Дознание, как сказано выше, является формой предваритель-ного расследования. Его производство основывается на том же зако-нодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов доз-нания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юри-дическое значение, как и акты предварительного следствия.
Помимо выполнения общих с органами предварительного след-ствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности, в целях обнаруже-ния преступлений и лиц, их совершивших. Эта деятельность не яв-ляется дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее вы-полнение возлагается только на те органы дознания, которые распо-лагают оперативными службами.
Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся:
-- милиция;
-- командиры воинских частей, соединений и начальники воен-ных учреждений -- по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совер-шенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
-- органы федеральной службы безопасности -- по делам, от-несенным законом к их ведению;
-- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов -- по делам о преступлениях, совершенных сотрудника-ми этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязан-ностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в располо-жении указанных учреждений;
-- органы государственного пожарного надзора -- по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
-- органы пограничной службы РФ -- по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и ре-жима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а так-же по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
-- федеральные органы налоговой полиции -- по делам, отне-сенным законом к их ведению;
-- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
-- таможенные органы РФ -- по делам о преступлениях, пре-дусмотренных ст. 188, 189, 190 193 и 194 УК (контрабанда; незакон-ный экспорт технологий, информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной тех-ники; невозвращение на территорию Российской Федерации пред-метов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; невозвраще-ние из-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уп-латы таможенных платежей).
Дознание (в той или иной форме) по подавляющему большин-ству дел проводит милиция.
В целом милиция является составной частью довольно обшир-ной системы органов Министерства внутренних дел РФ. Ее образу-ют многие специализированные подразделения, например: патрульно-постовые структуры, отряды милиции особого или специального назначения, а также быстрого реагирования, подразделения уголов-ного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, незакон-ным оборотом наркотиков, организованной преступностью, по обес-печению безопасности дорожного движения, дежурные части. По За-кону о милиции все подразделения такого рода образуют милицию криминальную и милицию общественной безопасности.
В развитие этого положения Закона Указом Президента РФ от 4 июня 2001 г № 644В центральном аппарате Министерства внутренних дел РФ созданы две возглавляемые заместителями Министра службы -- Служба криминальной милиции и Служба милиции об-щественной безопасности. Эти Службы состоят из соответствующих специализированных подразделений Министерства и призваны ко-ординировать и направлять деятельность всей милицейской системы.
Основными задачами криминальной милиции являются: выяв-ление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного след-ствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрыва-ющихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Криминальная ми-лиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
В соответствии со Структурой криминальной милиции, утвер-жденной постановлением Правительства РФ "О подразделениях кри-минальной милиции" от 7 декабря 2000 г. № 925, она состоит из фе-деральной криминальной милиции, криминальной милиции в субъек-тах Федерации, криминальной милиции на железнодорожном, вод-ном и воздушном транспорте и криминальной милиции в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. В эти территориальные органы могут входить следующие функциональные подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования; по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий; оперативно-поисковые; оперативно-технических мероприятий; собственной безо-пасности; отряды милиции специального назначения. В криминаль-ную милицию также входят Национальное центральное бюро Интер-пола и его территориальные подразделения.
Основными же задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопас-ности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, пре-дупреждение и пресечение преступлений и административных пра-вонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых произ-водство предварительного следствия не обязательно, розыск отдель-ных категорий лиц, установление места нахождения которых отне-сено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной ми-лиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
По постановлению Правительства РФ "О подразделениях ми-лиции общественной безопасности" от 7 декабря 2000 года № 926 в структуру этой ветви милиции включены: дежурные части; участ-ковые инспекторы милиции; Государственная инспекция безопасно-сти дорожного движения (ГИБДД); изоляторы временного содержа-ния подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для со-держания лиц, арестованных в административном порядке; приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; медицинские вытрезвители при органах внутрен-них дел; центры временной изоляции для несовершеннолетних пра-вонарушителей; отряды милиции особого назначения; подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания, в) патрульно-постовой службы милиции; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и ох-ранной деятельностью; д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с право-нарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению адми-нистративного законодательства; з) по охране дипломатических пред-ставительств и консульств иностранных государств
2. Задачи и организационная структура милиции
Милиция (от лат. -- военная служба, гражданское опол-чение) в Российской Федерации представляет собой систему госу-дарственных органов исполнительной власти, призванных защи-щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противо-правных посягательств и наделенных правом применения мер приуждения. Является одним из основных структурных подразделе-ний органов внутренних дел.
Правовой статус милиции, ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве определены принятым 18 апреля 1991 г. Законом РСФСР «О милиции», а так-же Федеральным законом от 31 марта 1999 г. «О внесении измене-ний и дополнений в Закон РСФСР «О милиции». Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», другими законами и право-выми актами РФ.
На милицию возложено решение следующих задач:
-- обеспечение безопасности личности;
-- предупреждение и пресечение преступлений и административ-ных правонарушений;
-- выявление и раскрытие преступлений;
-- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
-- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
-- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защи-те их прав и законных интересов в пределах, установленных
законодательством РФ.
Первая задача решается милицией в рамках установленных пол-номочий по предотвращению угрозы жизни, здоровью, достоин-ству и имуществу граждан, которая может возникнуть в результа-те каких-то или чьих-то противоправных действий либо проявле-ния бездействия со стороны какого-то лица.
Реализация второй задачи должна обеспечивать выявление об-стоятельств, причин и условий, способствующих совершению пре-ступлений и правонарушений, принятию мер по их нейтрализации, ослаблению либо устранению, а также предотвращению замышляе-мых и подготавливаемых преступлений и правонарушений.
При решении третьей задачи милиция, руководствуясь дей-ствующим законодательством, осуществляет деятельность, направ-ленную на обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, их совершающих или совершивших.
Решая остальные задачи, милиция призвана поддерживать ус-тановленный в соответствии с действующим законодательством порядок отношений между людьми при их нахождении в различ-ных местах; предотвращать или же снижать угрозу жизни, здоро-вью и имуществу граждан; оказывать физическим и юридическим лицам необходимую помощь.
В соответствии с Законом «О милиции», милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, соци-ального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, язы-ка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека.
Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотрен-ных законом.
Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и сво-бод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обя-занности.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам ре-ализовать установленное законом право на юридическую помощь;
сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолет-них -- в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.
Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обя-занностей или правосудие не требуют иного.
Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей милицией в РФ. Руководство милицией в субъектах РФ осуществ-ляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должности и осво-бождаемые от должности министром внутренних дел РФ по со-гласованию с органами государственной власти субъектов РФ, опре-деляемыми субъектами РФ.
Руководство милицией в районах, городах и иных муниципаль-ных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министрами внутрен-них дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на крими-нальную милицию и милицию общественной безопасности.
Основными задачами криминальной милиции являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступ-лений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;
организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от ор-ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполне-ния уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
В составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные и научно-технические подразделения, не-обходимые для решения задач криминальной милиции и помощи милиции общественной безопасности:
-- подразделения уголовного розыска;
-- подразделения по борьбе с экономическими преступлениями;
-- специализированные подразделения по борьбе с организован-ной преступностью: Главное управление по борьбе с организо-ванной преступностью (ГУОП) -- в составе МВД РФ и Регио-нальные управления по борьбе с организованной преступнос-тью (РУОП), включенные в состав комитетов Федеральной кри-минальной милиции МВД РФ. Компетенция ГУОП-РУОП сме-шанная, они осуществляют борьбу с преступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии БЭП;
-- подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН), (ОНОН);
-- научно-технические и другие подразделения..
Нетрудно заметить, что деятельность криминальной милиции направлена в основном на обеспечение государственных интере-сов и, следовательно, нуждается в определенной независимости от влияния местных органов власти. Поэтому криминальная ми-лиция выведена из подчинения местных администраций и подчи-нена только вышестоящему органу внутренних дел.
Начальники криминальной милиции республик в составе Рос-сийской Федерации, краев, областей, автономных округов, горо-дов Москвы и Санкт-Петербурга назначаются на должность (осво-бождаются) Министром внутренних дел РФ и являются по долж-ности заместителями соответствующих министров внутренних дел республик и начальников управлений внутренних дел.
К числу основных задач, решаемых милицией общественной безопасности, относятся:
-- обеспечение личной безопасности граждан;
-- охрана общественного порядка и общественной безопасности;
-- предупреждение и пресечение преступлений и административ-ных правонарушений;
-- раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
-- оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным липам, предприятиям, учреждениям, организа-циям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом.
Исходя из указанных задач деятельность милиции обществен-ной безопасности в большей степени призвана решать вопросы ме-стного уровня, в связи с чем она подконтрольна не только выше-стоящему органу внутренних дел, но и органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления.
Территориальные органы внутренних дел субъекта Российской Федерации вправе, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации и Министерством внутренних дел РФ, создавать, реорганизовывать и ликвидировать подразделения ми-лиции, содержащиеся за счет областного бюджета. Деятельность подразделений милиции, содержащихся за счет областного бюд-жета, должна строго соответствовать действующему законодатель-ству РФ и не противоречить нормативной базе МВД РФ.
В структуру милиции общественной безопасности входят:
-- дежурные части;
-- участковые инспектора милиции;
-- государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ;
-- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняе-мых;
-- специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
-- приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяж-ничество и попрошайничество;
-- медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
-- центры временной изоляции для несовершеннолетних право-нарушителей;
-- отряды милиции особого назначения;
-- подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка
и исполнения административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств
иностранных государств.
Численность милиции общественной безопасности субъекта Федерации определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными в Приложении № 2 к Указу Президента РФ №209-- 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной мили-ции) в Российской Федерации», в зависимости от объема финанси-рования и складывающейся оперативной обстановки».
Начальник милиции общественной безопасности субъекта Фе-дерации назначается (освобождается) министром внутренних дел РФ по согласованному с органом исполнительной власти данно-го субъекта представлению начальника органа внутренних дел субъекта.
Начальник милиции общественной безопасности субъекта Фе-дерации является по должности заместителем начальника органа внутренних дел субъекта.
Литература
1.Воронцов С.А.Првоохранительные органы Российской Федерации.- Ростов -н/ Дону, 2001.
2.Гуценко К. Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы./ Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: 2001.- с.384