Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
p align="left">Пока сотрудничество государства и церкви остается вне правовых рамок и основывается на политическом консенсусе власти и иерархов, любая перемена политического курса способна существенно повлиять на государственно-конфессиональные отношения. И, если эти перемены будут негативны для религиозных организаций, последние не будут иметь возможности защитить свои права. Так, в Архангельской области после губернаторских выборов 2000 года, во время которых местная епархия РПЦ дистанцировалась от действующего губернатора, разрушилась система особых отношений региональной власти и РПЦ, и власти потеряли интерес к сотрудничеству с РПЦ. Аналогичная ситуация сложилась в Курской области, когда в 2000 году, после переизбрания А. Руцкого, новый губернатор, представляющий Компартию России, отказался продолжить сотрудничество с РПЦ[43]. Можно вспомнить и пример Украины, когда новый Президент Украины, Виктор Ющенко, сразу после победы упразднил комитет по делам религии, через который многие конфессии рассчитывали решать свои проблемы, в том числе и межконфессиональные споры. И большинство религиозных лидеров, строивших свои отношения с государством и религиозными конкурентами не через право, а пытаясь наладить отношения с государством, оказались к этому не готовы.
Отсутствие правовой основы, позволяющей наладить четкие взаимоотношений органов власти и религиозных объединений, и следующее из этого большое значение личностного фактора в их формировании имеет еще один негативный аспект. Это не позволяет в полной мере обобщить и использовать положительный опыт во взаимоотношенийх государственных органов и религиозных объединений. В результате государство очень часто оказывается неспособным обеспечить соблюдение Конституции России и прав религиозных меньшинств. А религиозные объединения вынуждены формировать свои отношения с органами власти в каждом регионе, в том числе с каждым ведомством. А это создает благоприятные условия для развития коррупции.
Так, в некоторых субъектах Российской Федерации взаимоотношений региональных властей и религиозных объединений основаны на межконфессиональном диалоге, что способствует соблюдению прав сторонников всех вероучений. В Алтайском крае спокойная религиозная ситуация обеспечивалась тем, что краевая администрация поддерживала добрые отношения почти со всеми религиозными объединениями и не ограничивалась контактами только с РПЦ. В Республике Тыва подписание в июле 2000 года Межконфессионального соглашения также позволило сгладить противоречия и наладить конструктивный диалог религиозных объединений. В Пермской области региональные власти сделали немало для сохранения толерантности межэтнических отношений, в частности, активно сотрудничают со всеми основными конфессиями. С 1993 года в области реализовывались специальные программы гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений. Последняя программа была рассчитана на 1999 - 2003 годы. И это принесло положительные результаты.
Напротив, в ряде субъектов Российской Федерации сложилась система особых отношений РПЦ и региональной власти. Часто местными и региональными органами власти распространяются списки религиозных объединений, с которыми нежелательно вступать в какие-либо контакты и, тем более, сотрудничать, либо справочно-методические рекомендации с подобными пожеланиями. Причем перечень религиозных организаций, которые признаются властями, нередко зависит от позиции чиновника, отвечающего за связи с религиозными объединениями.
Принятие в феврале 2001 года закона о миссионерской деятельности, которым ограничивалось гарантированное международными договорами и статьей 28 Конституции России право на распространение религиозных взглядов, привело к конфликту региональной власти с религиозными меньшинствами. В результате в области, где новые религиозные движения не столь широко распространены (а именно их деятельность, как правило, вызывает наиболее острые межконфессиональные противоречия), была искусственно создана конфликтная ситуация.
Несмотря на перечисленные недостатки современных государственно-конфессиональных отношений в России, в ближайшее время РПЦ и иные крупные религиозные объединения России выиграют от отсутствия четких правил регулирования государственно-конфессиональных отношений и рассчитывают добиться дополнительных прав и привилегий
Таким образом, в России, где с середины 1990-х годов складывается кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, представители ведущих религиозных объединений поддерживают ее дальнейшее развитие. Эта позиция отражается и в стремлении названных объединений и далее укреплять личные контакты с представителями власти и развивать систему соглашений с органами власти.
В целом, особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений характеризуются следующим:
1. В настоящее время сотрудничество государства и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства - правовая форма государственно-конфессиональных отношений.
2. Предлагаемые некоторыми правоведами, религиоведами и религиозными деятелями пути разрешения этой проблемы - введение в правовое поле понятий традиционной конфессии либо традиционного религиозного объединения и развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений - не позволит полностью устранить проблему - возвращение государственно-конфессиональных отношений в правовые рамки светского государства.
Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений - одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем, что в настоящее время система взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на их тесном сотрудничестве, порой противоречит светскому характеру государства. Когда такое сотрудничество допустимо в светском государстве, оно не имеет должного правового основания.
При правовом урегулировании проблем государственно-конфессиональных отношений на законодательном и на правоприменительном уровнях приоритет нередко отдается интересам религиозных объединений, а не правам и свободам личности. Отсутствуют правовые гарантии прав и личности, и религиозных объединений. В то же время гармоничное развитие правового регулирования в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений невозможно без учета прав как личности, так и религиозных объединений, без четкого решения в законодательстве всех основных вопросов регулируемых отношений.
В связи с этим представляется, что актуальна задача обеспечения на уровне законов и на подзаконном уровне установления гарантий реализации свободы совести каждого и создания благоприятных условий для благотворительной деятельности религиозных объединений. Обеспечение права каждого верующего - неотъемлемая часть соблюдения права религиозных объединений, так как через реализацию права верующих граждан, которые при необходимости в установленном порядке могут обращаться за содействием к религиозной организации, государство создает возможности для активной деятельности религиозных объединений.
Четкое установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах и осуществления социального служения религиозных организаций предполагает установление механизма реализации гарантий. Должны быть определены должностные лица, обязанные обеспечить соблюдение данной свободы, сроки и порядок принятия ими решения, основания для принятия решения (заявления, обращения и т. п.), ответственность за невыполнение обязанностей. И в этом случае представители религиозных объединений и верующие будут знать, что при выполнении определенных условий в установленные сроки они смогут реализовать свои права, организовать работу по поддержке малоимущих. Если же установленный порядок будет нарушен, то появится возможность обращаться в суд за защитой своего права, оспаривать действия должностных лиц со ссылками на статьи нормативных правовых актов.
В настоящее время во многих случаях порядок реализации свободы совести каждого и прав религиозных организаций отсутствует или определен недостаточно четко, что дает возможность должностным лицам решать вопросы по своему усмотрению и лишает пострадавших от их действий граждан и религиозных объединений оспаривать действия (бездействие) должностных лиц.
В настоящее время развивается сотрудничество религиозных объединений и государственных медицинских учреждений. Правовое основание такого сотрудничества - пункт 13 статьи 30 Основ законодательства об охране здоровья, который гарантирует право пациентов на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на создание условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутреннего распорядка больничного учреждения.
В значительной мере формы реализации религиозными объединениями указанных прав определяются сформировавшейся в стране моделью государственно-конфессиональных отношений. Известны разные модели взаимоотношений государства и религиозных объединений. На наш взгляд, необходимо рассмотреть перспективу их закрепления в России с правовой точки зрения. Разумеется, исходными посылками такого анализа являются конституционные положения об отделении религиозных объединений от государства, равенстве религиозных объединений (статья 14 Конституции России), обеспечении права каждого на свободу совести (статья 28 Конституции России).
Как известно, отношения государства и религиозных объединений в условиях их отделения друг от друга строятся по образцу двух моделей - сепарационной и кооперационной. Первая предполагает равенство религиозных организаций и последовательное проведение в жизнь принципа светского государства. Ограничиваются сферы сотрудничества государства и религиозных объединений, устанавливаются довольно жесткие пределы их сотрудничества. Религиозные объединения рассматриваются как частные и не имеют привилегий в отношениях с государственными органами.
Попытка установить в начале 1990-х годов сепарационную модель государственно-конфессиональных отношений в России не удалась. В итоге к середине 1990-х годов сложилась кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, которая отчасти получила правовое закрепление после принятия в 1997 году Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Она предполагает приоритетное сотрудничество государственных органов с наиболее массовыми и влиятельными религиозными объединениями в основных сферах общественной жизни.
Светские исследователи по-разному оценивают возможность закрепления кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в России. Сопредседатель Института свободы совести С.А. Бурьянов рассматривает ее как переходное состояние между государственной церковью и жестким отделением религиозных объединений от государства. По его мнению, в большинстве стран от элементов конфессиональных предпочтений постепенно отказываются, в то время как в России происходит возврат к ним.
На наш взгляд, в демократическом государстве неприемлема политика целенаправленного свертывания всех форм сотрудничества государства и религиозных объединений, если имеется положительный опыт совместного разрешения социальных проблем. Как справедливо замечает У. Кол Дурем, "стремление к механическому отделению церкви от государства любой ценой может незаметно подтолкнуть систему сначала к игнорированию религии, а затем и ее открытому отрицанию" [7, с.65]. Итогом этого может стать рост протестных и фундаменталистских настроений среди верующих. Подтверждает сказанное неоднозначная реакция общества во Франции на закон о запрете ношения учениками в светских школах "вызывающих" религиозных символов. Некоторые ученики уже были исключены из школ за нарушение этого закона, и дальнейшее формальное обеспечение светскости в школах может привести к усилению фундаменталистских течений среди мусульман Франции.
Поэтому установление четких правовых рамок сотрудничества государства и религиозных объединений и его приведение в соответствие с законодательством не означает, что оправданны попытки государства взять под контроль деятельность религиозных объединений, чтобы сформировать ту или иную роль религии в обществе. Государство не должно, вопреки воле общества, навязывать ему модель государственно-конфессиональных отношений.
На наш взгляд, в работе целесообразно представить схему взаимоотношений управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями с органами государственной власти, местного самоуправления и с общественными организациями (Приложение).
Итак, представляется, что при определении перспектив развития государственно-конфессиональных отношений и совершенствовании законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях важно учесть следующие подходы:
1. Установление более тесных отношений с теми или иными религиозными объединениями в светском демократическом государстве возможно только на позитивной основе, для решения социальных задач. Причем оно возможно и без установления особого правового статуса ведущих религиозных объединений, при юридическом равенстве всех религиозных объединений.
2. При кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в России важнейшее значение приобретает четкое установление порядка сотрудничества государственных органов и учреждений с религиозными объединениями.
3. Сотрудничество с религиозными объединениями не должно умалять другие направления политики государства в сфере свободы совести, в том числе обеспечение светского характера государства и права каждого на свободу совести. В России в настоящее время нередко законодательство и практика сотрудничества государства и религиозных объединений не соответствуют конституционным положениям о светском характере государства и приоритете прав личности. Поэтому необходимо совершенствовать правовое регулирование, направленное на более четкое гарантирование права на свободу совести и светский характер государства, на уровне как законов, так и подзаконных нормативных правовых актов, а также совершенствовать практику реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.
4. Сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения. Однако в настоящее время государственные органы порой принимают во внимание только одну сторону реализации свободы совести - право на свободу вероисповедания. Назрела необходимость скорректировать государственную политику в сфере свободы совести, чтобы более строго соблюдать конституционный принцип идеологического многообразия [43, с.56]
Рассмотрение системы взаимоотношений государства и религиозных организаций в России позволяет сделать следующие выводы:
1. С середины 1990-х годов в России РПЦ и некоторые иные крупнейшие религиозные объединения приобрели привилегированный статус. В последнее время он в ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).
2. Ведущие конфессии сотрудничают с государством на основании договоренностей высших иерархов с представителями власти и соглашений с государственными органами, чей правовой статус вызывает вопросы и которые в значительной мере сводятся к декларациям о намерении сотрудничать. В ближайшей перспективе наиболее влиятельные конфессии заинтересованы в такой ситуации, поскольку она позволяет им сохранять привилегированное положение.
3. Перспективным путем развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, на наш взгляд, является установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах - в армии, медицинских учреждениях и др. - путем установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства - обеспечение правовой формы государственно-конфессиональных отношений, а также создаст надежную основу для долговременного развития государственно-конфессиональных отношений, гарантирующих соблюдение прав религиозных объединений при изменении политического курса.
2.2 Региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций
На наш взгляд, говоря о региональных аспектах взаимоотношений государства и религиозных организаций, необходимо обратиться к опыту республики Татарстан и Башкортостан, где на протяжении многих столетий тесно взаимодействуют две мировые религии: христианство и ислам.
Последнее десятилетие прошлого столетия для Татарстана, как и для всех остальных регионов бывшего СССР, было ознаменовано бурным возвратом к религиозно-духовным ценностям. В этих условиях для государства было чрезвычайно важно определить характер формирующихся новых взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. Главный принцип этих отношений состоял в отделении церкви от государства, и он нашел отражение в Конституции РФ. Ст. 14 Конституции гарантирует равноправие всех народов, населяющих РФ, и существующих на ней религий.
Возрождение религии в Татарстане было отмечено некоторыми недостатками, которые объясняются рядом исторических и политических обстоятельств. Прежде всего, рост религиозных общин и мечетей не сопровождался качественным развитием исламской мысли и осмыслением нравственно-духовных ценностей. Религия изучалась на уровне обрядовой практики и нередко - на фоне неприязни к традициям, закрепившимся в советскую эпоху, и духовной бедности - становилась причиной социальных конфликтов. Эти конфликты касались не только отношений верующих с членами их семей и обществом, но и познания верующими самих себя.С другой стороны, консервативность традиционных конфессий и их неспособность приспосабливаться к потребностям и запросам современного общества привела к тому, что их последователи нередко призывают государство принять жесткие меры против новых религий. Эти требования и опасения людей зачастую бывают не вполне обоснованными, во-первых, потому что они опираются не на объективную информацию, а на субъективные суждения; во-вторых, потому что в демократическом государстве деятельность религиозных общин может быть ограничена только по соображениям государственной и общественной безопасности и в случаях необходимости защиты прав и свобод граждан [44, с.21].
Следует отметить, что закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" не способствует пресечению противоправной деятельности религиозных объединений, которые в России и за рубежом называют деструктивными, и не учитывает специфику конфессиональных особенностей отдельных регионов, в частности - Татарстана. Для закрепления веротерпимости и недопущения проявления в Республике религиозного экстремизма и политизации деятельности религиозных организаций в 1999 г. был принят республиканский закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Между этими двумя законодательными актами имеется ряд несоответствий. В частности, в преамбуле закона РТ подчеркивается особая роль ислама и православия при учете специфики других религий и течений. Особое внимание к себе привлекает п. 5 ст. 10 закона, уточняющий статус централизованной организации для мусульманских общин. В силу того, что федеральное законодательство позволяет трем общинам одного вероисповедания объединиться в самостоятельное духовное управление, заложенный в исламе плюрализм мнений оказался заложником в условиях религиозного возрождения. В РФ было создано около 60 духовных управлений мусульман, хотя во времена СССР их было всего четыре. В то же время в Татарстане все мусульманские общины организационно подчинены единому центру.
Свободы представителей нетрадиционных течений также гарантированы законом, однако п. 7 ст. 13 допускает продление сроков рассмотрения документов при регистрации религиозной организации, если заявители принадлежат к вероучению, последователи которого впервые создают религиозную организацию на территории Республики.
Отдельные положения п. 2 ст. 16 расширяют основания, на которых допускается ликвидация религиозной организации и запрета на ее деятельность в судебном порядке.
Наряду с этим, республиканский закон расширил права верующих на предприятиях и в учреждениях, закрепив за ними право на отправление религиозных обрядов на рабочих местах, если это не вредит производственному процессу.
В ст. 18 республиканского закона декларируется легитимность религиозных вакфов, причем не только исламских. По мнению председателя Совета по делам религии РТ Рината Набиева, законодательное признание вакфов способствует «возрождению национально-религиозных традиций народов, исповедующих ислам, в области правовой культуры, развитию благотворительной деятельности, защите ислама от вульгарной политизации, привлечение к взаимному международному сотрудничеству с авторитетными мусульманскими организациями».
Одним словом, республиканский закон предоставил верующим больше прав и гарантировал гражданам большую защиту от тех нетрадиционных религий, которые оказывают пагубное воздействие на личность и общество. Тем не менее, как федеральный, так и республиканский законы являются достаточно либеральными, и, как показало время, они не в состоянии сбалансировать влияние религиозных организаций на процессы в обществе с фактическими духовными потребностями граждан [45, с.22].
В настоящее время при Президенте РФ действует Совет по взаимоотношению с религиозными объединениями. Помимо него, в структуру входят 22 руководителя религиозных объединений разной направленности. Трое из них представляют мусульманскую общину России.
В настоящее время в Татарстане зарегистрировано более 900 мусульманских и более 200 православных общин. Вместе с тем, влияние религиозных течений нетрадиционной направленности в Татарстане усиливается на фоне недовольства прогрессивной общественности. Нередко эти религиозные общины пытаются узаконить те виды деятельности, которые противоречат отдельным статьям федерального, республиканского законодательств и международным конвенциям. В 2000 г. в центре внимания общественности оказалась деятельность "Свидетелей Иеговы". Смерть двухлетней девочки, которая наступила из-за несогласия матери на переливание крови, стала основанием для отказа в перерегистрации и обращения в суд для ликвидации общины. Но районный суд в иске отказал, а Верховный суд РТ обязал зарегистрировать организацию.Летом 2000 г. активизировались представители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), которые предприняли попытку встретиться с высшим руководством Татарстана для того, чтобы ускорить регистрацию казанской общины. Несмотря на разъяснительную работу, проводимую Советом по делам религии РТ, мормоны, по сводкам местных СМИ, не оставляют попытки закрепить свои позиции "в верхах", чтобы избавиться от ответственности.
В Татарстане представлены и новые для России религиозные движения - ахмадия (штаб-квартиры движения находятся в Пакистане и в Англии), Церковь последнего завета (виссарионовцы), сахаджа-йога, Церковь саентологии. Последняя вызывает наибольшую обеспокоенность общественности и органов безопасности Татарстана, поскольку саентологи имеют много последователей в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске. В школах Набережных Челнов до недавнего времени читались лекции по программе "Нарконон", в итоге запрещенной Минздравом РФ.
Динамика численности организаций нетрадиционно-религиозных направлений за последние годы показывает, что если по численности последователей новые культы уступают традиционным религиям, то по своей активности они значительно превосходят их. Ярким примером может служить 100% активность протестантских организаций при перерегистрации, завершившейся в РТ к концу 2000 г.
Среди причин распространения новых религиозных течений исследователи называют и идеологический кризис, и пассивность традиционных конфессий. В большей степени эти тенденции проявляются в городе, где отсутствие приверженности традициям, осложненное проблемами экономического и социального характера, также способствует приобщению граждан к нетрадиционным общинам.
В связи с этим духовные лидеры Татарстана прикладывают большие усилия для того, чтобы поддержать традиционные религии и сохранить те ценности, которые испокон веков были присущи татарскому народу. С этой же целью все мусульманские религиозные объединения Республики подчинены единому центру - Духовному управлению мусульман (ДУМ) РТ, возглавляемому муфтием Гусманом Исхаковым.
В развитии традиционного ислама главная роль отводится местным кадрам, подготовка которых сегодня является основной задачей, стоящей перед ДУМ РТ. В настоящее время в Татарстане функционируют 8 профессиональных религиозных учебных заведений разного уровня. В Казани с 1998 г. действует Российский исламский университет (РИУ). Студенты РИУ наряду с высшим религиозным получают и светское образование, например, преподаватель арабского языка, юрист, экономист и др. Правда, по данным ДУМ РТ, лишь 10% мусульманских общин республики обеспечены подготовленными имамами. Преподавательский состав университета представлен 25 преподавателями, среди которых один академик, 2 доктора и 2 кандидата наук. Еще 8 преподавателей в настоящее время учатся в аспирантуре Казанского госуниверситета [46, с.10].
Раньше для получения религиозного образования молодые люди вынуждены были отправляться за границу. Однако это часто приводит к возникновению проблем иного характера - обучение во многих зарубежных исламских университетах не гарантирует высокого качества подготовки имамов и оставляет вне учебной программы вопрос формирования национального самосознания.
На территории современного Башкортостана на протяжении многих столетий тесно взаимодействуют две мировые религии: христианство и ислам. Высокая степень веротерпимости, свойственная верующим основных конфессий, прежде всего, ислама и православия, выступает отличительной характеристикой духовной жизни республик. Трудно найти регион с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей религиозных верований, как Башкортостан. Это и мусульмане, и христиане, в числе которых православные, старообрядцы, католики, протестанты различных направлений, а также, - иудеи, буддисты, кришнаиты, бахаи. Такое многообразие различных конфессий уникально. Поэтому очень важны последовательные и взвешенные практические шаги по проведению продуманной религиозной политики.
Полиэтнический и поликонфессиональный характер Российской Федерации, равноправие населяющих ее народов и существующих на ее территории религий закреплены в основополагающих законодательных актах страны, прежде всего, в ее Конституции, статья 14 которой гласит, что Российская Федерация - светское государство, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 34 Конституции Республики Башкортостан и в ст. 29 Конституции Республики Татарстан: “Граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, заниматься религиозной или атеистической деятельностью. Каждый человек свободен в отправлении религиозных обрядов. Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными верованиями запрещается. Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства”.
Именно достижение взаимного понимания, веротерпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, а также твердая позиция по недопущению в республике проявлений религиозного экстремизма и политизации деятельности религиозный объединений, явились причинами принятия Государственными Советами республик данных законов. В нем нашли свое отражение особая роль ислама и православия в становлении и развитии духовности и культуры народов Татарстана и Башкортостана, стремление учитывать специфику других религий, составляющих неотъемлемую часть духовного их наследия.
В пункте 6 ст. 4 этого закона РТ четко зафиксировано, что “воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с возбуждением вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными верованиями, с уничтожением или повреждением имущества либо угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с законом”.
Одной из принципиальных позиций государства остается соблюдение баланса интересов крупных традиционных конфессий - ислама и православия. Это основа стабильности межконфессиональных отношений не только в Татарстане и Башкортостане, но и в целом Российской Федерации. Органы государственной власти республик во взаимоотношенийх с религиозными обществами стремятся учитывать интересы всех этноконфессиональных групп населения, чтобы не создавать каких-либо привилегий одной из религий и не придавать ей статус государственной.
За последние годы в Татарстане и Башкортостане немало сделано для того, чтобы обеспечить гражданам возможность свободно удовлетворять религиозные потребности, созданы условия для полноценной деятельности религиозных организаций. В республике Татарстан постепенно завершается процесс возвращения культовых зданий верующим. За последнее десятилетие открыто, отреставрировано и построено около тысячи мечетей, православных храмов и других культовых зданий. В стадии строительства находятся более 120 таких объектов. В столице республики верующим возвращены синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. В Казанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенского собора.
В Республике Башкортостан только в 2000 г. постороено 40 новых молитвенных зданий, в том числе 38 зданий мечети. В настоящее время строется 81 молитвенное здание, в том числе 68 зданий мечетей.
В Республике Татарстан обеспечение взаимоотношений органов власти с религиозными организациями возложено на Совет по делам религий, осуществляющий свою деятельность в постоянном контакте с Аппаратом Президента РТ, Советом безопасности, Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РТ, силовыми ведомствами, инстерствами культуры, образования, здравоохранения, администрациями городов и районов республики. Регулярной является информационная. аналитическая, экспертная работа, подготовка религиоведческих заключений. В 2000 г. был издан в рамках реализации Закона “О языках народов Республики Татарстан” “Краткий религиоведческий словарь-справочник на русском и татарском языках”. При участии Совета по делам религий были изданы альбомы: “мечети Татарстана”, “Православные храмы Татарстана”.
В Башкортостане эти функции выполняет Совет по делам религии при Кабинете Министров РБ. Совет работает под непосредственным руководством Кабинета Министров и его руководства, Администрации Президента республики, в тесном контакте с Министерством Юстиции РБ, администрациями районов и городов, республиканскими органами.
Татарстан и Башкортостан являются полиэтническими, поликонфессиональными и поликультурными республиками. Количество зарегистрированных мусульманских организаций в РТ на порядок превышает количество зарегистрированных православных организаций (по данным Совета по делам религий на 1999 год: мусульманских - 937, православных - 178). Кроме того, в Татарстане православные организации характеризуются меньшей социальной активностью, чем мусульманские. Так, мусульманских общин на практике оказывается больше, чем зарегистрированных исламских организаций. В случае православия, наоборот, некоторые из зарегистрированных организаций существуют только формально. Общее количество местных мусульманских организацийй доходит до 550, православных - 160.
За последние годы в Татарстане и Башкортостане не наблюдается этноконфессионального противостояния. Это объясняется, видимо, во-первых, установившейся репутацией республик, как относительно экономически стабильных регионов, а во-вторых, тем, что религиозные организации имеют большой миротворческий потенциал и способствуют формированию благоприятного общественного климата и межэтнической и межконфессиональной толерантности. Определенный опыт взаимного уважения и сотрудничества мусульман и православных в Татарстане и Башкортостане безусловно существует. В какой-то мере это может служить примером для других стран.
Учитывая поликонфессиональный характер Российской Федерации, законодательство, регулирующее сферу религиозных отношений, должно отвечать требованиям универсальности, быть способным учитывать специфику каждой из законно действующих религий на той или иной территории, не нарушая при этом конституционного принципа отделения религий и религиозных объединений от государства [47, с.19].
По нашему мнению, подводя итог параграфа, необходимо привести слова Президента РТ М.Ш. Шаймиева, прозвучавшие в Послании Государственному Совету Республики Татарстан: “будучи отделенными от государства, религиозные организации не отделены от общества. Поэтому государство осознает необходимость конструктивного сотрудничества с конфессиями в решении многих социально значимых проблем, и прежде всего это касается консолидации нашего общества. Именно этому, мы считаем, способствовал визит в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который продемонстрировал глубокое уважение к государственности Татарстана, выявил высокую степень готовности к сотрудничеству православной и мусульманской конфессий” [48].
Непростые процессы, как известно, протекают в мусульманской общине республики. Тем не менее, ведущей тенденцией стало стремление к консолидации, разрешению организационных и иных споров. Как бы ни старались отдельные силы преподнести это в негативном свете, в целом из средств массовой информации видно, что в обществе есть понимание необходимости единения. В данном случае государство и материально, и в организационном плане будет способствовать тому, чтобы консолидация прошла на высоком уровне. Религиозные конфессии сейчас переживают примерно те же процессы, какие общество проходило в своей политической жизни несколько лет тому назад. Президент и иные органы государственной власти приложили свои усилия, чтобы выйти на консолидацию. Все население нашей республики заинтересовано в этом”.
2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска
На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась определенная система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района (председатель - И.Х.Мезикова).
В таблице 1 приведены данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района.
Таблица 1
Данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района
№ п/п
Общественные формирования
Количество общественных формировании
1.
Общественные организации
36
2.
Общественно-политические организации
11
3.
Национально-культурные оъединения
6
4.
Политические партии
6
5.
Религиозные организации
43
ИТОГО:
96
На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них:
- мусульманских -21;
- православных -13;
- протестантских - 9.
Общее количество культовых зданий - 36. Из них:
- мусульманских мечетей - 16;
- помещений, приспособленных под мечеть - 4;
- православных церквей - 12;
- православных молебных домов - 3;
- протестантских церквей - нет;
- протестанских молебных домов - 1 (не зарегистрирован).
В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что открывает новые возможности для духовного возрождения общества. В 2007 году на пожертвования предприятий и частных лиц построены и сданы в эксплуатацию часовня и минарет на территории филиала ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ТЭЦ», молебные комнаты для верующих в лечебно-исправительных учреждениях №1 и №4, кряшенский приход церкви «Иоанна Крестителя» в н.п. Кашаево.
Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников «Ураза байрам», «Курбан байрам», «Рождество», «Пасха» «День Петра и Павла». В день Покрова пресвятой богородицы 14 октября ежегодно проводится Крестный ход (количество участников 500 человек). Безопасность движения обеспечивают УВД и отдел ГИБДД, а безопасность здоровья прихожан бригада скорой помощи.
Вне культовых зданий организованы кружки нравственного воспитания в 12 школах, 5 дворовых клубах. Успешно работает нравственная группа в детском саде «Сююмбике» и нравственные классы в школе № 5 г. Нижнекамска.
При мечети действует Молодежный Центр социального развития мусульман, который состоит из 9 секторов. В его деятельности участвуют более 30 молодых людей. В его задачи входит организация спортивных мероприятий, социальная и материальна помощь нуждающимся семьям, посещение больных и воспитательная работа отбывающими наказание в исправительных учреждениях района.