p align="left">3. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ (Р), и деления на 261:
Р
Кц = (Ц - 15) x ---.
261
Средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
Средние за истекший месяц уровни цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ, за все дни в соответствующем налоговом периоде.
Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кц округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.
4. Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном настоящим пунктом.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:
N
Кв = 3,8 - 3,5 x ---,
V
где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом настоящего пункта, коэффициент Кв принимается равным 1.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, включающие:
наименование пользователя недр;
реквизиты лицензии на право пользования недрами;
сведения о накопленной добыче нефти (включая потери при добыче) (N) и начальных извлекаемых запасах нефти, утвержденных в установленном порядке, с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) (V) всех категорий по каждому конкретному участку недр. Данные предоставляются после выпуска государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, но не позднее 1-го числа следующего календарного года.
Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кв округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.
По итогам налогового периода налог уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим кварталом. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу. Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает за тот налоговый период, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Авансовые платежи уплачиваются не позднее последнего дня каждого месяца налогового периода.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 126 внесены дополнения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым:
1. Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета.
2. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:
- 40 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета;
- 60 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
3. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
4. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
- 80 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета;
- 20 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
5. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:
- 74,5 процента от суммы налога - в доход федерального бюджета;
- 20 процентов от суммы налога - в доход бюджета округа;
- 5,5 процента от суммы налога - в доход бюджета края или области.
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
Недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2002 г. по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизам на нефть и стабильный газовый конденсат зачисляются в доход федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до введения в действие гл. 26 НК.
Глава 2. Налог на добычу полезных ископаемых: анализ судебной практики
2.1Общие положения
В связи с многочисленными судебными разбирательствами ВАС РФ принял несколько постановлений с целью разрешения спорных ситуаций, возникающих при применении законодательства по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Наибольшее количество споров возникает у добывающих компаний по следующему вопросу: в какой момент определять объект налогообложения - после операций по переработке (обогащению) по цене реализации конечного продукта [подпункты 1, 2 п. 1 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)] или по завершении непосредственного извлечения из недр исходя из затрат на добычу (подпункт 3 п. 1 с. 340 НК РФ)?
В зависимости от выбранного подхода сумма НДС может существенно различаться.
Причина споров - неоднозначная трактовка терминологии и пробелы в налоговом законодательстве. Так, в главе 26 НК РФ:
* не разъяснено, какие операции следует относить к добыче полезного ископаемого;
* не содержится точного определения полезного ископаемого;
* не раскрыты такие понятия, как «товарная руда» и «полезный компонент многокомпонентной комплексной руды»;
* однозначно не установлено, следует ли использовать данные технического проекта при определении полезного ископаемого.
Вследствие противоречивой арбитражной практики по вышеуказанному вопросу Пленум ВАС РФ принял постановление от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» (далее - постановление Пленума ВАС РФ), на которое арбитражные суды должны ориентироваться в разрешении налоговых споров.
Рассмотрим вопросы, затронутые данным Пленумом ВАС РФ, и судебные решения, принятые впоследствии по этому вопросу.
2.2 Конкретные примеры
При определении объекта налогообложения возникают вопросы: что считать первичной продукцией, которая соответствует стандарту.
В судебной практике использовались такие источники как Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст, Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора от 10.12.2998г. № 76.
18 декабря 2007 года Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации принял Постановление № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» в котором указал, что продукция, в отношении которой осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, очистка от примесей, измельчение, насыщение и т.д.), полезным ископаемым не признается (пункт 1 Постановления).
В Письме от 24.07.2007г. № 03-06-06-01/49 Министерство финансов Российской Федерации также акцентировало внимание на том, что к процессу добычи следует причислять те операции, которые не изменяют основного характера продукта. Как видим, позиции главного финансового ведомства страны и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации совпали, чего, к сожалению, нельзя сказать о налоговых органах.
Так, при рассмотрении дела № А27-3254/2007-6 суд признал неправомерным определение налоговым органом в качестве объекта налогообложения реализованный угледобывающим предприятием уголь марки ДМ, ДСШ, ДОМСШ, а не уголь каменный рядовой марки Д.
Судом было установлено, что основанием доначисления налога на добычу полезных ископаемых послужил вывод налогового органа о не правомерном исключении обществом при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых из стоимости добытого полезного ископаемого, количества и цен реализации угля рассортированного (ДОМСШ, ДСШ, ДМ). По мнению налогового органа, в силу статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, рассортировка угля не является обогащением или техническим переделом.
Судом было установлено, что общество в соответствии с лицензией осуществляло добычу каменного угля марки Д.
Поскольку для возникновения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых имеет значение не факт производства продукции, соответствующей какому-либо стандарту, а факт извлечения из недр минерального сырья, содержащего такую продукцию, то объект обложения возникает в тот момент, когда недропользователь извлекает из недр минеральное сырье. Не вся угольная продукция может быть признана полезным ископаемым и являться объектом налогообложения.
Суд, руководствуясь нормами главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что добытым полезным ископаемым для общества, первым по своему качеству и соответствующему государственному стандарту Российской Федерации, является уголь марки Д, т.е. уголь рядовой, добытый (извлеченный) на указанном месторождении, который и будет являться объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых,
Товарные продукты марки ДКО, ДМ, ДСШ, соответствующие ГОСТам 51586-2000 и 51588-2000 являются новыми продуктами, полученными в результате рассортировки (грохочения) угля рядового марки и не являются первыми по качеству соответствующими установленным стандартам, а, следовательно, и полезными ископаемыми в смысле пункта 1 статьи 337 Кодекса.
С выводом суда первой инстанции об отсутствии при изложенных обстоятельствах оснований для доначисления налога на добычу полезных ископаемых согласился Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление по делу № Ф04-7673/2007(39942-А27-34), Ф04-7673/2007(39830-А27-34) от 31.10.2007).
Таким образом, как показывает практика, при определении объекта налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (либо его отсутствии) в каждом конкретном случае необходимо учитывать конкретные обстоятельства технологического процесса добычи полезного ископаемого либо последующей его обработки.
У налогоплательщиков, занимающихся добычей полезных ископаемых, очень много вопросов вызывает определение количества добытого полезного ископаемого.
Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации. Зачастую налоговый орган ставит под сомнение количество добытого полезного ископаемого, определяемого налогоплательщиками по данным маркшейдерского учета, то есть по содержанию угля в чистых угольных пачках.
Арбитражным судом Кемеровской области было рассмотрено ряд дел, схожих по ситуации (№№ А27-2372/2008-6, А27-3971/2007-6, А27-17161/2006-6, А27-15289/2006-6 , А27-14542/2006-2, А27-14489/2006-2).
Налоговый орган, ссылаясь на Инструкцию по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогатительных фабрик угольной промышленности, утвержденную Приказом Минтопэнерго России от 21.01.1993 № 26, полагает, что количество добытого полезного ископаемого должно определяться по форме УПД-41 (отраслевой форме, в которой отражается объем добычи угля). По мнению налогоплательщиков, количество добытого полезного ископаемого определяется по «чистым угольным пачкам», то есть по угольным пачкам, не засоренным пустой породой.
Суд согласился с позицией налогоплательщика, исходя из следующего: согласно пункту 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», утвержденных Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого. Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996, определен порядок определения добытого полезного ископаемого.
Пунктом 1.12 настоящей Инструкции установлено, что добыча и потери, составляющие погашенные запасы, определяются маркшейдерской и геологическими службами по чистым угольным пачкам из запасов, указанных в пункте 1.1 Инструкции. Пунктом 1.5 Инструкции также предусмотрено, что весь учет запасов, добычи, потерь ведется по чистым угольным пачкам.
По данным статистического учета добыча принимается только в случае невозможности установления добычи по чистым угольным пачкам на основе маркшейдерских замеров выработанного пространства (пункт 1.10 настоящей Инструкции).
Учитывая, что налогоплательщик может добыть только полезное ископаемое, числящееся на государственном балансе, то в целях налогообложения должно учитываться количество полезного ископаемого, на которое были погашены балансовые запасы, то есть уголь в «чистых угольных пачках», определенное по данным геолого-маркшейдерского учета, а не вся горная масса.
Указанная правовая позиция поддержана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Так определением от 24.02.2008 отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления кассационной инстанции от 19.12.2007, а также решения от 26.06.2007 и постановления апелляционной инстанции от 07.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-3971/2007-6.
Налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых производится по разным ставкам: по видам полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, по полезным ископаемым, обладающими определенными признаками.
Налоговым кодексом Российской Федерации в статье 342 предусмотрено два вида налоговых ставок: так называемая нулевая ставка и налоговые ставки определенных размеров, так называемые общеустановленные.
В Арбитражном суде Кемеровской области рассматривались споры, касающиеся применения нормативов потерь, под которыми понимаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, при рассмотрении дела № А27-10381/2008-2 суд пришел к выводу о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанности налогоплательщика переоформлять ранее установленные нормативы потерь.
Судом первой инстанции было установлено, что общество в 2006г., утвердив в установленном законом порядке нормативы эксплуатационных потерь при добыче по лаве 3-30 полезного ископаемого, не доработало запланированные объемы угля по лаве 3-30 в 2006 году и произвело добычу угля (доработал) в январе, феврале 2007 года в объемах, запланированных на 2006 г. По мнению налогового органа, при изложенных обстоятельствах налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой в виде налоговой ставки 0 процентов в 2007 году в отсутствие утвержденных нормативов потерь на 2007 год.
Не согласившись с позицией налогового органа, суд сослался на подпункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что в целях главы 26 Налогового Кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Ссылка налогового органа на пункты 2 и 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 921 от 21.12.2001 как на нормы, устанавливающие обязанность недропользователя по утверждению нормативов потерь на следующий год, в случае не осуществления добычи в предыдущем году по ранее установленным нормативам, была признана судом неправомерной, поскольку согласно пункту 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Таким образом, утверждение нормативов потерь устанавливается на конкретное место образования потерь и утверждается соответствующим органом, при этом данный пункт не содержит каких-либо ограничений по периоду (сроку) на который устанавливаются потери, то есть нормативы потерь устанавливаются по конкретному месторождению и вне зависимости от того, в каком году (периоде) будет осуществлена добыча угля.
С данным выводом суда первой инстанции согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.
По делу А27-4511/2007-2 суд пришел к выводу о неправомерности применения налоговой ставки 0 % в части нормативных потерь полезных ископаемых добытых из забалансовых запасов, в связи с отсутствием доказательств осуществления перевода в установленном порядке забалансовых запасов угля в разряд балансовых.
Судебный акт в апелляционном и в кассационном порядке не обжаловался.
Также Арбитражным судом Кемеровской области были рассмотрены дела по спорам между налогоплательщиками и налоговым органом, связанным с добычей полезных ископаемых из ранее списанных запасов (№ А27-6182/2008-6, А27-6884/2008-6, А27-12022/2008-6, А27-13916/2008-6).
В настоящее время по данной категории дел складывается противоречивая практика, вызванная неопределенностью терминологии (что же считать кондиционными и некондиционными запасами), отсутствием правового регулирования отработки списанных запасов и проведения переоценок ранее списанных запасов полезных ископаемых.
По делам № А27-6182/2008-6, А27-6884/2008-6 арбитражный суд пришел к выводу, что добыча полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых является самостоятельным объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых и при исчислении налога по этому объекту не проводится государственная экспертиза ранее списанных запасов с целью отнесения их к кондиционным или некондиционным. Указанный вывод суда первой инстанции был поддержан судами апелляционной (дела № № А27-6182/2008-6, А27-6884/2008-6) и кассационной инстанции (дело №А27-6182/2008-6).
Между тем, по делу № А27-13916/2008-6 арбитражный суд пришел к прямо противоположному выводу, поддержанному судом апелляционной инстанции, полагая, что добыча полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых не является самостоятельным объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых и при исчислении налога по этому объекту обязательно проведение государственной экспертизы ранее списанных запасов с целью отнесения их к кондиционным или некондиционным, в связи с чем, признал применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 % неправомерным.
По делу № А27-12022/2008-6 суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% при добыче угля из ранее списанных запасов. Однако, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о неправомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых из ранее списанных запасов, ссылаясь на незаконность самого факта списания запасов.
Анализ арбитражной практики показывает, что между налогоплательщиками и налоговыми органами также возникают споры, касающиеся порядка оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых.
При рассмотрении дела № А27- 17796/2006-6 арбитражный суд пришел к выводу о неправомерном доначислении налоговым органом налога на добычу полезных ископаемых в связи с исключением при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых из стоимости добытого полезного ископаемого, количества и цен реализации угля рассортированного (ГСШ, Г0-50, Г0-13).
Судом было установлено, что общество согласно лицензии осуществляло добычу рядового каменного угля марки «Г», являющегося добытым полезным ископаемым для целей налогообложения.
В отношении части добытого угля марки ГР (рядового) Общество производило рассортировку (грохочение) и получало уголь имеющий сниженное количество зольности (Г 0 - 50 мм, Г 0 - 13 мм, Гком 13 - 200 мм, ГСШ), то есть уголь более высокий по качеству и по цене.
Таким образом, суд пришел к выводу, что полученная в результате грохочения продукция не является первой по качеству соответствующей установленным стандартам. А с учетом норм пункта 1 статьи 337, пункта 3 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, при расчете стоимости единицы полезного ископаемого должна учитываться цена продукции первой по своему качеству, соответствующей стандартам, в данном случае угля рядового марки «Г».
В связи с чем, налогоплательщик правомерно определил стоимость добытого полезного ископаемого исходя из количества всего добытого угля и цены реализации рядового угля, без учета цены реализации угля рассортированного.
Определенный интерес вызывает позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации содержащаяся в постановлении № 64 от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» по вопросу оценки стоимости добытых полезных ископаемых.
Пленум Высшего арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 340 Налогового кодекса оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится налогоплательщиком исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого либо в случае, если такая реализация отсутствует, - из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 настоящего Постановления), а также в случае реализации налогоплательщиком продукции, полученной с применением перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ.
Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых надлежит руководствоваться подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Указанный способ оценки стоимости полезных ископаемых применяется, в частности, в случае реализации продукции, в отношении которой были осуществлены технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья, а также продукции, полученной при дальнейшей переработке полезного ископаемого, являющейся продукцией обрабатывающей промышленности.
Подводя итог вышеизложенному хотелось бы отметить, что анализ судебной практики по вопросам, связанным с определением объекта налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, количества добытого полезного ископаемого, оценки стоимости добытого полезного ископаемого показывает, что нормы налогового законодательства, закрепляющие порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых по-прежнему понимается налогоплательщиками, налоговыми органами и арбитражными судами неоднозначно.
Несмотря на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации определены все существенные элементы налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, вне рамок правого регулирования остались вопросы, связанные с определением критериев, оценивающих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, количества и качество полезного ископаемого. В главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации используется специальная терминология, характерная больше для недропользования, нежели для налогообложения.
Несмотря на принятие Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 18.12.2007 постановления № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из его стоимости», в котором дается толкование основных положений главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, тем не менее, указанное постановление не решило некоторых проблем. В частности, так и остались без ответа вопросы о том, чем следует руководствоваться в каждом конкретном случае, чтобы установить, являются те или иные операции операциями по добыче или операциями по переработке добытого полезного ископаемого.
На мой взгляд, при рассмотрении данной категории споров суду необходимо учитывать природно-географические особенности месторождения полезных ископаемых, вид добытого полезного ископаемого, особенности технологии их добычи.
Учитывая огромное значение угольной отрасли в экономике страны, полагаем, что законодателю необходимо больше уделять внимания формированию и совершенствованию правового регулирования вопросов налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
Заключение
Специфическими особенностями природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также масштабность и комплексность входящих в него элементов. Одновременно для природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой - сложность и высокий уровень затрат по их освоению.
Эффективное регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование природоохранных, социальных и других нужд данной территории. Уровень этих платеже должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье с учетом спроса и предложения и, одновременно, способствовать целям ресурсосбережения.
Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества, чего, к сожалению, новый Налоговый кодекс РФ не решает. Это главный его недостаток.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 4 декабря 1998 г. - N 49. - Ст. 4694.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 694 с.
3. Федеральный закон от 8 августа 2000г. № 126-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных актов законодательства Российской Федерации".
4. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1"О недрах". - Ст.52.
5. Постановление Правительства РФ №921 от 21.12.2001 года "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002 г.- N 1.- ст. 42.
6. Гофман К.Г., Витт М.Б. Платежи за природные ресурсы // Экономика и организация производства. - 2008. - № 2.
7. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. - Ростов - н/д: Феникс, 2007. - 325 с.
8. Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА - М, 2007. - 365 с.
9. Кочетков А.И. Самоучитель по исчислению налогов. Учебное пособие . - М.: ИПАК, 2007. - 368 с.
10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 20098. - 432 с.
11. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 251 с.
12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: МЦФЭР, 2007. - 352 с.
13. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 321 с 13. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.
14. Письмо Министерства финансов РФ от 24.07.2007г. № 03-06-06-01/49.- http://www.minfin.ru