Рефераты

Направления совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования

p align="left">Совет по координации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена" (далее - Совет) создается в целях реализации молодежной политики города Нижнекамска, способствующей формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде.

Совет действует на территории города Нижнекамска, руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Нижнекамска и настоящим Положением.

Задачи Совета

Совет реализует следующие задачи: - формирование у молодых граждан чувства ответственности за судьбу своей страны и обеспечение активного участия в развитии ее демократического, общественного и экономического потенциала, участие молодых граждан в системе общественных отношений:

- координация деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Нижнекамска, городских учреждений, ректоратов ВУЗов в части их компетенции по обеспечению реализации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена";

- анализ и обобщение информации о деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Нижнекамска по вопросам, связанным с разработкой и выполнением мероприятий городского факультатива "Гражданская смена";

- внесение предложений на рассмотрение Мэра Нижнекамска и Правительства Нижнекамска по вопросам, связанным с реализацией мероприятий городского факультатива "Гражданская смена", в том числе финансирования;

- принятие рекомендаций и в случае необходимости обращений в адрес руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Нижнекамска, городских учреждений, а также молодежных общественных объединений в связи с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции;

-создание рабочих групп с участием представителей органов исполнительной власти города Нижнекамска, ученых и специалистов для решения вопросов, связанных с реализацией мероприятий городского факультатива "Гражданская смена";

- координация мер в рамках городской системы социального воспитания и работы с молодыми гражданами, в том числе студентами, их досуга, спорта, занятости и отдыха;

- разработка и экспертиза программ и предложений, в том числе по совершенствованию законодательной базы, правовому обеспечению молодежной политики;

- разработка и реализация мер по профилактике негативных проявлений в молодежной среде;

- информирование Мэра Нижнекамска о положении дел в молодежной среде;

- формирование общественного мнения о работе органов исполнительной власти города Нижнекамска по реализации городской молодежной политики;
- обмен мнениями по предлагаемым организациями-участниками вопросам.

Решения Совета оформляются протоколом, который подписывается председателем Совета (в случае его отсутствия - одним из заместителей председателя Совета).

Совет формируется из представителей органов государственной власти города Нижнекамска, общественных, общественно-политических, профсоюзных и иных организаций города, экспертов и специалистов, занимающихся проблемами молодых граждан.

Члены Совета, независимо от порядка и срока вхождения в состав Совета, обладают равными правами и обязанностями.

Руководит деятельностью Совета и ведет заседания Совета председатель Совета, а в его отсутствие - один из заместителей председателя Совета.

Председатель Совета: - осуществляет руководство работой Совета; - созывает пленарные совещания Совета и руководит их работой.

Функции председателя Совета в его отсутствие выполняет один из заместителей председателя Совета по его поручению.

Члены Совета обязаны регулярно посещать заседания Совета, выполнять решения Совета и взятые на себя обязательства, а также поручения председателя Совета.

Для подготовки отдельных вопросов, требующих специального и дополнительного изучения, Советом могут создаваться рабочие и аналитические группы. Они могут состоять как из членов Совета, так и из специалистов, привлекаемых к работе на правах консультантов, не входящих в состав Совета,

Члены Совета осуществляют свою деятельность в Совете безвозмездно на общественных началах.

Изменения и дополнения в положение о Совете и его состав утверждаются Правительством Нижнекамска.

Работа Совета осуществляется в соответствии с планом работы, утвержденным председателем Совета.

Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в квартал и по мере необходимости. Правом внеочередного созыва Совета обладают председатель Совета и его заместители.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины списочного состава Совета.

Вопросы для рассмотрения включаются в повестку дня на предыдущем заседании Совета и сообщаются всем членам Совета не позднее двух недель до дня очередного заседания.

Внеочередные вопросы вносятся в повестку дня заседания председателем Совета, заместителями председателя Совета или решением большинства членов Совета.

Вопросы рассматриваются в порядке представления информации, внесения предложений, назначения ответственных, установления сроков подготовки решения.

По рассматриваемым вопросам Совет простым большинством голосов принимает решения, оформляемые в виде протоколов и выписок из протоколов на бланке Совета, которые подписываются председательствующим на заседании Совета. При необходимости в протоколы вносятся особые мнения членов Совета, возникающие при принятии решений.

Выписки из протокола заседаний Совета являются официальными документами и могут быть направлены в адрес органов исполнительной власти города Нижнекамска и московских организаций.

4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно - профессия защитника Отечества.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника.

Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - - Советского Союза -- Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство -- княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России -- это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся, студентам необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования.

4.2 Экономическое обоснование выпускной квалификационной работы

Предложенная Программа мероприятий по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде г. Нижнекамска

потребует следующих расходов.

- Профессиональная подготовка педагогических кадров подразумевает проведение двухнедельных курсов для трех групп по сто человек в каждой:

1) Затраты на подготовку учебных материалов (планов, методических пособий, лекционного материала, литературы) составляют 50 тысяч рублей с учетом стоимости расходных материалов.

2) Проведение занятий, оплата преподавателям, командировочные расходы:

216 часов 60 руб./час + 42 дней 110 руб./сут. = 17 580 руб.

3) Потерянная производительность обучающих (с учетом средней заработной платы 2000 руб.).

Потеря заработной платы за две недели составляет 1 143 руб.

300 чел. 1 143 руб. = 343 000 руб.

4) Выдача свидетельства о повышении квалификации:

100 руб. 300 чел. = 30 000 руб.

Распространение материала по законодательству о патриотическом воспитании с учетом типографских расходов.

500 шт. 25 руб. = 12 500 руб.

Затраты, связанные с проведением соревнований, семинаров, лекций, различных выставок, включают:

1) Затраты на рекламу, информацию в местных средствах массовой информации.

Так как средства массовой информации муниципальные, то расценки на подобные акции, как правило, не требуют оплаты, либо оплачиваются частично:

9000 руб. 12 мес. = 108 000 руб.

2) Затраты на канцелярские расходы - около 5000 руб.

3) Затраты на призы (совместно со спонсорами) - около 100 000 руб.

4) Типографские затраты

10 000 экз. 25 руб. = 250 000 руб.

- Создание постоянного информационного канала заключается в трансляции по местному телевидению (НТР) различных аналитических программ, организация прямой связи с депутатами Объединенного Совета народных депутатов города Нижнекамска и Нижнекамского района, и другими представителями местной власти. Подобные акции либо не оплачиваются, либо оплачиваются частично.

Таким образом, годовые расходы составили

50 000 руб. + 17 580 руб. + 343 000 руб. + 30 000 руб. + 12 500 руб. +

+ 108 000 руб. + 5 000 руб. + 100 000 руб. + 250 000 руб. = 916 080 руб.

Внедрение в жизнь данной Программы требует определенных затрат. И, если говорить об эффективности в целом (эффективность складывается из экономической и социальной составляющих), нужно отметить, что данная Программа рассчитана в большей мере не на экономическую эффективность, а на социальную.

Разработка и реализация программы может существенно повысить уровень патриотического и гражданского сознания жителей города.

4.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части касающейся вопросов патриотического воспитания.

4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Программа социологического исследования формирования новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования

Обоснование проблемы исследования.

Сегодня перед российским обществом, вновь встают извечные вопросы: «что делать» и «с чего начать». Очередной раз решается судьба России и ее многострадального народа. Находясь на переломном рубеже, перед российским социумом стоит вопрос, - какой будет Россия третьего тысячелетия.

Последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Особенно тяжелы последствия разрушений в духовной сфере, в том числе в области воспитания и образования. По оценкам различных авторов наше общество в духовно-нравственном плане потеряло за эти десятилетия два поколения молодых людей. Эти потери характеризуются, прежде всего, утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности в первую очередь в молодежной среде, увеличением количества детей и подростков с девиантным поведением, снижением эффективной деятельности таких традиционных агентов социализации детей и молодежи как семья и система образования, фактическим отсутствием выверенной эффективной государственной молодежной политики. Само общество, по сути, потеряло смысл и идею собственного существования.

Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние шесть лет уделялось и уделяется немало внимания. Проведено достаточно большое количество социологических исследований по состоянию, проблемам и противоречиям в этой области. Принята вторая по счету Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. Разработаны и реализуются подобные программы в регионах, проводится большое количество мероприятий патриотической направленности.

С точки зрения масштабности проделанная работа впечатляет. Однако ученые, общественные деятели культуры, ответственные политики, педагогическое сообщество отмечают, что негативные тенденции в сознании и поведении, нравственном состоянии наших граждан и в первую очередь российской молодежи продолжают нарастать.

Объект исследования: молодежь г. Нижнекамска в возрасте от 14 до 30 лет.

Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы работы.

Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса в вузах.

Логический анализ основных понятий.

Патриотизм (греч patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Родина - страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.

Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.

Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства. Только гражданам принадлежат политические права и свободы.

Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. Поэтому необходимо воспитывать в молодежи гражданина и патриота России через различные формы работы.

Задачи исследования:

- определить формы патриотизма;

- выявить уровень гражданского самосознания;

- рассмотреть необходимость проведения военно-патриотического воспитания молодежи;

- проанализировать узнаваемость и действенность государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»;

- исследовать влияние направлений патриотического воспитания на формирование патриотических ценностей;

- определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию с молодежью;

- выработать направления, по которым необходимо совершенствование системы патриотического и гражданского воспитания.

Рабочий план исследования представлен в таблице А1 (Приложение А).

Основным методом сбора информации является анализ статистических данных, анкетирование, вторичный анализ данных социологических исследований.

4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

В рамках компьютерного обеспечения выпускной квалификационной работы были использованы:

1) Пакет Windows

Microsoft Windows - повсеместно распространенная для современных IBM-совместимых компьютеров операционная система.

Операционная система - первая и самая главная программа, благодаря которой становится возможным общение между компьютером и человеком. Операционная система (ОС) - это своего рода буфер-передатчик между компьютерным железом и остальными программами. ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятный машине язык. ОС управляет всеми подключенными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. ОС Windows, наконец, обеспечивает удобство работы с компьютером для человека-пользователя.

Для пользователя операционная система - лишь «подложка», необходимая для нормальной работы других программ, называемых «приложениями», и в первую очередь - офисных программ.

2) Возможности интегрированного пакета MS Office

Офисные пакеты - интегрированные наборы программ для работы с различными типами документов.

Любой полнофункциональный офисный пакет включает несколько программ, предназначенных для решения стандартных офисных задач. Одна программа отвечает за работу с текстами (Microsoft Word), другая специализируется на таблицах (Microsoft Excel), третья - на базах данных (Microsoft Access).

Все программы, входящие в офисный пакет, обязаны уметь работать вместе, в единой связке, создавая и обрабатывая в несколько рук один документ. Например, в любой документ текстового редактора Microsoft Word можно спокойно вставить электронную таблицу, подготовленную в Microsoft Excel, картинку, звук и даже видеофильм.

Современный выпуск Microsoft Office может содержать следующие программы:

- Microsoft Word - многофункциональный текстовый редактор (который при случае может послужить для верстки текстов, изготовления WWW-страниц и прочего);

- Microsoft Excel - программа для создания и обработки электронных таблиц;

- Microsoft Access - программа для создания и редактирования баз данных;

- Microsoft PowerPoint - программа для подготовки презентаций, включающих графические, текстовые, звуковые и даже видеоэлементы;

- Microsoft Outlook - мощнейший офисный менеджер, сочетающий в себе программу электронной почты, программу для создания и отправки факсов, Планировщик Встреч и Контактов, записную книжку и многое другое. Большинство достоинств Outlook проявляется только при работе с локальной сетью - для Интернет эта программа слабо приспособлена;

- Microsoft Publisher - программа верстки и дизайна текстовых публикаций.

Microsoft Word - основа любого офиса и самая популярная программа во всем Microsoft Office. Word - это не просто текстовый редактор, с его помощью можно не просто набрать текст, но и оформить его по своему вкусу: включить в него таблицы и графики, картинки, звуки и видеоизображения. По своим функциям Word вплотную приближается к издательским системам и программам верстки. К положительным качествам Word можно отнести следующие:

- возможность создания нового документа с помощью специальных шаблонов;

- возможность одновременного открытия и работы с большим количеством документов;

- автоматическая проверка орфографии, грамматики и даже стилистики при вводе документа;

- автоматическая коррекция наиболее часто повторяющихся ошибок;

- расширенные возможности форматирования документа (возможность выравнивания текста по обоим краям, а также многоколонная верстка);

- использование стилей для быстрого форматирования документа;

- возможность автоматизации ввода повторяющихся и стандартных элементов текста;

- удобные механизмы работы со ссылками, сносками, колонтитулами;

- включение в текст элементов, созданных в других программах Microsoft Office, - графических изображений, электронных таблиц и графиков, звуков, видеоизображений и т.д. Возможность графического оформления текста - одна из основных особенностей, отличающих простой текстовый редактор от мощной издательской системы. И в этом смысле Word выглядит весьма достойно, имея в своем распоряжении довольно мощные инструменты для работы с изображениями;

- возможность подготовки простых электронных таблиц и гипертекстовых документов Интернет;

- возможность работы с математическими формулами;

-возможность автоматического создания указателей и оглавления документа;

- встроенный мастер подсказок и объемная система помощи.

Microsoft Excel - следующий не менее важный элемент Microsoft Office, который трудно назвать просто «электронной таблицей». По количеству возможностей, скрытым и открытым функциям и кругу решаемых задач Excel, вероятно, уже превосходит Word. Любой текстовый редактор, в том числе и Word, программа одномерна, линейная. Пользователь же Excel живет и работает уже в двух измерениях, расставляя цифры по клеточкам таблицы, связывая и преобразуя их с помощью формул, оперируя сотнями, а то и тысячами отдельных, автономных элементов информации. Excel может работать не только с простыми таблицами. Текст в Excel - такой же равноправный элемент, как и цифры. Excel, к тому же, располагает приличным количеством шаблонов российских платежных документов, может составлять графики и диаграммы, в которые можно преобразовать обычную таблицу, и даже работать с географическими картами. Кроме всего этого, Excel предоставляет пользователю богатейшие возможности сортировки.

3) Справочные правовые системы Консультант Плюс.

Консультант Плюс: Эксперт. Комплекс по федеральному законодательству.

Состоит из двух частей: Консультант Плюс: Версия Проф и Консультант Плюс: Эксперт Приложение. Крупнейший банк действующих правовых актов России.

1 часть - Консультант Плюс: Версия Проф включает все правовые акты РФ общего и отраслевого назначения, а также правовые акты, касающиеся отдельных категорий граждан. Значительную часть документов системы составляют правовые акты разъяснительного характера. Полно представлены документы по всем отраслям хозяйственной деятельности.

2 часть - Консультант Плюс: Эксперт Приложение включает специальные документы Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ, в частности, по вопросам: государственной собственности и приватизации, бюджетного финансирования, государственного устройства, законотворческой деятельности, вопросам международных отношений, по кадровым и другим вопросам. Включены узковедомственные документы органов государственного управления, представлены документы всех российских министерств и ведомств, в частности: Министерства Финансов, Центрального банка, Государственного таможенного комитета, Госналогслужбы, Госкомимущества.

Консультант Плюс: Российское Законодательство. Система по федеральному законодательству.

Включает правовые акты, составляющие основу российского законодательства. В полном объеме включены документы, затрагивающие интересы всех предприятий и граждан. Банковская деятельность, ВЭД, рынок ценных бумаг, а также узкие направления хозяйственной деятельности представлены основополагающими документами.

Консультант Плюс: Региональный Выпуск. Система по региональному законодательству.

Включает документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта Российской Федерации.

Заключение

Патриотизм как способ углубления социального воспитания формирует не просто чувства, сознание, навыки, но прежде всего ту нравственную, мировоззренческую ценностную нормативность, в контексте которой и реализуются полученные знания и умения. Эта нормативность выражена не в актах права, не в формализованных предписаниях, но в особом видении, восприятии реальности индивидами, социальными общностями. Это оценка вещей и процессов не сточки зрения стоимости, прибыли и т.п., не утилитарная; эти установки идут в контекст, в «фон» более важной позиции - выраженности национальных интересов, отношения любого факта или события, прежде всего, к рубрике «хорошо» или «плохо» для региона и страны.

Основной мобилизационный ресурс России -- её уникальный опыт многовековой совместной жизнедеятельности в полиэтническом пространстве различных форм государственности. Способность уживаться и уважать уникальность других народов, стало основой феномена толерантности.

Патриотизм начала третьего тысячелетия как социальный феномен, растворённый в ипостаси гражданина России имеет две составляющие: мировоззренческую и духовно-нравственную.

Основой мировоззренческой составляющей, по нашим представлениям, являются идея России как мировой державы, сильного государства, стабильного общества, соответствия интересов государства, общества и личности, служения Отечеству.

Духовно-нравственной основой патриотизма нашего соотечественника является вера в возрождение России, надежда на безопасность личности и общества, любовь к своей малой и большой Родине.

Сферами влияния патриотизма на уровне идеологии являются знания, идеалы, отношения, ценности, закрепленные в установках и стереотипах общественного сознания.

Духовно-нравственная составляющая патриотизма, имеющая своим ориентиром веру в возрождение России, проявляется в таких сферах, как духовная, культурная, экономическая, социальная, политическая. Надежда на стабильность и безопасность личности и общества ориентирована на государственные и социальные институты, хозяйственно-бытовой уклад жизнедеятельности людей. Любовь к малой и большой Родине определяет такие качества человека, как нравственность, коллективизм, гордость за предков, толерантность, социальную востребованность, соизмеримую с ожиданиями, трудолюбие.

Ожесточённая полемика вокруг проблемы патриотизма, продолжавшаяся в последние годы привела к решительным действиям органов государственной власти: принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». Однако возникла другая опасность, традиционная для всех государственных программ («Энергетической», «Продовольственной», «Жильё - 2000» и т.д.), которая заключалась в замещении реального механизма взаимодействия социальных институтов и государственных структур простой декларацией красивых целей и постановки задач исполнителям.

Существо данной проблемы заключается не в построении ведомственных «вертикалей» с определением функций, форм и сроков отчётности, а в понимании ориентиров и приоритетов взаимодействия институтов социализации и воспитания гражданина России начала третьего тысячелетия в пространстве социальной политики государства, региона, муниципального образования.

И вот, перейдя в третье тысячелетие, мы можем поставить вопрос о значимости феномена патриотизма для российского государства, общества и различных его институтов, каждого человека в отдельности.

В итоге следует заключить, что ожидаемые результаты реализации политики, концепции, различного уровня программ патриотического воспитания должны привести: в сфере мировоззрения россиян к осмыслению идеи России как смысложизненной установки; в духовно-нравственной сфере - к осознанию необходимости превращения России в мировую державу, обеспечения стабильности и безопасности общества и личности, повышения социальной активности населения.

Опыт показывает, что духовность, опирающаяся на национальные духовные ценности и интересы молодёжи, традиции российской духовной культуры, учитывающая исторический опыт развития российского государства, общества и его вооруженных сил, несет в себе огромный позитивный заряд, исторический же нигилизм разрушителен для индивида, общества и государства.

Для того чтобы молодой человек по-настоящему обрёл свою Родину, необходимо помочь ему ощутить собственную духовную жизнь через духовную жизнь своего народа, т. е. принять русский язык как родной язык, российскую историю как историю своих предков, Российскую государственность как необходимую форму организации безопасности собственной жизнедеятельности.

Ссылки на использованные источники

1. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? / О.В. Лебедева // Педагогика. - 2003. - №9. - С. 77-82.

2. Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли до начала XX века // Образование в современной школе. - 2004. - № 4. - С. 52-62.

3. Миронова, Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. -2005. - № 7. - С. 22-24.

4. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина: патриотическое сознание российских граждан - важнейшая основа единства общества // Народное образование. 2005. - № 4. - С. 11-14.

5. Григорьев, Д. Патриотизм великодушия // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 75-80.

6. Смирнова, Е.С. Европейское гражданство и решение вопросов национальной, социальной и культурной политики в рамках коммунитарных структур / Е.С. Смирнова, М.Г. Смирнов // Московский журнал международного права. - 2002. - № 3. - С. 63-80.

7. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? // Педагогика. - 2003. - №9. - С.77-82.

8. Колчина, М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - 2004. - № 8. - С. 3-7.

9. Иванов, В.Н. Взгляд социолога // Социологические исследования. - 2003. - №5. - С.150-152.

10. Политическая социология : учеб. для вузов / под ред. Ж.Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 495 с.

11. Закалин, А.С. Взгляд политолога // Социологические исследования. - 2003. - №5. - С.152-155.

12. Соколов, М. Насколько хватит тормозов? // Эксперт. - 2005. - № 13. - С. 134.

13. Омельченко, Е.А. Российская молодежь на рубеже веков: опыт историографического анализа исследований современного состояния сознания // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2005. - № 3. - С. 83-100.

14. Рябев, В.В. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т. 8. № 2. - С. 5-21.

15. Смирнова, Е.С. Европейское гражданство и решение вопросов национальной, социальной и культурной политики в рамках коммунитарных структур / Е.С. Смирнова, М.Г. Смирнов // Московский журнал международного права. - 2002. - № 3. - С. 63-80.

16. Авраамова, Е.М. Ожидания населения в меняющемся институциональном мире // Общественные науки и современность. - 2001. - №3. - С.22-29.

17. Темницкий, А.Л. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО (У). - М. : МГИМО (У) МИД России, 2005. - 195 с.

18. Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2004. - 448 с.

19. Гражданин, закон и публичная власть. - М. : Норма, 2005. - 368 с.

20. Вильямский, В.С. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований России). - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 544 с.

21. Евгеньева, Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. - СПб. : Питер, 2007. - 112 с.

22. Заславская, Т.И. Современное российское общество : Социальный механизм трансформации : учебное пособие. - М. : Дело, 2004. - 400 с.

23. Артановский, С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение / Сборник материалов конференции. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.12-17.

24. Байкова, В. Философия Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Факторы победы, историческое значение и уроки (К выходу в свет первого тома «60 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне» // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 117-126.

25. Вахитов, Р. Либеральный патриотизм, или Об одном «противоречии в определении» // Советская Россия. - 2002. - 19 декабря. - С. 3.

26. Вольский, А. Жила бы страна родная: наша главная забота (февраль 2003 -февраль 2000) // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 127-130.

27. Воля к спасению: Патриоты «за круглым столом» // Советская Россия. - 2002. - 10 августа. - С. 4.

28. Дробижева, Л. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 131-135.

29. Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. - М. : Перспектива, 2003. - 122 с.

30. Иванов, В.Н. Патриотизм - высшее проявление духовности и культуры. - М. : Мосиздат, 2002. - 120 с.

31. Ивашов, Л.Г. Что век грядущий нам готовит? // Плацдарм. Журнал патриотических сил России. - 2002. - № 1. - С. 15-19.

32. Исмаилов, Ш.И. Патриотические воспитание граждан Российской Федерации // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 99-103.

33. Капустина, З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 45-49.

34. Ковалев, В. Патриотизм и идея российской цивилизации // Безопасность Евразии. - 2003. - № 4. - С. 98-104.

35. Комков, С. Патриотические страдания // Свет. - 2004. - № 9. - С. 6-8.

36. Кузнецов, В. О социологическом преодолении фундаментального противоречия между свободой человека и его безопасностью // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 101-108.

37. Кузнецов, В.Н. Социология безопасности. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 190 с.

38. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 77-82.

39. На первом Конгрессе Патриотов России // Завтра. - 2001. - Октябрь. - № 40. - С. 5.

40. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в мировой истории. - М. : АИЦ, 2003. - 240 с.

41. Орлов, О. Рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 5. - С. 24-27.

42. Путин, В.В. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2003. - 17 мая. - С. 4.

43. Римашевская, Р.М. Человек и реформы: Секреты выживания. - М. : РИЦ ИСЭПН, 2003. - 392 с.

44. Серебрянников, В.В. О патриотизме как объекте науки / Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. - М. : Перспектива, 2003. - 140 с.

45. Фоменко, Е. За высокую культуру патриотизма // Коммерсантъ. - 2002. - 25 марта. - С. 6.

46. Шепилов, Д. Советский Патриотизм // Советская Россия. - 2002. - 13 августа. - С. 5.

47. Яновский, Р. Культура патриотизма в условиях глобализации // Безопасность Евразии. - 2003. - № 4. - С. 75-97.

48. Яновский, Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 254 с.

49. Яновский, Р.Г. На пути к патриотическому сознанию Граждан России // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 251-262.

50. Яновский, Р.Г. Особенности динамики перемен в жизнеобеспечении людей на рубеже XX и XXI веков // Безопасность Евразии. - 2001. - № 3. - С. 204-215.

51. Яновский, Р.Г. Письма о патриотизме // Безопасность Евразии. - 2002. - № 3. - С. 240-249.

Список использованных источников

1. Авраамова, Е.М. Ожидания населения в меняющемся институциональном мире // Общественные науки и современность. - 2001. - №3. - С.22-29.

2. Артановский, С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение / Сборник материалов конференции. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.12-17.

3. Байкова, В. Философия Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Факторы победы, историческое значение и уроки (К выходу в свет первого тома «60 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне» // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 117-126.

4. Вахитов, Р. Либеральный патриотизм, или Об одном «противоречии в определении» // Советская Россия. - 2002. - 19 декабря. - С. 3.

5. Вильямский, В.С. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований России). - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 544 с.

6. Вольский, А. Жила бы страна родная: наша главная забота (февраль 2003 -февраль 2000) // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 127-130.

7. Воля к спасению: Патриоты «за круглым столом» // Советская Россия. - 2002. - 10 августа. - С. 4.

8. Гражданин, закон и публичная власть. - М. : Норма, 2005. - 368 с.

9. Григорьев, Д. Патриотизм великодушия // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 75-80.

10. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина: патриотическое сознание российских граждан - важнейшая основа единства общества // Народное образование. 2005. - № 4. - С. 11-14.

11. Дробижева, Л. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 131-135.

12. Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. - М. : Перспектива, 2003. - 122 с.

13. Евгеньева, Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. - СПб. : Питер, 2007. - 112 с.

14. Закалин, А.С. Взгляд политолога // Социологические исследования. - 2003. - №5. - С.152-155.

15. Заславская, Т.И. Современное российское общество : Социальный механизм трансформации : учебное пособие. - М. : Дело, 2004. - 400 с.

16. Иванов, В.Н. Взгляд социолога // Социологические исследования. - 2003. - №5. - С.150-152.

17. Иванов, В.Н. Патриотизм - высшее проявление духовности и культуры. - М. : Мосиздат, 2002. - 120 с.

18. Ивашов, Л.Г. Что век грядущий нам готовит? // Плацдарм. Журнал патриотических сил России. - 2002. - № 1. - С. 15-19.

19. Исмаилов, Ш.И. Патриотические воспитание граждан Российской Федерации // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 99-103.

20. Капустина, З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 45-49.

21. Ковалев, В. Патриотизм и идея российской цивилизации // Безопасность Евразии. - 2003. - № 4. - С. 98-104.

22. Колчина, М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - 2004. - № 8. - С. 3-7.

23. Комков, С. Патриотические страдания // Свет. - 2004. - № 9. - С. 6-8.

24. Кузнецов, В. О социологическом преодолении фундаментального противоречия между свободой человека и его безопасностью // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 101-108.

25. Кузнецов, В.Н. Социология безопасности. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 190 с.

26. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? / О.В. Лебедева // Педагогика. - 2003. - №9. - С. 77-82.

27. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? // Педагогика. - 2003. - №9. - С.77-82.

28. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 77-82.

29. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. - М.: Нолидж, 1999. - С. 287.

30. Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2004. - 448 с.

31. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие / Под ред. Э. М. Короткова. - М.: ИНФРА - М, 2002. - С. 212.

32. Миронова, Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. -2005. - № 7. - С. 22-24.

33. На первом Конгрессе Патриотов России // Завтра. - 2001. - Октябрь. - № 40. - С. 5.

34. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в мировой истории. - М. : АИЦ, 2003. - 240 с.

35. Настоящий самоучитель Windows 98 / 2000: Практическое пособие / Под ред. В. Б. Комлягина. - М.: Триумф, 1999. - С. 189.

36. Омельченко, Е.А. Российская молодежь на рубеже веков: опыт историографического анализа исследований современного состояния сознания // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2005. - № 3. - С. 83-100.

37. Орлов, О. Рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 5. - С. 24-27.

38. Политическая социология : учеб. для вузов / под ред. Ж.Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 495 с.

39. Путин, В.В. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2003. - 17 мая. - С. 4.

40. Римашевская, Р.М. Человек и реформы: Секреты выживания. - М. : РИЦ ИСЭПН, 2003. - 392 с.

41. Рябев, В.В. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т. 8. № 2. - С. 5-21.

42. Серебрянников, В.В. О патриотизме как объекте науки / Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. - М. : Перспектива, 2003. - 140 с.

43. Симонович С. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: АСТ - ПРЕСС, Инфорком - ПРЕСС, 2002. - С. 514.

44. Смирнова, Е.С. Европейское гражданство и решение вопросов национальной, социальной и культурной политики в рамках коммунитарных структур / Е.С. Смирнова, М.Г. Смирнов // Московский журнал международного права. - 2002. - № 3. - С. 63-80.

45. Смирнова, Е.С. Европейское гражданство и решение вопросов национальной, социальной и культурной политики в рамках коммунитарных структур / Е.С. Смирнова, М.Г. Смирнов // Московский журнал международного права. - 2002. - № 3. - С. 63-80.

46. Соколов, М. Насколько хватит тормозов? // Эксперт. - 2005. - № 13. - С. 134.

47. Темницкий, А.Л. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО (У). - М. : МГИМО (У) МИД России, 2005. - 195 с.

48. Фоменко, Е. За высокую культуру патриотизма // Коммерсантъ. - 2002. - 25 марта. - С. 6.

49. Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли до начала XX века // Образование в современной школе. - 2004. - № 4. - С. 52-62.

50. Шепилов, Д. Советский Патриотизм // Советская Россия. - 2002. - 13 августа. - С. 5.

51. Яновский, Р. Культура патриотизма в условиях глобализации // Безопасность Евразии. - 2003. - № 4. - С. 75-97.

52. Яновский, Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 254 с.

53. Яновский, Р.Г. На пути к патриотическому сознанию Граждан России // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 251-262.

54. Яновский, Р.Г. Особенности динамики перемен в жизнеобеспечении людей на рубеже XX и XXI веков // Безопасность Евразии. - 2001. - № 3. - С. 204-215.

55. Яновский, Р.Г. Письма о патриотизме // Безопасность Евразии. - 2002. - № 3. - С. 240-249.

Приложение А

Таблица А1 - Взаимосвязь ценности «патриотизм» с предложенными для ранжирования ценностями в зависимости от уровня образования респондентов

Ценности

Уровень образования

Среднее

Среднее специальное

Неоконченное высшее

Высшее

Два высших, ученая степень

Карьера, работа

0,4

0,6

-0,01

0,4

0,4

Материальное обеспечение

0,4

0,5

0,06

0,4

0,4

Здоровье

0,3

0,5

0,08

0,5

0,4

Семья

0,3

0,5

0,1

0,5

0,6

Любовь

0,5

0,6

0,2

0,5

0,4

Отдых, досуг

0,5

0,7

0,2

0,5

0,4

Дети

0,4

0,6

0,1

0,5

0,4

Безопасность

0,4

0,6

0,1

0,5

0,4

Трудолюбие

0,4

0,6

0,1

0,5

0,4

Высокие запросы

0,7

0,8

0,3

0,6

0,9

Исполнительность

0,4

0,6

0,1

0,4

0,5

Независимость

0,4

0,6

0,1

0,4

0,5

Образованность

0,6

0,5

0,09

0,5

0,5

Ответственность

0,4

0,5

0,05

0,4

0,4

Смелость

0,6

0,6

0,1

0,3

0,5

Терпимость

0,7

0,5

0,1

0,4

0,6

Честность

0,4

0,6

0,1

0,4

0,5

Приложение Б

АНКЕТА

Уважаемые граждане!

Просим Вас ознакомиться с данной анкетой и ответить на содержащиеся в ней вопросы. Ваши ответы окажут существенную помощь в анализе уровня формирования новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования.

Результаты данного спроса будут использоваться в обобщенном виде для научно-практических рекомендаций, поэтому фамилию указывать не обязательно.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

Инструкция к заполнению анкеты

По ряду вопросов Вам предлагаются различные варианты ответов. Прочитайте их и обведите кружком номер того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению. Если один из предложенных вариантов ответов не совпадает с Вашим мнением, напишите его сами.

1. В чем, на Ваш взгляд, проявляется истинный патриотизм? (до трех ответов)

a) в укреплении семьи и воспитании детей

b) уважение традиций

c) в работе с полной отдачей по своей специальности

d) в голосовании на выборах за патриотические партии и полититковпатриотов

e) в праздновании исторических событий и юбилеев

f) в участии в патриотических организациях

g) в конструктивной критике недостатков в своей стране

h) в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы

i) затрудняюсь ответить

2. Как Вы относитесь к следующим поступкам и ситуациям?

2.1. Переезд на постоянное место жительства в другую страну

a) это нормально

b) это иногда может быть допустимо

c) это не допустимо ни при каких обстоятельствах

d) мне всё равно, это частное дело каждого

e) затрудняюсь ответить

2.2. Уклонение от уплаты налогов

a) это нормально

b) это иногда может быть допустимо

c) это не допустимо ни при каких обстоятельствах

d) мне всё равно, это частное дело каждого

e) затрудняюсь ответить

2.3. Отказ от голосования на выборах

a) это нормально

b) это иногда может быть допустимо

c) это не допустимо ни при каких обстоятельствах

d) мне всё равно, это частное дело каждого

2.4. Незнание государственной символики (герба, гимна, флага)

a) это нормально

b) это иногда может быть допустимо

c) это не допустимо ни при каких обстоятельствах

d) мне всё равно, это частное дело каждого

2.5. Уклонение от службы в армии

a) это нормально

b) это иногда может быть допустимо

c) это не допустимо ни при каких обстоятельствах

d) мне всё равно, это частное дело каждого

3. Как Вы считаете, следует ли школам и вузам заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи?

a) безусловно, да

b) скорее да

c) скорее нет

d) безусловно, нет

e) затрудняюсь ответить

4. Вы готовы поддержать тех политиков, которые называют себя русскими патриотами, защитниками русских в России и за рубежом?

a) безусловно, да

b) скорее да

c) скорее нет

d) безусловно, нет

e) затрудняюсь ответить

5. Знаете ли Вы, слышали ли что-либо о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»?

a) Да, я хорошо об этом знаю

b) Что-то об этом слышал

c) Впервые слышу об этом

d) Затрудняюсь ответить

6. Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать участие в различного рода мероприятиях, проводимых в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»? (любое число ответов)

a) Посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий и учреждений

b) В деятельности патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодежных

c) Посещать выставки патриотической направленности

d) Участвовать в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике

e) Принимать участие в военно-спортивных играх

f) Приобретать в течение года книги патриотической направленности

g) Участвовать в проведении научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания

h) Другое___________________________________________________

7. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие направления патриотического воспитания?

7.1. Деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских, молодёжных

a) В значительной степени

b) Оказывают определенное влияние

c) Практически не влияет

d) Затрудняюсь ответить

7.2. Выставки патриотической направленности

a) В значительной степени

b) Оказывают определенное влияние

c) Практически не влияет

d) Затрудняюсь ответить

7.3. Военно-патриотические игры

a) В значительной степени

b) Оказывают определенное влияние

c) Практически не влияет

d) Затрудняюсь ответить

7.4. Литература патриотической направленности

a) В значительной степени

b) Оказывают определенное влияние

c) Практически не влияет

d) Затрудняюсь ответить

7.5. Фестивали, конкурсы патриотической направленности

a) В значительной степени

b) Оказывают определенное влияние

c) Практически не влияет

d) Затрудняюсь ответить

8. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодежи? (открытый вопрос, до трёх ответов)

a) Патриотическое воспитание в детском саду, школе, институте, в семье

b) Создание патриотических кружков, организаций, клубов, проведение зарниц, военно-патриотических игр

c) Улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья)

d) Больше тем патриотической направленности в СМИ, введение цензуры

e) Больше патриотических фильмов, художественной литературы, песен

f) Личный пример, примеры героев войн

g) Приучать детей к спорту, сделать доступными спортивные секции

h) Повысить авторитет армии

i) Поднятие престижа страны

j) Организация досуга молодежи

k) Восстановить пионерские организации, лагеря

l) Финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них

m) Военно-патриотические музеи

n) Другое___________________________________________________

9. Что является предметом гордости за страну? (до 4-х ответов)

a) Наше прошлое, наша история

b) Наша земля, территория, на которой мы живем

c) Место, где я родился и вырос

d) Родная природа

e) Великие люди моей национальности

f) Государство, в котором я живу

g) Наши литература, искусство

h) Душевные качества моего народа

i) Язык моего народа

j) Победы спортсменов нашей страны

k) Наши песни, праздники, обычаи

l) Наша военная мощь

m) Вера, религия моего народа

n) Могилы предков, память о них

o) Флаг, герб, гимн

p) Наше трудолюбие, умение хозяйствовать

q) Другое____________________________________________________

10. Какие чувства Вы испытываете, когда видите государственную символику России?

10.1. Государственный герб

a) Гордость, восхищение

b) Симпатию

c) Безразличие, никаких чувств

d) Раздражение, скепсис

e) Антипатию

f) Стыд

g) Затрудняюсь ответить

10.2. Государственный флаг

a) Гордость, восхищение

b) Симпатию

c) Безразличие, никаких чувств

d) Раздражение, скепсис

e) Антипатию

f) Стыд

g) Затрудняюсь ответить

10.3. Государственный гимн

a) Гордость, восхищение

b) Симпатию

c) Безразличие, никаких чувств

d) Раздражение, скепсис

e) Антипатию

f) Стыд

g) Затрудняюсь ответить

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

13. Ваш пол:

а) мужской

б) женский.

14. Ваш возраст:

а) до 20 лет

б) от 21 до 29 лет

в) от 30 до 39 лет

г) от 40 до 50 лет

д) от 50 до 55 лет

е) свыше 55 лет

15. Ваше образование

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

г) высшее

д) два высших, ученая степень

Благодарим Вас за участие в опросе!

Приложение В

Рабочий план исследования

Таблица В 1 - Рабочий план исследования

Вид работы

Срок

1. Выбор темы и составление библиографии

с 5.01.03 по 27.01.03

2. Изучение состояния разработанности проблемы в литературе

с 27.01.03 по 10.02.03

3. Сбор фактического материала

с 10.02.03 по 20.03.03

4. Уточнение цели, задач и обоснование концепции работы

с 20.03.03 по 30.03.03

5. Обработка собранного материала

с 30.03.03 по 7.04.03

6. Подготовка текста первой главы

с 7.03.03 по 24.03.03

7. Подготовка текста второй главы

с 24.03.03 по 7.04.03

8. Подготовка текста третьей главы

с 7.04.03 по 21.04.03

9. Подготовка текста четвертой главы

с 21.04.03 по 5.05.03

10. Оформление работы

с 5.05.03 по 25.05.03

Приложение Г

Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования

Таблица Г1 - Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечания

1. Работа над литературой

с 30.01.03 по 10.02.03

Дипломант

2. Написание программы исследования

с 10.02.03 по 15.02.03

Дипломант совместно с научным руководителем

3. Составление анкеты

с 16.02.03 по 18.02.03

Дипломант совместно с научным руководителем

4. Тиражирование анкеты

20.02.03

Дипломант

100 экз.

5. Проведение социологического исследования

с 20.02.03 по 10.03.03

Дипломант

6. Сбор данных

С 10.03.03 по 20.03.03

Дипломант

7. Обоснование материала

С 20.03.03 по 7.04.03

Дипломант совместно с научным руководителем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты