представляют угрозу безопасности этого государства.
Права и обязанности членов космических экипажей
На нынешнем этапе освоения космоса, когда международные космические полеты, как правило, непродолжительны, полномочия государства регистрации в области юрисдикции и контроля находят практическое выражение (помимо технического управления полетом) главным образом в определении прав и обязанностей командира и членов экипажа в процессе выполнения ими программы полета и в предоставлении командиру корабля соответствующей дисциплинарной власти по отношению ко всем лицам, находящимся на борту космического корабля. Предоставление международным космическим правом одинакового статуса космонавтов всем лицам, совершающим космический полет, не исключает того, что внутригосударственное право может четко разграничить права и обязанности членов экипажа и наделить командира корабля специальными властными правами и полномочиями в целях выполнения полетного задания, обеспечения безопасности персонала, поддержания дисциплины и порядка на борту корабля. Учитывая условия космического полета, объем властных функций командира космического корабля должен быть не меньшим (а при длительных полетах, возможно, большим), чем тот, которым обладают командир воздушного или капитан морского судна.