p align="left">Это шаг законодательной практики был осуществлен вопреки устоявшимся теоретическим взглядам о нецелесообразности установления длительных сроков лишения свободы и, напротив, целесообразности смягчения мер наказания за счет снижения максимальных сроков лишения свободы. Дементьев С.И. Лишение свободы: уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. Ростов, 1981. С. 139.
Современный институт лишения свободы в части установления пределов этого наказания в решающей степени предопределен социально-криминогенной обстановкой приднестровского общества, при которой государство пока не может предложить более эффективного практического средства воздействия на преступников.
В действующем уголовном законодательстве число статей, содержащих этот вид наказания, составляет 215, что намного превышает удельный вес других видов наказания. В этом смысле законодатель принял решение также вопреки настойчивым рекомендациям ученых и даже международных форумов.
Как отмечает С.В. Полубинская, «это гуманистическое направление (т.е. применение наказаний, не связанных с лишением свободы)... значительно уменьшает отрицательные последствия реального применения лишения свободы и для осужденных, и для общества в целом, способствуя при этом реализации принципа неотвратимости ответственности». Полубинская С.В. Цели уголовного наказания. М., 1990. С. 54.
Общепризнанные доводы в пользу уменьшения практики назначения лишения свободы заключались в том, что это позволяло легче приспосабливать осужденных к законопослушному образу жизни, не разрывать их полезные социальные связи, уменьшать количество осужденных в исправительных учреждениях и тем самым снизить рецидив. Кроме того, реализация наказания без лишения свободы обходится государству (налогоплательщикам) значительно дешевле.
Как представляется, предложения о сокращении применения института лишения свободы в качестве государственной карательной меры разрабатывались и основывались, образно говоря, в замкнутом уголовно-правовом и уголовно-исполнительном пространстве, без должного учета, а нередко и совершенно игнорируя иные социальные явления, так или иначе влияющие на принятие законодательных решений. В этом смысле следует отметить недостаточную, на наш взгляд, связь с правом других наук, и прежде всего социологией, политологией, экономикой, занимающихся исследованием более обширных (чем науки уголовно-правового комплекса) проблем, касающихся всего общества в целом, стратегических направлений его развития, в то время как институт лишения свободы является лишь частью общественного бытия. С учетом содержания лишения свободы полагаем, что специфической целью данного вида уголовного наказания является ресоциализация осужденного.
Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ст. 56 УК ПМР). По своему содержанию данный вид наказания практически не отличается от лишения свободы на определенный срок, не случайно, что в уголовно-исполнительном законодательстве вопросы, связанные с его исполнением, регулируются в разделе о лишении свободы на определенный срок.
Следует отметить, что введению этого вида наказания предшествовала достаточно оживленная дискуссия в юридической литературе. Обращалось, в частности, внимание на то, что с точки зрения социальной реабилитации здесь перспектив нет, а сам вид этого наказания российской и советской наукой уголовного права отвергался. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в Советском государстве. Саратов, 1978. С. 108. Не считают целесообразным применение этого вида наказания и ряд современных ученых. Кузьмин С.И. Пожизненное лишение свободы: взгляд со всех сторон / Обзор мнений на научно-теоретическом семинаре // Человек: преступление и наказание. № 2. 2005. С. 46.
Не имея цели углубляться в эту дискуссию, ограничимся лишь указанием на то, что пожизненное лишение свободы по карательной мощи превосходит лишение свободы на определенный срок. Соответственно специфической целью пожизненного лишения свободы как вида уголовного наказания должны быть, на мой взгляд, ограждение общества от общественно опасного лица.
Смертная казнь представляет собой исключительную меру уголовного наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 57 УК ПМР). Об этом виде наказания имеется огромное количество литературы, в связи с чем здесь будет дана лишь сущностная оценка рассматриваемого вопроса.
Прежде всего, отметим, что жизнь является объектом уголовного наказания, то есть прямого государственного посягательства на это благо за совершение особо тяжких преступлений (ч. 2 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 19 Конституции ПМР, ст. 43, 48 УК ПМР).
Обратим внимание на то, что во Всеобщей декларации прав человека отсутствуют нормы, предусматривающие возможность применения смертной казни, в связи с чем, на мой взгляд, несколько снижается соответствие данного акта реальному положению дел в большинстве стран мира, где наказание в виде смертной казни существует и будет существовать, вероятно, еще многие годы.
Представляется также, что призывы и движения за отмену смертной казни, как и в целом за смягчение уголовных репрессий, переоценивают готовность общества пойти окончательно на эти шаги.
В новом УК ПМРУголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики, введенный в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 марта 2009 г. № 675-ЗД-IV (САЗ 09-10). значительно усилены санкции за ряд преступлений (так за умышленное убийство без отягчающих обстоятельств предусмотрено лишение свободы на срок от 6 до 15 лет, а было - от 3 до 10), и в целом наш нынешний уголовный закон, несмотря на сокращение составов преступлений, за которые возможна смертная казнь, является более суровым, чем прежний.
В результате считаем, что специфической целью смертной казни как вида уголовного наказания является возмездие осужденному от имени общества за совершение особо тяжкого преступления, а также устрашение других членов общества возможными последствиями в случае совершения определенного особо тяжкого преступления.
Подытоживая, можно отметить, что каждый вид уголовного наказания имеет свою специфическую цель. Все эти специфические цели можно считать подцелями уголовного наказания, имея в виду, что основными целями наказания являются исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами, а также моральное удовлетворение общества в частичной компенсации причиненного преступлением зла - такая формулировка, на наш взгляд, предпочтительней восстановления социальной справедливости. Такое построение целей наказания позволит с большей эффективностью их реализовывать и тем самым способствовать достижению задач, стоящих перед уголовным правом в целом и преступника.
2.3 Классификация видов наказания
В пределах системы виды наказания поддаются классификации по различным основаниям. Это возможно благодаря тому, что, хотя любой вид обладает всеми признаками наказания, указанными в его определении, между ними есть различия в конкретном выражении этих признаков.
Прежде всего, в практике часто делят виды наказания на связанные с лишение свободы (арест, лишение свободы в обоих вариантах, содержание в дисциплинарной воинской части) и не связанные с ним (все остальные виды наказания).
По характеру воздействия на осужденного виды наказания делятся на связанные с исправительно-трудовым воздействием (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы. Содержание в дисциплинарной воинской части. Лишение свободы в обоих вариантах) и не связанные с таковым (все остальные виды).
По длительности воздействия различаются виды наказания, назначаемого на определенный срок (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы. Арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок) и исполняемого одномоментно (все остальные виды). Отдельно стоит пожизненное лишение свободы, которое не исполняется одномоментно и не имеет заранее определенного конкретного срока.
В соответствии со ст. 44 УК ПМР все наказания разделяются на основные и дополнительные наказания. При этом виды наказания делятся не на две, а на три группы.
Первую группу составляют основные наказания, которые могут назначаться только как самостоятельные виды и не могут присоединяться в дополнение к другим видам наказания. Это - обязательные работы; исправительные работы; ограничение по воинской службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарном воинском подразделении; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (ч.1 ст. 44 УК ПМР).
Определяя наказание за совершенное преступление, суд назначает одно из основных наказаний, предусмотренных в санкции соответствующей статьи, по которой квалифицируется данное общественно опасное деяние. Только основными, как и ранее, считаются такие виды наказания, которые не могут назначаться как дополнительные к другим видам наказания и ни в коем случае не могут назначаться, если они не указаны в санкции статьи, предусматривающей ответственность за преступление, по которому выносится приговор. Это положение не распространяется на случаи назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, в случае назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Прохоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминальная ситуация.// Российская юстиция. №. 8. 2006. С. 46.
При совершении нескольких преступлений каждое основное наказание имеет самостоятельный характер. Основные наказания исчерпывающим образом перечислены в санкциях статей, устанавливающих ответственность за отдельные преступления. Основные наказания несочетаемы друг с другом, поскольку назначение двух или нескольких основных наказаний одному лицу нецелесообразно по организационно - экономическим соображениям и неэффективно.
Вторую группу составляют дополнительные наказания, которые самостоятельно не могут назначаться, но в предусмотренных законом случаях присоединяются к основному наказанию. Это - конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч.3 ст.44 УК ПМР).
Дополнительные наказания назначаются как для усиления исправительного воздействия на виновного, так и для более полного и эффективного достижения целей уголовного наказания. При этом закон предоставляет суду достаточно широкие пределы усмотрения при применении (неприменении) дополнительных наказаний. Это делается как путем использования в санкции статьи Особенной части УК ПМР выражений типа «…с конфискацией имущества или без таковой», так и путем прямых указаний в статьях Общей части уголовного закона.
Третью группу образуют наказания, которые могут быть назначены судом в одних случаях в качестве основного, а в других - дополнительного к основному наказанию к ним относятся: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 44 УК ПМР).
В случаях, когда санкция статьи уголовного закона предусматривает возможность применения дополнительного наказания, суды обязаны обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы принятого решения. Курочка Е.В. Наказание в России как государственная мера правоограничения личности // Следователь. 2002. № 5. С. 44.
Наказаниями, которые могут выступать в качестве основных и дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются наряду с только (исключительно) основными и рационально дополняют потенциал воздействия основного наказания. Статья 44 УК ПМР относит к ним штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса ПМР (ст. 45).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса ПМР в качестве наказания за преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 46). В этом случае в законе также закреплена сложившаяся судебная практика.
Дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется по усмотрению суда с учетом личности виновного и только при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 47 УК ПМР).
Дополнительная мера наказания в виде конфискации имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса ПМР. Законодатель ограничивает возможности установления конфискации только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, совершенными из корыстных побуждений.
Назначение дополнительного наказания является правом суда, но не его обязанностью. Решение об этом обосновывается судом таким же образом, как и иные решения о назначении меры наказания осужденному. Исходя из того, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами, рекомендовано судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания. Лебедев В. М. О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. 1999. С. 6. При этом следует иметь в виду, что дополнительные наказания могут быть назначены к любому виду основного наказания, предусмотренного санкцией закона. Однако лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК ПМР как один из основных видов наказания.
Если закон, по которому квалифицируется совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, то неприменение этого дополнительного наказания может иметь место, лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 63 УК ПМР, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную.
В теории уголовного права принято выделять, наряду с основными и дополнительными, еще и специальные виды наказания. Специальными наказаниями считаются такие, которые применяются только в отношении конкретного круга субъектов преступлений. По этому признаку содержание в дисциплинарной воинской части можно признать специальным видом наказания, так как применяется оно только в отношении военнослужащих срочной службы.
Глава III. Проблемы института наказания в современной уголовно-правовой науке
3.1 Соотношение понятий «уголовная ответственность» и «наказание» в уголовном праве
В современной уголовно-правовой науке одной из актуальных проблем является ошибочное отождествление разных по своей сути понятий: уголовная ответственность и наказание. Конечно, нельзя говорить об их полном отличии, однако роль, которую играет каждая из указанных категорий требует их принципиальной дифференциации.
Разграничение уголовной ответственности и наказания прослеживается в уголовном кодексе, однако существенным недостатком является то, что законодатель не раскрывает определения уголовной ответственности, ее сути, целей. Тем не менее, рассматриваемый термин используется в различных нормах как общей, так и особенной части уголовного закона. Уже в ст. 1 УК ПМР говорится о том, что новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс. Ст. 5-1 УК ПМР говорит об основаниях уголовной ответственности. Ст. 18 УК ПМР - об общих условиях уголовной ответственности. Используется термин и в других нормах УК ПМР (ст. ст. 21, 22, 33, 74 и так далее).
Пробел в законодательстве восполняет доктрина. Под уголовной ответственностью принято понимать обязанность лица, совершившего преступление, претерпевать меры государственного принуждения. Карлушин М. П., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1984. С. 39.
Либо - реальное применение уголовно-правовой нормы, выраженной в отрицательной оценке специальным органом государства - судом - поведения лица, совершившего общественно опасное деяние, и в применении к нему мер государственного принуждения. Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Общая часть. Т.2. М., 2002. С. 188.
С определением наказания дело обстоит гораздо лучше. Действующий уголовный кодекс ПМР впервые в отечественном законодательстве формулирует указанную дефиницию. В ст. 42 сказано: «Наказание - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». В ч. 2 указанной статьи описывается сущность наказания: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».
Таким образом, законодатель, с одной стороны, определяет наказание, его цели, сущность, с другой - умышленно игнорирует понятие уголовной ответственности, что является, по меньшей мере, непоследовательным и логически ошибочным.
В связи с этим целесообразным представляется поддержать тех ученых (например, А.В. Кладкова Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. /Под ред. А.В. Кладкова. М.,1999. С. 248.), которые критикуют отсутствие в Кодексе дефиниции уголовной ответственности и предлагают ввести ее. Это, надо думать, сыграет позитивную роль для теории и практики уголовного прав, ибо отсутствие указанного определения является еще одним фактором, затрудняющим разграничение понятий уголовной ответственности и наказания.
Уже в указанных выше определениях прослеживается различная сущность рассматриваемых категорий. Если уголовная ответственность - это устанавливаемая законом обязанность лица претерпевать различного рода меры государственного принуждения, то наказание - это одна из таких мер (наиболее жесткая). То есть наказание представляет собой реализацию уголовной ответственности в обвинительном приговоре суда. Наказание - всего лишь этап уголовной ответственности. Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Общая часть. Т.2. М., 2002. С.10.
В Уголовном кодексе предусмотрены и другие меры принуждения уголовно-правового характера: принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые судом взамен наказания несовершеннолетнему лицу, виновному в преступлении небольшой или средней тяжести (ст. 89 УК ПМР); принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом вместо наказания лицам, совершившим деяния в состоянии невменяемости либо лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, либо - совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 96 УК ПМР).
Таким образом, в соответствии с законодательством уголовная ответственность может быть без назначения наказания, а, следовательно, без судимости, и с назначением наказания и судимостью. Нетрудно заметить, что различия здесь в объеме (тяжести) государственно-принудительного воздействия. Здравомыслов Б. В., Красиков Ю. А. Уголовное право. Общая часть. М., 2004. С. 52. Итак, лицо может нести уголовную ответственность без наказания, но не наоборот, что выявляет существенную разницу рассматриваемых понятий.
Важным представляется сравнить время и обстоятельства возникновения уголовной ответственности и наказания. Интересно, что в отечественной науке ученые до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу о возникновении уголовной ответственности. Так, одни юристы полагают, как представляется весьма обоснованно, что она возникает с момента совершения преступления.
Например, Н.Ф. Кузнецова считает, что уголовная ответственность начинается с момента появления ее основания, то есть совершения преступления. Правоограничение здесь выражается в появлении у лица, виновного в преступлении, обязанности отвечать за содеянное. Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Общая часть. Т.2. М., 2002. С.45.
Схожего мнения придерживается А.А. Пионтковский Курс советского уголовного права. Т.3./ Под ред. А. А. Пионтковского. М., 1970. С. 8. и И.Я. Козаченко, который полагает, что государство правомочно ограничивать правовой статус лица, совершившего преступление с целью его исправления и перевоспитания с момента совершения преступления. Козаченко И. Я. Санкции за преступления против жизни и здоровья. Томск, 1987. С. 45. Встречаются и иные мнения о времени наступления уголовной ответственности: с момента возбуждения уголовного дела, с момента привлечения лица к уголовной ответственности. По мнению Я.М. Брайнина, уголовная ответственность начинается с момента привлечения лица в качестве обвиняемого, то есть когда органами расследования установлен конкретный человек, которого они обвиняют в совершении преступления. Брайнин Я. М. Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1983. С. 26. О.Э. Лейст считает, что уголовная ответственность начинается с момента вступления приговора в законную силу и выделяет пять ее стадий: 1) обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления; 2) исследование обстоятельств дела о преступлении; 3) принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор ее предела конкретной мерой наказания; 4) исполнение наказания, назначенного правонарушителю; 5) «состояние наказанности». Общая теория государства и права. Академический курс. Т.2. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002. С. 456.
Таким образом, в науке нет единого мнения по вопросу о возникновении уголовной ответственности. Зато можно точно определить начало наказания, точкой отсчета которого является обвинительный приговор суда. Из приведенных О.Э. Лейстом стадий видно место наказания в процессе осуществления уголовной ответственности. Наказание является одним из завершающих этапов последней, а прекращение обоих рассматриваемых институтов (стадия погашения и снятия судимости) совпадает.
Из приведенного выше анализа времени возникновения уголовной ответственности и наказания вытекает еще одно существенное их отличие. Привлечение и освобождение от уголовной ответственности осуществляется гораздо большим числом органов: органами дознания, следствия, прокуратуры, суда. Наказание же выносит исключительно суд, и он же освобождает от него.
Существенным для сравнения рассматриваемых институтов, помимо прочего, является выявление различий в регламентации законодателем освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания.
Так, в главе 11 УК ПМР рассматриваются основания освобождения от уголовной ответственности, то есть освобождения лица, совершившего преступление.
От обязанности подвергнуться судом осуждению со стороны государства в виде отрицательной оценки его деяния, к коим законодатель относит деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим, истечение сроков давности и другие (глава 11 УК ПМР).
К основаниям освобождения от наказания законодатель относит условно-досрочное освобождение, замену неотбытой части более мягким наказанием, болезнь, отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, истечение сроков давности обвинительного приговора суда, изменение обстановки, помилование. Общим для обоих институтов является освобождение в связи с амнистией. Необходимо также отметить, что от уголовного наказания может освободить только суд, так как данный акт осуществляется после вынесения обвинительного приговора. Исключение: амнистия, объявляемая Верховным судом ПМР, и помилование, осуществляемое Президентом ПМР. От уголовной ответственности же может освободить не только суд, но и орган дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Соответственно от уголовной ответственности может быть освобожден как осужденный, так и подозреваемый, обвиняемый и подсудимый. От наказания же освобождается только осужденный.
При дальнейшем сравнительном анализе важным представляется коснуться принципов, то есть основополагающих идей, руководящих начал, лежащих в основе рассматриваемых понятий, выражающих их сущность и определяющих особенности их функционирования. Так, применительно к уголовной ответственности можно выделить ряд специфических принципов.
Принцип неотвратимости, который, как известно, состоит в том, что каждое преступление должно неминуемо влечь ответственность виновного лица, что ярко отражает сущность и назначение уголовной ответственности: поддержание баланса с преступлением. Принцип быстроты, состоящий в том, что уголовная ответственность должна наступать максимально быстро. Принцип дифференциации уголовной ответственности, который предполагает различные правила ее применения к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет; делением преступлений на категории, в зависимости от которых может, например, решаться вопрос о назначении осужденным различных видов мест лишения свободы; различными параметрами санкций в зависимости от вида преступления и так далее. Ткачевский Ю. М. Курс уголовного права. Общая часть. Т.1. М., 2002. С.197. Принцип индивидуализации, предполагающий наложение уголовной ответственности и выбор санкции с учетом специфики каждого, отдельно взятого преступления. Важнейшим, помимо прочего, является принцип ответственности за поступки, а не за мысли, ибо фундаментальным признаком преступления является противоправное деяние. Уголовная ответственность должна наступать исключительно за виновное деяние. Отсутствие умысла либо неосторожности должно освободить от бремени ее несения, что также является важнейшим принципом.
Специфические черты наказания также определяют наличие у последнего особенных принципов. Так, для наказания свойственны принципы: гуманизма, который предполагает человеческое отношение к преступнику (целью наказания не является причинение страданий виновному лицу); принцип однократности применения наказания; принцип неприменения обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего положение виновного; принцип усиления наказания за рецидив (ч. 5 ст. 17 УК ПМР) и так далее.
Помимо всего сказанного уголовной ответственности и наказанию свойственны и общие принципы, отражающие, впрочем, специфику каждого из рассматриваемых институтов. Так, принцип законности применительно к уголовной ответственности означает строгое соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности, а в случае наказания - означает, что виды последнего предусмотрены исключительно уголовным законом, и наказуемость деяния определяется в соответствии с Кодексом.
Принцип справедливости для уголовной ответственности означает правильный выбор санкции либо освобождение от нее. Так, если вред, принесенный нарушителем, имеет обратимый характер, ответственность должна обеспечить его восполнение. Принцип справедливости для наказания означает соразмерность его содеянному, то есть выбор вида и меры наказания должен зависеть от тяжести преступления. Принцип равенства в отношении уголовной ответственности означает, что на всех без исключения лиц, совершивших преступление, должна накладываться равная обязанность претерпевать одинаковые меры государственного принуждения.
Применительно к наказанию данный принцип означает требование установления равных санкций преступникам независимо от пола, национальности, расы, имущественного и должностного положения и так далее. Правда, надо оговориться, что принцип равенства должен сочетаться с другими принципами. Например, исходя из гуманистических начал, при назначении смертной казни или пожизненного заключения должны учитываться и пол, и возраст виновного.
Особое место в ходе сравнительного анализа хотелось бы уделить целям уголовной ответственности и наказания, которые опять-таки зачастую неправомерно отождествляются. Обстоятельно рассматривает данный вопрос Д.А. Липинский. Он выделяет следующие цели уголовной ответственности: формулирование правомерного поведения субъектов права, осуществляемое через последовательные стадии закрепления общественных отношений, формирование социально активного правомерного поведения, упорядочение общественных отношений, их совершенствование; предупреждение преступлений, достигаемое посредством общей и частной превенции; кара, достигаемая посредством наказания, наложения различных обременений; вытеснение из сознания правонарушителя антисоциальных установок, правового нигилизма, криминальной психологии; формирование социально одобряемых стереотипов поведения; уважение к праву, морали; исправление; формирование высокого уровня правосознания, высокой правовой культуры, активной гражданской позиции. Липинский Д. А. Соотношение функций и целей уголовной ответственности // Уголовное право. № 2. 2002.С. 40.
Цели наказания, в отличие от уголовной ответственности, определены законодателем и содержатся в ст.43 УК РФ. К таковым относятся: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости означает, что применение наказания к виновному лицу восстанавливает чьи-то нарушенные интересы, возмещает вред, причиненный объекту посягательства. С другой стороны, данную цель можно трактовать как применение справедливого, соразмерного наказания к преступнику. То есть материальный ущерб должен быть возмещен штрафом, вычетом из заработной платы при исправительных работах. Физический вред должен компенсироваться лишением свободы, возмещением расходов на лечение и похороны потерпевших.
Цель исправлений осужденного направлена на изменение отрицательных ценностных ориентиров виновного, в результате чего лицо начинает осознавать необходимость соблюдения законов. Цель исправления осужденного считается достигнутой, если он перестает быть рецидивоопасным. Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Общая часть. Т.2. М., 2002. С.21. Цель предупреждения совершения новых преступлений перспективна. Она относится к лицам, к которым наказание еще не применялось, и достигается обеспечением реальности и неотвратимости назначения и исполнения наказания. Так, И. И. Карпец полагает, что непосредственно в содержании наказания как одного из средств борьбы с преступностью сочетается убеждение и принуждение. Карпец И. И. Наказание: социально правовые и криминологические проблемы. М., 1973. С.10.
При рассмотрении целей уголовной ответственности и наказания видно, что они не тождественны. Цели уголовной ответственности шире, чем цели наказания, что обусловлено их различной природой: «Несение бремени ответственности за содеянное» и «Подверженность ограничению прав и свобод по приговору суда». Совпадение на определенных стадиях целей рассматриваемых в работе институтов обусловлено тем, что наказание, как сказано выше, является составной частью уголовной ответственности, ее этапом.
Таким образом, из сравнительного анализа понятий уголовная ответственность и наказание их сущность, принципов, целей, времени возникновения и прочих критериев видны их общие и отличные черты. Так, будучи различными явлениями, сегодня, рассматриваемые институты имеют ряд специфических проблем. К примеру, важной проблемой уголовной ответственности является обеспечение ее неотвратимости, в чем состоит ее смысл и назначение. Основными проблемами наказания являются: необходимость осуществления мер, направленных на его гуманизацию и проблемы соразмерности наказания с содеянным.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть ошибочность отождествления указанных в работе категорий и необходимость законодательного отражения дефиниции уголовной ответственности и, соответственно, ее целей и принципов, что, как представляется, должно сыграть позитивную роль для теории и практики уголовного права.
3.2 Отличие уголовного наказания от иных мер государственно-правового и общественного воздействия
Отличие уголовного наказания от проступков. Для того чтобы непосредственно перейти к рассмотрению этого вопроса, необходимо сначала вспомнить основы права. Как известно, любое антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом является правонарушением. Все преступления подразделяются на преступления и проступки. Преступления - это общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Общественная опасность состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, его общественному и государственному строю, основным правам и свободам граждан и т.д. Сухарев А.Я. Преступность и правонарушения. М., 1997. С. 32. Противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК, относятся к другому виду правонарушений: проступкам.
Противоправные проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, предусмотренные соответствующими отраслями права.
Четырем вышеперечисленным видам правонарушений соответствуют четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.
Поскольку далее речь пойдет об отличии наказания от других мер государственного воздействия, необходимо заметить очень важный нюанс: наказание и уголовная ответственность - это не тождественные понятия.
Итак, наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:
1. По источнику права.
Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, коим является УК ПМР. Конечно, юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция ПМР и нормы международного права. Но непосредственно наказания устанавливаются только в УК ПМР. Все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс. Источником же права при назначении мер государственного принуждения за проступки могут быть как законы, так и подзаконные акты.
Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы, в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Верховного Совета ПМР, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, министерств и иных органов исполнительной власти.
2. По основаниям ответственности.
Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.
Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки - это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.). Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 2006. С. 267.
Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой служебной или учебной дисциплины.
Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские правонарушения, которые состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.
3. По процессуальной форме.
Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц. Например, решение суда,обязывающее лицо выплатить неустойку в пользу другого лица (гражданско-правовая ответственность); приказ начальника об увольнении подчиненного в связи с нарушением им правил ВТК (дисциплинарная ответственность); распоряжение вышестоящих государственных органов власти о привлечении к административной ответственности служащих нижестоящих органов власти в связи с допущенными с их стороны правонарушениями по службе (административная ответственность); и т.д.
4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.
Уголовные наказания носят строго личный характер. Например, родители подростка, совершившего преступление не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Более того, уголовное наказание может налагаться только на физическое лицо.
У проступков круг адресатов широк: ими могут быть как физические, так и юридические лица (за исключением дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер. Например, на родителей ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен штраф; если собака укусила прохожего, то на ее хозяина может быть наложен штраф в административном порядке; и т.д.
5.По содержанию.
Преступление всегда влечет наказание, которое по своему содержанию является карой. Оно представляет собой лишение и ограничение прав и свобод граждан.
За проступки применяются меры взыскания, восстановительные и профилактические меры, которые не ставят своей целью возмездие.
Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и т.д.
Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, иными словами, она направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. В Трудовой кодекс ПМР Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 161-З-III (САЗ 02-29), с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 января 2009 г. № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4). предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, перевод на нижеоплачиваемую работу (ст. 189).
В качестве административных взысканий могут применяться штраф, исправительные работы, административный арест и др., а также профилактические меры: замечание, выговор (ст. 23 КоАП ПМР). Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях, введенный в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 163-З-III (САЗ 02-29) с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 февраля 2009 г. № 674-ЗИ-IV(САЗ 09-9).
6. По правовым последствиям.
Наказание за преступление влечет за собой судимость. Судимость определяется по действующему УК ПМР как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости (ст. 85 УК ПМР).
За проступки судимость не предусмотрена.
Отличие наказания от принудительных мер воспитательного воздействия. Наказание следует отличать и от принудительных мер воспитательного воздействия. Хотя по своей природе они являются уголовно-правовыми мерами. Будучи предусмотренными УК ПМР, они представляют разновидность мер государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности либо от наказания. Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.
Отличие наказания от принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера также имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания. Оно выражается в том, что, как и наказания, эти меры являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом. Тем не менее, эти меры имеют принципиальное отличие от мер уголовного наказания.
Указанные принудительные меры лишены такого свойства наказания, как кара. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства и суда общественно-опасных действий лиц, к которым они применяются. Эти цели не преследуют цели исправления указанных лиц, а направлены на их излечение или улучшение их психического состояния, а также на предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК ПМР. В отличие от наказания суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительности, так как не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав понятие, сущность и цели наказания можно сделать вывод о том, что тема наказания является центральной в науке уголовного права. Так как на основании наказания основывается уголовная ответственность, которая ограничивает круг прав и свобод человека.
1. Также следует отметить, что наказание в уголовном праве, так же как и преступление, - явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из многих средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. Таким образом, на различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одну и ту же задачу - защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом.
2. Под наказанием по уголовному законодательству следует понимать особую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния уголовном праве ПМР.
Положение ст. 42 УК ПМР учитывает требования ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, предусматривающей, что каждый член общества должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечить должное признание и уважение прав и свобод других.
3. Значение наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему ущерб, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшее у граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интересы человека, общества или государства. Таким образом, наказание играет большую роль в восстановлении социальной справедливости в обществе.
4. Уголовного наказание отличается следующими отличительными признаками: уголовное наказание - мера государственного принуждения; уголовное наказание заключается в лишении и ограничении прав и свобод осужденного; основанием установления и применения уголовного наказания является только преступление; уголовное наказание назначается только лицу, виновному в совершении преступления; уголовное наказание устанавливается только в уголовном законе, принимаемом высшим органом государственной власти; уголовное наказание назначается только по приговору суда от имени государства; уголовное наказание выражает от имени государства отрицательную правовую оценку совершенного виновным преступления; уголовное наказание влечет судимость.
5. Согласно ст. 42 УК ПМР наказание применяется по действующему уголовному законодательству в следующих целях: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение (превенция) новых преступлений. Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности
6. Каждый вид уголовного наказания имеет свою специфическую цель. Все эти специфические цели можно считать подцелями уголовного наказания, имея в виду, что основными целями наказания являются исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами, а также моральное удовлетворение общества в частичной компенсации причиненного преступлением зла - такая формулировка, на наш взгляд, предпочтительней восстановления социальной справедливости. Такое построение целей наказания позволит с большей эффективностью их реализовывать и тем самым способствовать достижению задач, стоящих перед уголовным правом в целом и преступника.
7. Из сравнительного анализа понятий уголовная ответственность и наказание их сущность, принципов, целей, времени возникновения и прочих критериев видны их общие и отличные черты. Так, будучи различными явлениями, сегодня, рассматриваемые институты имеют ряд специфических проблем. К примеру, важной проблемой уголовной ответственности является обеспечение ее неотвратимости, в чем состоит ее смысл и назначение. Основными проблемами наказания являются: необходимость осуществления мер, направленных на его гуманизацию и проблемы соразмерности наказания с содеянным. Необходимо законодательно отразить дефиниции уголовной ответственности и, соответственно, ее целей и принципов, что, как представляется, должно сыграть позитивную роль для теории и практики уголовного права.
Библиография
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики, принятая на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 30 июня 2000 года № 310 - КЗИД // Приднестровье № 132-133 от 12 июля 2000 года, 13 июля 2000 года; от 13 июля 2005 года № 593 - КЗИД - III (САЗ 05 - 29), от 10 февраля 2006 года № 2 - КЗИД (САЗ 06 - 3).
2. Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики, введенный в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 марта 2009 г. № 675-ЗД-IV (САЗ 09-10).
3. Уголовно-исполнительный кодекс Приднестровской Молдавской Республики, введенный в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 160-З-III (САЗ 02-29), с изменениями и дополнениями по состоянию на 17 февраля 2009 года № 661-ЗИД-IV (САЗ 09-8).
4. Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях, введенный в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 163-З-III (САЗ 02-29) с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 февраля 2009 г. № 674-ЗИ-IV(САЗ 09-9).
5. Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 161-З-III (САЗ 02-29), с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 января 2009 г. № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).
6. Уголовный кодекс МССР, утвержденный Законом МССР от 24.03.1961.//Ведомости МССР, 1961, №10, Ст. 41. (утратил силу).
Научная и учебная литература:
7. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 2006.
8. Брайнин Я. М. Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1983.
9. Богдановский А. Преступление и наказание в русском праве до Петра Великого. М., 1987.
10. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1989.
11. Волженкин Б.В., Андреева. Л.А. От преступления - к наказанию. СПб., 2000.
12. Всеобщая декларация прав человека Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.
13. Военно-уголовное законодательство. Научно-практический комментарий / Под ред. Петухова. М., 2004.
14. Гальперин И.М. Наказание: Социальные функции, практика применения. М.., 2003.
39. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и её реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1973. С. 129.
40. Сухарев А.Я. Преступность и правонарушения. М., 1997.
41. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 2. М., 1994.
42. Ткачевский Ю. М. Курс уголовного права. Общая часть. Т.1. М., 2002.
43. Чучаев А.И. Jus puniendi по Н.Д. Сергеевскому // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2007.
44. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. СПб., 2003.
45. Яковлев В.В. Уголовно-правовая характеристика ареста (теоретический аспект). СПб., 1999.
материалы периодической печати:
1. Гринберг М.С. Пределы принуждения (уголовно - правовой аспект). // Государство и право. 2004. № 4.
2. Дуюнов В.К. Наказание в уголовном праве России - принуждение или кара? // Государство и право. № 11. 2007.
3. Курочка Е.В. Наказание в России как государственная мера правоограничения личности // Следователь. 2002. № 5.
4. Кузьмин С.И. Пожизненное лишение свободы: взгляд со всех сторон / Обзор мнений на научно-теоретическом семинаре // Человек: преступление и наказание. № 2. 2005.
5. Липинский Д. А. Соотношение функций и целей уголовной ответственности // Уголовное право. № 2. 2002.
6. Прохоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминальная ситуация.// Российская юстиция. №. 8. 2006.
материалы судебной и юридической практики:
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 40 от 11.06.99г. «О практике назначения судами уголовного наказания».// Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. 1999.